Романовский Андрей Иванович : другие произведения.

Перечень Труизмов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Полный текст "Перечня труизмов" размещён на http://maldorf-truizm.blogspot.com/


   ПЕРЕЧЕНЬ ТРУИЗМОВ
  
   1. О ЗНАНИЯХ И НЕВЕЖЕСТВЕ
   2. О КНИГАХ
   3. ОБ УЧЕБЕ
   4.О ДЕЛАХ
   5. О РЕЧАХ
   6. О ГЛУПОСТИ, БЛАГОРАЗУМИИ И МУДРОСТИ
   7. ВРЕМЕНА И НРАВЫ
   8. О ЗЛЕ И ДОБРЕ
   9. О ПУТЯХ ЛЮДЕЙ
   10. О ДЕНЬГАХ
   11. О ГОСУДАРСТВЕ
   12 О ЧЕЛОВЕКЕ
   13. О ЗАКОНАХ
   14.ОБ ИСТИНЕ
  
  
   1. О ЗНАНИЯХ И НЕВЕЖЕСТВЕ
   По мнению Генри Торо, "жизнь его современников - это жизнь безумцев, не умеющих отличить хорошее от дурного и гибельное от полезного. Большинство людей по ошибке или просто по невежеству так поглощены выдуманными заботами и лишними трудами жизни, что не могут собрать самых лучших ее плодов: они едва успевают опомниться перед смертью и признать, что жизнь их пролетела впустую. Это происходит со всеми и повсеместно. Нужно идти рядом со Строителем Вселенной. Не жить в девятнадцатом веке (беспокойном, нервном, суетливом и пошлом), а спокойно размышлять, пока он идет мимо. Я люблю взвешивать, обдумывать, склоняться к тому, что влечет меня всего сильнее и основательнее; не исходить из воображаемого положения, а из того, что есть; идти единственным путем, каким я могу идти. Мне не хочется начинать свод, пока я не поставил прочного фундамента"
   Из Сократа:
   Незнание бывает причиной величайших бед для людей, когда мы, не ведая того, что действуем по незнанию и вымаливаем себе величайшее зло.
   Если бы ты считал, что самое скверное и есть самое лучшее.
   Знание, без знания того, что является наилучшим, вредит своему владельцу.
   Признак разумности? Удачливый совет.
   Признак неразумности? Незнающий советчик.
   Будучи лишён ума, он доверяется кажимости.
   Многознание и многоумение, но лишённое главного знания, не пользуется попутным ветром судьбы. Это всё равно, что плыть в открытом море без кормчего. Такое жизненное плавание длится недолго.
   Если бы кто-нибудь обрёл богатство и все блага, но не пользовался бы всем этим, был бы счастлив благодаря одному лишь обладанию благами?
   Не только обладать, но и пользоваться. Иначе нет пользы. Если правильно пользуется. Кто неправильно - это зло.
   Наука руководит правильным применением. Значит, наука даёт людям не только счастье, но и мастеров в любом приобретении и деле.
   Но если не хватает разума и мудрости? Разве извлечёт какую-либо пользу человек, лишённый ума?
   Если благами руководит невежество, то оно - большое зло. Если же их направляет разумность и мудрость, то оно скорее будет добром; само же по себе ни то, ни другое ничего не стоит.
   Мудрость - благо, невежество - зло.
   Можно ли мудрости научиться?
   Нужно ли приобретать всякое знание или существует единственное, овладев которым человек будет достойным и счастливым?
   Философия - это приобретение знаний тех, что принесут пользу.
   Знать, как использовать, как пользоваться.
   Знание, в котором сочеталось бы умение что-то делать и умение пользоваться сделанным
  
