Резниченко Владимир Ефимович: другие произведения.

Детки в клетке

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Читай на КНИГОМАН

Издавай на SelfPub

Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ещё о национальном вопросе

   Владимир РЕЗНИЧЕНКО
  
   ДЕТКИ В КЛЕТКЕ
  
   Откуда в России столько межнациональной неприязни и розни? Виноваты ли в этом демократы-рыночники, порушившие процветавшую в советское время дружбу народов? Или корень зла в безбожниках коммунистах, подорвавших национальную гармонию, существовавшую до Октябрьской революции? А может быть, чтобы разобраться в этом сложном вопросе , следует погрузиться еще глубже в историю - и в психологию?
  
   ******
   Ко мне в руки попала любопытная книжка, изданная в Москве чуть более столетия назад, в 1906 году, - "Очерки по географии России". Авторы этого пособия по "отечествоведению", учителя С.И.Гречушкин и А.А.Сольдин, ставя своей целью "удовлетворить потребности как школы, так и общества", собрали много интересного и познавательного этнографического материала. Вполне естественно, что при описании населения страны им было трудно отказаться от оценок и характеристик различных проживающих в ней этнических групп.
   Листая книгу, узнаешь, в частности, о том, как живут люди и как они одеты. Школьникам (нашим прадедам) предоставлялась возможность составить впечатление о "чистоте" одних народов и "нечистоте" других. Так, по мнению авторов, буряты "одеваются плохо и нечистоплотны"... Чукчи также "очень нечистоплотны и неряшливы"... А вот в домах у евреев "даже при известном достатке поражает беспорядочность и отсутствие уютности".
   Евреи вообще показаны в учебнике как жулики и проходимцы. Приводятся, в назидание потомству, пространные примеры, как именно они обмишуливают православных. Хорошо еще, что этих мошенников, даже пытающихся замаскироваться, очень несложно вычислить. "Еврей узнается сразу из целой толпы... по какому-то исключительно ему свойственному отпечатку, которым проникнуто все его существо".
   Впрочем, и татары, как констатируют дореволюционные педагоги, тоже отличаются "плутоватостью"... Да и у других этносов, как внушали нашим бабушкам и дедушкам со школьной скамьи, полно врожденных недостатков. Скажем, "типичная черта малоросса - медлительность движений, часто доходящая до границ лени"... "Мингрельцы - народ способный и восприимчивый, но упрямый и мстительный"... А чеченцы (прямо, будто сегодня сказано!) "неукротимы и храбры", однако склонны к "коварству и суровости".
   Не избегают авторы и оценки народов с точки зрения их религиозных верований. Тунгусы, сообщают они, "плохие христиане"... "В религиозном отношении пермяки представляют уродливое подражание христианам "... Правда, и у исконных христиан не все обстояло благополучно. Как отмечается в очерке о поляках, "лень и ханжество,.. жадность и безнравственность - пороки, которые... сильно распространены среди католического духовенства". О том, есть ли какие-либо моральные изъяны у православных священников, в пособии умалчивается.
  
