Аннотация: Мифы и легенды Нордрии, одной из моих любимых Земель.
Краткое изложение мифов Нордрии.
1) Сотворение земли.
Эданай родился из вод Праокеана. Он создал твердь под своими ногами и, встав на ноги, оторвал воздух Шонтис от влаги Тефнис. В союзе с Эданаем Тефнис родила Ганбу-Землю, а Шонтис - Нотра-Небо. Нотр и Ганба полюбили друг друга, но не могли соединиться. Тогда Нотр оплодотворил Землю дождем, и Ганба родила Ондлиля, Эму и Эльхильд.
Ондлиль и Эма состязались, дабы получить в жены Эльхильд. Ондлиль убил брата и разрубил тело его на части. Ганба воззвала к Эданаю, дабы тот отомстил за Эму. В союзе с Эданаем она родила трех эйний: Гипто, Морфис и Танас. Они плетут сети Судьбы и ловят Ондлиля. Эйнии волокут свои сети по земле, и рано или поздно туда попадают все. Когда Ондлиль будет пойман, наступит время Великого Суда.
Получив Эльхильд, Ондлиль раскаялся, что поступил с братом так жестоко. Он поднялся к небу и обратился к отцу-Нотру. Нотр повелел Ондлилю собрать части тела Эмы и пообещал оживить погибшего. Ондлиль странствовал по свету, собирая куски тела брата. Однако Эльхильд, не желая воскрешения Эмы, спрятала под своей одеждой его желудок и сердце. Не зная о том, Ондлиль счел свою миссию завершенной, и по его слову Нотр оживил Эму. С тех пор Эма ненасытен и бессердечен. Ганба поглотила его и дала ему власть над умершими. Эльхильд же от его желудка зачала Хностар-Богатство, а от сердца - Гортлока. Хностар она спрятала в кусок золота и опустила под землю, а младенца Гортлока бросила в огонь. Однако дети не погибли, ибо их смерть была в руках Эмы. Хностар росла под землей, питаясь металлами и драгоценными камнями, и те немногие, кому довелось видеть богиню, говорят, что она похожа на огромного жирного белого червя с головой женщины. Гортлок страшно обгорел, и лицо его было изуродовано, но ему хватило силы укротить огонь и стать его повелителем; однако он навсегда затаил злобу на Ондлиля и Эльхильд.
В уплату за оживление брата, Ондлиль обещал Нотру своих первенцев, Сайнью и Форната. Нотр сделал их своими стражами и дал им два щита. Их-то и видят люди: днем - Солнце, ночью - Луну. Узнав об измене Эльхильд, Ондлиль разгневался и поклялся расстаться с ней. Эльхильд возразила на это, что Ондлиль - мужчина, и не может рожать детей. Бог посмеялся над ней и в доказательство обратного зачал в себе дитя. Однако когда пришел срок, он не смог разродиться. В страшных мучениях метался Ондлиль по свету два и три срока, пока, наконец, Тефнис не сжалилась над ним и не проглотила его. Вместо Ондлиля она родила его дитя, Файнор, а затем отрыгнула бога. Но пока Ондлиль находился во чреве Тефнис, она зачала от него Нептис и Пантура и дала своим детям власть над соленой и пресной влагой.
Испытав муки родов, Ондлиль вернулся к Эльхильд. С ней он родил Сигюн и Зилидиану. Гортлок увидел Сигюн и полюбил ее. Он воззвал к отцу за помощью, ибо понимал, что ему, незаконному отпрыску, не отдадут в жены юную богиню. Эма же потребовал от сына Зилидиану, не столь мудрую, как Сигюн, зато прекрасную, как Файнор. Гортлок вселился в Зилидиану, иссушил ее, выпил влагу ее тела, так что она стала походить на мертвую. Ондлиль предал ее тело земле, и Эма принял Зилидиану в жены. Их дочерью стала Хайрена-Плодородие. Однако Зилидиана не могла родить во мраке царства смерти, и Эма отпустил ее на свет. Там богиня родила дитя и навещает его каждые полгода, но после Гортлок гонит ее огнем обратно в мир небытия.
