Наше телевидение - в развлекательных своих программах, да и не только в них - мало-помалу возвращается к средневековым традициям. Ко временам ярморочных балаганов, карнавальных шествий и кукольных представлений с участием Полишенеля или Петрушки, он же Пьеро.
Тогда считалось, что человеческое уродство должно вызывать не столько сострадание и жалость, сколько хохот и улюлюканье. На всеобщее посмешище (позорище) выставлялись какая-нибудь несчастная "женщина с бородой" или сиамские близнецы. За просмотр, естественно, брали деньги.
Особое любопытство всегда вызывали карлики. Как тут не процитировать знаменитую песню Высоцкого - пожалуй, лучшую из всех им сочиненных. "Ой, Вань, смотри, какие карлики, в джерси одеты, не в шевьёт... На нашей пятой швейной фабрике такое вряд ли кто пошьёт."
Именно карлики на протяжении веков использовались при королевских дворах в качестве шутов. В промежутках между забавными фокусами им разрешалось резать - в глаза властителю - правду-матку. Властитель должен был терпеть... Впрочем, если мы погрузимся в историю языка, то обнаружим, что "карлик" и "король" - однокоренные слова.
Нынче, говорят, наш президент тоже привечает этих маленьких людей. Вспоминается байка про официальный прием, на котором к нему подвели председателя Всероссийской ассоциации гномов. "Путин", произнес глава государства, пожимая руку гостю. "Лилипутин", с достоинством представился тот. В зале раздались аплодисменты...
Старая песня "Диалог у телевизора" обрела новую жизнь. Без карликов почти никакая претендующая на высокий рейтинг передача не обходится. Как можно понять, таким образом телевидение берет на вооружение широко пропагандируемые сегодня "нанотехнологии"... Для тех, кто не в курсе: "нано-" по-гречески значит "карликовые".
Каких только квазимод нам не показывают! Вот, к примеру, безголосый певец, единственной "изюминкой" которого является то, что он безобразно толст... А вот целая команда телевизионных фигляров с такими кошмарными физиономиями, что, во избежание шока, лучше бы платочками их прикрывать.
У Мопассана есть такая новелла - "Мать уродов". Про женщину, которая умышленно и сознательно рожала монстров, чтобы затем продавать их в базарные цирки. Современным языком изъясняясь, бизнес у нее такой был. Не напрашиваются ли тут весьма прозрачные аналогии, дорогой читатель?..
А еще публике - с незапамятных времен - кажется очень смешным, когда мужчины переодеваются женщинами. Телевизионное начальство с готовностью идет навстречу устоявшимся вкусам. Увеселительные шоу заполнены такими ряжеными: начиная от родных "новых русских бабок" и кончая специально приглашаемой с Украины Верки Сердючки.
Зрителю порой даже трудно разобраться, какого, на самом деле, пола выступающий артист. Таков, например, случай с маячащим на разных каналах популярным "стилистом". Прямо, как в сказке Пушкина: "Родила царица в ночь, не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку..."
Постоянные и желанные гости государственного ТВ - лица (как бы "политкорректней" выразиться?) нетрадиционной сексуальной ориентации. Нам - будто бы нарочно - всячески пытаются продемонстрировать, какие они милые, симпатичные и хорошие. Душки и очаровашки, короче.
Чем не образец для подражания? Разумеется, взрослые, глядя на их ужимки, морщатся. А вот дети, решающие для себя извечный вопрос "сделать жизнь с кого?", смотрят с искренним интересом. "Прикольные-то какие!" - думают. И делают вывод, что в психических отклонениях, в принципе, нет ничего страшного. Всё, мол, в порядке вещей...
Аркадий Райкин тоже выступал под уродливыми масками. Но - за маской - явно проглядывались его острый ум и недюжинный талант. Под нынешними личинами - пустота и ничего более. Новых Райкиных, увы, не родилось. Лучшие наследники великого артиста - такие, как Карцев или Хазанов - подвизаются на ТВ на вторых и третьих ролях.
Так вот и получается, что интеллигентный зритель не смеется , реагируя на шутки и проделки сегодняшних телеклоунов. Не смеется, но насмехается. Иронизирует над их бездарностью, никчемностью, неуклюжестью... Профессиональные комики, таким образом, сами оказываются в нелепой комической ситуации.
В довершение всего, шутам теперь запретили подтрунивать над королями. С телевидения убраны каверзные "Куклы", задвинут на радиозадворки злоехидный Шендерович. Отныне власть у нас - священная корова, которую если и можно гладить, то только по шерсти. А еще лучше украшать гирляндами бумажных цветов.
Деполитизированная сатира - как безникотинные сигареты или безалкогольное пиво. Знаменитый имитатор Галкин (или Алкин, как стали его называть) из года в год, по инерции, пародирует таких героев вчерашних дней, как Черномырдин или Новодворская. Тем, у кого плохая память, приходится голову ломать: а про кого это он?
Мрак и ужас? Как бы не так! Прогноз у меня - самый оптимистический. У искони присущей россиянам "смеховой культуры" блестящие перспективы. Ведь она только тогда и расцветает, когда ее насильно пытаются загнать в жесткие рамки. Неоспоримый факт: не бывает анекдотов "за", бывают только "против". Ждите новых перлов.
Театр марионеток им. Карабаса-Барабаса будет, конечно, функционировать и далее. Тем временем, сатира и юмор перемещается в привычную для себя среду обитания - на кухню, в курилку, за столик в забегаловке. Из подцензурного телевидения - в неконтролируюемый (пока) интернет. Хорошо смеется тот, кто смеется последним.