Святыни Великого Новгорода
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Сюда вошли также слегка изменённые версии ранее опубликованных очерков о Зверином и Юрьевом монастырях.
|
Святыни Великого Новгорода
Введение
София и Детинец
Юрьев монастырь
Рай земной (Витославлицы)
Зверин монастырь
Антониев монастырь
По Торговой стороне
Две церкви Фёдора Стратилата
Варлаамо-Хутынский монастырь
Крестная судьба (Спас на Нередице и Спас на Ковалёве)
Введение
Великий Новгород, "Отец городов русских" (как назван он в одной современной монографии, по аналогии с "Матерью-Киевом") никогда не был обделён вниманием историков и искусствоведов. Кажется, не то что каждый храм или фреска, а чуть ли не каждый камень в его земле сподобился отдельной монографии - и помог защитить не одну диссертацию.
Не обойдён он и православными паломническими маршрутами. Но вот что интересно - это как бы два разных Новгорода: "исторический" и "православный". Большинство организованных паломников, как ни странно, знают его лишь по Варлаамо-Хутынскому монастырю (за пределами города) и отчасти - Софийскому собору. Обычно всё остальное остаётся "за бортом": извечная спешка и суета ведут всё дальше и дальше: в Санкт-Петербург или Тихвин, Вырицу или на Валаам... или же, чаще - и туда, и туда, всё сразу!.. Рейсы буквально навылет проскакивают город, без которого нет Святой Руси.
Эта небольшая книжка - не путеводитель и не исследование. Она не претендует ни на полноту (было бы даже наивно ставить такую задачу в отношении Великого Новгорода!), ни на строгую системность изложения. Это - живые впечатления историка и паломника в одном лице, проведшего в городе несколько дней... Что успел увидеть и впитать, то и описываю.
Очерки - больше созерцательные, чем исторические (хотя совсем без экскурса в историю невозможно). То, что описано в литературе много раз и куда лучше, чем мог бы это сделать я, либо не включено в них вовсе, либо... вошло под другим углом зрения. Пусть историки хотя бы отчасти проникнут душой в то, что чувствуют паломники, а паломники отчасти узнают то, что знают историки... Иначе у нас так и останется "два разных Новгорода"!
Кстати, эта трагическая разделённость всего нашего современного сознания, в Новгороде отразилась ещё и в крайне неравномерной разделённости всего сохранившегося комплекса храмов. 9 из них являются действующими (по состоянию на май 2009, когда я там был), а несколько десятков - музейными либо фактически бесхозными. Описывать я буду и те, и другие.
София и Детинец
Трепетно мерцают прозрачно-золотые короны свеч в недрах древнейшего собора всея Руси. Кажется, нежным, едва уловимым светом серебрится намоленный воздух перед иконостасом. Скоро уж тысяча лет, как молятся люди в этом соборе.
Слева от Царских врат, у солеи - большой крест с голубем Св. Духа, справа - икона Божией Матери в киоте... Если бы написать всю историю иконы, книга, наверное, получилась бы больше, чем этот киот. Ну а краткая история выписана одной фразой на верхней рамке киота: "Надеющиеся на Тя да не погибнем".
(Кто был в Новгороде - узнал описание. Кто не был... надеющиеся всё равно не погибнут. Нигде. Разве в Новгороде дело? Дело - в Ней).
В феврале 1170 г. огромное войско - соединённые дружины 72 князей из разных русских земель, от Полоцка до Мурома, - под предводительством сына Андрея Боголюбского Мстислава подступило к Новгороду. По замыслу "первого русского самодержца" св. Андрея Боголюбского, город, где вече само выбирало князей и само их смещало, должен был принять страшную кару за свою дерзкую вольность. Вероятно, то, что получилось потом у Ивана III (завоевавшего Новгород и упразднившего вече в 1478 г.), должно было, в случае успеха похода, произойти на три века раньше. Но... не произошло! 25 февраля 1170 г. новгородский архиепископ св. Илия (в схиме - Иоанн) по особому указанию Божиему обрёл чудотворную икону Богородицы и вынес её во время битвы на стену внешнего острога. Суздальская стрела попала в лик Пречистой, и все увидели, как из глаз Богородицы струятся слёзы. На осаждающих напала необъяснимая паника, одни ослепли, другие словно обезумели... и новгородцы, сделав вылазку, наголову разгромили многократно превосходящих врагов. Это была величайшая победа за всю историю Великого Новгорода. Заступничеством Божией Матери, вечевой, по сути республиканский Город-государство отстоял свою вольность на три века вперёд. Икону, от которой явилось удивительное знамение, назвали Знаменской. Это главная святыня Новгорода - и одна из величайших святынь Русской Православной Церкви. Да - и поразительным, и простым оказалось то знамение-откровение: "Не в силе Бог, а в правде". Правда же - не в монархии или республике, а в том, что "всякому просящему дано будет и всякому стучащему отворят".