Эма же помог Гортлоку добиться Сигюн. Он создал три чудесные вещи: каменное кольцо, надевший которое видел все, что ни пожелает; ожерелье, владелец которого привлекает сердца; и золотой венец, в который вставлен зуб Эданая, заключающий в себе мировой разум. Гортлок принес эти дары Ондлилю как выкуп за Сигюн. Ондлиль взял себе венец мудрости, Файнор взяла ожерелье, а Сигюн получила кольцо и стала женой Гортлока. Скоро пытливость ее ума потребовала нового знания, и она принялась создавать кольца, которые бы видели не только настоящее, но и прошлое, и грядущее. Несколько колец сделала она, но не удовлетворенная результатом, в гневе разбивала одно за другим. Осколки Колец Всевидения люди после подняли на столбы, соединив в круги, и знающий может прочесть в Кольце Сигюн (Сигюннауте) свою судьбу.
2) Борьба богов.
От брака Сигюн и Гортлока родились пять тварей ночи и пять тварей света: змей Гарг, филин Хут, волк Хенгрис, горностай Ромин, медведь Джайн и сокол Хорфи, лис Йанди, конь Стейпи, пчела Хорфи, жук Хепри. Твари света служат Ондлилю, твари ночи - Эме. Эма вскормил Гарга кровью земли, закалил в глубинном огне и покрыл черным металлом. Однажды он вскрыл лоно Ганбы, когда уснул Сайнья, и выехал верхом на медведе, держа Гарга как копье; филин Хут летел над ним, а по бокам скакали волк и горностай. И бросил Эма копье, разящее без промаха, и впился Гарг зубами, полными яда, в грудь Ондлиля, обвил его тугими кольцами и стал душить. Эльхильд приняла вид огромной рыси, Кошки Хильд, и вступила в бой с Гаргом. Острые когти ее сорвали черный металл его чешуи и пронзили стальную плоть змея. Гарг отпустил Ондлиля и набросился на кошку Хильд. Твари света, ведомые охотником Эрвандом, сражались с тварями ночи: сокол против филина, конь против медведя, лис против волка, пчела против горностая. Хепри же поднялся на небо искать уснувшего Сайнью. Разбуженный им бог поднял солнечный щит и бросил в Эму свой дротик. Дротик Сайньи пронзил землю насквозь, и через эту дыру Зилидиана, принявшая облик ящерицы, выбралась на свет. Эма, пытаясь удержать ее, схватил ящерицу за хвост, но оторвал его. Кузнец Мортан поднял Зилидиану и держал ее за пазухой, пока та не отрастила новый хвост. За это время Зилидиана родила от Мортана дитя. Мальчик выпрыгнул из-за пазухи и сразу стал ростом с отца. Когда он взял у отца меч, то вырос вдвое, а когда взял копье, земля пошатнулась, не в силах держать такого гиганта. Мортан ударил сына молотом, и мальчик стал лишь вдвое выше отца. То был Имири, огненный великан, великий воин. Он выступил в поединке против Эмы и одолел его, загнав в лоно земли. Кошка Хильд сбросила Гарга в море и поставила неусыпную стражу по берегам. Дети Гортлока разбежались по лесам, скрываясь в глубоких тенях, и боги не могли изловить их.
3) Сотворение людей.
Когда Эльхильд зачала от сердца и желудка Эмы детей, она выбросила куски его плоти. Однажды Ондлиль набрел на них и увидел, что в гниющем мясе завелись черви. Разгневанный на жену за то, что она так поступила с братом, он вынул червей - плоть от плоти Эмы - и превратил их в тварей, подобных себе, но только малого роста. Эти дети Эмы стали называться цвергами - карликами.
Эльхильд увидела творения супруга и, желая превзойти его, создала себе подобных тварей гигантского роста из глины, льда и своей крови. Так появились великаны-йотуны.
Многие боги, завидуя владыкам, начали творить живых смертных существ, каждый на свой вкус и по своему образу. Так появились тритоны и русалки, кэнсиды и керубы. Гортлок хотел создать нечто похожее, но его твари обладали жгучей натурой и были уродливы, как и он сам. Так появились цверг-тролли, тролли и йоти.
