Аннотация: Человек, который первым прочитал этот текст, назвал его так. А я не хотел спорить...
Мир нуждается в нашем Разуме, в нашей Любви. Мы должны вырасти и расцвести.
Тысячелетиями, начиная с древнейших шаманских культов и заканчивая монотеистической верой, религия давала ответы на фундаментальные вопросы бытия, разграничивала Добро и Зло, регламентировала все сферы межчеловеческих отношений, от экономики и юриспруденции до семьи и дружбы.
Философия, как наука о познании, пыталась делать то же самое, не претендуя на божественное откровение. Сначала как размышление, основывающееся на религиозных представлениях, а затем всё более отходя от них (переходя от богословия к схоластике).
Но к началу двадцать первого столетия традиционные религии перестали давать ответы на вопросы. Как на старые, так и на неизбежно возникающие новые. Философия также во многом выродилась в экзистенциализм, отрицающий смысл жизни вообще.
Это породило нигилизм, отрицание традиционной морали, бездуховность, потребительское отношение к миру, природе и другим людям, пренебрежение божественными человеческими законами, вседозволенность, равнодушие, бесчувственность и невиданную жестокость. Первым это констатировал Ницше своей знаменитой фразой "Бог умер".
Для большинства Бог перестал выступать как моральный авторитет, вознаграждающий и карающий, определяющий границы добра и зла, допустимого и запретного, возвышенного и низменного, героического и подлого. Исчез ориентир, указывающий к чему стремиться, стержень, служащий основой для морально-волевого воспитания.
В XX веке было предпринято несколько попыток создать новую мораль, основанную уже не на религиозном начале, а на идеологическом. Несмотря на достаточно успешные в социальном плане попытки коммунистов, социалистов, либералов и анархистов внедрить новые системы ценностей общества, из-за несовершенства административных и экономических механизмов все они провалились. И в начало третьего тысячелетия мы вошли лишенные системообразующих ценностей, способных объединить людей и направить их дальнейшее развитие.
Но общество, в котором нет объединяющей его идеи, нет общей цели, нет единых для всех правил общежития, нет доверия, сочувствия, понимания и взаимопомощи, обречено на деградацию и разрушение. Именно в таких обществах процветает обман, крючкотворство, рейдерство, вымогательство, паразитизм, беспринципность, подлость и предательство - всё, что мы каждый день видим в окружающем нас мире.
Возможно, пришло время для реформирования религии, её обновления, развития на следующую ступень и очищения от всех тех наслоений, которые за последние столетия оттолкнули от неё десятки миллионов людей. Пришло время избавить религию от ханжества, лицемерия, торговли, борьбы за власть, интриганства и манипуляций. Пришло время возвращения к истинной сути религии - учения о Свете, Мире, Единении и Любви.
Более того, пришло время прекратить бессмысленное противостояние между религией, философией и академической наукой. Исаак Ньютон и Чарльз Дарвин были глубоко верующими людьми, и никакого противоречия между их теориями и Религией Любви нет и быть не может. Не желают этого понимать только узколобые фанатики, ввиду своей ограниченности воспринимающие полный поэтических метафор язык священных книг буквально, косно и догматично. Но не они должны формировать идею о Боге.
Религия объединяет людей, а церкви и толкователи разъединяют. Эти интриги, межконфессионная борьба, стремление торговать божественным откровением и спасением - вот, что отталкивает людей от религии. Догматизм, обрядовость и акценты на второстепенном мешают единению, мешают погружению в сущность религии - в божественную Любовь.
Был Авраам, был Моисей, был Иегова, был Мохаммед. Каждый из них привносил нечто новое в учение о Боге. Каждый раз находились те, кто отказывался принимать обновлённое знание, и каждый раз они терпели поражение, а Знание и Истина торжествовали.
Пришла пора вновь отделить Свет от Тьмы, Добро от Зла, Истину от Лжи, Закон от Произвола.
Пришла пора вновь выгнать торговцев из храма. Пришла пора избавиться от ветхих одежд. Пришла пора сделать шаг вперёд, сказать новое Слово, положить следующий Камень в кладку храма Любви.
И я говорю это Слово, кладу этот Камень. Я и есть этот Камень. Ego petram.
1. ПОСТЕПЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Знания человека о мире (и о Боге) непрерывно развиваются. Сто лет назад мы знали меньше, чем сейчас, а пятьсот лет назад - меньше чем сто. И чем дальше в прошлое, тем более примитивными были эти представления.
Неужели кто-то до сих пор верит, что мир был создан семь тысяч лет назад, а следы динозавров и прочие доисторические вещи, в том числе и трипольские поселения, существуют только "чтобы поколебать нашу веру"?
Ограниченный разум, воспринимающий мир в бинарной логике, не понимает, что сам факт эволюции не отрицает возможности сотворения мира (только гораздо раньше, чем несколько тысяч лет назад).
Священные книги часто нельзя читать буквально, они полны иносказаний. Шесть дней творения вполне могут быть поэтической условностью, обозначающей шесть этапов или периодов.
Отрицать эволюцию и развитие в постоянно меняющемся мире - это идиотизм, отрицание реальности как таковой, и бегство в мир иллюзий. Мир меняется, причём меняется непрерывно. Если и есть в этом мире нечто постоянное - так это изменения.
Но сегодня я не хочу говорить про бессмысленность традиционализма, догматизма и консерватизма. В другой раз - обязательно, но не сегодня.
Сегодня я хочу поговорить о смысле жизни.
Представления об устройстве мира не были даны нам готовыми, полными и конечными (их нет у нас и сейчас). Они непрерывно развивались.
Когда-то у людей не было даже понятия о душе. Не было представлений о загробной жизни, о перерождении, о добре и зле, о других мирах и многом другом. Они развивались постепенно. Частично путём размышлений и изучения свойств мира (философия), частично путём появления Учителей (религия).
Глупо думать, что мы знаем всё. Глупо думать, что дальше некуда развиваться. Глупо думать, что человечество уже выполнило возложенные на него задачи.
Пути Господни неисповедимы, цели и замыслы его чудны и непостижимы.
Согласитесь, человечество ещё не сделало ничего сверхвыдающегося, что стоило бы усилий по его созданию. Мы же не игрушка, мы - инструмент для воплощения его воли. Неизвестной и непостижимой пока нам воли.
