Аннотация: Из Домреми в Шинон События в Шиноне Процесс в Пуатье Первый призыв к англичанам Вооружение Жанны
Путь к Орлеану
Из Домреми в Шинон
Своё семнадцатилетие - в январе 1429 года - Жанна отметила уходом из дома в Вокулёр. И на этот раз её сопровождал дядя Лаксар. Вскоре она снова попыталась предстать перед де Бодрикуром. Можно не сомневаться, что он запомнил её ещё в мае прошлого года. Если помнил, что она советовала французским солдатам избегать активных боёв с противником, то наверняка обратил внимание: все атаки на англичан с того момента были неудачны. Однако далеко идущих выводов не сделал и новой аудиенции девушке не дал.
Жанна поселилась в Вокулёре. К тому времени уже многие, в особенности те, кто присутствовал на её майской встрече с де Бодрикуром, были склонны видеть в ней Деву из Пророчества Мерлина.
Интересно, что слухи о Жанне уже широко распространялись по округе. При этом многое, конечно, исказилось. Когда сплетни дошли до герцога Карла Лотарингского, недомогавшего от излишеств, тот решил, что речь идёт о целительнице, и пригласил девушку, отправив ей охранную грамоту. Жанна приехала и объяснила, что в целительстве не разбирается, однако произвела на герцога хорошее впечатление. Правда, когда она попросила его дать сопровождающих для путешествия ко двору дофина Карла, её пожелание осталось без ответа.
Из этого можно сделать два вывода. Во-первых, распространявшиеся слухи о Жанне сильно искажали реальную картину, а потому нечего удивляться, что никто не обратил внимания на неточность в интерпретации Пророчества Мерлина. Во-вторых, Жанна не была уверена, что добьётся требуемого от де Бодрикура, иначе не стала бы обращаться с той же просьбой к Карлу Лотарингскому.
В публикациях батардистов встречаются утверждения, будто герцог принял Жанну как принцессу и дал ей возможность участвовать в рыцарском турнире. Ничего подобного в серьёзных исторических материалах нет. Напротив: если бы герцог счёл девушку принцессой, то, вероятно, выполнил бы её просьбу - хотя бы для того, чтобы не ссориться с окружением Изабеллы Баварской. Почему же тогда Жанна вернулась ни с чем к де Бодрикуру? И что означает участие в рыцарском турнире, если таковое имело место? Может, Жанна просто присутствовала среди зрителей? Эка невидаль.
Узнав о приёме Жанны герцогом Лотарингским, де Бодрикур передумал, отказался от своего упорства и согласился выполнить просьбу Жанны. По другим источникам, причина изменения позиции де Бодрикура была иной: при случайной встрече Жанна якобы крикнула ему, что в это самое время французы терпят поражение, и спустя несколько дней в Вокулёр пришло известие о поражении в Селёдочной битве.
Трудно сказать, какая из этих версий более достойна доверия. Конечно, первая правдоподобнее. Не исключено, что в слухах о поездке Жанны в Лотарингию подлинные факты сильно исказились и де Бодрикур вообразил, будто Карл Лотарингский вот-вот даст Жанне сопровождение для поездки к дофину, а потому решил опередить "соперника", чтобы не выглядеть дурно в глазах арманьяков. Вместе с тем возможно, что Жанна действительно произнесла нечто насчёт поражения французов - слишком легко было предсказать подобную вещь. Поскольку это могло быть не в день Селёдочной битвы, а несколько раньше или позже (на что, разумеется, никто не обратил внимания), совпадение - подлинное или мнимое - стало последней каплей в чаше сомнений де Бодрикура. Фактом является то, что он неожиданно перешёл от резкого отторжения Жанны к самой горячей её поддержке.
Де Бодрикур дал Жанне лошадь и шестерых провожатых. Среди них были глубоко симпатизировавшие девушке рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Мец. Следуя совету Жана, девушка переоделась в мужскую одежду и стала выглядеть как мальчик-паж. Впереди этого отряда де Бодрикур отправил разведчика, который должен был распознавать неприятельские засады. Численность отряда позволяла не опасаться случайных мародёров, вместе с тем она не была такова, чтобы привлечь внимание крупных бургундских отрядов.
