Итак, Триммера. Интересный посыл, и размер опуса подходящий. А чего бы не поучаствовать!
Ых!
Дурость и авантюризм затеи, конечно, были понятны изначально. Опус писался для совершенно специфичного фэндома. Писался, как альтернативный взгляд на мир представленный в сериале "Горец". Мы много спорили на нашем форуме. Тоже о добре и зле, об идеалах, о праве принимать ответственность, судить и убивать врага или друга, вдруг ставшего врагом.
А еще об изменениях, происходящих в мире с течением времени. Все понятно, как происходит это у нас, у обычных людей. Наша жизнь скоротечна и изменения морали, нравов мы воспринимаем лишь иногда, лишь тогда, когда меняется мир: революционный излом рушит прежние представления о жизни зачастую вместе с самой жизнью "маленьких" и "больших" людей. А как это будет, если изменения происходят на глазах одного человека, если то, что было приемлемо или даже достойно в прошлом, становится глупостью или даже преступлением в настоящем? А как быть, если твой нынешний друг в далеком прошлом совершил что-то, что ты считаешь позором и преступлением?
Вот все эти споры и привели к появлению того, что сегодня называется "Учеником".
И мне, с дуру, показалось, что это будет интересно и людям готовым порассуждать об "Истинных ценностях".
Я не отношу себя к людям наделенным писательским даром: просто здравый смысл, обычная среднестатистическая, на мой взгляд, для людей моего поколения грамотность, да еще, пожалуй, любовь к нашей русской и советской литературе. Поэтому никогда не считала свой опус чем-то особенным. Он появился случайно и, особенно его первая часть, был еще и первой пробой пера. Претендовать на то, что опус является полноценным литературным произведением! Хи-Хи! Для себя я давно установила достаточно высокую планку того, что я называю литературой. И мнение мое никогда не зависит от регалий автора. Только от того, считаю ли я значимыми и интересными проблемы поднимаемыми произведением. Я могу не соглашаться с его мнением, но если его мысли неординарны, выходят из рядовой серости, я буду уважать АВТОРА. А если он созвучен моим мыслям и чувствам я буду его ЛЮБИТЬ, чтобы о нем не говорили. И соответственно наоборот.
Так что, господа, рассчитывать на что-то там такое, какие-то плюшки от конкурса... Увы. Да, они мне и не нужны вовсе. Есть реальная жизнь, есть дело, которое я делаю в этой жизни, есть родные люди и друзья, дом. А опус? Ну, написалось вот... Я и подумала, что кому-то будет интересно.
Собственно не надо было выкладывать опус в начале. Надо было посмотреть, что за качество материала будет выставлено. Но я человек импульсивный: решила сделать - сделала. А надо было подождать.
Почему подождать?
Да, потому, что круг вопросов подпавших под "Ценности" оказался так узок...
Я не буду здесь и сейчас обсуждать грамотность и стилистику. Я о "Ценностях".
57 работ. Естественно я не читала их все, просто просмотрела некоторые. Безусловно, из этих пятидесяти семи есть те, что достойны называться литературой.
Например, я давно люблю Golde. Еще от появления первой части ее "Шута". Там есть неровности, разные части воспринимаются по-разному: одни чуть лучше, другие чуть слабее, но там везде есть смысл, и мысль, и образ. Ее Шут живой человек. Он растет, развивается, любит и ненавидит, как любят и ненавидят те, кто являются его друзьями и врагами. Они все живые люди, со своими стремлениями, страстями, ошибками, поражениями и победами. А мир ее фентези прописан как живой полноценный мир. Ни разу за все повествование не возникает ощущения искусственности конструкции мира, как и искусственности в мотивации поступков людей этот мир населяющих.
Поэтому: ДА. Это литература. В ней есть понимание истинных ценностей: любви, верности, долга и дружбы. Я желаю ей удачи, и очень надеюсь, что этот мой хвалебный "реферамб" не повредит ей в ваших глазах.
Есть вещи, написанные достойно, ровно: Рихтер, Тихонова, Котенко. Что-то при просмотре заинтересовало еще, но, естественно, я не все смотрела.
