Аннотация: Стоит ли вегетарианцам полемизировать с людоедами?
Владимир РЕЗНИЧЕНКО
ИЗЫДИ, САТАНА!..
С чем, с чем, а с лозунгами у нас при советской власти был полный порядок. "Слава КПСС!", "Пятилетку - в четыре года!", "Догоним и перегоним Америку по производству мяса, молока и яиц!"... Цели были четко намечены, оставалось только самоотверженно выполнять грандиозные планы. А вот сейчас никаких ясных ориентиров не видно. Полный разброд и шатания - кто в лес, кто по дрова.
Правда, и раньше находились маловеры и скептики. Когда им доходчиво объясняли, что страна стоит одной ногой в социализме, а другой в коммунизме, они издевательски выспрашивали: "и долго еще стоять враскорячку будем?" Похоже, что сегодня таких сомневающихся сделалось еще больше. Ведь почти полтора десятилетия прошло, как СССР не стало - а мы по-прежнему в некрасивой и неудобной раскоряченной позе стоим. Только теперь уже одной ногой в социализме, а другой в капитализме.
То ли назад отступить, то ли вперед с новой силой рвануть? Стать неотъемлемой частью мирового сообщества? Или огородиться частоколом, пить квас, тренькать на балалайке и гордиться своей высокой духовностью?.. Лучшие умы России, засучив рукава, ищут "национальную идею". А она, идея эта, как черная кошка в темной комнате, никак не хочет отлавливаться. Соответственно и ключевой вопрос - "что такое хорошо, что такое плохо?" - остается без внятного ответа. Тем более еще, людям изо дня в день головы дурят.
Недавно по популярному телеканалу показывали диспут между православным священником и женщиной, провозгласившей себя ведьмой. Спорили шумно и горячо, ни один из двух от своих позиций так и не отступился. Кто прав, предоставили решать публике - посредством телефонного голосования. К чести зрителей нужно сказать, что подавляющее их большинство поддержало взгляды представителя церкви.
Подобные публичные поединки - между священнослужителями и приспешниками Сатаны - можно наблюдать и в других странах. Например, в крупнейшем католическом государстве мира - Бразилии, где не так давно мне довелось работать корреспондентом. Но там это происходит совсем иначе. Ложных альтернатив не предлагается. Учение Христа и бесовщина не ставятся на одну доску.
Бразильское телевидение организует - в прямом эфире - многочасовые трансляции изгнания дьявола из одержимых. Зрелище тяжелое и малоприятное. Не уверен, что такое вообще следует демонстрировать широкой аудитории. Но хочу сказать о другом: католический падре - экзорцист - отнюдь не вступает в философскую полемику со злым духом. А самыми жесткими, силовыми способами заставляет его покинуть истерзанное тело жертвы, оставить в покое ее душу.
У нас же, в России, "плюрализм" и "свобода слова" зачастую не имеют никаких разумных границ. В средствах массовой информации - что называется, "на равных" - дискутируют сыщик и вор, психиатр и извращенец, правозащитник и последыш сталинизма. Антифашисту и фашисту предоставляются на газетных полосах одинаковые возможности для отстаивания своих концепций. На экране мелькают кадры очередного кровавого теракта - и тут же, как ни в чем не бывало, выступает с проповедью дежурный адвокат экстремизма.
Народ в замешательстве. Не каждый ведь гражданин - после пережитых страной десятилетий идеологического оболванивания - способен с первого взгляда отличить черное от белого. Тут бы демократически избранной власти его и сориентировать, просветить. Ан нет - ведет она себя прямо, как у Пушкина в "Борисе Годунове". "Так точно дьяк, в приказах поседелый, спокойно зрит на правых и виновных, добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева".
Между тем, правила нормальной, конструктивной, цивилизованной дискуссии обязательно предусматривают тщательный подбор ее участников. Тем более, когда речь идет о завтрашнем дне России - то есть о нашем собственном будущем, о судьбе нежно любимых нами детей и внуков. Безусловно, концепции в ходе обсуждения могут высказываться самые разные. Но - в рамках общепризнанных гуманитарных ценностей. В пределах выработанных на протяжении тысячелетий нравственных норм.
Даже если, скажем, спор ведется вокруг такой (не самой главной на сегодняшний день проблемы), как рациональное питание, и здесь необходима крайняя предусмотрительность. Вполне уместно пригласить к полемическому "круглому столу" сторонника мясной пищи. А по другую сторону усадить убежденного вегетарианца. Но вот приглашать для прояснения гастрономических истин злобного кровожадного людоеда - верх идиотизма!
К чему я все это здесь живописую? А к тому, что порой у меня возникает подозрение: значительная часть общества - на подсознательном уровне - испытывает мазохистские желания. В смысле, стать кормом для какого-нибудь свирепого маньяка, типа Берии или Чикатилы. Каждому, конечно, свое: получай удовольствие хоть от жизни, хоть от смерти! Но не тяни за собой на пытку других. Например, что касается меня, то сделаться жертвой каннибалов никак не входит в мои планы. Убежден, что и в твои тоже, уважаемый читатель.