Можно подумать, что аристократизация (в смысле литературизации) современной исторической науки, исследующей Новое и Новейшее время, это своего рода "зажимание", то есть экономия фактического материала. Но, однако, реклама как всеобщий "питомец" людей, служащий им, также собирает мысли "в кучку" и заставляет людей мыслить концентрированно. Не сколько "картой гениальности", сколько "картой цивилизованности" является то, что наше концентрированное мышление сопряжено с расписаниями наших покупок и также с "расписанием" в изменении цен. Мы сами себе придумываем "ценовой косметический ремонт", и с таким "макияжем" стыдно что-либо не купить в магазине, например, в столице, где даже работа по покупке товара - это самореклама и одновременно творческая саморекомендация в оригинальной упаковке. Государственный менталитет нации может рождаться и из частной практики, на которую идут даже солидные преподаватели вузов, и так может повышаться качество образования - а не только тогда, когда "зависание" какой-либо, скажем, статьи в интернете, провоцирует ее более или менее бурное обсуждение.
При феномене несменяемости сильной власти в России гуманитарная составляющая российских СМИ - это прежде всего взаимное цитирование авторов, "выскочить" из которого и перейти на новый смысловой уровень обсуждения проблемы помогают своего рода "взаимные обучения" журналистов - на фундаментально-политологическом уровне знания. На службу делам в области пропаганды поставлена прежде всего именно политология и верность в подаче гуманитарных данных - на фоне несменяемости сильной власти. Но в то же время значительная часть потребителей продукции СМИ сидит за этим занятием дома и смотрит интернет, и будто бы к этим людям в дом врываются из свежей, воздушной, прямо экологичной среды носители новостей и создают впечатление элитного, богатого, правильного, целебного вторжения, которое может ассоциироваться с приглашением в иную, богатую спортом и здоровьем жизнь: а все это иллюзия здоровья, спорта как признака богатства, порождающая рост религиозности - ведь самого-то богатства нет! Массовость при росте религиозности в глобализованном пока что мире не может не порождать роста образованности и разносторонности деятельности вообще - как реакции на столь серьезные изменения ментального характера. Большой опыт и возможности общения в интернете именно "без денег" позволяет разнообразить также и темы, которые могут иметь, представляется, свой смысловой "угол" для удобства подачи информации, и при этом такой "угол" темы становится сенсорной "клавишей" для взаимного приспособления общающихся друг к другу. При этом интересно то, что учебники по специальностям (прежде всего вузовским) тяжело, конечно, читаются, но при этом имеют свою "молчаливую звуковую дорожку", то есть прежде всего способ усвоения студентом специфического научно-учебного языка на уровне "внутреннего диктанта". И такая "дорожка" существует (при наличии интернета) даже на радио, ТВ, она обуславливает цепочки идеологических и информационных "намеков", затрагивая традиции, социальные инстинкты аудитории, и проч.
Переход из "сенсорного" стиля в деловой неизбежен, поскольку интернет пока что - обычная поддержка человеческих опытных знаний, взятых из жизни, а не сами по себе эти опытные данные. Думается, что постоянное "перелицовывание" "ценового косметического ремонта" в сознании человека - это признак как раз аналитического характера современной цивилизации, где, на фоне, казалось бы, "политологии без особой политики" в бытовом сознании, свои мысли людям есть с кем оставить (а именно с волей и экспертными возможностями власти). И именно "глубинная" среда, где пока что не принято социально выделяться, хорошо защищена от деструктивных ментальных новаций, поскольку эта среда пишет свою историю в том историографическом ключе, который предполагает реализм и выверенность обычного государственного документа, основы работы "глубинных" историков.