Начиная эту работу, первое, что по моему необходимо, это дать определение та-кому социо-психологическому понятию как "толпа".
Толпа - это группа лиц мужского пола, связанных дружественными, идейными и нередко экономическими связями, волею судьбы объединённых в силу наличия общих интересов и взаимной симпатии.
Толпа чаще всего постоянна, и структура её членов меняется довольно таки редко. По этому к толпе нельзя отнести всех знакомых и друзей одного из её членов. Толпа есть явление, строго регламентированное относительно количества входящих в неё субъектов. Ограничения в их количестве обычно связанно с территориальными рамка-ми (так называемое место обитания толпы) или с исторически сложившимися обстоя-тельствами (обычно члены толпы одноклассники).
Так или иначе, толпа есть сложная социальная система. Элементами такой систе-мы являются в первую очередь члены толпы, а так же взаимоотношения, складываю-щиеся между ними внутри неё, и отношения, возникающие при контакте толпы с внешним миром.
Каковы же виды деятельности толпы? Необходимо сказать, что основное назначе-ние её состоит в совместном времяпрепровождении её членов. Отсюда вытекают не-сколько видов деятельности: 1) пассивное посещение улицы и прогулки по родному району, 2) активные прогулки, часто связанные с антисоциальными и общественно-вредными деяниями (иногда предполагают распитие спиртных напитков), 3) посещение всякого рода "злачных мест", как то: ночные клубы, бильярд, дискотека и т.д. 4) прямая агрессия к окружающему миру (обычно в состоянии алкогольного опьянения, характе-ризуется поиском кого-либо для расправы), 5) специфический род занятий (обычно редкий для толпы вид деятельности, например, выезд на природу, посещение кинотеат-ра, поход в гости и т.п.).
Нужно отметить, что толпа имеет ряд устоявшихся симпатий и антипатий, по от-ношению к другим толпам или отдельным лицам на определённом месте обитания. Ме-сто обитания обычно ограниченно районом или несколькими. Симпатии и антипатии вызваны различными факторами, но обычно обусловлены дружбой или знакомством одного или нескольких членов одной толпы с одним или несколькими членами другой.
Так же нужно отметить, что принадлежность к толпе обычно ярка выражена. Час-то некоторых лиц характеризуют именно по принадлежности к той или иной толпе.
Пример:
- Знаешь Васю Перетуркина?
- Нет, а кто это?
- Ну, он ещё в толпе с Андреем и Юрой тусуется!
- А, вспомнил.
Или что-нибудь в этом духе.
Таким образом, мы видим, что толпа есть не просто социальная система (как сово-купность индивидов), но и психологическое понятие создающее некий образ и оказы-вающее воздействие на восприятие отдельного индивида другими людьми.
О неравенстве
Толпа как множество других социальных групп обладает своей внутренней, хотя и неформальной, иерархией. Это означает, что несмотря, казалось бы, на все признаки равенства в толпе, она всё же содержит определённую долю различия ценности того или иного индивида. Не говоря о простом делении на неформальных лидеров и ведо-мых, все члены обладают определённой степенью значимости в толпе. Это обычно вы-ражается в мелочах и совсем не заметно на первый взгляд. Даже сами члены толпы ни-когда не признают какого-либо неравенства среди них, так как это таится глубоко на уровне их подсознания и лишь иногда выражается в тех или иных поступках.
Здесь же нужно сказать, что статус определённого индивида, уровень его значи-мости не постоянен. Так, к примеру, даже неформальное лидерство может носить вре-менный характер. Сегодня заводила один, завтра другой.
Тем более каждый член толпы имеет свой взгляд на уровень статуса его друзей.
И всё же, скажу, что статус этот в первую очередь зависит от внутренних качеств индивида: уровня харизмы, духовного потенциала, интересов и мировоззрения.
О взаимоотношениях
(о конфликтах и наездах)
Если говорить о взаимоотношениях в такой социальной группе как толпа, а точнее выражении этих отношений, то наиболее честными и открытыми они бывают тогда, ко-гда члены толпы находятся в нетрезвом состоянии. Как говориться: "Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке" и от этого никуда не деться.
