Рощектаев Андрей Владимирович : другие произведения.

Кунгур

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фотоальбом, посвящённый этой поездке - http://foto.rambler.ru/users/jediknight2/albums/54820128/


   Кунгур
  
   Кунгур... если не скажу самый, то один из самых красивых малых городов, какие мне довелось видеть за пределами Золотого Кольца! Красота его открывается ещё с подступов, особенно когда едешь по железной дороге вдоль долины Сылвы. Сылвинские горы -- изумительное природное обрамление к одному из древнейших и архитектурно богатейших городов Приуралья.
   Эти ошеломляющие скалистые обрывы - "рифы", - производят даже большее впечатление, чем многие уголки основного Уральского хребта. Скажем, под Екатеринбургом не увидишь из окна поезда ничего подобного! Средний Урал местами кажется равниной. Едешь по нему и думаешь: "А где же горы!?" Какие-то давно сглаженные временем (и промышленностью) складки земной поверхности, да и то далеко, на горизонте. А тут -- настоящий каменный пояс с обрывами и природными башнями, имеющими даже свои имена: Ермак, Ермачиха, Ермачонок... Зимний вариант таких же гористо-еловых пейзажей, какие я видел летом 2007 г. на Каме. Только река тут -- гораздо уже... и оттого горы кажутся ещё выше!
   Сылва -- большой приток Камы: 493 км длиной. Одна из самых живописных и полноводных рек Среднего Урала. Её обрамлённая гипсовыми скалами долина невероятно богата пещерами. Ну, о пещерах мы ещё поговорим...
   Пока поезд шёл вдоль Сылвы, я настолько залюбовался сказочными зимними пейзажами, что чуть не проехал Кунгур! Вот горы отступили амфитеатром, показался посёлок с высокой белой церковью в стиле барокко... Я ещё неотрывней прильнул к стеклу -- и вдруг подошла проводница, напомнила: "Вы в Кунгуре выходить собираетесь? Стоянка, вообще-то, через две минуты!" Я встрепенулся, кое как успел собрать вещи -- и выскочил на перрон. Поезд умчался -- а я остался стоять перед красивым маленьким вокзалом в неорусском стиле, у подножия старинной водонапорной башни, пламеневшей в предзакатном небе... Так встретил меня этот почти 350-летний городок.
  
   Изначально Кунгур был основан в 1648 г. - в 17 километрах отсюда. После разорения его восставшими башкирами, в 1663 г. перенесён на нынешнее место. По приуральским меркам, это весьма древний город. Он старше Перми, хотя младше Чердыни (XV в., новая крепость -- с 1535 г.), Соликамска (поселение 1430 г., город -- с 1573 г.), Усолья(1606 г.).
   Административный и хозяйственный центр огромной земли под названием Великая Пермь постепенно смещался с севера на юг -- как и основные торговые пути в Сибирь. Первой "столицей" края была далёкая северная Чердынь. В XVII веке её затмевает стремительно развивающийся Соликамск, и в 1636 г. воевода переезжает туда. В XVIII веке настаёт черёд ещё более южного Кунгура, и с 1737 г. центр провинции переносится в этот город на Сылве, узел дорог, знаменитый своими ярмарками, проводимыми 3 раза в год.
   В то время Кунгур был крупнейшим городом на Урале -- как это ни удивительно звучит сейчас, когда в нём всего-то 68 тысяч жителей (на 2007 г.), против почти миллиона в Перми, почти полутора миллионов в Екатеринбурге... А тогда соотношение было радикально иным! По описи 1760 г., в Кунгуре -- 2330 душ мужского пола (общее население -- 5523 чел.), тогда как в Челябинске -- 192, Екатеринбурге -- 338, Уфе -- 367, Соликамске - 1354, Оренбурге -- 2061. Вот такая это была "столица" огромного региона!
