Аннотация: Юноша из провинции попадает в столицу великой империи, и, невольно для себя, становится проходной пешкой в Большой Игре, цель которой - устранение от власти всемогущего императора.
БЕЛЫЙ ГОРОД
Боевик с элементами стимпанка
1. НАТ. ИМЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ - САД - ВЕЧЕР
Большой запущенный сад. Лужайка где-то на его окраине. Здесь же старое, но крепкое дерево, к толстой нижней ветви которого привязана качель. На ней - раскачивающийся юноша, почти мальчик. Это СЕРГЕЙ. Он взлетает и опускается, взлетает и опускается. Сильнее и выше. Все сильнее и выше. Тропинка, трава, деревья, небо. Небо, деревья, трава, тропинка.
Небо - высокое августовское, с белыми бегущими в самой вышине облаками - словно притягивает его. На пике движения он замирает в обманчивой близости от ясного лазоревого пространства с белой пушинкой облака с самого краю, а потом падает вниз, к земле, обрушиваясь со свистящим в ушах ветром в пестроту темнеющего сада.
Новый пик - чуть дольше предыдущего. И новое падение.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (ЗК)
(издалека)
Сережа! Сережа! Где же вы? Сережа! Пора ехать! Сережа! Да что же это?!
На этот раз пауза длится чуть дольше чем нужно, так, как будто у него получилось. Небо приближается, словно затягивая его в себя.
2. ИНТ. УНИВЕРСИТЕТ - АУДИТОРИЯ - УТРО
Сергей в огромной шумной аудитории, где-то на верхних рядах ее. На нем студенческая форма. Он немного удивлен происходящему. С радостным недоумением осматривается, словно не знает верить или не верить тому, что происходит вокруг него.
Входит ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Шум стихает. Студенты рассаживаются. Преподаватель солидно проходит к сцене, где останавливается, обратившись лицом к аудитории.
Все встают. СЕРГЕЙ, чуть замешкавшись, поднимается с некоторым запозданием.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
(после паузы, внушительно и строго)
Прошу садиться!
Все садятся.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
(торжественно и важно)
Господа! Я приветствую вас в стенах нашего университета...
Сергей, не слушая, погруженный в себя, вдруг улыбается. Луч солнца попадает в аудиторию, меняя тональность освещения с серой на золотистую. Сергей оборачивается к окну. За ним мрачное низкое небо с яркими голубыми просветами. Блеснувшее в одном из них солнце. Гранитная набережная. Рябь холодной реки. И дальше - за рекой дворцы классической формы и крыши поднимающегося за ними города. И затем сам город - огромный, уходящий изломами улиц к горизонту, с бегущими пятнами золотого света, перемежающимися тенью туч.
Солнце прячется. Город меркнет.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Итак, приступим...
Преподаватель оборачивается и идет к доске. Берет мел и начинает писать формулы.
Сергей, очнувшись, придвигает к себе тетрадь. На лице его все та же счастливая улыбка.
3. ИНТ. КВАРТИРА ДЯДИ - КАБИНЕТ
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ, дядя Сергея, холеный сибарит в возрасте, сидит в кожаном кресле перед Сергеем с сигарой в руке. Сергей стоит перед ним посреди комнаты.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(взволнованно)
Нет, нет и еще раз! Даже слушать не хочу. Ты будешь жить у меня и точка. Слышишь? Точка!
СЕРГЕЙ
Но я не хочу вас тревожить, дядя!
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Тревожить! Скажешь тоже! У меня большая квартира, в которой только я и все. У тебя своя комната - делай, что хочешь. Я не буду к тебе лезть со своими старческими наставлениями, можешь не волноваться. Ты свободен. Полностью свободен!
СЕРГЕЙ
Но дядя...
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
И слышать не хочу! Не хочу! Я многим обязан твоему отцу... Очень многим... Бедный Николай!
(после паузы)
Так вот. С моим распорядком дня ты уже знаком. За хозяйство отвечает Платон. Если что - обращайся к нему. Он все сделает. И... Я хочу поговорить в министерстве, чтобы мне выделили еще одного пятницу... Для тебя...
