Резников Кирилл Юрьевич : другие произведения.

Римская Империя: Статика Падения

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.63*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это глава из ненаписанной книги о катастрофах. У меня возникли сомнения в оправданности пусть краткого, но описания. Если вернусь к теме, то буду писать совсем лапидарно, на манер "Лукошка". Классические исторические хандсбухи 19-го века сейчас "не катят". Обстоятельность потопила мое начинание.

  РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ: СТАТИКА ПАДЕНИЯ dd>  
  Оглавление
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  
  ГЛАВА I. ПРИНЦИПАТ: ЗЕНИТ РИМА (I - II век н.э.)
  
  1. Пунктир истории: императоры и события
  
  2. Великая и цивилизованая империя
  
  3. Римские города
  
  4. Духовная жизнь
  
  5. Социальная психология
  
  6. Консерватизм Ранней империи
  
  7. Поиски Бога
  
  8. Заключение
  
  ЛИТЕРАТУРА
  
  
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  
  Почему погиб Рим? Эдвард Гиббон, автор знаменитого труда "История разрушения и гибели Рима", считал подобный вопрос глупым. Он писал: - Падение Рима было естественным и неотвратимым следствием чрезмерного величия. Процветание обернулось источником упадка; причина распада усугубилась обширностью завоеваний, и как только время или случай удалили искусственные подпорки, громадное сооружение уступило давлению своего веса. История гибели проста и очевидна, и вместо того, чтобы спрашивать, почему разрушилась Римская Империя, мы должны удивляться, как она существовала так долго.
  
  Слова эти написаны в 70-е годы ХVIII века. Но споры о причинах гибели Рима продолжаются по сей день. Спорят европейцы и выходцы из Европы. Китайцы, иранцы, индусы в полемике не заметны - у них были свои империи и свои катастрофы. Но для народы, физически или духовно связанных с Римом, от американцев до русских, гибель великой империи до сих пор не пустой звук. Римское государство составляло самодостаточный мир европейской цивилизации, а крушение мира - тема волнующая. Объяснения причин гибели Рима поялялись задолго до Гиббона и продолжают появляться по сей день. Порча Рима вызывала беспокойство за столетия до его падения. Собственно, она была главным предметом забот всех достойных римских императоров, начиная с Октавиана - Августа - первого и самого великого из них.
  
  
  ГЛАВА I. ПРИНЦИПАТ: ЗЕНИТ РИМА (I - II век н.э.)
  
  1. Пунктир истории: императоры и события
  
  Тысячалетняя история Рима интересует нас его закатом. Тут наиболее важно начало конца, начало и развитие болезни внешне могучего государства, а не последнее столетие отчаянной борьбы за выживание, частично увенчавшейся успехом - погибла только Западная Римская империя, - Рим, собственно, а восточная половина со столицей в Константинополе уцелела и, превратившись в Византию, существовала еще 1000 лет. Следовательно, есть смысл обратиться к временам наибольшего процветания и величия Рима. Таким временем были первые двести лет Римской империи, известной как Принципат или Ранняя империя. Предшествующая Римская республика выродилась в военную диктатуру, начиная со вступления армии Суллы в Рим (83 год до н.э.). Римские граждане пережили массовый террор - проскрипции, гражданские войны, убийство великого диктатора - Гая Юлия Цезаря, гибель нескольких проигравших претендентов.
  
  Спокойствие (и начало империи) пришло с победой внука сестры Цезаря Октавиана, принявшего родовую и семейную фамилии деда - Юлий Цезарь и получившего от Сената имя Август. За 45 лет правления (31 года до н.э. - 14 год н.э.) Август обеспечил спокойствие государства, истерзанного 20-летней гражданской войной, упорядочил денежную систему, ограничил грабеж и произвол наместников провинций, уравнял в правах жителей Италии, создал сравнительно честную бюрократию, укрепил границы, сократил армию, расселив 300 тысяч ветеранов в новые города, многие из которых процветают поныне (Мерида и Сарагоса в Испании, Турин в Италии, Ним и Авиньон во Франции).
  
  Август заложил основы принципата. Формально, он восстановил республиканскую конституцию, почитал Сенат и был один из членов магистрата. На деле, он определял состав Сената и магистрата. На правах проконсула, Август управлял пограничными провинциями, там размещалась армия. По республиканской традиции, легионеры провозгласили его императором, вождем. Год за годом он избирался консулом, военным трибуном, великим понтификом (жрецом). Сосредоточив в своих руках известные в республике формы власти, Август утверждал, что он не диктатор, а принцепс - первый гражданин республики. Он писал в старости: трижды Сенат и народ Рима предлагали мне править одному, без коллег, .... но я не принял бы должности, несовместимой с обычаями предков.
  
  Успешно управляя огромным государством, Август вникал во все дела. Особенно его заботило оздоровление общественной морали, возврат к былым ценностям, к простому образу жизни и крепкой семье. Август организовал также молодежное движение, где молодые римляне проходили военную подготовку и обучались верховой езде. Таков был правитель, на которого за 45 лет пребывания у власти был устроен всего один заговор. После смерти Агуста (14 н.э.) власть гладко перешла к его приемному сыну - Тиберию. Затем правил ненормальный Калигула (37 - 41 н.э.), убитый заговорщиками. Императором стал его дядя, труженик Клавдий (41 - 54 г.). Клавдий был отравлен грибами женой Агриппиной и императором стал ее сын, Нерон, правивший с 54 по 68 г. Правление Нерона, знаменитого преступлениями и расточительством, завершилось восстанием армии и самоубийством тирана. С Нероном пресеклась Юлианская династия и имя Цезарь из семейной фамилии превратилось в императорский титул, дошедший до ХХ века, как кайзер и царь.
  
  В течение года за власть над империей боролись четыре претендента. Победил Веспасиан (69 г.). Правление Веспасиана (69 - 79 г.) , его сына Тита (79 - 81 г.) и другого сына - Домициана (81 - 96 г.), убитого заговорщиками, известно как правление династии Флавиев. Далее следуют "пять хороших императоров" по выражению Эдварда Гиббона. За исключением первого, Нервы, они становились императорами по усыновлению. Престарелый Нерва, избранный Сенатом, правил недолго (96 - 98 г.), но избежал гражданской войны и положил начало усыновлениям. Приемным сыном Нерва выбрал кумира легионеров Траяна. При Траяне (98 - 117 г.) Римская империя достигла зенита могущества. Никогда, - ни до, ни после, - не была она столь обширной. Траян нанес поражение парфянам, единственному государству, способному воевать с Римом на равных. К Риму отошли Армения, современный Азербайджан с выходом к Каспию и Месопотамия с выходом в Персидский залив. На севере Траян завоевал Дакию - ныне Румынию и получил доступ к богатейшим месторождениям металлов. Легионы достигли Карпат. Как император, Троян был популярен не меньше, чем Август. Введенная им система государственной поддержки италийских крестьян, с перечислением возвращаемого долга на алименты бедным детям просуществовала более 200 лет.
  
  Трояна сменил умный и энергичный Адриан (117 - 138 г.). Затем правил Антоний Пий (138 - 161 г.), не имевший особых амбиций. Целью его были спокойствие внутри страны и на границах. Этих целей император достиг. За 22-летний период правлении Пия не осталось записей о судьбоносных событиях, что вовсе не плохо. Последний из пяти "хороших" императоров - Марк Аврелий (161 - 180 г.), известен как философ-стоик. Ему, действительно, пришлось быть стоиком. Буквально с первых дней правления Марка Аврелия на империю посыпались напасти. Варвары прорвали римские укрепления в Британии и Германии. Их отбили. Затем началась тяжелейшая война с парфянами. Потребовалась переброска на парфянский фронт легионов с дунайской границы, чем не замедлили воспользоваться местные варвары. Их с трудом удалось отбить. Затем пришли чума, неурожай, землятрясения и голод. Погибло не менее четверти населения империи. В эти трудные годы Марк Аврелий делал все, что мог - был в самых опасных местах, трудился неустанно, решал бесчисленные вопросы по управлению империей. В записках он пишет, что посвятил жизнь служению государству и народу.
  