   Впрочем, согласно старой байке, Кунгур вообще однажды сошёл за самый большой город Российской империи, а то и всего мира. Ехал через него как-то английский путешественник. Вечером на Иренской заставе он спросил ямщика: "Что это за город?" "Кунгур" -- ответил ямщик. Англичанин уснул. А дороги в Кунгуре были ужасные, карета завязла в грязи. Только после полуночи удалось сдвинуться с места. Англичанин проснулся на минутку и спросил: "Какой город мы проезжаем?" "Кунгур", -- ответил ямщик. Опять завязли. Утром англичанин проснулся и спросил: "Что это за город?" "Кунгур", -- сказал ямщик. Англичанин записал в своём дневнике: "Второй день едем по самому большому городу России -- Кунгуру".
   В 1781 г. "столица" региона, покочевав туда-сюда, окончательно занимает срединное географическое положение: центром провинции Пермь становится... Пермь. Но и Кунгур остаётся богатым купеческим городом, хотя и уездным.
   Здешняя деревянная крепость рубежа XVII-XVIII вв., к сожалению, не сохранилась. Полюбоваться ей сейчас можно лишь на макете -- в местном музее. Она имела 8 башен и периметр всего 233 сажени (примерно полкилометра). В сущности, это был просто малый острог. Правда, подступы к нему прикрывали валы и рвы длиной 661 сажень (1408 м). Они размещались в нескольких стах метров к югу от основной стены.
   Оконечностями валы упирались в естественные укрепления -- Сылву и Ирень, с их крутыми берегами. Так что весь город занял удобное положение "в углу" двух сливающихся рек -- на длинном полуострове. Единственный сухопутный подход к нему был перекрыт двумя линиями обороны.
   Кунгур -- один из немногих городов Приуралья, который не удалось взять пугачёвцам. Выстоял он во многом благодаря вере жителей в заступничество Богоматери, явленное через главную местную святыню -- Тихвинскую икону.
   7 тысяч мятежников осаждали Кунгур почти месяц: с 4 по 30 января 1774 г. Их разнородными отрядами предводительствовали Салават Юлаев, Иван Белобородов; сам Пугачёв под Кунгуром не был. Малочисленные защитники (несколько сот молодых рекрутов, казаков и ополченцев) отбили несколько штурмов. Самый ожесточённый произошёл 23 января, в день священномученика Климента. Жители с крестным ходом поднялись на вал, неся Тихвинскую икону Божией Матери и образ св. Климента. Пугачёвцев охватила паника и они побежали. Через неделю, 30 января, в день Трёх Святителей, город окончательно избавился от осады. Защитники за всё это время потеряли убитыми... 8 человек.
   Примечательно, что воевода Миллер ещё за 5 дней до осады бежал, бросив город на произвол судьбы, так что обороной фактически руководил бургомистр Филипп Кротов и купец Емельян Хлебников. Богатому городскому обществу было что терять, и оно сумело организовать самозащиту.
   С тех пор 23 января (по ст. стилю) - особый кунгурский праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в дополнение ко всероссийскому дню прославления этой иконы 26 июня. И та, и другая дата до революции отмечалась большим крестным ходом.
   И ещё -- отзвук тех событий. Не знаю, сыщется ли во всей России другой город, где сохранился до наших дней памятник тем, кто сражался с Пугачёвым! За всю советскую эпоху, когда крестьянская война прославлялась, а её предводитель считался народным героем, обелиск в честь обороны 1774 года в самом центре Кунгура, напротив городской администрации, так и не снесли. Чудеса да и только! На обелиске красуется надпись -- правда, вполне нейтральная: "Благодарные потомки храбрым предкам". А в музее хранится знамя героических защитников Кунгура. Но не только знамя осталось от тех лет...