Вскоре после отбытия Жанны с отрядом, де Бодрикур направил дофину послание, в котором высказывался решительно в пользу девушки. Задержка этого послания была связана с тем, что де Бодрикур не хотел создавать дополнительный риск для Жанны в том случае, если бы гонец был захвачен врагом.
К тому времени бургундцы уже были наслышаны о "Деве из лесов Лотарингии" и принимали меры, чтобы захватить её. Однако из Вокулёра отряд ушел скрытно, передвигался преимущественно в ночное время, с соблюдением всех мер предосторожности, а потому смог оказаться на территории, контролируемой дофином. Вполне вероятно также, что жители оккупированных бургундцами земель вовсе не пылали желанием расправиться с девушкой, которая видела свою миссию в избавлении французов от кровопролития и иноземных угнетателей.
После одиннадцати дней пути, отряд Жанны благополучно прибыл в Шинон и остановился на постоялом дворе. Первая часть задачи, стоявшей перед Жанной, была успешно решена. Правда, наименее трудная и значимая.
Существует легенда, что некто, оскорбивший Жанну в Шиноне, сразу упал в колодец и утонул. Однако серьёзные источники не относятся к этому с большим доверием. Ведь даже факты ещё как искажались! А уж эта история похожа на чистый вымысел.
Прибыв в Шинон, Жанна якобы произнесла, что проживёт еще год, не больше... Это заявление очень странно. Да и ошибочно: с того момента Жанна прожила более двух лет. Большинство предсказаний Жанны, хотя зачастую расплывчаты, ошибок не содержат. К тому же современники описывали Жанну как обычно весёлую, жизнерадостную девушку, что естественно для её возраста. Трудно совместить такое описание с ожиданием скорой смерти. Нельзя исключать, что это заявление было выдумано и приписано ей гораздо позже - уже после казни, чтобы показать, будто она была обречена на скорую гибель, знала об этом и не роптала, а значит, король и его окружение якобы ни при чём.
События в Шиноне
Получив извещение от де Бодрикура, советники дофина Карла отправились на постоялый двор - выяснить, чего добивается "Дева из дубовых лесов Лотарингии". Однако Жанна отказалась объяснять подробно. Она только сообщила, что Небо дало ей миссию, включающую снятие осады с Орлеана и коронацию дофина. После некоторых колебаний, дофин решил дать аудиенцию Деве Жанне.
Не вполне ясно, кто готовил Жанну к этой аудиенции. Несомненно, однако, что кто-то этим занимался. Несмотря на то, что никакого женского платья Жанна с собой из Вокулёра не брала - не до того было, - девушку одели в изящный наряд, который делал её привлекательной, но при этом подчёркивал её целомудренные устремления. Возможно, внешним обликом Жанны озаботилась королева Иоланда, тёща короля, которая финансировала подготовку операции по спасению Орлеана. Иоланда была очень заинтересована в успехе миссии Жанны. Правда, представление молодой привлекательной девушки собственному зятю очень двусмысленно. Могла ли Иоланда рисковать? А ну как зять увлечётся Жанной, позабыв о семейном долге? Ответом пусть послужит известный факт: вскоре после казни Жанны, королева Иоланда представила Карлу молодую Агнес Сорель, которая стала его любовницей и родила от него несколько детей. Для Иоланды было важнее держать под контролем Карла, управлять им через своих людей, чем добиваться, чтобы он хранил супружескую верность. Заметим, что Иоланда часто использовала молодых женщин-шпионок, подсылая их к тем или иным влиятельным лицам.
Если так, то вполне вероятно, что Иоланда занималась подготовкой Жанны к королевской аудиенции. Правда, миссию Жанны она, видимо, понимала по-своему как миссию Агнес Сорель несколько лет спустя.
Перед аудиенцией Жанна написала дофину письмо, где указала, что узнает его среди любой публики. Сразу оговоримся: разумеется, Жанна писала это письмо не сама. А вот насколько она была к нему причастна? И узнала бы Карла, которого никогда до тех пор не видела? Наверное, да. Для этого нужно было только, чтобы кто-то подробно описал ей дофина. Это могла сделать Иоланда, если участвовала в подготовке Жанны. Впрочем, то же самое мог сделать любой слуга королевы-тёщи. Также возможно, что просто кто-то показал Жанне дофина, когда тот находился за пределами дворца. Иоланда, вполне вероятно, знала о том испытании, которому Карл решил подвергнуть Жанну.
