Аннотация: Еще кусочек из моих изысканий о причинах катастроф
Порча Рима вызывала беспокойство за столетия до его падения. Она была главным предметом забот всех достойных римских императоров, начиная с Октавиана - Августа - первого и самого великого из них.
Блестящий полководец, администратор, политик, Август был поклонник добродетелей и образа жизни ранних римлян. Такую жизнь вели люди, обрабатывающие землю, и император расширил раздачу земель отставным легионерам. Он тепло относился к римлянам простого звания, посылавших детей в армию, даже в дворянскую конницу. Август принял законы, укреплявшие семью и поощрявшие материнство (дочь Юлию, известную развратом, он выслал из Рима). Август осуждал роскошь богатых, их показную щедрость, греческие одежды, толпы рабов. Большую часть состояния император завещал Римскому государству.
Вина хороших правителей в том, что они создают иллюзию совершенства авторитарной власти, но на смену августам приходят нероны, калигулы и ничтожные императоры заката Рима- - убийцы последних его героев и спасителей - Стилихона и Аэция. Вопреки усилиям Августа и подобных ему, Империя разлагалась. Живописно описал столичное общество конца IV века (до гибели Рима оставалось менее ста лет) историк Аммиан Марцеллин:
.....некоторые,думая, что они могут достичь бессмертия с помощью статуй, жаждут их иметь, как будто высшее вознаграждение придет от бронзовых фигур, не подкрепленных достойными и почетными делами, и они даже озабочены покрыть их золотом!
Другие почитают вершиной славы иметь более высокую, чем обычно, кушетку или роскошные одежды, и с трудом тащатся и потеют под массой плащей, прикрепленых вокруг шеи множеством застежек ..., постоянными извивами тела и особенно помахиванием левой руки стараясь сделать более заметными длинную бохрому и туники, с разноцветными вышивками разных животных.
Еще одни принимают притворно суровый вид и восхваляют родовые имения, безмерно преувеличивая урожайность плодоносных полей, хвалятся, что они владеют множеством земель на востоке и западе, воистину не ведая, что предки их, которые выиграли величие Рима, не были известными богачами...
Если Вы, как почтенный чужестранец, попадете в дом одного из таких богачей, Вас примут гостериимно, как если бы Вас очень ждали, и после того как Вам зададут много вопросов и заставят не раз соврать, Вы начинаете удивляться, поскольку Вы никогда не видели этого господины, что персона такого высокого ранга обращает такое внимание на столь скромную особу, как Вы, и Вы очень довольны и начинаете сожалеть, что не приехали в Рим десять лет назад. Когда, однако, полагаясь на эту приветливость, Вы повторяете визит на следующий день, Вас заставят стоять и ждать, как человека полностью неизвестного и незванного, тогда как он, который вчера уговаривал Вас "приходить снова", выясняет, кто Вы, долго изумляясь, откуда Вы и что Вам надо......
Водоворот банкетов и погружений в другие соблазны роскоши я пропущу, иначе я стану слишком многословен. Многие безрассудно правят лошадьми, словно они конная почта с правом проезда, по бульварам города и замощенным улицам, сопровождаемые толпами рабов, похожими на банды разбойников. И многие матроны, подражая этим мужчинам, носятся галопом во всех кварталах города с покрытой головой и в закрытых каретах.......
Те немногие дворцы, которые некогда были прославлены серьезным культивированием гуманитарных наук, теперь заполнены нелепыми забавами косного невежества, отдающегося эхом пения и звучанием флейт и лир. Вы найдете певца вместо философа, учитель глупых искусств призван вместо оратора, библиотеки заколочены, как гробы, понастроены водные органы, и лиры, - такие большие, что выглядят, как повозки! и флейты, и огромные машины, пригодные для театра. Римляне пали столь низко, что недавно, когда опасались голода и иностранцев заставили покинуть город, тех, кто занимался гуманитарными науками изгнали немедленно, однако служителям актрис и подобных им разрешили остаться и о трех тысячах танцовщиц не только не возник вопрос, но оставили нетронутыми вместе с ними членов их хоров и соотвествующее число танцоров.
