Адрес страницы: http://zhurnal.lib.ru/k/kutuzowa_e_g/
Адрес рассказа: http://zhurnal.lib.ru/k/kutuzowa_e_g/f.shtml
Современная литература на диво изобильна.
Есть рассказы, которые читают для развлечения. Есть те, за которыми мы коротаем время в электричке. Есть "лекарство от скуки", "отдых для мозга" и просто ненапрягающее чтиво.
А есть такие рассказы, как "Заповедник" Елены Кутузовой - требующие вдумчивого чтения, переживания и осмысления.
Я наткнулась на "Заповедник" случайно, в разделе новинок - Елена тогда только-только открыла свою страницу. Начала читать, не ожидая ничего особенного... А рассказ резанул по сердцу.
Не знаю, что так меня зацепило. Возможно, серьезность на фоне бесконечных опусов о приключениях всемогущих, или жизненность, или лаконичный, но яркий язык... Или - вопросы, которые подняла Елена Кутузова: милосердие, надежда, возрождение...
И не просто подняла - раскрыла. Сумела, справилась с непростыми темами. Не свалилась в пафос, не занеслась с умничаньем, не погрязла в поучениях. Просто рассказала берущую за душу историю и предоставила читателю делать выводы самостоятельно.
Сюжет линеен, не перегружен деталями. Елена рассказывает нам историю простой женщины Риты, в одно мгновение из-за аварии потерявшей все. И свою прежнюю семью - родителей, и нынешнюю - мужа и трехлетнюю дочь, и будущую - еще нерожденного ребенка...
Что происходит с человеком, который теряет все три точки соприкосновения с бытием?
Он теряется. "Попадает на кромку", - как пишет Елена Кутузова. В своеобразный "заповедник". И там, в этом безвременье и тишине, получает свой единственный шанс переосмыслить жизнь и найти в ней новый смысл. И очень важно, чтобы нашелся тот, кто в эту страшную минуту протянет руку и поможет выйти обратно на свет.
"Заповедник" - это рассказ-аллегория. Избушка "на кромке" миров - уголок в нашей душе, где мы прячемся от невзгод. Его немолодая обитательница, заботливо выхаживающая потерявшихся в собственном отчаянии путников - время, которое лечит все.
А Рита - это надежда.
Она безмолвна и почти мертва, когда мир вокруг рушится. Но стоит переждать немного в тепле, стоит отпустить сжавшееся в комок сердце - и надежда оживает. В занесенную снегом избушку приходит весна - сначала поселяется в сердцах ее обитателей, а потом - перегоняет сугробы вокруг в талую воду, распушает на деревьях молодую листву...
Жизнь продолжается.
После того, как я прочитала рассказ, эмоций было слишком много, чтобы внятно оценить язык и изобразительно-выразительные средства. И сейчас порыв все еще не схлынул, поэтому о языковых средствах скажу коротко.
Рассказ начинается с очень сильного сравнения - с развернутого образа разрушенной жизни Риты.
На полу длинного коридора валялся халат. Она сама его бросила, переодеваясь на бегу. На столе в кухне - протухшее мясо, гниющая картошка. Под прозрачным пластиком хлебницы - покрытый серо-зеленой плесенью хлеб. Все, что осталось от ужина большой и дружной семьи. Ужина, который так и не был приготовлен. Потому что зазвонил телефон, и нарочито-равнодушный голос уточнил её имя.
Семейный ужин, который так и не был приготовлен... Жизнь, которая больше не продолжится. Пустой дом, в котором никто не ждет, в котором царит разруха, тление.
Дальше автор еще не раз использует смысловые параллели. Рита попадает из душной летней жары в зимнюю стужу - и так же замерзает, становится на время бесчувственной ее душа. Рита двигается, ест, пьет, позволяет хозяйке избушки проявлять заботу... Но в сердце у Риты - та же холодная вьюга, что воет снаружи.
Из других запоминающихся, характерных черт рассказа могу отметить обыгрывание эмоциональной насыщенности предложений и их характера. В начале рассказа предложения короче. Они носят констатирующий характер. Эмоции словно заморожены, хотя образы, повторюсь, очень сильные. Ближе к середине, с пробуждением героини от летаргического сна - горя, описаний становится больше, чаще присутствует личная оценка героиней того, что с ней происходит. В конце рассказ наливается красками, словно заполняется светом.
Из очевидных недостатков рассказа - недовычитанность. Встречаются опечатки, причем довольно заметные. Кое-где автор грешит повторами... Но это, право слово, последнее, о чем думаешь, прочитав "Заповедник".