Резников Кирилл Юрьевич : другие произведения.

Глава 6. Островной Мир Юго-Восточной Азии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как едят и любят народы Индонезии и Филиппин


   ГЛАВА 6. ОСТРОВНОЙ МИР ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
  
  
   6.1. Малайский Архипелаг
  
   Земля
  
   Малайский архипелаг - самый большой в мире. Общая его площадь - свыше 2 млн. км2, равна четырем Франциям. Он состоит более чем из двадцати тысяч островов, расположенных по обе стороны экватора между Индокитаем и Австралией. Архипелаг включает Большие Зондские острова - Борнео или Калимантан, Суматру, Яву, Сулавеси или Целебес, Малые Зондские и Молуккские острова, Филиппинские острова, а также тысячи мелких островов. На западе с архипелагом граничит полуостров Малакка, обычно рассматриваемый вместе с архипелагом в связи с общей природой и населением, а на востоке - Новая Гвинея, относящаяся уже к Океании.
  
   Острова архипелага гористые; не зря Малайя на языке мореплавателей тамилов означает горная. Горы достигают 3000-4000 м. Много вулканов. Самый известный - Кракатау. В 1883 году во время его извержения погибло около 36 тыс. человек. На больших островах много рек и озер. Озеро Тоба на Суматре, крупнейшее в Юго-Восточной Азии. Климат тропический, с обильными осадками круглый год. Растительность имеет вертикальную зональность. До высоты 1500 м преобладает влажнотропический лес, а в местах с сезонными осадками - листопадные леса и саванны. Горы и нагорья покрыты смешанными и хвойными лесами. На многих островах все земли, пригодные для земледелия, используют для сельского хозяйства.
  
   Животный мир относится к Малайской подобласти Индомалайской области. Он разнообразен, хотя сильно истреблен. Почти исчезли слоны, носороги, тигры, леопарды, тапиры. На Борнео и Суматре живет малайский медведь и кабаны, на Яве, Борнео и Филиппинах - дикие буйволы. Встречаются антилопы, олени, оленьки, дикобразы. Много обезьян, а в лесах Борнео и Суматры еще сохранился орангутан. На востоке архипелага животный мир относится к Австралийской области. Там распространены сумчатые - кускусы, древесные кенгуру, встречаются райские птицы. Везде много пресмыкающих - змей, крокодилов, ящериц. На Камодо и Флоресе водятся комодские драконы, гигантские вараны, достигающие трех метров в длину и 150 кг веса.
  
   Люди
  
   Большинство жителей архипелага принадлежит к малайскому типу южномонголоидной расы. У южных монголоидов шире, чем у северных монголоидов, нос, толще губы и смуглее кожа. Обычно они ниже среднего роста. У островных популяций (малайский тип) заметен сдвиг в сторону австралоидной расы. Кожа желтовато-коричневая, волосы нередко волнистые, эпикантус слабо выражен или отсутствует, губы толстые, нос широкий и плоский с расширенными ноздрями. Все эти признаки не всегда встречаются у одного человека и выражены не у всех этнических групп.
  
   На востоке архипелага - у жителей Молуккских и Малых Зондских островов заметна папуасская примесь. В джунглях Малакки и филиппинского острова Лусон живут пигмеи (рост мужчин 143 - 146 см) с темно-коричневой кожей и курчавыми волосами. Малаккских пигмеев называют семанги, филиппинских - негрито, маленькие негры, или аэта. Семангов, аэта и пигмеев Андаманских островов (расположенных к северу от Суматры) нередко всех вместе называют негритосами. Несмотря на внешнее сходство, они не родственны друг другу и, тем более, африканскими пигмеями.
  
   Согласно генетическому анализу, первые люди появились в Юго-Восточной Азии около 60 тыс. лет назад. Самой ископаемой ранней находке человека современного типа - 43 тыс. лет (Борнео, пещера Ниа). Ископаемые находки свидетельствуют, что архипелаг, тогда еще полуостров Сунда, сначала заселили австралоиды, сходные с австралийскими аборигенами и папуасами. Судя по анализу мтДНК, разные группы негритосов выделились из австролоидов около 50 тыс. лет назад. 10 000 лет назад из Индокитая стали переселяться первые монголоиды. 6000 лет назад архипелаг начали заселять монголоиды австронезийцы, приплывшие с Тайваня. Сначала они заселили Филиппины, а 5000 - 4000 лет назад - Зондские острова и Малакку.
  
   Языки большинства народов Малайского архипелага относятся к западной и центральной группам малайско-полинезийской ветви австронезийской семьи. На юге острова Хальмахера (Молукки) говорят на языках восточной группы, близкой языкам Океании. На юге Хальмахеры и на островах Тимор и Алор сохранились папуасские языки. Всего на островах Малайского архипелага живет более 380 этнических и племенных групп, каждая из которых имеет свой язык и обычаи.
  
   История
  
   Австронезийцы принесли с собой навыки выращивания риса, гончарного ремесла и мореплавания. Дальнейшее развитие народов архипелага шло неравномерно. Одни племена остались на уровне родового строя, а другие развивали торговлю, строили города и объединялись в государства. Под влиянием торговых контактов с Южной Индией на Суматре и Яве распространился индуизм и буддизм. В VII - XIII веке королевство Шривиджайя объединяло под своей властью восточную Суматру, западную Яву и Малаккский полуостров. Но больше известно яванское королевство Матарам (VIII - Х век), от которого осталась Ступа Борободура, или храм тысячи Будд - самый большой буддийский памятник на Земле.
  
   В XIV веке центр политической силы перешел к яванскому королевству Маджапахит. В Маджапахите было две главных религии - индуизм и буддизм, но постепенно все большее влияние приобретал ислам, занесенный арабскими купцами. К началу XV века Малакка превратилась в центр ислама. Вскоре ислам появился на Яве. К началу XVI века пал Маджапахит, и Ява целиком перешла под власть мусульманских султанов. Ислам распространился вплоть до Филиппин, но сохранил доисламские обряды и традиции.
  
   В XVI веке в водах Малайского архипелага появились корабли европейцев. Раньше всех приплыли ищущие пряности португальцы. В 1511 году они захватили город Малакку, а через год обосновались на Молуккских островах. Затем пришли испанцы, завоевавшие к концу XVI века большую часть Филиппин. В начале XVII века голландцы вытеснила португальцев. Они захватили яванский город Джакарту, переименовали его в Батавию и сделали столицей новых владений, получивших название Нидерландская Ост-Индия или Индонезия.
  
   В середине XVIII века голландцы владели Явой, Молуккскими островами и портом Малакка, но всю Индонезию им удалось подчинить лишь к началу ХХ века. В XIX веке стала заметна роль англичан. Вначале они приобрели остров Сингапур, затем - весь Малаккский полуостров, а позднее - Северный Борнео. Последними колонизаторами стали американцы: в конце XIX они отобрали у испанцев Филиппины. С середины ХХ века началась деколонизация. В сороковые годы приобрели независимость Индонезия и Филиппины, в пятидесятые Малайзия и Сингапур, в семидесятые Бруней, а Восточный Тимор в 2002 году.
  
   Современные народы
  
   Жители Малайского архипелага исповедуют основные религии мира. Ислам преобладает в Индонезии (86%), Брунее (65%), Малайзии (60%), остальные - христиане, буддисты, индуисты и анимисты (верящие в духов). На Филиппинах 90% населения христиане, есть также мусульмане, буддисты и анимисты. В Сингапуре 77% буддистов, остальные мусульмане и индуисты. В Восточном Тиморе 95% жителей христиане.
  
   Население архипелага (340 мл в 2006 г.), состоит из сотен этносов с разной культурой и уровнем общественного развития. Есть большие народы с современной культурой: яванцы, малайцы, сунданцы западной Явы, минангкабау Суматры, тагалы и илоканы Филиппин. Есть народы, сохраняющие традиционный стиль жизни. В их числе батаки Суматры, балийцы, буги и макасары Сулавеси, висайя Филиппин. Немало народов с пережитками родового строя, такие как даяки Борнео, тораджи Сулавеси, ифугао Филиппин. Есть племена, живущие в джунглях. Наконец, во всех странах архипелага живут многочисленные и влиятельные китайцы, а также индийцы. В Сингапуре китайцы составляют большинство населения, а в Малайзии значительную его часть.
  
   Выбор этнических культур
  
   Описать пищевые и сексуальные традиции 380 народов и этнических групп Малайского архипелага вряд ли здесь возможно и нужно. Достаточно выбрать несколько этносов, культура которых имеет общее с культурой многих этнических групп, либо, напротив, уникальна, иными словами, провести отбор на типичное и исключительное. В качестве типичных примеров выбраны яванцы и тагалы, представители мусульманских и христианских народов архипелага с современной культурой, В качестве исключения рассматриваются балийцы - единственный коренной народ архипелага, исповедующий индуизм, и даяки - анимисты и недавние "охотники за головами", сохранившие древние обычаи монголоидных первопоселенцев.
  
  
   6.2. Яванцы
  
   Общие сведения
  
   Яванцы - самый большой народ Малайского архипелага. В 2004 г. их было 90 миллионов, и они составляли 40% населения Индонезии. Большинство яванцев живет в центральной и восточной Яве, но немало переселилось на другие острова Индонезии, особенно на Суматру и Борнео. Яванцы являются "типичными" индонезийцами как внешне, так по религии и культуре. Большинство яванцев мусульмане. Ислам здесь смягчен австронезийскими традициями и влиянием индуизма и буддизма. Женщины никогда не носили чадру и не вели затворнический образ жизни. Архитектура мечетей, жилые дома, декоративное искусство, театр, музыка, пища, быт не сходны с арабским миром и напоминают Индию, Китай, а еще чаще имеют оригинальную австронезийскую основу.
  
