а. Тут не обзор, а, скорее, заметки с сугубо личными впечатлениями (о данных конкретных рассказах, а не об авторах оных).
б. Автор сих впечатлений ничего не смыслит в литературе и вообще бывший двоечник.
Рассказы: "Бобик и криминальная революция", "Котенок", "Здравствуй, Бог", "Фонтан желаний", "За что я не люблю царя Давида", "Кавказский крест", "Восточная сказка", "Ноктюрн", "Сплин", "Глупые, глупые лошади", "Черный бархат", "Оттенки серого", "Другой мир", "Семнадцать ночей без Земфиры", "Молочные реки, кисельные берега", "Отличницы", "О дружбе зверской", "Как ветерок".
Бобик и криминальная революция
Начнем с главной ошибки автора, подающего текст на конкурс реалистического рассказа. Это мысли собаки, оформленные как прямая речь. Момент, сразу намекающий, что перед читателем либо а) не реализм, б) литература для младшего школьного возраста. Дальше пес думать перестал, зато активно мечтал и фантазировал (в довольно категоричной форме). Показательная фраза: "Едва отойдя от действия наркоза, Бобик всё понял". Звучит как-то анекдотично: "Кольцевая", - подумал Штирлиц...
В настоящий момент никто не может с точностью утверждать, как протекает мыслительный процесс у животных, но, думается, все же не так. Что называется, см., как это делает Джек Лондон, - и мысли/чувства животного передает достаточно наглядно и ощущения абсурда при этом не возникает.
То же касается и второго действующего пса, эмоционально и ...э... морально нагруженного представлениями автора в духе детских сказок: раз злодей, так и мысли у него злодейские.
А ведь хороший рассказ мог бы получиться...
Котенок
Еще один рассказ, не очень вяжущийся с нашими реалиями. И дело даже не в судьбоносном котенке - мало ли, какие совпадения случаются в мире. Но вот чтобы усыновить ребенка, в нашей стране надо очень сильно попыхтеть и потратить все нервы, какие есть. При условии наличия полноценной семьи, достаточного денежного обеспечения и пр. и пр. Признаюсь, всех деталей не знаю, но усыновить чужого ребенка одинокой женщине... сомневаюсь. Кроме того, стена детского отчуждения не ломается несостоявшейся дворовой дракой (имхо). На мой личный вкус для рассказа подобной тематики не хватает... психологизма, что ли. Слишком легко и опереточно все получилось.
Кстати, котенок за время действия совсем не вырос? ;)
Здравствуй, Бог!
Если коротко, о чем рассказ, осталось для меня за кадром, но "очень острые соски" понравились. Надо сказать, смысл рассказов, к примеру, Хемингуэя, тоже остается для меня за кадром - надеюсь, это сравнение польстит автору рассказа... (а то все говорят, что рассказ замечательный, не могу ж я выбиваться ;). Маму Юльку по-человечески жалко: потеря осмысленности жизни - одна из самых неприятных вещей. Но об этом можно было высказаться и покороче - к сцене у "первобытного" костра становится уже просто зубодробительно скучно. Появляются даже крамольные мысли на тему: а не стоило бы переименовать текст в "Моя интимная жизнь в Германии"?
Кстати, а не первобытный костер - это как? Когда химкомбинат горит?
Фонтан желаний
О чем этот рассказ, для меня тоже осталось за кадром. Германии, правда, нет, а с интимной жизнью что-то загадочное, без фонтана не разобраться. Цитата: "я протиснулась осторожно, стараясь не расплескать до краёв наполненные души". Это, извиняюсь, что? Какая-то автобусная патетика... А "свежемороженый коктейль женских ароматов"?.. Даже страшно как-то... Пойти, что ли, тоже десятку поставить? Чисто по приколу...
За что я не люблю царя Давида
Заковыристо и не без изящества оформленное сомнительное наполнение. Впечатление осталось как от хорошо изложенной байки с неприятным послевкусием. Пока читаешь - забавно, но дочитал - и не понятно, чего ради это было. В смысле, написано хорошо, но стоило ли оно того?..
Кавказский крест
Текст динамичный, но рваный. Остается впечатление хаоса. Может быть, этот хаос и в тему, учитывая события, но их смысл для непричастного человека становится несколько невнятным. Язык забавный. Но сомнительно, чтобы человек, участвующий в бою, стал мысленно комментировать действия окружающих. Во-первых, кто там из своих "эрпэкашкой" бьет, должно в подкорке проскакивать, во-вторых, у наадреналиненного организма на это нет ни времени, ни ресурсов. Он вообще другим занят.