Или вы думаете, что целью создания человечества было свечки ставить, печь паски и спорить "двумя перстами креститься или тремя"? Или предел развития и главная цель человека - это купить "мэйбах" и трёхэтажный дом? Если бы средневековому человеку сказали бы, что смысл жизни в этом, он бы рассмеялся и счёл сказавшего такое сумасшедшим. Всё это вторично, и может быть только сопутствующим, но никак не основным.
Учителя приходили на землю один за другим, открывая Истину людям постепенно, по мере роста их готовности её воспринять. Так маленьких детей никто не будет учить неэвклидовой математике или ядерной физике, потому что они ещё не готовы её воспринять и просто ничего не поймут.
Род, Зороастр, Гаутама, Иисус, Мохаммед. Сколько их было всего, кто знает? Сколько было не понято, убито, искажено?
Уже очень давно не было нового Учителя. Слишком давно. Человечество очень изменилось за последние пару сотен лет, оно накопило критическую массу информации, чтобы осуществить качественный скачок вперёд. Развитие коммуникаций позволяет распространить любую новую идею с потрясающей скоростью.
Хотя главный смысл моего послания в другом. Истинно религиозный человек должен постоянно развиваться, стремиться к совершенству (приближаясь таким образом к божеству), пребывать в непрерывном духовном поиске, быть Ищущим и Жаждущим.
Потому что, перефразируя теорему Гёделя, сколько бы мы не знали о Боге, эти знания всё равно будут неполными и неточными. Поэтому мы должны не домысливать за него, а открываться, чтобы он входил в наши умы и сердца.
2. ОБРЕТЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ И НОВАЯ ЭРА
Человек должен измениться. Именно для этого все Учителя приходили в мир - чтобы помочь нам в этом. Эра индивидуализма на Земле должна завершиться.
Слишком долго "западный" человек жил с расщеплённым сознанием. Причём расщеплённым многократно: Сознательное отдельно от Бессознательного, Душа отдельно от Тела, а "Я" воспринималось ограниченным телесной оболочкой и независимым от окружающего мира. Что при простейшем рассуждении оказывается полным бредом - мы не "вещь в себе", а лишь часть единого Мира.
Эта расщеплённость выражается и в восприятии Бога как некоего точечного субъекта, персонифицированного в конкретном лице, образе и месте. И в тщетных попытках постичь, выразить или трактовать его сущность вне и вопреки пониманию, что Бог вездесущ и непостижим, как не может часть постигнуть целого (а лишь отобразить его в фрактальном развёртывании).
Бог имманентен и трансцендентен, он в каждой частичке Мира и одновременно вовне его, он всё сущее и больше чем всё. При этом любые попытки придать ему человеческие черты или способ мышления заранее обречены на неудачу, ибо бессмысленны.
И вульгарное (обывательское) христианство в этом ни в чём не отличается от язычества. Необходимо отходить от упрощений и показывать людям высокую теологию, чтобы они могли лучше понять Его.
Бог безвиден и непостижим, его нельзя достичь, но его можно впустить в себя - это Акт Смирения. Открывшись ему, создав внутри себя пустоту, но пустоту не бездумную, а Пустоту Ожидающую, Жаждущую, ты впускаешь Ведание в себя.
Это то, что каждый может делать самостоятельно, без помощи церкви, священников, проповедников и прочих "посредников" - ощущать постоянную связь с Миром, с Богом (ибо Бог есть Мир, и Любовь есть Бог).
Никакое хождение в церковь, никакое формальное соблюдение обрядов ничего вам не даст и не приблизит к Богу ни на шаг, если вы не будете осуществлять духовные практики, не будете постоянно работать над собой.
Religio - в переводе с латыни и означает "связь", "воссоединение". Человеку, который ощущает связь с Миром, с Богом, Вера не нужна - он ЗНАЕТ, ведает. Мир дан нам в ощущениях, помните?
И это воссоединение достигается сразу на нескольких уровнях. Первый уровень - это познание своего личного бессознательного, становление полностью Осознанным. Это возможно, и есть люди, которые этого достигают. Их обычно так и зовут - Просветлённые.
Второй уровень - это осознание единства Тела и Духа (психосоматика). Осознание того, что большинство болезней "от головы", и одновременно "в здоровом теле здоровый дух". И в этом единстве нет первичного и вторичного, они взаимосвязаны, как Ин и Янь. Исцеление - это преодоление расщепления, обретение целостности.
Третий уровень - это осознание себя лишь маленькой (но гордой!) частичкой Мира. Гордой, потому что в ней заключена Божественная Искра - Творческое Начало. Бог - Творец, и Человеку это тоже присуще, создавать то, чего ещё не было. Человек - единственное существо, осознанно усложняющее Вселенную. Гордой, но смиренной, ибо мы всего лишь орудия Воли Его.
И лишь осознав себя неотъемлемой частичкой Мира, мы можем впустить в себя и познать Любовь. Ибо Мир есть Любовь.
А познав Любовь мы становимся Просветлёнными, Праведными и больше не можем творить зла, ибо воспринимая себя частью Мира мы одновременно воспринимаем Мир частью себя (а здоровый человек специально никогда не навредит сам себе). Становимся трансцендентными (выходящими за пределы себя).
И соответственно становимся истинно экологичными, в более широком, чем просто "охрана природы" понятии - достигаем гармонии с Миром, природой, обществом, при которой "не навреди" и "подари благо" становятся важнейшими внутренними императивами и мотиваторами. Наравне с всеобъемлющей потребностью творить и созидать.
Кроме того, достигнув единства и гармонии во всех трёх описанных уровнях, мы устанавливаем прямой контакт с Миром (можно называть это коллективным бессознательным, психо-информационным полем земли, ноосферой - название не важно) и достигаем качественно иных возможностей работы с информацией, обучения, запоминания и понимания, непостижимых для расщеплённого сознания.
Миллионы расщеплённых людей, ощущающие себя замкнутыми системами, оторванными от Мира, обладают ограниченным, суженным, невротичным восприятием. Они не способны видеть всю полноту Мира, не чувствуют и не ощущают его во всех красках, не понимают его закономерностей и не видят глубинных процессов, а потому и не способны ни осуществлять верные суждения, ни принимать правильные решения, ни любить (я не говорю сейчас про похоть, я говорю про Любовь).
