Политическая культура современной России пока имеет мобилизационный характер. "Мягкую силу" (через рекламу во внешней политике) делает в основном власть (См.: Резникова Е.Е. Реклама во внешней политике России. // http://samlib.ru/editors/r/reznikowa_e_e/).Это значит, что по закону мультиформатности власть в России тормозит развитие общества, чего нет в западных странах. Представляется, что это происходит от накопления традиций советского, тоталитарного общества по мере обращения власти к сохраняющейся советско-российской политической традиции. Если политическая реклама олицетворяет внешнюю политику современной России и она мультиформатна, то такая мультиформатность в ограниченном объеме может исходить только из одного источника - единовластия. Последнее (хотя и не достаточно еще отчетливо) олицетворяет собой президентская власть в РФ. Трендовая демократия, таким образом, не вырождается, а сводится к единовластию. Здесь - пример только демократической России, в других странах прослеживается высокая трендовость демократии. Поэтому политическая культура в РФ действительно, как отмечает ряд авторов, с одной стороны патриархально- подданническая, а с другой - подданническо-активистская. Не исключено, что при трендовости демократии (а она в России не самая высокая в мире) и развитии "общества потребления" политическую культуру пока вполне заменяет массовая культура, в которой центром являются в основном переносимые с Запада "высокие технологии". В этих условиях политическая культура легко рождает свою собственную политическую рекламу: она - всяна поверхности, хорошо видна и даже несколько агрессивна, так как вполне сложилась (на Западе есть уже готовый ее образец). Почвеннические "поиски себя" в лоне прозападной политической культуры (массовой культуры) сейчас - лишь удел рьяных евразийцев, а реклама политической культуры (массовой культуры) выводит страну именно на европейско-евразийские рубежи ее самопознания. Так, внешняя политика здесь исходит сразу из двух центров - от единовластия и от крайне активного "среднего класса" (большинства населения РФ). Она в своей мультиформатности постигает российское религиозное чувство, и, оставляя в стороне русский экстремизм, имеет целью 1) сохранение в неприкосновенности территориальной целостности России, 2) активности ради этого на рубежах РФ. Внешнеполитическое окружение страны это хорошо чувствует и мало- помалу начинает менять свой курс - прежде всего в области экономики. У сегодняшнего кризиса в РФ - один источник (санкции западных стран с 2014 г.), у мультиформатности рекламы во внешней политике - также один источник (российское единовластие). Следовательно, противостояние кризису (с 2014 г.) - дело единовластия. По мере выхода из кризиса единовластие усилится, и инициатива ведения внешней политики постепенно перейдет к нему. Политическая культура в этом контексте будет, очевидно, меняться: она перестанет быть массовой культурой и будет иметь тенденцию становиться подданническо-активистской политической культурой. Обращает на себя внимание такой феномен, как факт свидетельства во внешней политике РФ (в указанный выше переходный период): тот, кто засвидетельствует для себя переход здесь инициативы к единовластия, тот реально и будет участвовать во внешней политике. Здесь свою роль играет и сетевой принцип российской дипломатии, предлагающий массовому сознанию понятный, но ограниченный ассортимент дипломатических средств, целей и приемов. Поэтому-то реальный доступ масс к внешней политике в условиях усиления единовластия в стране весьма проблематичен.Внешняя политика современной России будет влиять на политическую культуру следующим образом: последняя вскоре перестанет быть массовой культурой и "повернет" к конфигурации и характеру политической культуры "среднего класса"