Учитывая наличие большого количества интернет-учебников, рассчитанных на население современной РФ, можно сказать, что освоение их в ограниченный срок возможно при помощи составления списка тем и понятий и особенно учитывая при этом способности большинства людей к прочтению текстов с помощью "внутреннего диктанта", способствующего запоминанию. Появляющиеся таким образом "списки-диктанты" могут, по мере накопления информации в Сети, превращаться и в "диктанты-справочники". Так, если сказать шутки ради, россиянин или россиянка, осваивая исторически недавно открытый им мир, "растут по службе" как сами себе библиотекари и архивисты, что помогает им даже в том случае, если любимые интернет-издания внезапно закрываются. Стоит здесь напомнить также, что прослушивать информацию для многих легче, чем ее считывать, а традиции сильных советских агитации и пропаганды (имевших подчас оттенок "советской политологии"), отложившись в поколениях уже постсоветского общества, способны в определенной мере "озвучить" многое из "домашних библиотек и архивов". Да к тому же и само современное российское ТВ становится для людей как своего рода систематиков интернет-изданий организующим центром, так как и его можно "читать с любого конца", переключая кнопки и всегда оправданно надеясь на положительный результат поиска нужной информации. Стоит напомнить также, что, как и целенаправленная экранизация, скажем, русской классики в советское время, так и "озвучивание" в виде популярных курсов лекций и передач самой истории России-СССР не могут не свидетельствовать о том, что в период "холодной войны" 1946 - 1985 гг. не могло не иметь места научное общение между США и СССР, а писавшаяся на то время историография могла иметь "сквозное" прочтение. Внедрение интернета несколькими годами позже после начала перестройки в СССР, в связи с использованием традиций упомянутой "сквозной" историографии, привело к росту целых общественных интеллектуальных фондов, неподконтрольных государству, а также ТВ, отражая интернет-контент, становилось все более самоконтролирующим, "легким" для старшего поколения и склонным все же к одноформатной подаче материала - особенно учитывая новое положение страны в мире и быстро менявшиеся взгляды граждан демократической уже России. Учитывая появившуюся с началом рыночных реформа в РФ материальную "раскрутку" образовательных курсов (частные вузы, помещение таких курсов в интернете и проч.), а также "справочный" способ общения человека с информацией, можно отметить, что именно исторические источники в новом, по сути многоформатном демократическом обществе, "прикрепляли людей к земле", погружали их в реальность и параллельно делали более интенсивными контакты как учителей, так и учеников обновленной жизни. Возможно, имевшаяся на момент 1985 и 1991 гг. "транснациональная" историография привела в бывшем СССР к продолжению "транснационального" позиционирования, которое имело место даже в эпоху "холодной войны". Учитывая мировое значение гуманитарного знания, а также искусства и литературы России, которые представлялись вечными ценностями, можно сказать, что именно с началом перестройки 1985 - 1991 гг. естественный процесс взаимопроникновения культур тех же СССР и Запада принял другой поворот, что не могло не привести к гуманистической катастрофе - ведь большинство исторических источников по той же современности еще закрыто в архивах и влияние на представления современных россиян о реальности оказывают в большинстве случаев лишь мнения (в первую очередь СМИ). Сдерживающим фактором настоящей гуманистической катастрофы можно, однако, считать то, что именно индивидуум, осваивающий интернет и ведущий себя как "сам себе" психолог, политолог, даже историк, словом, гуманитарий, вносит вклад в культуру (в том числе религиозную) как в народную собственность, и это, в частности, приводит к зарождению новых интернет-учебников - по мере освоения собранных, собственных "архивов" и "библиотек" .
