Резников Кирилл Юрьевич : другие произведения.

Оглавление, 1.Введение, 2.Значение понятий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    В книге "Мифы Российской истории. От Руси к Российской империи: X - XVII вв." рассматриваются мифы российской истории, сыгравшие ведущую роль в формировании национального самосознания. В работе рассмотрены исторические мифы России, начиная с Х века, то есть с истоков этногенеза русского народа, и кончая установлением многонациональной Российской империи в XVII веке. Созданы своего рода "биографии" мифов, начиная от обстоятельств их "рождения" и вплоть до современной "жизни" и влияния на идеологию и политические движения России. Основная часть книги подготовлена в рамках гранта РГНФ "Образ России в национальном самосознании: исторический и современный контекст" в 2006 - 2008 гг.


   Оглавление
  
   1. ВВЕДЕНИЕ
  
   2. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
   2.1. Этнос, нация, этническое и национальное самосознание
   2.2. Историческая мифология.
   2.3. Утверждающие и кризисные мифы
  
   3. ИСТОРИЧЕСКИЕ МИФЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
   3.1. Славянские основы русской мифологии и характера
   3.2. Былины "Киевского цикла"
   3.3. Православная Киевская Русь
   Крещение Руси - Была ли Киевская Русь Святой Русью? - Церковная литература Древней Руси - Летописи Древней Руси
   3.4. Художественная литература Древней Руси. Кризисное и утверждающее мифотворчество
   "Слово о полку Игореве" - Распад Древней Руси - Значение "Слова о полку Игореве" - "Слово о погибели Русской земли"
  
   4. ОТ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ К РУСИ МОСКОВСКОЙ
   4.1. Нашествие монголов
   О нашествии монголов - Осада Козельска - "Повесть о разорении Рязани Батыем" - "Легенда о невидимом граде Китеже"
   4.2. Александр Невский. Выбор России
   Благоверный князь Александр Невский - Вокруг Александра Невского
   4.3. Святая Русь и Сергий Радонежский
   4.4. Куликовская битва
   Что привело к Куликову полю - Источники о Куликовской битве - Куликовская битва как утверждающий миф
  
   5. ТРЕТИЙ РИМ
   5.1. Становление русского царства
   Русский этнос к началу XVI века - Русская церковь XV - XVI в.в. - Начало самодержавия - Послания Филофея
   5.2. Миф "Москва - Третий Рим"
   Рождение мифа "Москва - Третий Рим" - "Третий Рим" и Третий Интернационал - Миф "Москва - Третий Рим" в современной России
  
   6. ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО
   6.1. Иван Грозный - русский самодержец
   "Неразбериха" с Иваном IV - Факты о царствовании Ивана IV - Ошибка Ивана IV - Преступления Ивана IV
   6.2.Мифы об Иване Грозном
   Обличение Грозного в ранней русской литературе - Славные деяния Грозного в ранней литературе - Отношение народа к Ивану Грозному - Иван Грозный в русском фольклоре - Отношение к Грозному в XVIII веке - Иван Грозный в искусстве XIX века - Образ Ивана Грозного в ХХ веке - Иван Грозный в постсоветской России - Два комплекса мифов об Иване Грозном
  
  
  
   1. ВВЕДЕНИЕ
   После десятилетий отрицания и замалчивания проблема этнического и национального самосознания становится одной из центральных в разработке самых различных естественных, гуманитарных и социальных дисциплин: психологии, науки о поведении, этнологии, истории, культурологии, искусствознания, литературоведения, философии, социологии и политологии. Одним из направлений этой междисциплинарной тематики является изучение влияния исторической мифологии на национальное самосознание.
  
   Важно иметь в виду, что любое творчество, будь оно безымянное народное или авторское, может устойчиво влиять на общественное самосознание, лишь пройдя отбор и закрепившись в коллективной памяти. Успешность отбора зависит от качества продукта творчества и его созвучности чувствам и убеждениям современников. При этом критерии оценки устанавливает "экспертная группа", обычно небольшая, состоящая из уважаемых в своем кругу людей. Рано или поздно, результаты первичного отбора проходят повторную экспертизу, в которой участвуют уже широкие слои населения; тогда и определяется судьба творения - останется ли оно достоянием посвященных или станет общим наследием.
  