1170 год... давно это было! Но собор, в котором пребывает икона, ещё древнее - 1045 - 1050 гг.
Это самый старый сохранившийся храм в границах современной России. Впрочем, даже если мы возьмём Украину, Софийский собор Киева - формально чуть постарше (1037 г.), но перестроен он был так сильно, что сейчас по внешнему виду впору говорить лишь о барочном храме рубежа XVII-XVIII вв., но никак не XI века.
София Новгородская каким-то чудом умудрилась сохранить первозданный облик! Только купола из полусферических стали шлемовидными - но эта чуть заметная поправка XV века почти ничего не изменила.
Когда смотришь на это мощное, тесно собранное пятиглавие (шестой "ложный" купол над лестничной башней - не в счёт)... вдруг думаешь, как в озарении: а может, Аристотель Фиораванти, возводя Успенский собор в Москве, взял за образец не столько Успенский собор во Владимире (как принято считать), сколько - Софию Новгородскую? И тут, и в Москве - тесное цельное пятиглавие, символизирующее Единство - во Владимире же купола отстоят гораздо дальше друг от друга. Всё может быть... тем более что Фиораванти неплохо знал Новгород (он был главным военным инженером при осаде города Иваном III в 1477-78 ггю и возвёл здесь уникальный плавучий мост через Волхов, позволивший замкнуть кольцо блокады). Сам факт многовековой преемственности всех великих русских соборов друг от друга ни у кого не вызывает сомнений. Просто ещё не все ниточки этой преемственности раскрыты и замечены - очень уж их много. Кстати, Софийский собор по своему престольному празднику - тоже Успенский.
Для своего времени собор был грандиозным сооружением. Площадь его - 39 на 34,5 метра (ширина, за счёт галерей, получилась больше длины), высота до голубя над главным крестом - 38 метров. Но почему-то он кажется... вовсе не таким уж и большим! Я вспоминаю потрясающее впечатление, которое произвёл на меня Успенский собор во Владимире (на век с лишним моложе). И снаружи, и внутри он казался действительно необъятным... да, если уж подбирать слово, то это именно - необъятный! и до сих пор я удивляюсь, что по площади он даже чуть меньше Новгородской Софии. Может, сползание крыш Софии к низким боковым папертям зрительно так уменьшает этот собор, не даёт ощутить ни объём его, ни высоту? Или уж само державное величие того, великокняжеского владимирского собора просто мистически затмевает храм "вольного" города? Не знаю... это какая-то загадка - но это так!
София прекрасна, монолитна, но - приземисто-невелика, на внешний взгляд с любой стороны. Зато беспримерно велико её духовное значение, и с этим уж не будет спорить никто! "Где София, там и Новгород", - как сказал князь Мстислав Удалой.
Назову хотя бы некоторые её святыни, кроме чудотворного образа Знамения.
В южной части Софии, в арках меж основным объёмом и Мартириевской папертью - мощи создателя собора благоверного князя Владимира Ярославича († 1052) и его матери благоверной княгини Анны, дочери шведского короля Олафа, супруги Ярослава Мудрого. Напротив, в северной части - мощи благоверного князя Феодора, брата Александра Невского (см. о нём подробнее в главе "Юрьев монастырь").
Если идти вдоль внутренней, северной стены собора на запад, то в арке меж Корсунской папертью и Предтеченским приделом предстанет рака с мощами святителя Иоанна († 1186), имя которого навеки связалось с историей Знамения Божией Матери. Здесь же погребён его брат и преемник по архиерейской кафедре святитель Григорий († 1193). Мощи не менее знаменитого святителя Никиты († 1108), присланного на Новгородскую кафедру из Киево-Печерского монастыря, покоятся в маленьком юго-восточном Рождество-Богородицком приделе. В том же приделе - мощи благоверного князя Мстислава Храброго († 1180), одного из самых любимых новгородцами князей, знаменитого полководца (между прочим, ходившего в поход на Новгород в 1170 г., но позже ставшего противником Андрея Боголюбского и разгромившего его войска под Вышгородом, в окрестностях Киева, в 1173 г.).