   *****
   ...А вот другой учебник, выпущенный ровно четыре десятилетия спустя, в 1946 году: "Родная речь", книга для чтения в Ш классе начальной школы". По одному из последующих изданий этой книги обучался уже я сам, ребенок послевоенной поры, чьи заметки вы сейчас читаете.
   По всему видно, задача интернационального и патриотического воспитания рассматривалась составителями "Родной речи" как одна из главных. Открывается хрестоматия стихами лауреата Сталинской премии М.Исаковского о любимой Отчизне: "Чутким сердцем и мудрой рукою нам великая дружба дана, и живут неразрывной семьею все народы и все племена. Все они, словно братья, желанны, всем просторно расти и цвести... Поезжай за моря-океаны, но дружнее страны не найти".
   "Поехать за моря-океаны" в те времена, надо сказать, было значительно труднее, чем сейчас. Но "Родная речь" помогала детям, предлагая им увлекательные воображаемые путешествия. Об экзотических зарубежных народах в книге рассказывается даже больше, чем о народах СССР. Причем рассказывается с нескрываемой симпатией и состраданием. Так, сочувственно показаны негры, чье "голое тело немилосердно терзают муравьи, комары, мошкара", арабы, изнывающие от жажды в пустыне, папуасы, которые "справедливы и добры" и "способны на все, на что способен белый".
   Особое внимание уделяется первобытным людям, у которых, как можно понять, никакой национальности не было вообще. Эти несчастные существа тоже достойны самой искренней жалости. "Холод мучил человека, мрак его пугал, из кустов порой свирепо хищник нападал". К счастью, человек "научился постепенно быт свой улучшать" и жизнь стала уже не та, что прежде. "Не костры кругом пылают, - а по всем домам электричество сияет нам по вечерам..."
   От первобытных людей авторы сразу же переходят к славянам. Весь раздел по истории СССР носит характерное название: "В боях за Родину". Прошлое изображается как цепь непрерывных разрушительных нашествий и решительного отпора врагу. Ранее прозвучавший мотив - "из кустов порой свирепо хищник нападал" - получает, таким образом, развитие на многих страницах.
   Славянам - "людям, населявшим нашу родину" - "часто приходилось воевать со степными кочевниками" (где была родина у этих степняков, остается неясным). Они "грабили", "разоряли" и "уводили жителей в плен". Затем "на Новгородскую землю, как хищные звери, нападали шведы и немцы". Но особенно злобствовали татары. От них "никому не было пощады - ни старому, ни малому". "У кого денег нет, у того дитя возьмет, у кого дитяти нет, у того жену возьмет, у кого жены нет, того головой возьмет", - изучали отечественную историю детишки в Казани...
   Потом "с севера напали шведы, а с запада поляки", захватившие Москву. Далее, уже в петровские времена, опять началась "война со шведами, которая продолжалась более двадцати лет". Позже Суворов и Кутузов воевали с турками. Затем народ отражал вторжение французов. Потом супостаты объединились. Французы, англичане и итальянцы, опасаясь усиления России, стали помогать туркам и осадили русскую крепость Севастополь.
   А после революции началась гражданская война. В ходе ее внешний враг содействовал внутреннему. Иностранные капиталисты "стали посылать в Россию оружие и обмундирование для белогвардейцев и свои войска". И, наконец, Великая Отечественная, против немцев... В заключение же, в качестве финального аккорда - стихи другого лауреата Сталинской премии, А.Суркова: "Мы побеждали смерть не раз, был трудный путь к победе крут, потомки сталинцами нас за этот подвиг назовут".
   Понятно, цитировавшаяся здесь "Родная речь" вышла из печати всего лишь год спустя самой ужасной в российской истории войны. Но разве синдром "осажденной крепости" (в которую была трансформирована прежняя "тюрьма народов") не давал о себе знать и на протяжении последующих десятилетий, в сугубо мирное время?
   Даже сегодня, когда, кажется, уже никто не собирается совершать в Россию интервенций, это наваждение вновь затмевает умы. Подавляя здравую мысль о том, что худшие наши враги - не иноземцы, инородцы и иноверцы, а мы сами, не умеющие построить свою жизнь (личную ли, общественную) на началах справедливости и добра.
  