  Этот привлекательный император допустил роковую ошибку. Он отступил от практики усыновления и сделал наследником сына Коммода. Безумно жестокий, расточительный и развратный Коммод правил 12 лет (180 - 192 г.). Когда его, наконец, убили наступил период переворотов и гражданской войны. Победителем стал Септимий Север - хороший полководец и администратор. Правление Севера (193 - 211 г.) было благоприятно для Рима. Но увеличив оплату военным и поощряя влияние юристов в администрации, Север заложил основы милитаризации и бюрократизации, столь заметных в поздней империи.
  
  Северу наследовали сыновья - Каракалла (Марк Аврелий Антонин) и Гета. Вскоре Каракалла собственноручно убил Гету. Став единоличным правителем, Каракалла (212 - 217 г.) продолжил традицию отца, увеличив плату солдатам. Наиболее известна его реформа, распространившая римское гражданство на всех свободных жителей империи. В одной из поездок император был убит заговорщиком.
  
  Новый император, организатор убийства Каракаллы, Макрин (217 -218 г.), сам пал жертвой заговора. Вдова Септимия Севера сирийка Юлия Домна возвела на престол родственника - 14-летнего жреца сирийского бога Элагабала. Недолгое, но эксцентричное даже для Рима правление юного императора (218 - 222 г), получившего прозвище Элагабал, закончилось его убийством (222 г.) и императором стал другой родственник Юлии, 12-летний Александр Север, во всем послушный матери. Александр явно не соответствовал наступившим суровым временам - натиску персов и атакам германцев. Раздраженные солдаты убили императора вместе с матерью (235 г.). Так закончилась династия Северов.
  
  Следующие полвека, с 235 г. по 284 г., империя находилась на грани полного развала. За это время сменилось 18 более или менее "законных" императоров, не считая соправителей и "узурпаторов", число которых точно не известно. Почти все "законные" императоры и претенденты погибли насильственной смертью. Чехарда императоров имела внешние причины: враги наступали со всех сторон, наносили поражения римским армиям, прорывались даже в Италию. Возникла децентрализация - ведь оборонять провинции на местах проще, чем из центра. Некоторые преуспевшие наместники и генералы хотели независимости, другие - власти над империей. Все новые соискатели находили смерть в погоне за императорским пурпуром.
  
  Опустошения римского государства привели к утрате достижений принципата, включая процветающую городскую жизнь, безопасность граждан, активную торговлю между провинциями, непобедимость римской армии. К этому добавились повторяющиеся эпидемии, существенно убавившие население империи, обесценивание денег и уменьшение площади используемой земли. Казалось, катастрофа должна была завершиться, но этого не произошло и Римская империя существовала еще более 200 лет на Западе и, как Византия, - 1300 лет на Востоке.
  
  2. Великая и цивилизованая империя
  
  Известно, что Рим оформился как процветающая сверхдержава в правление Августа (31 год до н.э. - 14 год н.э.). Менее отчетлив конец процветания. Чаще всего его относят к смерти последнего "хорошего" императора - Марка Аврелия (180 г) либо отодвигают во времени до смерти Септимия Севера (211 г.). На мой взгляд, что дела шли плохо уже при Марке Аврелии, когда империя подверглась натиску германцев и парфян и разразилась страшная эпидемия чумы (165 год). Разброс невелик - расцвет империи длился от 196 до 211 лет - и 200 лет можно принять, как среднюю оценку продолжительности расцвета Рима.
  
  Законно спросить, насколько процветанию империи сопутствовали хорошие и плохие правители? Современники, оставившие записи, считают плохими временами правление Тиберия (23 года), Каллигулы (4 года), Нерона (9 последних лет), гражданскую войну 68 - 69 гг (менее года) и правление Домициана (15 лет). Существенно, что записи оставлены сторонниками Сената, то есть, столичной аристократии, далеко не всегда выражавшей интересы государства. Даже враги Тиберия признавали его выдающиеся административные способности. То же известно о Домициане. Жестокий к столичной верхушке, он содействовал развитию экономики (поддерживал высокий денежный курс, строил дороги, реконструировал Рим) и улучшил управление римских провинций. С другой стороны, некоторые "хорошие" императоры, в лучшем случае, могут считаться "никакими", то есть, не влиявшими на жизнь империи. Таким образом, можно считать, что с 31 г. до н.э. по 165 г. н.э. вредное для государства правление продолжалось 14 лет (Каллигула, поздний Нерон и гражданская война) или 7% от продолжительности периода расцвета, а в остальные годы императоры со своими задачами справлялись или, по крайней мере, не наносили ущерба.
  
  Итак, римское империя почти 200 лет неплохо управлялась, хотя, за исключением Августа, императоры мало влияли на организацию государства, а больше решали вопросы внешней политики, в первую очередь, военные, а из внутренних занимались строительством городов и дорог и поддержанием денежного курса. Во внешей политике императоры успешно справлялись с частными задачами, но не сумели достичь двух важнейших геополитических целей: 1. Завоевания Германии и 2. Подчинения Ирана (парфян, персов). Вместо этого было предпринято завоевание Британии, имевшей сомнительную стратегическую ценность, и Дакии, богатой минералами, но уязвимой для вторжений. Распыление сил и недостаток долговременной политической воли, то есть, преемственности внешней политики, помешали Риму подчинить Германию по реку Эльба и романизировать воинственные германские народы. С Ираном мешала неспособность Рима найти культурные и духовные контакты с парфянской и позже персидской знатью. В этом отношении, римляне неизмеримо уступали эллинам, способным завоевать Восток не только оружием, но культурой.
  
  Гиббон называл Рим в период расцвета "великой и цивилизованной империей". Какова была тогда Римская империя? Во первых, это была действительно огромная империя, расположенная в наиболее подходящем месте для развития цивилизации. С запада на восток, от атлантического побережья Испании до берегов Колхиды империя простиралась на 4 500 километров, это столько же, сколько от Брянска до Иркутска. Наибольшая протяженность с севера на юг, от вала Адриана в Шотландии до границы Сахары, составляла 2 600 километров, то есть, не меньше, чем от Москвы до Тегерана. Численность населения империи во II века н.э. была около 70 миллионов. Почти вся территория этой огромной страны находилась в зоне самой благоприятной для сельского хозяйства. Преобладал средиземноморский климат с жарким сухим летом и теплой дождливой зимой или мягкий влажный климат Галлии, южной Британии и северной Испании. Лишь в горах и на плоскогорьях центральной Испании и Малой Азии климат был более суровый.
  
  В Средиземноморье важнейшим культурным растением были оливковые деревья, обеспечивающие население прекрасным маслом и солеными маслинами. В те времена Средиземноморье было намного благоприятнее для земледелия; леса еще не свели и осадков было больше. Поэтому Северная Африка стала житницей империи, поставляющий хлеб в ненасытный Рим. Сельское хозяйство дополнялось рыболовством - море было под боком. В Галлии и Британии - мягкий климат способствовал не только земледелию, но разведению коров и свиней. Процветало производство местных сыров. Реки Галлии, Римской Германии и Британии изобиловали рыбой. Почти по всей империи, за исключением Британии, было развито виноградарство и виноделие. Сельское хозяйство было основой богатства римского государства. Владение землей ценилось превыше всего и разбогатевший человек, в первую очередь, стремился прикупить побольше земли. Промышленность имела меньше значения. Преобладало ремесленичество, хотя известны крупные мануфактуры по производству керамики, строительных материалов, тканей. Большой размах приобрело горное дело. На серебряных шахтах в окрестностях Нового Карфагена в Испании работало более 40 000 человек.
  
