И теперь, когда ты, наш друг читатель, прошел через "Второй Тоннель Времени: 1963 год", то можно идти вместе и дальше...
1964
Галина Уланова: Мне 54. В июле была в Варне (Болгария), где открылась "Балетная Олимпиада". Я видела в этом рождение новых балетных традиций, но ничего не получилось. Все куда-то растерялось и зачахло вскоре. Возможно, было много помпезности и пропаганды.
Портрет года: Приглашение на открытие выставки подарков от Эвелины Курнанд и Татьяны Пианковой для "Третьяковской Галереи". Эта частная коллекция из США включала: картины, скульптуры, эскизы, альбомы и книги о балете. Это работы: А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Гончаровой, М. Ларионова, портреты А. Павловой работы А. Яковлева, скульптуры М. Фокина и еще многое другое. В письме при передаче сокровищ культуры сказано: "В... дар... стране, которая создала великую, гениальную артистку Г. С. Уланову..." (Э. Курнанд, 1964).
Махмуд Эсамбаев: Мне 38. Объехал с гастролями Мексику, Эквадор, Перу и Аргентину. Счастливое время.
Портрет года: Влюбился в двух людей: Антонио-ги-Ляр - кинодиво и Роситу Кентано - другое кинодиво. Обаятельные и красивые люди всегда восхищают. Я обожаю человеческие лица с безукоризненной кожей и пропорциями ног и глаз.
Булат Аюханов: Мне 26. Я закончил ГИТИС. У меня диплом с отличием, как режиссера балета из Москвы. Хотелось много сделать.
Портрет года: Я приехал и меня зачислили на должность: солиста балета, чего я не хотел. Я получил работу, как бы после "Вагановского училища". Мой диплом ГИТИСа в Алма-Ате никому не нужен. Это был шок. Я приехал в Алма-Ату навсегда, а меня начали убеждать в администрации Академического театра Оперы и Балета, что я ошибся. Это год страшных разочарований и надломов. Я очень нервничал, когда оказался безработным, как балетмейстер.
1965
Галина Уланова: Мне 55. Учу, учу и учу балету без штурма, по внутреннему плану и размеренному вхождению в роль от репетиций до сцены.
Главная фраза года: "Я не учу других делать то, что делала сама. Никогда не следует заниматься имитацией. Всегда нужно стараться внести, что-то свое". Это моя и любимая мной фраза.
Портрет года: "Всюду разговоры" о несомненных достижениях в трансформации стиля для "старинной" хореографии в: "Сильфиде", "Сатанилле", "Спартаке" или "Асели". Многое вновь и в первый раз. Впрочем, это помнят только профессионалы. Бог с ними!
Махмуд Эсамбаев: Мне 39. Обширные и интенсивные гастроли в США. Самой большой для меня сенсацией стала встреча с невероятной Элизабет Тейлор. Чрезмерность бриллиантов заслоняет блеск ее красоты. Она совершенство, но мало вкуса.
В октябре я и жена отметили юбилей - 20 лет вместе. Много всего произошло с 16 октября 1945, когда мы сыграли свадьбу. Во время моих гастролей в Ленинграде, где я остановился с женой Миной в гостинице "Октябрьская", нас посетила Маргарита. Она рассказала, что у нее семья, муж и сын. "Было видно, что она любила Махмуда", - говорила много лет подряд об этом дне Мина... Я помнил, что я бросил Маргариту 7 августа 1944. Убежал из ее семьи через окно. Мы холодно встретились в тот 1965 год и холодно расстались. В глазах моей "первой жены" Маргариты я видел, что она вспоминала все это время мое "проклятие" для нее. Именно она, узнав о нашей свадьбе 16 октября 1945, приехала через три месяца в тот театр, где я работал. Она встретила Мину, мою жену, на улице и угрожала убить ее или испортить лицо. Она преследовала ее и была "рядом" с Миной несколько недель, пока я не возвратился с гастролей. Она искала и нашла меня. Я пришел в бешенство и ярость, когда жена рассказала мне об угрозах Маргариты, которая специально приехала из другого города. Я ее больно схватил за руку на улице и сказал: "Рита, она, моя Мина, моя жена! Если у нее упадет хоть один волос, то я тебя убью или искалечу". Она испугалась. Я говорил не без угрозы. Рита поспешно уехала и оставила Мину в покое. Все это мы: я, она и жена - вспомнили при встрече. Никто и никому об этом не рассказывал вслух и не оговаривал словами. Мы сидели и смотрели друг на друга. Все было на лицах и в глазах.
