Аннотация: 10. ГЛАВА "Галина Уланова: Линия Жизни"
Галина Уланова: Линия Жизни
Я расскажу о себе за годом год. Здесь так, как есть. Здесь о себе и о самом главном, что запомнилось почему-то. Эти воспоминания живут тяжестью на сердце. Это видится сегодня из одна тысяча девятьсот девяносто седьмого года. Я живу долго. Я долгожитель. Я христианка.
1910
Я праздную день рождения дважды: по старому стилю в России до революции - 26. 12. 1909 и новому стилю в СССР - 8. 1. 1910. Смешно, но новые Власти смогли переделать и даже мою дату рождения. Эта двойственность в числах угнетает психологически. Не знаешь, где, правда и где ложь. Я родилась и крещена в Санкт-Петербурге. Мой отец С. Н. Уланов и моя мать М. Ф. Романова славяне и христиане и принадлежат театру. Отец - знаменитый режиссер русского балета. Мать - знаменитая балерина и знаменитый преподаватель русского балетного искусства. Родители говорили, что я в тот год много улыбалась, смеялась и была очень веселой. Почти не болела. Всегда была приветливой и любила игрушки. Новая форма и цвет вызывали у меня восторг и обожание. Я ласкалась к родителям. Много лет позднее я поняла, что я "Петух" с сердцем "Козерога". Я самый выносливый знак Зодиака. Народная мудрость гласит: "два петуха в одном доме сделали бы жизнь невыносимой". Это во многом определило место моей будущей карьеры под солнцем... Но, этого еще никто тогда не знал. По гороскопу я могла быть счастлива с "Быками" и "Тиграми"... на сцене.
1911
Мне 1 год. Родители говорили, что я была настолько болезненной, что
несколько раз чуть не умерла "всерьез". Я ничего не помню об этом. Я часто болела и высокая температура "сняла" всю мою память о детстве. У меня было много игрушек. Я была одинока. Родители редко бывали дома. Я редко их видела. Я не избалована общением. В балетных семьях редко дети. Я стала единственным ребенком. Это так.
1912
Мне 2 года. Родители говорили, что я бесконечно болела в этот год. Я ничего не помню. Я была грустной и не улыбчивой. У меня было много игрушек. Я была с нянечкой. Родители много работали и у них не было много времени для меня. Я не была избалована подарками. Я даже не была избалована разговорами с родителями. Я любила взбитые сливки с черникой, малиной и клубникой.
1913
Мне 3 года. Помню маму, как удивительно мягкую, ласковую и доброжелательную. Она светилась какой-то внутренней "солнечностью". Все у нее тогда шло изнутри. Хотя, и была чрезмерная твердость. Если, что "надо" было сделать, то непременно - "делалось". Я все делала по ее рецептам. Мама делала из меня балерину "исподволь". Даже, если и не хотелось делать, но, в конце концов, - деликатно получалось ради маминой любви. Мама радовалась моим сверх "подвигам". И еще, меня радовали колокольные звоны по воскресеньям. От них на сердце было празднично.
1914
Мне 4 года. Мне настойчиво объясняли и объясняли в тот год, что "у меня родители занимаются балетом". Я мало. что понимала. Я видела в этом забаву. Меня начали брать на репетиции в Императорский театр. Вокруг начиналась Первая Мировая Война. Солдаты, вагоны, поезда и медсестры с крестами на шапочках по всему городу. Много военных оркестров. Начались очереди за луком, капустой и овощами. Я стояла в очереди, когда не было возможности быть дома с кем-то из родителей. Я стояла одна или с папой или мамой. "До четырнадцатого года очередей не было много столетий" - запомнила я от дедушек и бабушек. Позднее я поняла весь ужас этого года...
Эту запись можно внести на основании свидетельств моих близких об этом годе. Печатались и разносились из ушей в уши слова Бердяева и Шкловского...