  Гиббон считал Римскую империю I - III вв. наиболее благополучным периодом в истории цивилизации вплоть до XVIII века. Возможно, он преувеличивал - были столетия процветания Китая династии Хань и мирная буддистская Индии времен Ашоки. Но для жителей бассейна Средиземного моря, Галлии, Балкан ранняя Римская империя оказалась двухсотлетней передышкой в нескончаемой череде войн, насилий, массовых обращений в рабство и голода. Принципат принес огромной территории гражданский мир - pax Romana. Расцвели разоренные гражданскими войнами Италия и Малая Азия и начался подъем недавно присоединенных территорий. В отличие от Республики, императоры поощряли развитие провинций, где увеличилось население, выросли города и уровень цивилизации достиг римского. Особенно успешно развивалось сельское хозяйство. Были освоены новые земли, внедрены новые культуры. Широко использовали методы римской агрономии и животноводства. В Галлии стали пахать тяжелым колесным плугом. Появились косилки и жатки на колесах. С I по III век в сельском хозяйстве постепенно уменьшалась роль рабов. Все чаще землю сдавали в аренду свободным людям.
  
  Используя теоретические разработки греческих ученых, римляне достигли замечательных успехов в прикладной гидравлике, строительстве дорог и архитектуре.В гидравлике особенно впечатляет водоснабжение. Римляне строили многокилометровые водопроводы, в том числе, акведуки с многоуровневыми разводками, напоминающие пересечения автомагистралей. При прокладке водопровода через через ущелье строили мост, либо использовали принцип сифона, согласно которому вода в трубе должна возвращаться к первоначальному уровню. Для этого сооружали систему труб, которые круто спускались по одному склону ущелья и поднимались по другому. Снабжение Рима водой в I веке не уступало городам России начала ХХ века. На жителя столицы империи приходилось около 67 литров в сутки (в России - 60 литров в сутки). Была освоена откачка воды из шахт и созданы совершенные водяные мельницы. Наиболее известна гигантская мельница в Барбигале, вблизи Арля, состоящая из спускающегося с горы акведука, в котором крутились 16 двухметровых мельничных колес, соединенные с жерновами мукомолен, выстроенных вдоль акведука. Мельница молола 250 - 300 кг муки в день.
  
  О римских дорогах написано много: империя была покрыта сетью каменных дорог, служивших стратегическим и торговым целям.Прямые, тщательно спланированные, сделанные на века, дороги и по сей день можно использовать там, где их не разрушили. Не менее известны грандиозные амфитеатры, построенные во многих городах империи (не только Коллизей в Риме), общественные бани, трехуровневый торговый центр форума Траяна, пантеон Адриана с огромным куполом - до конца XIX века - самый большой купол в мире. Крупнейшим достижением римлян было внедрение в строительство бетона. Были созданы высококачественные сорта бетона и освоены его свойства, как строительного материала. До сих пор не потеряли значимости конструктивные особенности римских бетонных сводов, арок и куполов.
  
  Империя способствовала расцвету торговля. Низкие таможенные тарифы, стабильный денежный курс, отличные дороги, благоустроенные гавани, безопасность на суше и на море (пиратство почти искоренили) создали условия для доставки товаров в масштабах, невиданных в античном мире. Особое значение имела морская торговля. Сухопутные перевозки с помощью тяглового скота больше использовали для местной торговли. Империи была самодостаточной и преобладала торговля на внутреннем рынке. Тем не менее, активная внешняя торговля велась с Северной Европой (янтарь, меха, рабы), Причерноморьем (зерно), Аравией и Индией (пряности, экзотические товары), Китаем (шелк). Ввоз предметов роскоши, особенно шелка, не покрывался вывозом римских товаров. За шелк из Китая платили золотом. Утечка золота приводили к нехватке его в империи. Здесь видят одну из причин "порчи денег", то есть, добавления в золотые монеты более дешевых металлов.
  
  Безопасность внутри империи способствовала не только торговле, но поездкам в поисках работы, новоги места жительства, посещениям святынь и разных интересных мест. Стали популярны туристские поездки по историческим городам Греции, Малой Азии, Сирии и, в Египет с путешествием по Нилу и осмотром пирамид, храмов, "поющей" статуи Мемнона. Именами сотен римских туристов исписаны камни египетских памятников. Вне империи ездили исключительно по торговым делам. Даже Индия не привлекла внимания, несмотря на ежегодные плавания кораблей из порта на Красном море к Малабарскому побережью Южной Индии, где в Крангоноре имелась римская фактория с двумя когортами легионеров охраны.
  
  В империи действовала быстрая и надежная государственная почта. Она обеспечивала связь правительства с наместниками провинций, военачальниками, чиновниками. Вдоль главных дорог располагались почтовые станции, где курьеры, везущие почту, меняли лошадей. Средняя скорость передвижения была 80 км в сутки, но в срочных случаях достигала 270 км за 24 часа. С такой скоростью почту в Европе стали развозить только в конце XIX века. Частная переписка занимала больше времени - письма доставлялись купцами и слугами.
  
  3. Римские города
  
  Римская империя I - II века н.э. была цивилизацией городов. Некоторые города были огромные, в первую очередь, полуторомиллионный Рим и полумиллионные Александрия и Антиохия, но преобладали небольшие города с численностью от 10-и до 50-и тысяч жителей. Таких городов были тысячи, однотипно застроенных, с прямоугольной планировкой. В центре - форум и общественные здания: амфитеатр для боев гладиаторов и травли зверей, реже, театр, бани, рынок, храмы, святилища. Дальше располагались особняки и сады богачей и многоэтажные дома-инсулы простых горожан. Города окружали стены с воротами, к ним подходили дороги и был протянут водопровод. Приобретение селением городского статуса происходило по распоряжению императора, нередко в его присутствии. Городам даровали самоуправление, горожанам - римское гражданство и землю на сельской территории города. Большинство городов подчинялись наместнику провинции. Некоторые города, получив италийское право, подчинялись непосредственно императору и не платили земельного налога.
  
  Городами управляли городские сенаторы или декурионы из состоятельных горожан. За право стать декурионом уплачивался денежный взнос. Из декурионов набирали городские магистраты. Магистраты ведали судом, налогами, набором рекрутов, проверкой имущественного ценза, городским хозяйством, строительством, общественными играми. Магистратуру получали по рекомендации декурионов, реже - наместника и даже императора. Для занятия должности требовалась порядочность и пожертвования в пользу города. Соискание магистратуры считалось почетным для гражданина.
  
  Система муниципального управления успешно работала более 200 лет. Городские налоги и благотворительность обеспечивали приток средств для нужд и украшения городов. Полисная мораль античного города поощряла местный патриотизм и честность магистратов. Для бедных горожан практиковалась раздача продовольствия и небольших сумм денег. Существенно, что римский город представлял достаточно открытое общество, постоянно пополнявшееся за счет включения в число граждан отпущенников и переселенцев из других мест. Вхождение в сословие декурионов было возможным для состоятельных людей разного происхождения. Во всех городах сущесвовали коллегии, объединяющие людей по профессии или интересам. В коллегиях проходила общественная жизнь, в которой участвовали "маленькие люди".
  
  Грамотность была распространена. Все города имели общественные и частные начальные школы, где дети изучали латинский язык, учились читать и писать, получали элементарные знания по арифметике и геометрии. Их обучали музыке и заставляли учить наизусть целые отрывки из произведений латинских и греческих авторов. Как писал Лукиан, - ...затем они учат изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах и полезные мысли, изложенные в стихотворных размерах, чтобы они лучше запоминали их. Начальное образование завершали в 12 - 13 лет. Его получали не только горожане, но часть крестьян, живущих в крупных селениях. Следующей ступенью были высшие риторские (ораторские) школы, там учились сыновья богатых и знатных. Они были в столичных городах провинций, хотя самые знаменитые находились в Риме и Афинах. В риторских школах изучали греческий язык, латинскую и греческую словесность, ораторское искусство. Риторскую школу оканчивали к 15 - 16 годам. Некоторые продолжали образование у известных философов, риторов, врачей.
  
