Ройко Александр: другие произведения.

Украина и Мвф

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
        В публикации идёт речь о взаимоотношениях Украины и Международного валютного фонда. При этом анализируется не только влияние МВФ на экономику страны‒заёмщицы, но и на другие важные институции государства. Задаётся и далеко не риторический вопрос о том, насколько нужны Украине транши МВФ. Освещаются также и некоторые аспекты политики властей государства по различным вопросам...


Александр Ройко

Украина и МВФ

     
      Украина стала членом Международного валютного фонда в 1992-м году, оказавшись 167-м членом этой организации. И МВФ является крупнейшим кредитором Украины практически на протяжении всего периода её независимости. Всего за период более 25-летнего сотрудничества Украина и МВФ заключили 10 кредитных соглашений. Два из них предусматривали применение механизма расширенного финансирования, а остальные восемь - механизм stand-by - "наготове".
      В период вооружённого конфликта на востоке нашего государства многие мировые государства приняли решение об оказании военно-политической помощи Украине. Помощь Украине оказывали (в порядке уменьшения сумм инвестиций): США, Канада, Польша, Великобритания, Австралия, Китай, Турция, а также такие страны как Албания, Дания, Испания, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Франция, Чехия, Швейцария. И даже Австралия (зимняя обувь, шапки, шарфы украинским бойцам в зоне ООС).
      При этом только со стороны США в помощь Украине за первые 3,5 года (с 2014-го по 2017-й год) было инвестировано более 658.000.000 (!) долларов. Да, это, конечно, не гуманитарная помощь, но и не прямые закупки (кредиты) Украины. Это именно инвестиции страны, вкладывающей свой капитал. А от кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора - инвестиции могут быть утрачены частично или полностью. И ведущие страны мира прекрасно понимали, что в данном случае их инвестиции в Украину вряд ли принесут какую-либо прибыль (разве что в необозримом будущем).
      Многие из вышеуказанных стран не забывали помогать Украине и в последующие годы. Согласно опубликованным данным, в 2018-м году Украина получила военной продукции на сумму в 250,7 млн. долларов, в 2019-м году - 272,4 млн. долларов. В 2020-м финансовом году Киев закупил у Вашингтона вооружения на сумму 510 миллионов долларов, что стало самым крупным показателем за всё время. За все предыдущие годы общая стоимость поставок вооружений Украине составила 179,2 млн. долларов.
      Кроме того, многие из указанных стран (да и другие) осуществляли ещё и прямую гуманитарную помощь Украине - примерно на суммы 7-10 % от своих инвестиций. А это тоже немало! Но были и куда большие суммы гуманитарной помощи. К примеру, в одном только 2018-м году Франция предоставила Украине гуманитарную помощь в размере 600.000 евро, которая позволила провести реконструкцию важнейших объектов инфраструктуры на востоке страны и оказать помощь наиболее уязвимым гражданам.
      А в целом один лишь Европейский Союз, как один из наибольших доноров гуманитарной помощи в восточной Украине, предоставил более 154,8 млн. евро помощи в чрезвычайных ситуациях, включая 13 млн. евро, предоставленных в 2020 году. Эта помощь была направлена на наиболее уязвимые слои населения, включая домохозяйства, которые возглавляют женщины, людей пожилого возраста, детей и людей с ограниченными возможностями. При этом около половины предоставленной помощи было предназначено пострадавшему населению, проживающему и на неподконтрольных правительству территориях.
      А уже начиная с 2020-го года, приблизительно 12 % подобного финансирования было предназначено для удовлетворения потребностей, связанных с коронавирусом на востоке Украины. Финансирование используется для поддержки Центров первичной медико-санитарной помощи и больниц, обеспечения медицинского оборудования, индивидуальных средств защиты и гигиенических наборов.
      Украина постоянно берёт у МВФ транши, но деньги расползаются по карманам чиновников. Мы берём деньги в займы по принципу: сегодня занял у одного, чтобы отдать деньги другому, завтра займу деньги у третьего, чтобы отдать деньги предыдущему. И так до бесконечности. Но этой бесконечности постоянно быть не может! Правительство об этом не думает, а точнее его мало заботит этот вопрос, ибо окончательно отдавать долги доведётся уже иным властям. И, скорее всего, даже не нашим детям, а уже нашим внукам.
      А так ли уж нужны Украине эти транши МВФ. "Ну, а как же, -- говорят чиновники, -- разве без траншей можно восстанавливать разрушенную экономику Украины?"... Можно! Дело в том, что деньги в нашей стране имеются, и очень даже немалые. Это наглядно показывают всему миру электронные налоговые декларации. Таких миллиардеров-олигархов, да и вообще иной массы барыг-чиновников, которых у нас больше, нежели в других странах (см. публикацию "Эшелоны украинского чиновничества") ещё поискать нужно.
