Рязанов Сергей Алексеевич : другие произведения.

Города в горах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Из цикла "Путеводитель по Пространству сновидений)

  Настоящий баран не тот, кто уставился на новые ворота, а тот, кто, не подумав, суется в открытые! Ловушка - она всегда открыта! Впрочем, Двойник не страдает самоедством и приступами самобичевания. Это существо, свободное от рефлексии, даже вляпавшись в дерьмо, всего лишь меланхолично отряхнется и пойдет дальше. В перерывах между отряхиваниями Двойник проводит время в Промзоне, пытаясь повторить наиболее удачные технические решения плотного мира. Это что-то вроде хронической ностальгии по жизни плотного физического тела.
  А начиналась эта история именно в Промзоне. Промзона граничит с такой достопримечательностью ПС, как Репрессивная зона. Северо-восточный сектор ПС славен своими тюрьмами и концентрационными лагерями. А ещё там есть Запретные территории, которые посещать нельзя по определению. От Промзоны северо-восточный сектор отделяет высокая стена, похожая на Великую "китайскую".
  Однажды, Двойник, выбрасывая мусор, обнаружил Стену, которая подействовала на него как красная тряпка на быка. У стены стоял высокий мусорный контейнер, назойливо приглашая нарушить границу сектора. Двойник никогда не сопротивляется своим импульсивным желаниям - поэтому у него такая насыщенная жизнь. И здесь он, ни разу не задумавшись, стремительно форсировал преграду.
  Так Двойник и оказался у Запретных территорий. Кто-то заботливо огородил опасное место оцинкованным профнастилом на столбиках. Но ворота из того же профнастила были не заперты и даже приоткрыты. И Двойник, ведомый своим любопытным носом, влез на Запретную территорию. За воротами открылась небольшая долина между невысоких холмов. В долине росло несколько кривых деревьев. Двойник с удивлением обнаружил, что трава в долине покрыта инеем. А позади за воротами было лето.
  Впереди у кривого деревца дымились угли костра. Но никого вокруг не было. Холмы по краям долины создавали естественную преграду. Вдоль долины по холмам кто-то двигался, патрулируя Запретную территорию. Видимо, это были спасатели, а может охранники. И тут, наконец, Двойник почуял неладное. Как медведь он недовольно рявкнул, и гигантскими скачками бросился к холмам, инстинктивно понимая, что спасение - только там.
  Успел он добежать или его вытащили - неизвестно. Но очнулся любопытный варвар уже на захолустной железнодорожной станции. Последствия не замедлили сказаться. Двойник впервые застрял на станции. Поезд ушёл без него. Хотел купить еды в буфете - не хватило денег! Ну и для полноты ощущений, Двойника задержали за незаконное пересечение границы Запретных территорий. Все это были последствия посещения Долины смерти. Если бы Двойник задержался там подольше, все окончилось бы печально.
  Для физического тела посещение Запретной территории тоже не прошло бесследно. Дневное сознание попало в чрезвычайно опасную ситуацию. Около месяца серьёзные неприятности и скандалы преследовали его. Достаточно сказать, что объективно всё могло закончиться инсультом. Вот так Пространство сновидений непосредственно влияет на плотный мир! А вы говорите...
  Репрессивный сектор ПС - довольно интересное и местами даже забавное место. Понятие "репрессии" включает в себя странные и неожиданные наказания, существующие только для конкретного посетителя сектора. Например, Двойник оказался в университете в голом виде у доски в заполненной студентами аудитории. Ужас и мучения, которые он испытал нельзя описать адекватно. Думаю, Двойник согласился бы заменить эти мучения и на пытку огнем. Но выбора ему не полагалось по правилам внутреннего распорядка.
  Основная масса заключенных в перерывах между исправительными процедурами занимались разработкой разнообразных планов и способов побега из Зоны. Типа вертолёт из бензопилы или подводная лодка из чугунной ванны. Кстати, Зона находится на берегу огромной реки или холодного моря. Река покрыта нетолстым льдом с промоинами, поэтому сбежать по реке нельзя. Но упрямые зеки периодически устраивают испытания самодельных плотиков усиленного ледокольного класса, способных проломить ледяное поле и уплыть в нейтральные воды соседнего сектора.