Вот имена тех семи знаменитых святых - "седми столпов" Софии Новгородской, - чьи мощи почивают открыто (многие другие святители Новгородские погребены в этом же кафедральном соборе под спудом).
Славен собор и своими древнейшими образами. В 4-ярусном иконостасе - иконы XIV - XVI веков. Самые старые (Праздничный чин) - 1341 г., писаны греками по заказу архиепископа Василия Калики. Ни в одном другом действующем храме России нет больше такого древнего иконостаса!
Храмовая икона Софии Премудрости Божией - XV века. Это символическая иллюстрация к словам Писания: "Премудрость сотвори себе Дом и постави столпов семь".
"Дом" - это двойной образ: Церкви Христовой, и... Пресвятой Богородицы, носившей во чреве Самого Господа. Но "Семь столпов" - это семь Таинств Церкви (и семь Вселенских Соборов), так что в данном случае "Дом"является всё-таки сугубым прообразом Церкви. "Новгородский извод" Софии (в отличие от "Киевского" - Богородичного) символизирует именно это. Огневидный Ангел в царских одеждах восседает на престоле с семью символическими опорами, Богородица и Иоанн Креститель стоят по бокам, а Христос пребывает в небесах - над головой царствующей Софии-Церкви.
Слов нет, прекрасен главный иконостас! Но больше всего меня захватил какой-то нежной, пронзительной красотой крошечный Рождество-Богородицкий придел. Именно маленькие древние церквушки обладают внутри особой пленительной силой. Я сполна ощутил это в своё время в Ризположенском храме Московского Кремля (после огромного соседнего Успенского собора он буквально оглушает тихой "камерной" благодатью), а ещё - в скромнейшем по размерам соборе Саввино-Сторожевского монастыря...
Здесь было что-то очень похожее! Даже тихо мерцающий иконостас - с древними иконами в серебристых басменных окладах, напоминающих морозные узоры на окнах, - воскрешал память о Саввино-Сторожевской обители, только был ещё меньше...
Вот и мощи св. Никиты... Этот монах, задолго до святительства в Новгороде, подвизаясь в Киево-Печерской лавре, претерпел страшное искушение: бес, притворяясь Божиим Ангелом и разжигая в нём гордыню, дал ему способность знать наизусть весь Ветхий Завет... но при этом Никита напрочь забыл Новый. Подмена настолько лукавая, что пример этого святого можно назвать эпохальным: в нём, как в капле росы, отразилась трагическая судьба человечества. Ветхозаветная религия, с виду очень благочестивая, при противопоставлении её Христу или хотя бы мягком забвении о Христе способна превратиться в сильнейшее орудие лукавого.
Исцеление Никиты, по молитвам братии, от тяжкой прелести, в житии его описывается так:
"Пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец. Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих, - так подобное же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол".
Теперь св. Никита был исполнен подлинной благодати. Сила его молитвы оказалась такова, что он дважды спас Великий Новгород: один раз - от потопа, другой - от сильнейшего пожара.
Преставился святитель Никита 30 января 1108 г. после 12-летнего управления епархией. Его нетленные мощи были обретены ровно 450 лет спустя - в 1558 г.
Всего же прославлено во святых 20 архиереев, занимавших Новгородскую кафедру с 988 г. (не считая новомучеников и исповедников ХХ века). Совместная память их отмечается дважды: 10/23 февраля и 4/17 октября. Праздник Собора Новгородских святых совпадает с праздником Собора Казанских святых - таков символический мостик между нашими городами!
* * *
Рассказ о соборе св. Софии был бы неполным без двух важнейших символов города - и двух главных священных преданий, связанных с ними. Всё самосознание Господина Великого Новгорода выразилось в сказании о деснице Господа Вседержителя, писанного в центральном куполе, и о голубе, что веками сидит над крестом этого купола. "Когда десница Спаса разожмётся, когда голубь с креста св. Софии улетит, тогда и Великому Новгороду конец". Это - не просто суеверие! Попробуем разобрать, хотя бы в доступной нам мере, духовный смысл сказаний.
