Шаффер А. : другие произведения.

"Загадки Орлеанской девы": полет белой голубки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  Ни для кого не является секретом, что в истории разных народов и государств встречается множество примеров героизма отдельных представителей этих народов и государств, причем героизма символического, который с веками обретает особый сакральный смысл и становится идеальной моделью народного мифологического представления о том, каков он - настоящий герой.
  Без сомнения, национальным символом героизма во Франции является Жанна д"Арк, которая, ко всему прочему, выступает в мифологическом сознании французов и в качестве покровительницы их страны в целом. В 1909 папа Пий X провозгласил Жанну д"Арк блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её, завершив, тем самым, формирование канонического образа, хорошо известного нам сегодня. О Жанне д"Арк написано множество книг - исторических исследований и художественных произведений. Она давно стала героиней кинематографа. И задача, которая стоит перед каждым новым исследователем жизни и деятельности французской святой, является поистине уникальной, так как все, что можно было рассказать о Жанне, уже рассказано, и только ленивый не выдвигал своих версий произошедшего во Франции в XV веке. И все же с завидной регулярностью на полках книжных магазинов появляются все новые книги, посвященные данному вопросу. Одна из них - перед нами. Автор новой книги "Загадки Орлеанской девы" Ф. Ромм не побоялся взяться за непростую работу. Уже во введении автор заявляет, что широко распространённое мнение, будто главной своей задачей Жанна считала установление правления короля-француза Карла Седьмого вместо власти короля-англичанина Генриха Шестого, является ложным. "С этим невозможно согласиться, - пишет Ф. Ромм. - Как будет показано ниже, англичане вели себя во Франции чрезвычайно жестоко, а потому главной, если не единственной, целью Орлеанской Девы было спасение её соотечественников от страданий и гибели". Таким образом, уже с первых страниц своей книги Ф. Ромм определяет цель своего исследования, которая подразумевает несколько иной взгляд на Жанну д"Арк, отличный от того, к которому мы привыкли, знакомясь с французской историей по учебникам и многим специальным исследованиям. Автор ставит перед собой задачу показать читателям, что Жанна была в первую очередь человеком, а уж потом - политиком, но судьба распорядилась так, что ее человеческий подвиг не был оценен современниками. Именно в этом Ф.Ромм видит основной парадокс истории Жанны, ее основную трагедию и загадку.
  Книга "Загадки Орлеанской девы" не является строго историческим исследованием, о чем автор предупреждает читателя, говоря, что исторические подробности в книге сведены к минимуму. Но не стоит полагать, что автор вовсе пренебрег ими - в книге достаточно исторического материала, который позволяет читателю разобраться во всех тонкостях политической, социальной и экономической ситуации во Франции рассматриваемого периода. При этом, Ф. Ромм сознательно не перегружает читателей историческими подробностями, чтобы не отвлекать от главного. Следует отметить, что Ф. Ромму прекрасно удалось соблюсти нужные пропорции в подаче материала, что позволяет с уверенностью говорить о том, что книга "Загадки Орлеанской девы" понравится как тем, кто уже имеет некоторые познания в рассматриваемом в ней вопросе, так и тем, кто впервые для себя погрузится в полный загадок мир дворцовых интриг, жестокой борьбы за власть и кровопролитных сражений Столетней войны.
  Собственно история Жанны начинается в книге с рассмотрения автором знаменитого пророчества Мерлина - легендарного британского мага и колдуна, который, согласно сформировавшейся вокруг фигуры д"Арк мифологии, и предсказал ее появление. Ф. Ромм критически подходит к этому вопросу, признавая, теме не менее, что свою психологическую роль пророчество, конечно, сыграло, укрепив авторитет Жанны, в первую очередь среди простого народа.
  Рассматривая историю происхождения Жанны, автор книги подтверждает вывод В.И.Райцеса, что правильное написание фамилии героини - Дарк. И именно так она продолжает фигурировать в дальнейшем повествовании. Говоря о семье Жанны, автор приводит самые разные точки зрения - от признанных в официальной историографии д"Арк до тех, которые сегодня принято называть альтернативными, - давая читателям пищу для самостоятельных размышлений и выводов.
  Основной особенностью книги !Загадки Орлеанской девы", как уже было сказано выше, является гуманитарный, человеческий подход к фигуре Жанны д"Арк. В этом ключе особенно интересны в книге описания детства Жанны, в которое Ф. Ромм умело вплетает подробности быта простого народа того времени, что является безусловным плюсом, как с точки зрения чисто практического читательского интереса, так и с точки зрения сравнительно молодого направления в отечественной исторической науке под названием "социальная история".