   За несколько последних столетий создана гигантская империя знаний.
   Так много надо знать, так мало дано жить, а жизнь без знания - не жизнь.
   Жажда знаний, подобна жажде богатства, растет вместе с ее удовлетворением.
   Не все люди хотят подвергнуть себя трудностям учения. Также не у всех народов образование в почете. Это равносильно "невежество признавать достоинством" (Гельвеций).
   Мыслить, - говорит Аристипп, - значит навлекать на себя непримиримую ненависть невежд, людей слабых, суеверных и испорченных, которые высокомерно объявляют себя противниками всех стремящихся понять в вещах то, что в них заключено истинного и существенного (Гельвеций).
   Мы столько можем, сколько знаем. Что в действии наиболее полезно - то в знании наиболее истинно. Что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом. Истинное и полезное суть одно и то же (Ф. Бэкон).
   К этому нужно прибавить программу действий (план).
   Знать, мочь и иметь план мало - нужно еще желание, что-то сделать (принять твердое решение и предпринять решительные действия).
   Но и этого недостаточно. Можно не успеть осуществить намеченное.
   Для того чтобы успеть, нужно пользоваться тем, что уже известно людям.
   Однако нужно учитывать, что обилие знаний угнетает ум человеческий. Он теряет способность разобраться в этом многообразии (Монтень).
   Не будьте подобны сидящим за установленным яствами столом и обсуждающими свойства предлагаемого угощения, вместо того, чтобы протянуть руки и есть (Н. Клюев)
  
   2. О КНИГАХ
   Ежеминутно пропадают миллиарды фактов, кроме небольшого числа тех, которым дает жизнь слово.
   Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждете, и, может быть, не хотите. Власть книги огромна (Н. П. Смирнов - Сокольский).
   Общественный интерес изменяется с течением времени. Есть сочинения, к которым общественный интерес сохраняется во все времена. Это золотой фонд человечества (Гельвеций).
   Чтение без рассуждения не приносит пользы.
   Книги отображают в той или иной мере все отрасли знаний, все области искусства, и не только нашего времени, но и прошлых эпох.
   Количество названий книг достигло 30 млн.. За год выпускается 250000 новых изданий книг и более 200000 патентов на изобретения.
   Следует читать книги древних, поскольку огромным благодеянием является то, что мы можем воспользоваться трудами столь многих людей как для того, чтобы узнать о тех вещах, которые уже некогда были удачно открыты, так и для того, чтобы напомнить себе о тех остающихся во всех дисциплинах вещах, которые еще надлежит придумать (Декарт).
  
   3 ОБ УЧЁБЕ
   Научить ничему нельзя, можно только научиться.
   Нужно научиться не нуждаться в подсказках и указаниях. Самому анализировать информацию, оценивать ее результаты, высчитывать варианты возможных действий и выбирать из множества оптимальный.
   Век живи - век учись!
   Нужно учиться, еще сызмалу нужно учиться, как на свете жить, а то будут бить, да и очень (Т.Шевченко).
   Два пути в учебе
  -- По верхам (осведомленность). Нужно читать научно-популярные книжки.
  -- С большой затратой духовных и физических сил. Для этого нужно изучать специальную литературу, находя ее в библиотечных каталогах.
   Нужно не просто учиться, но еще и учиться умению учиться.
   Что важнее?
  -- втолковывать массу сведений или
  -- пробудить и поддерживать интерес к исследованиям.
   Уметь выбрать, что стоит и чего не стоит, изучать. "Жизнь слишком коротка, чтобы браться за безнадежные проблемы; память ограниченна, и чем больше научного сора будет засорять твою голову, тем меньше останется для великих мыслей". (Л. Д. Ландау)
   Н. И. Пирогов об учебе: Вы хромого сделали кровельщиком, глухого - музыкантом, бессильного труса - кучером. Что ж дивного, когда они все плохо исполняют свои обязанности? Глухота не мешает кровельщику, трусость - скрипачу, хромота - кучеру.
   За данное время человек не может воспринять больше информации, чем он может воспринять (аксиома).
   Благодари судьбу, если в неведомой области удается заблаговременно различить нарумяненную ложь от бледной истины (И. Гончаров, "Обломов").
   Учись в развитии познавать постепенность. Умей подмечать сходное.
   Существует три мира: макро, микро и (познающий) мир человека, который построен на трех китах: ясном понимании, точном определении, однозначном толковании.
   Надо развить достаточную широту мировоззрения, чтобы не оказаться во власти иллюзий и не впасть в заблуждение (аналогия со зрением).
   Чем шире кругозор, тем должен быть уже круг лиц для его показа.
   Вы знаете, что бывает от зеленых яблок? Все должно созреть.
   Нужно иметь мужество пренебречь знанием множества ненужных вещей, если хочешь быть нормальным человеком (Гельвеций).
   Лучший из людей имеет право учить других.
  