Портрет года: Я сказал себе: "Махмуд! Искушение есть невоздержанность. Страсти, плоть и желания - под контроль головы. Будь сильным. Будь хозяином своей судьбы и тела. Сладострастие мне незнакомо".
Булат Аюханов: Мне 27 лет. Я попробовал себя вновь, как балетмейстер. Вот мои балетмейстерские работы для казахских артистов: "Алты бакан" (Б. Аюханова) на музыку Е. Брусиловского; "Подснежник" (Б. Аюханова) на музыку П. Чайковского; Испанская самбра (Б. Аюханова) на музыку Х. Кабестьяни; "Узундара" (Б. Аюханова) на музыку азербайджанского танца; "Сувенир" (Б. Аюханова) на музыку П. Чайковского (вариация "феи Драже"). Я еще и сам станцевал: Кубинский танец (Б. Аюханова) на музыку "Маленького ансамбля" (Лекуона), "Самбру" (Б. Аюханова) на музыку Х. Кабестьяни, "Вступление и рондо-каприччиозо" (Б. Аюханова) на музыку К. Сен-Санса, "Романс" (Б. Аюханова) на музыку Амброзио, "Мелодию" (Б. Аюханова) на музыку Дворжака, "Танец огня" (Б. Аюханова) на музыку М. де Фалья, "Вакханалию" из "Вальпургиевой ночи" (Ю. Ковалева) на музыку Ш. Гюно, "Айтыс" из "Биржан и Сара" (Б. Аюханова) на музыку М. Тулебаева, в "Козы-Корпеш и Баян-Сулу" (Б. Аюханова) на музыку Б. Ерзакович, "Поединок" из "Голоса веков" (Б. Аюханова) на музыку С. Мухамеджанова, "Утро оленя" из "Древних фресок" (Б. Аюханова) на музыку Р. Губайдуллина.
Портрет года: Все вокруг видели качество работ! И... "не дали" рабочего места в Академическом театре Оперы и Балета. В ответ на произвол я отказался от должности солиста балета и уволился. Стал безработным вновь, как балетмейстер. Вскоре нашел работу обычного учителя для девочек и мальчиков в местной школе балета. Я преподавал: балетную технику, режиссуру и балетмейстерское искусство. Поселился в Алма-Ате навсегда и никуда решил не уезжать до конца жизни. Я решил отдать себя детям в балетной школе.
Фото: Сцена из балета Б. Аюханова "Праздник в Севилье".
1966
Галина Уланова: Мне 56. Учу, учу и учу балетному искусству очередное поколение молодых людей. Я не раздражаюсь и не жалуюсь на своих учеников. Они для меня все равны.
Главная фраза года: "Когда приходит нечто неуловимое, во время репетиций, трудно определимое, что тебя притягивает. Наверное, это самое важное в искусстве".
Моя педагогическая работа нелегка. Я знаю, что ни Вязем, ни Соколова, ни Кшесинская, ни Павлова, ни Преображенская, ни Гельцер - не занимались "репетированием" партий для молодых танцоров и танцовщиц. В моду входит новая должность - специальность: БАЛЕТМЕЙСТЕР - РЕПЕТИТОР. Мне приходится репетировать "роли" из "Ромео" - сегодня, а завтра из "Ивана Грозного". Я объясняю: почему надо сделать мягче "Глиссад". Моя "дотошность" требует анатомической и математической точности для выражения конкретной эмоции.