На сегодняшний день, в связи с появлением прочной "скрепы", соединяющей ТВ и интернет России, можно отметить, что современная историография как прежде всего анализ исторических источников - "говорящая", а также более или менее "сквозная" - не говоря о том, что это историография, постоянно пополняющая свои информационные ресурсы. При этом важно, что та или иная публикация, связанная с ТВ, не исчезает бесследно, особенно если учесть, что "подчитывают" (как для интернета, так и для ТВ) в первую очередь самые квалифицированные специалисты, то есть люди, владеющие искусством анализа многоформатного мира и реагирующие на тот или иной информационный equivoque как на социальную заявку. Шутки ради стоит напомнить, что "ячейки" исторической памяти не перестают открываться в современной России - как, например, они открываются в Москве, в которой есть своя мода, но которая в принципе немодный город (а, значит, имеет место историческое приспособление к тому же Западу и складывание черт возможной в будущем Российской Поднебесной). Складывающийся же союз учителей и учеников новой жизни, думается, дает обновление методик исследования и преподавания в научной сфере и с ними ключ к легкости восприятия всего положительного из новых, уже "народных" архивов. В числе этого положительного можно упомянуть и определенный консерватизм жизни - тем более что современная государственная идеология покоится на противопоставлении советского строя постсоветскому демократическому, а советские события были уже исторически далеко (не говоря, пожалуй, о памяти о Великой Отечественной войне), так что вместе с "погружением" в историю (и язык) в сегодняшней России "выталкивают" Сталина, не оставляя в государственном сознании место определенного "исторического покоя" и более или менее стабильного восприятия на самом деле стабилизировавшейся жизни в стране.
Огромные возможности как сотрудников СМИ, так и рядового человека сделать себя известным в Сети, очевидно, дают возможность "общения по говорящей историографии", то есть в буквальном смысле делания современной истории, но здесь прежде всего надо сказать, что это будет история мнений и оценок. "Оградой" вокруг ушедших в прошлое советских гуманитарных наук будет здесь "новая архивистика", то есть интеллектуальное, информационное творчество тех, кто "сидит" в интернете, одновременно учась читать и читая, так или иначе тоже "погружаясь" в историю (и язык) России и, кроме того, испытывая влияние других цивилизаций. Так, можно отметить, что "информационная совесть" России складывается сегодня во многом из исторических следов, впечатления о которых складывались, в свою очередь, в определенный отрезок исторического времени, и что только многоформатное развитие современного общества с обилием мнений и оценок позволяет трансформировать ее в политическую ценность, даже подвергая критическому анализу. Информационный рост в сегодняшнем мире и явная нехватка времени у людей на политику, а также мультикарьерность (ее в бывшем СССР можно наблюдать часто у тех, кто ищет себя в труде в новом, рыночном обществе) ставит задачу защиты труда (через участие человека в политике в первую очередь), что свидетельствует о наличии как частной (частный сектор), так и государственной (государственный сектор) многоформатности как общественного явления. Человек труда в России явно занят, так что нельзя говорить, например, о том, что в ее многоформатном обществе какие-либо политические идеи скорее навязываются, чем подвергаются "народной", так сказать, "сетевой" обработке. О последнем свидетельствует наличие объемной народной политической рекламы, которую уже двадцать лет население России демонстрирует на выборах (в пользу партии "Единая Россия") и так или иначе приводит процесс позиционирования к стабильному состоянию (учитывая также очевидные элементы самоорганизации общества, становящиеся в ряде случаев современными историческими "следами-нормативами"). Также, если судить о том, что, скажем, мода является центром политического притяжения (от бедности и склонности к показухе) и что вузы - своего рода центр "модного" притяжения (также от бедности и изобретательности интеллектуалов в одежде), то можно сказать, что именно интеллект российского общества будет тем параметром, который будет расти невиданными даже для западного мира темпами. Так, стратегия внутреннего объединения общества РФ в будущем представляется дешево обходящейся государству из-за высокой политической сознательности граждан, при которой также возможно сохранение должного "делового лица" страны как великой державы - скажем, при общении с торговыми партнерами индивидуумов из России, и проч. Однако при этом "информационными узлами", по которым граждане будут "сверять политические часы", останется все же печатная пресса, которую люди верифицируют, передавая из рук в руки, и любая инновация будет испытана, таким образом, силами именно народной традиции, допускающей большое количество не только "говорящих" в Сети, но уже и "пишущих" "голов". Представляется, что, учитывая масштабы России и особенности ее населения, при указанной выше ситуации только дальнейшая элитаризация политики в ближайшем будущем сохранит стабильно-развивающиеся темпы движения ее общества к той политике, которую в науке называют реальной - то есть в первую очередь совмещающей интересы как элит, так и всего демократического общества, а "живое" общение будет одним из оперативных каналов, по которым будет складываться современная народная политическая традиция.