СЕРГЕЙ
Для меня? Зачем?
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Ну, это будет твой личный слуга. Твой поверенный, так сказать, в делах.
СЕРГЕЙ
Разве так можно? Их же так мало и вот, мне...
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
При моей должности - можно, не переживай.
СЕРГЕЙ
И что я буду с ним делать?
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(улыбаясь)
Как-нибудь разберешься.
4. ИНТ. УНИВЕРСИТЕТ - АУДИТОРИЯ - ДЕНЬ
Преподаватель у доски пишет формулы и громко и быстро говорит что-то, иногда оборачиваясь к аудитории. Сергей с несколько ошарашенным видом быстро записывает в тетрадь, время от времени поднимая голову и глядя на доску.
5. ИНТ. УНИВЕРСИТЕТ - БИБЛИОТЕКА - ВЕЧЕР
Сергей за столом с зажжённой зеленой лампой. Перед ним несколько книг. Одна из них раскрыта. Сергей делает выписки из нее.
6. ИНТ. КВАРТИРА ДЯДИ - КОМНАТА СЕРГЕЯ - НОЧЬ
Сергей за рабочим столом с раскрытым учебником пишет на листе бумаги цепочки формул. Останавливается. Что-то перепроверяет. Потом зачеркивает строку. Снова перепроверяет. После паузы с гримасой на лице мнет лист и бросает его в корзину для бумаг.
Потом потягивается. Зевает. Оглядывается вокруг себя. И вдруг улыбается непонятно чему.
7. НАТ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОСПЕКТ - ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ
Проспект заполнен спешащими людьми и экипажами. Сергей стоит на тротуаре, погруженный в разношерстную толпу, скользящую вокруг него. Его иногда толкают - с извинениями или ругательствами. И то и другое его забавляет. Он поднимает довольное лицо к небу. Медленно отдаляется, становясь все меньше и меньше, теряясь на фоне бесконечной толпы, длинного проспекта, огромного мрачного города, раскинувшегося до горизонта.
8. НАТ. МОСТ НАД РЕКОЙ - ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ
Ветреный пасмурный день. Сергей и КОСТЯ стоят на мосту. Сергей, облокотившись о перила, увлеченно любуется далекой перспективой холодного города. Косте виды не так интересны.
КОСТЯ
Ты что же, правда не был в театре?
СЕРГЕЙ
Не был.
КОСТЯ
Из какой же ты глуши... А я вот знаешь, люблю театр. Там есть одна актриса. У нее такой бархатный глубокий голос, что когда она говорит, то у меня в животе делается совсем пусто и я словно проваливаюсь куда-то. Я все хочу после спектакля пойти к ней в уборную с букетом цветов... Но... Букет... Цветы... Этим ее не впечатлишь, конечно. Вот были бы деньги, я бы тогда купил дорогую брошь, я уже присмотрел в магазине, на углу, есть такая в витрине...
СЕРГЕЙ
Она красивая?
КОСТЯ
Брошь? Очень... С зелеными камнями... Как раз к ее волосам...
СЕРГЕЙ
Актриса.
КОСТЯ
Вроде да. Издалека ведь не поймешь.
СЕРГЕЙ
Молоденькая?
КОСТЯ
Черт ее знает. Говорю же, издалека не видно. Даже в бинокль. Да это и не важно. Представь, я с ней на едине. После броши то. И она мне такая, своим этим бархатным голосом: Константин! Я наверное упаду.
(смеются)
Пойдешь со мной в следующий раз?
СЕРГЕЙ
(после паузы)
Пойду.
9. ИНТ. КВАРТИРА ДЯДИ - КАБИНЕТ - ВЕЧЕР
Дмитрий Иванович сидит в кресле, курит сигару. Входит Сергей.
СЕРГЕЙ
Звали, дядя?
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Да, Сережа, проходи. Садись
(указывает Сергею на другое кресло)
У меня к тебе небольшое дело.