Портрет года: Горький и грустный год. Умерла Анна Ахматова. Она прожила страшные 77 лет. Ее отпевали, как христианку в Никольской церкви. Кто верит в Бога, тот участвовал во время церковного ритуала на канале Грибоедова. Евтушенко тогда сказал великие строки, "... что если Пушкин Солнце, то она прибудет Белой Ночью..." Конечно, она навсегда в вечности и мировой культуре.
Махмуд Эсамбаев: Мне 40. Удивительный год. Любил ходить в Москве на чаи к кинозвезде Любови Орловой. Любил смотреть "Ивана Грозного", где я заснят в "массовках". Все это было давным-давно, во время Второй Мировой Войны. Невероятное время.
Портрет года: Возникало особое ностальгическое чувство и уважение к своей ушедшей молодости в годы Второй Мировой Войны.
Булат Аюханов: Мне 28 лет. В этот год я поступил на работу в Государственную концертную организацию: "Театр двух актеров". Здесь танцевали мои балетные номера на темы западноевропейской классики и национального эпоса.
Портрет года: Я танцевал в дуэте с И. Манской. Мы танцевали в разных балетных программах города Алма-Аты. Это: "Айтыс" из "Биржан и Сара" на музыку М. Тулебаева, "Поединок" ("Голос веков") на музыку Б. Ерзаковича и С. Мухамеджанова, "Сцена у мазара Баян-Сулу" на музыку Б. Ерзаковича.
Фото: Сцена из балета Б. Аюханова "Электра".
1967
Галина Уланова: Мне 57. Приходится часто говорить ученикам: "Он не понимает, что делает"! или "Она пустая". Я очень придирчива к молодым талантам. Я добиваюсь чистоты формы и внутренней осмысленности всего, что мы делаем или не делаем. Все одинаково необходимо. Эти слова вправе быть записаны в любое время.
Портрет года: Я зареклась, после одного случая, и не говорила больше никогда слов, которые повторяли мои сверстницы. Вот эти слова: "А вот когда танцевали мы, было так-то и так-то..." Нет. Я не говорила таких слов ученикам с того года.
Махмуд Эсамбаев: Мне 41. Видел выступление Барышникова в Кремле. Его "Па-де-де" из балета "Дон Кихот". Потрясает. Восхитительно. Был изумлен его "Па-де-де" из балета "Пламя Парижа". Ни одного изъяна: ни в лице, ни в фигуре, ни в танце. Полное совершенство для танцовщика мужчины. - Это он! Я не могу его ни с кем сравнить из моего окружения. Он настоящее совершенство. С Михаилом Барышниковым я был вместе целый месяц в Чехословакии. Я спросил его: "Почему у тебя кривится губа. Многих это отталкивает. Им кажется, что ты "чем-то недоволен". Он ответил: "Это результат нервного потрясения в детстве. Я как-то провинился. Мать выгнала меня из-за стола и поставила в "угол". Тогда все и случилось. Моя мама повесилась у меня на глазах. У меня началась многолетняя истерика. Мне было 5 лет. С тех пор у меня "кривится" губа. Извините". Я любил с ним пить пиво. Его он пил до сотни бутылок в сутки. Обожает пражское пиво. Он мне всегда нравился. Удивительное время.
Портрет года: НУРЕЕВА я любил меньше. У Барышникова - есть обаяние. Он очень трогательный. НУРЕЕВ - блестящий танцовщик. Но, у него лицо палача. Я люблю доброту и трогательность. У НУРЕЕВА не было очарования. Его напористость способна угнетать и изматывать чужие нервы. Да, я любил и люблю Мишу Барышникова.
Булат Аюханов: Мне 29 лет. Я с огромным трудом собрал труппу молодых и независимых танцовщиков для новой театральной организации: "Молодой Балет Алма-Аты". Этот "ребенок" родился первого августа 1967. Это второй день рождения для меня. Я горд своим подвигом!