   В Поволжье сложено немало легенд о кладах Стеньки Разина. Соответственно, в Приуралье бытуют предания о кладах Пугачёва. И у легенд этих есть реальная первооснова. В Кунгурском краеведческом музее лежит под стеклом "Заветный камень" с полустёршейся надписью: "Сей камень заветный, кладеная сия поклажа сибирскими пугачёвскими воинами -- 24-мя человеками. Сей поклажи -- 2000 златых инперьялов да полуинперьялами -- 2 ж тысячи, серебром монетов -- тысеча. Да хто сей камень найдёт, тот нашу и казну возьмёт. Нашу казну возьмите и по себе делите, но вместо казны положите, по завету нашему, 30 аршин тонкаго холста... положите серебром или златом, по 6 монетов положите в ту яму найденной нашей казны. Над сим заветом станут стоят наши стражи страшныя. Строчные [урочные] года по наидению сего заветнаго камня и завету исполненнаго ищите. Одоговорщик знает, как с нашими стражами управляться, слушаются его. Кладеная сия поклажа -- 1774 года, мая 7 дня".
  
   XVIII век стал для Кунгура незапамятной древностью, овеянной легендами, со сказами об осадах и кладах -- примерно как XVI век для нашей Казани или, скажем, XII-XIII век для Владимира. А вот XIX -- начало ХХ вв. - это уже близкая к нам эпоха, к которой относится почти вся застройка исторического центра: дома, лавки, торговые ряды... Тогда Кунгур перестал быть крепостью, а окончательно стал уютным, процветающим купеческо-мещанским городком (в 1860 г. из 9,5 тысяч населения 591 человек относился к купеческому сословию, 7300 -- к мещанскому). Он всегда был крупным центром хлебной торговли, так что даже на гербе его изображён рог изобилия с сыплющимися колосьями. А благодаря купцу Губкину, в XIX в. стал неофициально именоваться ещё и "чайной столицей Российской империи".
   Тот же Алексей Семёнович Губкин (1816 -- 1883) стал крупнейшим меценатом Кунгура, основавшим техническое училище и Елизаветинский дом призрения детей-сирот (названный по имени рано скончавшейся дочери). На его средства благоукрашались многие местные храмы, которыми и тогда, и ныне так богат Кунгур. Сейчас в историческом сквере в центре города стоит памятник Губкину. А в полусотне метров на постаменте возвышается огромный самовар с чашкой -- память об эпохе "чайной столицы".
   Целый квартал напротив занял Гостиный двор (1860-70-х гг. постройки) - один из архитектурных символов Кунгура, неотъемлемый элемент вообще всякого старорусского торгового города.
   Через улицу стоит изумительно красивый Малый Гостиный двор -- тех же лет постройки, но по архитектуре напоминающий XVII век. Фриз, нависающий многочисленными торосами из поставленных углом кирпичей, и изящный "бегунок" тянутся вдоль всего фасада длинного одноэтажного здания. Все узоры -- белые, а сами стены -- нежно-розовые (на рассвете потрясающее зрелище!).
   Сейчас Большой Гостиный двор по-прежнему остаётся основным торговым центром, а в Малом разместился Музей истории купечества.
   Рядом высится 2-этажное здание магистрата -- старейший памятник гражданской архитектуры города, середины XVIII в. Ныне это -- историко-краеведческий музей.
   "Ниже по течению" всё той же покатой улицы Гоголя -- бывшие винные лавки конца XIX века: оригинальный дом с очень непривычными для русской архитектуры шестиконечными "звёздами Давида" на фасадах. Оказывается, владельцем заведения был купец Яков Абрамович Колпаков, крещёный еврей (между прочим, более 10 лет -- церковный староста стоящего неподалёку большого Успенского храма). Вот такое пересечение разных культурных традиций можно встретить в архитектуре Кунгура.
   Благодаря великолепно сохранившейся старине, город стал излюбленным местом для многих советских кинематографистов -- этаким приуральским Суздалем. "Приваловские миллионы", "Тени исчезают в полдень", "Демидовы" и другие фильмы, для которых нужны были "живые декорации" былой Руси, снимались именно здесь.