  Специальное образование давало право заниматься "свободными искусствами", - профессиями, достойными свободного человека. Представителями "свободных искусств" были риторы, грамматики, врачи, математики, художники, скульпторы. Их освобождали от городских и государственных повинностей и гарантировали право на платное преподавание. Простые школьные учителя, которые учили только латинскому языку и грамоте, считались ремесленниками и не имели превилегий. Наличие лиц "свободных искусств" в провинциальных городах обеспечивало стандарт здравоохранения и культуры по всей империи.
  
  Селения, не получившие статус города, не имели автономии. Но пример городов содействовал развитию в деревнях местного патриотизма, благотворительности и общественной жизни. Нередко в крупных селениях, как и в городах, существовали разрешенные властью коллегии. Важным различием между городом и деревней было право городов отправлять делегации к императору с поздравлениями и прошениями. Обычно это происходило по представлению наместника провинции, но иногда делегации направляли против его воли. Подобный прямой контакт городов с императором ограничивал произвол наместников. Характерно, что за исключением недавно подчиненных областей (Иудеи, Британии), в огромной стране в течение двухсот лет принципата практически не было народных восстаний против империи.
  
  4. Духовная жизнь
  
  Речь пойдет об анализе самых общих тенденций, поскольку рассмотреть в небольшом разделе духовную жизнь развитой цивилизации, а точнее, нескольких цивилизаций (римской, греческой, арамейской, египетской, кельтской - по минимальному счету) на протяжении 200 лет представляется невозможным. Если начать с оценки отношения жителей империи к своему месту в обществе, то наиболее общей окажется следующая формулировка: жители империи были поддаными императора и гражданами по месту жительства. Первое означает, что все слои общества (кроме римских сенаторов) были отстранены от влияния на решения государственного уровня и не несли личных обязанностей по защите страны. От них требовали лояльность императору и уплату налогов. Второе, то есть, гражданство по месту жительства, определялось городской автономией, в рамках которой горожане осуществляли самоуправление.
  
  Культ императора носил религиозные черты. Во всех городах возвигали статуи правящих императоров, после смерти императоры обожествялись. Дни рождения императора и членов его семьи считались государственными праздниками. Праздновали победы императорского оружия, иногда, сомнительные. Праздники длились несколько дней и сопровождались процессиями, зрелищами и гладиаторскими боями. В провинциальных городах их организовывали городской магистрат и декурионы, а жреца города совершали моления и жертвоприношения. Существовали коллегии из добровольцев, почитавшие победы и здоровье императора. Профили императоров чеканили на монетах. Археологи нашли керамические формочки для выпечки пряников с изображением императоров. Почитанием императоров и налогами платили граждане империи за безопасность, свободу поездок и торговли, стандарты римской культуры.
  
  Говоря о культуре, важно помнить, что по языку и традициям империя всегда делилась на латинскую и греческую части - Запад и Восток. Западная половина включала Италию и провинции, где римские колонисты постепенно сливались с романизированными местными народами - кельтами, иберами, иллирийцами, даками в Европе, берберами и карфагенянами в Северной Африке. Здесь, при заметном влиянии коренных жителей, культура была римская - латинский язык, римский образ жизни, римские праздники и обряды. Иным был Восток империи - область древних цивилизаций, где преобладали греческий язык и культура.. Латынь присутствовала как язык бюрократии, армии и римских колонистов, но не как основной язык. Элита была двуязычна или трехъязычна - свободно владела греческим и латинским и, нередко, каким-нибудь местным языком. По гречески говорили в Греции, Македонии, Фракии, Малой Азии. В Сирии и Палестине основным языком был арамейский, хотя многие горожане говорили по гречески. В Египте крестьяне и жители небольших городов говорили на коптском (древнеегипетском), а в крупных городах - по гречески.
  
  Характерно, что в Римской империи не существовало национального сепаратизма. После начальной борьбы и восстаний, жестоко подавляемых Римом, покоренные народы прочно входили в состав империи и сохраняли к ней лояльность. Исключением были евреи; они многократно восставали против Рима, за что поплатились изгнанием из Палестины. В остальных случаях национальные волнения имели место в пограничных еще не освоенных областях, - восстание Боудикки в Британии, война с Цивилисом и разгром римлян Арминием в Германии, набеги кочевников в Мавритании. Несомненным достижением империи являлась национальная и религиозная терпимость большинства правителей и населения. В Риме отсутствовал расизм, что, впрочем, объяснимо отсутствием глубоких расовых различий - подавляющее большинство населения принадлежали к европеоидной расе. Став гражданами, жители империи получали доступ к административным и военным должностям. Выравнивание прав провинциалов шло постоянно и к концу Принципата императором и даже сенаторами могли стать люди не римской (и не италийской) крови.
  
  Гармонию наций в римском обществе не следует преувеличивать. Италийские предки высоко котировались, не говоря уже о принадлежности к старинным римским родам. Выскочки из провинции выискивали в себе римскую кровь. В Риме существовали стереотипы отношений к народам империи. Так греков считали умными и способными, но хитрыми и немужественными. Евреев не любили и считали колдунами, хотя римский антисемитизм не шел в сравнение с юдофобией греков, устраивавших погромы в Александрии. Сирийцы имели репутацию жадных торгашей, галлы и северяне - задир и пьяниц. Хуже всего относились к коренным египтянам, считавшимися истеричными, злобными и фанатичными. Ювенал описывал феллахов, как выродков рода человеческого.
  
  5. Социальная психология
  
  Очень сложно оценить настроения населения ранней империи. Многие историки цитируют Гиббона, считавшего принципат одним из самых благополучных исторических периодов. Другим ближе взгляды Уэлса, полагавшего, что народные массы ранней империи (не говоря о поздней) были несчастны. Оба утверждения имеют основания. Империя была обществом социальных контрастов. Состоятельные люди имели основания быть довольными жизнью. Римская цивилизация существовала для богатых, удовлетворяя любые потребности в удовольствиях и роскоши. Искусство гастрономии превосходило возможности современных кулинаров. Застолия с десятками гостей и клиентов сопровождались выступлениями танцовщиц, жонглеров, музыкантов, актеров, декламирующих Гомера. Доступность рабов позволяла прихоти и извращения, сейчас недоступные, - от домашних боев гладиаторов до педерастии c оскопленными мальчиками-катамитами.
  
  Впрочем, разврат не был идеалом даже при Нероне. Идеалом оставались простота нравов предков. На деле, богатые жили в роскоши, но не бесплодной для общества. Своими запросами они обеспечивали заработок малоимущим. Гиббон пишет: В Римской империи труд работящих и искусных людей по разному, но неизменно использовали на службе у богатых. В одежде, кухне, домах и мебели любимцев фортуны объединяло желание улучшить качество удобств, элегантности и великолепия, ......роскоши, пусть проистекающей из порока или причуд, но являющейся единственным средством перераспределения собственности. ....Подобные явления, заметные в любом обществе, были особенно рапространены в римском мире. (Gibbon, ). Многие богатые увлекались искусством - собирали библиотеки, поощряли скульпторов и художников. Благотворительность открывала им доступ в декурионы - городскую элиту. Декурионы за свой счет благоустраивали города - строили и ремонтировали муниципальные сооружения, устраивали празднества с раздачей подарков бедным. Личные амбиции, направленные на общественные дела, обеспечивали процветание городов империи.
  