Написали древние мастера в куполе образ Спаса Вседержителя с благословляющей рукой, как положено по канону. Входят в собор на другое утро - а рука сжата! Трижды переписывали "неправильное" изображение, пока не услышали Глас: "Писари! О, писари! не пишите Меня с благословляющей рукою, а пусть рука будет сжата. Я в сей руке Моей Великий Новгород держу, когда сия рука моя распространится (разожмётся), тогда будет граду сему скончание"(1).
Значит, Сам Христос был здесь Царём!
Это - монархия идеальная, небесная: та, которой нет... но она есть! Сочетание смирения и - свободы. Это, пожалуй, тот идеал, про который монархист Карамзин писал: "Республика держится добродетелью и без неё упадает... Вольность спасается не серебром, а готовностью умереть за неё".
Вот она, Державность мира иного... и вечевой Новгород был воплощением этой благой, не-земной Державности.
Вопрос о монархии волнует сейчас многих в православной среде. Твёрдое убеждение, что земное мироустройство - отражение Небесного, и если есть Царь Небесный, то с такой же необходимостью должен быть царь земной, стало для некоторых вероучительным догматом... и их можно понять. Можно понять и их противников. Легче всего - спорить, трудней - найти точку соприкосновения. А я думаю, монархия нужна... но обязательно ли земная?
Господин Великий Новгород - в сущности, никакая не республика. Веками его хранил Царь-Вседержитель... не земной! "Без Государя никак!" - правы сторонники монархии. У Новгорода был Государь, и царствовал Он в Софии... потому и не нашлось рядом места для дворца князей - резиденция их, избираемых, по Божьей воле, на вече, находилась в нескольких километрах, на Рюриковом Городище. Где есть Царь, князья знают своё место.
"Небесная монархия и демократия земная", - так можно было бы условно назвать государственное устройство Господина Великого Новгорода. На земле он был сам себе Господин - потому и носил такой титул. Но на небе - Бог, и новгородцы недаром говорили: "Кто против Бога и Господина Великого Новгорода?" Они никогда и в мыслях не отделяли себя от своего Царя! Они были Ему и, если надо, умирали за Него - и кощунством показалось бы им, что кто-то может Его заменить.
И ведь было что держать в этой Деснице! Государство под названием Господин Великий Новгород - это вся северная половина Древней Руси. От Балтики до Урала, от верховьев Волги до Ледовитого океана. Территория, примерно равная всем остальным русским княжествам, вместе взятым! Если измерять нынешними административными единицами, то это - практически весь Северо-Западный федеральный округ России.
И просуществовало это государство почти столько же, сколько впоследствии - "царская Россия". От венчания первого русского царя в 1547 г. до отречения последнего в 1917 г. - ровно 370 лет. От изгнания вечем князя Всеволода в 1136 г. до окончательного присоединения Новгорода Москвой в 1478 г. - 342 года (притом, что основы вечевого строя сформировались гораздо раньше 1136 года). Современные историки в большинстве уже не считают Ярославову грамоту 1015 года о даровании Новгороду самоуправления малодостоверным преданием. А ведь если считать от неё - то это вообще без малого 5 веков!
Голубь же над крестом(2) символизирует, конечно, Святого Духа. Кто как не Он - выше всех! "Иже везде сый [сущий] и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю". Конечно, если уж Он улетит, то ничто на Земле не спасётся!
Есть, увы, и позднейшая, куда более земная легенда (лучше бы не было того события, которое её породило!). Летал над городом голубь во время опричного погрома Новгорода Иваном Грозным - в 1570 г. Приземлился на крест разграбленной, поруганной Софии - и окаменел в ужасе от созерцания дел рук человеческих...
Эта легенда - отражение той кровоточивой памяти, которая, как по генам, передаётся из поколения в поколение - и видимо, уже никогда не изгладится до конца, сколько бы веков ни прошло. Историческая гемофилия. Вопреки утверждениям сторонников Ивана Грозного, будто бы "он остался в памяти народной как величайший благоверный царь Святой Руси", на практике память эта таит порой совсем иные сюрпризы.
* * *
Если сердце Новгорода во все времена - София, то колыбель младенца-Новгорода - окружающий её Детинец (от детства города - его название). Много позже Детинец стали именовать кремлём - по аналогии с Москвой и другими городами России. Здесь, на левом берегу Волхова, вокруг Софии издревле была крепость. Сначала деревянная, с 1302 г. - каменная. Но древнейшая крепость не сохранилась.
