Резниченко Владимир Ефимович : другие произведения.

Многоскандальная Россия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Владимир РЕЗНИЧЕНКО
  
   МНОГОСКАНДАЛЬНАЯ РОССИЯ
  
   Из многострадальной страны Россия все больше превращается в многоскандальную. Количество перебранок и дебошей - в расчете на душу населения - постоянно растет. При этом склоки, словно сор из избы, все чаще выносятся на всеобщее обозрение.
   Некоторые наивно полагают, что слово "гласность" ввел в русский языковый обиход Горбачев. На самом деле, оно было хорошо известно и в стародавние времена. Политикой гласности восхищался, например, коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров - один из незабываемых персонажей А.П.Чехова.
   Сюжет короткого чеховского рассказа незамысловат. Юный чиновник Митя, "находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь извозчика". Сообщение о происшествии было опубликовано в печати. Герой скандальной хроники со свежим номером газеты в руках прибегает домой и, заходясь от восторга, восклицает: "Как я счастлив!.. Про меня напечатали! Теперь обо мне вся Россия знает!.."
   При советской власти число отображаемых в прессе скандалов было сведено к минимуму. Какие бы бурные коллизии не происходили в недрах общества, видимая миру поверхность всегда представляла собой тишь да гладь. Но стоило лишь чуть-чуть разворошить социалистический муравейник, как застоявшиеся гнойные прыщики превратились в извергающиеся вулканы.
   Именно на публичных разборках и сварах сколотило себе политический капитал большинство перестроечных и постперестроечных общественных деятелей, кумиров толпы. Вспомним многочасовые прямые трансляции съездов народных депутатов и других подобных мероприятий. Сколько там дров ломалось, сколько словесных булыжников друг в друга швырялось!
   Разумеется, не все герои вчерашних дней дотянули до дней сегодняшних. Иных уж нет, а те далече. Некоторые, однако, оказались поразительно живучими. Включишь - в недобрый час - ящик и глядишь: по-прежнему там витийствуют Зюганов и Анпилов, Немцов и Чубайс, Бабурин и Алкснис... Шумим, братцы, шумим!
   Телевидение, конечно, можно понять: нет скандалов, нет рейтинга. А мотивы политиков тем более прозрачны - не помельтешишь на телеэкране, кто о тебе вспомнит? В международном лексиконе масс-медиа есть такое понятие - "ньюсмейкеры". По-русски - "делатели новостей". Хотя, применительно к российской реальности, это слово точнее было бы перевести как "профессиональные бузотеры".
   Взять, к примеру депутата Государственной думы Митрофанова или вечную ниспровергательницу основ Новодворскую. Теледебаты для них - способ выживания, хлеб насущный, подножный корм. Без постоянного засвечивания в увеселительных шоу - кто бы знал, что такие вообще существуют в природе?
   А вот Жириновский, политический массовик-затейник Љ1, кажется, стал уже выдыхаться. Самые скулодробительные драки, самая безобразная брань рано или поздно приедаются. В последнее время, как я заметил, он стал появляться на публике в красном пиджаке - по моде паханов начала девяностых. Тоже неплохая задумка - чтобы, даже ни слова не произнося, раздразнить русского народного быка-производителя.
   Телевизионная скандалистика переживает ныне подлинный бум. Шоумен Соловьев, под видом идеологических дуэлей, устраивает нечто вроде петушиных боев или собачьих бегов. Телеведущий Караулов, науськивая друг на друга политических деятелей, создает видимость надвигающейся национальной катастрофы.
   Если не хватает реальных скандалов, изобретаются мнимые. Организуются дискуссии на умопомрачительные темы: "не ввести ли в России многоженство?", "не убрать ли с державного герба кресты?" Результат словопрений, естественно, нулевой. Как в кинематографической массовке: "что говорить, если нечего говорить?"
   Тут еще звезды поп-бизнеса затевают между собой толковища. Десять (от силы пятнадцать) стареющих плясунов и певуний монополизировали теле- и радиоэфир. Их занудное "тру-ля-ля" всем давно уже, мягко говоря, опротивело. Но реклама, как известно, двигатель торговли. Вот они и разыгрывают, дабы привлечь к себе внимание, душераздирающие сцены "из личной жизни". У всех на глазах.
   Суперсенсация минувшего года - Пугачева развелась с Киркоровым. Скептики, понятно, сомневаются: если брак, по многим признакам, был фиктивным, то тогда фиктивным является и развод. Чего ж тогда огород городить? Однако скептики составляют в желтой прессе ничтожное меньшинство. Составляющие же большинство небескорыстные энтузиасты день за днем жуют и пережевывают навязшую в зубах "жареную" тему.
   Не исключен такой вариант: "Примадонна" и "Примадон" в очередной раз помирятся. То-то будет весело, то-то хорошо! "Пипл" с неподдельной радостью проглотит кислосладкую пилюлю. Цены билетов на концерты вновь подскочат. А всенародные любимцы приобретут себе еще по одной вилле. В подмосковном экологическом заповеднике или же (от греха подальше) на экзотических Багамах...
   Если серьезно смотреть на вещи, все подобные выставляемые напоказ страсти-мордасти - не более, чем блеф, буффонада, суррогат для простаков. Инсценировка политической и идейной борьбы, имитация настоящих чувств и искренних убеждений.
   Так же точно - к удовольствию почтеннейшей публики - обмениваются затрещинами коверные на цирковом манеже. Тот этому - хрясь по сусалам, а этот тому - щелчок по носу и пинок под зад! После, добросовестно отработав программу, клоуны, белый и рыжий, отправляются обмывать успех в пивнушку. "Ты меня уважаешь?" - плачутся друг дружке в жилетку.
   Все мы - кто бы сомневался? - обожаем цирк. Но становится не по себе, когда клоунаду хотят сделать нормой и нравственным эталоном нашей повседневной - частной и общественной - жизни.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"