Опрометчивое (или, напротив, тщательно продуманное) обещание Жанны, высказанное в письме, подтолкнуло Карла устроить девушке испытание: он переоделся, а его одежду взял один из пажей. Однако уловка не помешала Жанне сразу узнать Карла. По мнению свидетелей, это произвело на дофина сильное впечатление, так как доказывало, что девушку ведут высшие силы. О том, что Жанне кто-то мог очень подробно описать Карла, а то и предупредить её о планируемом испытании, почему-то не подумали. Внешнее сходство с Карлом было, видимо, у герцога Алансонского, но и его отличить от дофина было вполне возможно. К тому же, по некоторым данным, герцог Алансонский на той встрече отсутствовал.
Впоследствии, на Руанском трибунале, Жанна говорила, что на аудиенции было 300 рыцарей. Разумеется, маловероятно, чтобы неграмотная Жанна считала присутствовавших. Многие историки говорят, что эта цифра преувеличена, но, наверное, не абсурдна, иначе судьи сразу уличили бы девушку во лжи. Конечно, хотя бы 100 дворян там присутствовало. А вот историк Райцес высказал мнение, что в Шиноне было немного людей: примерно 20 дворян и церковников. Сомнительно. Ведь руанским судьям наверняка были известны (хотя бы в общих чертах) обстоятельства первой встречи Жанны с Карлом. А если и нет, им нетрудно было направить в Шинон своих людей для проверки
(ездил же их эмиссар в Домреми!), и слишком явное преувеличение масштабов встречи могло дорого обойтись девушке. Ей могли простить, если она спутала 300 и 100, но никак не 20.
Жанна объяснила: она узнала дофина благодаря тому, что некий ангел держал над ним золотую корону. Результатом того впечатления, которое произвела Жанна на дофина, стало его согласие переговорить с ней с глазу на глаз. Что именно она ему сказала, осталось неизвестным. Скорее всего, она сообщила дофину (сославшись на голос свыше), что он является законным сыном короля Карла VI, а потому имеет полное право на французский трон.
Дофин решил подвергнуть Жанну проверке со стороны церковной комиссии в Пуатье и выяснить, безукоризненна ли девушка с религиозной точки зрения. Говорит ли это о слабохарактерности Карла и его метаниях между арманьяками и "бургиньонами"? Да нет. Карл мог, когда хотел, проявить железный характер и каменную волю, против которой было бессильно любое давление. Хотя обычно он предпочитал казаться слабым и нерешительным. Если Карл не направил Жанну сразу под Орлеан, а сперва устроил ей церковную проверку, это означает, что он хотел подстраховаться на будущее. Как показали последующие события, такая подстраховка не была излишней и помогла ему сохранить корону, когда Жанну осудили в Руане.
Церковная проверка была также блестящей пиар-акцией в пользу Жанны. Девушка оказалась в центре внимания всех, кто сочувствовал дофину, а её пылкие ответы членам комиссии вызвали к ней всеобщее сочувствие. Простые люди восхищались умом и самоотверженностью Жанны, вздыхали по поводу нерешительности дофина, гневно клеймили подлых "бургиньонов", осуждающе качали головами (считая, что комиссия попусту тратит время, которое так необходимо для защиты Орлеана)... и собирали оружие для будущего похода.
Процесс в Пуатье
Этот церковный суд интересен тем, что на нём позиция Жанны была официально признана вполне соответствующей доктрине католицизма. Когда готовился другой трибунал - в Руане, - материалы суда в Пуатье, однозначно выгодные для девушки, бесследно исчезли. Похоже, что расправа над Жанной готовилась всем руководством католического духовенства, а епископ Кошон был не более чем исполнителем, притом не из главных.
Судьями в Пуатье были церковники, служившие дофину, большей частью богословы университета в Пуатье. Среди них были и беглецы из Парижского университета. Нетрудно понять: если бы миссия Жанны провалилась, этим господам пришлось бы скитаться из-за угрозы мести победителей-англичан сторонникам Карла. Так что они были заинтересованы признать Жанну доброй католичкой. При этом их решение должно было выглядеть безукоризненно с точки зрения церковной доктрины. Вот почему процесс в Пуатье был обречён дать положительный ответ на вопрос, заданный королём, но только после тщательного соблюдения формальностей.