При частых эпидемиях в Риме богатые люди принимают абсурдные предосторожности, чтобы не заразиться, но даже когда эти меры соблюдаются со всей строгостью, некоторые, будучи приглашенными на свадьбу, несмотря на слабость рук и ног, готовы бодро отправиться за вознаграждением хоть в Сполетум! Так достойно благородных. Что касается низших и бедных, многие проводят всю ночь в винных заведениях , некоторые лежат укрытые в тенистых аркадах театров. Они играют в кости так страстно, что ссорятся во время игры, громко прочищают ноздри и издают немыслимые звуки, пыхтя носами: или (это их любимое развлечение) с восхода до заката, в солнце и дождь они стоят, споря и изучая возниц и лошадей, их хорошие и плохие качества....
Грек, бывший солдат, уроженец восточной части Империи, Аммиан Марцеллин принадлежал к нарождающемуся суперэтносу, который позже получит название византийцы. В его описании Рима есть сожаление, но нет сопереживания. Ведь не его предки были орлами Рима, оставившими ничтожных потомков. Вряд ли он преувеличил вырождение римлян. Есть сходные свидетельства. Последующая история Рима с полной неспособностью жителей отстоять город от варваров говорит за себя. Но переход от центра мира (хотя Рим перестал быть столицей за 200 лет до гибели империи) к ничтожеству людишек, мечащихся среди развалин, был слишком разителен, чтобы не вызвать попыток современников объяснить загадку.
Объяснений было два - языческое и христианское. Оба мистические. При этом мнение язычников было не в почете. Христианство стало ведущей религией в 324 году, с приходом к власти Константина. В 380 году император Феодосий I объявил христианство государственной религией. Еретикам грозили суровые наказания. Отношение к старой религии Рима также быстро ухудшалось. В 382 году из здания Сената убрали алтарь Победы, установленный еще Августом. Известный оратор, сенатор Симмахий, выступил с призывом вернуть алтарь. Он считал, что удаление алтаря Победы, разгон весталок, преследование римских жрецов привели к неурожаю во всех провинциях, голоду и принесут еще большие беды. Симмахий не был одинок. Узнаем мы об этом от христиан, опровергавших обвинения язычников, в причастности гонителей старой религии к бедствиям Рима.
О проклятии древних богов вспомнили, когда на Рим свалилось неслыханное и позорное несчастье. - в 410 году готы короля Алариха захватили Рим:
Это было в тысяча сто шестьдесят четвертом году от основания Города, когда Аларих штормовал Рим. Хотя память о событиях еще свежа, каждый, кто увидит беседующих римлян и услышит, о чем они говорят, подумает, как они сами считают, что "ничего не случилось", если не замечать еще сохранившиеся обуглившиеся руины. Когда город был взят штурмом, Пласидия, дочь покойного императора Феодосия и сестра императоров Аркадия и Гонория была захвачена и отдана в жены родственнику Алариха, как если бы она была заложницей, отданной Римом в залог по воле Божьей; хотя, благодаря добрым отношениям с могущественным королем варваров, Пласидия много сделала для блага государства...
Готы ушли (позже они отпустили Пласидию), но как было объяснить неслыханную победу варваров, еретиков или язычников, над христианами? Бурную деятельность развил Августин Блаженный, епископ Гиппо в Северной Африке, посмертно объявленный святым. Он понимал, что паника, выванная взятием Рима пошатнула доверие к церкви и может кончится ее крахом. Всю силу гения, всю страсть верующего Августин вложил в написание произведения "О Граде Божьем", ставшего краеугольным камнем идеологии католической церкви. Августин утверждает, что Рим был наказан не за новую религию, а за грехи. Языческий Рим разложился, погряз в грехах. Виной тут - старая религия, поощрявшая секс: .... бог Виргиний развязывает поясок девственницы, бог Субигий помещает ее под мужчину, Према давит вниз.... Приап, на чей огромный и звериный член новой невесте, направленной религиозным обрядом, приказано подняться и сесть!
Августин уверен, что упадок Рима не порочит христианства, ведь столица веры христовой не Рим, а град небесный. Есть Град Земной, где люди заняты мирскими делами и утехами, и есть Град Божий, где живут усопшие, живые и еще не родившиеся почитатели истинного Бога. Сivitas Dei создан ангелами, а сivitas terrena - творение Сатаны. Реальные города и империи не принадлежат единственно Граду Земному, в них может делаться много добрых вещей - мудрые законы, справедливый суд, помощь Церкви, - в этом, они часть Града Божьего. Но и Церковь не есть Град Небесный, многие дела и интересы Церкви принадлежат Граду Земному. Только Страшный Суд навсегда разделит Град Небесный и Град Земной.
Книга "О Граде Божьем"Августина Блаженного сняла с христиан вину за гибель Рима. Эта же книга дала начало идеологии и философии христианства.