Резников Кирилл Юрьевич: другие произведения.

Предисловие. Как набралось лукошко. Век двадцатый - начало новой эпохи

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
  • Аннотация:
    Книга "Лукошко с трухой", Изд-во "Нюанс", Ярославль, опубликованая 18.07.02, представляет сборник эссе по истории и культуре, подводящих итоги 20-му веку. Последняя авторская редакция - январь 2005 г.

"Памяти матери моей, Сапеги Елены Терентьевны, с чувством глубокой благодарности, любви и вины".

Писание - вид лечения; иногда я удивляюсь как те,

кто не пишет, не сочиняет музыку и не рисует,

ухитряются избежать безумия, меланхолии

или панического ужаса, неизбежных спутников жизни.

Грэм Грин "Пути бегства"

Мое счастье, что опустошение нашего государства

совпадает по времени с опустошениями,

производимыми во мне моим возрастом.....

Мишель Монтень "Опыты. Книга третья"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как набралось лукошко

Набрал я лукошко трухи. Всего понемногу, но больше, что натряслось от двадцатого века. Труха - продукт распада. Сначала было живое, потом живое умерло, но жила форма, образ былого. Затем распались связи структуры, остался сор.
Это вам не короба с опавшими листьями. Розанов собирал мысли-листья вокруг умиравшего дерева великого девятнадцатого века [1]. Мне такой чести не выпало. Опавший лист - символ красоты ушедшего. Не подходит к веку двадцатому, перемоловшему былое и оставившему груды сора - труху. Нет у меня надежд 'запечатать снежинку', а есть попытка собрать обломки культуры, рассеянные в трухе. Собрать, связать мыслями и переложить на бумагу.
Так что, чем богаты... Приглашаю покопаться в лукошке. Собрал что мог, разложил по темам - слоям, чтобы мог взять свое торопливый. Знаю, - недосуг. Кто сейчас читает? Надежд не питаю. Но если Вы любитель поразмышлять, заходите.

Век двадцатый - начало новой эпохи

Летоисчисление - мера условная. Несколько столетий могут пройти, как целое. Затем, перелом - новая эпоха. Новогодняя ночь наступившего двадцатого столетия не обозначила рубежа. Люди, проснувшиеся пополудни в пасмурном берлинском или лондонском январе 1901 года, не ощутили себя в новом веке. Ничего не изменилось. Девятнадцатый век продолжал катиться по наезженной колее, являя привычные ценности жизни: экономную мудрость семейных бюджетов, интрижки приличных людей, страх сифилиса, чугунных монархов на чугунных конях, бронзовых мальчиков в парках, каменных кариатид, подпирающих входы в банки, яркий мир Art Nouveau, телеграфные новости в газетах, традиции университетов, чудеса прогресса на международных ярмарках. Мир был открыт, изучен и поделен. Жизнь ограничивалась Европой и САСШ [2]. Существовали экзотические и невзаправдашние Южная Америка, Турция, Япония. Все остальное имелось на полках, в магазинах колониальных товаров. По морю плыли многопалубные дворцы, а в отделанных красным деревом купе вагонов первого класса, на бархатных диванах, проплывало время пассажиров, не понимавших своего счастья.
Переход в двадцатый век пришел спустя 17 лет, к концу первой мировой, когда германцы применили газы и стали топить пассажирские корабли, Антанта отвечала голодом блокады и танками, в России свергли царя, а обездоленные войной женщины обрезали юбки и стали танцевать фокстрот [3]. Можно перечислить множество признаков наступления нового века и эпохи. Но перечисление это будет скольжением по поверхности и останется описанием войн, революций и прочих ужасов или летописью технического прогресса. Мы утонем в фактах, но не получим ответа, в чем был перелом истории и почему наступила другая эпоха? Более содержательным может оказаться подход изнутри творца перемен. События ХХ века были порождены человеком, и стоит спросить, а в чем изменился сам человек?
Если говорить о человеке европейском и белом, то двадцатый век принес ему психологические и культурные утраты, не жизненно важные, на первый взгляд, но низведшие его из полубога в разряд заурядного и не слишком перспективного обывателя. Утратами этими были конец ренессанса античной цивилизации и окончательная гибель европейской феодальной этики. В результате, белый человек потерял право стоять в авангарде человечества и неизбежно идет к бесславному концу. Попробую объяснить суть потерь.

О ренессансе. Не вызывает сомнений, что эстетика европейцев основана на античной культуре. До сих пор мы ориентируемся на эллинские нормы красоты людей и искусства, чтим античную мысль и следуем традициям античной драматургии. Античными, по сути, остаются у европейцев многие аспекты отношения к жизни и ее радостям. Греко-римская культура стала неотъемлемой частью родной культуры во многих странах, не только в Италии XIV-XV в.в. В подобном, расширенном понимании, ренессанс сопровождал всю после-римскую историю, расцветая в том или другом месте, отступая и вновь усиливаясь, постепенно культура реннесанса распространилась на весь европейский континент и далее за моря, вокруг света.
Такую трактовку ренессанса, означающую не ограниченный период искусства и истории Европы, а масштабы проникновения античной культуры в европейскую, предлагает Фелипе Фернандес-Арместо в книге "Цивилизации" [4], и я с ним согласен. Если понимать ренессанс расширительно, то апогея он достиг в XIX веке. Греческий и латинский преподавали не только в университетах, но в гимназиях. К концу XIX века среднее образование стало общенародным в Европе и Северной Америке. Хоть поверхностно, но с античной культурой и языками познакомились целые народы. Что тут говорить о студентах университетов. Даже американских. В XIX веке расцвели перевод и публикация известных и открытых вновь греческих и латинских текстов. Знание античного искусства и истории достигло небывалого уровня. Оторопь берет от античной образованности российских интеллигентов "Серебряного века". Почитайте Мережковского или Кузмина. Все это было утрачено в веке ХХ. Века стали и пластмассы. Так погибла сердцевина европейской культуры.

