Романчук Любовь: другие произведения.

Готика и антиготика

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор готических рассказов "Крещенского вечерка"


   Готика и антиготика
  
   Принципы, по которым производился разбор произведений, следующие:
      -- Жанр "готической" новеллы, первоначально возникнув на волне интереса к средневековью, вовсе не означает буквального следования средневековым атрибутам и воспроизведение декораций давно исчезнувших времен, довольно поверхностных и искусственных. Поэтому предпочтение отдавалось рассказам, в которых автор сумел в современных реалиях углядеть элементы готики ("готическое" - значит таинственное, необъяснимое, страшное). Именно такое сочетание и было по-настоящему страшно.
      -- Далее обращалось внимание на идею и моральную ценность рассказа.
      -- Языковое исполнение. Тут придирки не были столь велики, поскольку стиль всюду надо править, иное дело, стоит ли рассказ подобных затрат, или его проще выкинуть в мусорное ведро и написать другой.
      -- нетрадиционное решение задания (т.е. если в рассказе присутствует замок, кладбище, подземелье, традиционный призрак с его местью, и тому подобные аксессуары - фантазии у автора маловато и ни на что большее, чем на плагиат, он не сподобился).
   Да, и последнее: мнение сугубо личное, ни к чему не обязывающее.
  
      -- Ключ от Последней Двери.
   Доставил искреннее наслаждение. В качестве места действия взят совершенно неготический объект - завод. Но в нем так неожиданно развернулись события, так мастерски был найден "готический момент", что оторваться было невозможно. Новая мифология. Чего только стоят образы-призраки 12 вечных рабочих, которые рассыпаются в прах после прочтения приказа об их увольнении. Или образ Забытого Токаря, или же проклятого Директора. Понравился и юмор (может, иногда перебор с сарказмом, но это извинительно). Моральная ценность рассказа - изображение жути жизни рабочих, проявление сочувствия к их забыченной судьбе.
      -- Пристанище - об умершей Матрене, Ксюше и призраке Егоре. Тут тоже на вполне реальной и колоритной деревенской тематике выстроен сюжетец с обольщением призраком девочки. Страх нагнетен в достаточном количестве. Живой язык. Нестандартная концовка. Жуть окончательного разрешения ситуации: Егор завлек девочку, чтобы ее убить и таким образом освободиться от пребывания в доме. После этого дух Ксюши становится пленником дома, а призрак, в которого она влюбилась, спокойно ее покидает.
      -- Туманный призрак - тут действие происходит в Карпатах. Вторжение в реальную жизнь мистики впечатляет. Может, чересчур длинноваты описания облаков с контуром женщины, не очень согласован конец - с исчезнувшей фотографией призрака можно бы и покруче обойтись. Но в целом хорош. Моральная ценность - месть погибшей по вине мужа жены: путем постоянного напоминания о себе (через сны гостей, природу и т.д.) она приводит его в итоге к самоубийству. Призрак тут - это укоры совести.
      -- Перерождение - о таящихся в глубинах таинственных силах, которые несут с собой неведомое перерождение. Девочка, которую касается эта сила, в итоге физически или психологически перерождается в монстра-убийцу. Действие происходит в конкретной местности, даже речка указана - Орель. Кстати, не поленилась уточнить топоним: действительно, название происходит от "орла", а означает - подниматься, взлетать. Хорошо подана магия местности.
      -- Доктор Мортимер и его анатомический театр - понравилось из-за стеба на всевозможные ужастики, такая гремучая смесь самых известных сюжетов. Образ шкатулки-склепа действительно ужасен, а сама идея - заведение игрушки с попавшим в нее героем по желанию странного доктора и бесконечные проигрывания героем жуткой сцены соития с мертвецом - достоин самой крутой "готической" закваски.
      -- Господин М. - тут вроде бы действие происходит на кладбище, но сюжет обыгран в таком свежем ракурсе, что прочитался с удовольствием. Во-первых, реалии совершенно современны - кладбищенский сторож, машина. Во-вторых, само решение проблемы - возврат трупа в могилу своей былой возлюбленной, эдакое проявление абсолютной верности - трогает. Идея и вытягивает рассказ сюда.
      -- Носорог - тоже действие происходит на современном нам пространстве. Тут скорее не чистая "готика", а взгляд изнутри, из-за чего ужас в организме не вырабатывается, но написан рассказ хорошо. Может, некоторый перебор с соплями героя, я бы подсократила. Но идея достойна.
      -- Хронотоп - действие происходит в поезде, который, как со временем оказывается, совсем не такой как все поезда: он пуст, в нем появляется странный человек в шляпе, поезд едет без остановок и в итоге герои начинают в нем исчезать. Ужас - в необратимости. Идея: редкий дар видеть за нашим миром иной - является роковым, поскольку ведет к гибели. Что-то в таком роде. Моральная ценность - соприкосновение с таинственным опасно, это метка, которую получает человек.
      -- Еще раз о любви и мести - прекрасно написан рассказ, и концовка необычна, и образы выпуклы, и композиция интересна. Не хватает достоверности, Франция под пером русского человека выглядит ненатурально, что, впрочем, вполне естественно. Если бы этот момент как-то пояснить или обыграть, вышла бы куколка.
      -- Зло - о перевозе грешников неким капитаном в ад. Место действия - корабль. Моральная ценность - кара за зло. Сюжет смят.
      -- Лунный заяц - речь идет о полученной мальчиком голубой шкатулке, в которой таится его будущее убийцы. Это легенда о зарождении кровавого Фреди (Крюгера?). Был бы хорош, не подведи так стиль. Ляпсус на ляпсусе и ляпсусом погоняет.
      -- Дорога Зла - о заманивании Лесником жертв в свой лес к Черному алтарю для создания своего перевернутого мира. Одной из жертв становится его жена Вита. Антураж смешанный: современный нам мир, дача, лес, фэнтезийный мир (иномирье?), в котором в страшном виде обитают все жертвы. Идея непонятна.
      -- Тайна замка Вардач - типично "готический" антураж: замок, склеп, призрак Голема, жертвоприношение. Свежая идея: добровольное принесение себя в жертву ради освобождения созданного когда-то жуткого Голема.
      -- За грань - мальчик ищет девочку, а в результате находит Ангела смерти. Такова идея. Готикой и не пахнет.
      -- Зло - некий корабль везет пассажиров неведомо куда, потом пассажиры начинают умирать, некто их оживляет путем введения какого-то раствора, затем на корабль обрушивается гигантская волна, и все "очучиваются" на неком острове с замком на верхотуре. Героиня Беатрис начинает восхождение к нему в уверенности, что это рай, а в это время другие оживленные монстрообразные пассажиры злорадно потирают руки: они-то знают, что это ад. Идея - перевоз странным капитаном (Хароном?) грешников в адское место. Элементы декоративной готики присутствуют на корабле: атмосфера странности и необъяснимости, оживление трупа, тайна записки Беатрис (признания?), таинственный капитан, черная волна.
      -- Правосудие о падшем ангеле - смятая зарисовка падения ангела. Антиготика.
      --
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Крымова "Скандальная невеста, или Попаданка не подарок"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) Р.Брук "Silencio en la noche"(Антиутопия) В.Соколов "Прокачаться до сотки 3"(Боевое фэнтези) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Гаврилова, "Дикарь королевских кровей 2"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Д.Деев "Я – другой"(ЛитРПГ) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"