Когда прошла пора Великой битвы, Ондлиль хотел заставить малый народ: цвергов, троллей и йотунов, - искать тварей ночи. Но те отказались и были прокляты. Файнор, желая угодить отцу, создала из света, пепла, пыли и своей слюны подобных себе существ, прекрасных и послушных слову Ондлиля. Так явились высокие альвы. Но они оказались чересчур нежны для такой задачи, как Охота. Тогда Ондлиль созвал своих детей, и они вместе слепили из глины и праха, из плоти Эмы и крови Эльхильд, из слюны Файнор и слова Сигюн двух существ - мужчину и женщину, Ливвар и Ливвис. Каждый из богов наградил людей дарами, а Эма поразил их смертью. Но поскольку и его часть была в человеке, он дал им короткую жизнь, пока не сгниет плоть Эмы.
Люди и повели охоту на тварей ночи, а твари света стали помогать им. Но гордыня детей света положила преграду между ними и людьми, ибо от человека пахло смертью. Чтобы удержать божественных помощников, Ливвис дала в жены лису, коню и соколу своих дочерей. Пчела и жук обиделись и полетели прочь. Хепри поднялся к небу и скрылся под щитом Сайньи, а пчела полетела к Форнату, но силы оставили ее, и она упала на землю. Ливвис отдала пчеле свою новорожденную четвертую дочь, пчела выкормила девочку чистым нектаром и сладким медом, но растратила на это последние силы. Дочь Ливвис стала заботиться о пчеле, не позволяя трудиться, и их дети поступали так же. С тех пор и повелось у пчел, что трутням позволено не работать в память о божественном праотце.
От сокола Хорфи и Лайи пошел род птиц-оборотней; от лиса Йанди и Сигр родились первые лисы-оборотни; от коня Стейпи и Гиприс появились кентавры.
Потомки Йанди вступили в браки с волком Хенгрисом и медведем Джайном, положив начало племени волков- и медведей-оборотней.
Йанди не смог прижиться у людей. Однажды он отправился на охоту за Хенгрисом и вернулся, когда пасть его наполнилась кровью волка. Он сплюнул кровь к ногам человека и ушел в лес навсегда. А из волчьей крови и слюны лиса появилась собака.
4) Дары цвергов.
Не все цверги отреклись от Ондлиля. Во времена Великой Охоты появились четыре брата: Судри, Нордри, Вестри и Аустри. Они родились от цверги Вирд, а отцом их был Хемир, Бешеный Ветер. Братья стали искусными мастерами, владея многими ремеслами. Мать поведала им о проклятии Ондлиля, которое тот наложил на цвергов, троллей и йотунов, когда те отказались участвовать в Великой охоте. И братья решили умилостивить отца богов прекрасными дарами, чтобы избавить от проклятия свой народ. Они принялись за работу.
Судри сделал серебряное копье, которое не тупилось, а только становилось острее в бою. Нордри сделал топор из камня, называемого олаат, дерева и стали. Чудесные свойства топора таковы: острие его убивало с одного удара, прикосновение же рукояти исцеляло раны и воскрешало. Вестри создал меч, рассекающий пространство. И Аустри сделал щит изо льда и меди; щит этот отражает любой огонь, будь то молния Мортана или пламенное дыхание Эмы; более того, если щит Судри внести в Сигюннаут, в нем как в зеркале отразится прошлое до начала мира и грядущее до гибели Вселенной.
Эти четыре предмета принесли цверги к подножию радужного моста и воззвали к Ондлилю. Первым же их услыхал Гортлок. Он спустился из Халшонты к цвергам, посмотрел на их дары и понял, что с таким оружием он станет непобедим. Гортлок попытался отнять его обманом или силой, но цверги были непреклонны. И тогда раздосадованный Гортлок вернулся в Халшонту и солгал Ондлилю. Он сказал, что четыре цверга идут войной на богов. Ондлиль поверил и приказал Гортэнки, Эрванду и Мортану убить дерзких пришельцев. Но цверги подняли против богов свое оружие и победили. Нордри умертвил противников, а Вестри спрятал тела богов в иных сферах.
