"Радость прёт", как, в свойственной ему простецкой манере, писал в поэме "Хорошо!" Маяковский. Согласно последнему социологическому опросу, Россия неуклонно приближается к тому, чтобы стать страной всеобщего благополучия. Более трех четвертей респондентов заявили, что они счастливы.
При этом количество людей, довольных жизнью, год от года увеличивается. За десять лет число "счастливцев" повысилось - с 60 до 77 процентов. А число "несчастливцев" снизилось - с 25 до 15. Любопытно, что счастливыми считает себя свыше половины людей , оценивающих свое материальное положение как "плохое" или "очень плохое".
Тут, конечно, возникает вопрос: а, собственно говоря, ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ? Помню, именно так была сформулирована тема сочинения, которое, в начале шестидесятых годов, нам, старшеклассникам, велели написать. Признаюсь, задание это я выполнил хуже некуда.
Надо-то было (всего-ничего!) процитировать Маркса: "Коммунизм - истинное счастье всего человечества"... Подкрепив словами Хрущева: "Труд стал стал самой жизненной потребностью миллионов советских людей, источником их настоящего человеческого счастья"... А я вот возьми да ляпни: "счастье - это когда все мои желания исполняются".
Грянул гром. Сочинения попали на просмотр методистам РОНО... Потом учительница отчитывала меня перед всем классом, обвиняя в недостойных комсомольца обывательских эгоистических настроениях. В этот день я осознал еще одну непреложную истину: счастье - это когда я могу писать и говорить, то что думаю...
Классическая формулировка Метерлинка: "Мы длинной вереницей идем за синей птицей". Но пока одни (идеалисты) ловят журавля в небе, другие (прагматики) предпочитают синицу в руках. Впрочем, и из жар-птицы можно сделать наваристый суп. Понятие "счастье" - в разное время и у разных людей - неодинаковое.
Только на протяжении моей жизни оно не раз менялось. Когда я был маленьким, зависть (а то и "классовую ненависть") сверстников вызывал ребенок, имевший "велик" и футбольный мяч. Детям из малообеспеченных семей зачастую нечего было надеть и обуть, чтобы в школу пойти. Об игрушках приходилось только мечтать.
У одного мальчика, моего дальнего родственника, была игрушечная железная дорога. Редкостная по тем временам роскошь. Однажды меня к нему специально возили - посмотреть на эту диковинку. Но поиграть вдосталь не дали, боялись, что я могу ее сломать. До чего же было обидно!
Публиковаться в печати я начал рано, лет в восемнадцать. Пусть это покажется смешным, но открою здесь свою маленькую тайну. Получив первый крупный гонорар, я отправился в "Детский мир" и осуществил (овеществил) заветную мечту детства. Принеся железную дорогу домой, часами пускал туда-сюда поезда. Как я был счастлив!
С наступлением эпохи "развитого социализма" запросы трудящихся заметно возросли. Им уже мало показалось клетушки в коммуналке и летнего отдыха в деревне у бабки с дедкой. Мерилом жизненного успеха стали малогабаритная квартира в "хрущобе", хибарка на шести сотках, автомобиль "Жопорожец" и турпутевка в братскую Болгарию.
Одним из популистских лозунгов "перестройки" была борьба с привилегиями партийно-государственной номенклатуры. В самом деле, "власть имущие" жили, пили, ели, одевались лучше, чем простые смертные. Но времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.
Сегодня любой лакей, чистящий сапоги олигархам, имеет больше материальных благ, чем какой-нибудь завотделом ЦК КПСС в советское время... О самих олигархах я уж не говорю. Известно: наш пятизвездный генсек коллекционировал лимузины. Но скупать замки и яхты, как губернатору Чукотки , ему бы никогда в голову не пришло.
Коренной перелом в общественном сознании произошел в девяностые годы. Оказалось, что свобода и демократия, за которую сражались "перестройщики", большинству россиян вовсе не нужны и не интересны. Из красивых слов шубы не сошьешь. Не до жиру, быть бы живу.
Социологические выкладки, приведенные в начале этих заметок, свидетельствуют, по-видимому, о том, что народ постепенно адаптируется к изменившимся реалиям. Принимает новые правила игры. А что делать? Способность приспосабливаться - одно из главных условий выживаемости не только людей, но и всех биологических организмов.
Вспомним "Один день Ивана Денисовича". "Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню его выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили,.. в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку,.. на шмоне не попался,.. табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый".
И - в дополнение к повести славянофила Солженицына - старый еврейский анекдот. Приходит Рабинович к раввину, жалуется на невыносимую жизнь. Раввин дает мудрый совет: покупать ботинки на размер меньше. "Придете с работы домой, снимете их - и такое облегчение почувствуете!"
Следует только заметить, что опросам общественного мнения полностью доверять не стоит. Всегда возникают сомнения: искренне ли отвечают опрашиваемые? Не искажаются ли - в угоду политической конъюнктуре - получаемые данные? Как это, например, на выборах нередко происходит.
Самое опасное - если количество радующихся подскочит до ста процентов. Тогда уж хоть "караул" кричи. Не забыть же всенародное ликование, которое наблюдалось в многострадальной нашей стране в тридцатые годы! Прямо, как пир во время чумы, фантасмагорический бал Сатаны...
Кругом - убожество, нищета и бесправие, миллионы людей в лагерях и тюрьмах. А на киноэкранах - веселые улыбающиеся лица, в радиоэфире - задорные, жизнерадостные песни... Не хочется верить, что такое может повториться. Элементарно, Ватсон: стремишься обрести счастье, извлекай уроки из пережитого горя.