   Среди яванцев есть все профессии, но основная масса крестьяне. Традиционное занятие крестьян - пашенное земледелие, преимущественно заливное рисосеяние. Выращивают корнеплоды и бобовые. На приусадебных участках сажают бананы, кокосовые пальмы, овощи, пряности. Разводят скот, птицу, рыбу в прудах и каналах. Рыболовство - занятие жителей морского побережья.
  
   При большой плотности населения яванские деревни, кампунги, расположены близко одна от другой. Дома стоят вдоль дорог, дамб, ограждающих оросительные каналы. Кампунг состоит из усадеб, окружённых изгородями из бамбука, в центре - площадь с общинным домом, домом старосты, часто - мечеть. Жилища каркасно-столбовые, иногда на небольших сваях, стены из плетёного бамбука, крыша двух и четырёхскатная, крытая пальмовыми листьями; богатые дома - с тесовыми стенами и черепичной крышей. Перед домом открытая веранда; кухня - в пристройке или в отдельном помещении.
  
Традиционная одежда состоит из саронга - широкой полосы ткани, обертываемой вокруг пояса или груди (у женщин) и доходящей до щиколоток Мужчины часто носят под саронгом штаны. Материя для одежды бывает одноцветная ( белая, расшитая золотом или черная), либо с рисунками, известная как батик. Кроме саронга, мужчины носят куртку, женщины - батиковое полотнище, кембен, обёрнутое вокруг груди, распашную кофту, покрывало через плечо. На голове у мужчин - шапочка из черного бархата, пичи, у женщин - батиковый платок, икет. Так одеваются в торжественных случаях. В обычной жизни крестьяне ограничиваются саронгом или носят майку и шорты.
    
Яванцы создали богатую литературу, архитектуру, музыку, театр. Наиболее известен театр теней - Ваянг кулит. Ваянг в индонезийском мире означает театр. Театр появился здесь под влиянием индуизма в первом тысячелетии новой эры. Сюжеты театральных мистерий связаны с индийским эпосом "Махабхаратой". Существуют ваянг-оранг - театр актеров в гриме, ваянг-топенг, где актеры играют в масках, но ваянг-кулит - самый любимый. Даланг - актер театра теней, двигает между лампой и экраном куклы, вырезанные из кожи в профиль. Он же рассказывает историю, меняя голоса, поет песни, создает шумовые эффекты и указывает оркестру гамелану, когда вступать. Музыканты играют на гонгах, ксилофонах, барабанах.
  
   Сочетание современной городской жизни и неспешных традиций сельского кампунга, влияние индийцев, китайцев, арабов, голландцев, контакты с другими индонезийскими народами, привели к появлению яванской кухни, считающейся одной из лучших в Юго-Восточной Азии.
  
   Яванская кухня
  
   Как все индонезийцы, яванцы едят много риса; рис присутствует в завтраке, обеде и ужине. Из рисовой муки готовят выпечку, подают рис в качестве гарнира, либо с овощами. Наиболее известное блюдо из риса - наси горенг, жареный рис со специями, овощами и кусочками курицы, креветок или мяса. Все приправлено специями. Яванские приправы и соуса, в противоположность падангским (западная Суматра), не слишком острые и вполне безопасны для европейцев. Из специй распространены белый и красный чеснок, перец красный острый (меньше - черный перец), индонезийский лавровый лист, листья лайма, куркума (ингредиент карри), имбирный корень, другие ароматные корни и семена, тамаринд, корица. В приправы добавляют старые соевые лепешки, соевый соус, кокосовое молоко, сок лайма, соль и пальмовый сахар. Популярен соус самбал из острого перца и сладкий соевый соус.
  
   Кроме риса, гарниром служит лапша, таро и сладкий картофель. Лапшу часто варят, но есть жареная лапша бакми горенг. Супы самые разнообразные, в них кладут темпе и тофу (соепродукты), курятину или говядину, приправляют травами, специями и кокосовым молоком. Яванцы едят много овощей и зелени. Замечательно вкусны вегетарианские блюда. В них, как источник белка, используют темпе и тофу. Темпе - это прессованные лепешки из полусваренных соевых бобов, подвергнутые действию грибка, дающего им структуру, сходную с мясом. Ломти темпе варят на пару, затем обваливают в муке и обжаривают в растительном масле с зеленым луком и специями. Иногда темпе предварительно замачивают в маринаде или солёном соусе. Темпе подают с гарниром, в супе и как самостоятельное блюдо. Другой продукт, соевый творог тофу, пришел из Китая. На Яве тофу популярен уже тысячу лет. Тофу поджаривают в масле, варят на пару, тушат вместе с перепелиными яйцами, ростками соевых бобов, морковью и зеленым луком.
  
   Мясо и рыба сравнительно дороги. Из мяса едят курицу, говядину, реже, козлятину. Свинина для мусульман нечистая пища. Зато популярна морская и пресноводная рыба и морепродукты - креветки, крабы, моллюски. Мяса обжаривают в кипящем масле; моллюски варят на пару, а затем тушат с чесноком и специями, креветки варят и жарят. Для жарки используют кокосовое масло, признанное одним из самых здоровых растительных масел. Рыбу, вместе со специями, обернув банановыми листьями, запекают на решетке или в духовке. Рыбу также солят, но качество засола неважное. На любителя и соленая рыба, обжаренная в растительном масле. Зато вкусны маленькие шашлыки сатэ, приготовленные из маринованной курятины или козлятины. Шашлыки подают с арахисовым или соевым соусом. Яванские мужчины особенно ценят сатэ из бычьих семенников, якобы укрепляющих мужскую силу.
  
   Как все индонезийцы, яванцы едят руками, без ножей и вилок. Ложки иногда используют для супа. Пищу на вынос аккуратно заворачивают в банановый лист. Руки перед едой споласкивают в сосуде с водой и ломтиками лайма. Пищу запивают холодной водой. Из традиционных напитков популярны сладкий черный чай, кофе и кокосовое молоко. Вино яванцы, как мусульмане, не употребляют, хотя пиво сейчас пьют охотно. Есть запрещенная рисовая водка, арак. Яванцы едят много фруктов. Особенно ценится дуриан, со вкусом, напоминающим смесь тертых орехов и клубники. Дуриан отвратительно пахнет, но яванцы привыкли к его запаху. У дуриана репутация афродизиака. Есть поговорка: "Когда дуриан падает с дерева, саронги поднимаются". Другой любимый фрукт - мангостин. Округлые, пурпурные плоды мангостина покрыты толстой кожурой. Под ней находятся пять-шесть белых сочных долек плода с маслянистым, сладким, слегка терпким вкусом.
  
   Семья и брак
  
   Мировоззрение яванцев сложилось под влиянием культур и религий индусов, китайцев и арабов (влияние европейцев было вторичным). В правилах поведения важную роль сыграло полученное из Китая конфуцианство. Яванцы разделяют морально-этические ценности конфуцианства, согласно которым гармоничная семья есть строительный блок гармоничного общества. Конфуцианское стремление сгладить противоречия и добиться согласия заметно в отношениях в семье, воспитании детей, в поведении людей вне дома. Существует массовый праздник примирения и благословления лебаран, его отмечают члены семьи, соседи и сослуживцы.
  
   Конфуцианство подразумевает не равенство, а иерархию - подчинение младших старшим по возрасту и положению. В яванском обществе есть маленькие люди, вонг чилик, и высшее сословие, прийяи, - чиновники, интеллигенция и аристократия. Сословные различия важны при заключении брака. На конфуцианство наложился ислам, также иерархичный, утверждающий власть мужчины над женщиной. Все же положение яванских женщин далеко от приниженности. Семейные отношения яванцев можно назвать исламизированным конфуцианством, а в семейных обрядах и праздниках преобладают традиции индуизма.
  
   У яванцев происхождение определяется по отцу, но родственные отношения поддерживаются по обеим линиям. После свадьбы молодожены живут несколько лет у родителей жены, которые помогают им построить дом неподалеку. Связь молодоженов с семьей жены - черта австронезийская, а не арабская, как не мусульманским является преобладание моногамных браков. Но свободное общение неженатых юношей и девушек, тем более, добрачные связи, у яванцев мусульман запрещены. Еще недавно девушек выдавали замуж в 12 - 15 лет, а обручали в детстве. В 1974 году был принят закон, определяющий минимальный брачный возраст для девушек 16 лет и для юношей 19 лет.
  
   В устроении брака принимают участие родители жениха и невесты. Родители жениха посылают к родителям невесты посланца с предложением брака. Если предложение принято, начинается подготовка к свадьбе. Родители невесты организуют церемонии помолвки, очистительного омовения, кануна свадьбы, религиозное освящение. Свадьбу справляют пышно. Приглашают 300, 500, даже 1000 гостей. Создают свадебный комитет из родственников и друзей жениха и невесты. Комитет ответственен за прием гостей, транспорт, протокол, еду, напитки, оркестр гамелан, танцы и безопасность. Нанимается женщина-гример пемаес; она обеспечивает внешний вид жениха и невесты и церемониал свадьбы. По традиции, жених и невеста носят черный вельвет, расшитый золотом (стиль яванских королей) или одежду с голыми руками и плечами - стиль басахан. Свадьба сопровождается обильным застольем и национальными танцами.
  