   Но главное, что доминирует в облике любого старорусского города -- это, конечно, церкви. В Кунгуре их сохранилось 8. 4 из них действующие: Никольская, Тихвинская, Спасо-Преображенская и Всехсвятская. Кроме того, в маленьком Алексеевском храме на главной площади функционирует православный "Духовно-просветительский центр свт. Алексия Московского", а службы в нём проходят несколько раз в году.
   Самые красивые церкви построены в екатерининскую эпоху - "золотой век" Кунгура, - и являются настоящими шедеврами барокко. В их зодчестве немало черт, общих для русского Севера и Сибири, но есть и самобытность. Ведь барокко на гигантских просторах России преломилось на несколько архитектурных школ, в зависимости от местных особенностей.
   О великолепных ступенчатых церквах далёкой отсюда Тотьмы - "белых парусниках на берегу Сухоны-реки", - написано искусствоведами немало. А о современных им, не менее изящных храмах Кунгура -- почти ничего! Во всяком случае, на всероссийском уровне. А ведь, пожалуй, "тотемское" и "кунгурское" барокко -- наиболее близки друг другу. Трудно сказать, почему: это, наверное, тема для отдельного исследования.
   Обычно церковь в стиле барокко -- это восьмерик на четверике или несколько уменьшающихся восьмериков. А в Тотьме и Кунгуре каждый из пяти барабанов под куполами имеет такую форму.
   Самое сильное впечатление производят два кунгурских храма, стоящие друг против друга на разных берегах Сылвы: Тихвинский и Спасо-Преображенский. Они -- почти ровесники: едва в 1763 г. освятили первый, как в том же году заложили второй. По архитектуре они удивительно перекликаются. Правда, в отличие от не тронутого переделками Преображенского, Тихвинский в 1880-х гг. обзавёлся грандиозной, почти 60-метровой колокольней -- самой большой в Кунгуре. А учитывая высоту левого берега, на котором стоит колокольня (как и вся основная часть города), шпиль её вознёсся над долиной Сылвы более чем на 100 метров! И до сих пор, хотя прошло больше века, это высотная доминанта всего Кунгура.
   Так и стоят на одном берегу -- белокаменный "парусник", на другом -- высокий красный маяк. Один будто плывёт по одноэтажному посёлку заречья, другой венчает крутой левобережный скат. Ночью на "маяке" вспыхивают огоньки подсветки, и картина становится совершенно волшебной...
   Наилучший вид открывается с "козырька" возле Тихвинской церкви -- с самого высокого места в центре города! Здесь проходит как бы "верхняя набережная" над Сылвой -- с ажурной оградой и ажурными от инея берёзками. Вся широкая излучина реки и всё заречье -- под тобой! Здесь чудесно в любое время суток. Розово-голубые рассветы и закаты с настоящим пожаром полыхающих крестов... дымчатые от солнца полуденные часы... Панорама настолько широка и головокружительна, что как ни меняй освещение, сказка остаётся сказкой! Или, точнее, сказом... мы ведь в Предуралье. Заречье украшают две церкви. Одна чуть виднеется далеко от реки, перед фронтом сходящего с гор лесного полка. Можно разглядеть над белым пятнышком её куполок и колышек шатровой колокольни. Это кладбищенская Всехсвятская церковь 1847 г. - единственная в Кунгуре, которая действовала даже в советское время (была закрыта лишь с 1940 по 1943 г.).
   Ещё правее виднеются вдали могучие и грозные очертания сылвинских гор. Там, в нескольких километрах отсюда, укрылась в недрах Кунгурская ледяная пещера.
   Но всё это -- далеко. А вблизи в панораме безраздельно царит Спасо-Преображенский храм -- шедевр из шедевров.
   Он настолько идеально соответствует месту, что начинает казаться: Бог сначала сотворил его, а потом уж -- весь окружающий пейзаж: и реку, и берег, и саму зиму... просто как оправу для него! От него разошлась по сылвинской долине белизна и сияние, от него посеребрились деревья. О его широкий невидимый нимб согнулось русло реки. Для его обзора издали поднялся берег напротив. Видимые и невидимые струнки-лучи связали пейзаж и притянули, сгруппировали вокруг Храма.