  В конце ранней империи устремления богатых римлян коренным образом измененились. Они не искали общественной деятельности, а замыкались на себе, нередко покидали город и селились в загородных виллах. В этот период в города часто посылали для проверки императорских кураторов. Однако неверно обвинять императоров в своевольном подавлении муниципальной автономии. Здравые и сдержанные "хорошие" императоры конца принципата посылали кураторов потому, что с городами стало неблагополучно. В городах нарастала конкуренция декурионов. Власть захватывали самые богатые, жаждущие править, но не желавшие нести тяготы. Расходы перекладывали на оттесненных от власти. Городское самоуправление расстроилось. Начинали и бросали дорогие строительства. Растрачивали городскую казну. Брали взятки. Те, кто предпочитал сохранить состояние и самоуважение, переселялись за город. Механизм удовлетворения личных амбиций через служение обществу перестал работать. Индивидуализм углублялся. Все меньше значения имело теперь мнение окружающих и все больше - поиски своего Я. Люди становились философами-стоиками, последователями культов египетских и сирийских богов, почитателями персидского бога - Митры и, все чаще, - христианами.
  
  Психология среднего класса - людей умственного труда, крестьян, ремесленников, торговцев известна меньше, чем состоятельных римлян. Они не привлекали внимания. Вели скромную жизнь. Излишества и роскошь не были им доступны. Оставались радости семьи, друзья, добрые дела. Примечательна эпитафия надгробия грамматика Гая из Евменеи:
  
  - Я не копил богатства на жизнь - невелика важность, -
  - Занят науками был, скромные средства имев.
  - Ими делясь, друзьям я посильно оказывал помощь,
  - Всем доброхотством своим людям всем делал добро.
  - Было отрадно ведь мне - помогать, если кто в том нуждался.
  - Истинно, счастье других сердцу отраду несет.
  
  - Пусть же никто, ослепленный богатством, не мнит понапрасну -
  - Тот же Аид ведь для всех и одинаков конец.
  - Есть ли несметных и впрямь обладатель богатств? На могилу
  - Ту же получит меру земли, не больше, и он.
  - Смертные, радость всечасно душе доставлять поспешайте -
  - Жизнь на земле так мила, жизни же мера дана.
  
  - Так вот друзья. Ну, а больше к чему? И того уже нету.
  - Стела о том говорит, камень - конечно, не я.
  (Перевод Г.А. Тароняна. В кн.: Е.С. Голубцова (ред.). Культура древнего Рима. Т.
  (2, Изд-во 'Наука', М. 1985, с. 339)
  
  Не все были согласны довольствоваться малым. Многие стремились разбогатеть и повысить социальный статус. Одним из путей повышения статуса была военная служба. В легионеры брали далеко не всякого, муштра новобранцев была жесточайшая, дисциплина строгая. После обучения расслабляться не приходилось - большую часть времени легионеры не воевали, а строили военные лагеря, дороги, мосты через реки. Война была развлечением, а военная добыча - источником обогащения - ведь платили рядовым скромно - 1200 сестерциев в год при Траяне, включая питание и амуницию. В ту пору горнякам платили в год 500 - 600 сестерциев, лесорубам 900 сестерциев, минимальный имущественный ценз для декурионов в провинции был 100 000, а имение с виллой в Италии стоило 300 000 - 500 000 сестерциев. По прошествии 25-26 лет легионер получал выходное пособие, равное плате за 13 лет службы, и, нередко, участок земли в провинции. Если рядовой выбивался в центурионы (в центурии было 80 солдат) его материальное положение резко улучшалось - центурион получал 15 000 сестерциев в год. Главный центурион легиона - primus pilus имел в год 60 000 сестерциев и, выйдя в отставку, мог стать членом городской курии. Высшие офицерские должности требовали знатного происхождения, но и карьера главного центуриона была маршальским жезлом в ранце новобранца.
  
  Легионеры, в отличие от вспомогательные войск, были римскими гражданами. В первом веке большинство легионеров были из Италии. Во втором веке - из наиболее романизированных провинций - Испании, Галлии, Малой Азии. Чаще всего в армию шли дети солдат, в меньшей мере, крестьян. Постоянный набор молодежи, на 25 лет лишенных права жениться, медленно, но верно истощал пригодные к военной службе людские ресурсы. Италийцы и жители старых провинций все менее охотно шли в армию. Когда император Адриан на собрании в испанском городе Тарpако предложил осуществить призыв новобранцев, его предложение вызвало смех. К концу принципата легионеров набирали из жителей пограничных провинций, наименее затронутых романизацией. Римская армия перестала быть армией италийской, тем более, римской по крови.
  
  Дорога к богатству лежала, конечно, не через службу в легионах, а через торговлю, ростовщичество и спекуляции разного рода. Тут требовались иные качества, чем у лигионеров. Нужны были нюх, напористость, умение торговаться, терпение, способность рискнуть и, как правило, отсутствие моральных преград. В Римской империи подобные люди жили во всех городах. Очень часто они были восточного происхождения - сирийцы, малоазийцы, иудеи, причем, многие - вольноотпущенники. Одна из причин процветания вольноотпущенников была связь с прежними хозяевами, которые через них вели дела, мало приличные для благородных римлян, например, отдавали деньги в рост или вкладывали в лупанарии (публичные дома). Нередко, отпущенные рабы становились богаче бывших хозяев. В "Сатириконе" Петрония описан обед на вилле "нового римлянина" - вульгарного и невежественного сирийца вольноотпущенника.
  
  Крестьяне богатели много реже, чем бывшие рабы. Все же такой факт описан. Сохранилась эпитафия на надгробии нумидийца Аврелия, который из батрака стал владельцем виллы и декурионом:
  
  - Бедного Лара я сын, рожденный отцом неимущим:
  - Не было средств у него, не было дома у нас.
  - Будучи сыном его, я жил земли обработкой
  - И ни земле, ни себе не позволял отдыхать.
  - Только лишь вырастит год созревшую на поле ниву,
  - Первым тогда выходил злаки серпом я срезать.
  - ..........................
  - После двенадцати жатв, что я срезал под яростным солнцем,
  - Руководитель я стал из рабочих жнецов.
  - Целых одиннадцать лет водил я жнецов за собою,
  - И с нумидийских полей жатву снимал наш отряд.
  - Труд мой и скромная жизнь оказали мне сильную помощь,
  - И господином меня они сделали дома и виллы,
  - .................
  - Избран советом, я стал заседать во храме совета,
  - Из деревенщины став цензором также и сам.
  - ..................
  - Смертные, знайте, как жизнь свою провести безупречно;
  - Умер достойно тот, кто без обмана прожил.
  (Перевод Е.М. Штаерман. В кн.: Е.С. Голубцова (ред.). Культура древнего Рима. Т.
  2, Изд-во "Наука", М. 1985, с. 359)
  
  Нет сомнений - возвышение бедного человека, достигнутое честным трудом без покровителей - в Риме случай редкий. Для большинства жизнь не имела перспектив, дети повторяли жизненный путь отцов, не надеясь на лучшее. Уэллс пишет: Жизнь для огромного большинства, кто ни богат, ни чиновник, ни женщины и прихлебатели богатых и чиновников должна быть тяжелой, скучной и лишенной интереса и свободы до степени, которую современный ум едва может вообразить. В доказательство Уэллс приводит три соображения. Во-первых, полная политическая пассивность жителей империи. Они не бунтовали, но и не поддерживали страну в тяжелые времена. Когда варвары прорывали границы, сопротивление им оказывали только легионы. Во-вторых, снижение численности населения - нежелание иметь детей. Тут Уэллсу можно возразить.То что рабы имели мало детей - факт известный и объяснимый. Насчет свободных судить сложнее. Императоры проводили политику укрепления семьи. Но это не доказательство вымирания. Депопуляция заметна лишь в Италии. Причины тут иные, чем указывает Уэллс. Это перемещение населения в провинции в качестве легионеров и колонистов, высокая смертность в мегаполисе Рима и рост латифундий, где применялся рабский труд.
  
   Третий аргумент Уэллса - это предрасположенность римлян к принятию религий, обещающих спасение после смерти. Такими религиями были египетские культы, митраизм и христианство. С Уэллсом можно согласиться, что обращение к религиям, обещающим загробную жизнь, свидетельствует о неудовлетворенности жизнью сегодняшей, настоящей. Хотя жизнь после смерти в той или иной форме присуща всем религиям. Скорее следует говорить о готовности значительной части населения империи сменить стереотип отношения к себе и окружающему миру. Это серьезно, хотя подобное часто случается с человечеством и вовсе не обязательно связано с этнической или государственной катастрофой. Но к признакам стабильности склонность к смене религии отнести нельзя никак.
  
