Все слушатели, зрители СМИ не могут не следить за их "обживанием" в интернете, когда, "идя" изначально к не совсем известной цели, сами средства массовой информации формируют свой сегмент в Сети. И здесь, имея в виду, что именно язык науки (а не прессы) является подобием непреодолимой силы для всего мира, всех народов, можно сказать, что интернет - это не политическая, экономическая, и т.п., "кулинарная книга", а достойный уважения инструмент подачи и обработки информации. Интернет влияет также и на глубоко личностное (а также "глубинно-народное") отношение к происходящему вокруг человека: вот, например, "перекрестное чтение", когда люди читают из разных источников и потом пересказывают друг другу, особенно в семье, и это тоже - социально-информационная коммуникация. Не говоря уже о том, что существует покупка мест для публикации СМИ авторами и их спонсорами, что тоже "протаскивает через газеты" невидимую глазу коммуникационную нить, способствуя трансформации как элитарного, так и массового сознания (и даже разобщению/совмещению учебных программ в стране). Своего рода частная, индивидуальная, человеческая практика работы с информацией, льющейся "из каждого утюга", не может не быть реалистичной (поскольку запутаться и дезориентироваться в информационном потоке того же интернета легко), и такая практика способствует прежде всего сохранению традиционного советского объективизма у учителя школе - прежде всего у преподавателя гуманитарных предметов. Та же реклама, апеллирующая с помощью психологических методов к сознанию потребителя, ведет, как представляется, к тому, что формируются "сверхъестественные" поколения в интернете, а также к тому, что инструмент наиболее адекватного общения, то есть выверенный наукой язык (названный здесь научным), "отмывается" в "обществе потребления".
Вместе с тем, своего рода рекламно-аналитическое прочтение того же учебника по политологии может давать объективистское понимание человеком того, кто он сам на самом деле: то есть, сняв "социальную пробу" с учебной гуманитарной литературы, человек верифицирует собственную жизнь, а также жизнь окружающих. Если сегодня качество ассоциируется с карьерой (а также во многом с моралью), особенно имея в виду сложности перехода к капиталистической экономике в последние десятилетия, а также законы ее функционирования, "сверхъестественные поколения" в интернете - это вообще полностью декоративный элемент постсоветского общества. Кроме того, оживление общественной жизни в РФ зависит, думается, от трансформации учебно-научных структур: так, в научно-исследовательских институтах появляется "вузовская" традиция, а в вузах - "ниишная" - причем полемика между такими собственно новыми учреждениями пропитывает и СМИ, создавая свободу социальной коммуникации, также "площадки" с их проектными менеджерами в совсем не научной сфере, и проч.
Прошедшие годы постсоветского развития, известное вымывание интеллектуальной среды России и последующие ее растворение в интеллектуальной элите других стран ставят проблему целостности научного сообщества, его политической и социально-экономической ориентированности. Скучающий ученый, лишенный достойных специалистов-собеседников, конечно, может моделировать "уличный" интеллект, во всех красках представляя, скажем, среднестатистического обывателя-потребителя, но при власти интернета над умами в России найти коррелянты в области оценки объема "уличного" интеллекта очень трудно - трудно без оценки массового понимания целей российской власти, которая безоговорочно представляется в стране как наследница имперской традиции. Словно бы боясь запутаться в знании "ото всюду обо всем", человек "улицы" не может не смотреться в свой собственный образ, справляясь "я ли это -?", а это означает, имея в виду и власть Сети с ее способностью позиционировать личность, что именно "на улице" существуют "институты интеллекта", обеспечивающие, в частности, современный демократический облик РФ. Быть информационно заинтересованным - так своего рода "образ стиля" сейчас сближает не только русскоговорящее население РФ, но и население на всем постсоветском пространстве. Если традиции "репетиторства в научном стиле", которые были свойственны сложным школьным учебникам в советское время (когда готовились к абитуриентским экзаменам в основном сами), сохранились, то было бы возможным поднять систему знаний за последние тридцать лет, в тех же вузах, до уровня осмысления рядовым человеком главных проблем предмета "всемирная и отечественная история". Указанная тенденция не может не вести к популярности в массах людей умеренно-консервативных настроений, и следствием этого может быть даже такая, казалось бы, мелочь, как интерес к нарративным источникам по проблемам сущности человеческого общества. Настоятельной необходимостью нарабатывать в Сети (которая позиционирует себя как "прозрачная") личную деловую репутацию часто является то, что "торгуя очевидным" - "пишешь об очевидном", то есть ты, конкретный человек, существуешь в природе под собственным именем и в окружении конкретных людей. На сегодняшний день устойчивость "институтов интеллекта" "улицы" по своей взыскательности и способности впитывать новое напоминают морально-психологическую устойчивость "студентов-дипломатов", которые, сохраняя экстравагантный в манере потребления нарративного материала стиль, наиболее эффективно, находясь в процессе обучения жизнью, систематизируют опыт разных стран и цивилизаций.