      Правда, официальные власти распространяют мнение, что те же олигархи исправно платят налоги. Да, они исправно платят налоги. Но какие налоги?! - со своей зарплаты. А они себе зарплаты установили относительно небольшие. Но вот дивиденды у них какие!!! Во всех странах мира олигархи платят налог с дивидендов, налог на прибыль, но только не у нас. Или даже если и платят, то очень уж небольшой налог - всего 5 %. Видите, какая в Украине социальная "справедливость": у всех граждан минимальный налог на прибыль 17 %, а на колоссальные барыши (дивиденды) олигархов - 5 %. Но большинство украинских олигархов вообще успешно выкручиваются - переводят те же дивиденды в акции, паи и прочее, а дивиденды, начисленные в виде акций, налогом не облагаются. А ещё создавая для видимости некие фонды помощи, в которых помощь окажут на копейку, а отмоют денег на 1000 грн. Вот и ответ на вопрос о том, где государству деньги брать. А ведь не секрет, какие средства от налогов имеют высокоразвитые страны, введя разумные законы на налоги. Например, в Германии налог с дивидендов составляет 50 %, в Великобритании, Португалии, Испании и Нидерландах - 35 %, в Ирландии и Бельгии - 43 %, во Франции - 42 %, в Италии - 36 %. В США средний по стране размер таких налогов составляет в настоящее время 28,6 %. Если бы наши олигархи исправно платили подобный налог, то народ Украины по уровню жизни уже приближался бы к развитым странам. Когда у нас в 2014-м году создавались новое правительство и кабинет министров, то о таком налоге поговаривали в верхах. Но потом А. П. Яценюк успешно замял этот вопрос, очевидно, под давлением тех же олигархов - и об этом уже никто не вспоминает. Так что кроме рабочих мест те же олигархи практически ничего стране не дают.
      Кто такой олигарх? Его принципиальное отличие от обычного бизнесмена заключается в том, что олигарх пытается влиять на власть. Почему? Потому что иначе его бизнес не является прибыльным ‒ олигархи всегда зарабатывают на том, что обеспечивается со стороны государства. Например, на нечестных тендерах, монополистском положении на рынке, налоговых льготах и тому подобное. И именно в этом заключается их основная слабость. Они неконкурентоспособны на рынке.
      Но вопрос не только в налоге на дивиденды... Вы посмотрите, какие зарплаты у отечественных чиновников?!.. Они уже сейчас живут по меркам Евросоюза, а то и переплюнув сегодняшние доходы многих чиновников Европы. И тому есть очень наглядный пример доходов председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Владимировича Коболева. Он неохотно говорит о своей зарплате, заявляя только, что ...это более семи цифр до запятой. При этом Коболев также отмечает, что электронную декларацию он не заполняет (а в 2015-м году ещё заполнял), поскольку на него не распространяется действие соответствующего законодательства. Не странное ли в Украине законодательство?!!! Мелкие чиновники электронные декларации заполняют, а вот крупные - упаси Боже. Зачем, мол, светится на весь мир...
      Так вот, согласно условий контракта должностной оклад А. В. Коболева составляет 1.041.000 грн. При этом резкое увеличение заработной платы Андрея Коболева произошло в 2016-м году. По сравнению с 2014-м годом его заработная плата выросла в 23 раза - до 19 млн. грн. в год. Пусть украинская власть назовёт реквизиты хотя бы одного рядового работника, служащего..., у которого в разгар войны на востоке Украины должностной оклад вырос в таких размерах!.. Такое превышение не снилось даже самым развитым странам Европы. Но и это ещё не всё. Выше речь шла именно о должностном окладе. На самом же деле, к примеру, в 2018-м году сумма заработной платы указанного лица составила 268.500.000 грн., ибо практически ежемесячно тот же Коболев получал ещё и премиальные, которые в чуть ли не в 10 раз (если не больше) превышали размер должностного оклада. Теперь простому народу понятно почему правительство постоянно ратует за повышение цены на газ. Кроме всего прочего нужно же руководителям НАК "Нафтогаз Украины" дополнительные средства для повышения себе премиальных.
      Именно подобными финансово-правовыми вопросами следует заниматься нашему Парламенту, а не имитировать бурную деятельность, принимая такие "особо важные законы" (во время развала экономики), как, например, Закон о возможности изменения имени и отчества. А сколько было вообще принято таких подобных важных законов: о возможности ввоза авто стандарта ЕВРО-5, о добровольности применения национальных стандартов, об обеспечении беспрепятственного доступа граждан к побережью водных объектов для общего водопользования, об отмене уголовной ответственности за фиктивное предпринимательство, о переформатировании рынка ценных бумаг, об отсрочке налогообложения контролируемых иностранных компаний...