  Четвертый, не отмеченный Уэллсом фактор, было нарастание имущественного и социального неравенства населения империи. Во времена принципата состояния богачей достигли неимоверных размеров. При Траяне минимальный имущественный ценз для сенатора был один миллион сестерциев, но реальнее оценить среднее состояние римского аристократа в восемь миллионов. Вольноотпущенник императора Клавдия Нарцисс имел состояние в 400 миллионов сестерциев и считался самым богатым человеком империи. Не были обижены чиновники. При Адриане высшие чиновники получали 200 000 сестерциев в год, а чиновники среднего уровня - 60 000 - 100 000. Для сравнения римский легионер, как отмечалось, получал 1 200 сестерциев в год, а алименты, выплачиваемые государством бедным детям составляли 192 сестерция в год для мальчиков и 144 сестерция для девочек. Имущественный контраст неизбежно привел к узакониванию социальных различий между гражданами. При Адриане и Пие были законодательно закреплены различия в правах высших слоев населения - "людей чести" (honestiores) и простых свободных - "скромных" (humiliores). Рядовых римских граждан стали наказывать, как в Республике наказывали только рабов, а уважение к человеческому достоинству сохранили для "людей чести". В "Кодексе Юстиниана" сказано: Согласно эдикту божественного Пия, кто украл золото или серебро из императорских рудников, наказавается работой в рудниках или изгнанием, в зависимости от статуса.
  
  Не следует забывать, что Римская империя была рабовладельческим государством. Общее число рабов оценивают в 10 - 14 миллионов, т.е. в 15 - 20% населения империи. Рабов больше всего было в Италии, в частности, в Риме (около трети населения). В провинциях, на окраинах, рабы были немногочисленны. Далеко не все свободные были рабовладельцы. В то же время богачи имели сотни рабов, хотя встречались богатые всего с несколькими рабами. Различалось отношение к рабам. В провинции, в сельской местности, отношение к домашним рабам было почти (это 'почти' отделяло свободу от рабства), как к младшим членам семьи. О них заботились, нередко искренне любили, иногда отпускали на свободу, по смерти ставили надгробия с эпитафиями. В крупных городах, где было много общественных рабов, обслуживающих нужды города, отношение к рабам было суровым. Их наказывали за малейший проступок, бичевали, продавали на рабских рынках. Солоно приходилось рабам и в больших латифундиях, где они были во власти надсмотрщиков. Неудивительна низкая плодовитость рабов и к их нежелание иметь детей. В Италии рабыни редко рожали больше двоих. Были широко распространены детоубийства (не только среди рабов), обычно неявные, когда младенца переохлаждали или оставляли под дождем. Все это приводило к постоянной нехватке рабов в империи.
  
  При принципате не было организованных выступлений рабов, сравнимых с восстаниями Спартака или Евмена во времена Республики. Не было и движений, объединявших свободных и рабов, подобных восстанию богаудов в поздней империи. Но рабы часто бежали и объединялись в разбойничьи шайки. Булла Феликс во главе отряда из 600 человек два года устрашал Италию. Он грабил богатых и раздавал имущество бедным. Выданный любовницей, Булла на вопрос префекта преторианцев - Как ты стал разбойником? - ответил - А как ты стал префектом? Булла кончил жизнь на арене, где травили зверями преступников и христиан и где сражались гладиаторы. Здесь мы подходим к пониманию одной из причин огромной популярности гладиаторских боев и казней на аренах языческого Риме.
  
  Римское общество было жестоко. Жизнь гражданина (тем более, раба) ценилась мало,. Высокий ранг не спасал. Казни сенаторов с конфискацией имущества практиковали Тиберий, Каллигула, Нерон, Домициан, Коммод. Казнили и при "добрых" императорах. Жестокость римлян заставляет усомниться в роли культуры в смягчении нравов. Когда вслед за фаворитом Тиберия Сеяном казнили его детей, то возникла проблема с маленькой дочкой преступника - по закону нельзя было казнить девственниц. Поэтому палач сначала изнасиловал девочку, а потом задушил. Император Коммод, красавец атлет, обожал выступать на арене, где под аплодисменты убивал людей и животных. В роли Геракла, с львиной шкурой через плечо, он огромной дубиной крушит согнанных на арену 'статистов' и растреливает их из лука. Затем, убив страуса, направляется к ложам сенаторов, держа в одной руке отрезанную голову птицы, а в другой - жертвенный нож. Сенаторы оцепенели. Автор записи, Дион, закусил листок венка, чтобы остановить истерический смех. Амфитеатр был театром ужаса римлян.
  
  Вера, довольство и страх лежали в основе лояльности подданых ранней империи: вера в уникальность империи, центра мирового порядка - Pax Romana, довольство местных элит, правящих городами, и общий страх смерти за неповиновение. В течение двухсот лет принципата общество оставалось спокойным и стабильным. Однако спокойствие внутри империи, рост цивилизации вширь, накопления материальные не сопровождались качественными изменениями, необходимыми для победы при угрозе существования государства. Римская республика в войнах с самнитами, Пирром и, особенно, с Ганнибалом выжила благодаря постоянному совершенствованию армии. Римская армия завоевала Средиземноморье и создала империю. Но уже с поздней республики в развитии армии наступил застой. Легионы Цезаря, даже Мария, мало отличались от легионов Траяна. Разве что в них теперь служили не италийцы, а более или менее романизированные провинциалы.
  
  6. Консерватизм Ранней империи
  
  За 200 лет принципата у римлян не было прогресса в военной технике, вооружении и способах ведения войны. Усовершенствовали катапульты - появились их новая разновидность - онагры, но многие специалисты считают их шагом назад по сравнению с дальнобойными и точными баллистами; кожанный панцырь сменили на пластинчатый, но опять же, пластинчатый панцырь, кольчуги и броня давно были в римской армии - этим военный прогресс ограничился. Не было изобретений, меняющих стратегию войны, сравнимых с появлением тяжеловооруженной конницы у парфян и сармат (I век до н.э.), стремян кочевников степи (I век до н.э.), "греческого огня" византийцев (673 год н.э.).
  
  Разгром римлян под Каррами в 53 году до н.э., когда парфянские конные лучники сначала изранили голоногих легионеров, а затем их смяли катафрактии - всадники с огромными копьями в чешуйчатых доспехах на ящероподобных, покрытых чешуйчатыми попонами конях, мало что изменил. Римляне лишь восстановили в составе легкой пехоты отмененных ранее лучников и успокоились. Через 100 лет, в 68 году н.э., катафрактии, теперь сарматские, перебили в придунайской Мезии две когорты римской пехоты. В следующем году - новый набег и с той поры тяжелая конница сарматов (позже, готов) стала постоянной угрозой дунайской границе империи. Лишь на закате принципата, в конце II века н. э., когда натиск парфян и дунайских племен многократно усилился, в армии стали делать попытки организовать тяжелую кавалерию. Давалось это с трудом - римляне были неважные кавалеристы. В катафрактии приходилось нанимать сарматов, армян и беглых парфян. К тому же у римлян не было подходящих доспехов. Во времена Александра Севера с большим трудом создали одно подразделение катафрактиев, а для организации второго пришлось снять латы с погибших персидских воинов и одеть в них римлян.
  