   В ходе отбора и усвоения происходит "подгонка" первичного материала к понятиям принявшей его группы, а затем общества. В таком измененном виде миф закрепляется в коллективной памяти - вначале группы, затем этноса или нации, в максимально расширенном варианте - цивилизации. Закрепление в народной памяти представляет акт формирования мифа, запечатление его в общественном самосознании. В дальнейшем, с изменением самосознания, миф может быть забыт либо измениться в желаемую обществом сторону. Возможны и конфликтные ситуации, когда несколько мифов по одной теме выражают интересы разных групп общества. Тогда происходит борьба мифов за доминирование, и проигравший миф вытесняется на периферию общественного сознания или вообще исчезает.
  
   В предлагаемой работе рассмотрены мифы российской истории, сыгравшие важную роль в формировании этнического и национального самосознания. Подобного рода исследования проводили и раньше,1,2,3,4,5но без учета полярной направленности мифов и их конкуренции за место в общественном самосознании. В качестве противоположных по знаку мифов выбраны, мифы утверждающие, поддерживающие существование этноса и государства, и мифы кризисные, отражающие раскол этнического поля или кризис государства и нередко усугубляющие распад этнический или государственной целостности. В работе рассматрены утверждающие и кризисные мифы России, начиная с Х века, то есть с истоков этногенеза русского народа, и кончая установлением многонациональной Российской империи в XVII веке. Планируется довести рассмотрение исторической мифологии Российской империи до начала ее вхождения в катастрофу, т.е. по вторую половину XIX века. Работа проводится в рамках гранта "Фонда Достоевского" (Россия).
  
  
   2. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  
   2.1. Этнос, нация, этническое и национальное самосознание
  
   Рассмотрение исторических мифов, вошедших в национальное и этническое самосознание русского народа следует начать с определения этих, не всегда однозначных, понятий. Из них первичны этнос и нация,поскольку этническое и национальное самосознание является признаками, характеризующими эти понятия, тогда как мифы, в свою очередь, встроены в самосознание.
  
   Понятие этнос означает устойчивое человеческое сообщество, объединенное общим происхождением (иногда воображаемым), кругом брачных связей, стереотипом поведения, языком и культурой, и осознающее свою общность (имеющее этническое самосознание). У этносов биосоциальная природа, что означает их биологическое воспроизводство путем внутриэтнических браков и социальную передачу языка, культуры и самосознания. Представления о чисто социальной природе этносов, выдвинутые в 50-е годы,6,7,8,и идеи 80-х об их воображаемой природе 9,10 ориентированы на глобалистский проект слияния этносов. Индийский ученый П.Чаттерджи охарактеризовал эти "политкорректные" идеи как изощренную форму колониализма.11
  
   Л.Н.Гумилев отмечает, что этническое разнообразие затрудняет выделение общих признаков, характерных для всех этносов. Например, есть этносы, имеющие один общий язык (сербы, хорваты, боснийцы, черногорцы), и этносы, говорящие на нескольких языках (белорусы, украинцы). Единственный признак общий для всех этносов - признание каждым из них своего отличия от других этносов, то есть этническое самосознание. 12Это положение представляется совершенно справедливым. Важны и представления Гумилева об иерархии этнических систем, которые кроме этносов, включают нижестоящие консорции и субэтносы и вышестоящие суперэтносы.13
  
   Консорцией является группа людей, связанных единой целью и исторической судьбой, часто на короткое время. В современной России консорции образуют члены новых сект (баптисты и др.), мафиозные группировки и замкнутая в своем кругу либеральная интеллигенция. Субэтнос - этническая система, выделяющая внутри этноса устойчивым стереотипом поведения, отчасти языком и бытом, и самосознанием. Члены субэтноса считают себя частью этноса. Субэтносами в России были казаки, поморы, сибиряки ("челдоны"), старообрядцы. Наконец, суперэтнос или цивилизация объединяет группу этносов, имеющих сходный психический склад, систему ценностей и базовую культуру и отличающих себя от других суперэтносов. Примером является русский суперэтнос, включающий большинство народов России и некоторые сопредельные этносы.
  