Действительно, именно в состоянии опьянения (речи о каком-либо наркотическом опьянении не может быть) члены группы наиболее открыто эмоционально и честно выражают своё отношение друг к другу.
Именно в это время чётко проявляет себя негативное отношение, вызванное либо постоянной личной неприязнью, либо временным конфликтом. Но и слова о глубоком уважении, преданности и даже любви (в хорошем смысле этого слова) члены толпы произносят друг другу именно в состоянии "синевы".
Если говорить о негативе во взаимоотношениях между индивидами входящими в толпу, то необходимо упомянуть о таком его выражении как "наезд" .
"Наезды" можно разделить на две большие группы. Можно выделить фундамен-тальные и пустые "наезды".
Например, толпа сидит в баре (либо любом другом злачном месте). Все употреб-ляют спиртное (кто-то много градусное, кто-то просто пиво), но один из членов толпы отказывается употреблять алкоголь. В этом случае могут возникнуть "наезды", всевоз-можные издёвки и подкалывания (типа: "да ты вася!" или "ну ты пряник!"). Это, безус-ловно, случай пустого "наезда". Он, в принципе, не обусловлен злобой либо чувством глубокой обиды. Нет никаких оснований для неприязни к объекту, на которого совер-шён пустой "наезд".
Природа таких "наездов" скрывается глубоко в подсознании и выходит за рамки рационального. Возможно, они вызваны даже глубокой не открытой симпатией к объ-екту.
Другое дело фундаментальные "наезды". Эти вызваны чувством глубокой обиды, ощущением совершённой несправедливости, они таят в себе мощный заряд негатива и неприязни. То есть, субъект наезда имеет какие-либо реальные претензии к объекту.
Нужно отметить, что и те и другие "наезды" могут иметь схожую форму. Напри-мер, выражаться в обидном подшучивании.
Но, в первом случае это будут совсем не злые шутки (хотя для сторонних наблю-дателей могут показаться весьма жёсткими), во втором же, шутки действительно злы. Они имеют своей целью унизить и глубоко оскорбить оппонента.
Ещё раз отмечу, что "наезды" могут быть связаны с временным негативным от-ношением. Большую роль здесь играет и душевно-эмоциональное состояние наезжаю-щего. В плохом расположении духа он может перегнуть палку и вылить негатив и на симпатичных ему людей. Обычно для этого хватает малейшего повода. Какого-либо незначительного поступка. Который в хорошем настроении потенциальный наезжаю-щий и не заметил бы.
Конечно же "наезд" есть ядро любого конфликта. Это как бы фундамент, на кото-рый накладываются дальнейшие поступки и поведение, формируя конфликтную ситуа-цию.
Вообще, конфликтные ситуации могут быть разделены по числу субъектов. Мо-жет быть так, что конфликт в толпе происходит один на один (между двумя членами группы). В этом случае остальные либо держат нейтралитет, либо пытаются усмирить оппонентов, либо принимают сторону того или иного спорящего, в этом случае проис-ходит раскол в толпе.
Раскол, так же, может носить другие мотивации, и конфликт начинается сразу ме-жду двумя блоками в группе. Это ещё один вид конфликта.
Конечно же, понятно, что иногда первый вид естественным образом переходит во второй.
Следующий вид - один член группы выплёскивает негатив на остальных. Обычно это связано с глубочайшим раздражением и плохим настроением субъекта (об этом я уже упоминал).
Обратный случай, когда все члены толпы выбирают себе объект для "наездов". Причин для этого может быть множество.
Последние два вида, в принципе, структурно одинаковы - один против всех. Но они имеют абсолютно различную психологическую окраску.
В первом случае, конфликтёр - субъект, он сам зачинщик конфликта, он нападает и активно защищается от нападок. Во втором случае, одиночка - это объект. В процессе наездов он падает духом, теряет почву под ногами, все, что ему остаётся - пассивная защита.