Тогда Ондлиль велел Сигюн и Файнор одолеть дерзких цвергов. Мудрая Сигюн пыталась опутать пришельцев словами и мечтами, но Аустри заслонился от нее щитом, и богиня отступила, пораженная увиденным в зеркальной глади. Файнор же очаровала цвергов нежными речами и ласками, оплела сетями любви. Цверги обезумели от страсти, поссорились и начали битву. Судри пронзил братьев серебряным копьем, и тогда Файнор, убежденная в победе, превратилась в кукушку и вернулась в Халшонту. Ондлиль ликовал.
Однако Судри понял, что Файнор обманула его и братьев. Он поднял топор Нордри и оживил цвергов. Вчетвером братья ступили на радужный мост. Они дошли до самой Халшонты, убивая богов и богинь, не зная жалости и пощады. Они стали у трона Ондлиля и потребовали ответа у него. Ондлиль понял, что братья не желали зла и он напрасно разгневал их. Но он скорбел об умерших и не мог найти цвергам оправдания. Тогда Нордри оживил убитых, а Вестри вновь закрыл чуждые сферы.
Ондлиль принял дары цвергов и снял проклятие с их народа, а в награду за преданность и чудесное искусство отдал четырем братьям во власть Срединную землю, разделив ее на четыре удела: Судрию, Нордрию, Вестрию и Аустрию. Он наделил братьев божественной сущностью, и люди поныне считают их богами.
5) Дары альвов.
Альвы же вырастили чудесные деревья: Аскель и Эмбаль, ясень и рябину. Ягоды этой рябины дарили вечную молодость, а листья ясеня нашептывали все песни и легенды мира. Ондлиль принял дары и велел рассадить саженцы деревьев в священных рощах. Но Эма сжигал их корни, и мало деревьев выжило. Дорогу к ним знают только жрецы Ондлиля из народа альвов, либо друиды священных рощ.
6) Нинлилла.
Ондлиль странствовал по свету в облике белого буйвола и увидел девушку, купающуюся в реке. Он влюбился и пожелал ее. Ондлиль приблизился к девушке, подставил ей спину, и она охотно поехала верхом на буйволе. Вдруг бык взлетел и поскакал по небу. Но девушка засмеялась, надела на его рога венок из звездных цветов, и Ондлиль сразу лишился сил. Он вернулся на землю и не мог принять иной облик. Многие годы провел он на земле в обличье буйвола в стаде, принадлежавшем девушке, и сто белых телят принесли ее коровы.
Эльхильд встревожилась и отправилась на поиски супруга в облике Кошки Хильд. Файнор и Сигюн следовали за ней в облике кукушки и совы. Они обошли верхний мир и срединные земли, но нигде не нашли Ондлиля. И Хильд решила спуститься в царство Эмы.
Она воззвала к Сайнье и Форнату, своим детям, и те откололи часть своих щитов и дали матери и Сигюн светящиеся глаза. С тех пор на Луне и Солнце видны пятна. Кошка Хильд вошла в земли Эмы. Стража первых ворот потребовала плату за проход, и Хильд отдала шум своих шагов. Стражам вторых ворот она заплатила своим хвостом - с тех пор у рыси куцый хвост. Стражам третьих ворот кукушка заплатила своим гнездом. У четвертых рассталась она со своими птенцами. Стражам пятых ворот сова Хуфа отдала свист своих крыльев. Стражам шестых отдала сова свои солнечные дни, и с тех пор царит лишь в ночи. А у седьмых ворот остановились они, ибо нечем было платить за вход. И тогда Хильд обещала Стражам свое дитя, которое она носила под сердцем, и Стражи пропустили ее к Эме.
Эмы не было во дворце. Зилидиана, жена его, приняла мать и сестер. Она повелела обыскать свои земли, но не было Ондлиля ни здесь и ни в одном из обитаемых миров. Однако Зилидиана узнала, что искать его следует у демоницы Нинлиллы, дочери эйний. Три девы-эйнии родили Нинлиллу от созерцания Эданая, оставаясь девами. Нинлилла сошла с материнских рук на землю только тогда, когда волосы ее отросли настолько, что скрывали тело до пят. Она единственная, кто может избежать сетей Судьбы, хотя и она не вечна.