      Согласно проведенным исследованиям, руководитель НАК "Нафтогаз Украины" в 2017-м году получал среднюю оплату труда в месяц в размере 31.511 евро, что было в 136 раз (!) больше средней зарплаты по стране. Даже в странах Европы руководители подобных организаций получали/получают зарплату намного меньшую. К примеру, руководитель "Engie" (Франция) - 19.667 евро (только в 9 раз больше средней зарплаты по стране), руководитель компании "Ofgem" (Великобритания) в 2017-м году получал 26.667 евро в месяц (в 13 раз больше), "Tranzgaz" (Румыния) - 18.500 евро (в 36 раз больше), "Gaz-system" (Польша) - 17.250 евро (в 23 раза больше), "Lietuvos Energijos Gamyba" (Литва) - 16.417 евро (в 26 раз больше)". То есть в странах Европы руководители европейских компаний в среднем получали зарплату в 21,4 раза больше, чем средняя зарплата у них в стране, а Коболев в нашей бедной стране в Европе получал зарплату аж в 126 раз больше средней по стране. Касательно реальных доходов А. В. Коболева следует отметить, что выше речь шла только о его государственной работе. Но при этом не следует забывать, что он является ещё и партнёром в частной инвестиционно-банковской группе AYA Capital (украинское ТОВ "ЕйВайЕй Кепітал"). Каковы его (и подобных ему украинских чиновников) реальные доходы читатели могут предугадать сами... Так насколько же бедная Украина, если она платит такие зарплаты чиновникам, и нужны ли ей какие-нибудь дотации и транши?!..
      Но мало того, что Украина получает огромные транши от МВФ, материально?техническую и гуманитарную помощь, сумма которых перевалила уже за триллион долларов. Власти и словом не обмолвились (доказательно) куда конкретно идут это дотации. Отделываются отговорками, что, мол, деньги вкладываются в экономику Украины. Никто, никогда в Украине не думал отчитываться о том, куда пошли средства траншей, как именно они были использованы по различным отраслям народного хозяйства. Боже упаси! Как-то отчитываться?.. Ведь заранее известно, что дебит с кредитом точно не сойдутся. Об отчёте по траншу МВФ в своё время напомнил своему руководству заместитель министра экономики Украины Саша Боровик. В феврале 2015-го Александр Валерьевич Боровик (со знанием семи языков и дипломом Гарвардской школы) был назначен первым заместителем министра экономики в правительстве Украины. Вначале его активно поддерживал министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичюс. Но в мае того же года Боровик уже покинул Кабинет министров из-за конфликта по этому вопросу с тогдашним Премьер-министром Украины Арсением Яценюком. Позже этот скандал назвали "Боровикгейт". Вот так украинская власть относится к отчётам...
      Позже, будучи советником главы Одессой областной госадминистрации Михаила Саакашвили, Саша Боровик писал (по вопросу лишения украинского гражданства): "В моих жилах течёт только украинская кровь. И это делает меня украинским гражданином, а не подписи каких-то бюрократов или президента-олигарха. Как правило, гражданство забирают недемократические государства. Те, что боятся политической конкуренции. Те, что кого-то и чего-/i>то боятся - так как есть за что". Он также жаловался на то, что его обманули, пригласив ранее в Киев: "Я вернулся на свою родину два года назад потому, что меня пригласили в Киев помочь с реформами после проевропейской революции. Однако реформы политический класс проводить не стал - у них не хватило политической воли.  Они обманули меня, но главное, что они обманули 40 миллионов украинцев. Эта олигархично-криминальная структура может отменить свое решение о гражданстве, но она не может отобрать у меня Украинское гражданство. Так же, как я европеец, я также украинец. Это со мной на всю жизнь". А в интервью "5.10 News Ukraine" добавил: "Я свободный человек, могу уехать в Нью-Йорк, Силиконовую долину, Сингапур, Мюнхен. Если бы тут было 40 млн. таких граждан, государство разговаривало бы с нами по-другому. Какую бы экономическую систему мы ни строили, очень важно, чтобы у нас появилось 40 млн. таких свободных граждан". И Александр Боровик прав.