Несмотря на то, что Жанна отвечала зачастую довольно дерзко, почтенная комиссия воздерживалась от выражения негативных эмоций. За эту сдержанность судьи были с лихвой вознаграждены два года спустя, когда на их глазах Руанский трибунал расправился с девушкой.
Среди ответов Жанны отметим два.
Когда Жанну спросили, зачем ей солдаты, если Бог всё равно намерен дать победу французам, она ответила:
Бог помогает тем, кто сам себе помогает. Солдаты должны сражаться, а Бог даст им победу.
Вполне корректный ответ (теологам не к чему придраться). Ответ, разделяющий религиозные и мирские сферы. И вместе с тем недвусмысленно выражающий жизненную позицию Жанны: делать всё зависящее, а там уж как получится. В другой раз от Жанны потребовали показать знамение, которое бы подтвердило, что она послана Богом. Жанна рассердилась и ответила:
Я пришла в Пуатье вовсе не для того, чтобы давать знамения и творить чудеса. Отправите меня в Орлеан, и я вам покажу там, для чего послана. Пусть мне дадут любое количество солдат, и я пойду туда.
Этот заданный Жанне вопрос довольно странен. Монотеизм, вообще говоря, негативно расценивает требование совершить то или иное чудо. Ведь если бы Жанна показала какое-то знамение, его вполне можно было бы интерпретировать и как проявление нечистой силы. Видимо, судей интересовало не само знамение, а то, как Жанна выйдет из положения. Ответ девушки их вполне удовлетворил.
Во время Оправдательного процесса многие судьи рассказывали, что Жанна впечатлила их своим благочестием и целомудрием. Непонятно, почему они не заявляли то же самое во время Руанского трибунала, когда был важен любой голос, поданный в защиту оклеветанной девушки. Это обстоятельство заставляет критически отнестись и к другим заявлениям участников суда в Пуатье.
Другое проблематичное заявление членов суда в Пуатье касается прогноза, который дала Жанна. Она назвала присутствующим четыре события, которые вскоре должны были произойти: англичане будут изгнаны, осада с Орлеана будет снята и Орлеан полностью освободится от англичан, но сначала она пошлет им письменное предупреждение; король будет миропомазан в Реймсе; Париж снова покорится королю; герцог Орлеанский возвратится из Англии. И все исполнилось.
Можно ли считать это заявление формулировкой миссии Жанны? Пожалуй, нет. Все перечисленные события действительно осуществились, но в этом прогнозе не сказано, что они должны были произойти благодаря Жанне. Напротив: французы заняли Париж и освободили герцога Орлеанского не только без участия Жанны, но и после её казни. Да и задержка в осуществлении этого предсказания на 11 лет вряд ли показалась герцогу Орлеанскому короткой.
По-видимому, Жанна считала целью своей миссии коронацию дофина Карла. Как большинство народа, она думала: став королём, Карл будет заботиться о благе своих подданных, защищать их от врагов. Конечно, это наивно, но чего можно было ждать от хотя и талантливой, но неграмотной девушки?
Суд в Пуатье задержал выдвижение армии к Орлеану. А народ начал стихийно собираться под знамёна Девы Жанны. Так что время, ушедшее на судебный процесс, не пропало напрасно. Война против английских захватчиков окончательно приобрела народный характер.
Первый призыв к англичанам
В конце марта 1429 года Жанна направила англичанам своё первое обращение. Оно немалое по объёму, но важно привести его полностью.