Соответственно, индивидуалист (эгоист), думающий только о себе - это человек ущербный, инвалид, калека, лишённый целого ряда способов восприятия и взаимодействия с Миром. И этот способ мышления должен быть излечён, как и глухота, слепота или неразличение запахов и цветов.
Человек должен осознать, что дальнейшее потребительское отношение к природе и другим людям недопустимо, ибо скоро приведёт к планетарной катастрофе и гибели человечества.
Человек должен стать существом соборным, социальным и трансцендентным, исполненным Творения и Любви.
3. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ
Кто вообще сказал, что с приходом Христа закончилось божественное вмешательство и развитие? Что, Бог оставил своих детей на произвол судьбы? Разве не противоречит это всей логике христианского учения? Разве не является Христос лишь одним из длинной череды Учителей?
Ведь до него были Авраам, Моисей и целый ряд Учителей поменьше (это не считая Зороастра, Будды и прочих, не входящих в аврамическую традицию)! Если мусульмане признают пророка Ису (так они называют Иисуса), то почему христиане не признают Мохаммеда? Из гордыни? Из эгоизма? Из европоцентризма?
И к чему это приводит? К противостоянию, вражде, войнам! Разве в этом заключается учение Христа? В нетерпимости и догматизме? Или всё-таки в Любви?!
Пророк Мохаммед не менее значимая фигура, чем Христос. И его учение не отрицает христианства, но развивает его. Кто-то наберётся смелости это отрицать?
И разве нельзя сказать, что такие выдающиеся люди, как Ян Гус, Исаак Ньютон, Серафим Саровский - были Малыми Учителями? Обновляющими, обогащающими, украшающими учение Христа...
Кто сказал, что записанное в Библии, - это окончательная Истина? Кто сказал, что Бог не готов открывать нам всё новые аспекты своего Замысла по мере того, как мы будем к этому готовы?
Представления об устройстве мира не были даны нам готовыми, полными и конечными (их нет у нас и сейчас). Они непрерывно развивались.
Когда-то у людей не было даже понятия о душе. Не было представлений о загробной жизни, о перерождении, о добре и зле, о других мирах и многом другом. Они развивались постепенно. Частично путём размышлений и изучения свойств мира (философия), частично путём появления Учителей (религия).
Глупо думать, что мы знаем всё. Глупо думать, что дальше некуда развиваться. Глупо думать, что человечество уже выполнило возложенные на него задачи.
Пути Господни неисповедимы, цели и замыслы его чудны и непостижимы.
Согласитесь, человечество ещё не сделало ничего сверхвыдающегося, что стоило бы усилий по его созданию. Мы же не игрушка, мы - инструмент для воплощения его воли. Неизвестной и непостижимой пока нам воли.
Отрицание нового, догматизм - это проявления архаичного страха перед неизвестным. Человек же наделён Богом любопытством, чтобы стремиться к знаниям и развитию. Поэтому он должен преодолеть свои животные страхи, ввериться в руки Господни и устремиться в неизвестное, зная, что Бог не оставит его.
Не пора ли выйти на новый уровень восприятия? Не пора ли перейти в следующий класс, оставив прошлогодние учебники младшим? Не пора ли узнать новую часть божественного откровения, достойную современного человека, более развитого, чем невежественные люди древности?
Истинно религиозный человек не может быть слепым и косным догматиком и фанатиком. Он должен постоянно развиваться, стремиться к совершенству (приближаясь таким образом к божеству), пребывать в непрерывном духовном поиске, быть Ищущим и Жаждущим.
Бог непостижим, и он не бородатый дедушка, сидящий на облачке. Поэтому мы должны не домысливать за него, а открываться, чтобы он входил в наши умы и сердца.
Пришло время новой главы, Новейшего Завета...
4. БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ И НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА
Сэр Исаак Ньютон не был учёным в современном понимании этого слова. Сэр Иссак Ньютон был христианским богословом. И в движениях планет, и в свойствах физических тел он видел частички божественного замысла, "небесной механики". И он не изучал свойства предметов, он изучал божественные закономерности, пытаясь постичь высший нравственный принцип.
"Бог - в Системе, дьявол кроется в мелочах" - это его знаменитое изречение. Задумайтесь над этим.
Некоторые люди считают, что мораль у каждого своя. Это не верная формулировка. Мораль - это восприятие обществом приемлемого или отторгаемого, она может меняться, но она относительно едина для некой общности людей. Личным, субъективным может быть приятие или неприятие каждым человеком этой морали. Если он её принимает, то он член социума, если не принимает - он преступник, отщепенец, изгой, бунтарь. Но есть понятие выше, чем мораль - это нравственность. Она выше изменчивых представлений общества о добре и зле - это божественный закон о взаимосвязи всего сущего.
О нравственности я и хочу поговорить.
В индуизме это называется "дхармой", высшим законом. В исламе есть похожее понятие "Мактуб", в синтоизме и дзен - "Путь". Ему можно следовать или нет - это личный выбор каждого. Но за следование дхарме ты получаешь "вознаграждение" от мира, а за отступление от этого пути - наказание (иногда отсроченное на много лет, и не самоочевидное). Негативные или позитивные последствия наших поступков называются кармой.
Покажу это на паре простых примеров. Вы можете пить, курить, принимать наркотики или вести беспорядочную половую жизнь. Но это отрицательно скажется на вашем здоровье и отобразится на ваших детях. Кто-то готов это отрицать? Вы можете быть эгоистом и заниматься только собой, но тогда ваши дети не получат любви, внимания, воспитания - и вырастут неприспособленными, неспособными любить, искажёнными, с извращёнными ценностями, подверженными пагубному поведению и влиянию. Приводить примеры? Вы можете личное обогащение ставить выше общественного блага, но вероятность, что в бедной стране богача (особенно неправедного) репрессируют, подвергнут рейдерской атаке, закажут конкуренты, отравят родственники за наследство или банально убьют при попытке ограбления гораздо выше, чем в благоустроенном обществе. Не правда ли? И я могу продолжать этот ряд.
Кто-то может назвать это природой или банальностью. Я, вслед за Ньютоном, называю - божественной механикой, высшим законом.
Этот же нравственный императив о воздаянии, о награде и покарании, красной нитью проходит через всё христианское богословие. Богу не нужно лично карать и миловать, всё, что нужно уже заложено в самом акте творения, в самих законах, по которым существует мироздание.