      Кроме того, он отмечал: "Я высказал свое мнение об украинской политической элите, которая своими корнями уходит в совдеп и порой даже в рэкет. ...Несмотря на весь свой опыт и всю эту неевропейскую дикость, которую я здесь нашел, я ещё верю в страну". А в феврале 2021-го года он (живя и работая в Мюнхене) вот что скажет об украинском правительстве: "В окружении Зеленского есть экономисты, которые знают, что любое вмешательство будет иметь негативные последствия. Но они также знают: если правительство не даст олигархам льготы и возможность спекулировать и зарабатывать на энергетике, депутаты Рады, которых олигархи контролируют, не поддержат ни одной инициативы правительства, требующей эти голоса для своего существования. С другой стороны, если правительство не повысит тарифы страна не получит транш от IMF - и не будет способна выплачивать пенсии. Зеленский и его правительство должны балансировать между этими политическими и экономическими реалиями".
      Что же касается предоставления Международным валютным фондом траншей Украине, то получает наша страна далеко не весь кредит. К примеру, в 2018-м году по утверждённой программе МВФ должен был выделить Украине 3,9 млрд. долларов. Но Украина получила лишь $1,4 млрд. То же самое не раз происходило и в другие годы. Ничего такого уж неординарного в этом нет - подобное происходит и при предоставлении компаниям или отдельным людям обычных кредитов. Примечательно совсем иное. За невыбранные транши, предусмотренные программами сотрудничества Украина, как заёмщик, обязана выплачивать МВФ как бы некую неустойку вместе с процентами за полученные транши. В 2014-2020-м годах Украина перечислила в пользу Международного валютного фонда 65,74 млн. долларов комиссии за невыбранные транши, предусмотренные программами сотрудничества (Commitment fee). Правда, была (и есть) оговорка, что эти деньги можно вернуть, если удастся получить все предусмотренные действующей кредитной программой транши.
      Многим такое положение может показаться странным, если и вовсе невероятным - платить неустойку за не полученные кредиты!.. С ума сойти! Но всё объясняется довольно просто - Украина недополучает кредиты МВФ, ибо именно она не выполняет условии договора. История повторяется - Украина вновь в ближайшее время денег от Международного валютного фонда не получит. В стране с декабря 2020-го по февраль 2021-го года (с перерывом на новогодние праздники) работала виртуальная миссия МВФ, которая вынесла неутешительный вердикт: Украина выполняет условия договора (а именно свои обязательства) не полностью. И что же это за условия? А кредит Украине по программе stand-by был открыт на таких условиях:
         -- Провести фактический аудит закупок по программе COVID-19 не позже, чем через год после его создания. Структурный маяк на март 2021-го года;
         -- Запустить с 1 января 2021-го года работу Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы как двух единых юридических лиц, с единой отчетностью. Областные и другие юрлица ГНС и ГТС должны прекратить свое существование. Структурный маяк на 1 января 2021-го года;
         -- Уменьшить уровень неработающих кредитов (NPLs) в госбанках. Планы по сокращению должны быть согласованы с Советом по национальной стабильности и НБУ. Структурный маяк на конец июня 2020-го года;
         -- Решить вопрос неплатежеспособности Фонда гарантирования вкладов, чтобы уменьшить расходы государства на обанкротившиеся банки. Структурный маяк на конец октября 2020-го года;
         -- Внести изменения в закон о банковской деятельности для усовершенствования системы банковского надзора. Структурный маяк на конец ноября 2020-го года;
         -- Внести изменения в закон о Высшем совете правосудия для усиления качества отбора, чтобы членами ВСП были люди с безупречной репутацией и добропорядочностью. Структурный маяк до конца октября 2020-го года;
         -- Установить до конца августа 2020-го года рыночные тарифы на отопление, которые находятся под юрисдикцией НКРЭКУ и местных органов власти. Часть структурного маяка до конца августа 2020-го года;
         -- Обеспечить возможность смены поставщика для бытовых потребителей газа. Часть структурного маяка на конец августа 2020-го года;
         -- Принять новый корпоративный устав для НАК "Нафтогаз". Структурный маяк до конца сентября 2020-го года.
      Что же касается самого договора с МВФ, то СМИ чаще всего требования Международного валютного фонда Украине описывают (наверняка дана такая установка) очень коротко: борьба с коррупцией, ускорение структурных реформ, усиление конкуренции и открытием рынков, открытый рынок земли, а также призыв "порвать с наследием, полученным в результате слабого госуправления". Но это всё общие фразы, без конкретики. Ничего не изменилось в этом плане и на стыке 2-го и 3-го десятилетия нашего века. В июне 2020-го года Украина договорилась с МВФ о новой кредитной программе на $5 млрд. Из них $2,1 млрд. страна уже получила, а остальные средства четырьмя траншами сможет получить в течение следующих полутора лет, если будет выполнять данные Фонду обещания. Но опять-таки полный текст договора Украины с МВФ нигде не опубликован. Вот что по поводу договора заявила директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева: "МВФ определил четыре приоритета для Украины: поддержать домохозяйства и бизнес во время кризиса; сохранить независимость НБУ; взыскать потери государства с владельцев банков-банкротов; продолжить антикоррупционные меры. Два из четырёх приоритетов касаются финансового сектора, который Фонд считает наиболее уязвимым. "Национальный банк мастерски руководил денежной политикой в течение очень сложного периода. Необходимо сохранить независимость центрального банка, а денежно-кредитная и валютная политика должна продолжать способствовать инфляционному таргетированию, одновременно позволяя упорядоченно корректировать валютный курс и предотвращать стрессы ликвидности. Финансовая политика должна обеспечить баланс между сохранением финансовой стабильности и содействием восстановлению экономики".
