Можно предположить, что "читающее" общество современной России - это в социокультурном, а также политическом смысле наследник советского общества. Известный разнобой мнений, а также сложность русского языка, как представляется, влияют на возникновение единого русского Интернета, что, в свою очередь, подчеркивает цивилизационные отличия РФ от других стран и прежде всего дающих ей основные ориентиры в мире современной демократии стран Запада. Последнее связано с построением сегодняшней политической системы России как совершенно оригинальной в смысле трактовки и применения демократических норм, а также, возможно, своего рода половинчатой в этом же смысле в глазах ведущих государств мира, так как в ней относительно мирно сосуществуют развивающееся по буржуазному пути общество и доставшаяся в наследство от эпохи СССР сильная государственная власть. Единство так называемой "русской зоны" в Интернете вкупе с так называемым "евразийским типом демократии" в РФ наводит на мысль о том, что и многоформатность здесь - работающая, а также что и глобализация - тоже, и что именно они составляют основу социально-политического ресурса в стране, исторически сравнительно недавно (с распада СССР в 1991 г.) погруженной в полноценное общемировое развитие. Указанное выше означает, что в сегодняшней России есть самоорганизация постсоветского общества, определенно связанная с традицией эпохи биполярности (и даже "застоя" 1970-х гг.), когда в стране словно бы сконцентрировался образовательный и научный потенциал "советского строя". Представляется также, что "читающее" общество в современной России - оно же и "самочитаемо", поскольку в государстве повышен интерес к прошлому после своего рода "интенсивного погружения" в мировое сообщество после падения "железного занавеса" - и прежде всего с принесением в страну буржуазной идеологии взамен советской (особенно в форме различных "сетевых", уже сегодняшних явлений в экономике). Возможно, что при нехватке "высоких технологий" для полноценной жизни в мировом сообществе Россия занимается своего рода "донашиванием" в этом смысле за Западом, и прежде всего всего западной научно "классики", что не может не обращать внимание правящей элиты РФ прежде всего на опыт "старых" демократий - конечно же, сообразуясь с нуждами их страны в связи с ее цивилизационными отличиями от западных государств (вдобавок бывшими "антикрасными" зонами мирового значения в период существования СССР в XX в.).
Какое наследство оставит России, скажем, середины XXI в. Россия начала XXI в.? Представляется, что это будет своего рода "европеизация европеизированных" и "модернизация модернизированных" - возможно, потому, что социально-политические "подарки" Запада российской, "евразийской" цивилизации во многом придали политике последней характер "пустого психологического баланса" (когда двигаться как будто бы некуда, некуда расширяться и следует слушаться буквы политиков "старых" демократий). Однако, существование "русской зоны" Интернета не может не означать своего рода "психологического районирования" в контролируемом им обществе, поскольку, учитывая в основном положительный опыт в науке и образовании времен СССР, а также социально-политическую совместимость советских и постсоветских поколений граждан РФ, именно всеобщий социальный оптимизм в стране прямо влияет на уже новую внутреннюю политику государства, которую можно даже называть блоковой и при этом тесно связанной с внешними делами страны. Возможно также, что государство в современной России, сильное и способное "задавать политические диктанты" населению, становится ведущей социальной силой - и прежде всего в освоении новых массивов информации (прежде всего идущей в РФ в русле мирового информационного потока). В принципе достаточно дорогая жизнь в стране, как представляется, следствие, скорее всего, в известной степени "тормозящего" влияния (в первую очередь в вопросе вкусов и пристрастий человека на рынке) исторической памяти, которая всколыхнула Россию еще в годы перестройки, чем глобализации, и в этом смысле поддержка государством именно общественных вкусов, а также то, что именно общество формирует рынок в России с его устойчивыми "брендами", говорит о росте политического настроения - главным образом при укреплении в постсоветское время семьи. Так, думается, осуществляется "прорыв" постсоветского общества к науке, которая способствует правильному выбору на рынке, "прорыв", который знаменует частный, а не государственный (как во времена СССР) выбор - от товаров и услуг и до, вообще говоря, всего духовного (иногда превращающегося в материальное). Вместе с тем, надо сказать о том, что "зонирование" "по-русски" в Интернете соседствует в мире с таким явлением, как отсутствие какого-либо энтузиазма в труде россиян, уже второй раз строящих "лучшую жизнь" после эпохи социализма, и таким образом, в частности и через освоение Интернета, в котором представлены СМИ, население России - не всегда под контролем даже сильного государства. Интернет, возможно также, диктует особый "социальный размер" (в виде информации) для россиян, которые в течение своей жизни все же успевают вписаться в новое социальное пространство, то есть постсоветское общество - в первую очередь являясь "учащейся" частью населения Земли, которая, на подъеме политического настроения, становится со временем носителем и частного человеческого интереса к тем же "высоким технологиям" и к их созданию именно в их стране, а не за рубежом. Возможно, в таком формировании научных вкусов и пристрастий граждан имеет большое значение реклама, а имиджи как таковые являются своего рода "рекламными единицами", составляя элементы самоорганизации и укрепления "гражданского общества" в России, начиная с создания "команды" и в конечном итоге проявления личной инициативы (возможно, и без наличия при этом начальных капиталов для бизнеса). Обучение граждан России в русле развития "высоких технологий", как представляется, создает ситуацию, когда именно реклама не дает забыть пройденного и отвечает частой оценке людей, сводящейся к тому, что-мол, у меня каждые пятьдесят рублей - деньги; так что основной материал строительства рекламы - это именно информация. Думается также, что именно "рекламная единица" как своего рода основа имиджа уже учитывается государственной властью в РФ, но ее известная независимость в первую очередь от внутренней политики государства создает ситуацию, когда Россия становится "полусерой зоной" мировой политики с весьма своеобразными отношениями между обществом и властью, к тому развивающимися своим собственным путем на мировом фоне. Политические лозунги и мнения, выкладываемые правительством и президентом на каналах того же ТВ, напоминают скорее своего рода "план-конспект" поведенческого содержания, касающийся в общем успехов и дальнейших планов государства, а при такой ситуации население может, по собственной инициативе, обращаться, не получая достаточно информации от элиты, не только к идеалам досоветского общества, но и советского, что делает отношения его отношения с властью еще более многогранными, и всего лишь копирование либеральной рецептуры и идеологии у Запада с целью "утряски" таких отношений - не лучший путь социально-политического и экономического развития. Представляется также, что именно в "полусерой зоне" мировой политики как наследнице СССР, так наследнице России до 1917 г. возрастает также влияние религии как прежде всего психологической составляющей новой идеологии, но поддерживаемой государством прежде всего именно в форме русского православия, и именно на нее делаются ставки в укреплении историко-философских знаний постсоветского человека, то есть, вообще говоря, гуманитаризации всего общества (и это - в период острой нехватки "новых технологий"). Последнее может говорить о том, что та же история, "сидящая" в памяти народа (народов) России - это своего рода "идеологический магазин", "красивая вещь", которая теперь уже, в эпоху демократического развития в мировом русле, не есть только символ государства, что превращает РФ как "полусерую зону" мировой политики в зону роста личных, прежде всего социально-экономических инициатив и "зону прорыва" в формировании общемировой буржуазной идеологии и науки.