Бог в Системе. А дьявол своими кознями, мелочами, случайностями, отвлекает нас от постижения этого простого факта.
И справедливость есть. Просто она не всегда видна с первого взгляда. Иногда она отсрочена во времени и настигает через поколения.
Покажу это на ещё одном примере. Мне как-то довелось работать под руководством одного человека, который всю свою жизнь занимал руководящие посты (и при этом был с моей точки зрения беспринципным, что постоянно порождало между нами конфликты, пока я не ушёл). Он считал, что делает карьеру, и считал себя успешным человеком. Но его единственный сын вырос самовлюблённым избалованным ублюдком, настоящим мажором, наглым и аморальным. И связался с такими же уродами, которые потом его и убили (потому что вёл себя вызывающе). Кто-то может не соглашаться, а я считаю это закономерным и справедливым.
У них у всех был выбор, и они сделали его не в пользу нравственного императива, а в пользу личной выгоды. И получили, что заслужили. "Аз воздам".
И Ньютон был не единственным, кто придерживался подобных взглядов. На самом деле и Дарвин никогда не возражал против факта творения, он видел в эволюции божественный замысел, механизм постепенного изменения и развития в соответствии с высшим планом. Его последователь, выдающийся учёный и лекарь Ганс Селье, считал, что наиболее выгодной деятельностью человека является помощь другим людям. Можете мне не верить, но и Маркс был продолжателем этой же моральной традиции (как и Спиноза, Гегель, как Франко в Украине, Ильин в России, как святой преподобный Серафим Саровский и многие другие).
Может стоит просто вспомнить, что Любовь есть Бог? И в основу всей нашей жизнедеятельности должно лечь утверждение этого принципа?
Ведь ад - это место, максимально удалённое от Бога (не расстоянием!), это жизнь без Любви. Ад - это место, куда человек загоняет себя сам...
5. СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ
Любой по-настоящему религиозный человек стремится к постижению божественного.
Не просто к отпущению грехов, не просто к спасению, не просто к попаданию в рай (что само по себе достаточно эгоистично и для истинно верующего человека не совсем приемлемо), а к постижению божественного, к сопричастности таинств и соприкосновению с его сущностью.
Но может ли постичь божественное ограниченный разум? Крайне поверхностно и неизбежно бесконечно далеко от реальности.
Разум - это инструмент познания, и может быть усовершенствован, развит, тренирован. Чувства - инструмент постижения, и могут быть сделаны более восприимчивыми, более сильными, более животрепещущими. Душа - инструмент соприкосновения с божественным, взаимодействия с ним, и может стать более чистой, более доверчивой и открытой.
Чтобы приблизиться к совершенному и непостижимому божеству, человек должен сам постоянно стремиться к совершенству. Всесторонне развиваться: физически (ведь тело - это храм души), умственно (чтобы лучше понимать божественные законы мироздания и своё предназначение в этом мире), профессионально (чтобы делать своё дело наилучшим образом) и духовно (чтобы открываться, впуская в себя божественное присутствие).
Путь Воина в синтоизме видит божественные проявления во всём - в рисовании, в приготовлении чая, в выращивании цветов, в боевых искусствах, в музыке, в философии и стихосложении, в созерцании. И во всём стремится достичь совершенства - даже в колке дров и выращивании зерна.
Одна из основных задач Человека в этой жизни - это максимально приблизиться к божеству. Стать максимально совершенным с одной стороны, и открыться для общения с божественным - с другой. Стремиться к нему и призывать его.
Потенциал Человека бесконечен. Потенциал познания, потенциал творчества, потенциал преобразования мира. И для реализации этого потенциала ему необходима вечность. И тратить выделенное для этого время на погоню за сомнительными и суетными благами - грешно и даже преступно.
Никогда не останавливаться (остановка - это маленькая смерть, ведь Жизнь существует в непрестанном движении). Никогда не переставать искать, никогда не переставать учиться, удивляться, развиваться и радоваться.
Дойдя до пределов своего развития, до границ возможного и представимого - ломать рамки, раздвигать границы и выходить за пределы.
Ведь когда-то не верили, что Земля круглая, что она кружится вокруг Солнца, что люди когда-то смогут летать (пока на самолётах, а дальше - кто знает?), что можно будет общаться с людьми на другом конце мира в режиме реального времени и слушать пение умерших певцов, что можно будет победить оспу и выйти в космос - а теперь всё это возможно!
Божество совершенно, и стремление к нему - это стремление к совершенству. Полное открытий, радости и Любви.
Путь Воина - стремление к совершенству. И я хочу поговорить об этом подробнее.
Воин - это не только и не столько человек, который умеет обращаться с оружием. Это скорее особое отношение к себе и к окружающему миру, следование Пути.
Само собой, это касается военного дела: плохо подготовленный воин - это труп.
Поэтому подготовка воина включает физический (сила, ловкость, выносливость, реакция, скорость), технический (умение владеть оружием), тактический (умение оценивать обстановку и использовать слабости противника) и морально-волевой (умение преодолевать страх и оставаться спокойным) аспекты.
И для повышения своих шансов выжить и победить воин должен стремиться достигнуть максимально возможных результатов в каждом из направлений развития.
Кроме того, когда вы делаете какое-то движение тысячу раз - вы доводите его до автоматизма. Когда вы делаете его пять тысяч раз - вы понимаете его смысл, и как его можно улучшить. Когда десять тысяч раз - оно становится оптимальным (кратчайшим образом, с минимумом усилий, не сбивая дыхания, всем телом гармонично, идеально плавно и точно).
И эта привычка делать что-то хорошо потом переносится на всё остальное.
Но стремление к совершенству не ограничивается и не зацикливается на воинском искусстве. Это стремление может быть присуще человеку любой профессии - гончару, кузнецу, поэту, управленцу, архитектору и даже крестьянину.
Великий Миямото Мусаси, непобедимый "кенсэй", полтора года потратил на то, чтобы найти новый способ выращивания риса в особо непригодных для этого условиях.
Японцы вообще во всём стремятся к совершенству и во всём видят проявления Пути Воина (Пути Меча) - в рисовании, в музыке, в театре, в заваривании чая, в работе столяра, в выращивании цветов, в рубке леса, в созерцании и, конечно же, в смерти.
Человек, который достиг совершенства (или, вернее, высокой степени мастерства, поскольку совершенство почти недостижимо) в каком-либо деле - считается у них успешным, независимо от того, приносит ли это большой доход или нет. И неизменно вызывает огромное искренне уважение.