   Отношение супругов, в идеале, а нередко, и в реальной жизни, строятся на принципах любви и взаимного уважения. В XIX веке европейцы удивлялись необычному для мусульман высокому положению женщины в яванской семье. Крауфорд в 1820 году писал о яванках:
  
   "... с женщинами не обращаются с презрением и пренебрежением. Они едят с мужчинами и во всем их связывают отношения равенства, ...женщины появляются в обществе, не вызывая никакого возмущения, они активно участвуют в деловой жизни, их консультируют мужчины по общественным делам, и они часто достигают трона, и это при том, что монархия здесь выборная. ... Яванские женщины самые предприимчивые и трудолюбивые во всем Архипелаге, причем их труд не навязывается мужчинами, а благодаря его пользе, является предметом мужской гордости".
  
   Независимое положение яванские женщины сохраняют и поныне. Хотя муж традиционно считается главой дома, в семейной жизни решения часто принимает жена. 75 процентов из 950 опрошенных супружеских пар центральной Явы согласились с утверждением, что "В целом, женщины умнее мужчин". Высокое положение женщин сказывается и в том, что у яванцев многоженство не было широко распространено. Сегодня даже зажиточные мужья редко решаются взять вторую жену.
  
   Сексуальные традиции
  
   Яванцы, как мусульмане, отрицательно относятся к внебрачному сексу. Еще недавно считалось совершенно неприличным молодым неженатым парам появляться на публике. Беременность девушки была позором для семьи. За последние десятилетия ситуация изменилась, по крайней мере, в больших городах. Добрачный секс уже не редкость и даже беременность воспринимается родителями "согрешившей" как неприятность, а не катастрофа. В деревнях и небольших городах традиционные взгляды по-прежнему преобладают. Кроме того, даже в больших городах, часть населения принадлежит к глубоко верующим мусульманам, что исключает саму возможность выяснения интимных подробностей личной жизни.
  
   Яванцы приемлют секс, направленный на продолжение рода. Другие способы считаются извращением и грехом. Женщины иногда разрешают мужьям ласкать их орально, но не отвечают взаимностью. Женатые мужчины идут к проституткам и получают там то, в чем отказано дома. Все же среди молодежи оральный секс находит признание, так как позволяет сохранять девственность до вступления в брак. Гетеросексуальный анальный секс практикуют очень немногие. Все эти оценки приблизительны из-за закрытости темы секса в яванском обществе.
  
   В современной яванской литературе нет описаний секса. Нет данных о сексуальной практике яванцев и в медицинских учебниках. Эротические произведения ранней яванской литературы (доисламской и мусульманской) страдают отсутствием конкретики. После подробного описания комнаты молодоженов, их нежных объятий и поцелуев следует фраза: "Мы не будем говорить, что они делали дальше, мы будем говорить о завтрашнем утре". Если же эротическое описание дается, то в виде метафор, где любовные игры сравнивают с битвой, а невесту с крепостью, которую берут приступом. О сексуальных традициях яванцев можно судить лишь по руководству по сексу, которое называют лебединой песнью явано-мусульманской эротологии.
  
   Рукописная "Книга описания женщин" (S?rat kandraning wanita) была найдена в 1951 году в библиотеке умершего ученого яваниста Я.Л. Моенса. Время создания рукописи относят к началу 30-х годов ХХ века. Книга предназначена для холостяков, выбирающих невесту, и для молодоженов. Помимо иллюстрированного описания внешности и половых органов у 30 типов женщин ("золотой ключ", "море меда", "восходящая луна"), а также описания по другой типологии пригодности женщин для брака ("жаждущая корова", "павлин с большим широким хвостом"), в книге перечислены позиции для секса. Всего описаны двенадцать позиций:
  
   "1. Секс как у крокодила. На Западе называется позицией миссионера; 2. Секс как у змеи. Партнеры лежат на боку, лицом друг к другу; 3. Секс как у крокодила, сзади. Оба партнера лежат на боку, мужчина позади женщины; 4. Секс как у животных. Оба партнера на четвереньках, мужчина сзади; 5. Сек сидя. Партнеры сидят, лицом друг к другу; 6. Сек, сидя на его коленях. Мужчина сидит по-турецки, женщина, широко раскрыв ноги, сидит на его коленях; 7. Секс как у обезьяны, заботящейся о детеныше. Секс стоя; 8. Секс как раскрытие кокосового ореха. В этой позиции женщина находится сверху; 9. Секс с сидящей женщиной. Мужчина лежит на спине, женщина сидит сверху; 10. Секс как удар копьем. Женщина лежит на кровати, мужчина стоит, держа ее за ноги; 11. Секс как олень с ветвистыми рогами. Женщина лежит на спине с поднятыми ногами; 12. Секс как Бима , кующий палицу. Женщина лежит на спине с поднятой ногой. Мужчина сидит к ней так близко, как возможно".
  
   В руководстве отдается предпочтение позициям, обеспечивающим, по мнению автора, лучшие возможности для зачатия. Автор не одобряет позу "обезьяны, заботящейся о детеныше", но высоко оценивает "секс как у крокодила", известный нам как позиция миссионера. Оральные ласки допускаются лишь как подготовка к настоящему сексу, а анальный секс вообще не упоминается. Между тем, в старинной яванской энциклопедии в стихах, созданной при дворе наследника султаната Солан (1814), есть упоминания о гомосексуальном анальном сексе. Последнее не удивительно, поскольку принцы Солана (яванское княжество) были большими любителями мальчиков.
  
   По свидетельству чиновников Нидерландской Ост-Индии, в XIX веке знатные и состоятельные яванцы держали при себе мальчиков-любовников. Смягченную форму педерастии, дожившую до наших дней, представляют отношения вароков и гемблаков в городе Поногоро, расположенным в горах Восточной Явы. Варок, руководитель мистического танцевального ансамбля реог, обладает сверхъестественной физической и духовной силой. Одним из главных требований к вароку является отсутствие связей с женщинами, поскольку с потерей семени он утрачивает силу.
  
   Чтобы иметь эмоциональную отдушину, варок находит прекрасного мальчика шести-семи лет, известного как гемблак, который становится его компаньоном и, одетый как женщина, участвует в театральных постановках реог. Принято считать, что проявления чувств варока к гемблаку ограничиваются поглаживаниями и поцелуями. Нередки случаи ревности и даже схваток вароков из-за прелестного гемблака. Когда гемблак взрослеет, варок участвует в выборе его жены и играет видную роль на свадьбе. Затем их отношения прекращаются. В возрасте сорока лет, достигший полного могущества варок жениться сам, чтобы иметь потомство.
  
   В современной Индонезии старые традиции сочетаются с влиянием западного стиля жизни. Внебрачный секс становится все более распространенным, мужчины обращаются к услугам проституток, а гомосексуализм, формально не существующий, отнюдь не редкость в больших городах. Вместе с тем, наблюдается рост исламского фундаментализма, а с ним нетерпимости и сексуальных ограничений. Будущее яванского (и индонезийского) общества неясно.
  
  
   6.3. Балийцы
  
   Бали и балийцы
  
   Бали называют земным раем. На это есть основания. Некрупный по индонезийским масштабам остров являет собой сочетание редкой по красоте природы, прекрасного климата, живописных храмов, вписанных в пейзаж, и людей, крестьян и художников, живущих в гармонии с любимым островом. Подавляющее большинство балийцев даже не мыслят, как можно покинуть свой остров. Зато на Бали едут массы туристов, и некоторые приезжие остаются здесь надолго, а иногда - навсегда.
  
   Уникальность Бали определяется людьми. Балийцы - единственный сравнительно крупный (3 млн.) народ Индонезии, устоявший под натиском ислама и сохранивший индуизм. С Индией у Бали древние связи: 12% предков балийцев по мужской линии - из Индии. Индуизм Бали, связан с почитанием Шивы, но отличается от традиционного индуизма. Деление на касты здесь проще, чем в Индии. Всего четыре касты: брахманы, кшатрии, вайшьи, торговцы и шудра или джаба - крестьяне. Считается, что три высших касты переселились на Бали после его завоевания яванской империей Маджапахит в XIV веке, а джаба - коренные балийцы. В индуизме балийцев важную роль имеет почитание добрых и злых духов и душ предков. Чтобы удовлетворить духов, балийцы выстроили множество храмов, каждый из них связан с определенным духом, местом, явлением природы и имеет свою паству. На острове много праздников с нарядными шествиями и танцами актеров в масках.
  
   90 процентов населения живет в деревнях. Усадьбы окружены глухими стенами и состоят из дома, хозяйственных построек и домашнего храма. Дома из камня, прямоугольные, с двускатной крышей. Основное занятие балийцев - пашенное земледелие. Главная культура - рис, возделываемый на заливных полях, спускающихся террасами с гор. Выращивают бобовые, чай, кофе, овощи, фрукты, цветы. Разводят буйволов, лошадей, свиней, птицу. Почти все крестьяне занимаются художественными ремеслами. Режут по дереву, чеканят по металлу, ткут, изготовляют посуду. Изделия продают туристам. Часть балийцев занята их обслуживанием.
  
   Национальная одежда похожа на яванскую: те же саронги, рубахи, кофточки. Еще пятьдесят лет назад балийские женщины ходили по пояс голые, чем восхищали приезжих европейцев. Сейчас лишь старухи придерживаются старинной моды. Большинство мужчин носят теперь не саронги, а шорты. Культура балийцев и яванцев сходна - ведь она была общей до обращения яванцев в ислам. Как на Яве, у балийцев популярны театральные представления в масках, театр теней, оркестр гамелан, петушиные бои. Есть различия, но они незначительны. Много общего в балийской и яванской кухне.
  