  Увы - всё напрасно! Сбежать из Зоны нереально. Даже отбыв срок наказания, самостоятельно оттуда не уйдёшь. Само Пространство сновидений решает, каким образом, когда и кто именно покинет Репрессивную Зону. Что касается Двойника, то выбор у него небольшой - вода. Одно время он даже коллекционировал проекты плотиков ледокольного класса. Но всё прошло не так, как предполагалось.
  Северное солнце светит сквозь туман, скрывая горизонт в дымке. Поэтому волну заметили не сразу. На этот раз именно цунами выносила отбывших наказание на свободу. Высота волны - порядка ста метров! В обычном мире это верная смерть, а в Пространстве сновидений - это средство передвижения. Двойник вынырнул на поверхность и с удовлетворением обнаружил неподалеку гору плавучего мусора, сцементированного освободившимися зеками. Забравшись на мокрые обломки дивана, он весело сказал: "Поехали!" И река понесла их на волю!
  Именно на плавучей куче мусора Двойник впервые и услышал о Стеклянном городе. Один из старых зеков случайно обмолвился, что из Репрессивного сектора можно попасть в Стеклянный город. Спрятанный в горах населенный пункт является аналогом Эльдорадо. Но сокровища, хранящиеся там - отнюдь не золото.
  Действительно, что ценного в Пространстве сновидений? Ничего материального оттуда не захватишь в плотный мир. Однако есть ценности нематериальные, но от этого не менее ценные, чем металл жёлтого цвета или кристаллическая форма углерода. Это информация. Известны случаи, когда сновидящие намеренно разыскивают в ПС книги, читают их там и воспроизводят в реале. Сюжеты сновидений регулярно используются писателями. На эту тему даже диссертации написаны.
  Отдельная тема - научные открытия и изобретения. Пресловутая таблица Менделеева возглавляет солидный список научных открытий и технических решений, сделанных в сновиденном мире. Это уже можно продать в плотном мире за реальные деньги. Но есть и кое-что более ценное для конкретного человека. И аналогов этому в плотном мире не существует. Это субличности.
  Если сравнить сознание человека с операционной системой, то субличности - это специализированные прикладные пакеты программ. Для овладения конкретным умением необходимо установить в сознание и соответствующую субличность. Военные психологи уже практически используют эту возможность для записи в сознание неподготовленного человека субличностей - агентов для выполнения секретных заданий. Техника записи субличности неизвестна - по очевидным причинам. Но в Пространстве сновидений эта технология известна давно. И мастера, владеющие этой технологией, живут в спрятанном от посторонних Стеклянном городе.
  Из бывших зеков быстро составилась компания авантюристов, согласившихся рискнуть, и поискать спрятанный город. Река степенно уносила авантюристов из Зоны. Менялся цвет воды, и стало ощутимо теплее. Серо-стальной цвет воды сменился на желтоватый. На горизонте появились острова. Скалы вертикально вырастали из моря. На вертикальных стенках лепились кустики и разноцветные грибы. Архипелаг напоминал Южно-китайское море. Водная эрозия постепенно превратила песчаные острова в многометровые столбы, поросшие сверху незначительной растительностью. Скоро от них останется только отмель.
  Но вот миновали и архипелаг. Впереди на горизонте показался каменистый пологий берег. Предгорья необъятной горной страны омывались мутными волнами, которые верно несли авантюристов к цели. Первые находки ждали их уже на полосе прибоя. Из воды на берег вела дорога, вымощенная большими квадратными камнями, вытесанными из серой скальной породы. Авантюристы выбрались на берег и неторопливо пошли вверх по дороге.
  Они попали в шаблон заброшенного города, типичного для юго-восточной Азии. Причудливые каменные статуи изображали ракшасов и апсар. Многометровые скалы покрыты разноцветными фресками. Множество архитектурных излишеств и каменные дворцы, состоящие из сложнейших барельефов, поражали воображение бессмысленной роскошью. Что за люди жили здесь? Почему им требовалось именно такое место обитания? Где аскетизм? К чему эта, утомляющая глаз избыточность? Какое-то абсолютное торжество визуальной репрезентативной системы.
  Авантюристы покинули город и двинулись дальше. Вскоре дорога изменилась, обрела серое асфальтовое покрытие. Местность становилась все более цивилизованной. Наконец, дорога превратилась в набережную тихой реки, по берегам которой расположился тихий, безлюдный город, напоминающий Петербург. Серые гранитные блоки формировали набережную. Сфинксы охраняли гранитные скамьи. Простых домов не было - сплошь дворцы. Все двери были гостеприимно распахнуты - заходи дорогой!