   Ничего совершенней в этой долине просто не придумаешь!
   Храм строен "кораблём". Белый корабль, ждущий своего часа на берегу замёрзшей реки. Живописный, лёгкий -- с мачтами высоких ступенчатых барабанов под маленькими голубыми куполами. Пропорции удивительны! Общая длина (49 м) в четыре с половиной раза больше ширины (11 м). Высота до главного купола -- около 30 м, а колокольни -- 39 м. Сочетание белизны, высоты, необычайной длины, многоярусных очертаний колокольни и барабанов: всё здесь -- чудо!
   Это единственный храм Кунгура, который с XVIII века сохранился практически "без купюр": не лишился первоначальной колокольни, не обрёл позднейших приделов. Это -- цельный ансамбль, где изначальный идеал за 2 с половиной века пощадила история, не посмела близко подойти изменчивая мода, где все линии бесконечно гармоничны, от общего силуэта до мельчайшей чёрточки. И этой неприкосновенной святыней извечно благословляет город Господь.
   Именно в этой церкви я встретил Сретение Господне. Мне довелось побывать на службе протоиерея о. Бориса Бартова -- старейшего по возрасту священника Пермской земли. Он 1925 г. рождения, рукоположен в 1951 г. Вот так -- 87 лет, из них 61 год во священстве! Сейчас он не только настоятель храма, но и духовник всего Кунгурского благочиния. Говорят, воспитал целую плеяду священников, которые служат практически по всей России.
  
   Тихвинскую церковь я тоже, конечно, посетил. Когда-то именно здесь находилась главная городская святыня -- Тихвинская икона Божией Матери, спасшая Кунгур в 1774 г. К сожалению, подлинник её был утерян в советское время, сейчас в храме можно поклониться лишь современному списку. Правда, он тоже почитаемый: освящён в 2006 г. на древнейшей Тихвинской иконе (по преданию, писанной евангелистом Лукой) - в одноимённом монастыре г. Тихвина.
   Храм, в котором в советское время располагался кинотеатр, был возрождён в 2002 г. На его отреставрированной грандиозной колокольне разместился ансамбль из 11 великолепно подобранных друг к другу колоколов, изготовленных в Каменске-Уральском (самый большой -- 3300 кг, самый маленький -- всего 6 кг). У подножия колокольни сохранились сказочные по красоте ворота церковной ограды. Сочетание красно-кирпичных узоров с богатейших чугунным кружевом -- бесподобно! В похожем стиле построен стоящий по соседству особняк купца Дубинина -- ныне мэрия.
  
   От Тихвинского храма вниз по склону ведёт длинная, но пологая лесенка. Главная улица Кунгура -- Сылва. Если приедете зимой, обязательно прогуляйтесь по льду в центральной части города. Впечатления будут незабываемые... особенно, на закате.
   Для остроты ощущений очень советую прогуляться и по пешеходному мосту, чуть восточнее Тихвинской церкви. По архитектуре это прямо-таки -- уменьшенная копия знаменитого Голден-Гейт в Сан-Франциско. Вот только, в отличие от легендарного первообраза, настил здесь... деревянный. Вместе с держащими его тросами он колышется, вздрагивает и скрипит, как только может! Пройдёт не один человек, а компания -- колебания, как при сильном землетрясении! А высота очень даже приличная: люди внизу кажутся букашками. Так и чувствуешь под ногами, под тонким скрипучим настилом, многометровую пропасть. Белая равнина реки вся исполосована продольно, поперечно и диагонально колеями снегоходов и тропинками с берега на берег. Всё это смотрится чудным кружевом с высоты моста. Зимняя река живёт своей жизнью. На ней чёрными точками сидят одинокие рыбаки, перемещаются по разным траекториям пешеходы. Изредка даже машины переползают широкую белую ленту. Далеко и гулко отдаётся в вечернем воздухе смех и гвалт катающихся по склонам детей. В общем, очень красиво, радостно и... надеюсь, безопасно (несмотря на первое впечатление).
