Рощектаев Андрей Владимирович : другие произведения.

Самый большой в Европе пруд

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Самый большой в Европе пруд
  
   Ижевское Озеро... - звучит почти как Женевское (однажды звуковой оператор даже перепутал).
   То, что оно искусственное, вызывает только ещё больше почтения и удивления. Из всех рукотворных озёр Европы - ландшафтных или заводских прудов (не считая водохранилищ на реках, образованных ГЭС) Ижевское - самое большое: 24 кв. км. Кстати, второе место занимает пруд в соседнем Воткинске: 19 кв.км.
   Ничего подобного не встретишь до самого Урала! Благодаря обилию воды и расположению амфитеатром на высоких береговых холмах. Ижевск - самый "морской" из всех не морских городов. Пруд - это то что-то вроде бухты Золотой Рог. А то, что на ней не хватает рейда и кораблей, исправляет Фантазия. Город со стороны "бухты" смотрится необычайно высоким и панорамным - почти как Севастополь, Петропавловск, Владивосток.
   Между тем речка Иж - настолько крошечная, что уж никак не подумаешь про возможность такой "морской" мощи на ней. Всё дело в плотине, заложенной 1760 г. для двигателей только что основанного Ижевского железоделательного завода. Строили её основу из огромных дубовых брёвен, а местные крестьяне за три года свезли на своих подводах более 60 тысяч тонн глины. В 1763 г. плотина заработала, были подняты заслонки и запущены турбины...
   Уровень воды поднялся на 10 метров. И на целых12 км вдоль по течению реки образовался колоссальный пруд, который "живёт" уже третий век. Высокую оценку этому инженерному сооружению дал академик Паллас в 1773 г. Правда, по злой иронии истории, всего через несколько месяцев пугачёвцы при взятии Ижевска сожгли плотину. Восстанавливали её 5 лет.
   В 1807 г. плотина была увеличена: длина её составила 646 м, ширина - 30 м. В 1834 г. по вверху проложили каменное шоссе (сейчас там асфальтная улица в центре Ижевска).
   На самом пруду в 1892 г. началась навигация: стали ходить два колесных парохода местного производства и ещё два - воткинского. Так что в том году исполнилось ровно 130 лет, как искусственное озеро стало судоходным. Кроме того, в первой половине XX века на нём работала целая рыболовецкая флотилия. Из местных ракушек производили пуговицы.
   Сейчас от старой башни завода до самой дальней пристани Воложка курсируют малые теплоходы "Москва" (более быстрая "Заря" давала сильные волны, размывала берег и от неё пришлось отказаться). Вот и я в очередной приезд в Ижевск решил для полноты впечатлений свершить водное путешествие. До этого приезжал несколько раз, да всё как-то откладывалось... А тут словно внутренний голос подсказал: такой красоты как здесь, ты мало где видел и мало где увидишь.
  Забегая вперёд, признаюсь: впечатление превзошли все самые завышенные ожидания. Это было два часа ожившей Сказки.
   Думаю, многие даже не верующие люди иногда замечали: в некоторых поездках так и чувствуется, что твой экскурсовод - Бог. Он сам всё устраивает наилучшим образом и ведёт тебя в прямом смысле.
   Так получилось, что, гуляя по набережной и никуда не торопясь, я подошёл к причалу ровно к 16:00. Спросил в кассе, когда ближайший прогулочный теплоход, ответили: в 16:00. "А я успею?" Из кассы крикнули, чтоб подождали ещё одного пассажира, я мигом купил билет и уже через пол минуты за мной убирали трап... Так началось незабываемое двухчасовое путешествие. Всё произошло как по поговорке "с корабля на бал" ... только с точностью до наоборот: "...на корабль". Если б я опоздал хоть на полминуты, то не успел бы.