Хильд отправилась на поиски Нинлиллы. Мечом Вестри она рассекала пространство и прошла семь сфер бытия. Лишь в восьмой сфере увидела она яркий свет - то светилось лицо Нинлиллы. Хильд приблизилась к ней и потребовала вернуть Ондлиля. Нинлилла, смеясь, предложила богине найти мужа среди сотни белых буйволов, похожих друг на друга как капли росы. Тут поднялась на крыло Хуфа и нашла отца. Но Нинлилла не пожелала вернуть Ондлиля. Она обратила его в муху и проглотила. Хильд набросилась на Нинлиллу и разорвала, но из капли крови демоницы поднялась красная осина, листья которой трепетали от гнева. Хильд срубила дерево и сожгла, но потом дитя зашевелилось в ее чреве, и она захотела лизнуть пепел. Вскоре она почувствовала родовые схватки, и дочери приняли ее дитя. Тут же оно выросло и приняло обличье Нинлиллы. Видя, что ей не справиться с демоницей Рока, Хильд во гневе призвала Стражей Эмы, которым обещала своего ребенка. Сто дней и сто веков билась с ними Нинлилла, но не смогла одолеть слуг смерти, и Стражи заставили ее извергнуть проглоченного бога. Нинлиллу они уволокли за собой в царство Эмы, и там она стала чудовищной змеей и прогрызла чрево земли, чтобы уместить свое бесконечное тело. Говорят, что однажды, проголодавшись, Нинлилла откроет пасть и поглотит весь мир.
Легенды корсаров Фарнайта.
1. Файно
Файно, демоническая сила, явившаяся из трения чешуи Гарга о камни новосотворенной земли, овладела миром настолько прочно, что боги во главе с Эмой, владыкой Сущего, встревожились. Будучи бесплотным, Файно оставался неуловимым и вездесущим, он летал над миром в грозовых тучах, обрушивался на землю молниями и с водой уходил в глубины, где сливался с горячим дыханием Гортлока и вновь поднимался на поверхность. Боги решили, что им удастся укротить разрушительную силу, если они дадут ей тело. Но Файно не внял доводам богов и не принял тело, ибо счел это лишением свободы - и был недалек от истины. Тогда боги в отчаянии обратились к Гортлоку, презренному, за советом. В уплату за этот совет Гортлок потребовал в жены Сигюн, Разумную среди мудрых, дочь Хильд, Вечной воительницы. Выслушав Гортлока, боги возрадовались, ибо знали силу Файнор, возлюбленной. Гортлок, презренный, посоветовал богам отправить на землю Файнор, дабы Файно влюбился в нее и пожелал обладать ею.
Семь богов обряжали Файнор, возлюбленную. Она сошла на землю по мосту, скованному из семи разноцветных полос - знак семи богов; вот их цвета: красный - Эма, оранжевый - Хильд, желтый - Сайнья, зеленый - Зилидиана, голубой - Форнат, синий - Нептис, фиолетовый - Сигюн. Некоторые говорят, что оранжевая полоса выложена из золота Хностар, алчной, но это ложь, ибо чистота Файнор, возлюбленной, не была осквернена прикосновение грязного металла.
По мосту-радуге богиня сошла на землю, и Нептис одела ее в кружева и шелка моря - то был первый наряд Файнор, в котором она показалась Файно. Он увидел богиню и возрадовался зло и порочно. Он создал ураган, чтобы уничтожить богиню, но Файнор надела броню Эмы - свой второй наряд - и стала неуязвима для бури. Тогда Файно утих и залил мир белым туманом, чтобы не видеть прекрасной и возлюбленной. Но Файнор надела платье Сайньи - третий наряд, и жар солнечного огня разогнал туман. Тогда Файно затянул землю ночным мраком, но Файнор надела четвертый наряд - тунику Форната, и озарила лунным сиянием темный мир. Тут Файно встревожился - до сих пор ни разу не встречал он существа, равного себе по мощи. И он наслал на землю засуху, но Файнор вынула платье из кожи ящериц - дар Зилидианы,- и вновь ожила сухая почва. Файно залил землю кровью ее детей, но прекрасная и возлюбленная надела платье Хильд, и там, где ступала она, воскресали павшие. Увидев это, Файно несказанно удивился. В мыслях у него появилось желание слиться с неведомой и прекрасной воедино. Он спросил ее, кто она, меняющая облик. И Файнор явилась ему в наряде Сигюн, а платьем этим была нагота, ибо никакая оболочка не может скрыть разум. Файно увидел прекрасное лицо возлюбленной и воспылал к ней страстью. Однако Файнор посмеялась над ним, не имеющим тела, и отвергла его.