Не случайно слово "Мастер" как в Азии, так и в Европе, имеет такое множество значений и смыслов - хозяин, учитель, специалист, лучший, превосходный.
Если вы думаете, что стремление к тому, чтобы делать всё наилучшим образом, присуще только Азии - вы ошибаетесь.
Вспомните европейские традиции даже позднего средневековья (до появления капитализма): любой человек, не только художник или скульптор, но и простой ремесленник (повар, сапожник или оружейник), чтобы получить право заниматься какой-то деятельностью, должен был создать максимально качественно и искусно сделанный предмет своего труда - "шедевр".
Без этого цех или гильдия просто не выдали бы ему лицензию на самостоятельную деятельность. И лишь наступление эры капитализма и промышленной революции постепенно разрушило эти традиции.
И дело тут не только и не столько в прагматизме - здесь замешана мораль!
Совершенство - категория божественная. Совершенно только божество (греческий Абсолют, как вариант). И стремление к совершенству - это ещё один способ приблизиться к божественному.
Причём, не только в ремёслах или искусстве - но и в мыслях, намерениях, поступках и действиях.
Мыслить - чисто, чувствовать - полно, действовать - решительно. Сражаться - до смерти, творить - самозабвенно, дружить - надёжно, любить - бескорыстно и всем сердцем!
6. ЭВОЛЮЦИЯ, КАК ЧАСТЬ ЗАМЫСЛА
Искренне не понимаю, почему церковники и некоторые фанатичные верующие так яростно отрицают теорию эволюции. Наверное, из страха перед неизвестным, перед переменами, в попытке законсервировать существующее положение вещей.
Они бы хотели, чтобы мир всегда находился под влиянием одних и тех же устаревших догм, нафталинных представлений, застывших законов и неизменных традиций.
Но так никогда не было и никогда не будет. В мире нет застывших элементов, всё движется - даже лежащий камень. Это только кажется, что он неподвижен, но он движется вокруг земной оси, вместе с вращением Земли, планета вращается вокруг солнца, солнце вращается в галактике, а галактика летит во Вселенной - как минимум четыре разных траектории движения!
Мир меняется, постоянно, непрерывно, неудержимо. И это прекрасно! Ведь в неизменном мире было бы бесконечно скучно жить, а так - он постоянно готов удивлять новым, развивается, усложняется, живёт!
Теория эволюции (развития видов, развития общества, развития человечества) не отрицает Акта Творения! Но подразумевает, что уже в самом акте творения были заложены механизмы последующего развития.
У Бога есть план, и он реализовывается уже в силу Божественной Механики, частично описанной Ньютоном и другими учёными-богословами. "Бог в Системе"!
Высший Разум, как терпеливый и заботливый садовник, растит человечество, постепенно взращивая в нём необходимые ему качества и свойства. Как постепенно растёт дерево, как постепенно строится дом (от фундамента к крыше), как ребёнок учится ходить и говорить - так и мир развивается в соответствии с Замыслом. И думать, что мы уже достигли высочайшей вершины - это самим себя обманывать и ограничивать. Более того, это против воли Бога.
Происходит развитие видов в природе - динозавры уступили место млекопитающим. Происходит развитие науки и технологий - вместо каменных топоров люди создают роботов. Происходит развитие человеческих социумов - от первобытнообщинных и рабовладельческих, через феодализм к капитализму и социализму. Происходит развитие представлений о боге - от анимизма до монотеизма и концепции Абсолюта. И так во всём!
Или кто-то думает, что Бог создал скучный часовой механизм, обречённый бесконечно влачить одно и то же унылое существование? Это же самая настоящая ересь, оскорбляющая его величие!
Божественное творение бесконечно прекрасно, и никто сейчас не может знать, какие формы оно примет в будущем, и каковы конечные цели божественного замысла (и существуют ли такие, или его эксперимент открыт для продолжения). Уж точно, не такие, какими их представляли малограмотные монахи две тысячи лет назад, не имеющие достаточного понятийного аппарата даже для описания той скромной части Истины, которая им была явлена.
Ведь если бы Высший Разум попытался тогда дать им нечто подобное квантовой физике, то никто бы ничего не понял. Им, как малым детям, открылась лишь малая часть Истины, в том объёме и теми образами, которые они были способны понять и усвоить. И лишь постепенно, с ростом сознания и развитием словарного запаса, можно переходить к более высоким материям и более сложным истинам.
Разуйтесь, - время новой части Истины пришло!
7. ЯЗЫЧЕСТВО КАК ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Человеческие представления о природе божественного на протяжении всей известной истории постоянно развивались.
Сначала люди верили, что у каждого животного и каждого предмета есть свой дух, с которым можно и нужно взаимодействовать. Затем стали верить, что за каждое природное явление отвечает отдельный бог или богиня - бог грозы, богиня реки, богиня урожая и так далее. С развитием производственных отношений и разделением труда выделился ещё и функциональный принцип, и появились бог-кузнец, бог-гонец, бог-торговец, богиня-охотница и прочие покровители профессий.
Затем в мышлении людей стали появляться основы логики, и они стали отслеживать причинно-следственные связи. В результате люди заметили, что многие мелкие боги в своих чертах и проявлениях схожи, и стали их объединять, присваивая одному божеству уже не одну какую-то функцию, а целый их комплекс.
А с расслоением общества появились иерархии и в представлениях о божественном. И, соответственно, младшие боги, старшие боги и самый главный бог (претенденты на это место иногда менялись).
И в какой-то момент люди пришли к идее о том, что существует лишь один всеобъемлющий бог, а все остальные - это лишь его лики, проявления и аватары.
В индуизме его назвали Брахман, в греческой традиции - Абсолют, в индо-иранской - Митра, в христианстве - Иегова, в исламе - Аллах.
И чем позже появлялась традиция, тем больше она освобождалась от элементов многобожия, тем меньше в ней было условностей и ограничений, тем свободнее и глубже были представления о Боге.
Да и само понятие о Боге стремительно развивалось. Если сначала он был весьма ограниченным в умениях и возможностях, то постепенно он становился всемогущим и всеведущим. Если изначально он действовал в весьма узких ролевых рамках, то постепенно он стал свободным и непредсказуемым. Если сначала он был достаточно злобным и мстительным, то постепенно он стал любящим и благим.