  Чайки, словно тоже боялись опоздать, ринулись за нами гигантским шлейфом. Я огляделся с палубы. Отсюда город смотрелся ещё более морским, чем с набережной. И высокий шпиль Александро-Невского собора, построенного по "мотивам" Андреевского собора в Кронштадте, более чем уместен в таком пейзаже. Сейчас на его белом фоне мелькают белые чайки. И стелется золотая дорожка по воде. Этот старинный собор с 70-метровой колокольней в начале XIX века возвёл Семён Дудин. Он же был и первым проектировщиком города, носившего тогда статус посёлка Ижевский Завод. И очень приятно, что красивейшая набережная, которая видна сейчас с теплохода во всю длину - во весь "размах с крыльев", носит имя Дудина. Это единственный пример в России, когда главную городскую набережную называют именно в честь архитектора. Ничуть не менее значим для Ижевска второй великий зодчий Иван Чарушин, который почти век спустя построил на вершине холма ещё более красивый и величественный Михаило-Архангельский собор. Сейчас собор красно-золотым костром играл - искрился над прудом. А когда над куполами зависло, будто продолжая их ввысь на много километров, белоснежное облако, показалось что Эверест воздвигся над всем центром города, над старейшей его частью... И он же ослепительно белыми дорожками протянулся по "морю" до тебя. Именно до тебя - чтобы ты хотя бы взглядом на него взошёл.
  Вокруг корабля постепенно разворачивалось во всю ширь огромное озеро - самое большое между Волгой и Уралом. Впадают в него Иж, Пазелинка, Подборенка, Шабердейка, Люк, Чур (названия какие сказочные!). Вытекает только Иж. Иногда, кажется, что этот старый пруд с множеством легенд и реальных историй - просто огромная машина времени.
  Колесные пароходики, известные нам только по историческим фильмам (или по каким-нибудь "Приключениям Том Сойера"), ходили здесь аж до 1956 г. Именно тогда у этой пристани затонул малый пароход "Иж", 1902 г. производства. Этот "дедушка" использовался даже в боях гражданской войны (настоящая военная флотилия в пруду!).
   Здесь же, по преданию, был затоплен и огромный медный двухглавый орёл, сброшенный красными в 1919 г. с главной башни Ижевского завода. Также рассказывают о затопленном во времена Хрущёва большом памятнике Сталину. Правда, оба народных придания не подтверждены документами. Логика подсказывает, что они не слишком достоверны. Во-первых, красные очень нуждались в ценных металлах и в подобных случаях всегда переплавляли медные изделия. Гербы, кресты, колокола - всё шло на нужды "мировой революции". Во-вторых, пруд в этой прибрежной части не очень глубок (3-4 м.) и то, что за целый век не нашли орла, а за полвека Сталина, говорит о том, что скорее всего, их здесь и не было.
   Вообще Ижевский пруд переполнен легендами и преданиями... как и многие другие знаменитые водоёмы в исторических городах. С огромной ямой у плотины (от пристани до неё всего 200 метров) связана старая "страшилка" об утопленном сыне удмуртского шамана. Грабители из рабочих ночью избили его и сбросили с высоты под турбину. Шаман проклял убийц, проклял само место - и с тех пор начались постоянные загадочные смерти людей на плотине. Пришлось каждый год бросать в воду различные дорогие вещи "в жертву". После отслуженного молебна утопления прекратились.
   Реальные истории иногда даже превосходят байки. Достоверно известно, что в 1909 г. один "ижевский Раскольников" топором убил на плотине начальника завода генерал-майора Васильева. После чего бросился под турбину, пытаясь покончить с собой, но каким-то чудом (вероятно, один шанс из многих тысяч!) остался жив - правда со страшными переломами, весь буквально перемолотый.
  На суде объяснил мотив убийства безработицей и снижением зарплаты.
  Несмотря на такое "революционное" преступление, сам всю жизнь был беспартийным.
   Были здесь и настоящие революционные акции: редчайший в истории плавучий митинг на 150 лодках в 1906 г. На лодках - чтоб не помешала полиция... В общем, завод со своей жизнью (равной по продолжительности существованию такого государства, как США).