Иисус Мария. Король Англии и вы, герцог Бедфорд, называющий себя регентом Королевства Франции, вы, Гийом де Пуль [Вильям Поул, граф Саффолк], Жан, сир де Талбо, и вы, Тома, сир де Скаль, именующий себя наместником упомянутого герцога Бедфорда, внемлите рассудку, прислушайтесь к Царю Небесному. Отдайте Деве, посланной сюда Богом, Царем Небесным, ключи от всех добрых городов, которые вы захватили, разрушили во Франции. Она послана сюда Богом, чтобы провозгласить государя королевской крови. Она готова заключить мир, если вы признаете ее правоту, лишь бы вы вернули Францию и заплатили за то, что она была в вашей власти. И заклинаю вас именем Божьим, всех вас, лучники, солдаты, знатные люди и другие, кто находится пред городом Орлеаном: убирайтесь в вашу страну. А если вы этого не сделаете, ждите известий от Девы, которая скоро придет к вам, к великому для вас сожалению, и нанесет вам большой ущерб. Король Англии, если вы так не сделаете, то я, став во главе армии, где бы я ни настигла ваших людей во Франции, заставлю их уйти, хотят они того или нет; а если они не захотят повиноваться, я всех их прикажу убить. Я послана Богом, Царем Небесным, и телесно представляю его, чтобы изгнать вас из Франции. Если же они повинуются, я помилую их. И не принимайте другого решения, так как Королевство Франция не будет вам принадлежать по воле Бога, Царя Небесного, сына Святой Девы Марии; но принадлежать оно будет королю Карлу, истинному наследнику; ибо Бог, Царь Небесный, хочет этого, и Дева возвестила ему [Карлу] это, и он войдет в город Париж вместе с достойными людьми. Если же вы не захотите поверить известию, посылаемому вам Богом и Девой, то, где бы вас ни нашли, мы вас покараем и учиним такое сражение, какого уже тысячу лет не было во Франции, если вы не образумитесь. И будьте твердо уверены, что Царь Небесный ниспошлет Деве и ее добрым солдатам силу большую, чем та, которая заключена во всех ваших воинах, и исход сражений покажет, на чьей стороне, по воле Божьей, правда. Дева обращается к вам, герцог Бедфорд, и требует, чтобы вы прекратили разрушения. И если вы ее послушаетесь, вы сможете прийти вместе с ней туда, где французы совершат прекраснейшее дело, которое когда-либо совершалось для христианского мира. Дайте ответ, хотите ли вы мира в городе Орлеане; а если вы так не сделаете, то подумайте о великих бедах, которые вам придется пережить. Написано во вторник Страстной недели.
Какие выводы можно сделать из этого письма? Во-первых, Жанна хотела избежать кровопролития. Избавить от страданий французов, но и не принести их англичанам. Во-вторых, в послании Жанны явно просматривается принцип территориального раздела: Франция должна принадлежать французам, но и у Англии не должно быть иных хозяев, кроме англичан. Это полностью расходится с прежней доктриной французских феодалов, которые были не прочь захапать островное королевство. В-третьих, Жанна высказала требование о компенсации нанесённого англичанами ущерба. Не вполне ясно, впрочем, как это согласуется с территориальным разделом. Если бы англичане вдруг согласились покинуть Францию, однако ничего не заплатили за нанесённый ими ущерб - тогда что?
Наивный (и сделанный от отчаяния) призыв не был воспринят теми, кому его адресовала Жанна. Над ней в очередной раз посмеялись - теперь уже англичане. Многим из них этот смех обошёлся очень дорого всего лишь несколько недель спустя.
В нарушение обычая войны англичане схватили посланца Жанны, заковали его в цепи и объявили, что предадут церковному суду как прислужника колдуньи.
Вооружение Жанны
Турский оружейник изготовил специально для Жанны (по мерке) рыцарские доспехи: шлем с подымающимся забралом, панцирь, защищающий грудь, наплечники, нарукавники, перчатки, набедренники, наколенники и ботинки всё это было сделано из стали и отполировано до серебристой белизны (казалось серебристо-белым). Причём использовался полосовой металл, снижавший вероятность поражения ядрами. Небольшая деталь, дающая нам представление о тогдашних ценах: за эту работу было уплачено 100 турских ливров.
Меч для Жанны был найден в часовне Святой Екатерины в Фьербуа, неподалёку от Тура. Есть сведения, что нашли его по указанию Жанны:
Этот меч зарыт в землю, он проржавел, и на нём выгравировано пять крестов.
Говорили, что это тот самый меч, которым был вооружён франкский король Карл Мартелл победитель сарацинов в битве при Пуатье в 732 году.