  Консерватизм римлян тормозил развитие не только военного дела, но хозяйства. Особенно отставала железная металлургия. Римляне не умели производить ни чугуна, ни качественной стали. У них не было чугунных труб для водопроводов и рубящих мечей. Низкая температура горнов - 1100RC не позволяла достичь точки плавления железа -1540RC и для ковки использовали низкокачественное кричное железо, из которого вытопляли шлак. Между тем, в Индии сталь, то есть, сплав железа и углерода, изготовляли с V века до н.э., используя примитивные доменные печи, где смесь железа и угля клали в верхнюю часть печи, а снизу поддували воздух. В Европе кельты научились получать сталь со II века до н.э. Кельтскую технологию переняли германцы. К I веку н.э. стальные мечи имели многие соседи Рима - парфяне, сарматы, готы, племена Германии.
  
  Римляне так и не освоили производство стали, хотя легко могли повысить температуру горнов до 1300RC. Несомненно, рецепты сталеварения хранились в секрете, но поражает отсутствие самостоятельного поиска у римских кузнецов, пропустивших лежавшую на поверхности возможность. В результате, римляне строили недолговечные механизмы с деревянными колесами и свинцовыми шестернями и сражались оружием худшим, чем у варваров. Пропустили в Риме и возможности парового двигателя, созданного Героном Александрийским во времена Августа. Хотя в I - II веке римляне строили суда тоннажем до 3000 тон (крупные парусные корабли в ХIХ веке имели тоннаж 1000-1400 тон), они не улучшили их примитивную оснастку. Инструментов для навигации (компаса, астролябии) у римлян не было. Несмотря на имевшиеся у римлян краски для штампов и прочную бумагу, они не наладили книгопечатания и не имели даже подобия газет.
  
  Римляне мало интересовались точными и естественными науками. Их отдали на откуп греческим ученым. Особенно известны Герон, изобретатель паровой машины, Менелай Александрийский, создатель тригонометрии, Птолемей, автор геоцентрической модели мира, Деметрий Филалет, основоположник офтальмологии, и Гален, открывший артериальную кровь и значение нервов, положивший начало физиологии. Еще больше ценили греческих ученых прошлого. Их теории принимались как раз и навсегда данные, без обсуждения. Сами римляне предпочитали создавать энциклопедические компиляции, где обобщали сведения по разным наукам и философии (исключение - труды Ветрувия по архитектуре и Фронтина по гидравлике). Преобладало мнение, что изучение явлений природы и, особенно, изобретательство недостойно высокого ума. Философ Сенека писал:
  - Мы знаем такие вещи, что были созданы на нашей памяти - например, зеркальные окна, пропускающие дневной свет через прозрачную черепицу, или приподнятые полы бань и вделанные в стену трубы, по которым проходит тепло, равномерно нагревая все и снизу, и сверху. .... Все это придумано ничтожными рабами. Мудрость же стоит выше: она не обучает работать руками, она - наставница душ.
  (Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Письмо LXXVII. Изд-во АЛЕТЕЙА, М.,
  (2000).
  
  Отсутствие любознательности, желания исследовать мир проявлялось во всем. Римляне мало знали о соседних (тем более, далеких) странах и народах. У них не было страсти первооткрывателей, как у финикийцев, обогнувших Африку, у карфагенян, плававших в Гвинею, или грека Пифея, достигшего северной страны Туле (Норвегии? Исландии?). Нет описаний дальних сухопотных путешествий римлян, сопоставимых с походом Александра Македонского или странствиями Марко Поло. Недостаток знаний окружающего мира приводил к непоготовленности Рима к его изменениям - усилению слабых народов, миграциям кочевников, созданию государств и племенных союзов, появлению новых технологий, видов вооружения и форм ведения войны. Это означало, что стабильность империи оставалась незыблемой просто потому, что не было серьезного внешнего вызова.
  
  Характерно отношение римлян ко времени. Прошлое человечества считалось золотым веком, а затем все шло по нисходящей - нравы портились, люди вырождались. Гораций писал:
  - Чего не портит пагубный бег времени?
  - Ведь хуже дедов наши родители,
  - Мы хуже их, а наши будут
  - Дети и внуки еще порочнее.
  (Horatius Q.F. Carminum. Liber III, 6, 46, 49. Пер. Н. Шатерникова. В кн.: Е.С.
  (Голубцова (ред.). Культура древнего Рима. Т. 2, Изд-во 'Наука', М. 1985, с. 144)
  
  Возможности улучшения допускались, но через возврат к обычаям предков. Именно возвращением к порядкам республики, Август и его почитатели объясняли учреждение принципата. В результате, возникали противоречия между содержанием и формой правления. Республиканские институты выглядели странно в условиях абсолютной власти императора, но продолжали существовать. Так с 37 года при приходе нового принцепса к власти сенат стал сразу присваивать ему набор магистратур - республиканских прераготив власти. За исключением решающей магистратуры - трибуната, который продолжали присваивать в народном собрании. Получалось, что принцепсы, имея все возможности отказаться от обременительных процедур избрания, их сохраняли. В сознании не только народа, но носителей власти законность принцепса требовала включения его в республиканские традиции магистратур.
  
  7. Поиски Бога
  
  При всем консерватизме римского общества в нем шли подспудные процессы - поиски новых богов. Старые боги греко-римского пантеона не удовлетворяли значительную часть населения империи. Разумеется, не все население. Для крестьян греко-римские боги вошли в череду жизни, крепко переплетясь со сменой времен года и сельскохозяйственными работами. Для людей исскуства античные боги составляли сердцевину культуры и являлись мерилом прекрасного. Философам терпимая ненавязчивость религии не мешала свободно высказывать взгляды. Императоров могди стать после смерти богом и пополнить пантеон. Хотя те же императоры из пресыщенности или более глубоких побуждений нередко покровительствовали чужеземным религиям.
  
  Ищущие новых богов жили преимущественно в городах и принадлежали к разным слоям общества. Боги приходили из Египта, Сирии, Ирана, Палестины. Вместе с выходцами из восточных стран расселялись по империи. Приобщяли ищущих. Их привлекала необычность, надежда на помощь новых богов и обещание жизни после смерти. Из пришедших религий наиболее утвердились две - митраизм и христианство. Митраизм был особенно популярен среди военных, хотя последователи его были во всех слоях общества. Митра - иранский бог света, побеждающий сакрального быка, олицетворяющего зло. Смерть быка знаменует возрождение сил природы и благо для человечества. Поклонники Митры собирались на трапезы в подземных святилищах, где вкушали хлеб и возжигали священный огонь. Митраизм оставался серьезным соперником христианства вплоть до конца IV века.
  
  Христианство было потрясающе непохоже на все религии, предлагаемые античному обществу. Иудаизм тут не в счет - это религия для одного народа. Новая религия родилась на глазах. В 30 году н.э., при правлении Тиберия, проповедник Иисус из Назарета, пришел в Иерусалим. Его учение привлекло многих, но вызвало ненависть у иудейского священства. Иисус был арестован, предан учениками, судим и распят на кресте 3 апреля 33 года. История не вызывает сомнений хотя бы из-за разности свидетельств апостолов. О событиях писали люди, каждый из которых видел их по своему. При подделке все бы сгладили. Необычность учения Христа состояла в том, что верующим предлагалось новое царство - Царство Божие. В это царство - единственное истинное царство - могли войти верующие, независимо от ранга. Власть царей земли признавалась вторичной: Богу - Богово, кесарю - кесарево. На Страшном Суде овец отделят от козлищ и допустят в Царство Божие по их вере и праведности. Идея Царства Божия была революционна для античного мира и потрясла основы империи. Иисус порвал и с иудаизмом, бичуя пороки фарисеев, отрицая столь важную в иудаизме обрядность - Не человек для Субботы, а Суббота для человека, и допуская к Себе язычников, верующих в Него. Неудивительно, что римляне по требованию иудеев распяли Христа.
  