Нынешний кремль - первый памятник уже покорённого, "московского Новгорода". Он был заложен по приказу Ивана III в 1484 г. - всего через 6 лет после падения Города-государства. Очевидно, грандиозное строительство, помимо прямого военного назначения, призвано было продемонстрировать могущество единой Державы - под властью московского государя.
Из всех сохранившихся кремлей больших городов России (Изборск и Старая Ладога - не в счёт) Новгородский - второй по древности после Псковского. Точнее, он делит второе место с Московским, с которым они возводились одновременно: в 1480-х - 90-х годах. По одному зарубежному свидетельству, главным архитектором был мастер "Соляриус из Милана" (видимо, тот же Пьетро Солари, который достраивал начатый "Антоном Фрязиным" Московский Кремль в 1490-1495 гг.).
Протяжённость стен новгородского кремля - 1380 м. Не слишком много, не слишком мало (чуть меньше Троице-Сергиевой лавры, чуть больше Тульской крепости). Изначально он имел 13 башен - число, видимо, символическое, поскольку и у Казанского, и у Нижегородского кремлей тоже было по 13 башен (образ Христа и 12 апостолов?). До нашего времени их сохранилось 9: 7 квадратных и 2 круглых. Все они поражают незабываемой мощью и каким-то... циклопическим изяществом, если так можно выразиться. Но особо высокими их не назовёшь: в отличие от перестроенных позже башен Московского Кремля, они не несут никакой декоративной функции, только оборонительную. Для обороны же особая высота ни к чему. Даже самая большая, надстроенная в XVII веке башня Кокуй - всего 34-метровая. Сейчас на ней действует смотровая площадка для туристов.
Южная стена Новгородского Детинца поражает больше всего. Она так идеально закругляется, что кажется, стоишь перед каким-то сокровенным гнездом древнего города. Склон здесь повыше, башни помощнее, а участки стен, не осенённые позднейшим деревянным настилом, выглядят как-то архаичней и куда древнее на вид. За ними не видать ничего: все главные постройки кремля - в северной части. Старый ров превратился в живописный овражек. Жёлтым огнём одуванчиков полыхают склоны под тёмно-красными стенами. Крошечные заглохшие воротца под одной из башен как будто нарочно подчёркивают её мощь и необъятные размеры. Просто замок какой-то, а не кремль! Так и видится сцена штурма из какого-нибудь исторического фильма.
Со стороны Волхова башен не осталось - одни плавные, еле заметные изгибы стены.
При взгляде с противоположного берега, Детинец выглядит широким и рассыпчато-приземистым, без всяких высотных доминант! 38-метровая София издали вовсе не производит впечатления большой или хоть сколько-нибудь устремлённой в небо. Только золотой купол её ярким всполохом доминирует в пейзаже... главным образом - благодаря цвету. Над пасхально-красными, будто луком крашеными стенами выделяются по контрасту только три снежно-белых постройки. Ровными струями света они вертикально стекают с неба в ярко-синий Волхов: сама София, широкая соборная звонница и тоненькая часозвоння. Ослепительные дорожки от них стелются по воде далеко-далеко и куда-то манят, зовут.
Даже в хмурую дождевую погоду, над свинцовым Волховом, эти три белых подтёка светятся-мерцают нежными мелками. Но золотой центральный купол Софии - вечно одинок в своей яркости... как Сын Человеческий в толпе.
Нельзя не сказать несколько слов про соборную звонницу. Возведена она была ещё в XV в., при свт. Евфимии. Пристроенное в XVII в. крыльцо на фоне скромных размеров самой звонницы кажется огромным. Оно сделало её похожим на какой-то сказочный терем - во всяком случае, при взгляде сбоку.
Когда-то одноярусная, но пятипролётная колокольня венчалась пятью тонкими шатрами-шпилями (в точности как сейчас - отреставрированная звонница Тихвинского монастыря, что в двух сотнях километров от Новгорода). При одной из многочисленных перестроек XVII - XVIII вв. изящнейший лес шпилей заменили одним луковичным куполом по центру.
Здесь тоже работает смотровая площадка. Особенно величественно отсюда выглядит София! Жарко сияющие купола собора кажутся близкими - только руку протяни. Монолитные и необычайно красивые богатырские шлемы под хоругвями облаков. Подлинное величие Новгородской Софии, в полноте и глубине, открывается именно отсюда!