Портрет года: 6 марта я женился. Получил звание "Заслуженного артиста Казахстана".
Фото: Сцена из балета Б. Аюханова "Гамлет"
Взгляд со стороны: И. Манская (р. 1928): "В "Молодом Балете" я не танцевала. Я была педагогом - репетитором. У меня были награды: "Заслуженная артистка Казахстана (1958) и "Орден Знак Почета СССР" (1958). Я начала работать с Булатом с первого дня рождения "Молодого Балета", с 1 августа 1967. Я была с ним до 1975. Это было волшебное, удивительное и чудное время. Я и Булат жили под девизом: "Скорей бы утро и на работу". Это было взаимно и искренно. Всех танцоров и танцовщиц я и Булат... развозили на такси по домам уже под утро. Работа кончалась в 2 часа утра. А, в 10 утра все были в зале у "станка" для тренажа. Это была большая труппа. Людей хватало для постановки самостоятельного балета. Булат был на десять лет моложе меня. Иногда, я смотрела на него и вспоминала того... далекого подростка из 1952 года, когда я не давала разрешения "на третий звонок в Академическом театре". Я восхищалась его талантом, как... молодого балетмейстера в 29 лет. Я делала все, чтобы помочь его таланту, который только-только... пробивал дорогу. Я оберегала его от... неудач с людьми... завистниками и недругами. Это мои воспоминания из далекого шестьдесят седьмого года..."
1968
Галина Уланова: Мне 58. Я спокойно и без напора могу помочь разобраться в рисунке любого танца. Я точно объясняю: это возможно сделать так-то и так-то. Тогда это получится. Часто, это удавалось доказать моим ученикам. Все спокойно. Все строго в рабочем ритме. Екатерина Максимова меня через это и поняла. Она как-то сказала: "Не только, когда я танцую, я знаю: она смотрит на меня из ложи, и я танцую на пределе возможного. Я живу, я чувствую на себе ее взгляд".
Портрет года: Покой и уединенность.
Махмуд Эсамбаев: Мне 42. В этот год много встречался с гениальной Галиной Улановой. Ощущение счастья и вечности.
Портрет года: Запомнились ее слова о себе: "Я ничего не успела. С 1928 по 1945 год было страшное время. Ведь в 35 уже трудно начинать, что-то "новое". В 1945 мне было 35. Это для балета уже возрастной тупик. Много физических и психических травм накапливается на сцене. Нет, я никогда не танцевала! Вот какое чувство о времени, когда я танцевала! Когда это было? Я ничего не успела. Балетная жизнь так коротка! Я ничего не помню от своих чувств на сцене. Я оставила сцену 29 декабря 1960. Мне было тогда 50."
Портрет года: Я танцевал "Ротбарта" в фильме - спектакле "Лебединое озеро" (П. Чайковского) в постановке К. М. Сергеева. Была занята многочисленная труппа Кировского Театра, и получилось все блестяще.
Булат Аюханов: Мне 30 лет. "Молодой Балет" стал моим талисманом, который я берегу. Я тренирую профессионалов. Нет выходных и нет отпускного отдыха.
Портрет года: Идут с успехом гастроли на Кавказе, Прибалтике и Дальнем Востоке. Мы побывали в 50 городах СССР.
Фото: Сцена из балета Б. Аюханова "Татьяна Ларина".
По тексту А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
1969
Галина Уланова: Мне 59. Часто повторяю свои слова: "Я не очень верю в чудеса, в неожиданные открытия, озарения. То есть они являются, но только как результат труда, упорного, ежедневного, иногда даже скучного".
Права и моя ученица Людмила Семеняка: "Я поняла, что меня ждет очень трудный, длинный, наверное, бесконечный путь в большое искусство... Она потребует от меня такого же самоотвержения, каким обладала сама... Уланова".