Тогда затосковал Файно. Он начал крушить землю и жечь ее своим дыханием. Горели люди, животные и растения, смерть правила миром в те дни. И разгневанная, испуганная Файнор пришла к Файно и велела прекратить Великий пожар. Файно обещал ей, но тоска его была так сильна, что он залил землю водами ста морей, и мало кому удалось выжить. Тогда Файнор, жалея мир, обещала стать женой Файно, если он обретет тело. Файнор осушила потопленные земли, собрала мертвые тела и гнилые растения, слепила из них мужчину, юного и прекрасного. Она обрядила свое творение в одежды Сайньи и Форната и в доспехи Эмы, сама же стала рядом и поцеловала безжизненное тело. Тогда Файно вошел в оболочку юноши, и тление остановилось. Он стал супругом Файнор, возлюбленной, и боги назвали его Файно, гниющий. Он принял власть над смертью, утратив всемогущество, однако обладание Любовью - превыше всего. Так говорили альвы, так сказали корсары.
* Краткое изложение песни о Таркае и Мелгайе *
Таркай был последним ребенком в роду лунных эльфов, и род этот мог возродиться только в том случае, если Таркай женится на некоей Мелгайе из черных эльфов. А Мелгайя упорно отказывалась встречаться с молодым королем - ей привольно жилось под землей, во владениях дроу. Таркай, будучи существом вспыльчивым и злобным, перевернул княжество дроу с ног на голову в поисках невесты, и эльфы прокляли его и его народ. Пока Таркай плутал в северных землях, преследуя неуловимую Мелгайю, все его подданные были уничтожены, а души их переселены в тела диких животных. Эти животные, в надежде обрести избавление, последовали за возлюбленным государем Таркаем на север. Многие погибли, но волки и рыси нашли его и послушно служили ему. Между тем Мелгайя попросила покровительства у самого Нордри, владыки Севера, и тот укрыл ее в своем дворце. Таркай повел свою звериную армию на дворец Бога. Он преодолел Большую Стену Холода и убил дракона, охранявшего подходы ко дворцу. На исходе ста лет, отведенных Таркаю пророчеством, отчаявшийся король предпринял последнюю попытку взять дворец приступом. В полночь, когда истекал срок, Мелгайя вышла навстречу суженому. За мгновение до конца срока Нордри объявил их мужем и женой, а к утру Таркай расстался с жизнью - таково было проклятие богов. Мелгайя родила близнецов-тройняшек, и в тот же миг трое диких зверей вновь обратились в лунных эльфов. Когда у троих принцев появились дети, столько же оборотней приняли свой истинный вид. И так продолжается и поныне. Однако те лунные эльфы, которые все еще ждут своей очереди, часто впадают в отчаяние и бросаются навстречу смерти. Или, говорят, бывает так, что дети оборотней, которые и не ведают иного облика, нежели рысь или волк, превращаются в эльфов и навеки теряют рассудок от такого шока.
* О Валлахе и Дастире *
Давным-давно, когда земля Нордрии не принадлежала еще белому цвергу и не знала лютых холодов зимы, величайшей из империй был Суттара Зархад, божественным покровителем которого считали Гортлока. Царская династия, что правила Суттара Зархадом, вела свой род от богов, и каждые двадцать один год правления кто-то из династии вступал в священный брак с божествами, дабы не утратить Истинной крови. И случилось так, что Валлаха, вторая дочь царя Сатрада, была избрана в супруги самому Гортлоку, да будет он милостив! Младший жрец, получив наставления от своего владыки, вместе с принцессой и двадцатью рабами-каменотесами и рабынями-служанками отправился в путь на самую окраину царства. Там, в потаенном месте рабы вырубили подземную комнату, где принцесса Валлаха должна была жить три дня в темноте, не вкушая пищи и не ведая времени. Это означало ее человеческую смерть и последующее рождение в облике богини-супруги.