   4. О ДЕЛАХ
   Во всяком порядочном деле похвально стремление, а успех - во власти случая (Апулей).
   Кто берется за дело, тот должен знать к чему оно приведет.
   Кто не хочет средств, тот должен отвергнуть и дело, которое не может обойтись без этих средств.
   Характер средств должен быть таким же, как характер цели (а не цель определяет средства).
   Сомнение не в цели, а в средствах ее достижения.
   Делают не то, что нужно, а что умеют (об ученых).
   Взвесить добро и зло.
   Жить нужно так, как будто завтра придется умереть, а действовать так, будто будешь жить вечно (Библейская мудрость).
   Успех в любой области человеческого творчества определяется талантом, работоспособностью и немножко везением.
   Любую работу стоит делать только до тех пор, пока вам не удается найти вескую причину, чтобы прекратить ее делать. А на поиски такой причины нельзя жалеть силы.
   Реакция на неудачу должна быть всегда одинаковой - продолжать работать.
   Узкие специалисты в пределе будут знать все ни о чем. Другая крайность: специалист, имеющий лишь общие представления о предмете, знающего ничего обо всем (Бернард Шоу).
  
  
  
   5. О РЕЧАХ
   Длина речей в меру.
   Краткость - душа разума (Шекспир).
   Подумай, не причинит ли вреда, то, что хочешь сказать Двор без ворот (Говорить все, что ни приходит в голову) Больше слушай, меньше говори. (Святой. Феофан. Затворник).
   Глупость всегда хочет говорить, но никогда не имеет что сказать, вот почему она многословна ((Гельвеций)..
   Глупый по-глупому говорит. У простака, что в сердце скрыто, то и на лбу написано, то и с языка срывается. А у мудрецов, как заметил Еврипид, два языка, из коих один говорит правду, а другой разглагольствует сообразно времени и обстоятельствам.
   Не тот глуп, кто глупость совершил, а кто, совершив, не скрыл. Втайне держи свои страсти и слабости. Ошибаются все, но в чем различие: хитрые от содеянного отрекаются, а глупые еще не содеянным похваляются.
  
   6. О ГЛУПОСТИ, БЛАГОРАЗУМИИ И МУДРОСТИ
   Хочу сразу оговориться, что я не из тех людей, которые употребляют обидные и оскорбительные для других слова. Здесь всё это оказалось из совсем других времён и высказывалось для своих современников. Наша задача - сопоставить выводы давних мудрецов со своими собственными наблюдениями за окружающими нас людьми.
  