      И снова только общие фразы. Но, тем не менее, некоторым СМИ удалось раздобыть текст договора с МВФ. А называется он Меморандум о сотрудничестве между Украиной и Международным валютным фондом и содержит он не 10 строчек, а целых 34 страницы. А потому требований к Украине в нём немало. В частности в предыдущем (от 2019-го года) Меморандуме имелось 10 основных требований МВФ к Украине (полный список) для выделения кредита, а именно:
      1. Повысить пенсионный возраст - на два года для мужчин, на три - для женщин. Ликвидировать право на досрочный уход на пенсию и принцип считать год за два на опасных предприятиях.
      2. Ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных предприятий. Ограничить пенсии работающим пенсионерам. Установить пенсионный возраст офицерам армии в 60 лет.
      3. Повысить цену на газ для муниципальных предприятий на 50 %, в два раза для частных потребителей. Увеличить стоимость электричества на 40 %. Разрешить установление цен ЖКХ. Допустить рост цен соответственно росту цен на газ. Увеличить акциз на бензин на 60 евро.
      4. Отменить льготы и повысить налоги на транспорт на 50 %. Не повышать прожиточный минимум, балансировать социальную ситуацию за счет точечных субсидий.
      5. Приватизировать все шахты и отменить все субсидии. Отменить льготы для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего. Отмена государственной поддержки бесплатного питания, учебников.
      6. Ограничить практику упрощенного налогообложения. Отменить практику льгот по НДС в сельской местности. Обязать аптеки и фармацевтов платить НДС.
      7. Отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Отменить субсидии для производителей свинины и курятины.
      8. Сократить состав министерств до 14. Оставить лишь одного вице-премьера. Отменить должность министра кабинета министров. Подчинить все государственные органы министерствам. Налоговая администрация, таможня, Фонд госимущества должны войти в министерство финансов.
      9. Ограничить излишнюю оплату труда государственных лиц (учителя, медработники и др.).
      10. Пособия по безработице должны начисляться только после минимального периода в шесть месяцев работы. Оплачивать больничные на уровне 70 % от заработной платы, но не ниже прожиточного минимума. Оплачивать больничный, начиная только с третьего дня болезни.
      В 2020-м году на стадии переговоров МВФ выдвинул новые требования, итогом переговоров стало подписание меморандума о сотрудничестве. С украинской стороны подписи под документом поставили президент Владимир Зеленский, премьер-министр Денис Шмыгаль, министр финансов Сергей Марченко и глава НБУ Яков Смолий. Но текст меморандума вновь не был опубликован ни на одном официальном ресурсе украинского правительства. Хотя ряд СМИ, всё же, обнародовали оглашение. А к нему имеется ещё и Приложение I (на 26 стр.) к Меморандуму об экономической и финансовой политике от 19.05.2020 г. И на данном этапе МВФ требует от властей Украины ещё вот что:
         -- Снять ограничения на зарплаты в наблюдательных советах государственных компаний.
      И по некоторым источника это будет сделано уже в ближайшее время. По крайней мере, по этому вопросу недавно премьер-министр Денис Шмыгаль уже проводил встречу.
         -- Сократить дефицит государственного бюджета на 2021-й год. На данный момент не исключается, что Минфин пойдёт на этот шаг.
         -- Не снимать Артема Сытника с должности главы Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и поставить во главе САП согласованную с Западом фигуру.
         -- Принять закон о судебной реформе, который позволит иностранцам принимать участие в отборе судей.
      МВФ только и требует: продавайте, мол, свою плодородную землю, поднимайте постоянно цены на газ, на продукты питания и прочее, доведя их до уровня европейских. Но МВФ естественно не требует, чтобы зарплаты в украинцев были европейские (да и никто из наших чиновников ни разу даже рот не раскрыл по этому вопросу). А зачем - ведь у самих чиновников зарплаты давно уже европейские. А какое им дело до простого народа. Их не заботит вопрос о том, проживёт ли какая-нибудь старуха на 59 евро (минимальная пенсия в Украине 1769 грн., а на сегодняшний день 1 евро - 30 ₴). А не проживёт, то Пенсионному фонду только лучше. И это при том, что украинцы платят в пенсионный фонд больше, чем французы или американцы. В какой стране пенсионеры могут прожить на такие средства, да и есть в Европе хоть одна страна (кроме Украины), в которой старики получают подобную пенсию?!.. Нет в Европе более нищей страны, чем Украина! Но только для народа она нищая, а власть процветает - как уже говорилось, зарплаты у неё вполне европейские, а то и повыше...
