В многомногоформатном обществе современной РФ существует в качестве идеологического приема государства "погружение в историю" граждан, немыслимое без "погружения в язык". Повторная и такая же значимая по историческим масштабам система строительства нового общества в России с начала 1990-х гг., как и с 1917 г., предполагает сегодня организацию своего рода "многоуровневых тусовок", чтобы предотвратить как нежелательные для власти общественные движения, а также придать последней соответствие с пока еще незрелым уровнем демократии в стране. "Уровни организации тусовок" в современной России, думается, учитывая многомногоформатность ее общества, предполагают элемент "социального самозондирования", так что скорее всего вышеуказанные уровни постепенно приводятся в систему, подвластную сильному государству. И, если, уже в развивающемся многомногоформатном демократическом обществе страны возникнет во власти что-либо антидемократическое, то скорее будут "убираться" не "тусовки" (в том числе заинтересованные группы), а "уровни" их организации, и откат к авторитаризму не предвидится. К тому же, упомянутые "уровни" могут являться также и "потребительскими уровнями" и означать сами по себе, что в обществе России на руках у людей есть реальные деньги. Так, пока что деньги у граждан - это синоним демократии, то есть того своего рода политического чувства, которое происходит в обществе от самозондирования. Но если демократия - это в конечном итоге - труд, то деньги в постсоветском социуме - это тот же самый труд, и государство не должно не считаться с политическим и социально-экономическим наследием времен СССР. Думается, что и сегодня в обществе РФ бытует едва ли заметный невооруженному глазу советский формат мышления, и как раз он формирует мировоззрение тех, кто подвергается "погружению в историю (и язык)", да к тому же, как представляется, при усиленном политическом позиционировании гражданина или гражданки России есть своего рода "индивидуальный план погружения" - иначе бы общество взорвалось при давлении государства. Но в последнем случае, действительно, возможен как "живой", приближенный к человеку, индивидуальный "научный план погружения", так и "неживой", тесно связанный с "уровнями" общества, "индивидуальный научный проект", и они различаются потому, что сегодняшняя Россия проявляет способность к реактивному движению из прошлого в будущее, оставляя во многом условными даже новые свои системные границы.
Представляется, что шутка стареющих людей о том, что они, мол, "растут вниз", имеет приложение к социально-политической ситуации в России сегодня, так как в стране - явное имущественное расслоение, которое, впрочем, при недостатке в высоком уровне жизни, просто немыслимо без сверхинтенсивного творческого обмена. Последний может повлиять на усилившуюся с 2014 г. в мире русофобию, которая, думается, в связи с этим, а также и с общим процессом постсоветизации (науки, культуры), имеет переходный характер. Так что пока современная демократизация России словно бы мешает "размену" русофобии как "большой купюры" на более ходовые, мелкие и употребительные для политических потребителей. К тому же, если иностранные государства в открывшуюся на рубеже 1980-х - 1990-х гг. Россию "слили пену", а сами остались во-многом чистыми да еще и "отцами-основателями" обновленного мира без Советов, то потом в России тоже накопилась "пена", которую в свою очередь "слили" на Запад и т.д., а этот процесс в многомногоформатном обществе страны означает, что в ее социуме есть нечто вроде "обратной политической отдачи". И действительно, главное свидетельство тому - это необычайное по своей масштабности открытие в мире разнообразных информационных (интеллектуальных) фондов, которые в той же России формируют современный феномен примерно одинакового языка тех же СМИ как "языка погружения в историю", характеризуемого как исключительно литературный. Кроме того, Россия сегодня являет социальное соучастие людей-власти и людей-людям, проявляющееся в монолитном поддержке населением политике "верхов" и, возможно, предваряющее окончание "переходного периода" в ее социально-экономическом постсоветском развитии. Здесь также можно отметить, что в Россию "слита" и "идеологическая пена" из зарубежных стран, и скорее всего этот процесс перебивается и вообще может быть перебит (и именно во всем мире) общим просвещением, традиции которого в РФ глубоки и уходят в историю Нового времени.
В многомногоформатном обществе страны возможна "перепроверка" той же власти людьми (и наоборот) "по архивам исторической памяти", немыслимая также без проверки самих "архивов исторической памяти". В России, с космическими скоростями вписывающейся в мировое хозяйство, потрясенный человек тянется к корням, что защищает его психологически и делает в глазах общества прежде всего представителем собственной семьи, а это, в свою очередь, подкрепляется его невольным участием в "обратной политической отдаче" - скажем, как одного из мелких акторов внешней политики, чья смелость в этом процессе обеспечивается "точечной" доступностью возможности быть "погруженным" в самый современный пласт истории его родной страны. Указанные процессы ведут к конечному "погружению" человека во все возможные умения и навыки практического выживания Нового времени, а также к превращению его как члена форматизированного, многомногоформатного общества, в "своего человека" на улице, что приближает такого гражданина к совершенно новым традициям пресловутого в России еще в советские времена коллективизма.