Взглянешь в другую сторону - поверх крепостной стены на широкую реку. Игрушечным, как из детского конструктора, кажется горбатый пешеходный Волховский мост - над тёмно-синей, гуашевой полосой реки. Напротив, за столь же игрушечной аркадой, протянутой вдоль берега, виднеются в зелени бесчисленные, густо составленные церкви Ярославова Дворища и Торга. Волхов, вблизи тёмно-бурый, как квас, издали поражает своей необычайно густой и сочной синевой. Далеко-далеко на юге, за ответвлением Гребного канала и морем зелени, чуть виднеется древний Юрьев монастырь.
Опускаешь взгляд вниз - к подножию звонницы. Четыре колокола, один больше другого, рядком выстроились на земле вдоль западного фасада. Дети играют и прячутся за ними. Третий от крыльца колокол - самый громадный: много больше человеческого роста. Вес его, согласно справочникам, - 26,5 т.
Древние колокола перед немецкой оккупацией (1941 - 1944 гг.) не удалось вывезти - их спрятали-закопали на берегу Волхова. Ценный сплав металлов считался стратегическим сырьём. Немцы так и не нашли легендарные колокола. После Войны их откопали - но реставрировать и вновь помещать на звонницу почему-то не стали: установили у подножия на пьедесталах, как памятники.
Ещё на территории Детинца стоят: крошечная церковь Андрея Стратилата XV - XVII веков (на месте Борисоглебского собора XII в., построенного на средства легендарного "Садко" - купца Сотко Сытинича); архиерейский дворец старый, с часозвонней и церковью Сергия Радонежского, с одностолпной, готической внутри, Грановитой палатой (XV в., эпохи свт. Евфимия , древнейшее сохранившееся гражданское здание в России); архиерейский дворец новый (XVIII в., соединённый переходом с юго-западным углом Софийского собора); Присутственные места (XVIII в.) - ныне главное здание Новгородского музея: одна из величайших в мире сокровищниц икон, начиная с XI века (!)... Ну, и разумеется - знаменитый памятник Микешина "Тысячелетию России" (1862 г.), известный даже тем, кто никогда не был в Новгороде. Один из тех знаков-символов нашего национального самосознания, который в особых представлениях не нуждается.
Колокол и держава вместе! Знак примирения России с Россией? России "имперской" с Россией "демократической" - нас с нами. Знак конца нашей извечной войны, уж не подсмотренный ли Микешиным где-то на небесах?..
Примечания:
(1). К сожалению, это уникальное изображение, написанное около 1144 г., погибло ровно 8 веков спустя, во время Великой Отечественной войны.
(2). Древний крест с голубем находится сейчас внутри собора, перед иконостасом. Нынешний крест над главным куполом - его точная копия.
Новгородский Юрьев монастырь
Самый древний собор России - Софийский, - украшает Великий Новгород. И древнейший из сохранившихся монастырских храмов тоже находится в Новгороде. Георгиевский собор Юрьева монастыря(1) стоит с 1119 г. на левом берегу Волхова, чуть к югу от города.
Юрьев был когда-то главным над всеми обителями огромной Новгородской республики. Его архимандрит был вторым лицом после архиепископа (а епархия включала половину тогдашней Руси. К концу существования феодальной республики в Новгороде и окрестностях было уже 55 монастырей). Так же, как и архиепископа, его избирали на вече.
Наверное, старшинство статуса монастыря объяснялось беспримерным старшинством его возраста. Доподлинно дата его основания неизвестна, но, по преданию, это 1030 год, эпоха Ярослава Мудрого, в крещении Георгия. Если это так, то Новгородский Юрьев монастырь древнее Киево-Печерской лавры. Другая версия (историки считают её более достоверной) - обитель основал Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, где-то в начале XII века. Он тоже носил в крещении имя в честь св. великомученика Георгия. Любимое имя древнерусских князей!
Можно долго перечислять, что в Юрьевом "самое древнее" на Руси. С ним связана древнейшая сохранившаяся в подлиннике русская княжеская грамота: дарственная монастырю от князя Мстислава на "волость Буйце, с данию и с вирами и с продажами..." (хранится сейчас в Новгородском музее). С ним связано первое указание имени какого-либо зодчего во всей истории русской архитектуры: "а мастер трудился Петр". Предполагается, что тот же мастер Пётр, с той же артелью, возводил и Николо-Дворищенский собор, и Рождество-Богородицкий собор Антониева монастыря.