   Самая неизлечимая глупость людей состоит в том, что они считают себя умными (Гельвеций).
   Всякий считает себя умственно выше других, и глупцы в этом отношении не уступают другим людям.
   Всякий жалуется на свою память, но нет человека, который бы жаловался на свой ум (Монтень).
   Невежда получает себе в удел глупость. Глупость невежд глупость и есть.
   Капитал то всякий видит, а разум еще надо доказать.
   Простаки закаляют умных в борьбе с глупостью.
   Умный охватывает взором больше факторов в их взаимодействии, делает более обоснованный выбор.
   Здравый смысл - подсказывает, к чему нужно идти, чего избегать.
   Сомнение есть начало мудрости (Аристотель).
   Глупец не ведает сомнений. Он считает себя обладателем истины.
   Человек глупый, осознающий свою глупость, уже не так глуп, но ленивец может осознавать свою лень, сетовать на нее и при ней оставаться (Жюль Ренар).
   Лучше с разумным утратить, чем с глупцом найти.
   Из "Похвалы Глупости" Э. Роттеррдамского:
   Глупость ходит в обнимку с самолюбием.
   Спутники глупости - лесть, шутки, легкомыслие, заблуждения, притворства и т. п.
   Нет ничего глупее непрошеной мудрости, так ничего не может быть опрометчивее сумасбродного благоразумия ... Уже признано всеми, что все чувствования подлежат ведению Глупости. Тем и отличен от дурня мудрец, что руководствуется разумом, а не чувствами ... Лишь одним дуракам даровали боги уменье говорить правду, никого не оскорбляя... Благодаря глупости каждый бывает доволен своей внешностью, умом, происхождением, должностью, образом жизни и отечеством. Дабы существование людей не было вконец унылым и печальным, Юпитер в гораздо большей мере одарил их чувством, нежели разумом (как унция к грану 1:480) Что может быть глупее самовлюбленности и самолюбования?
   Можно дать тысячу советов, но, увы, нельзя дать разум, чтобы ими воспользоваться
   Поразительна мудрость природы, которая при таком бесконечном разнообразии сумела всех уравнять.
   Весь мир полон глупцов (Цицерон)
   Быть мудрым - это не что иное, как следовать велениям разума, а глупым - внушению чувств- так говорили стоики.
   Мудрый говорит не все, что знает, а глупец - не все знает, что говорит.
   Глупца можно убедить лишь глупыми доводами.
   У глупца всегда глупые друзья.
   Что только не услышит глупец - все ему правдой кажется.
   Все глупцы - упрямцы. Чем не верней мнение, тем у них сильней упорство.
   Простота - недомыслие. Если недомыслие начинает руководить людьми, то люди становятся сами себе врагами.
   Чудища глупости (Все меры не знающие, удержу не ведающие):
   Глупцы - тщеславные, спесивые, упрямые, капризные, маньяки, чудаки, ломаки, остряки, сплетники, спорщики, сектанты.
   Во всем нужно знать меру.
   Утеха глупцов примечать чужой позор. Никому не известны лишь недостатки людей неизвестных.
   Способность суждения у глупца отсутствует.
   Правильное суждение умные люди называют даром предвидения (Апулей).
   Глупый нуждается в несчастьях, чтобы поумнеть. Умный предвидит их заранее.
   Когда природный ход событий не учит и мудрых терпеливо переносить мелкие и редкие утраты, то большая беда и простаков делает благоразумными и равнодушными (Д. Боккаччо).
   Многоученость вырождается в болтливую глупость.
   Повторяющие одно и то же - глупцы, которые считают, что их слушатели тоже глупцы.
   От знаний пользы нет, ум - тяжёлое бремя, невежество доходней в наше время (встречалось в веках и такое мнение).
   Большинство - это глупость. Разум у немногих.
   Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
   Быть выше искушения выгоды - вид добродетели (Юм).
   Пренебрегать всяким простонародным и плебейским одобрением - тоже редкое качество.
   Жизнь глупцов. Всю жизнь копить сокровища для моли и ржи, для воров.
   Глупца убивает гневливость. Неосмысленного губит раздражительность.
   Глупость - радость для малоумного.
   Ученость глупых - глупость человека коварного.
   Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
   Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп и стыд ему.
   Путь глупого прямой в его глазах.
   У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
   Благоразумие - способность избирать лучшие средства для достижения высших духовных целей. Отличие от простой человеческой мудрости: она направлена на достижение земных выгод (из сочинений Святых Отцов).
   Из высказываний Сократа:
   Безумие противоположно разумности?
   Бывают люди разумные, а бывают и лишённые разума?
   Больные и здоровые.
   То же с разумными и неразумными?
   Безумцы, глупцы, слабоумные.
   Простодушные, несведущие, туповатые.
   Разумные - это те, кто понимает, что надо делать и говорить?
   Неразумные - те, кто не ведают ни того, ни другого?
   Значит, будут делать и говорить незаметно для себя, то, что не следует?
  
   7. ВРЕМЕНА И НРАВЫ
  
   Из Гельвеция:
   В Лондоне стремление получить образование считается заслугой, а в Париже над ним смеются.
   Времена, когда в почете те, кто в жизни действует.
   А бывают, когда поклоняются (культ) тем, кто в жизни лицедействует.
   В стране, где нет людей выдающихся в науках и литературе, бывает мало великих государственных деятелей и полководцев
   Интерес есть единственный источник уважения или презрения, которое питают нации к своим различным нравам, обычаям, разновидностям ума.
   Народ невежественный, исполненный грубых предрассудков и слепой ненависти ко всем отказавшимся от его диких привычек.
   В другом уважают только собственный ум. Также народ уважает в других только идеи, сходные с его собственными. Противное мнение является источником презрения.
   Все народы восхищаются своими недостатками и презирают противоположные достоинства (прямой в стране горбатых).
   Чем нелепее какой-нибудь взгляд, тем доблестнее и опаснее доказывать его нелепость.
   В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков (Э. Роттеррдамский)
  
   8. О ЗЛЕ И ДОБРЕ
   Тот, кто должен искоренять грех, творит зло.
   Мудрое правительство всегда подготавливает через благо настоящего поколения благо будущего поколения.
   Следует ли прислушиваться к тем, кто советует обеспечить счастье будущих поколений ценой несчастья настоящего поколения? (Гельвеций)
   Беды и несчастья из ящика Пандоры, которые до сих пор не оставляют людей. Это ложь, ненависть, заботы, зависть, печаль, страдания, боль, голод, жажда, мор черный и даже смерть. Они свили гнезда по всей земле.
  