   *****
   ...Школа школой, но главными учебными классами для нас, московских "пацанов" первого послевоенного десятилетия, были дворы. Хотя, конечно, слово, произнесеннное педагогами-наставниками, отзывалось и здесь. Но, разумеется, совсем не только поэтому нашим любимым занятием была игра в войну. С рукопашными схватками, сооружением самодельных "концлагерей" и вполне реальными пытками попавших в плен "врагов" (ты ему по-доброму: "скажи пароль!", он тебе издевательски: "сраный король!", а затем начиналось, как положено по неписаному сценарию, выкручивание рук и битье под дых)...
   Живучи, стойки из поколения в поколение передававшиеся стереотипы... Москва всегда была космополитическим городом. Однако, во дворе моего детства (в самом центре - напротив Хитрова рынка - я жил) не вполне приличным считалось быть армянином или, скажем, татарином. "Армяшка - в жопе деревяшка!", "Неотвожа, красна рожа, на татарина похожа, а татарин на свинью - хрю, хрю, хрю, хрю!" - эти образчики дворового фольклора у меня до сих пор на слуху.
   Слово "еврей" (и еще более обидное - "жид") зачастую употреблялись как ругательные, безотносительно к национальной принадлежности того, кого хотели оскорбить. "Проверка на вшивость", которой старшие ребята подвергали малышей, заключалась в том, что их заставляли произнести имя "Абрам". Скартавишь (сказав "Абгам") - сразу ясно, кто ты есть. Впрочем, катастрофических последствий для ребенка это не влекло.
   Евреи (и полукровки) составляли весьма значительную часть населения столицы. Многие из них были вожаками - не только в комсомоле, но и в хулиганской и уголовной среде. Как-то мы с приятелем прогуливались поздно вечером по Покровскому бульвару, и на нас напали, с ножами в руках, пьяные воры. Первый вопрос, обращенный к каждому из нас, был: "Ты аид?" "А почему вы спрашиваете?" "Да пахан запретил нам евреев грабить!.."
   Кстати, этот мой сверстник тоже подвергался "национальной дискриминации" в дворовой жизни. И совсем не потому, что был, как тогда говорили, "с прожидью": это он тщательно скрывал. Дразнили и били его за то, что он... "турок". Хотя на самом деле никаким турком не был. Просто несколько лет прожил с родителями в Анкаре , куда командировали его отца. "Мой папа был Комендантом Советского Посольства!" - похвалялся он перед друзьями, не знавшими, разумеется, что комендант - низшая должность в дипломатических миссиях (вахтер, дежурящий у входа). А дети пижонства не прощают...
   Жил еще в нашем доме мальчик с русской фамилией, которого обзывали "немцем" и "фашистом". Мать его была русская. А отец, в самом деле, был выходец из Германии - коммунист, сбежавший от преследований гестапо. Как я слышал (не знаю доподлинно, так ли это - тогда подобные вещи старались не афишировать), он еще потом отсидел в нашем Гулаге - как подозрительная личность. Заодно и дети получали полной мерой - по принципу "раз немец, значит враг".
   Глумлению, однако, нередко подвергались и сами представители "коренной национальности". Мало кто помнит сегодня, что, помимо анекдотов "про Абрама и Сару", бытовала не менее популярная анекдотическая серия - "про Вантё и Мантё". Герои ее - тупые деревенские мужик и баба - постоянно совершали разные идиотские поступки. Например, отправляясь в театр на "Даму с камелиями", думали, что идут на "драку с каменьями", и запасались булыжниками. Когда кричали "бис!", бросали вниз, когда кричали "браво!", кидали вправо... Позже тема про "русских дурачков" была развита в чапаевском цикле.
   Надо бы добавить, что "межнациональные отношения" обычно выяснялись лишь в момент неизбежных среди детей конфликтов и ссор. А так все играли дружно и мирно. Или, объединив силы, сообща - русские, татары, евреи - ходили драться с мальчишками из соседнего двора... Вооружившись, по примеру Вантё и Мантё, кирпичами.... В одном из таких сражений я был ранен и чудом не остался без глаза. С тех пор, возможно, и осознал, что собирать камни все-таки разумней, чем их разбрасывать - а, тем более, ими бросаться.
  