Портрет года: Умиротворение и сосредоточенность на себе.
Махмуд Эсамбаев: Мне 43. Это счастливый год. 31 декабря вышла замуж дочь Стелла. Свадьба была в Грозном. Ее избранник Адам Хучиев. Счастливая семья родилась на свет в этом году. Я много разговаривал с молодоженами. Я повторял снова и снова слова своего отца: "Жена - это очаг. Это все, что у тебя есть, Адам. Нет дома без хорошей жены. О жене и я могу говорить бесконечно. Я молю Бога, чтобы после меня жена сберегла детей. Я и она в наших детях. Храни нас Аллах!"
Портрет года: "Лебединое озеро" (1968) показано в Генуе на кинофестивале. Я получил за своего "Ротбарта" - диплом за лучшую исполнительскую роль. Фильм же получил приз "Золотую орхидею". Фильм был тут же куплен иностранцами для показа в более ста странах мира.
Булат Аюханов: Мне 31 год. Год начался с радости. 22 января родился первенец. Это мой сын Алишер. В этот год я старался не ездить на гастроли. Я хотел быть чаще и чаще дома.
Портрет года: Я бесконечно счастлив быть дома! Мечта сбылась. Жена подарила ребенка. Я много работал. Хотелось бы перечислить новые вещи, что удалось создать в этот год.
Фото: Сцена из балета Б. Аюханова "Татьяна Ларина".
По тексту А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
1970
Галина Уланова: Мне 60. В этот год я часто "пропагандировала" свою находку: "В искусстве нет неинтересного. Все, что делается с душой, без тщеславного желания во что бы то ни стало понравится публике, - есть интересно и значительно. Выходя на сцену артист должен представить себе, что он танцует не для зала, а для себя, отвечая перед своей артистической совестью. Тогда создается такая внутренняя сосредоточенность, такая собранность, которая, очевидно, и способна с наибольшей силой действовать на зрителя. Здесь нет противоречия: ТАКОВ ЗАКОН ИСКУССТВА".
Портрет года: Слова, слова и слова о балете. Здесь то, что найдено давно.
Махмуд Эсамбаев: Мне 44. Этот год я был часто в разъездах. Было много увлечений и интересных встреч по всему миру. У меня было много "жизненных" ошибок.
Портрет года: Жена плакала. Она говорила мне: "Ты все делаешь для семьи и несешь в семью. Из-за женщин... не разрушал семью. Я не устраивала сцен ревности. Да, я плакала. Убеждала... что эти увлечения пройдут у тебя. Семья есть семья". Она была права. Все обошлось. Многое укрепило семью.
Портрет года: Танцевал часто "Героя" из балета "Бахчисарайский фонтан" (Асафьева) в постановке Р. В. Захарова. Танцевал "Злую фею Карабос" из "Спящей красавицы" (П. Чайковского) в постановке В. Литвиненко. Танцевал "Клода Фролло" из "Эсмеральды" (гениального Пучини, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко) в постановке Тугелова. Все эти роли я танцевал в балете до 1956 года, когда был в начале своего пути на сцене.
Булат Аюханов: Мне 32 года. Год начался со смертельного горя. 4 января умер мой сын первенец Алишер. Я знал, что под сердцем у жены, в ее чреве, готова родиться новая жизнь.
Портрет года: 22 августа родилась дочь Гузель, что на казахском языке "Красавица".
Фото: Сцена из балета Б. Аюханова "Татьяна Ларина".
По тексту А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
1971
Галина Уланова: Мне 61. Учила своих учеников. Часто приходилось говорить старые свои слова: "Надо любить балет, а не себя в нем. Это видно из зрительного зала". Или: "Искусству необходима чистая атмосфера преданности своему делу". Я презираю и не допускаю среди учеников и вокруг себя: эгоизм житейской деловитости, цинизм, предательство или скепсис. Это опасно и в личной жизни. Мои разводы с несколькими мужьями... все от этого.