   Балийская кухня
  
   У балийцев еда двух родов - праздничная и повседневная. Праздничная еда состоит из многочисленных изысканных блюд, а повседневная проста. Балийцы едят обстоятельно два раза в день - утром и вечером, зато несколько раз в течение дня перекусывают. Обычно едят в одиночку, на кухне или во дворе, и лишь на праздничную трапезу собираются все вместе. Как у яванцев, основу еды составляет рис: отварной и жареный -
   наси горенг. На праздники подают наси кунин - рис, желтый от кокосового молока, и берас кетан, клейкий рис, приготовленный с кокосовым молоком и сахарным сиропом. Есть еще красный рис и черный рис
  
   Балийцы едят много овощей: с рисом и в виде салата. Из птицы, ценят местных кур, с жестким, но вкусным и ароматным мясом. Очень популярны шашлыки сатэ, сходные с яванскими. В отличие от мусульман, балийцы едят свинину, и не просто едят, а очень любят. Самым любимым блюдом является запеченная свинья, баби гулинг. Поросенка начиняют овощами, смешанными со специями, и готовят на раскаленных углях до золотистой корочки. В прежние времена, баби гулинг подавали только по большим праздникам. Не менее вкусна печеная утка, бебек бетуту, маринованная травами и специями и запеченная в банановых листьях. Как индуисты, балийцы не едят говядину. Рыбу предпочитают вяленую. К морю, балийцы относятся настороженно, считая нечистым. Но моллюски и ракообразные есть в балийской кухне, а паста из креветок придает своеобразный аромат многим блюдам.
  
   Специи балийцы используют почти везде. В основе соусов лежат те же специи, что у яванцев. Острый перец - главный компонент соуса самбал. Самбал часто едят вместе с соевым творогом таху. Таху не имеет определенного вкуса, но, вместе с самбалом, превращается в изысканное блюдо. Еду запивают водой или чаем. Из традиционных алкогольных напитков пьют туак - легкое вино, изготовленное из пальмовых цветов, арак - водку, продукт перегонки пальмового или рисового вина, и брем - сладкое вино, полученное при добавлении дрожжей к красному или к клейкому рису.
  
   Семья и брак
  
   Балийское общество патриархально. Сын наследует все: дом, землю, ценности, долги, семейный храм и обязанность кремировать умерших родителей. Балийцы верят, что через сына сохраняется семейный род и цикл перерождений, и что хороший сын обеспечит родителям достойное место в ином мире. Ведь дочь после выхода замуж переезжает к мужу и ходит в его семейный храм. Отсутствие сына угрожает продлению рода и перерождениям. Глава семьи вынужден либо завести вторую жену и зачать от нее сына, либо усыновить юношу и женить его на своей дочери. Оба решения связаны с браком.
  
   У балийцев распространены кросскузенные браки, когда юноша женится на дочери брата матери или дочери сестры отца. Запрещены ортокузенные браки - с дочерью брата отца или с дочерью сестры матери. Женятся в 16 - 20 лет. Существует три вида брака: бегство жениха и невесты - нгерород, брак по договоренности родителей - мермадик, и ньентана, когда молодой человек селится в доме родителей невесты, где нет сына, и становится продолжателем их рода. Самый частый вид брака - бегство молодых, нгерород, а самый престижный - с согласия родителей, мермадик.
  
   Не следует думать, что нгерород действительно означает похищение или бегство. Чаще всего, все начинается со слов юноши: "Ты хочешь? ". Если девушка согласна, они проводят ночь в доме приятеля юноши. Наутро уже можно заключать брак с участием местного жреца. Родители невесты изображают гнев, часто притворный. Нередко добрачное сожительство затягивается, что не считается грехом, если молодые люди собираются пожениться. И если до свадьбы рождаются дети, они признаются законными.
  
   Бывает, что девушка отказывает соискателю. Поэтому неуверенные в себе юноши используют любовные амулеты, обычно монеты, найденные вблизи храма. Их можно получить напрокат, причем за немалую цену. У девушек свои амулеты. Амулеты хранят завернутыми в тряпку, со специальными мазями и лепестками цветов, чтобы не потеряли силу. В трудных случаях прибегают к мантре (молитве) и приворотной мази. В ее состав входят бананы, орехи, слюна змеи, кокосовое масло, перец, лист или кора кокосовой пальмы, под которой сидела беременная женщина. Мазью незаметно метят объект любви, предварительно прочитав мантру. Можно еще "украсть мысли", постоянно думая о любимой или любимом. Чтобы быстро добиться любви, нужно всю ночь смотреть на пламя нового светильника, в который налито свежеотжатое кокосовое масло и вставлен новый фитиль, и представлять лицо любимой.
  
   Самый уважаемый вид брака мермадик, когда родители и родственники юноши идут к родителям девушки и почтительно просят отдать дочь замуж. Брак мермадик дорогостоящ - он включает свадебные церемонии, яркие старинные одежды жениха и невесты, пир, танцы. Читают мантры и приносят жертвоприношения, охраняющие от злых демонов семя и яйцо. Не лишен церемоний и брак похищением, нгерород. Свадьба проходит в домашнем храме родителей жениха, ведь в каждом доме есть храм. Семья жениха готовит украшения для храма и подношения богам - цветочные гирлянды, сплетенные из трав и цветов. Наименьшим уважением пользуется брак с усыновлением - ньентана. Со стороны жениха он считается немужским поступком. Ведь согласившись войти в род семьи невесты, жених ставит себя в приниженное положение, поскольку наследником, по сути, является не он, а его жена. Впрочем подобные браки довольно редки: девушек на Бали больше, чем юношей.
  
   Балийский индуизм допускает многоженство, но браки, чаще всего, моногамные. Вторую жену мужчина берет, если от первой нет сыновей. Развод оправдан по причинам бесплодия жены и ее неверности. Но если мужчина бросает женщину с ребенком, это обойдется ему в корову и жареную свинью. Жена может вернуться к родителям. Если жена уходит к другому, муж имеет право на возмещение. Но не всегда получает. Одна бойкая женщина сменила четырех мужей; произошло это столь быстро, что никто ни с кем не успел расплатиться. Муж N 4 был должен мужу N3, который задолжал мужу N2, тот мужу N1, а последний отцу прелестницы, поскольку девушка была похищена. Отец, правда, на все махнул рукой.
  
   Сексуальные традиции
  
   Отношение к сексу у балийцев отличается от яванского. Яванцы, как мусульмане, допускают сексуальные ограничения и воздержание. Индуисты балийцы воздержание отвергают. Тягу к сексу они считают неотвратимой. В этом отношении, они напоминают не столько индусов, сколько австронезийских предков. Ласки балийцев напоминают полинезийские. Они не целуются и не понимают, как от этого можно получать удовольствие. Балийцы предпочитают приблизить лицо к лицу партнера так близко, чтобы чувствовать запах и тепло кожи - европейцы описывали это как манеру тереться носами.
  
   Австронезийские основы секса балийцев проявляются и в их неприятии излюбленной европейцами позы миссионера. Балийцы находят эту позицию неудобной и неуклюжей. Они предпочитают океаническую позицию, когда мужчина располагается между бедер партнерши; она лежит на спине, ее ноги подняты, колени согнуты, а икры на плечах мужчины. Австронезийской или даже меланезийской чертой являются игры с половыми органами младенцев. Еще недавно их постоянно ласкали:
  
   "Член младенца постоянно трогали, тянули, щелкали, крутили мать, девочка-няня и все вокруг. Слегка пощекатывая повторяли слова: "красивый, красивый, красивый", - термин, применимый только к мужчинам. Вульву маленькой девочки нежно поглаживали, сопровождая словами, относящимися к женщинам: "прелестная, прелестная, прелестная".
  
   Подобное обращение прекращали как только ребенок немного взрослел. Ведь для девочки самое важное - сохранить девственность. Девственность (до похищения женихом) позволяет выйти замуж, что обеспечивает будущее женщины. Поэтому девушка не появлялась одна без подруг. Даже встречи с женихом проходили втайне.
  
   Отношение к гомосексуализму терпимое. В XIX веке голландцы отмечали, что на Бали пользуются спросом одетые как девочки мальчики десяти - двенадцати лет. В наши дни гомосексуализм не особенно распространен. Туристы нередко принимают за гомосексуализм манеру юношей балийцев ходить, взявшись за руки, или спать обнявшись. На самом деле, в балийской культуре заложена любовь к телесным контактам, не переходящая в секс. Дети и взрослые часто трогают и обнимают друг друга. Даже старики нередко ходят в обнимку.
  
   У балийцев есть жесткие сексуальные табу. Запрещено кровосмешение. Причем, не только с кровными родственниками, но и с приемными сестрами и с детьми духовного учителя. Нельзя иметь секс с альбиносами, идиотами, прокаженными. Скотоложство считается преступлением, способным накликать беду на деревню. В былые времена человека и животное топили в море. Сейчас нравы "смягчились": топят только животное - человека сажают в тюрьму.
  
   В рекламных проспектах Бали называют чувственным раем. Это верно, но рай этот для туристов и сами балийцы в нем мало участвуют. Большинство проституток, обслуживающих туристов, - выходцы с других островов Индонезии или из других стран. Балийская деревня консервативна, хотя молодежь становится все более сексуально просвещенной и раскрепощенной. Уже не редки связи, не ведущие к браку, широко используются презервативы.
  