Феодальная этика и культура скончались на полях первой мировой войны. Молодые дворяне Европы и близкие по духу юноши из интеллигентных семей были выбиты за первые два года войны [5]. Погиб не только цвет европейской молодежи, погибли присущие им понятия и традиции. Сказалось это, в первую очередь, на способах ведения войны. Если в ее начале были возможны рыцарские ситуации, описанные по источникам А.И.Солженицыным [6], то позже широко применяли ядовитые газы и топили пассажирские корабли. Дольше всего рыцарские традиции держались в авиации, но и там к концу войны правила единоборства сменились законами волчьей стаи. Послевоенный мир плыл уже без руля и ветрил, без кодекса чести, без веры в превосходство духа и породы над процветанием и стяжательством.
Все это провидел Д.И.Мережковский в "Грядущем хаме" [7]. Смерть феодальной этики означала не только утрату благородства чувств, но оскудение великих порывов, двигавших душой европейца. Последними пассионарными порывами, как ни прискорбно, были большевистская революция и фашизм. Осуществили их люди, родившиеся в XIX веке. Затем духовные силы Европы окончательно истощились в большевистском и фашистском терроре и бойне второй мировой войны. Уцелел мещанин - "грядущий хам" Мережковского.
В США XX век наступил раньше, чем в Европе. С феодальной этикой разделались еще во время войны Севера с Югом. Избавиться от Ренессанса было также проще, поскольку привился он в Америке лишь вкраплениями и тонким слоем. Зато в Америке раньше, чем в Европе, была расчищена почва для роста и процветания мещанина. Этим, в немалой мере, объясним экономический феномен американского чуда. Нарастающее интеллектуальное убожество американцев компенсировалось притоком образованных эмигрантов, выгнанных из Европы и Азии домашними неурядицами. Нет сомнений, ХХ век, начавшийся Версальским миром и завершившийся крахом "Империи зла" и торжеством "гуманизма" в Белграде, прошел под американским флагом.
Впрочем, краски флага желтеют. Мережковский писал, что европейский и даже американский мещанин неизбежно уступит мещанину китайскому, рационалисту и прагматику на генетическом уровне. Так оно и происходит, рост экономики стран Дальнего Востока сопровождается внедрением азиатов в истеблишмент цитадели мирового мещанства - США. Поэтому международный бизнес предпочитает не американский стяг, а расцветки флага Нового Мирового Правительства - ВТО. Сможет ли новое знамя приручить и повести за собой Желтого Дракона - остается гадать.

Завершаю тем, с чего начал. ХХ век открыл эпоху краха духовных ценностей христианской белой цивилизации. В качестве альтернативы, белая элита предлагает глобализацию человечества, выравнивание культур и смешение. Цветные элиты, вроде бы, не против, но.... "один пишем, два в уме". Особый и больной для нас вопрос представляет судьба русской цивилизации, небольшой, самостоятельной ветви цивилизации христианской. Разобраться в этом невозможно без рассмотрения широкого круга вопросов - от эстетики и духовных ценностей до организации общества, этнических отношений и политики. В "Лукошке" я такую попытку сделал. Что из этого получилось, судить читателю.

***

Книга состоит из тематических частей - слоев, разделенных на главы. К каждой главе приложен список источников и примечания автора. Основной текст "Лукошка" был написан с ноября 1998 по июль 1999 года. В конце 2000 года я разместил "Лукошко с трухой" в интернет-журнале "Самиздат" М. Мошкова. В 2002 году книга была дополнена и опубликована в издательстве "Нюанс", Ярославль. От читателей я получил немало добрых писем. Всем им я очень благодарен. Настоящий текст повторяет текст издания 2002 года с небольшими стилистическими изменениями.

Источники и примечания

1. Розанов В.В. Опавшие листья: Лирико-философские записки. 1913-1915. Современник, М.: 1992.
2. САСШ - Северо-Американские Соединенные Штаты. Так в дореволюционной России называли США.
3. Moore A. Ballroom dancing. 6th Edition. Pitman, London: 1951. Начало фокстроту положил
водевильный актер Гарри Фокс, станцевавший быстрыми шагами (trotting steps) новый танец под
музыку регтайма в танцевальном зале на крыше Нью-Йоркского театра в мае 1914. За несколько лет
фокстрот (изначально, Fox's Trot) распространился по всему миру.
4. Fernandez-Armesto F. Civilizations. Key Porter Books, Toronto: 2000.
5. Поколение, не ставшее будущим Европы. Только один пример: Alain-Fournier H. 1913. Le Grand
Meaulnes. В русск. пер.: Аллен-Фурнье А. Большой Мольн. М., 1999. - Описаны удивительные по
чистоте чувства юноши, стремящегося попасть в царство мечты. Автор погиб через месяц после
начала войны, в сентябре 1914. Было ему 28 лет. Единственный его роман признан шедевром.
6. Солженицын А.И. Август 14-го. ИМКА-Пресс, Париж: 1971.
7. Мережковский Д. Грядущий хам; 14 декабря; Гиппиус З. Дмитрий Мережковский. Московский
рабочий, М.: 1991.

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"