Если эти сведения верны, то речь идёт о единственном совершенно точном и конкретном предсказании, которое сделала Жанна. Нельзя, однако, исключать, что и это очередная легенда, подогнанная под факт: нахождение (возможно, случайное) таинственного меча. Жанне нередко приписывались заявления, которые она едва ли могла произнести. Можно доверять, и то не всегда, только тем приписываемым ей словам, которые были произнесены на Руанском трибунале, либо подтверждаются хотя бы несколькими источниками. А правильнее будет судить об Орлеанской Деве по её делам.
Отметим ещё, что святая Екатерина, по словам Жанны, была среди Голосов, приходивших к ней.
Появились у Жанны знамя (длинное белое полотнище, видное далеко) и флажок (на пике). В Type для Жанны собрали военную свиту, как и полагалось военачальнику; назначили интенданта Жана д'Олона, который позже свидетельствовал:
Для ее охраны и сопровождения я был передан в ее распоряжение королем, господином нашим.
Отметим, что д'Олон оставался с Жанной и во время её плена в Бургундии. Ещё у Жанны были пажи Луи де Кут (Конт) и Раймон. В её подчинении оказались также два герольда Амблевиль и Гийенн (герольды это гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознать их).
После завершения экипировки Жанна, сопровождаемая солдатами, отправилась в Блуа, ближайший к Орлеану город, не занятый англичанами. Туда же отряд за отрядом собирались армия и народное ополчение. К этому походу готовились очень тщательно. Был произведён набор солдат, заготовлены в нужном количестве боеприпасы и продовольствие. В конце апреля в Блуа собралось большое войско, 67 тысяч человек. Здесь были и остатки отрядов, покинувших в феврале Орлеан, и вновь завербованные наёмники. Командовали ими известные капитаны, такие как Гокур, де Рец (де Рэ), Буссак, Кулан, Ла Ир, Ксентрайль и прочие.
21 апреля Жанна с отрядом прибыла в Блуа. Она приказала удалить из лагеря женщин (проституток), запретила грабежи и разбой, сквернословие и богохульство, потребовала и обязательно посещать богослужения. При этом дисциплина укреплялась на моральной основе, а не палочными средствами, как обычно принято в армиях.
В простонародье было распространено поверье, что многие победы англичан являются следствием благочестия Генриха V, поэтому сокрушить врага можно только благочестивой армией. Конечно, требования Жанны способствовали повышению уровня армейской дисциплины, а значит, и последующим победам. По некоторым сведениям, Жанна вступила в конфликт с командирами, когда потребовала от них навести порядок в армии. Убедившись, что не только ополчение, но и значительная часть солдат на стороне Девы, командиры пошли на уступки.
Чем же можно объяснить популярность Девы Жанны в армии? Все соратники позже отзывались о ней лестно (в отличие от религиозных фанатиков). На людях у неё обычно было весёлое лицо, излучающее радость. Для каждого находилось любезное и уместное слово. Её абсолютная уверенность в победе укрепляла сомневающихся. Она была невинна и по-детски непосредственна, что трогало сердца грубых воинов, привыкших видеть вокруг лишь шлюх. Её юная красота радовала глаз, пылкая вера внушала уважение и благоговение. Хотя, разумеется, как военного лидера Жанну никто всерьёз не принимал, считая её своего рода талисманом, помогающим подымать боевой дух войск, вербовать сторонников и получать средства.
Последующие события показали, что капитаны напрасно не воспринимали первоначально Жанну как военного лидера. Однако трудно было ожидать иного отношения к человеку, впервые оказавшемуся в армии, да ещё к девушке.
Приготовления в Блуа не могли пройти незамеченными для англичан. Английские командиры (как и французские) скептически относились к военным способностям Жанны, однако понимали, что вдохновлённый ею народ в любом случае представляет собой значительную силу. Потому-то англичане и решили перебросить несколько тысяч солдат (под командой Джона Фастольфа, победителя в Селёдочной битве) на помощь войскам, осаждавшим Орлеан. Но к месту назначения этот отряд не прибыл. События под Орлеаном развернулись так стремительно, что опередили марш английских войск.
У Жанны было немало бойцов, отлично знавших, за что им предстоит воевать. Подлинные патриоты, они хотели защитить родную землю. Освободить Францию, а не захватить и разграбить Англию - вот какова была их цель. Это придавало французскому войску характер национально-освободительной армии, которой и надлежало идти за Девой Жанной по пути избавления народа от унижения и страдания.