  
   6.4. Даяки
  
   Племена даяков
  
   Даяки - коренные жители Борнео, живущие, преимущественно, во внутренних областях огромного острова. Термин даяки собирательный и объединяет более 200 этнических групп, каждая из которых имеет свой язык или диалект, территорию, обычаи и культуру. В то же время, у всех даяков есть общие черты, отличающие их от других народов Малайского архипелага. Даяки являются потомками ранних австронезийских переселенцев, заселивших Борнео около 3000 лет назад. Значительно позже на побережье Борнео поселились малайцы, ассимилировавшие часть даякских племен. В 70-е годы ХХ века правительство Индонезии организовало переселение крестьян с острова Мадура. Тем не менее, даяки составляют значительную часть населения острова. Общую их численность оценивают по-разному - от трех до восьми млн. человек.
  
   Наиболее известные этнические группы даяков - ибаны или морские даяки, капуа, каяны, кенья, муруты, барито, пунаны. Даяки, особенно каяны, кенья и пунаны, физически превосходят остальных жителей Архипелага. Мужчины невысокие, но выглядят как атлеты - сплошные мышцы без капли жира. Женщины прекрасно сложены. У каянов, кенья, пунанов нередки точеные прямые носы, европейские черты лица. За исключением смуглых ибанов, кожа даяков намного светлее, чем у малайцев или яванцев; пунаны не темнее эвенков или якутов. Путешественники не раз восхищались силой и выносливостью даякских мужчин и очарованием женщин.
  
   Культура
  
   Все даяки, кроме охотников пунанов, сочетают мотыжное земледелие, собирательство, охоту и рыболовство. Даяки выращивают рис в сухом поле, овощи, табак. Переходят на выращивание заливного риса. Собирательством занимаются все, включая детей. Знание джунглей позволяет находить фрукты и мед диких пчел, собирать насекомых, орехи и птичьи яйца. Мужчины - отличные охотники; с копьем, ружьем и собаками они охотятся на кабанов, а с духовым ружьем - на оленьков, обезьян и лесных птиц.
  
   Духовое ружье даяков - сипет или, по-малайски, сампутан - самое совершенное в мире. Даяки делают его, высверливая канал для стрельбы в стволе железного дерева и обтесывая его снаружи. Работа занимает несколько месяцев. Выдутая из сипета стрела, пролетает больше 100 м, а на расстоянии до 70 м, способна убить птицу и средней величины животное. Если стрелы смазаны ядом, они превращаются в страшное оружие. В 1859 г. английское подразделение потеряло в стычке с даяками 30 человек; каждый был убит тонкой стрелой, оставившей в теле маленькую ранку.
  
   Большинство даяков живут в "длинных домах", их называют деревней под одной крышей, хотя в деревне может быть и несколько "длинных домов". В каждом доме живут от 200 до 600 человек. Дома прямоугольной формы: длинной от 200 до 400 м, шириной - 10-20 м. Дома стоят на трехметровых сваях и чтобы туда забраться надо лезть по одной из лестниц. Крыша двускатная, крытая дранкой из железного дерева. Внутри дом делится на два или три продольных отсека. Один отсек представляет широкий коридор или галерею, идущую вдоль дома, а с одной или обеих его сторон находятся билики - комнаты для семей. На резных дверях биликов изображены питоны и крокодилы, охраняющие семьи от злых духов. Спальные места в каждом билике отделены стенками и ширмами, а в центре - свободное пространство с очагом.
  
   В средней части общей галереи, руаи, неподалеку от билика вождя, платформа для собраний и приема гостей. Рядом, возле очага, стоит резная фигура птицы-носорога, защищающей общину от врагов. Там же к балкам крыши подвешены самые ценные вещи общины - маски, щиты и человеческие головы в сетках из пальмовых волокон. Вокруг дома расположены амбары, где семьи хранят запасы риса. Неподалеку находится лодочная пристань: "длинный дом" всегда ставят рядом с рекой. В даякских домах до недавнего времени почти не было мебели: спали и ели на матах, а утварь хранили в плетеных корзинах. В каждом "длинном доме" обязательно есть китайские бронзовые гонги, иногда очень старинные. Гонги используют в праздничных церемониях.
  
   В обыденной жизни даяки одевались просто. Мужчины ходили в набедренных повязках, добавляя вне дома легкую куртку и плоскую соломенную шляпу. Женщины носили платье до колен, разрезанное сбоку, а на улице кофту с длинными рукавами и такую же шляпу, как мужчины. Мужчины всегда ходили с оружием и до сих пор носят в ножнах тесак мандау (малайск., паранг). Женщины украшают себя браслетами и кольцами. Данью мужской и женской моды, уже ушедшей в прошлое, было растягивание тяжелыми медными кольцами мочки ушей так, что они доходят до плеч. Другой данью моды было подпиливание зубов, "чтобы лучше есть мясо". У пожилых мужчин тело покрыто татуировкой, имеющей символическое значение. Женщинам татуировали бедра и руки. Кажется, что они в шелковых перчатках.
  
   На праздниках даякские вожди и воины преображаются. На голову одевается вязаный шлем, расшитый бусами и украшенный плюмажем из перьев птицы-носорога, на плечи - плащ из шкуры леопарда, на талию расшитый серебром пояс с праздничным парангом в разукрашенных ножнах. Красота эта уходит в прошлое или переходит в разряд туристических аттракционов. На праздники мужчины теперь одевают брюки, а в обыденной жизни носят шорты. Женщины потихоньку осваивают платья европейского фасона.
  
   Еда
  
   Рис является основным продуктом питания даяков. Рис едят вместе с овощами, мясом и рыбой. Из мяса даяки едят все: мясо оленей, оленьков, обезьян, даже орангутана, змей, лягушек, ящериц, пальмовые личинки, кузнечиков, улиток. Самым любимым мясом является свинина - мясо полудиких домашних свиней и кабанов. Свинину жарят или засаливают. Из домашних птиц едят много курятины. У петухов берут кровь для жертвоприношений, а мясо оставляют для еды. И, конечно, как речные жители, даяки едят много рыбы - свежей, копченой, сушеной. Из рыбы делают соленую рыбную пасту с крепким запахом; ее используют как соус. В пищу даяки добавляют специи: лимонную траву, чеснок, имбирь, шафран, черный и острый перец. Но самой "ароматной" приправой является соленый дуриан. Мякоть дуриана засаливают и хранят в закрытых сосудах несколько месяцев. По мере надобности, соленый дуриан достают и добавляют в пищу.
  
   Джунгли разнообразят питание, и не только дичью, но травами, бамбуковыми ростками, фруктами, орехами и диким медом. Декабрь и январь - месяцы, когда в джунглях созревает фрукты. В это время даяки, бросив все дела, заняты сбором фруктов, которые в это время и являются их главной пищей. Из пальм в период цветения добывают пальмовый сок. Сок сгущают на огне, выпаривают и разливают в бамбуковые цилиндры. Там сок застывает и превращается в пальмовый сахар. По утрам даяки любят поесть каши из коричневого риса, заправленной кокосовым молоком и пальмовым сахаром. Завтрак запивают чашкой кофе или чая. Даяки едят в семейных биликах, сначала мужчины, потом женщины.
  
   Гостей деревни принимают в билике вождя, если они старые знакомые, или, в более формальных случаях, - в месте для собраний, в центре рауи, общей галереи. Гостей рассаживают, приносят подносы с самодельными сигаретами (у ибанов предлагают пожевать бетель). Пока идет неспешная беседа, забивают свинью, варят свинину и рис, и, когда угощения приготовлены, женщины выставляют блюда перед каждым из приезжих. Жена вождя извиняется за скудость угощения: "Ешьте медленно, дети мои. Еда наша бедная; нет ни свинины, ни рыбы, нет ничего хорошего". Обитатели "длинного дома" оставляют гостей одних, чтобы не мешать. Когда гости поели, оставив из приличия часть свинины и риса на подносах, мужчины возвращаются, прихватив бадью рисового вина бурака, по-малайски - туака. Тут начинаются речи, выпивка, еще речи, кувшин, и не один, идет по кругу, следуют песни, пляски, и веселье продолжается пока большинство не решит спать. Сходным образом отмечают праздники. Даяки любят выпить, хотя в разных племенах - по-разному. У каянов и кенья напиваются немногие, а большинство лишь навеселе. У ибанов и мурутов, напротив, есть стремление напиться, причем женщины поощряют "героев". От этого стремления веет чем-то близким.
  
   Каннибализм
  
   Даяков неоднократно обвиняли в каннибализме. Обвинения эти сильно преувеличены, хотя нет дыма без огня. Еще в начале XX века многие племена из суеверия допускали ограниченный каннибализм. Когда во время военных столкновений победителям доставались трупы врагов, они могли съесть маленький кусочек мяса как лекарство против кашля или дизентерии. Другим поводом служили принесенные в "длинный дом" головы врагов. Тогда все, особенно, женщины страшно возбуждались и во время торжественной суматохи кусали головы и могли даже откусить кусок мяса.
  
   Охота за головами
  
   Природная даякская религия - кахаринган, что значит жизнь. Даяки верят в Верховного бога и почитают добрых и злых духов, от которых зависит процветание, здоровье и сама жизнь. В религии даяков заметно влияние индуизма, и в Индонезии из соображений престижа - "у нас нет язычников!", причисляют кахаринган к индуизму. Но если это индуизм, то весьма своеобразный. Боги даяков, подобно греческим, живут на вершинах высоких гор. В честь богов и духов, даяки постоянно совершают жертвоприношения - обычно режут петуха и окропляют его кровью рис. На праздниках Верховному богу приносят в жертву буйволов, свиней, кур, а раньше людей. Самым известным религиозным обычаем даяков является охота за головами. Даяки верят, что доставленные в "длинный дом" головы врагов имеют магическую силу, приносящую благополучие и процветание. Чтобы голова сохранилась, из нее вынимают мозг, долго коптят и подвешивают на потолочной балке.
  