   9. О ПУТЯХ ЛЮДЕЙ
   Скольких бед исполнена жизнь человеческая: жалкое и грязное рождение, мучительное воспитание, детство, сопряженное с бесчисленными обидами, юность, обремененная бесчисленными трудами, тяжкая старость, суровая неизбежность смерти, целая рать болезней, множество несчастных случайностей и житейских невзгод (Э. Роттеррдамский)..
   "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему и найдете покой душам вашим". (Иеромия 6.16)
   "Управляя колесницей, нужно придерживаться серединного пути между созвездиями Змия и Жертвенника. Править надо ближе к Жертвеннику", - так учил своего сына, Фаэтона, титан Гелиос.
   Колесница и возница на ней образ жизненного пути человека, четверка коней - способности (силы) людей. Серединный путь в данном случае означает, что свои способности (силы) человек должен направлять, минуя Зло (Змея), но и не полагаться на слепую веру, на провидение (Жертвенник).
   "Управляя своим полетом, на крыльях скрепленных воском, - учил Дедал сына Икара, - придерживайся серединного пути: не поднимайся слишком высоко, так как воск от солнца размягчится и ты упадешь в море, но и не опускайся слишком низко, потому что брызги волн намочат крылья и ты не сможешь лететь".
   Необходимо ставить перед собой в жизни высокие, но реальные цели. Свой талант (свои крылья) можно погубить, если цель будет неосуществима. Он также будет загублен, если цель низменна. Тогда жизненные неурядицы (брызги волн) тоже подорвут веру в свои силы.
   Высшее блаженство состоит в том, "чтобы желания человека совпадали с выпавшим ему жребием" (Э. Роттеррдамский).
   "Слушай меня и верь умудренному опытом другу:
   Тихо живи, в стороне от именитых держись,...
   Пользы от сильных мы ждем. Но уж лучше и пользы не надо
   Нам от того, кто вред может легко причинить....
   Верь мне: благо тому, кто живет в благодатном укрытьи,
   Определенных судьбой не преступая границ." (Овидий)
   Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут; между тем жить правильно - это доступно всем, жить долго - почти никому (Сенека "Письмо к Луллию").
   Не считать надо дни, а взвешивать (Плиний Старший 23-79 гг).
   Длительность жизни измеряется не годами, книгу - не страницами, полотно живописца не в кв. метрах, скульптуру - не в кг. Счет другой - ценится иное: сделанное, пережитое, придуманное.
   Если бы высшая цель капитана состояла в том, чтобы сберечь свой корабль, он никогда бы не вывел его из гавани (Фома Аквинский).
   Находи людей сведущих в науках. Руководись их советами (Гельвеций).
   Строй жизнь на основе твердой реальности.
   Люди, прежде всего, верят в то, во что они хотят поверить.
   Человек должен верить, что неясное можно понять, иначе он бы не размышлял об этом (Гете).
   Воображение - вот крылья, которые возносят человека над обыденностью (Сирано де Бержерак).
   Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем (Марк Аврелий 9 слов 101 фунт).
   Человек сам себе вселенная, сам себе бог, сам себе судья и палач в одно и то же время (Н. Шмелев).
   Чти две разумные силы, двух управляющих мира сего: Природу - она всех мудрее и Фортуну (она не слепая, а тысячеглазая) (Д. Боккаччо).
   Врожденное - влияние среды и стечение обстоятельств.
   Для жизни, как для плаванья, больше пригоден тот, кто менее обременен грузом (Апулей).
   То, что выходит за пределы целесообразной умеренности больше обременительно, чем полезно (Апулей).
   Попытки разработать спасительные рецепты жизни. Что стало с их наследием? (Н, Шмелев).
   Кони жизни: конь белый смирный - образ силы человека, что руководствуется знаниями и мнениями большинства, конь чёрный - грива закрывает ему глаза и несётся, не разбирая дороги - образ человека, которого ведут в жизни страсти (Платон "Федр")..
   Будь господином своих страстей.
   "Уметь ладить с самим собою, также и с теми, кто тебя окружает, а затем бороться с врагами и никогда при этом не терять хорошего настроения" (Сократ).
  
