Рябоконь Андрей Александрович : другие произведения.

Иван Ефремов - писатель, учёный, гражданин.

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Иван Ефремов - писатель, учёный, гражданин.
  
  
  Вместо эпиграфа:
   "...мужчины, несмотря на все свои умения и силу, никогда не становятся взрослыми до конца. И значение женщины в том, чтобы охранять их и руководить ими, спасая от крушения надежд и неразумных поступков..."
   (из романа "Лезвие бритвы")
  
  
  ...102-летие со дня рождения великого писателя - отличный повод напомнить о бессмертных произведениях, которые подчас предаются забвению.
  
   Люди старшего поколения помнят о книгах, не укладывающихся в узкие рамки того или иного жанра. И правда, замечательные романы "Туманность Андромеды" (1957), "Лезвие бритвы" (1963) можно отнести к научной фантастике (только не к фэнтези!), приключенческой литературе. Это ещё и социально-философские романы, пронизанные глубокими раздумьями о Человеке, о путях развития человеческого общества.
  
   В предисловии к первому изданию своего "Лезвия бритвы" Иван Антонович назвал роман "экспериментальным", поскольку (цитируем), "...отступив от прежних канонов художественной литературы, я нагрузил повествование множеством познавательного, научного материала, значительную часть которого пришлось, естественно, дать в форме лекционных монологов". Со времени первого издания романа писатель получил горы писем, которые однозначно свидетельствовали об успехе эксперимента, хотя критики отнеслись (в своих статьях) к "Лезвию бритвы" двояко:
   "Очевидно, принятая мною форма соответствует потребности читателей настоящего времени, ибо они увидели наиболее интересные стороны... именно в научно-познавательной нагрузке динамического романа приключений... Я нарушил каноны сознательно, пытаясь построить произведение нового типа". Вряд ли стоит ещё раз доказывать, что "эксперимент" имел успех, которого лишены "книжные потоки" современного рынка, часто напоминающего базар. Осевая ориентировка, направление романа оказались абсолютно верными - благодаря чему и сейчас книга не устарела. Хотя появились новые научные открытия - ведь прогресс не стоит на месте - значение романа осталось прежним.
   Остаётся актуальной "путеводная нить" романа, заключающаяся в словах - "красота всегда целесообразна". Позволим себе процитировать один из ключевых моментов "Лезвия бритвы", отражающих отношение автора к внутренней красоте, моральной чистоте, связанной с истинным знанием: "...скоро оно придёт, когда женщина познает свою настоящую силу, и все женщины будут "ведьмами"... Я не шучу. Слово "ведьма" - происходит от "ведать" - знать, и обозначало женщину, знающую больше других, да ещё вооружённую чисто женской интуицией. Ведовство - понимание скрытых чувств и мотивов поступков у людей, качество, вызванное тесной и многогранной связью с природой. Это вовсе не злое и бездумное начало в женщине, а проницательность (ах, если бы женщины в политике стали такими - но, увы мне, увы, как сказал в комедии Гайдая уважаемый Иван Васильевич... - А.Р.). Наши предки изменили это понимание благодаря влиянию Запада в средневековье, и христианской религии, взявшей... дикое, я сказал бы - безумное, расщепление мира на небо и ад, и поместившей женщину на адской стороне! А я всегда готов, образно говоря, поднять бокал за ведьм, проницательных, весёлых, сильных духом женщин, равноценных мужчинам!".
   Читая эти строки, думается, что многие современные писатели, деятели (тот же Михаил Задорнов, например) что-то взяли из мировоззрения И. Ефремова, извлекли что-то полезное - и для себя, и для нас.
  
   Комментируя модную в те времена (да и сейчас) йогу - и главы, посвящённые Индии в своей книге - Ефремов сказал, что "книги по йоге, составленные в Индии, сама её тысячелетняя практика созданы не для нашего времени и не для нашего климата, питания, жизненной обстановки ...без сомнения, сейчас дело изучения хатха-йоги в нашей стране сдвинулось с мёртвой точки: появились фильмы, изданы даже руководства. Однако предстоит ещё огромная работа; она прежде всего должна проводиться учёными-физиологами и врачами. Всякая самодеятельность в этом направлении обычно приносит серьёзный вред, особенно если люди попадают под влияние снабжённых даже какими-то дипломами псевдойогов".
   Давайте прислушаемся к этим словам знатока, специалиста - чтоб не наломать дров. Заодно пусть прислушаются к Ивану Антоновичу Ефремову многочисленные политики, разноцветные "йоги и йогини", "закручивающие" экономику и страну в рискованные "позы" хатха-йоги (это ещё мягко сказано), рассказывающие избирателям радужные сказки под хруст их костей!..
  
   Завершая статью, упомянем о важнейшей стороне деятельности Ефремова, которой Иван Антонович отдал большую часть своей жизни - о работе учёного, палеонтолога.
  
   Помимо всего прочего, Ефремов является основоположником и создателем новой биологической дисциплины - тафономии ("Тафономия и геологическая летопись", 1950; Государственная премия СССР, 1952), науки, что изучает особенности захоронения ископаемых остатков животных и растений, а также закономерности образования местонахождений этих остатков.
   Термин "тафономия" Иван Ефремов предложил в 1940-м году, проанализировав огромнейший фактический материал, в том числе и собственных исследований. Дело в том, что место захоронения организма (в данном случае - организма, давно вымершего) далеко не всегда совпадает с биотопом свойственного именно этому животному (или растению, если исследуются растительные остатки) биоценоза. Поэтому ориктоценоз (то есть окаменелые остатки представителей флоры и фауны) зачастую и качественно и количественно резко отличается от биоценоза, который существовал в районе захоронения. Добавим лишь (дабы не углубляться в дебри науки), что комплексное изучение местонахождений остатков животных и растений, следов их жизнедеятельности, условий окаменения помогает совершенствованию наших представлений о мире минувших эпох, а также об условиях жизни давно исчезнувших существ, условиях существования древних организмов.
  
   Теперь, вспомнив об открытиях великого учёного и писателя - вновь откроем страницы полюбившихся книг, и опять ринемся в космические просторы "Туманности Андромеды", в увлекательные приключения вместе с героями "Лезвия бритвы"!..
  
   Материал подготовил Андрей Рябоконь.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"