   *****
   ...Повторюсь: психологические клише, отпечатавшиеся в сознании с ранних лет, очень непросто преодолеть. Тривиальная вроде бы мысль о том, что "нет плохих и хороших народов, а есть плохие и хорошие люди", по-прежнему с трудом пробивает себе путь в общественное сознание. Нет сомнения, содержащийся в древних книгах рецепт - побеждайте зло добром! - сохраняет свою животворную целительную силу и ныне. Только как на практике лечение организовать?
   Если даже работники народного образования вдруг одумаются и перестанут издавать глупые учебники, а начнут издавать умные, дело не намного сдвинется. Вряд ли возможно, в отрыве от других чувств, воспитывать у детворы чувство интернационального братства. Особенно в той социальной и экономической обстановке, которая складывается сегодня в России. Разве наши сыновья и дочки, внуки и внучки не становятся первыми - и самыми незащищенными - жертвами так называемого "переходного периода" (от социализма к капитализму? из ниоткуда в никуда?)
   Так что одним духовным просвещением, как мне кажется, ситуации тут не выправишь. Необходимо еще и такое условие, как рост благосостояния людей. Потому что, когда у человека есть хорошо оплачиваемая работа, уютный дом, вкусная еда и уверенность в будущем, он гораздо реже задумывается, какой национальности его сосед. А нищие и голодные, сколько ни сей среди них "разумное, доброе, вечное", все равно будут испытывать злобу и зависть.
   Но, приятно это кому-то или нет, Россия всегда была и (даже после отчуждения от нее обширных террриторий) продолжает быть государством многонациональным. Страной не только этнических РУССКИХ, но и всех РОССИЯН. Людей, зачастую внешне очень не похожих друг на друга, приверженных разным религиям, не желающих предавать забвению свои родные обычаи и языки. Любой серьезный конфликт между составляющими единую нацию группами чреват ужасными бедами. Вполне сопоставимыми по масштабам и последствиям (замечу наглядности ради) с крушением Вавилонской башни.
   Тут очень важно, чтобы государство не сидело сложа руки. И не ограничивалось душеспасительными призывами типа "ребята, давайте жить дружно!" Если национальный мир и межэтническое согласие не достигаются сами собой, к этому следует принуждать. Опираясь на силу закона, на мощь правоохранительных структур. По сформулированному еще дедушкой Крыловым принципу: "там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить".
   Не имеет значения, кто конкретно выступает в роли зачинщика распрей и вражды. Выходец ли из захолустного горного аула, пытающийся насаждать в древней русской столице дикарские понятия о приличиях и этикете. Или обкурившийся гопник с питерской окраины, компенсирующий свою человеческую неполноценность унижением и побитием каждого, кто на него не похож. Конституция и законы едины и обязательны к исполнению для всех граждан. "Нравится, не нравится, терпи, моя красавица!" - говорят в народе. Главное, полагаю, не прятать (от самих себя и от окружающего мира) накопившихся реальных проблем. Такое мы уже проходили - при совке. "Национальный вопрос", как нам тогда втирали в мозги, был, якобы, успешно решен - так же, как преступность практически побеждена, а проституция окончательно искоренена... А ведь когда из котла не выпускают пар, котел взрывается... Так что, для собственной же пользы, будем говорить обо всех этих некрасивых вещах честно и открыто - здесь и сейчас.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  П.Роман "Игра богов" (Боевое фэнтези) | | Э.Тарс "Б.О.Г. Запуск" (ЛитРПГ) | | А.Довлатова "Геомант" (Попаданцы в другие миры) | | А.Миллюр "Сбежать от судьбы или верните нам прошлого ректора!" (Любовное фэнтези) | | М.Атаманов "Тёмный Травник. Верховья Стикса" (ЛитРПГ) | | У.Михаил "Ездовой Гном - 2 Захребетье. Росланд Хай-Тэк" (ЛитРПГ) | | М.Эльденберт "Поющая для дракона" (Любовная фантастика) | | А.Миллюр "Как не сойти с ума от любви. Пособие для тех, кто влип." (Любовное фэнтези) | | К.Юраш "В том гробу твоя зарплата. Трудовыебудни" (Юмористическое фэнтези) | | О.Герр "История (не)любви" (Любовные романы) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"