   Добытая голова вводила молодого воина в круг мужчин, имеющих право на сложную татуировку и ожерелье из зубов леопарда. Это означало и восхищение девушек. В добрые старые времена ибаны (в меньшей степени, другие племена) регулярно совершали походы на враждебные селения, откуда, приносили головы и приводили пленных. Их обезглавливали по стоящим поводам: свадьбам, похоронам, посадке риса, приему гостей, завершению резьбы идола. Эту практику прекратили колонизаторы, но бороться с охотой за головами оказалось сложнее. В 1983 году писатель из Англии, гостивший у ибанов, заинтересовался одной из голов обширной коллекции "длинного дома". Ибан Леон тут же пояснил:
  
   "Очень старая, - сказал Леон, наш следопыт и переводчик, хорошо понимавший чужие мысли. - Может, эта принадлежит японцу.
   - Кончай, неужто правда, что за головами еще охотятся помаленьку?
   - Нет, нет, - абсолютно нет. Но если, - Леон изобразил одну из своих больших коричневых улыбок, - если мы встречаем кого-нибудь, кого мы не любим, ну нисколечко, совсем одного в джунглях, тогда это называется убийством, а это совсем другое дело. И тогда глупо оставить голову пропадать зря, так ведь?".
  
   Вспышка массовой охоты за головами произошла в 2001 году, когда сотни голов мадурцев оказались в сетках на балках "длинных домов".
  
   Семья и брак
  
   Даяки учитывают родство по отцовской и материнской линиям. У них сходная с европейцами система родства и те же сексуальные табу. Запрещен секс с родителями и детьми, братьями и сестрами, дядями и тетками, племянниками и племянницами. Секс и брак кузенов возможен, но нежелателен. Считается, что он редко счастливый. Существуют социальные ограничения. Есть племена, например, ибаны, у которых, все равны, кроме семьи вождя, и есть племена с социальной иерархией.
  
   У каянов и кенья жители каждой деревни делятся на благородных, простых общинников и рабов. Благородные - это вождь и его родственники, общинники - большинство жителей, а рабы - потомки пленных. С рабами обращались мягко, не били, редко ругали, хозяин называл молодого раба "мое дитя". Рабство отменено, но потомки рабов имеют низкий статус. Браки до сих пор заключают внутри каждой из групп. Особенно жестко регулируют браки благородные. Недостаток брачных партнеров заставляет их искать женихов и невест в других деревнях. Общинники и рабы обычно женятся в своей деревне.
  
   Если благородный юноша влюбляется в простолюдинку и ему не разрешают на ней жениться (хотя женитьбы случаются), он живет с ней, иногда, несколько лет. Когда ему находят невесту, он оставляет любовнице общих детей и кое-какую собственность. Покинутая обычно выходит замуж за общинника, но прижитые до брака дети могут претендовать на благородство по праву крови. Их дальнейший статус зависит от личных качеств. Бывает, что общинник женится на рабыне. Если они селятся в билике хозяев девушки, то половина детей становятся рабами. Если устанавливают свой билик, то родившиеся там дети свободные, но мужчина должен возместить ущерб хозяину рабыни. Изредка раб женится на свободной и выбивается в средний класс.
  
   Инициатива ухаживания принадлежит юноше. Сначала он оказывает знаки внимания девушке, затем проводит вечера в ее семейном билике. Играет на келури, бамбуковом варгане, поет любовные песни. Девушка, по обычаю, угощает юношу самодельными сигаретами и если хочет, его сохранить, дает сигарету, связанную у мундштука, а не посередке. В следующих визитах юноше дозволено положить голову на колени любимой, а она щипчиками выщипывает ему брови или массирует голову. Теперь молодой человек может остаться до утра, и тут дело кончается сексом.
  
   Вскоре начинает готовиться помолвка. Юноша посылает старшего друга или родителей к вождю, сообщить о своем желании. Если вождь находит пару подходящей, он дает добро. Если есть возражения, он не высказывает их прямо, но старается отложить помолвку. Когда вождь и родители девушки согласны, молодой человек дарит девушке бронзовый гонг. Этот гонг возвращают, если девушка расторгнет помолвку. После помолвки может состояться свадьба. Но если в это время не было хороших примет, а были дурные, опасные для общины, например, крики в лесу птиц и оленей, то свадьбу откладывают. Юношу уговаривают на год покинуть деревню, в надежде, что он найдет новую любовь. Если он остается верен и знамения благоприятны, то через год, к концу сбора урожая, справляют свадьбу. Ниже приведено описание свадьбы каяна из благородных.
  
   Друзья юноши договариваются с родителями девушки о дате свадьбы и вручают подарки. В день свадьбы близкие и друзья жениха и невесты с утра толпятся в галерее "длинного дома" невесты. На реке появляется лодка с женихом и его друзьями, все в боевых нарядах. Лодка причаливает, жених и его друзья с гонгами и другими подарками поднимаются по лестнице в дом. Они пытаются войти в комнату невесты, но вооруженные мужчины их не пускают. Бескровная схватка повторяется несколько раз. Наконец, жених с друзьями врывается в комнату, но невесты уже нет, она ускользнула через заднюю дверь. Им остается только сесть и принять предложенные сигареты. Между тем, невеста вместе с подругами возвращается, но жених на нее не смотрит.
  
   В это время, в галерее забивают свинью, и шаман изучает печень. Если печень плохая, забивают следующую свинью и так, до счастливой печени. Шаман опрыскивает кровью с водой собравшихся, призывая богов даровать молодым долгую жизнь и много детей. Затем жених и невеста восемь раз ходят по расставленным на полу гонгам. Иногда жених, после очередной прогулки по гонгам, спускается к своей лодке, показывая, что он человек свободный и может уйти, если захочет. Наконец, начинается пиршество, длящееся допоздна. Сходные церемонии, но более скромные, сопровождают свадьбы рядовых каянов и встречаются в других даякских племенах. У ибанов во время пира раскалывают семя арековой пальмы и изучают обе доли на предмет будущего. Если все нормально - женитьба состоялась. Затем вождь машет живым петухом над женихом и невестой, призывая птицу дать им счастье, богатство и много детей.
  
   После свадьбы молодые живут один - три года в билике родителей жены и помогают им по хозяйству. Затем они заводят свой билик в длинном доме мужа. Большинство даяков имеет одну жену. Две жены сравнительно редки. Иногда вождь с согласия жены берет вторую жену, чтобы она помогала первой по хозяйству. Вторая жена обычно молодая и из простолюдинок, так что главенство первой жены сохраняется. Сожительство хозяина с рабынями осуждается обществом. Разводы случаются, хотя нечасто. Причиной может быть неверность, уход из дома, семейные ссоры, бесплодие жены. Бывает, что пары расстаются по взаимному согласию. Во всех случаях участники развода платят пеню вождю деревни. В случае измены, пострадавший муж или жена имеют право на развод. Штраф платит обидчик; половина штрафа идет вождю, а половина обиженному супругу. Пострадавшей стороне достается совместное имущество и половина детей.
  
   Секс
  
   Детство проходит у даяков невинно. Сексуальные игры среди детей не приняты. В 12-13 лет мальчики проходят обрезание. В 17-18 лет они начинают искать табак, что означает ходить в гости к девушкам, где их угощают сигаретами. Спустя некоторое время, юноша находит девушку, с которой вступает в связь. Если он не намерен на ней жениться, то он должен прекратить связь и заплатить родителям девушки штраф, например, несколько старинных кувшинов. Обычно юноша заводит связи несколько раз, прежде чем найдет свою суженную. Как правило, молодой человек женится в двадцать с небольшим лет. Невесте на два-три года меньше. Если связь не завершилась браком из-за дурных примет, но девушка родила ребенка, ее честь не пострадала, к ней относятся как к замужней женщине, а ребенок считается законнорожденным. Супружеские измены в даякских семьях встречаются не часто.
  
   В технике секса у даяков наиболее примечательно использование паланга, круглой палочки, горизонтально вставленной в отверстие в стволе полового члена. Паланг делают из камня, твердого дерева, меди или серебра; его длина около 4 см, толщина - 2 мм. На одном его конце шарик, а второй шарик надевается на свободный конец, когда паланг продет сквозь член. Операция по проделыванию отверстия крайне болезненна. Ее проводят на взрослых мужчинах; перед операцией член в течение нескольких дней мочат в холодной воде. Затем его протыкают бамбуковой иглой и в отверстие вставляют перо, смоченное маслом. Выздоровление длится несколько месяцев. Когда рана заживет, перо носят в отверстии, чтобы не заросло, и заменяют на паланг лишь когда надо заняться любовью. Даякские женщины утверждают, что близость с мужчиной без паланга - все равно как есть рис без соли, а с палангом - как есть его с солью.
  
   Гомосексуализм мало распространен у даяков. Однако у ибанов среди шаманов манангов есть три пола: мужчины, женщины и трансвеститы, мананг бали, - мужчины, носящие женскую одежду. Мананг бали не только носят женский наряд, но выполняют женскую работу. Изредка они берут себе "мужа", несмотря на шутки деревни. Большинство мананг бали воздерживаются от секса: среди них преобладают старики и бездетные мужчины. Трансвестизм, они, принимают из-за приказа свыше, трижды полученного во сне: отказаться - значит обречь себя на смерть. Шаманы трансвеститы есть еще у даяков нгаджу, живущих на юге Борнео. У других даякских племен трансвеститы неизвестны.
  