   10. О ДЕНЬГАХ
   Наивность отдающих ценное за бумажки.
   Золото не богатство, как ордер на шляпу - не шляпа (Г. Форд).
   Уни хашавке мес. По-вашему, будет означать, что живой человек без денег все равно, что мертвый (настоящая еврейская поговорка).
  
  
  
   11. О ГОСУДАРСТВЕ
   Государство и человеческий организм - аналоги.
   Государство, как и человек, должно стоять на двух ногах (двух столпах) - на справедливом поощрении лучших и неотвратимом наказании преступивших закон. Если какая-нибудь из ног будет отсутствовать, то государство, как и человек, будет калекой (Аристотель).
   Подавление воли человека в государстве - упадок науки (В. Вернадский).
   Воля духа - свобода, а свобода - основа государства (Гегель).
   Государство растит людей: прекрасное хороших, противоположное - дурных (Сократ).
   Из Гельвеция:
   Превосходство, которое имеют некоторые народы над другими, основано на политическом строе их государства
   Знаменитые люди бывают только в тех. странах, где почести и богатства являются наградой за больших таланты; напротив, по той же причине деспотические государства всегда бедны великими людьми.
   Зачем стараться убедить, когда можно приказать (деспотические государства).
   Тирания губит таланты и добродетели, вносит отупение, рабскую боязливость, сокращает народонаселение.
   Осознание своей тирании заставляет их постоянно тревожиться и собирать слухи.
   В деспотических государствах интерес личный никогда не связан с интересом общественным; потому, что там среди всех других качеств уважают низость, вознаграждают посредственность; ей поручают почти всегда дело государственного управления, от которого устраняют людей умных.
   Разнообразие характеров, талантов и вкусов народов следует приписывать разнообразию форм правления.
  
   Государство не подчиняется требованиям совести.
   Каждый человек живет в "своем" времени, также и государство и народ.
   Слово "власть" является синонимом слова "право".
   "Враги у нас неправда да кандалы"
   Полномочия тем, кто кажется лучшим, причем ни телесная слабость, ни бедность, ни безвестность предков не содержит повода для чьего-либо отвода, и противоположные качества не являются предметом почтения.
   Правило: властью обладает и правит тот, кто славен доблестью или мудростью. Равенство по рассудку.
   Для того, чтобы узнать властелина надо внимательно изучить его окружение. Ведь он формирует свиту по своему подобию, а приближенные, в свою очередь, делают царя царем.
   "Управлять экономикой - это все равно, что пытаться управлять броуновским движением" (Н. Шмелев).
  
  
   12 О ЧЕЛОВЕКЕ
   "О человек! Уверься наконец:
   Не для тебя ни мудрость, ни всезнанья". Е. А. Баратынский (Бунин)
   Люди более или менее равны между собой. Великими их делают мысли и цели.
   Статую украшает вид, человека - дела (Пифагор).
   Между людьми существуют значительные различия и степени понимания, восприимчивости и рассудительности (Локк) Люди обладают одинаковыми природными способностями, но не одинаковы по уровню знания. Различны по объему поля деятельности их разума, использовавшегося для собирания сведений и насыщения мозга идеями, понятиями и наблюдениями, которыми занимался бы их ум, с помощью которых формировался бы их разум .
   Дарования, которые даны от Господа. Изучай себя и развивай (для хвалы Господа и любви к ближнему (Библия).
   Нам ли принадлежат способности и таланты?
   Все, что имеем, не нам принадлежат. Все от Бога для служения ближним (Библия).
   "Для того и дано человеку, в отличие от прочих живых существ, познание наук чтобы он образованием ума восполнял пробелы, оставленные природой" (Э. Роттеррдамскмй)..
   Бог позволил человеку беспредельно проявлять свою инициативу, устремляться в далекие странствия и стать тем, кем он хочет (Пико делла Мирамдола).
   Человек хочет быть великим и не желает никого признавать даже равным себе, но, как бог, стремиться к господству везде и всюду (Марселио Фичино).
   Только человек питается раздвинуть границы своего жребия (Э. Роттеррдамский) из Эврипида.
   Как увидеть свое лицо можно только в зеркале, так узнать себя можно только в другом (Аристотель).
   4 лица человека:
   1. То, что он носит.
   2. То, что ему кажется.
   3. То, что видят другие.
   4. То, что есть на самом деле.
   Из Гельвеция:
   Люди всегда бывают против разума, когда разум бывает против них.
   Каждый питает мало уважения к тому, чем он сам не желал бы быть.
   Храбрыми людей делают страсти, а не правила морали.
  