  
  Понемногу мы вышли из городской акватории и по берегам потянулись совсем иные пейзажи. Каждый незначительный изгиб суши издали казался большим мысом или полуостровом, хотя в действительности здесь нет резких поворотов береговой линии: все очертания плавны и обтекаемы. И почти всюду лес.
   Пруд раскинулся, как водяной дракон... сам не знаю, почему такая ассоциация мне пришла? Хотя два с половиной километра - слишком почтенная ширина, а два с половиной века - почтенный возраст, наверно даже для слишком большого дракона. Иногда мысленно как бы возносишься в стратосферу, смотришь оттуда и тогда кажется, что под тобой гигантский вытянутый самоцвет, с невероятно изысканно обрамлённый с одной стороны городом, с другой - красивейшими сосновыми борами. Колоссальные - пожалуй, больше километра, - золотые дорожки от соборов, когда их на время озаряет солнце, только усиливает "самоцветную" ассоциацию. Ювелирный город и ювелирный пруд. Странно, что это красивейшее место так мало знают в России!
  Вдали шёл дождь. В нескольких километрах от нас живописно маячила туча с бородой. И от этого Ижевское "море" казалось ещё необъятней. Насколько же колоссален водоём, если в разных его частях - разная погода! Разделённый тучами, как ширмой, водный простор гораздо больше, чем казалось в начале. Дождь, как занавес, нарочно скрывает какую-то другую "залу" или даже целую галерею. Водоем настолько огромен, что здесь даже образовался отдельный микроклимат: со своими постоянными ветрами, со своей температурой воздуха, отличной от той, что вокруг. Крошечная, почти лабораторная модель "морского климата" ... посреди ярко выраженного континентального.
  Парадокс: промышленность в некоторых случаях порождает вовсе не экологическое безобразие, а такие вот уникальные природные уголки.
  Какое-то облако с пером, как залихватски заломленная шляпа, взмыло над зелёной шевелюрой леса. Весь мир показывал на сдвоенном мониторе неба и пруда анимационное представление с непонятным, сюрреалистичным, но от того ещё более интересным сюжетом. Сюжетом, вообще едва ли рассчитанным на зрителей из рода человечьего... Но зрители, кстати или некстати, случайно или не случайно, оказались в огромном актовом зале и подсмотрели самую красивую часть того безмерного, что началось за бесконечные вехи до нас и закончится Бог весть когда.
   В переменную облачность небо казалось загадочной исторической картой двух ещё неизвестных воюющих стран, обозначенных контрастными цветами. С одной стороны - остатки грозы, с другой - голубизна над городом и жемчужные башни облаков.
  Пенистые волны в небе почти копировали лёгкие волны на Озере.
  Но всё больше и больше выделялись над горизонтом облака самой причудливой, самой живописной, даже немного мистической формы. То воздетая мускулистая рука, то ангельское крыло: будто какие-то небесные существа гляделись в пруд, как в зеркало. Ангелы расправляли крылья над лесом. А может, это чайки... Только какие-то такие... которые, возможно водились на Земле до грехопадения.
  По имени любимого художника я обычно называю такую погоду Левитановской. Перламутровое небо - не совсем пасмурное, не совсем ясное. И вода - бесконечное зеркальное отражение всё того же перламутра. Левитан никогда не был в этих краях, но кажется, что "Озеро. Русь" вполне мог написать именно здесь. Впрочем, напрашиваются ассоциации и с Шишкиным.
  Хвойный бор - хоть и пригородный, но по-настоящему корабельный, мачтовый "шишкинский". Одни сосны вознеслись в небо тысячами идеально начерченных вертикалей. Другие живописно разветвлялись на 2-3 ствола, образуя подобия старинных медных подсвечников.
   Высота склона, на котором стоял этот бор, была сопоставима с высотой самих сосен. Получалась такая приподнятая - наверное, в удивлении от собственной красоты - "бровь" пруда.