   Современные даяки
  
   Даякам долго везло. До середины ХХ века они дожили без особых потрясений. Англичане и голландцы мало вмешивались в их жизнь, запретив лишь "охоту за головами". Они распространяли христианство, которое даяки принимали, сохраняя старые верования. Христианство им нравилось больше, чем ислам, поскольку не требовало отказа от любимой свинины и ограничивало, но не запрещало, употребление спиртного. Белые питали слабость к прямодушным, гостеприимным, веселым и храбрым даякам. Эти головорезы вызывали у них больше симпатии, чем угодливые хитрые яванцы и замкнутые мстительные малайцы.
  
   Ситуация изменилась, когда Борнео оказался поделен между новыми государствами - Индонезией и Малайзией. Даяки попали в положении меньшинства, которое надо обратить в ислам и ассимилировать. Особенно жесткую позицию заняли власти Индонезии, переселившие на Борнео десятки тысяч колонистов с острова Мадура. Мадурцы, уверенные в своем культурном и деловом превосходстве, захватывали земли и сводили джунгли под плантации. Напряжение нарастало, с обеих сторон было убито несколько человек. Затем мадурцы убили 16 даяков. Тогда племена взялись за оружие: 500 мадурцев было убито в два дня, сотни голов повесили в сетках на балках "длинных домов". Это произошло весной 2001 года. Мадурцы, в панике, тысячами, стали покидать Борнео. Колонизация захлебнулась. Однако даякам угрожает новая опасность - лесоразрабатывающие компании. Даяки протестуют, пытаются остановить уничтожение джунглей, но время работает против них.
  
  
   6.5. Тагалы Филиппин
  
   Общие сведения
  
   Филиппинцы имеют черты, связанные с многовековым влиянием христианства и европейской культуры. В Южной Азии есть другие этносы, принявшие христианство: тиморцы, амбонцы в Индонезии, гоанцы в Индии. Но они немногочисленны. На Филиппинах же живут многомиллионные народы. Один из них, тагалы, составляют четверть 80-миллионого населения страны. Тагалы заселяют равнинную часть острова Лусон, там находится столица государства Манила. Тагалы - самый культурный и экономически развитый народ Республики Филиппины. Язык тагалог, положен в основу государственного языка - пилипино.
  
   Тагалог - австронезийский язык. Австронезийцы приплыли на Филиппины с Тайваня около шести тысяч лет назад. В дальнейшем, были переселения других австронезийцев с островов Малайского архипелага, торговля с Китаем, зависимость от малайского королевства Шриваджая и влияние ислама. Ко времени появления испанцев (1521 г.), жители островов были независимы; первое знакомство закончилось стычкой, в которой погиб Фернан Магеллан, руководивший экспедицией. Испанцы завоевали Филиппины во второй половине ХVI века, и более 300 лет они оставались испанской колонией. Тагалы оказались в числе народов, в наибольшей мере испытавших испанское влияние. Они были обращены в католичество, получили испанские имена и фамилии, а знатные тагальские семьи перемешались с испанцами. Но большинство населения не перешло на испанский язык; испанцев было немного и их влияние не затронуло крестьянскую общину.
  
   С 1898 году Филиппины стали американской колонией: формально - до середины ХХ века, а по существу - до его конца. Эти сто лет имели значение даже большее, чем 300 лет испанского владычества. Горожане и часть сельского населения, по крайней мере, среди тагалов, теперь двуязычны. Английский - официальный язык, наряду, с пилипино. Филиппинская конституция - копия американской. Американское влияние заметно в образовании, спорте, развлечениях, одежде и общественном питании. Однако ни американцы, ни испанцы, не смогли изменить национальный характер тагалов, семейные и общественные отношения и само восприятие жизни. Тагалы, как и другие филиппинцы, меняясь поверхностно, сохраняют основы.
  
   Образ жизни тагалов
  
   Тагалы относятся к развитым азиатским народам. 60% молодежи имеют специальное или высшее образование. Горожане заняты самой разнообразной деятельностью, нужной в современном обществе. Крестьяне сохраняют традиции пашенного земледелия, используя буйволов карабао. Они выращивают поливной рис, кукурузу, овощи, сахарный тростник, манго, бананы, кофе, кокосы. Разводят буйволов, свиней и птицу. Жители побережья занимаются рыболовством. Развито прудовое хозяйство.
  
   Крупные города, составляющие двенадцатимиллионный мегаполис Манила, сочетают американский, испанский, китайский и местный архитектурные стили. Горожане живут в зависимости от достатка - от вилл и пентхаузов до перенаселенных квартир в доходных домах. Небольшие города, пуэбло, и деревни, баррио, сохраняют традиционную планировку: в центре - площадь с церковью, мэрией, лавками, от нее веерообразно отходят улицы. В пуэбло дома из кирпича и бетона, с двумя-тремя спальнями. Сельские дома обычно на сваях, с высокой крышей, крытой пальмовыми листьями, стены из бамбука и дерева. Расщеплённый бамбук используют для пола, окна не имеют рам и стёкол, закрываются плетёными ставнями. Готовят на улице. Спят на полу, расстелив циновки, под москитной сеткой. Мебели мало. У зажиточных фермеров - европейская мебель.
  
   Тагалы одеваются в современную одежду. Преобладает неформальный стиль - безрукавки, шорты, джинсы, легкие платья. Национальную одежду одевают в торжественных случаях и по праздникам. Мужчины носят баронг-тагалог - длинную рубашку навыпуск с небольшим воротником-стойкой, украшенную вышивкой. Женщины одевают длинную юбку и расшитую блузку кимона или заимствованное у испанцев терно - платье с рукавами с пуфами у плеча.
  
   Религия и суеверия
  
   Большинство тагалов католики и очень религиозные (есть протестанты разных направлений, но их немного). Католические праздники празднуют пышно. Устраивают фиесты с карнавальными шествиями и представлениями в честь католических святых, Рождества и Пасхи. Каждый город и деревня имеет своих святых покровителей и особо почитаемые события. В Маниле самое известное шествие проводится 9 января, в День Черного Назарянина, когда по городу проносят старинную статую Иисуса Христа из темно-красного дерева. Процессия в честь Иисуса, идущего на Голгофу, собирает миллионы верующих.
  
   К суевериям, можно отнести веру тагалов в хилеров, целителей, использующих, кроме трав, психотерапию. Большинство из 15 000 хилеров - ревностные христиане. Многие лечат бесплатно. Самая простая форма лечения - молитва, после которой болезнь сама проходит. Другие, бормоча молитвы, накладывают руки на больное место, прикладывают травы или масла. Более искусные, чтобы излечить больного, вводят его в транс. Наконец, есть около ста психических хирургов. Как верят тагалы и десятки тысяч людей во всем мире, они способны рукой проникать в тело больного и извлечь оттуда пораженную часть, точнее, ее суть, виде маленького кровавого комочка. Мой коллега, хирург, еще в советские времена был послан на Филиппины с группой врачей, чтобы узнать правду о психических хирургах. Их заключение, что проникновение в тело - ловкая мистификация, а кровавый комочек куриного происхождения.
  
   Еда
  
   Тагалы едят не спеша и любят есть вместе с родственниками и друзьями. Трапеза не только необходимость, но средство общения. Основная пища крестьян и бедных горожан - рис и овощи со свежей или соленой рыбой, или с соусом из креветок. Очень распространены супы с овощами, рисом, лапшой, в которые добавлено немного морепродуктов, курицы или мяса. Фрукты едят как закуску и на десерт. Китайское влияние сказывается в популярности различных видов лапши. Испанское - в соусах к мясным блюдам и в таких блюдах как почеро - мясо с капустой и зелеными бобами, и паэлья - рис с моллюсками и мясом. В городах популярна американская фаст-фуд - пицца, гамбургеры, сосиски в булке. С продавцами фаст-фуд конкурируют уличные торговцы, продающие китайскую лапшу, рисовые кексы, буйволиный сыр, орешки, хрустящие пирожки по-китайски и даже вареные утиные яйца с зародышем, балут. Люди верят, что балут укрепляет мужскую силу. Едят его с солью, уксусом и перцем и запивают пивом. Из десертных блюд, кроме мороженного, в продаже есть хало-хало - взбитая смесь из мороженого, молока, льда, фруктов, вареного риса, кукурузы, орешков и сладких красных бобов.
  
   Мясные блюда больше едят в выходные и по праздникам. Популярна адобо -свинина или курятина тушеная с чесноком, луком, перцем, уксусом, кокосовым мослом и соевым соусом. Адобо подают с рисом или бататами. Но самое любимое блюдо тагалов лечон - четырехмесячный поросенок, зажаренный на вертеле. Предварительно поросенка набивают луком, зеленью, овощами и рисом, брюхо зашивают. Подают с густым соусом из печенки. У лечона хрустящая шкурка и таящее во рту мясо. В Большой Маниле есть город Кессон, где целый квартал занят ресторанами, готовящими лечон. Заказов много, в каждом ресторане одновременно готовят десятки поросят. Процесс автоматизирован. Вертела вращают с одинаковой скоростью электродвигатели, обеспечивая равномерность обжарки. Тагалы считают, что кусок лечона отличный завтрак. Особым деликатесом считают такие части лечона как хрустящие свиные уши и хвостик.
  