Восточная сказка
Приятный рассказ, не смотря на альтернативную орфографию. Правда, с самого начала возникает впечатление, что действие происходит в дореволюционные времена, и держится вплоть до упоминания Сыктывкара, но это мелочи. Герой-сказочник вызывает неоспоримую симпатию, как и используемые им аллегории. Эмоциональное состояние в рисунках... очень душевно. На глобальность рассказ не претендует и оставляет после себя ощущение легкости и тихой грусти. Правьте ошибки, автор, и будет хорошая вещь.
Ноктюрн
Еще один настроенческий рассказ. Только другой. Достаточно банальный сюжет про любовный треугольник и добровольное самоустранение одной из сторон. Что меня всегда поражает в этих эгоистично-жертвенных альтруистах, так это то, что они вечно забывают поинтересоваться мнением третьего участника сюжета, этим самым низводя все свои добрые чувства до уровня бытового манипуляторства. Впрочем, многим понравится. Не мне. Рахманинова - люблю, альтруистов - нет.
Сплин
Рассказ про похоть. Мораль в финале присутствует, но нелогичная - думается, для такого кадра не должно иметь значения, есть у него на что-то право или нет. Мало того, что гадость, так еще и непоследовательная...
Глупые, глупые лошади
Качественный рассказ. Все на месте, даже поругать не за что :). Разве что за финал - финал, по-моему, сильно подводит. Но это дело вкуса. Несколько нудно, но это, опять же, дело вкуса. Написано эмоционально, но не пафосно. Не удивлюсь, если рассказ выиграет конкурс - не потому, что самый яркий, а потому, что нареканий меньше всех вызывает. Плюс, несомненно, хорошее исполнение.
Черный бархат
Вводная убила. Хотя, конечно, оригинально. Написано очень коряво - сквозь каждую фразу приходится продираться. От содержания осталось ощущение мрачного бреда. Финал закономерный, а про середину ничего не скажу, потому что пришлось пропустить. Наверное, в ней самый цинус и был, но перечитывать не пойду.
Оттенки серого
Совершенно безэмоциональное перечисление событий и действий через запятую... Не припомню такого со времен советских сборников киносценариев. Короче, очень скучно. Так же безэмоционально пролетело мимо.
Другой мир
Написано так себе, запятые - где попало. Местами перлы, похожие на юмор. Отдельно понравилось выражение "Игнат совершенно не знал что делать с девушками в трезвом виде". Имхо, таких перлов надо добавить, а финал заменить на юмористический - тогда, может, что-нибудь и получится...
Семнадцать ночей без Земфиры
Экий сюрреализм. Написано изящно, забавно и оригинально. Подкупающий юмор немного исподтишка. И даже без ошибок (если они и есть, то пролетели мимо сознания, что показательно). Рассказ поднимает настроение. Удачи автору.
Молочные реки, кисельные берега
Старушечье мировосприятие передано очень натуралистично, хочется верить. Речь от лица старухи читается легко. Но там, где речь идет от автора, слог уже далеко не такой живой, к сожалению. Не хватает финала или какого-нибудь яркого момента. В целом, получилась хорошая зарисовка - на рассказ, пожалуй, не тянет.
Отличницы
Еще одна симпатичная зарисовка - легкая и весенняя. Не знаю, присуща ли автору девчачья безмятежность и наивность или это стилизация текста, но если второе, то вполне удалось. Картинка очень настроенческая и написано приятно. Можно даже сказать, солнечно.
О дружбе зверской
Приятный рассказ, добрый. По крайней мере, никто не умер, хотя возможность была ;). Вступление немножко затянутое, начинаешь думать, что и дальше речь в основном о буровом мастере пойдет. Предложения местами получились с больно уж многоэтажными конструкциями, но в глаза это не бросается. Финал с медведем на буровой отдает геологическими байками, но в данном контексте и байка вполне вписывается. Рассказ в целом производит очень хорошее впечатление. Имхо, вполне можно детям давать (это комплимент :).
Как ветерок
Написано легко и ненавязчиво, с женской мягкостью. Сюжет жизненно-философичный. Отрывок с женщинами на работе, как мне кажется, можно было бы изъять, а беспокойство жены передать каким-нибудь другим образом. Все эти мелкие кусочки немного рвут ткань повествования. 'Ниссан', то сданный, то вернувшийся - тоже особо ни к чему.
Придирки по мелочам: 'Девчонка напоминала что-то - или кого-то - приятное и забытое, отложенное на дальнюю полочку памяти за ненадобностью. Разглядывать ее в открытую Андрей стеснялся, а смутное воспоминание не отпускало, щекотало'. Вот этот момент повисает легким хвостиком. Думается, в рамках короткой прозы не помешало б хотя бы намекнуть, чего это там героя не отпускало. А то сиди, гадай - то ли свою молодость вспомнил, то ли жену в молодости, то ли еще чего... Немного ниже на пол звонко падает книжка. Возможно, томик с глянцевой обложкой действительно может упасть звонко, но все же как-то смущает.