А дальше возникают вопросы, много вопросов.
Я, конечно, осознаю, что в наше время, придавившее большинство людей своим однообразием, отсутствием "Истинных ценностей" в повседневной жизни, хочется сказки. Но...
Современная проза предполагает некую многомерность и многогранность мира, описываемого в произведении, если оно, произведение не носит камерный, локальный характер. Уже давно в российской, да и хорошей мировой литературе есть некая норма, критерий. Нет полностью плохих и полностью хороших людей, явлений. Инь и янь по жизни идут вместе, сплетаясь в единый клубок жизни. Это должна отражать и литература.
А здесь так много работ поставленных в жесткие рамки схемы. И искусственность, жуткая искусственность, как образов, так и поступков.
Хорошо, если это просто фэнтезийный мир с розовыми рюшками графов, князей и королей, с их МэриСъюшными дочками и сыновьями, попавшими в безвыходные ситуации, кончаемые просто постелью. Здесь я даже не буду упоминать о том, что и в фэнтезийном мире, особенно, если он привязан к реальной земной эпохе, надо было бы раскинуть мозгами и озаботиться, ну хоть элементарно, терминологией времени, а не использовать термины типа: фригидность и импотент. Что нельзя этот средневековый мир превращать в дешевую декорацию современного вашего мироощущения. Иногда в таких опусах довольно легкий слог и, если не напрягать мозги на нелепостях и ошибках, пойдет "за милую душу". Вот только после прочтения, даже, если не уснешь до конца опуса, в голове не останется ничего. Никаких мыслей и никаких вечных ценностей. Так хорошее средство от бессонницы. В общем, гламур и девочки "эму". Хотя сейчас, оказывается, входят в моду и мальчики "эму".
Другой вариант, когда мир покруче, пожестче. Особенно опусы со всякой нежитью. Здесь простор для построения схем просто необыкновенный. Только, вот проблема: насколько предложенная схема подходит под "ценности"?
Вот, например, ситуация: мир, в котором есть дичь, хищники и хозяева. Хозяева выбирают из дичи слуг, которые уничтожают хищников и помогают в поисках потенциальных хозяев. Сюжет опуса: от преступного в глазах дичи адюльтера дичи и хищника рождается дочь, отличающаяся "умом и сообразительностью". Девочка растет, мучается ненужными вопросами, привитыми матерью-дичью, потом родителей и семью отца убивают слуги хозяев. Саму барышню, оказавшуюся из числа потенциальных хозяев, берут в обучение. Чему учили непонятно из всего опуса, поскольку хозяева, собственно говоря, ничего путного и не делают. Похоже, только следят за соответствием количества дичи и хищников. Барышню водят по мирам, она все мучается от ненависти к учителю, ставшего причиной смерти матери, и от осознания нелюбви матери к ней - нечисти. Дело тянется десятки лет. Потом барышня таки попадает в мир хозяев: пустой и обывательский. Сбегает оттуда в поисках своего предназначения. А тут и в мир прорывается зло: получивший невиданную силу хищник. Естественно, барышня спасает мир, рожает сына и находит любимого, который как, оказывается, всегда был с ней рядом в роли учителя и проводника.
Все. Совсем все.
Я утрировала немножко, мишуру оборвала. И где тут "вечные ценности"? Любовь, материнство? Подвиг? Вроде как есть все, но мир уж больно статичен, безысходен, мерзок. А главное он был таким до прихода "Зла" и остался таким после его уничтожения. В чем же смысл подвига? В чем смысл рождения сына? Так ведь и барышня-то бессмертна... А вечная любовь - она ведь как известно для мертвых.
Отдельный разговор бы надо было вести об опусах, представляющих наше недавнее советское прошлое. Но не буду. Поскольку по поводу одного из них, прочитанного практически полностью, уже все сказала в своем месте. Отмечу только, что здесь те же проблемы что и в розовых МериСъюшных соплях, только от близости времени смотрится это еще непригляднее.