  В книге высказан ряд интересных версий, касающихся мессианской роли Жанны и, что особенно интересно, автор взял на себя смелость сконструировать понимание этой роли самой героиней. Так, по мнению Ф. Ромма, хорошо всем известные "Голоса", которые слышала Жанна, есть не что иное, как плод ее фантазий. Но здесь автор делает оговорку - д"Арк не была сумасшедшей (по крайней мере на первом этапе, хотя позднее, особенно во время пленения, возможно, Голоса и стали для нее слишком реальными). Отчасти, в самом начале, "Голоса" были нужны ей самой, чтобы окончательно утвердиться в своем предназначении спасти Францию от горя и бед, свалившихся на нее. И дальше, когда Ф. Ромм рассматривает уже процесс восхождения звезды Жанны на политическом небосклоне Франции, он постоянно подчеркивает, что даже поддерживая, например, дофина Карла, она думала в первую очередь о том, что он "будет заботиться о благе своих подданных, защищать их от врагов", что, впрочем, вполне соответствовало народному мнению в целом.
   Взгляд Ф. Ромма на Жанну д"Арк парадоксальным образом совмещает в себе казалось бы противоположные точки зрения на эту интереснейшую фигуру французской истории. Автор пытается увидеть в своей героине человека, простую девушку, которая возложила на свои плечи тяжелое бремя миссии по спасению своего Отечества, очистить ее образ от мифологем, домыслов, слухов, но в то же время, наделяет Жанну поистине сверхъестественными талантами, например, талантом полководца, способного разгромить англичан. Но это авторская позиция, которая вполне может иметь право на существование, при всей своей спорности.
  Книга изобилует интереснейшими фактами из жизни французской героини и, что особенно существенно, не только в контексте боевых действий, но и в свете повседневности. Ф. Ромм постоянно напоминает читателю, что перед ним книга о человеке, а не о мифологическом образе, обрамленном ореолом святости. При этом он объясняет, что еще при жизни Жанны сформировался культ ее почитания, что было в целом характерно для низового народного сознания XV века. Но культ это формировался вокруг обычного человека, а не святой, руководимой небесными голосами - такова позиция автора.
  Отдельного внимания заслуживают главы, посвященные пленению Жанны д"Арк. Здесь Ф. Ромм вновь оппонирует официальной историографии, оспаривая мнение о том, что Орлеанскую деву предал только Карл Седьмой. Здесь же автор рассматривает вопросы возможного освобождения Жанны французами после продажи ее англичанам и приходит к выводу, что сделать это было вполне возможно.
  Финальная часть книги посвящена самому трагическому периоду в жизни Жанны - суду над ней и последующей казни. Ф. Ромм подробно рассматривает эти события, анализируя самые различные аспекты, вплоть до личностей судей, приводя интересные мнения о том, что не все из них были настроены против д"Арк, а некоторые позже уверяли, что даже хотели ей помочь. Автор категорически не согласен с подобной трактовкой суда над героиней - по его мнению, это была лишь своеобразная игра в плохого и хорошего полицейского, цели которых полностью совпадали.
  Последние дни Жанны в тюрьме автор описывает тщательно и подробно, анализируя малейшие нюансы, которые, казалось бы, рассмотрены уже во всех аспектах. Но и здесь Ф. Ромм находит интересные для читателя сюжеты. Например, инцидент с английским солдатом на казни, во время которой ему почудилась белая голубка, вылетевшая из костра, объявшего Жанну, а также рассмотрение альтернативной версии, исходя из которой Орлеанская дева избежала казни и спаслась.
  Из особенностей книги можно отметить то, что автор в своих рассуждениях не ограничивается сугубо историческим контекстом рассматриваемой эпохи, вкрапляя в повествование интересные примеры и сравнения из самых разных времен, делая, тем самым, читателю более понятными те или иные моменты.
  В качестве недостатков следовало бы отметить некоторые языковые вольности, которые, на наш взгляд, несколько снижают поставленную автором планку. К примеру, вполне можно было бы обойтись без употребления слов "облажались" в описании действий военных. Кроме этого, в качестве небольшого недостатка можно указать на отсутствие в большинстве случаев ссылок на источники и литературу, особенно в местах изложения диалогов, которые, по сути, являются литературными допущениями (или же реконструкциями диалогов), о чем полезно было бы упомянуть, если бы не популярный характер книги. Помимо прочего, в последних главах Ф. Ромм поддается эмоциям, что также несколько снижает общий объективно-научный тон работы. В целом же книга написана живым интересным языком, доступным самому широкому кругу читателей, а некоторая литературная вольность автора в изложении исторических событий не портит общего впечатления от прочитанного.
  Книга снабжена интереснейшим иллюстративным материалом.
  Книга Ф. Ромма "Загадки Орлеанской девы" ставит перед нами множество вопросов, ответы на которые, возможно, так и не будут найдены. Автор дает свою версию жизни и смерти французской героини: чего в ней больше, фантазии или реальности - решать лишь читателям.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"