      Приводятся сведения, что в Евросоюзе самые нищие пенсионеры Литвы, Латвии и Эстонии. В Евросоюзе, вполне возможно, но явно не во всей Европе. Ведь средняя пенсия по старости в Эстонии составляет - 450 евро. А в Украине средняя пенсия - 117 евро (на данное время 3507,51 грн.). И что, попади сейчас Украина в Евросоюз, куда так стремится власть нашей страны, у нас резко возрастут пенсии?! Смех курам... Да и вообще Украина нужна Евросоюзу только из-за её природных богатств. Европейцы пока что не понимают, что чиновники Украины со своей извращённой ментальностью будут только, как тот же коронавирус, заражать своими коррупционными бациллами всех окружающих. А в целом, анализируя массу условий МВФ, становится понятным почему Украина многие требования Меморандума не выполняет. Да, это как раз понятно, но зато абсолютно непонятно другое: почему Украина даёт своё согласие на такие драконовские требования к себе?! В целом политика властей Украины абсолютно непонятна. Оберегаться от влияния России (а точнее властей Кремля) и, как оказалось, отдавать себя в лапы другому узурпатору - МВФ... А какое право имеет эта организация вообще осуществлять давление на страны, которым она даёт кредиты?! Это ведь не благотворительность, а именно кредиты, которые нужно отдавать, да ещё и с процентами. Какое вообще МВФ имеет право вмешиваться а законодательную базу других стран? В Уставе ООН об этом ни слова не сказано. Да, Украина стремится стать членом Евросоюза, но это не его требования, а именно МВФ, который прямого отношения к Евросоюзу не имеет. Это специализированное учреждение ООН с главным офисом в Вашингтоне. Но, в отличие, например, от Генеральной Ассамблеи ООН, в которой каждая страна обладает одним голосом, процедура принятия решений в МВФ призвана отражать относительное положение государств-членов в мировой экономике. А это означает как бы плясать под дудку финансово развитых стран.
      А потому со стороны отдельных стран, нуждающихся в финансовой помощи, нередко звучали призывы к сворачиванию сотрудничества с фондом. Это, мол, долговая яма и ненужная зависимость. Да и сама политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий, в итоге, направлено не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам. Свежим примером может быть отказ в 2018-м году от помощи МВФ Турцией. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган объяснил, что не хочет обращаться за поддержкой к МВФ, поскольку не особо верит в эффективность политики фонда. Кроме того, турецкое руководство не хочет следовать требованиям, которыми фонд обычно сопровождает предоставление своих кредитов. Кстати, с 2000-го года соседняя с Украиной Россия, не смотря на различные санкции (с 2014-го года), ни разу не обращалась за кредитами МВФ. А в январе 2005-го года Российская Федерация выплатила МВФ весь объём накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долларов США), полностью погасив тем самым  свои обязательства перед этой организацией. А высвободившиеся в результате выплаты российского долга средства, как заявили власти России, могут быть использованы Фондом на цели содействия развитию нуждающихся стран.
      А вот Украина намерена следовать жестким требованиям МВФ и быть у неё в зависимости. А как же в этом случае будет стабилизироваться экономика Украины? А вот как... По прогнозам информированных (официальных) источников предполагается, что стоимость газа для населения в 2021-м году вырастет на 20 %, в 2022 году - на 10 %. В 2023-2024-м годах прогнозируется рост тарифов на 5 % ежегодно. Вслед за ростом тарифов на газ автоматически повысятся тарифы на централизованное отопление и горячую воду. В 2021-м году рост составит 16-18 %, в 2022-м - 6-9 %, а в 2023-2024-м годах - от 3 до 5 %. Прогнозируется, что больше всего вырастут цены на электроэнергию в 2021-м году - на 43 %. В 2022-м году - на 19 %, а в 2023-2024-м - на 15 %. При этом цифры каждый год должны уточняться исходя из инфляции.