Человечество росло, и одновременно росли и представления о божественном: от ограниченного и эгоистичного до безграничного и любящего.
Пока не появилась идея, что все религии - суть поклонение одному и тому же, только под разными именами. Что все лики и имена божества - это всего лишь проекции безграничного блага на ограниченную человеческую способность его постичь. Что все попытки обозвать его и придать ему человеческий вид - это лишь способ коммуницирования между совершенным и несовершенным. Что божество - безвидно (и способно принимать любые формы и обличья для взаимодействия с людьми) и непостижимо. Что все попытки описать его привычными словами - обречены на провал.
Клетка не может понять устройство человека, муравей не может представить планету, человек не может постичь всю сложность и многообразие Вселенной.
И что не могут враждовать между собой Брахман, Иегова и Аллах, поскольку это разные имена одного бога. Человечество растёт, и догматикам не остановить его рост!
8. ГУСЕНИЦЫ, КУКОЛКИ, БАБОЧКИ
Представления о загробном мире не всегда были такими, как сейчас. К тому же, ещё и значительно различаясь у разных культур и религий. Да и в рамках одной религии они часто изменялись со временем, постепенно развиваясь.
Сначала всё было очень просто и примитивно, но постепенно представление о посмертной жизни усложнялись. Но единства не достигли до сих пор.
У христианского ада девять кругов, у скандинавов их просто два (ледяной и огненный), у китайцев просто тысячи (на каждый случай жизни), а индуисты обходятся вообще без ада, считая, что перерождаются в новые воплощения. Не менее сложны и различны и представления о рае (нирване, атмане, вирии и прочих высших мирах).
Все они в чём-то правы, и все в чём-то ошибаются. Видят части картины, но не в силах осмыслить целое.
Всеблагой и всемилостивый Бог, который есть любовь, не может быть таким мстительным садистом-палачом, как это изображается в сценах "Страшного Суда". Экклезиаст видел какие-то свои страшные наркотические видения, выдавая их за божественное откровение. Тяжёлые наркотики или психические расстройства часто порождают подобные, или ещё более жуткие, видения.
Нет смысла и в бесконечных мучениях грешников. Уже давно пора понять, что миру чуждо постоянство, и шанс на прощение должен иметь даже самый страшный грешник. Если он, конечно, осознает свою прежнюю низость, и духовно переродится. И пытки для духовного развития и воспитания - не самый лучший метод.
Ад не в мучениях, его сущность в другом. Ад человек создаёт в себе сам, отказываясь от божественной искры, которая находится в нём с рождения. Ад - это место, максимально удалённое от Бога. Но так как Бог везде, то ад - это удаление человека от божественного, грехопадение. И единственное истинное мучение - это муки совести, страдающей от дурных поступков человека.
Представления о рае не лучше. Охотничьи угодья древних, пиры и драки варваров, христианские лиры и амброзия или исламские гурии с молоком и мёдом - это всё может считаться чем-то запредельным только для диких людей древности. Не говоря уже о пустоте и небытии нирваны - эту гнусную идею я вообще отбрасываю с презрением и гневом.
Активное Сознание существует для действия. А думать, что человек был создан для возвращения в небытие - верх маразма. Человек существует для познания и изменения мира, а также для развития! Бесконечного развития, которое стремится к единению с божественным.
Альбигойцы, соединив восточные представления о загробном с западными, считали, что душа многократно перерождается. И при этом она проходит через некий барьер, отнимающий у неё часть энергии и ослабляющий её. Но, под влиянием "мученических" течений, считали, что освобождение от перерождений наступит, если ослабить душу до такой степени, что она уже не сможет переродиться и исчезнет.
Но нужно же кардинально наоборот! Усилить душу, как Волей, так и Очищением (Метанойя, Катарсис, Самадхи, Саньяса - называйте как угодно), чтобы она могла выйти на более высокий уровень бытия!
В природе есть прямые аналогии с этим процессом - например, гусеница становится куколкой, чтобы затем стать бабочкой. Так и душа человека, приходит в этот мир, чтобы вырасти в нём, подготовиться к переходу на более высокий уровень бытия.
Что там? Очевидно, мы не готовы к осознанию этого (а те, кто готов - уже перешли на него), и никакой человеческий язык не может описать подобных миров и состояний. Если бы мы были готовы к восприятию подобного знания - оно бы уже было нам явлено.
Единственное, что мы однозначно можем - это готовиться к переходу на высший уровень и стремиться к нему. Попутно совершенствуя Ум, Дух и Волю.
ОТ МАЛОГО К БОЛЬШОМУ
Человек, по мере взросления, постепенно приходит к всё более высоким уровням ассоциирования, сопричастности.
В детстве он воспринимает себя, как нечто, живущее в теле. Потом начинает воспринимать тело, как часть себя. Но у нормальных людей это только первая стадия самоопределения.
Потом он начинает воспринимать "я и родители", а затем и "я в семье" (куда, кроме родителей, входят и братья-сёстры и дедушки-бабушки). По мере взросления он выходит за пределы этого ограничения, постепенно начиная ассоциировать себя с различными группами (спортивными, творческими, учебными).
В какой-то момент он также начинает ассоциировать себя по взглядам и интересам. "Я - демократ", "я - социалист", "я - рабочий" или "я - неформал". Всё это тоже осознание себя частью какой-то группы, общности, субкомьюнити, класса.
Другой уровень сопричастности - это осознание принадлежности своему двору, улице, району, городу, стране, расе. По мере роста сознательности - ареал сопричастности тоже растёт.
В этом плане, как бы парадоксально это не звучало, расист выше нациста, поскольку понятие расы более объёмно. Но оба они всё равно ограничены, поскольку есть более высокий уровень - уровень осознания принадлежности к человечеству.
На этом уровне осознания становятся бессмысленными и пропадают шовинизм, ксенофобия и другие проявления страха и ненависти. Человек, мыслящий категориями Человечества не обращает внимания на расовые или национальные различия точно так же, как мы не обращаем внимания на различия в цвете глаз, волос или тембре голоса.
Гопник, в силу своей ограниченности, всегда мыслит на уровне двора, улицы или района. Националист - это тот же гопник, но у него просто район побольше. А в остальном он точно также ненавидит и боится "чужих", и считает себя вправе нападать на них только потому, что они зашли "на его территорию". И трусливо поджимает хвост, когда оказывается на "чужой".
