Представляется, что психология общества "вне" и "внутри" него в России зависит от качества и длительности общения людей в стране со СМИ. Но если предложение на теле- и Интернет-ресурсы превышает социальный, массовый спрос, то разве не имеет место в стране, где исторически недавно начали развиваться бизнес и рынок, некий "самопроигрыш" (например, любимых фильмов - как дети "играют в Трех мушкетеров", "в войну" и проч.)? Кроме того, такого рода "труд души" вместе с исторически недавно пришедший в жизнь очень многих россиян молитвой и вообще религиозностью, разве не представляет как работу людей над собой, так и некие причины влияния общества на практически недоступные ему, государственные СМИ и т.д.? И тем паче если вспомнить, что "оглушенная" еще в годы перестройки "мировым информационным потоком" Россия как часть СССР в большой степени замолчала и стала "отписываться" - вместо того, чтобы "отговариваться" (а сам народ ее "говорильней" назвал все по ТВ - начиная с речей М.Горбачева вплоть до ток-шоу). На фоне падения доходов постсоветского общества, еще в начале 1990-х гг., общество бывшего СССР стало иметь, как представляется, преимущественно "мужской" характер, то есть, замолчав после ликвидации "железного занавеса" СССР и представ как бы обнаженным перед демократическим миром, стало "пишущим", "читающем" и поэтому "слушающим" (но преимущественно "не говорящим"), напоминая чем-то общество русской деревни после сталинской коллективизации. Думается, что "самопроигрыш" человека в "пишущем" (особенно после появления различного рода гаджетов с Интернетом) обществе сегодняшней РФ являет собой мириады творчески мыслящих граждан, часто делая из, казалось бы, профессиональных "газетчиков" и проч. просто арендаторов рабочих площадей в соответствующих зданиях. Такое "новое арендаторство" не может представлять интереса для политиков сегодняшней России и как феномен, связанный не только с профессиональной "игрой слов", а даже и с производством, и здесь современные технологии организации труда (тоже как результата "трудов души") могут включать как так называемую "сетевую потребительскую корзину времени", так и возможные ее модификации ("сетевую интеллектуальную потребительскую корзину времени" и проч.), что позволяет привнести в молодой российский буржуазный рынок элементы научной самоорганизации.
Говоря о том, что же осталось в современной России от былого образовательного великолепия Советского Союза, правда, насквозь атеистического, можно упомянуть то, что Запад как бы рикошетом "вернул" нам в последние годы "фундаментальные основы высшего образования" - а именно в рамках бесплатной для него уже зрелой, "высокой" глобализации. Такое "оставленное" высшее образование, представляется, соседствует в современной РФ как бы с "оставленной привычкой" (в частности, к "халяве", а также бесплатным, в сущности, денежным подачкам со стороны власти, которую, впрочем, далеко не все граждане ассоциируют с институтами государства). "Оставленная привычка" - вот, как думается, настоящий ключ к проблеме того, как же выжила Россия, попав в "глобализационные клещи", и к тому же оставшись уважаемым членов сообщества самых самых развитых стран мира: она продиктовала народу страны такой романтический настрой, что даже можно усмотреть "романтические бонусы и проценты" в работе тех же гипермаркетов, борющихся за свою "чистую" (на наш взгляд, "живую") репутацию, в той же Москве. Кроме того, "оставленная привычка" к спокойной, советской, более или менее сытой жизни как бы консервирует уже ставшее постсоветским общество, сохраняя круг общения отдельно взятого человека на достаточно длительное время и обеспечивая его социальную жизнь и также трудовую практику, но все же при этом граждане вносят за свой романтизм как бы "политическую предоплату" - полубессознательно, повинуясь еще советскому инстинкту и вере в то же ТВ, которое было вынуждено еще при Л.Брежневе, в СССР говорить правду, обращаясь к половине биполярного мира.
Думается, что читая лекции "как жить" и сочиняя учебники "как жить", современные преподавательские кадры в России вынуждены соотносить свое научное творчество с развитием социально-политической ситуации в стране, а учебники отличаются от лекций тем, что они не могут прямо влиять на "живое творчество" человеческих голов, особенно высокообразованных, так что упадок высшего образования в России, начавшийся со сменой режима еще в перестройку Горбачева 1985 - 1991 гг., явно расшатывает влияние на граждан пропаганды, вынужденной в таких условиях дублировать и выдумывать также новые идеологемы (что особенно характерно для "арендаторов от СМИ"). Перепроизводство "идеологии арендаторского типа", однако, перебивается постсоветским романтизмом, а также возможными "романтическими процентами" в смысле сохранения не только деловых, но и культурных связей с возможно враждебной России заграницей после внесения упомянутой выше духовной "политической предоплаты" граждан режиму, что создает в стране особое политическое настроение и разряжает идеологический вакуум на всем, как его называли в 2000-е гг., постсоветском политическом пространстве. Граждане же, как видно из практически единогласной поддержки ими правящей в РФ власти, в таких условиях применяют как "прямой", так и "обходной" анализы текстов выступлений ее представителей - особенно по ТВ, которое, вообще говоря, легче воспринимается, чем Интернет, предполагающий больше аналитических способностей у читателя и имеющий выход на целый мир. Можно предположить также, в условиях "делового романтизма", рожденного собственной деловой традицией России, процветают как государственные, так и частные "школы" в бизнесе, что нельзя не связать с возрождением российской науки, а также и с тем, что не только студенты в РФ имеют по учебе "хвосты", но и сами преподаватели вузов (это зависит от неправильного приема тех же экзаменов), и последние - опираясь только на "оставленное образование". "Питомцы" же общеобразовательных школ (их же называют "жертвами ЕГЭ") сегодня живут и учатся уже ради собственных доходов, и поэтому, несмотря на целые "созвездия" "серых фирм" в России, а также "блат", часто приводящий даже к отчислениям от зарплаты начальству в различных организациях (чтобы не увольняли). И эти, свежие для российской государственной традиции, молодые стремления, в условиях идеологического перепроизводства в стране - также часть общегосударственной политики, допускающий самоорганизацию общества, которое, миновав, скажем, "югославский путь развития", сразу встало на фундамент рынка в условиях многоформатной подачи государством основных сведений человеку о мире и даже о нем самом (преимущественно ТВ). Поэтому упомянутый в начале "деревенский охват" существующего мира в России - тоже часть общемирового развития и, как представляется, развития в рамках "консервативной революции", которая в современный момент явно переходит рамки монетаризма как высшего социально-экономического достижения буржуазных государств, представляясь всему миру как вариант "интеллектуального рыночного пути развития", связанного с допущением максимума общественной инициативы (наследие позднего СССР), а также с возможными, зреющими в обществе, массовыми подвижными социальными стратегиями.