      Есть ещё один любопытный аспект деятельности (извращённого ума) властей Украины и прочих чиновников. Как только Украина начинает экспортировать какой-нибудь свой товар, на него сразу же поднимают цены и в самой стране. Извращённое мышление чиновников и олигархов, вероятно, таково: "А как же, покупают у нас товар по европейской цене, то пусть и наши граждане раскошелятся". Это касается в первую очередь экспорта различных видов зерна, подсолнечного масла, а также ре-экспорта электроэнергии и газа. Кроме того, Украина экспортирует (слава Богу, этими товарами не пользуются обычные граждане) руду, продукцию чёрной металлургии и прочее... Экспортирует даже (в Великобританию) изготовленные в Днепропетровской области ядерные реакторы. Да, цены на энергоносители в Украине постоянно растут, но никто ещё ни разу толком, внятно, не объяснил почему в Украине в последнее время повышается цена на такой предмет первой необходимости как хлеб. А впрочем, ничего удивительно - решено поднимать экономику исключительно за счёт средств простого народа, но никак не олигархов...
      Касательно же траншей МВФ, то возникает вопрос. И что отношения Украины и МВФ будут продолжать строиться по принципу: одолжить, чтобы расплатиться? Но в таком случае, по мнению многих обозревателей, в последующие несколько лет Украина будет возвращать долги со скоростью и производительностью "печатного станка", который изготавливает доллары.
      Так нужны ли такие кредиты и такие условия Украине? Правительство, а частности министр финансов страны Сергей Михайлович Марченко считает, что нужны. И не просто нужны. В своём интервью 31.03.2021-го года изданию "Liga.net" он вот что заявил: "Нам уже некомфортно. Так было еще в прошлом году. Конец 2020-го был очень сложным, но нам удалось согласовать параметры бюджета-2021 и получить макрофин от ЕС. Для этого в ноябре мы две недели ежедневно обсуждали бюджет с нашими партнерами". Будь это сказано днём позже, слова министра можно было бы принять за первоапрельскую шутку. Но это далеко не шутка... Также Марченко рассказал, что в бюджете Украины предусмотрены новые кредиты МВФ, а возможности получить финансовую помощь в другом месте у государства нет. Таким образом, программа МВФ является "базовым сценарием для развития экономики Украины". Ранее, в начале июня 2020-го года совет управляющих МВФ одобрил новую программу поддержки Украины на полтора года общим объемом в $ 5 млрд. И первый транш в $ 2,1 млрд. страна уже получила.
      Кроме того, Сергей Марченко заявил ещё и то, что среди основных приоритетов проекту госбюджета-2021 - повышение минимальной зарплаты (на это предусмотрено 41,4 млрд. грн.), качественное образование (+34 млрд. грн.), доступная медицина (+27,5 млрд. грн.), в том числе 2,6 млрд. грн. на COVID-вакцинацию. Он отметил, что сотрудничество с МВФ является обязательным для Украины в 2021 году. Старая песня... Заметьте, речь постоянно идёт о минимальной зарплате, но никак не о средней А ведь при повышении средней повысится и минимальная. Это как раз в духе современной власти - ведь именно от минимальной зарплаты зависит зарплата народных депутатов, да и многих чиновников. А когда тех же депутатов спрашивают о том, почему они постоянно требуют повышения себе зарплат, то они отвечают: "Нам же нужно кормить свои семьи". Это очень примечательный ответ, свойственный только уму наших депутатов. То есть, им нужно кормить свои семьи, а народу, который их избирал - не нужно. Или, по меньшей мере, депутатов этот вопрос совершенно не интересует. Это подтверждает тот факт, что украинским властям народ нужен только лишь во время выборов - чтобы он помог им пролезть на хлебное место.
      А вот автор публикации считает, что никакие транши МВФ Украине не нужны!!! Почему? - объяснения приведены в начале публикации. И радует ещё то, что в последнее время к этому начинают склоняться и руководители, по крайней мере, пока что только финансовых организаций, но довольно крупных. К примеру, ещё не так уж давно, в октябре 2020-го года заместитель главы НБУ Дмитрий Романович Сологуб заявлял, что ...без денег Фонда катастрофы, может, и не будет, но риски растут. А вот в своём интервью газете "Экономическая правда" 23 марта 2021-го года он сказал, что Украина может проводить суверенную экономическую политику и обходиться без кредитов Международного валютного фонда. Недавно один из ведущих инвестиционных банков опубликовал аналитический отчёт, в котором утверждается, что, учитывая относительно стабильную макроэкономическую ситуацию и положительные тенденции на мировых финансовых и товарных рынках, Украина может обойтись без денег МВФ. Да, при этом замглавы НБУ назвал ряд условий, при которых Украина сможет обойтись без траншей МВФ, но ничего сверхсложного они собой не представляют. Этим своим заявлением он особенно он порадовал тех экспертов, которые считают, что МВФ в обмен на деньги требует от Украины принятия мер, которые "нарушают ее суверенитет".