У человека мира таких проблем нет - он везде себя чувствует уютно и комфортно. Вся планета для него дом, все люди - братья и сёстры, а страха он не испытывает вообще. Интернационализм, и это несомненно, всегда сильнее, чем национализм. Потому что объединяющие идеологии всегда сильнее разъединяющих.
Кроме того, это ещё всегда вопрос ответственности. Лишь сильный способен взвалить на себя ответственность за весь мир, за всё Человечество. Для этого необходимо огромное мужество, решимость и готовность действовать, изменять мир.
И только человек, чувствующий свою принадлежность Человечеству, является истинно взрослым, зрелым и самодостаточным. Только такой человек может называться Человеком.
9. ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Человечества ещё нет. Оно есть в потенции, в возможности, в теории, в мечте. Но на практике его, как явления, ещё нет.
Нет общей системы ценностей, нет чётких правил общежития, которые бы устраивали всех, нет структур, которые бы формировали и защищали его целостность. Нет достаточно большой группы людей, которая бы заботилась о его формировании.
На сегодняшний день Земля напоминает не единый организм, не гармоничное целое, а казино, где каждый хочет обыграть соседа, использовать его или ограбить. Как если бы пищеварительная система человека не хотела отдавать полученную энергию, а почки зажимали кровь для мозга. Что было бы с таким организмом? Как минимум, он бы болел, а мог бы и умереть.
Но и это было бы преодолимо, если бы у человечества было главное - общая Идея, общая Мечта. А её пока нет... Она витает в воздухе, она просится выразиться, она требует реализации, но ещё не находит её.
Хотя, что может быть проще - построить мир без войн и границ, без голода и нищеты, без невежества и суеверий, без зависти, ненависти и страха. Где каждый осознаёт, что он всего лишь часть целого, часть мира, и не хочет становиться раковой клеткой. Мир, живущий по принципу Любви.
Жизнь, Любовь, моральность, выживание и развитие вида, космическая экспансия, гармония и экологичность взаимодействия с природой - чем не основы для общей системы ценностей? Нужно просто брать и развивать эти темы, постоянно говорить о них, продвигать и пропагандировать.
Человечество должно ставить перед собой глобальные сверхзадачи - например, покрыть всю Африку системами ирригации и превратить её в зелёный континент. И сократить количество промышленных выбросов и технического мусора в разы, а большинство людей переселить в гармоничные и красивые экополисы. Расходы на рекламу и гонку вооружений перенаправить в науку, ликвидировать безграмотность и нищету, придать слову Человек новое, гораздо более гордое звучание.
А потом, по мере реализации этого, перед Человечеством будут вставать всё новые задачи, открываться новые прекрасные горизонты, которых мы в силу своего сегодняшнего несовершенства пока ещё даже не можем себе представить.
И в качестве Мечты - звёзды! Они так прекрасны! И люди обязательно должны увидеть их вблизи!
Сложно? Отнюдь! Нужно только сильно захотеть. Сказать "Нет!" войне, перестать бояться чужих, улыбнуться непохожему человеку, помочь незнакомым людям. Сделать это повседневной практикой - и Человечество станет ближе.
10. ВОСХОЖДЕНИЕ К ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ
Общечеловеческие ценности - это миф. Как и мифы о "доминировании белого человека", "европоцентризм" или особой роли "нордических арийцев". Как писал Юнг "Европа - лишь маленький полуостров на огромном и древнем азиатском материке".
Маори столетиями считали приемлемым есть трупы убитых врагов, а самураи убивали крестьянина или купца за недостаточно низкий поклон. И это было для них субъективно "естественным", ибо другого они не знали.
Вернее, общечеловеческие ценности ПОКА миф, их ПОКА ещё нет. И сегодня мы переживаем исторический момент - мы находимся на этапе их становления. Сначала человек нашёл ценности, объединяющие его с другим - так появилась семья. Потом семья нашла новые ценности (или переосмыслила и расширила старые) - и появился род. Совокупность родов образовала первые государства, затем содружества государств (в форме военных и торговых блоков).
Теперь мы приходим к тому, чтобы постепенно формировать нечто, что могло бы объединить всё человечество. И лучше, чтобы это не был общий враг или общая беда, хотя всё к этому стремится. Выдающиеся мыслители мира выдвинули идеи равенства, свободы, счастья - стремление к ним является общим для подавляющего большинства людей. Но, к сожалению, ещё не для всех. Пришла пора (и первые ростки этого уже здесь) говорить о Человечестве, о Трансперсональном.
Нет ничего предопределённого и непреодолимого. Развитие общества может и дальше идти по тупиковому варианту либерального капитализма, но это приведёт к истощению природных ресурсов, экологическим катастрофам, всё более глубоким экономическим кризисам, войнам и, возможно, к полному уничтожению человечества. Выбирать и формировать своё будущее предстоит нам самим.
Но человечество действительно меняется. Меняются его ценности, представления, сам процесс мышления. Всё больше людей задумываются о судьбе человечества в целом, перестают думать своими мелкими меркантильными нуждами. Психология уже десятилетия интересуется трансперсональным, общечеловеческим знанием. Этот процесс постепенного восприятия отдельных людей себя лишь частью земной био- и ноосферы, частью единого взаимозависимого человечества некоторые называют ВОСХОЖДЕНИЕМ К ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ.
Надчеловеческая общность, но в которой отдельные люди, в отличие от фашизма или тоталитаризма, не утратят своей индивидуальности, но дополнят её. Интернет - лишь первая, технологическая часть этого процесса.
Уже сегодня я имею доступ к количеству знаний, недоступных никому из живших до сих пор. Уже сегодня я могу утром выложить в Интернет сырую идею, а к вечеру к ней добавят свои размышления финн, пуэрториканец и русский, а кореец и швед найдут в ней слабые моменты, нуждающиеся в доработке (и если это им действительно интересно - они не попросят за это денег!). Радость творчества, радость общения, радость общности - всё это недоступно человеку старого типа мышления.
Маслоу и Фромм сформулировали причины появления "прирождённых преступников" - это генетические отклонения, плохие условия и неправильное воспитание, отсутствие любви и патриархальный традиционализм. Большинство этих причин вооружённое научными знаниями и доброй волей общество может устранить, создав общество без уголовников и маньяков. И это реально, ведь существуют сообщества, практически лишённые преступников и сумасшедших. Но для этого нужно уничтожить социальное неравенство, безграмотность, низкий культурный и духовный уровень, суеверия и вредные привычки.