БЕРДЯЕВ: "В 1914 году появился новый тип русского человека: "антропологически" новый. Этот выбритый офицер, этот подобравшийся солдат, этот "человек с ружьем" - некрасив? Да, некрасив, если отсчитывать от его предшественника и антипода: либерала мирного времени. Тот был раздумчив и развесист: увешан звездами, бакенбардами. Декоративно - неторопливый, вдумчиво - непроницаемый. Прототип Каренина - Аблеухова. Конечно, рядом с ним азиатски - быстрый, жестокий, гладко выбритый "зверь" 1914 года - "некрасив". Но и красив по-своему. Посмотрите на Гумилева (старшего)... Африку ему подай! Агрессор неудержимый. Ударила агрессия в сердце русского человека, широкого, доброго, мечтательного, рыхлого. А что делать, когда война мировая накатывается? А потом эта же агрессивность - по - скорпионски - самое себя... "Мальчик" схватил браунинг... Далее - судьба Маяковского. "Мурло мещанина"? Плакат пренаивнейший. И, бестактный. Вот, когда мы с нашими диктатурами довоевались до полуголодного существования и "мурло" снова понадобилось, чтобы нас накормить, - оно даже красивым показалось. Из этой пены 1914 всплыли и господа Брики..."
ШКЛОВСКИЙ: "Что же такое дом Бриков? Это был буржуазный дом, т. е. Маяковский пришел в дом мецената, в котором бывали поэты. Там бывал много Михаил Кузмин, который тоже написал стихи Лиле. Но Михаил Кузмин серьезно относился к большевикам и очень любил Маяковского. Что такое Ося? Ося - человек умный. Несмотря на то, что он сын знатного миллионера, он был искренне заинтересован в революции. Он не путался. Лиля принадлежит Маяковскому по праву победителя. Она перешла в другой, так сказать, стан. Для нее это были другие люди. В будущем, как показало время, Брики оказались пророками. Это стало ясно в 1930 году. В это время фантастические тезисы Брика - Левидова обретают реальную силу, становятся руководством к прямым действиям, и не в частном случае, а в масштабе целой страны. "Всякое искусство - контрреволюционно". Левидов добавляет "не футуристическое", но это, когда-то яркое, слово давно уже увяло, пожухло и осыпалось. Всякое! Идет процесс усреднения, унификации, перехода к взаимозаменяемости. Любая выступающая из рядов голова должна быть приплюснута или откушена. Кто-то приседает..."
Суть в том, что гениальные Бердяев и Шкловский увидели болезнь сразу и уже в 1914 году. Все было ясно уже тогда. Борьба с христианством с 1914 по 1930 завершилась: отменой зон оседлости для не христиан и снятием ограничений для числа не христиан в среди студентов университетов и среди рабочих мест в государственных учреждениях России. Совесть от Бога и клятву на Библии заменили победой Совести от Коммунистических Вождей СССР. У каждого гражданина СССР стала своя совесть. Началась резня среди атеистов. Пришло время Антихриста. Вот так. Россия умерла в муках от войны друг с другом.
1915
Мне 5 лет. Живем очень бедно. Вокруг тревожно. У многих моих друзей во дворе: кто-то умер или кто-то погиб на войне, или исчез без вести. На улицах никто не улыбается. Отец совсем не обнимает меня и совсем не ласкает. Иногда погладят по голове раз в неделю. Никогда меня не целуют, не обнимают. Его нежность проявлялась ко мне в том, когда: он брал меня "легонько" за ухо или "попутно" на ходу взрыхлял мои волосы. Так он проявлял знаки внимания ко мне. Этим я и была обласкана в детстве. Родителям стало не до меня. Я росла не улыбчивой. Играла одиноко в игрушки дома. Тревожное время на улице.
1916
Мне 6 лет. Я росла замкнутой, неулыбчивой и строгой на слова. Чаще всего молчала. Игрушек у меня почти не стало. Мама их убрала куда-то. Я любила смотреть на "мальчишеские забавы": игрушечные пароходы, самолеты, трамваи и велосипеды. Внутри "я жила моряком". Я редко говорила об этом. Родители готовили меня " в балерины", но я еще не знала, что из этого что-то выйдет. Я хотела все делать, как мальчики во дворе. Я не любила ходить с мамой в театр "на балет".
1917
Мне 7 лет. Мне много читают из Пушкина и Толстого. Это великолепные сказки для детей. Я учу их наизусть. Хожу в одной и той же одежде. Голод, нищета, стрельба на улицах. Вокруг много солдат и калек. Очереди за хлебом на километры и километры. Я ем жадно лук, чеснок, картошку и полу- гнилой хлеб. Я плачу от холода по ночам. Электричества в квартире почти нет или совсем нет днем. Все кипятим на керосинке. Постоянно "живу" в детской кровати. Это от бесконечных болезней, болезней и болезней. Я грустная, неулыбчивая, болезненная, хрупкая и неразговорчивая. Все мои радости не от единственной куклы. Этого нет и не было. Я счастлива от книжек. Мои радости от книжек. Они помогали забываться от горя.