   Философы и историки - Платон, Ибн Халдун, Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и Гумилев развивали идеи о циклах жизни "организмов", существующих в виде этносов и культур.14,15,16,17,18 Я не буду заниматься сравнением, поскольку важна общая идея - наличие особого уровня организации человеческих сообществ, которые смертны и проходят стадии жизненного цикла: рождение, детство с молодостью, зрелость, старение, смерть. Отмечу лишь спорность идей Гумилева, считающего, что этносы живут около1200 лет и последовательно проходят фазы этногенеза. На деле, этносы имеют разную продолжительность жизни, а последовательность фаз жестко не фиксирована. Впрочем, реальность всегда сложней и разнообразней самой блестящей теории.
  
   Если этнос является биосоциальной единицей человеческих сообществ, то нация является гражданской общностью, то есть, единицей политической. Понятие нация имеет различные толкования, но здесь принимается, что нация есть исторически сложившаяся политическая, экономическая, культурная и духовная общность людей, объединенных в рамках одного государства. В России роль российской нации, всегда исторически выполнял русский народ. Вхождение других этносов в российскую нацию определяется степенью близости с русскими и лояльности к России. Российская нация еще складывается - в нее сейчас входят этносы русского суперэтноса, населяющие Россию (финно-угорские народы, украинцы, чуваши, осетины), но не чеченцы или дагестанцы.
  
   Нация соответствует этносу в случае мононационального государства, что приводит к путанице этих понятий, но гораздо чаще границы наций и этносов не совпадают. Точно также не являются нациями суперэтносы. Так русский суперэтнос, кроме россиян (но без мусульманских народов Кавказа), включает жителей востока и юга Украины, большинство белорусов, русскоязычных жителей Прибалтики, Казахстана, Киргизии и значительную часть русскоязычной диаспоры Европы и Северной Америки. Важным признаком наций является национальное самосознание, то есть воспоминания и мифы, связанные с общей историей, чувство территориальной общности и чувство патриотизма - привязанности к своей стране и готовность принести жертвы для ее защиты.
  
   Итак, существуют русский этнос, российская нация (в лице русского и близких ему народов) и русский суперэтнос (цивилизация). Соответственно, есть этническое, национальное и суперэтническое самосознание. Для русских этническое и национальное самосознание неразделимы с момента создания Российского государства. До падения Романовых осознание русскими границ своего суперэтноса выражалось в понятии Православный мир, включавший христиан Балкан и Кавказа.
  
   ХХ век оказался веком тяжких потерь для русского народа и государства, но русские сохранили этническое и национальное самосознание. В конце ХХ века русские впервые стали разделенным народом (25 млн. русских оказались за пределами РФ), поэтому оказавшиеся вне России русские утратили единое этническое и национальное самосознание. Нет больше и Православного мира. Русский суперэтнос уже не включает православных христиан Балкан, Кавказа и Правобережной Украины. Отношение русских с окружающим миром стало суше, прагматичнее и жестче.
  
   В работе используются предложенные Гумилевым понятия пассионарностьи этническое поле.Даются они в следующей трактовке: пассионарность - активность отдельных людей, проявляющаяся в стремлении к определенной цели и способности к жертвам ради этой цели, этническое поле - динамически организованное психическое пространство, обеспечивающее сходные поведенческие реакции членов этноса. Оба явления реальны, хотя природа их не совсем понятна. Ясно лишь, что в пассионарности ведущее значение имеет наследственность, а этническое поле представляет случай информационной сети, организующей этническую систему.
  
   Кроме привычных российскому читателю терминов Гумилева, в работе используется понятие асабия, введенное в современную историографию американским биологом и историком Петром (Питером) Турчиным, создателем новой дисциплины - количественной истории или клиодинамики.19,20 Термин асабия первоначально предложенный арабским историком XIV века Ибн Халдуном, означает коллективную солидарность. Асабия может существовать на уровне консорции, этноса и нации. Асабия, с ее коннотациями - сплоченностью, воодушевлением, сознанием своей правоты, близко по смыслу, но не совпадает с пассионарностью Гумилева. Возможны ситуации, когда этнос или нация имеет высокую пассионарность и низкую асабию, или наоборот. В русской истории такие ситуации встречались неоднократно и будут указаны по ходу изложения.
  