Так же, если говорить о взаимоотношениях в толпе, то необходимо учитывать личные качества её членов. Я выделил два наиболее общих начала: "кошачье" и "соба-чье". Они, конечно, не определяют всех аспектов поведения человека. Так же они не являются строго противоположными. В индивиде могут сочетаться оба начала, но в разных пропорциях.
О "собаках" и "котах"
Чем же отличаются два этих начала? Прототипами их являются, конечно же, эти животные коты и собаки, большинство психологических характеристик построены на ассоциации с качествами данных зверей.
Собака. Что составляет основу её жизни? Собака по сущности своей волк. Эти, хо-тя и свободолюбивые животные, отдают себя во власть стаи. Суть собаки(волка) жить для пользы стаи. Одомашненные собаки так же подвержены данной психологической зависимости, дом и семья человека замещают ей ту самую стаю.
Итак, собака живёт ради стаи, но она может в любой момент рассчитывать на по-мощь и поддержку с её стороны. К чему это всё?
Стоит поменять стаю на толпу, и мы увидим портрет человека, в котором преоб-ладает "собачье" начало. У "собаки" острое чувство сплочённости, доверия и ответст-венности перед членами толпы. Собака остро отстаивает её интересы, нередко отдавая в жертву свои личные.
"Кот" же личность глубоко эгоистичная. Он никогда не отдаст себя полностью в жертву общественного интереса. Как и кошки, которые гуляют сами по себе, "кот" это такой человек, который, будучи в компании остаётся себе на уме. Хотя нельзя сказать, что "кот" отвергает компанию, отнюдь нет. "Кот" довольно сносно взаимодействует с другими членами толпы, он может быть отличным другом, душой компании. Но он все-гда видит свои интересы выше общественных. Он часто ведёт тайную игру. Его поли-тика это скрытность и самолюбие, в отличие от "собаки", которая всегда прямолиней-на.
"Собака" так же открыто, как она любит и уважает друзей, открыто ненавидит врагов. "Пёс" всегда осторожен с чужаками. При этом, если чужак симпатичен "соба-ке", но неприятен толпе, то "собака" занимает нейтралитет и не предпринимает ничего, что бы ввести чужака в толпу. В отличие от "кота", который любыми способами попы-тается ввести в толпу симпатичного ему человека, даже если тот противен остальным. Если же чужак неприятен "коту", но он влился в коллектив, то "кот" приложит все усилия, чтобы если не избавиться от него, то хотя бы не дать ему спокойно жить (для этого он использует злые шутки, лёгкие наезды, всячески выражает недовольство при-сутствием чужака). "Собака" же в такой ситуации не пойдёт против толпы и, стиснув зубы, будет терпеть чужака.
Что говорить о том, что "кот" хоть и не является "крысой" , но в финансовых и материальных вопросах расчётлив и сдержан в щедрости (если уж кутить, то тратить только на себя). "Пёс" в таких вопросах щедрая душа, если у него есть деньги, то он спустит всё до копейки. В вопросе денег он ведом больше сердцем, чем разумом. Если "кот" думает: "Есть деньги. Надо постараться, что бы были всегда", - то "собака" раз-мышляет так: "Есть деньги - хорошо! Нету - плохо!".
В принципе и тот, и другой тип имеют свои недостатки. К тому же, повторюсь, что полностью "собак", или полностью "котов" не бывает. Обычно черты и того и дру-гого присутствуют в различной степени в каждом из членов толпы.
Ещё отмечу, что, так же как и алкоголь позволяет чётче выявить те или иные чер-ты индивида, так же играет роль место и время. Наиболее ярки все упомянутые выше образы и отношения ночью, особенно в каком-нибудь "злачном месте".
НОЧЬ
Атмосфера ночных клубов, дискобаров и просто "кабаков" как нельзя лучше способствует проявлению чувств и поведения членов толпы, выражению их взаимоот-ношений и проявлению их характера.
Ночь - замечательное время, самое загадочное и прекрасное. Ночь - время роман-тики и разгула человеческих пороков.