   Другие любимые тагалами блюда: эстофадо - свинина, тушеная в соусе из жженого сахара и сока зрелых бананов, эмботио - биточки из мясного фарша, яиц, оливок и хрена, галантина - рубленая курятина, приготовленная в бульоне с молоком и специями. Коронное (и самое дорогое) рыбное блюдо на праздниках - запеченный или сваренный на пару лапу-лапу. Это двухметровый морской окунь, с удивительно вкусным плотным мясом, названный в честь вождя Лапу-Лапу, убившим Магеллана. Лапу-лапу подают с соевым соусом, майонезом, хреном, зеленым луком, рисом или картофельным пюре. Надо сказать, что вождю не повезло с двойником: тагалы при вопросе о лапу-лапу, вспоминают деликатес и его цену, а не геройского предка.
  
   Из напитков тагалы пьют те же соды, лимонады, колы, что во всем мире. Дешевы и популярны фруктовые соки и кокосовое молоко. Кофе тагалы предпочитают чаю. Из местных алкогольных напитков ценится сладкое кокосовое вино туба; согласно преданиям, именно тубой Лапу-Лапу подпоил на пиру Магеллана с соратниками перед битвой. Еще известно домашнее вино из сахарного тростника баси, которое бродит в огромных кувшинах, закопанных под домами. Из алкогольных напитков промышленного производства есть неплохие сорта филиппинского пива, лучшее из них - Сан Мигель.
  
   Семейные традиции
  
   У тагалов двусторонняя система родства, кровные родственники считаются по отцовской и материнской линиям. Основная ячейка - семья. Родственники - вплоть до четвероюродных братьев и сестер - образуют клан для каждого тагала. К ним он обращается за помощью, и перед ними больше всего чувствует себя обязанным. Клан возглавляет компадре, крестный отец, и комадре, крестная мать. Компадре и комадре поддерживают крестных детей, присутствуют на их свадьбах, помогают родившимся детям. Тагал, в первую очередь, лоялен к семье, затем к крестным и затем к друзьям. В отношениях со знакомыми и даже незнакомыми людьми он следует принципу дружелюбия и желания помочь. Но на основах взаимности. Утанг на луб, внутренний долг, означает возвращение сторицей благодарность за оказанную услугу. Но главным остаются отношения в семье. Тагальская семья на редкость дружная и все помогают друг другу.
  
   Запреты на родственные браки у тагалов те же, что у европейских католиков (отличаются от православных тем, что разрешены браки кузенов). Традиции ухаживания, помолвки и свадьбы во многом следуют консервативным пиренейским обычаям, привитыми за столетия испанскими падре. Родители должны одобрить свидания дочери. На свидание девушка отправляется в сопровождении старшей родственницы. Если пара желает пожениться, родители юноши совершают визит, паманхикан, к родителям девушки с формальным предложением брака. Предварительно, обе семьи узнают все друг о друге и, главное, выясняют, насколько семья уважаемая и надежная. Все эти обычаи постепенно уходят в прошлое, особенно, в больших городах.
  
   Брак у тагалов церковный, его заключают на всю жизнь. Венчаются в церквях. В ночь до венчания невеста и жених не должны выходить из дома и невеста не должна трогать венчальное платье. Принято, чтобы при венчании жених дарил невесте аррас, коллекцию монет, в знак того, что он обеспечит жену и детей. Иногда монеты связаны золотой проволокой - тагалы считают дурной приметой, если жених уронит или потеряет монеты. Семья невесты несет все расходы по свадьбе. Браки пока крепкие, хотя разводы случаются все чаще, особенно в городах. Разводы у католиков запрещены, но можно оформить гражданский развод.
  
   Интимная жизнь
  
   Католическая церковь воспитала у тагалов понятия об обязательной девственности при замужестве и греховности секса вне супружеского ложа. На практике, эти понятия еще соблюдается в деревнях, но становится все менее распространенным в больших городах. Очень многие городские юноши получают первый сексуальный опыт с проститутками. Добрачный секс распространился от университетских кампусов до кварталов бедноты. В городе чаще, чем в деревне случаются супружеские измены, хотя мужская измена не осуждается в народе. Мужчины тагалы, заимствовавшие у испанцев культ мачо, считают, что неверность мужей свидетельство мужской силы. Из опрошенных в 1996 году 485 женатых мужчин в Маниле 51% сообщили, что изменяли женам. Отношение к измене жен несравненно жестче, и жены изменяют мужьям достаточно редко.
  
   У простых тагалов техника секса крайне примитивна: предварительными ласками они занимаются не больше пяти минут и сам половой акт длится еще 5 - 6 минут. Нередки преждевременные семяизвержения, но мужья не слишком озабочены и не обращаются к врачам. Мало их волнует, что жены не испытывают оргазма. Неудивительно, что 20% замужних женщин, согласно опросу, несчастливы в браке. Среди образованной молодежи техника секса и его качество существенно лучше: игры и половой акт длятся уже не 10, а 22 минуты. Городская молодежь разнообразит половую жизнь оральными ласками и, много реже, анальным сексом.
  
   Проституция
  
   В больших городах распространена проституция. Проституция на Филиппинах нелегальна, но не преследуется. Есть уличные проститутки, нередко они становятся жертвами хулиганов. Гораздо больше проституток работают в ночных клубах, барах, массажных кабинетах и просто в борделях. Проститутки в борделях находятся под охраной закона, имеют номера и раз в месяц проходят медицинское обследование. Они получают долю того, что платит клиент, но их безопасность защищена. Примерно треть проституток - девушки по вызову. Объявления они помещают в газетах. В отелях обычно есть альбомы с фотографиями девушек и их телефонами. Девушки по вызову работают самостоятельно и обслуживают состоятельных клиентов.
  
   Филиппины являются объектом секс-туризма. Это не удивительно: тагалки и, вообще, филиппинки очень нравятся европейским мужчинам. Иван Гончаров, посетивший Манилу в середине XIX века, писал восторженно:
  
   "Женщины, то есть тагалки, гораздо лучше мужчин: лица у них правильнее, глаза смотрят живее, в чертах больше смышлености, лукавства, игры, как оно и должно быть. Они большие кокетки: это видно сейчас по взглядам, которыми они отвечают на взгляды любопытных, и по подавляемым улыбкам. Как хорош смуглый цвет при живых, страстных глазах и густой черной косе, которая плотным узлом громоздится на маленькой голове напоказ всем, без всякого убора! Вас поразила бы еще стройность этих женщин: они не высоки ростом, но сложены прекрасно, тем прекраснее, что никто, кроме природы, не трудился над этим станом".
  
   Секс-туризм дает значительную часть дохода Филиппин. В него вовлекают девочек, начиная с шести лет. Правительство пытается с этим бороться и за вовлечение детей в проституцию сейчас можно получить 20 лет тюрьмы. Но эти меры мало помогают из-за коррупции и взяток. Больше всего секс-туризм развит при международном аэропорте Анджелес Сити. Появились проститутки, специализирующиеся на японцах. Обычно это девушки, работавшие в Японии, и хорошо изучившие запросы и вкусы японских клиентов. "Новые русские" тоже начинают осваивать Филиппины, хотя их пока мало. В последнее время получила распространение мужская проституция, когда жиголо скрашивают досуг одиноких матрон и богатых вдов.
  
   Гомосексуалистов на Филиппинах считают извращенцами. Особенно плохо к ним относятся простые и малообразованные филиппинцы. Гораздо терпимее манильская интеллигенция. Тем не менее, геи скрывают свои склонности. На Филиппинах, как в стране с испанской культурой, очень важно, кто вводит и кто приемлет в акте мужеложства. Ведь настоящий мужчина, мачо, есть доминирующий самец. Кого он покрывает, большого значения не имеет. Поэтому активные геи - мужчины, а пассивные - хуже баб и заслуживает презрения. Сходные представления можно встретить и в Латинской Америки, г
   Бима - мифологический герой, кующий оружие на своем бедре рукой, вместо молотка.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Macaulay V., Hill K., Achill A. et al. Single, rapid coastal settlement of Asia revealed by Analysis of complete mitochondrial genome. Science, vol. 238, pp. 1034-1036.
   Hill C., Soares P., Mormina M. et al. Phylogeography and ethnogenesis of Aboriginal Southeast Asians. Mol. Biol. Evol., vol. 21, pp. 2480-2491.
   Ref. in: Winzeler, R.L. Sexual Status in Southeast Asia: Comparative Perspectives on Women, Agriculture and Political Organization. In: P.V. Esterik, ed. Women of Southeast Asia. Occasional Paper No. 9, Center of Southeast Asian Studies. Dekalb, Ill.: Northern Illinois University, 1982, p. 178.
   Wieringa E.P. 2002. A Javanese handbook for would-be husbands: The S?rat Kandraning Wanita. J. Southeast Asian Studies, vol. 33, p. 443.
   Karafet T.M., Lansing J.S., Redd A.J., et al. 2005. Balinese Y-chromosome perspective on the peopling of Indonesia: genetic contribution of Pre-Neolitic hunter-gatherers, Austronesian farmers, and Indian traders. Human Biology, vol. 77, pp. 93-113.
   Mead, M. Male and Female. Mentor Book ed., New York, 1955, p. 62.
   O'Hanlon R. Into the Heart of Borneo. The Salamander Press: Edinburgh, 1984, p. 30.
   Leyson J.F.J. The Philippines. International Encyclopedia of Sexuality. Robert T. Francoeur and Raymond J. Noonan Editors. New York and London: The Continuum International Publishing Group, 2004, pp. 824-845.
   Гончаров И.А. Фрегат "Паллада". М.: Советская Россия, 1976, с. 427.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"