В глаза бросался новый тип женщин - "революционного времени". Вот, как это осталось в памяти. Вокруг в театре шуршат восточными шелками, кутаются в меха, дышат духами. Бледные до голубизны лица людей с кроваво-красными губами. Лица с удлиненными и подведенными глазами. Остались в памяти сильно освещенные ночные улицы. Больше уже такого не было... до сегодняшнего 1997 года. Всегда улицы СССР в потемках.
В то время родители часто говорили о событиях года. Недавно случилась Революция. Вот те разговоры при мне, которые я поняла много лет позже. Это необходимо сюда включить. Все это было за моей спиной изо дня в день. Трагедия началась, по словам близких:
6 января, когда было разогнано и ошельмовано Учредительное Собрание. В борьбе за идею Учредительного Собрания погибли в тюрьмах, в ссылке, на каторге, на виселице и под пулями тысячи интеллигентов, десятки тысяч рабочих и крестьян. Наиболее скандальной оказалась ситуация с Горьким. Он, обильно пополнявший партийную кассу большевиков из своих зарубежных гонораров, когда те были в оппозиции, не мог понять, а тем более одобрить странной тактики своих недавних друзей. Придя к власти, большевики запретили все политические партии, за исключением тех, которые безоговорочно соглашались с ними. Горький, потративший столько сил на защиту свободной печати в царской России (большевики, в частности, издавали до Февральской Революции 17 ежедневных газет). был озадачен. Писатель был готов поверить заверениям, что закрытие оппозиционных газет "имеет временный характер". Однако время шло, а газеты, осмелившиеся иметь собственное мнение о пути и судьбе России, так и не открывались. Более того, бывшие друзья, товарищи по Социал- Демократической Партии России, один за другим, оказывались: кто в эмигрантском изгнании, кто на пытках в Бутырках, кто в Сибири.
Я многие годы возмущалась поджогом фашистами рейхстага. Однако этот пожар бледнеет перед политическим цинизмом коммунистов-большевиков. Именно сюда я хочу "вставить" подробности... которые уже были в этом году и стали еще более частыми и в гигантских масштабах... вскоре! Я знаю факты, что 3 июня 1918 года Ленин дал указание (С. Тер-Габриэляну, тогдашнему председателю бакинского ЧК): " все приготовить для сожжения Баку полностью"... Великого " гуманиста" мало беспокоил тот факт, что город стоявший на нефти, сгорел бы вместе с населением. Кстати, именно здесь в ЧК и в этом месте работал Лаврентий Берия... будущий "Мясник СССР". Он руководствовался указами Ленина в Баку... с 1917-1918!
Тактику " выжженной земли" изобрели не гитлеровцы, а коммунист Ленин и его "верные ленинцы". Ее широко применял по отношению к русским селам коммунист Тухачевский при подавлении крестьянских восстаний. Большевики всегда вели себя как "великие инквизиторы" в отношении собственного народа. Беспредел насилия, начавшийся при Ленине, сопоставим с самыми черными главами из жизни "гестапо" - в Германии.
Знавшие живыми вождей люди, которых потом убили, как свидетелей террора, говорили: " В Ленине не было ничего от "высокой мудрости". Это был умный, смелый и очень хитрый партийный заговорщик, властный предводитель клана международных террористов. Политический боец, исполненный абсолютного цинического презрения ко всему и всем, кроме себя самого. Всей манерой речи, каждой фразой, каждым словом он как бы говорил: " Знайте, во-первых, что все, кроме меня, дураки и никто ни в чем и ничего не понимает! А во-вторых, если все товарищи будут слушать меня, то из этого выйдет настоящий толк! И даже очень большой толк! Вот и извольте мне беспрекословно подчиняться! А я уж знаю, что буду делать!"