  Естественно, Двойник зашёл. Старинный дом с высокими сводчатыми потолками выглядел искусственно обжитым. По темному коридору Двойник прошёл в кабинет. Изысканная и благородная обстановка: дубовые книжные шкафы, огромный письменный стол, мягкие полукресла на гнутых ножках. Плотные бордовые портьеры создают полумрак. В камине тихо горят берёзовые поленья. Хозяин сидит за столом, не замечая гостей. Он занят. Перед ним вращается голографический двойник планеты Земля. Приглядевшись, Двойник отчетливо разглядел вспышки и разрывы мин в зоне локального конфликта. Вспомнив, кем является хозяин такого глобуса, Двойник на цыпочках почтительно покинул старый дом.
  На улице к нему подошли две дамы в шляпах и костюмах 19-го века. Завели разговор, взяли за руки, завели в дом. Двойник не чувствуя опасности, не протестовал. Он чувствовал себя участником театрального действа. Дамы печально штопали его обноски, приговаривая "бедный мальчик". Между делом, они ненавязчиво рекламировали жизнь в этом городе. Как всё разумно устроено. За участие в сценах обязательно начисляются бонусы. Для организации повседневной жизни города используются проверенные временем классические сюжеты. Двойник почувствовал, что его заманивают в ловушку, и тихо сбежал.
  Следующая сцена копировала сюжет Диккенса. Беспризорники приняли Двойника в банду, накормили и отвели к главарю. Это был мужик, похожий на артиста Стоянова в грубом клоунском гриме. Растягивая губы в гипертрофированной улыбке, он протянул руки навстречу Двойнику. Всё было настолько фальшиво и приторно, что Двойник не выдержал нелепости мизансцены и в панике сбежал из города. Он уже не видел, как клоун с неподражаемой печалью вздохнул, и сказал: "Ну что же, мы определенно стали лучше. Люди нам помогли!"
  Авантюристы, ошалело вращая глазами, обменивались впечатлениями. Похоже, покинутый город заселили шаблоны героев литературных произведений! Опасное место - люди, включившись в игры литературных шаблонов, могли и сами стать шаблонами, породив новых литературных героев! Попав в ловушку Литературного города, в плотном мире они резко меняют поведение. Они становятся страстными театралами, постоянно пытаются играть различные выдуманные роли, запоем читают классическую литературу. Собравшись в группу, они формируют вокруг себя искусственную среду инсталляций, презентаций, мистерий и перфоманса.
  Дорога вывела искателей из города и втянулась в горный распадок. Она сузилась, лишилась мостовой, превратившись в заросшую грунтовушку. Вскоре почти исчезла. Потянулись запутанные горные тропинки, иногда исчезающие под каменными осыпями. Но дорога, как идея, присутствовала всегда. Авантюристы постепенно втянулись в ритм движения. Дорога диктовала свои правила, она затягивала, привязывала к себе. В итоге никто даже не мог подумать о том, чтобы свернуть на бездорожье. Так продолжалось довольно долго.
  Двойник почувствовал неладное. Любое ограничение свободы передвижения воспринималось им как очень плохое самочувствие. Следовало разрушить чары. Тем временем дорога уткнулась в подножие высокой горы. Далее начинался серпантин. Путешественники решили сделать остановку. Правила дороги позволяли это. Вырвавшись из ритма, Двойник сразу свернул на обочину и полез на невысокий каменистый холм. Растительности не было. Одни камни. Двойник поднялся на гребень и замер пораженный.
  За холмами в долине, окруженной высокими горами, он увидел город. Сверкали на утреннем солнце разноцветные стеклянные здания. Преобладали шатровые крыши. Множество разноцветных стеклянных украшений топорщились по стенам. Часто встречались витражи. Разноцветное и блестящее великолепие создавало атмосферу праздника. Такие приятные места не часто встречаются в Пространстве сновидений.