Но не ведал никто, кроме Файнор Возлюбленной, что сердце Валлахи горело иным огнем. День проходил за днем, рабы трудились в поте лица, принцесса же сидела подле молодого жреца и слушала его прекрасные песни о богах и героях. Священник пел, думая о мире высоких чудес и вселенского знания; она же думала только об этом юноше, и боль сжигала ее разум. Долгими ночами она грезила о его поцелуях и просыпалась от щемящей тоски - все это было лишь во сне, наяву же их разделяла стена, что была прочнее любого камня. Валлаха все более погружалась в печаль, слезы лились из ее глаз, но молодой жрец приписывал это обычным тревогам юной девы перед свадьбой и продолжал петь ей о том, как чудесен мир богов и как высок и светел ее будущий повелитель. Она же не могла открыть возлюбленному сердца, не задев своей и его чести, и проклинала втихомолку жестокий жребий.
Настал день, назначенный богами, когда Валлаха должна была сойти под землю, навсегда расставшись со всем человеческим. Она неверной походкой направилась к ступеням, что вели в темницу, но у самого порога остановилась и, обратив полные слез глаза к молодому жрецу, попросила у него старую арфу, на которой тот играл. Не смея отказать избраннице бога, Дастир протянул ей инструмент, и Валлаха разбила арфу о камень, разбив вместе с нею свое сердце. Только струны, золотые струны ее взяла она с собой, уходя в глубину могилы.
И вот рабы были ослеплены и лишены языков на маленьком алтаре Гортлока и стали свободными детьми Пламени, вольными идти по любой дороге и кормиться от любого стола; а жрец поспешил в столицу сообщить о том, что обряд начался. Но в тот миг, когда он ступил на камни мостовых Зархада, грянул гром, разверзлись небеса - то боги вступили в бой с четырьмя цвергами. Рушились облака и горы, огненный меч пронзал пространство и время, и Суттара Зархад, могучая империя канула в небытие. Сгинули великие пирамиды и храмы, прекрасные пальмовые рощи и долины пиний. На их месте поднялись новые суровые горы, пески пустынь залило море, а некогда плодородные земли поросли еловыми лесами. Только несколько деревень и маленький город остались от этой великой державы, и познали тогда люди Суттара Зархада страх и холод. Боги даровали этот край белому цвергу, и тот сошел на землю, выстроил ледяной дворец и раскинул сети снегов и льда на многие мили вокруг. Он привел белых драконов и дроу-эльфов, которых до тех пор не ведали жители Суттара Зархада, он возвел Великую стену холода и сделал так, что полгода земля Суттара Зархада пребывает в белом сиянии дня, а полгода покрыта ночным мраком. И многое еще сделал господин Нордри позже, но было и то, что неподвластно ему.
Принцесса Валлаха не ведала, что творится на поверхности. Она чувствовала содрогание подземных недр, слышала стоны глубин и плач нерожденных ручьев, но приписывала это своей слабости от голода и тревог. Она не считала дней и часов. Прошла неделя, началась другая, а принцесса по-прежнему лишь пила воду из каменной чаши и надеялась, что это только продолжение испытания. Но вот голод сделал свое дело, и она упала без чувств на плиты пола. Тогда, как гласят легенды, стены пещеры внезапно раскрылись, залив неземным светом убогую темницу, и некто, схожий обликом с человеком, перенес принцессу в город, жалкое наследие Суттара Зархада. Он явился жрецам и народу, окруженный сиянием, и назвал принцессу Валлаху единственной истинной повелительницей и владычицей. Все жители города присягнули на верность принцессе, и неведомый сгинул без следа.
Жрецы объявили, что то был Гортлок, пришедший спасти свою невесту и свой народ. Валлаху на другой же день короновали.
Спустя несколько лет она избрала себе супруга, приходившегося ей дальним родственником, и эта пара стала родоначальниками новой династии. Столица была названа Дис-Нордрией, а то место, где некогда был город Зархад, святыня империи, назвали Старкадом, Кладбищем королей. Там и похоронили принцессу Валлаху, когда пришел ее срок. А умерла она тридцати двух лет от роду.