Во внешности Ленина отмечали небольшого роста человека с азиатским лицом монгола и славянина. Он очень юркий, очень приветливый, одетый в потрепанный пиджачный костюм. Характерны были живые, быстрые и оценивающие глаза, пронзительно глядевшие из-под большого крутого лба. Ленин был добродушным, однако добродушие не означает милосердия. Известно, что физически сильные люди обычно добродушны, и добродушие Ленина имело ту же природу, что и добродушие хищного и огромного волка по отношению к окружающим щенкам и дворняжкам. Настоящее же милосердие, насколько мы можем судить, он рассматривал как ничтожнейшую из человеческих слабостей. По крайней мере фактом является то, что, когда он хотел уничтожить какого-либо оппонента из своей или соседней партии, он награждал его эпитетом "хороший парень", часто по-английски.
И еще, воспоминание из этого года: на Аничковом мосту одинокая собака! Стоит на задних лапках и машет передними. Просит подаяние. Как нищий. Прошла мост, а у лавки они уже стоят рядами вдоль стены. Десятки и десятки породистых собак. Каждая на своем каком-то месте. Они просят и ждут. Никогда не грызутся. Когда подходит к ним человек, то дружелюбно гавкают. Не воюют они и друг с другом. Не вступают они и в бой за брошенный кусок. Они не бегали за куском. Собаки чинно и терпеливо ждут, чтобы подали. Они не догадывались, что их хозяева убиты или уехали за границу в спешке, спасая детей и стариков. За границу для собаки был нужен билет... и виза.
1918
Мне 8 лет. Вокруг особый голод, холод и нищета. От голода постоянно холодно. От голода не согреться нигде. Начали дрожать ноги и руки. Колокольные звоны запрещены в России. Транспорт не ходит. После шести вечера темнота на петроградских улицах несусветная. Постоянно стрельба на перекрестках. Грабежи и аресты по ночам. Я часто ходила с родителями через весь город в кинотеатры, где балетные артисты подрабатывали "на хлеб". Я видела, как заледеневшие руки мамы снимали валенки и одевали балетные аксессуары. В зале было холодно. Я не снимала рукавиц. Это были счастливые минуты перед фильмом для артистов. Они танцевали на сцене ради денег перед фильмами. Публику надо было развлекать, ведь они пришли не в театр, а смотреть кино. Мариинский Театр был мало кому нужен. Был беспросветный голод, разруха и бесконечный страх за свою жизнь. Это страшное время Революции. Обратно я не могла идти. Не было сил. Мы приходили за полночь домой. Восемь километров не каждый вынесет за день. Папа нес меня на плечах. У мамы не было для этого сил. Она еле шла после танцев.
Не помню, при каких обстоятельствах, но видела Ленина. Все было случайно. Осталось впечатление от "злого взгляда" на меня ребенка. Я испугалась этих глаз.
Фото: Типичная праздничная картинка в России: 1918-1991. Internet, 1997.
Идет Гражданская Война и это ужасно страшно. Вокруг разговоры о постоянном зверстве. Все бесчеловечно. Глаза у людей злые, алчные и хищные. Мне рассказывали старшие девочки о: перчатках из человеческой кожи, грабежах белых и красных, отрубленных головах, о людях посаженных на кол посреди площадей России. Я верила. Это было правдой. Женщин и детей насиловали в подъездах домов. Я никогда не ходила одна через дорогу от дома. Я панически боялась несчастий.
Март 1918-го... Советское правительство переезжает в Москву и весь Кремль становится резиденцией коммунистов. Первый указ, который коммунисты написали в Кремле: УБИТЬ ЦАРЯ И ЕГО ДЕТЕЙ ВМЕСТЕ С МАТЕРЬЮ. Тяжелые двери проездных башен закрываются перед простыми москвичами, как когда-то перед завоевателями из Азии. А через месяц из-за древних стен выходит интереснейший документ - Декрет Совнаркома: "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Революции". Все увидели в этом чудовищное предзнаменование от Дьявола. Что ж, стремление поскорее соорудить монументы в ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, могло быть объяснимо... Но мировая история еще не знала правительственного документа, призывавшего к массовой ликвидации старых памятников христианского государства. Декрет требовал не откладывать дела в "долгий ящик" и выражал желание, "... чтобы в день 1-го Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы". Десятки церквей взорвали в Кремле. Я не могу лгать и молчать об эпохе террора коммунистов... Революция началась с оболгания памяти предков и дедов! Чтобы понять в каком русле пойдет история тысячелетнего государства необходимо знать следующее... Все это и содержит пьеса, которую написал по моим рассказам Юри Мэттью Рюнтю. Это передает ужас и боль всех живущих христиан в том году. Это так и есть...