Человека соборного больше, чем индивидуалиста. Он может думать и о себе, и о других, а индивидуалист этого лишён. Соборный, социализированный человек - как зрячий против слепого: у него просто больше способов, уровней мышления. И Чарльз Дарвин, и Ганс Селье считают альтруизм доминантным поведенческим признаком, признаком силы и здоровья. Так называемые "социал-дарвинисты" - это вырожденцы, которые самовнушением пытаются доказать себе, что они не вырожденцы, лишь бы не эволюционировать.
Европейский протестантизм с его индивидуализмом и "личным спасением", который является родоначальником и первопричиной возникновения капитализма, глубоко чужд истинно христианскому типу мышления.
Воспринимать себя частью мира, а мир частью себя - это первый, важнейший шаг на пути к выходу за пределы собственного ограниченного "эго". Первый шаг на пути достижения трансперсональности, на пути Восхождения к Трансцендентности.
В пользу этого говорят все мировые религии, все жизнеутверждающие философии. В пользу этого говорит сама Жизнь, сама Любовь.
А против только мракобесие, злоба, ксенофобия и жлобство. Но, как сказал один восточный мудрец, "добрых людей с каждым годом становится всё больше". Это ли не признак эволюции человечества?
11. ПУТЬ ВОИНА - УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ
Истина - это объективная реальность. И так как она не связана с субъективным восприятием людей, то она одна. Это основной постулат философии, на котором строится вся наука о познании. То же самое говорят Веды - существует единая реальность Атмана, и субъективное иллюзорное восприятие Майя (как известно, картинка, которую мы видим глазами искажается/перекодируется мозгом на 96%, и от реальности почти ничего не остаётся), восприятие как предметов и объектов, так и фактов, событий, закономерностей etc.
Любая попытка утверждать обратное, типа "правда у каждого своя", - это откровенная ложь, созданная для манипуляций. Так говорят лишь те, кто боится правды и пытается от неё бежать и прятаться. Ложь (кривда) - это искажённое отображение действительности, случайное или намеренное.
Задача каждого сознательного человека (Верного, Воина) добиться максимально полного и реального отображения действительности в своём сознании, ибо только так можно научиться принимать правильные решения - только обладая достоверной и полной информацией. Развивать свои пять органов чувств, развивать свою способность воспринимать информацию, учиться отсекать попытки "ленивого" мозга свести расшифровку к стереотипному реагированию, рассматривать каждую жизненную ситуацию как уникальную. И, наконец, стремиться получать и обрабатывать как можно более полную и всестороннюю информацию, а также изучать универсальные закономерности мира, сводя знания о нём от фактов и фрагментов к единой непротиворечивой системе (собственно предмет философии). В мозаике видеть не отдельные камешки, а общую картину.
Большинство людей слишком ленивы, чтобы это делать, предпочитая, чтобы их несло по течению, и полагаясь на случай и фатум, но они и не имеют права называться Верными или Воинами - они действительно безвольные марионетки обстоятельств, листья на ветру, статисты в игре жизни. Ведь ещё с времён Гомера считалось, что герои - это люди, которые превозмогают/преодолевают обстоятельства, которые сами вершат свою судьбу, не полагаясь на волю богов (слепой рок). Ярчайшим примером этой мысли является Одиссей, который хоть и попадал под действие богов (обстоятельств, force mayor - высших сил), но всегда рассчитывал на свои собственные ум и силу, и всегда добивался своего.
Мышление человека состоит из нескольких уровней:
- инстинктов - природных реакций на примитивные воздействия/раздражители;
- автоматизмов - доведённых до автоматизма рефлексов, навыков, привычных операций, в выполнении которых сознание почти/совсем не принимает участия;
- разума - обдуманных поступков, тактик, стратегий, познания закономерностей окружающего мира etc.
- коллективного бессознательного (связи с миром и интуиции) - спонтанная деятельность.
И, соответственно, есть четыре уровня существования (типа психики):
- животный;
- автоматический (зомби или биоробот);
- разумный (демонический);
- духовный (человечный).
Есть ещё пятый - это хуже животного (наркоманы, алкоголики etc), но о них сейчас не будем.
Человек - это животное, чьи инстинкты испорчены цивилизацией (почему Маслоу и говорит что у людей нет инстинктов, а есть "инстинктоподобные привычки", то есть "автоматизмы"), поэтому на животном уровне почти никто не живёт - или выше или ниже.
Большинство людей - это биороботы, которые запрограммированы на выполнение определённых социальных функций, и они их и выполняют, получая взамен более или менее адекватное материальное вознаграждение, а, по сути, возможность и дальше выполнять свои функции. И отдых для таких людей - это только восстановление сил для дальнейшей работы. И если спросить такого человека "зачем ты работаешь?", то он ответит "чтобы жить", но если спросишь его "а зачем ты живёшь?", то этот вопрос поставит его в тупик - а по сути "чтобы работать". Потому что он не задумывается, в его жизни (а вернее существовании, поскольку Жизнь=Существование +Смысл) нет места таким вопросам, нет места поиску. Он весь существует только для продолжения существования. Нет, он возможно ответит на этот вопрос, но будет использовать для этого какие-то заезженные шаблоны, и в его ответе не будет ничего от него самого - лишь общественные ожидания, общие фразы, ценности массовой культуры, заложенные образованием и телевидением, "американская мечта".
На этих уровнях сознание человека не может быть самостоятельным, не может быть свободным, оно служит только для обслуживания его желаний и удовлетворения потребностей.
Цивилизация стремительно обезличивает людей, превращая их в винтики огромного механизма, и мыслители уже давно употребляют термин "человеческий муравейник" для обозначения одного из возможных вариантов развития человечества. Именно люди, действующие бездумно и автоматично и дают основание для подобного утверждения.
Уточнение: люди-автоматы, конечно, "думают", но поверхностно, они лишены инициативности и креативности. Часто они служат операторами конвейеров, клерками, офисными работниками и так далее - там, где не нужен процесс принятия решений и нет ответственности. Увлечения их обычно не продиктованы искренним интересом, а выбраны из соображений престижности, экстравагантности, экстремальности etc.