Сергей садится. Готовит лицо, чтобы внимательно выслушать Дмитрия Ивановича.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Ты знаешь, я на службе похлопотал немного, и... выпросил себе еще одного пятницу.
СЕРГЕЙ
Разве их дают вот так, по нескольку штук? Их же очень мало...
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Мало, да... Но, если иметь некоторые связи... В общем мне дали одну старую модель... Недавно умер один столоначальник в нашем департаменте и вот... От него осталось... Никто из наших брать не хотел... Дурная примета, знаешь ли... Но я в эти штуки не верю... Мракобесие... Так вот я взял его себе... И принял решение. Он будет - твоим.
СЕРГЕЙ
То есть как моим?
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Это будет твой личный слуга.
СЕРГЕЙ
Зачем он мне, дядя? Что мне с ним делать?
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Ничего. Делать с ним ничего не нужно. Просто - приказывай ему, и он все сделает для тебя. Все. Это очень удобно. Поверь.
СЕРГЕЙ
Но дядя...
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
(жестом руки, останавливая Сергея, громко)
Архип!
Открывается дверь. Входит АРХИП. Это пятница с лицом и повадками старого заслуженного лакея.
СЕРГЕЙ
(пораженно)
Он... Он... Такой старый... Это смешно...
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Ничего не смешно. Делали по заказу... Для очень заслуженного человека... Он сам такого себе попросил. Чтобы как в старину, при прежнем императоре... А переделывать - долго. Да и после переделки вряд ли бы мне его отдали. Сейчас я скажу ему заветное слово и он - твой.
Дмитрий Иванович встает с кресла. Подходит к Архипу. Шепчет что-то ему на ухо.
АРХИП
Слушаю, барин.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Ну вот. Все готово. Он - твой. Ночью стоять он будет в каморке, вместе с Платоном. Когда нужно будет - позовешь его.
(Архипу)
Ступай.
Архип выходит из комнаты.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Я уже привык. Но иногда, знаешь, делается все-таки как-то неуютно с ними. Не то, чтобы страшно, нет, но как-то некомфортно что ли. Ведь это железо. Чистое железо внутри. Как они делаются разумными - страшная тайна. Страшная.
(снижая голос)
Я раз был на фабрике, где их делают. Так вот, там нет живых людей. Нет совершенно. Ты представляешь? Одни пятницы. И работают. И надзирают. Всё они. А половина фабрики закрыта наглухо. Никого из живых туда не пускают. Никого!
(указывая на парадный портрет императора на стене)
Говорят только он может туда войти... И только он знает тайну их разума... Но тссс!
СЕРГЕЙ
Что же это мистика какая-то? Этого быть не может. Сейчас век разума... Науки...
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Ни-ни-ни! Никакой мистики! Что ты! Просто тайна! Маленькая императорская тайна! В нее, говорят, даже наследник не посвящен! Представь себе! А откуда эта тайна взялась и для чего она императору, на эти вопросы даже и думать не хочется. Ничего хорошего не надумаешь, только настроение себе испортишь...
СЕРГЕЙ
Когда пятниц будет много, у каждого человека, мир станет совсем другим.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Другим! Другим! Ты прав! Вот только каким? И будем ли мы нужны этому миру? Вот в чем вопрос. Но это так, так... Между нами...
СЕРГЕЙ
(горячо)
Странные у вас какие-то мысли. Наш император никогда бы не позволил себе... И пятницы никогда, никого еще...
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
Тссс. Давай-ка, Сережа переменим тему. Император - благ. И это все знают. А то, что что люди судачат, так это болтовня. Болтовня. И ничего больше.
Дмитрий Иванович берет со стола газету. Разворачивает ее и, не глядя на Сергея, демонстративно погружается в чтение.
10. ИНТ. КВАРТИРА САВИЦКИХ - СТОЛОВАЯ - ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ
За накрытым столом - гости, во главе - хозяин дома ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ, статский генерал, седой и солидный, с бакенбардами, говорящий низким, но приятным начальственным голосом. Сергей сидит напротив КАТИ, дочери Василия Игнатьевича, очень милой девушки 19 лет.