Отступление: И тут, как автор книги я понял, что я должен сказать о событии, которое изменило ход истории Российской Империи на последнем веке ее Первого тысячелетия, как Христианского Государства! Я собрал слова Улановой в пьесу, именно здесь выражены чувства миллионов ее православных сверстников. Им Советская Власть заткнула рот "красным колесом террора". Я назвал это "Жена и Мать". Без чувств людей о событиях расстрела нельзя осознать последующие годы истории России. Я понял, что у меня нет морального права не сказать об этом именно сейчас, когда "я" и "она" в 1918! Здесь "Первый Тоннель Времени: 1918". Он один из четырех тоннелей, через которые предстоит пройти читателю, чтобы быть вместе с нами. И так, в путь...
ДРАМА "ЖЕНА И МАТЬ"
БЛАГОДАРНОСТЬ
Признателен за возможность ознакомится с материалами: Архива дворцового коменданта при Министерстве Дворца Его Величества Николая Второго: Санкт-Петербург, 1900; Личного Архива Великого Князя Петра Николаевича: где собраны редкие факты из личной переписки Николая и Александры Романовых (Библиотека Британского Музея: Лондон; Библиотека Конгресса США: Вашингтон; Монастырская Библиотека: Загорск; Национальная Библиотека: Рим и Национальная Библиотека: Канберра).
ПОСВЯЩЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯТЫМ:
Святому Николаю II, Августейшему Самодержцу Русской Империи.
Великому Россиянину и гражданину нашей Родины.
Святой Александре Федоровне, Августейшей Императрице.
Великой женщине, принявшей ради любви к мужу Русское Православие
и потерявшей семью и детей на чужбине.
ВСТУПЛЕНИЕ
"Весь социализм вышел и начался с отрицания смысла Исторической Действительности и дошел до Программы Разрушения и Анархизма."
Ф. Достоевский. Письма (1879)
"Разгромим оружейные магазины, разберем тюрьмы, займем телеграф и телефон. Эсеры обещали бомбы... и наша возьмет!"
Г. Гапон. Речь перед Генеральным
Штабом Вооруженных Сил Российской Империи. Дворцовая площадь.
Санкт-Петербург. 9 января 1905 г.
В столице комендантский час и военное положение в связи с войной с Японией на 9 января 1905 г.
"Преподобный отче Сергие, умоли Ты Творца Мира, да дарует Победу и Одоление Царю Печальнику на нарушителей Мира. От грешного архимандрита Варнавы".
Посвящение Варнавы на иконе Сергия
Радонежского, подписанной Николаю II. 26 июня 1905.
Действующие лица
ОТЕЦ
Николай II. Для жены и близких "Ники"
МАТЬ
Александра Федоровна, жена Николая II.
Для мужа и близких "Аликс".
МАРИЯ
Старшая дочь в семье Романовых.
ТАТЬЯНА
Средняя дочь в семье Романовых.
ОЛЬГА
Другая средняя дочь в семье Романовых.
АЛЕКСЕЙ
Единственный сын, наследник короны Романовых. Инвалид.
АНАСТАСИЯ
Младшая дочь в семье Романовых.
СТАРЕЦ
Григорий Ефимович Новых, царский лампадник и экстрасенс начала ХХ века. Способен без медицинских препаратов вызывать свертывание крови при неизлечимом заболевании гемофилии. Без этого "качества" больной истекает кровью и умирает через несколько часов. Эквивалент господина Кашпировского - экстрасенса конца ХХ века в России. Господин Г. Е. Новых известен как "Григорий Распутин". (Справка из Библиотеки Конгресса США).
ДЯДЬКА
Унтер-офицер Деревенько, приставленный семьей Романовых к сыну. Из-за кровотечения мальчик не мог ходить. "Дядька" носил его на руках. Ухаживал и берег ребенка от случайных порезов, поколов пальцев. Оберегал от любых режущих предметов, включая иглы от сосны и ели. Он был "нянькой" и "ногами" наследника трона. (Справка из Библиотеки Конгресса США).