  Через 50 дней после казни Иисуса апостолы начали деяния церкви - миссонерскую работу. Они проповедовали среди евреев, но вскоре обратились к язычникам - грекам и римлянам. Последователи учения Христа стали называть себя христианами, впервые это случилось в Антиохии. Христиан становилось все больше и возник вопрос - должны ли язычники проходить обрезание. Апостолы и старейшины собрались в Иерусалиме и решили, что не должны. Так состоялся окончательный разрыв с иудаизмом. Христианские общины появились в городах восточной части империи и в самом Риме. Паразительно, но такой стремительный рост произошел при жизни и во многом благодаря усилиям одного человека - апостола Павла "величайшей фигуры раннего христианства" (А. Мень. Деяния апостолов. Лекция от 8.5.89 г.). В 34 году иудей Савл, враг христиан, был осиян ярчайшим светом и услышал голос: Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?. Савл спросил: Кто Ты, Господи?. Голос ответил: Я Иисус, которого ты гонишь. Савл уверовал и стал самым активным проповедником христианства. Им написано 14 посланий, входящих в Новый завет. Приняв имя Павла, он проповедывал христианство в Малой Азии, Греции, Риме, Испании. Его заключали в тюрьмы. Последний раз он был заключен во время гонений Нерона на христиан. В 67 году Павел был казнен, - как римский гражданин, усечен мечем.
  
  Кроме Нерона, казнившего христиан после пожара Рима, христиан в Ранней империи массово не притесняли. Известны случаи казней христиан в провинции, но не было последовательной антихристианской политики. И это несмотря на то, что власти считали преступным отказ христиан признать божественность власти императора. Плиний, наместник Вифинии, пишет Траяну правильно ли он делает, что карает только тех христиан, кто упорствует в заблуждениях, а тех, кто отрекся отпускает без наказания? Траян одобрил Плиния и добавил, что: 'Нельзя позволять использовать анонимные доносы, которые порождают наихудшие преценденты и не достойны духа нашего времени'. В письме к наместнику Азии Фундану Траян пишет, что клеветников, ложно обвиняющих людей в христианстве, следует беспощадно карать.
  
  Неприязнь к христианам была устойчива в консервативных слоях общества. Раздражали их обособленность, духовная независимость от порядков империи, тесная спайка, взаимопомощь и таинственность обрядов. Эти же черты, помноженные на сострадание к малым мира сего и возможность спасения души, привлекали к христианству. Большинство крестившихся принадлежали к низшим классам, в том числе, к рабам, хотя крестились и состоятельные люди. Во второй половине II века христианство стало заметно в западной части империи (Рим, Галлия, Африка, Испания), хотя на Востоке христиан были больше и и греческий язык оставался языком церкви. Второй век явился инкубационным периодом христианства в Римской империи.
  
  8. Заключение
  
  Герберт Уэллс пишет, что римская империя политически была дефективной системой:
  - Абсурдно писать об искусстве управления государством; его не было. В лучшем случае была бюрократическая администрация, на время поддерживавшая спокойствие империи и полностью неспособная обеспечить ее безопасность..... Ключевым во всем неудачах было отсутствие свободной умственной активности и системы приращения, развития и приложения знаний. Империя уважала богатство и презирала науку. Она отдала правление богатым и воображала, что умных людей, если они потребуются, можно недорого сторговать на рынке рабов. Поэтому это была коллосально невежественная и приземленная империя. Она ничего не предвидела.
  (Wells H.G. Rise and Collapse of Roman Empire. In: The Outline of History. Volume 1, Book 5. Garden City, New York, 1961, p. 397)
  
  Самодостаточная, самодовольная и недальновидная элита Римской империи создала государственную систему, лишенную устойчивости при суровых испытаниях. Империя напоминала один из громоздких кораблей, что строили в ту эпоху. Огромные размеры и грузоподъемность, роскошные помещения для богатых пассажиров и, вместе с тем, - грубость постройки, примитивность такелажа, плохие мореходные качества, отстутствие навигационных приборов. На закате империи эти неповоротливые левиафаны стали добычей быстроходных германских пиратов. Непокоренные германцы (еще один просчет Рима) превратились в отличных мореходов. В V веке фризы, саксы, англы, юты господствовали в Северном море и прибрежных водах Британии и Галлии, вандалы - в западном Средиземноморье. Пираты перекрыли морскую торговлю и коммуникации. Наступил экономический коллапс и с ним - конец Западной римской империи. Римский корабль-тяжеловоз - хороший символ империи.
  
  Империя нарастала количественно - людьми, сельхозяйственными угодьями, городами, дорогами, но почти не менялась качественно. Жизнь показала, что количественный рост недостаточен, наступает момент, когда он прекращается и переходит в спад. Отсутствие качественного развития - следствие состояния умов, психологии общества. В Риме ранней империи элита утратила желание (и возможность) влиять на политику и организацию государства. До поры, до времени, состоятельных граждан устраивала власть над автономными городами. Затем, городские автономии стали разрушаться из-за эгоизма и раздоров местных сенаторов. Измение социальных ценностей изменило стереотип поведения. Состоятельные люди переселялись за город, замыкаясь в семейной жизни на вилах. Это совпало с политическим и хозяйственным кризисом III века. Упадок античного города произошел в переходный период между ранней и поздней империей.
  
  Вымывание слоя состоятельных, политически активных, ориентированных на поддержку императора горожан оставило верховную власть наедине с массой пассивных поданных. Остались подпорки - бюрократия и армия. В последней произошли изменения - из-за упадка крестьянства Италии римская армия перестала быть италийской. Жители многих провинций неохотно шли служить в армию. Лишь несколько провинций служили резервом пополнения легионов. К концу принципата начался процесс варваризации армии - набор кавалерийских частей из варваров. Римляне не желали учиться новым приемам ведения конного боя.
  
  При всей неподвижности принципата, а скорее, именно благодаря духовному застою, среди подданных империи нарастало желание обрести веру, дающую утешение и надежду на лучшее будущее, пусть после смерти. Такой верой все в большей мере становилось христианство. Для государства римского христианство явилось силой цетробежной, противопоставляющей почитанию богов Рима и императора служению Царству Небесному. Нарастание духовного брожения совпало с усилением военной мощи народов, сопредельных с Римом. Нехватало толчка, чтобы коллос зашатался. Толчок пришел с эпидемией чумы при Марке Аврелии.
  
  Императорский Рим прожил двести лет в уникально благоприятной ситуации спокойствия и процветания. На пользу это не пошло. Империя застыла в самодовольстве, подготовившим начало конца. Таковы итоги "золотого века" принципата.
  
  
  ЛИТЕРАТУРА
  
  Голубева Е.С. (ред.) Культура древнего Рима. В 2-х томах. Изд-во "Наука", М., 1985.
  
  Моммзен Т. История Рима. Т. I - V. М., 1936 - 1949.
  
  Фальковский Н. И. История водоснабжения в России, М. - Л., 1947.
  
  Хазанов А.М. Kатафрактарии и их роль в истории военного искусства.
  http://xlegio.enjoy.ru/armies/cataphractes/cataphractes.htm.
  
  Bruun, C. The Water Supply of Ancient Rome: A Study of Roman Imperial
  Administration. The Finnish Society of Sciences and Letters. Helsinki, 1991.
  
  Cornell T., Mathews J. Atlas of the Roman World, New York, Equinox Ltd., 1982.
  
  Dudley D.R. The Romans 850 B.C. - A.D. 337. Barnes and Noble Books, New York, 1993.
  
  Friend, J.N.A. Iron In Antiquity. Charles Griffin and Company Ltd., 1926.
  
  Gibbon E. Decline and Fall of the Roman Empire. Ed. J.B. Burry, 1897 - 1900.
  
  Madden J. Slavery in the Roman Empire. Numbers and Origins. CLASSICS IRELAND.
  1996. Volume 3. University College Dublin, Ireland.
  
  Tylecote, R.F.; A History of Metallurgy, The Metals Society (U.K.) 1976
  
  Wells C. The Roman Empire. Fontana Paperbacks. William Collins Sons and
  Co. Ltd, Glasgow, 1988.
  
  Wells H.G. Rise and Collapse of Roman Empire. In: The Outline of History. Volume
  1, Book 5. Garden City, New York, 1961.
  
Оценка: 3.63*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"