   Ну а уж совсем нестрашно -- на автомобильном мосту. Он расположен примерно в километре к западу от пешеходного. Между ними -- самая древняя часть города. Автомобильный переезд был возведён в 1932 году в стиле конструктивизма и очень напоминает мосты железнодорожные. Поразительный стилевой контраст с ним составляет ступенчато-пятиглавый силуэт Успенского храма -- у самого въезда на мост. Он очень таинственно смотрится на закате, против света. У этой церкви те же барочные уступы под куполами, что у Тихвинской и Преображенской -- только более приземистых пропорций. Тенисто-синие очертания на перламутрово-оранжевом небе -- завораживающе чётки, как аккуратный бумажный вырез.
   Нет ни крестов, ни колокольни: всего этого храм лишился в советскую эпоху. До сих пор он, самый старый в Кунгуре из сохранившихся (1750-61 гг.), остаётся недействующим. Когда-то церковь славилась роскошным внутренним убранством (старостами здесь были богатейшие купцы Грибушин и Колпаков), огромными колоколами (в 1000, 700 и 419 пудов), самой колокольней -- равной по высоте Тихвинской. Всё это в далёком прошлом! Сейчас здесь спортивная школа и торговые помещения.
  
   Но всё же главная, невосполнимая потеря Кунгура в ХХ в. - снесённый до основания древнейший Благовещенский собор (1700 г.). Он стоял метрах в двухстах от Успенского -- на главной площади, рядом с Гостиным двором. Это был относительно небольшой (около 25 м высоты), но изысканный по архитектуре 5-главый храм в стиле Московской Руси. По сохранившимся фотографиям, можно подумать, будто это уголок какого-нибудь Ярославля, Углича или Костромы... Изразцы живыми крапинками украшали его изящные барабаны, а ниже кокошников храм опоясывала изразцовая надпись.
   С запада примыкала шатровая колокольня -- невысокая, но с десятью колоколами XVIII-XIX вв., которые считались лучшими по всей округе по звучанию. Главный из них весил 1025 пудов (более 16 тонн).
   Изящный бесстолпный интерьер храма с роскошным, глубоко прорезным 17-метровым иконостасом по роскоши не уступал лучшим столичным церквам. Серебра, по описи, на всех ризах и утвари числилось 30 пудов!
   Главной святыней была храмовая икона Благовещения, написанная в 1709 г. Тип её изображения -- редчайший. Перед Приснодевой предстоят почему-то сразу два ангела, а не один Архангел Гавриил. Кроме того, вверху иконы был написан глубоко символичный сюжет: Сын Божий, просящий благословения у Отца на искупление рода человеческого.
   Собор был разграблен и закрыт в 1931 г. После чего ещё 8 лет простоял заброшенным, и наконец был взорван властями -- ночью, по-воровски... Тогда же снесли и стоящий рядом огромный Богоявленский собор, который был достроен и освящён, как бы по иронии судьбы, лишь в 1917 г.
   Уцелел только входивший в тот же комплекс крошечный Алексеевский храм (1884 г.), о котором я уже упоминал. Сейчас на месте соборов, к западу от Гостиного двора, зияет неуютной пустотой широкая площадь -- формально главная в городе, но уж слишком голая и малолюдная. В 2000 году на месте снесённого собора -- то есть в тот 300-летний юбилей, до которого он не дожил, -- был поставлен памятный крест...
  
   Если отойти от Сылвы на несколько кварталов на юг, в глубь городской территории, увидишь самый громадный храм Кунгура -- Иоанно-Предтеченский, чаще называемый в народе по одному из приделов Никольским. По размерам и величию -- это настоящий собор. Его возвели на месте кладбищенской церкви в 1892 -- 1904 гг. в лучших традициях неорусского стиля. В 1883 г. здесь был похоронен уже упомянутый купец-меценат Губкин. Его внук Александр Кузнецов, также крупнейший меценат, выделил 120 тыс. руб. серебром на постройку нового огромного храма, так что могила деда оказалась под алтарём.