Если наблюдать любой город днём, можно увидеть только суету, серость и камен-ное уныние. Ночь - время, когда человек рвёт все социальные связи, которые были ему, навязаны и которые тяготили его днём, определяя мотивацию его поступков. Под оком солнца человек как под наблюдением ведёт себя неестественно. Часто он обуславливает свои действия искусственными иногда даже глупыми причинами противными челове-ческой сути.
И вот она ночь! Ночной город прекрасен. Когда ты смотришь на него днём, то ви-дишь сплетённую глыбу улиц и зданий. Ночью ты видишь лишь огни. Огни эти в тем-ноте выявляют явную его неестественную природу. Весь мир покрыт мраком, и лишь творение рук человека выпирает из этой темноты. Поневоле начинаешь задумываться о величие человеческой расы, которой под силу такое превращение.
Человек часть города, песчинка в нём, но он же его творец, создатель. Человече-ский разум создал всё это. Как художник на холсте, изобразил он на пространстве ночи город.
В каждом из нас живёт Локки . У кого-то он маленький и слабый, а у кого-то яр-кий и необузданный. Какой бы он ни был, просыпается он чаще всего ночью. Потому то большинство "злачных мест" и имеют ночной характер.
Кто, к примеру, ходит днём на дискотеку или в клуб. Конечно, можно списать это на простую загруженность дня делами. Вот в этом и есть прелесть ночи - все дела ос-таются в другом мире, и не мешают наслаждаться жизнью.
Ночь - это побег от суетного дня. Но не побег в сон, а побег в другую явь, которая часто близка сну по духу.
По этому то, людей и делят на "сов" и "жаворонков" "Жаворонки" это не просто те, кто рано встаёт и хорошо себя чувствует весь день. Это люди бегущие от дня в сон, при этом из-за отсутствия второй яви, в которой лучше живётся "совам", "жаворонки" лучше приспособлены к суете дня, у них просто нет альтернативы.
"Совы" же познавшие всю красоту ночной яви, не любят день. Не хотят с ним ми-риться. И отдают физиологической потребности во сне именно это непривлекательное время суток.
Но что-то меня понесло в сторону. Пора вернуться к толпе. Тем более осталось совсем немного мыслей на этот счёт.
О степенях мужской дружбы
Как я уже говорил, основу толпы составляют дружеские связи. Какова же бывает дружба, на сколько сильной она может быть?
Можно выделить некую иерархию степеней мужской дружбы.
На нижней ступени такой иерархии стоит простое знакомство. Это как бы даже и не дружба, просто знание человека, знание его имения, способность отличить его в че-ловеческой массе.
Дальше идут хорошие знакомые. Это, наверное, было бы даже дружбой, если бы не ограниченность в общении. То есть эти люди тебе симпатичны, но ты не связан с ними общим делом или какими либо интересами.
Дружба серединное состояние. Очень часто друзьями бывают одноклассники, од-нокурсники и т.д. Друзья, в принципе, довольно много времени проводят вместе. Дос-таточно хорошо знают друг друга.
Но знать все привычки, специфику настроения, особенности характера и другие черты могут лишь лучшие друзья. Среди знакомых и друзей, лучшие друзья довольно небольшая категория людей. Эти люди практически всю неделовую жизнь связывают друг с другом. В принципе, часто они пересекаются и в проблемах деловых (в виде поддержки и помощи при разрешении каких-либо проблем и задач).
Наивысшей степенью мужской дружбы является БРАТСТВО. Это чуть меньше чем отношения между родными братьями, но больше чем отношения между лучшими друзьями.
Не каждый человек способен на такой уровень дружбы. Братья не просто знают привычки, не просто понимают друг друга, а чувствуют. Среди толпы братьев настрое-ние передаётся весьма легко.
Братство - это когда ты можешь рассчитывать на безвозмездную помощь в любой момент, и сам готов сделать всё, что в твоих силах (и даже больше) для брата.
* * *
Вот, пожалуй и всё!
Возможно всё изложенное выше - это полный бред. Возможно, все явления, о ко-торых было написано в данной работе, имеют совсем иную природу. Может и явлений таких не существует. Возможно, все мысли и идеи, вошедшие в данный труд, носят чисто субъективный характер. Может быть, всё это плод пьяного воображения.