   Люди больше похожи на свое время, чем на своих родителей.
   Отсутствие стимулов делает людей одинаковыми и надолго задерживает их развитие (Ч. Дарвин).
   Из Э. Роттеррдамского:
   Ни один человек рождается на свет без недостатков; у кого недостатков меньше, тот и лучше всех.
   Большинство людей глупы и всякий дурачиться на свой лад, а сближение возможно только с себе подобными.
   Люди собственных пороков, словно котомки за плечами, не видят.
   Ревность обращает жизнь человека в трагедию.
   Два жесточайших тирана управляют людьми: гнев и похоть.
  
   Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь (Апулей).
   Надобно гораздо разбирать, как станешь грубости кору с людей сдирать, чтоб с ней и добрых свойств у них не растерять (И. А. Крылов "Червонец").
   Есть люди, которые взяли себе в голову, что они всех умнее, а на самом деле наоборот, и из-за этого упрямо не только советам, а и природным законам противятся.
   Помеха - вера в собственную непогрешимость.
   Если мы видим подлеца и не показываем на него пальцем, то и мы почти такие же подлецы.
   Тени, погубленные жаждой наслаждений. Круг мучений для тех, кто предал разум власти наслаждений (Данте)
   Раб страстей (Гамлет 130.
   Раб внушения и само внушения.
   Заложник призраков пещеры, рода, рынка и театра (Ф. Бэкон):
   Призрак рода - истолкование новых идей в духе старых, торопливость выводов.
   Слуга у проходимца без мудрости, без святости, без благородства и с девятью признаками: ленивый, лживый, ругательный , наглый , халатный , заспанный, забывчивый, беспутный, распутный (Д. Боккаччо).
   Сочетающиеся качества: лицемер, ленивый, распутник, ворюга, фальшивый, душогуб.
   Есть люди, которые с годами умнеют, а есть такие, что, чем они старше, тем глупее (Э. Роттеррдамский).
   Три друга человека: первый - он сам, второй - дети (привязан человек всем своим разумом, о них заботится и готов пожертвовать и душу и плоть). Третьим другом, который всячески был презираем, является единство добрых дел - любви, милости, веры, упования, святости и других подобных совершенств, которые в силах сопутствовать и спасти нас в день судный.
  
   13. О ЗАКОНАХ
  
   К чему знание законов при отсутствии дурных нравов, от которых, - в том нет сомнения, - родились хорошие законы? (Э. Роттеррдамский).
   Законы должны быть равными для всех и приниматься с согласия тех, на кого они распространяются (Д. Боккаччо).
   Законы наших отцов - творение глубокой и ясной мысли (Петрарка).
   Из Гельвеция:
   Награда, наказание, слава и позор - четыре вида божеств, с помощью которых законодатель всегда добивается благочестия.
   Пороки и добродетели народа являются всегда неизбежным следствием его законодательства (истина).
   Монархия должна повиноваться писаному закону, а не закону монархии.
   Знай, о царь, что власть твоя перестает быть законной в тот самый день, когда ты перестанешь заботиться о счастье народа .
   Законы надлежит писать неясно, чтобы народ чувствовал необходимость прибегать к власти для их истолкования.
   Республики. В них умение, с которым законодатели этих государств связали частные интересы с интересами общественными.
   За закон народ должен сражаться "как за собственные стены" - лишь бы закон соответствовал логосу (Гераклит).
  
   14.. ОБ ИСТИНЕ
   Истина делает зрячим слепого.
   Знающего истину труднее обмануть, сломить, привыкшего следовать доводам разума нельзя заставить шагать по команде; кто умеет сомневаться в себе, не способен к слепой вере.
   Не исходить из воображаемого положения, а из того, что есть.
   Только предвзятые мнения заставляют нас считать ложным то, что ново слуху или зрению непривычно или кажется превышающим наше понимание; если же посмотреть внимательней, то обнаружишь, что это все не только для соображения очевидно, но и для исполнения легко (Апулей)
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"