   Я был настолько впечатлён, что на следующий день, специально пошёл в этот лес и вдоволь погулял по нему. На несколько километров тянулась могучая колоннада сосен, сквозь которую везде ослепительным светом мерцали и переливались галактики искр на озере. Издали бор смотрелся маленькой щетинкой, но вблизи голова кружилась от истинной мощи этих хвойных гигантов. Облака продолжали их вверх и, присаживаясь на макушки, превращали сосны в грибы.
  Какая-то богатырская мощь чувствовалась в сочетании корабельных сосен и огромного водоёма. Ни малейшего чувства искусственности пруда. Наоборот, по ощущениям это был "удмуртский Байкал". Далеко-далеко за лесом возвышалась телевышка. Она была очень похожа на гигантскую мачту. Пролетевшая мимо чайка на миг надела на неё белый парус своих крыльев... да так и осталась на моём фото- случайным кадром. А потом парусом стало облако...
   Белели на пруду и настоящие парусники! Всё-таки здесь, на самом большом водоёме от Камы до Вятки, было очень оживлённо движение. Полное ощущение, что ты путешествуешь по Волге. Как на всякой большой реке, густые леса чередуются с многочисленными посёлками. Самое крупное село на западном берегу - Вараксино. За много километров виден изящный шатёр церкви Державной иконы Божьей Матери, лишь немного уступающей по величию городским соборам.
  Кое-где дачные домики, как грибы, чуть выглядывая, прятались в высоком лесу, и это только усиливало сходство с Волгой.
   Самая дальняя пристань на нашем пути - Воложка. Очень старая. Можно сказать, историческая. Когда-то здесь заготовляли древесину для Ижевского завода и сплавляли вниз по течению плотами.
  Здесь 12 километров от города. Теплоход остановился на 15 минут. Есть особое очарование в таких маленьких деревянных пристанях прямо в лесу. Зелёный берег, зелёный тростник, зелёные блюдца кувшинок аккуратно расставлены по воде, будто стол накрыт.
  Здесь запросто можно было бы экранизировать любую народную сказку. Причём, с минимум декораций. Когда ВСЁ - чудо, декорации уже вряд нужны.
  Воложка - само название "волшебное", завораживающее.
  Есть завод "Ижсталь", а здесь... Ижсказка. И при всей этой "сказочности", тут было очень много купающихся. Несмотря на все зловещие фантастические легенды, связанные с этим местом.
  Недалеко от берега притаилась Чертова яма - самый большой на всем Ижевском пруду провал: 15 м глубины. Сказания о нём напоминают легенды озера Лох-Несс: здесь тоже будто бы видели вылезающего страшного ящера и прочих чудовищ. Не раз бесследно пропадали люди - причём, отлично умеющие плавать, причём, в прямой видимости от берега...
  Вероятнее всего, это просто "страшилки", без которых не обходится ни один знаменитый водоём. Кстати, я заметил, что все основные легенды здесь концентрируются вокруг двух максимально удаленных друг от друга мест: Воложки и заводской плотины.
  Но чем действительно прославился Ижевский пруд, так это находкой скелета мамонта на 12-метровой глубине в слое ила. В общем, "славное море священный Ижевск" хранит ещё немало тайн.
  Для меня же главным чудом этого места стала непроизвольно сработавшая "машина времени". Я вспомнил все свои путешествия по Волге, Каме, Оке, Волго-Басту, Ладожскому и Онежскому озёрам... В два часа вдруг полноценно, без исключений и "без купюр" поместились сразу все круизы моей жизни - какие были, есть и, может, ещё будут.
  Не знаю, как передать эти ощущения, но иногда такие два часа равноценны всей жизни... И может, только благодаря таким бесценным моментам истины и начинаешь на опыте познавать, что вечность есть реально... и "времени больше не будет" - это не фантазия, а СВИДЕТЕЛЬСТВО Иоанна Богослова "о совершенно известных между нами событиях".
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"