  Двойник как завороженный спустился в город. Он бродил по чистым улицам, получая огромное эстетическое удовольствие. Дома в городе могли перемещаться с места на место, создавая новые неожиданные пейзажи. Постоянно встречались изображения сказочного Ивана с Жар-птицей. Сюжет витражей не повторялся: Иван то держал Жар-птицу в руках, то выпускал её в небо, то сажал себе на плечо, то кормил. Видимо этот человек совершил что-то невероятно важное для жителей Стеклянного города. По-видимому, это реальный человек. И Жар-птица тоже реально существует, а не выдумка.
  Люди на улицах были одеты как на карнавал. Восточные мотивы в костюмах, сменялись средневековой европейской модой. Маски зверей и птиц. Женщины в разноцветных перьях. Встречались и Жар-птицы. Двойник, долго бродил по городу, прислушиваясь к разговорам. Постепенно выяснились шокирующие подробности. Оказывается, жители города не могут убивать и даже делать оружие. Пацифизм делает Стеклянный город абсолютно беззащитным перед агрессией.
  Понимая свою уязвимость, жители Стеклянного города неизбежно должны были прийти к мысли о возможности использования насилия. В городе официально правят изоляционисты, настаивающие на сохранении тайны расположения и существования Стеклянного города. Однако, коллективное бессознательное вынужденно раскололось перед лицом неизбежного столкновения с реальностью. В результате образовалось тайное общество милитаристов. Милитаристы хотят научиться убивать или хотя бы получить убийцу в свои ряды.
  Двойник слишком сильно отличался от жителей города. Естественно, за Двойником стали следить. Особо не скрываясь, его подталкивали, вели в определенном направлении. Так Двойник пришёл в картинную галерею. Там и должно было всё решиться. Галерея уже закрылась. Уборщица мыла пол в зале моющим пылесосом. Раздражённо посмотрев на Двойника, она выключила агрегат и удалилась, раздражённо ворча.
  Переговоры неожиданно оказались успешны. Двойник с удивлением узнал, что является обладателем исключительно удачной конфигурации субличности "Одинокий боец". Субличность сформировалась в те времена, когда Двойник работал Блюстителем Кармы, и досталась ему в качестве награды за успешно проведенные расследования. Надо заметить, что эта субличность отпочковавшаяся от Блюстителя Кармы не простой убийца. Сложная система ограничений делает его в большинстве случаев абсолютно бесполезным. Но жители Стеклянного города решили, что этот вариант их устраивает полностью, и предложили взамен копирования "Одинокого бойца" установить Двойнику любую понравившуюся ему субличность из каталога.
  Ателье, в котором копировали и устанавливали субличности, было похоже на небольшой кинотеатр. Двойник просмотрел список субличностей, которые можно установить взамен. Особенно ему понравился "Весельчак". Двойник попросил установить ему выбранную субличность. Хозяева с радостью согласились. Его проводили в лабораторию. После сеанса персонал лаборатории провел тестирование новой субличности. В качестве датчиков использовались мелкие животные - кошки, морские свинки, белки. Тестирование проводилось под музыку, запускающую Весельчака. Как только зазвучала мелодия, все окружающие пришли в радостно-возбужденное состояние. Мелкие животные залезли на колени Двойника, кошки замурлыкали, свинки лизали ему пальцы, белки танцевали. Результаты установки превзошли все ожидания.
  Для того чтобы Весельчак активировался, надо было мысленно воспроизвести ключевую мелодию. Сразу после этого все окружающие начинают притоптывать в такт мелодии, подпевают, возбужденно вскакивают. Люди пересаживаются поближе. Эйфория охватывает всех в радиусе двадцати метров. Но Двойник вовсе не собирался работать массовиком-затейником. Весельчак - мощный источник позитивной энергии оптимизма.
  Эпилог
  Физическое тело находилось на заседании дисциплинарной комиссии, когда на первый план вышел Весельчак. Обстановка была крайне неприятная. Комиссия решала, кого из провинившихся студентов выселить из общежития. Можно ещё добавить - чтобы шли на все четыре стороны. Напряжение возрастало. И тут Весельчак не вынес неприятной для него обстановки, и стал незаметно править ситуацию.
  Использовалась мимика, незначительные короткие фразы, телодвижения. В результате атмосфера быстро сменилась с мрачно-суровой на истерично-весёлую. Послышались короткие смешки, приглушённо-смущённое хихиканье. Сидящая напротив женщина, долго напряжённо разглядывала Весельчака. Наконец после очередной его реплики она просто рассмеялась до слёз. Серьёзное мероприятие было сорвано.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"