   2.2. Историческая мифология
  
   Миф, mythos, по-гречески означает повествование, сказание, предание, сказка. В современных европейских языках слово миф имеет два значения: 1) вымысел, искажение фактов, ложное представление; 2) народное творчество, обобщенно отражающее окружающий мир в виде сказаний о богах и героях. Второе значение понятия миф используется в науке мифология, изучающей мифы, их источники, смысл и причины возникновения. Мифологией также называют систему мифов у разных народов. В мифологии мифы подразделяют по темам: о возникновении богов, о сотворении мира, о строении мира, о сотворении человека, о спасении человека, о конце света, гибели богов и героев. Немало создано мифов о происхождении народов и об их истории. Следует иметь в виду, что мифы не есть простой вымысел. Они отражают реальность в преломлении людей, творящих мифы, и сами влияют на реальность, входя в историческую память и воздействуя на человеческое сознание.21
  
  Для мифов характерно изображение природных явлений и жизни человека с помощью образов, позволяющих символически обосновать общие идеи об окружающем мире и самих людях. К их числу относятся идеи, лежащие в основе этнического и национального самосознания. Мифология является важнейшим их компонентом. Согласно Энтони Смиту, этничность и национальность определяются такими духовными феноменами как миф, символ, память и ценности. В первой главе книги "Этническое происхождение наций" Смит пишет:
  
  "Я постараюсь доказать, что суть этничности, как следует из исторических документов и непосредственного опыта, зиждется на квартете "мифы, память, ценности и символы" и на особенностях или стиле и манерах исторических популяций определенного типа. ... Особое внимание обращено на так называемый "мифосимволический комплекс", и особенно на "мифомотор" или основополагающий миф этнической общности; оба они показывают жизненную роль мифов и символов, заключающих в себе комплекс верований и чувств, которые хранители этничности сохраняют, распространяют и передают следующим поколениям". 22
  
   Тут следует отметить, что три члена "квартета" - мифы, символы и историческая память, являются формами мифологии, тогда как ценностипредставляют продукт этнической психологии, тесно с мифологией связанной. Объединяя эти понятия, Смит использует термин мифо-символический комплекс, с чем можно согласиться, хотя проще выглядит мифология или комплекс мифов. Применительно к мифам, описывающим возникновение и историю этносов и государств, я предпочитаю понятия историческая мифология или исторические мифы.
  
   Мифология существует в разных формах (легенды, песни, летописи, книги, кинофильмы, памятники, произведения архитектуры) и отображает различные аспекты жизни этноса - от пейзажа до национальных героев. Историческая память является отражением реальных событий, прошедших отбор, ставших мифами и закрепившихся в народной памяти. Символы в мифологии не существуют отдельно от реальности и от самих мифов.23 Река Волга и могучая река, и символ раздольной России, и целый комплекс мифов, с ней связанных. То же можно сказать о святых монастырях, о чудотворных источниках или о Пушкинских местах в Михайловском.
  
   Этнические мифы создаются как народными массами, стихийно и часто безымянно, и распространяются горизонтально,. так и элитой, их авторы известны, и распространяются вертикально. Так я трактую идеи Смита о латеральной и вертикальной этничности. 24Хотя этнические мифы устойчивы, они меняются во времени. В ходе этногенеза и истории государства происходит смена вспомогательных и, в меньшей степени, основополагающих ("мифомотора" по Д.Армстронгу) 25 этнических и национальных мифов. С изменением психического склада этноса или нации, мифы в народной памяти могут быть забыты и заменены другими мифами. Смена мифов показывает, что мифы взаимно не нейтральны, а между ними происходит конкуренция за место в памяти народа. Эта конкуренция отражает реальную борьбу идеологий, выражающих интересы различных групп общества.
  
   Происходят два взаимозависимых процесса - в ходе истории меняется общественное сознание, и затребованы новые мифы (либо изменены старые). В свою очередь, новые мифы усугубляют изменения в общественном сознании. К этому следует добавить, что в этносе и, тем более, в нации существуют группы с разными интересами и убеждениями. Нередко они находятся в состоянии идеологической борьбы, иногда даже гражданской войны. Последствия их борьбы выражаются в противоречивой мифологии, закрепленной в общественном самосознании. С точки зрения существования этноса (нации) мифы эти не нейтральны, а несут знак плюс или минус, то есть способствуют его становлению и процветанию либо, напротив, усугубляют деструктивные тенденции, ведущие к кризису.
  