      А вот правительство страны по-прежнему мотивирует заключение договоров с МВФ вложением капиталов в экономику страны. Но так ли это на самом деле?.. Наверняка прав Саша Боровик, когда говорит о том, что все реформы в Украине идут под диктовку олигархов (и, скорее всего, с соответствующими откатами действующей власти). Что такое экономика Украины? Глава фонда госимущества Дмитрий Владимирович Сенниченко в июле 2020-го года заявил, что доля государственного сектора в экономике Украины за первый квартал того года составила 11,8 %. Ещё он отметил, что сегодня на Украине 3,6 тыс. государственных предприятий, которыми управляет 96 разных органов власти. "Это все хозяйство" (комитеты, маленькие агентства), как выразился он, за 2019-й год сгенерировало убытки государству в размере более 170 млрд. грн. При этом, как сообщало ещё в январе министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, из 3700 госпредприятий реально работает только около 200. Вот потому Сенниченко ещё ранее сообщал, что примерно 1-у тысячу госпредприятий нынешние власти планируют приватизировать, а ещё 1178 - ликвидировать.
      Это подтвердил и тогдашний первый заместитель министра экономразвития Павел Андреевич Кухта, сообщив, что на приватизацию будет передано 1006 госпредприятий, а ещё почти 1300 - ликвидированы. По словам Кухты, 1006 предприятий будет передано на приватизацию, почти 1300 явно неработающих предприятий будет ликвидировано, еще 600 остались на оккупированных территориях, и около 100 -- это научные институты в виде госпредприятий. "Остаётся 733 предприятия. Это то, что остается в госсобственности. Чуть меньше половины из них - это лесхозы, их 315. Все, что осталось сверх этого, еще 200 - это культурные учреждения, цирки, театры и сервисные предприятия, типа Prozorro или ГП Документ, который выдаёт паспорта и ID-карты. И вот оставшиеся 200 - это и есть реальные, работающие предприятия. В основном, большие госкомпании. Их мы не приватизируем сейчас. Там сосредоточены основные активы государства", -- сказал Кухта. При этом он отметил, что 90 % государственных активов сосредоточены всего в 3-х компаниях - Нафтогазе, Укрзализныце и Энергоатоме. Вот они государственные предприятия: лесхозы, цирки, театры...
      А ведь давно известно, что если государственный сектор является чересчур малым, его физических возможностей просто не хватает, чтобы обеспечить базовую безопасность и защиту прав собственности. Это негативно отражается на инвестиционном климате и, соответственно, на экономическом росте. С расширением функций государства бюджетные расходы повышаются, и это приносит пользу экономике - по крайней мере, до тех пор, пока каждый потраченный государством доллар продолжает приносить больше доллара экономическому продукту. Правда, с дальнейшим ростом перераспределения капитала государства становится "слишком много", и каждый доллар, изымаемый из экономики в бюджет в виде налогов, приносит в виде государственных расходов меньше пользы, чем если бы он был инвестирован или потрачен на уровне экономических субъектов. Но это современной Украине не грозит. Если в Украине в 2014-м году государственный сектор имел относительно большие размеры, то за 7 лет он значительно снизился.
      Но при низком уровне государственных предприятий должна, всё же, соблюдаться некая пропорция государственного и частного производства. Американский экономист и политик Ричард Армей популяризировал концепцию "оптимального размера государственного сектора", графически изобразив её в виде перевёрнутой латинской буквы U (она получила название "кривой Армея)". То есть, до определённого момента рост частного капитала даёт государству некий +, а вот дальше уже только -. В частности, Армей утверждал, что отсутствие или слишком малый размер государственного сектора ассоциируется с низким уровнем благосостояния и низкими темпами экономического развития из-за отсутствия защиты прав собственности, охраны правопорядка и отсутствия базовой инфраструктуры. Такое положение не создаёт достаточно стимулов для инвестиций и сбережений, поскольку существует высокий риск экспроприации имущества. Эта пропорция в Украине была искажена ещё до прихода к власти правительства В. А. Зеленского. А потому, скорее всего, и идёт сейчас так званая экспроприация государственного имущества, которое сосредотачивается в руках олигархов.
      И что тогда означает вложение средств с траншей МВФ в экономику Украины? Это означает вложение средств в руки (а точнее в карманы) олигархов. А как олигархи вкладывают средства в экономику страны всем известно. Вот только интересно, за какую мзду олигархи получают деньги со средств траншей МВФ? А то, что это имеет место быть, вряд ли есть сомнения, ибо сами эти деньги получают олигархи, а расплачивается по кредитам государство. А теми налогами, которые вносят в государственную казну олигархи, по кредитам МВФ не рассчитаешься.
      Вот пускай народ Украины и задумается над вопросом дальнейшего вотума доверия национальной власти!..
     
     
     
     
     
     
     
     

1

     
     
     
     

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"