   Воздвиг это архитектурное чудо пермский архитектор Турчевич, а расписал всероссийски известный художник Харламов в "васнецовском" стиле (живопись, к сожалению, не сохранилась). В литературе иногда можно встретить утверждения, что за образец был взят знаменитый Вознесенский храм, стоящий на живописнейшей скале над морем в Форосе -- крымском имении Кузнецова. Но достаточно мельком взглянуть на фотографии этих двух церквей, чтоб увидеть их абсолютное несходство. Кипень кокошников, переходящих в золотое пятиглавие, роскошные наличники и "ширинки" в духе Московской Руси XVII в. отличают кунгурский храм от крымского. Если б не гигантская полуротонда алтаря, можно было бы сказать, что это просто увеличенный вариант красивейших посадских церквей допетровской эпохи из центральных городов России.
   В советские годы здесь (как и в примыкающем вплотную женском Иоанно-Предтеченском монастыре) размещалась тюрьма. В 1990 г. храм вернули верующим. На Рождество Христово 1991 г. в нём прошла первая Божественная Литургия. Но тюрьма никуда не делась -- роскошный собор отделён от неё лишь бетонным забором. Целый квартал идёшь к нему по центральной улице города мимо этого зловещего забора, за которым сквозь мотки колючей проволоки проглядывают бывшие монастырские здания. А ведь монастырь (основанный в 1868 г.) был огромен: до 350 монахинь и послушниц накануне революции. После революции, согласно документам, 62 монахини были репрессированы...
   Выходящий алтарём на улицу роскошный красно-белый Никольский собор, несмотря на отвратительное соседство, с первого же взгляда произвёл на меня колоссальное впечатление! Размеры его можно было оценить хотя бы по букашечным фигуркам реставраторов, работавших на лесах под главным куполом. А белый голубок, севший на один из узорных наличников, выглядел на его фоне не больше снежинки.
   Огромная двухъярусная ротонда алтаря создаёт странную иллюзию: с востока храм кажется круглым, лишь выше переходящим в четверик. Красно-белый кулич, увенчанный золотыми куполами! На самом деле, у него лишь один алтарный полукруг: совершенно традиционный по форме, но гигантский по размерам. А сам храм -- прямоугольный.
   Главными святынями собора являются сейчас иконы с частицами мощей: самого Иоанна Крестителя, которому посвящён основной престол, и Алексия Человека Божия, в честь которого освящён боковой придел.
  
   Что ещё можно сказать напоследок о достопримечательностях Кунгура и его окрестностей?
   В наше время город, помимо знаменитой пещеры, славится ещё и ежегодным фестивалем воздушных шаров "Небесная ярмарка Урала". Десятки экипажей воздухоплавателей и тысячи зрителей со всей России собираются тут каждое лето...
   Впрочем, для того, чтоб увидеть потрясающие панорамы, здесь не обязательно быть пилотом воздушного шара. В 70 километрах от города расположился знаменитейший в Пермском крае Белогорский монастырь. С конца XIX в. он стоит на макушке самой высокой в регионе горы -- почти в полукилометре над уровнем моря. Говорят, в ясную погоду с его обзорной площадки можно увидеть и Пермь, и Кунгур!.. А с Ледяной горы Кунгура -- над пещерой, -- когда нет дымки, видно на горизонте мерцание золотых куполов огромнейшего монастырского собора. Правда, когда я на неё поднимался в феврале, разглядеть Белогорский монастырь, к сожалению, так и не удалось. Но и без него виды сылвинской долины и рассыпавшегося далеко внизу городка были совершенно фантастическими...
  
   (О знаменитой Кунгурской пещере -- см. в следующем очерке, который вскоре будет опубликован).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"