   2.3. Утверждающие и кризисные мифы
  
   Есть вида мифов, влияющих на этническое и национальное самосознание, - мифы утверждающие (поддерживающие) и мифы кризисные (мифы аномии, общественного хаоса). Истоки их лежат в изменчивости общественного сознания в разные периоды истории этносов и государств. В период устойчивого развития создаются мифы утверждающие, в период кризиса - кризисные. Сами люди давно подметили противоположные тенденции в окружающем мире и отобразили их в мифологии в виде понятий о космосе (греч. "порядок") и хаосе. Характерно, что во многих мифологиях, например, в "Эдде", космос возникает из хаоса и в хаос же обращается после гибели мира. Для христиан борьба порядка и хаоса со всей очевидностью выступает в пророчестве апостола Павла. Во "Втором послании к фессалоникийцам" апостол Павел, предрекая приход антихриста, обращается к гражданам Фессалоник со словами:
  
   "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, // ...// Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят удерживающий теперь". (2 Фес 2:3-7).
  
  Здесь Павел вводит понятия - "беззаконие" - аномия (греч. a - отрицательная частица, nomos - закон), т.е. общественный хаос, и "удерживающий" - катехон, препятствующий приходу антихриста. В православной традиции под Удерживающим понимается православный царь и вообще православная империя. В других вариантах удерживающим является вообще государственная власть. Иными словами, катехон утверждает и охраняет порядок в государствах (этносах), а силы хаоса, стремятся к его разрушению. 26 Представления древних о порядке и хаосе оказались востребованными во второй половине ХХ века в связи с развитием синергетики (науки о самоорганизации и развитии сложных систем), включающей теории хаоса и катастроф. Понятия "порядка" и "беспорядка" стали использовать при описании механизмов эволюции живых организмов и исторических процессов. 27 Все сказанное позволяет заключить, что полярные исторические мифы - утверждающие и кризисные, отражают реальные противоречия в историческом прошлом и в общественном сознании народов и не являются произвольно выбранными абстракциями.
  
   ИСТОЧНИКИ
  
   ВВЕДЕНИЕ и ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
  1 Cherniavsky M. Tsar and People: Studies in Russian Myths. New Haven, 1961.
  2 Keenan E.L. Muscovite Political Folkways // The Russian Review. Vol. 45. 1986. P. 115-181.
  3 Полосин В. Миф. Религия. Государство: Исследование политической мифологии. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Ладомир, 1999. - 440 с.
  4 Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 431 с.
  5 Гачев Г.Д. Миф. Национальный. Индивидуальный: Опыт экзистенциальной культурологии. В сб.: Миф в культуре: человек - человек. М.: 2000, с 123.
  6 Park R.E. Race and culture. New York: The Free Press, 1950.
  7 Allport G.W. The nature of prejudice. Cambridge, MA: Maddisom-Walsley, 1954.
  8 LИvi-Strausse C. The race question in modern science. Paris: UNESCO, 1952.
  9 Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford: Blackwell, 1983; Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991
  10 Anderson B. Imaginated communities: reflection on the origin and spread of nationalism. London: Verso, 1983.
  11 Чаттерджи П. Воображаемые сообщества: кто их воображает? В кн.: Нации и национализм. М., 2002, с. 285.
  12 Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
  13 Там же.
  14 Field G.C. The philosophy of Plato. London: Oxford Univ. Press, 1956
  15 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Изд. 6-ое. СПб: Глаголъ. Изд-во С.-Питербургского Университета, 1995.
  16 Шпенглер О. Закат Европы. Т. I. Образ и действительность. М.: Изд-во А.Д.Френкель, 1923.
  17 Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1990.
  18 Turchin P. Historical dynamics: Why states rise and fall. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press, 2003.
  19 Turchin P. Ibid.
  20 Turchin P. War and peace, and war. The life cycles of imperial nations. New York: Pi Press, 2006.
  21 Ионин Л.Г. 2000
  22 Smyth A.D. The ethnic origin of nations. Oxford: Blackwell, 1986.
  23 Ионин Л.Г. 2000.
  24 Smyth A.D. 1986.
  25 Armstrong J. Nations before nationalism. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1982.
  26. Малер А.М. Катехон и Аномия: Два образа имперского будущего // http://www.katehon.ru/html/top/idea/katehon_i_anomija.htm.
  27. Ризниченко Г.Ю. Стадии эволюции сложных систем // http://nonlin.ru/node/109.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"