Имя князя, на чьи средства возводился собор, тоже легендарно - это сын Мстислава Великого св. Всеволод-Гавриил, позже изгнанный новгородцами ("революция 1136 года" - как назвал те события, в марксистском духе, историк Греков), но нашедший приют и глубочайшее почитание у псковичей († 1138).
* * *
Приехать в Новгород и не побывать в Юрьевом - немыслимо. Видно его издалека, из центра города. Едет туда с Софийской площади 7-й городской автобус. Едет не спеша, вкруговую: через Аркажи, мимо аэропорта, в объезд Мячинского озера - открытыми полями к югу от города, мимо Перыни ("Перунова холма"), где сейчас вновь действует древний скит Юрьева монастыря... Наконец, через остановку от Перыни, подвозит к самому монастырю и, продолжая "кругосветку", возвращается в город через Витославлицы, музей деревянного зодчества.
По прямой, как летают птицы, от кремля до Юрьева всего-то километра четыре - но в сплошной "болотной Венеции" новгородских окрестностей прямых дорог нет.
Весь ансамбль Юрьева - это, собственно, Георгиевский собор начала XII века и его большая "оправа" из многочисленных сооружений начала XIX века. Собор старше своего окружения ровно на семь веков! Но новое зодчество было вполне удачно стилизовано под древность - так что лучший знаток русского искусства И. Э. Грабарь в начале ХХ в. сказал: "Юрьев монастырь кажется издали какой-то белокаменной сказкой, особенно весной..."
Главный вход в обитель - высокая и широкая 4-ярусная колокольня 1841 г. знаменитого зодчего К. Росси. От обилия огромных арок она кажется невесомой: "свободного воздуха" в ней больше, чем камня!
Колокольня эта - главная высотная доминанта Новгорода и окрестностей. Её видно за несколько километров: над рекой, над болотами, над озёрами, над полями. Видел я удивительные снимки с её верхних ярусов: купола древнего собора, как три богатырских шлема, парят над монастырской оградой, над зеркалом Волхова с плывущими отраженьями облаков, над бескрайними заводями с акварельно-зелёными мазками островков - над всем тем северным, водянистым, постледниковым миром, при виде которого вспоминается лермонтовское "Разливы рек твоих, подобные морям...". Над этим-то разливом и царят вдвоём великий князь и княгиня - собор и колокольня. Остальные постройки - намного меньше.
Святые врата под колокольней в ту весну были закрыты на ремонт (весь Новгород суетливо готовился к 1150-летию!), и я обошёл монастырь с севера и востока. На углу синели пять необычайно широких, в звёздочках, куполов Крестовоздвиженского собора - вроде, и чуть похожего на древние "звездчатые" соборы Лавры, Суздаля, нашей Казани... Но этот храм, в отличие от них, был такой приземистый, словно наполовину ушёл в землю, оставив на поверхности лишь пятиглавую верхушку. Вроде, и купола - не красные, а всё равно чем-то напоминает радостные пасхальные яички: лазурные, блестящие!
С собором этим связано возрождение особо торжественного празднования Воздвижения Животворящего Креста Господня (14/27 сентября). Как писал в XIX в. Андрей Муравьёв в "Путешествии по святым местам Русским":
"Архимандрит Фотий, соорудив, недалеко от Св. врат, новый обширный храм, хотел посвятить его Преображению Господню, на память древле существовавшей тут церкви; но по совету митрополита Серафима, который сожалел, что столь великое торжество, каково всемирное Воздвижение Креста Господня, ослабевает в памяти христиан, решился обновить праздник сей в великом Новгороде, с особенною торжественностью. Освятив храм в честь Воздвижения Креста, он учредил, с благословения архипастырского, крестный ход кругом всей обители, а на всенощной, при поклонении Животворящему Кресту, положил на все будущие времена раздавать каждому из приходящих по малому кресту медному или серебряному. Необычайность торжества начала привлекать богомольцев в обитель ко дню Воздвижения, и доселе нигде не празднуется он столь светло".
Архимандрит Фотий (1822 - 1838 годы настоятельства) был самым настоящим возобновителем славы Юрьева монастыря, пришедшего в крайне убогое состояние в XVIII в., после петровских и екатерининских реформ. При нём построена большая часть храмов и зданий - фактически на месте руин. Он привлёк многочисленные пожертвования и привёл в ктиторы обители свою духовную дочь княгиню Анну Орлову-Чесменскую (она упокоилась здесь же, рядом со своим аввой). Он возродил и древний устав, и древний чин богослужений. Сам же прославился исключительным постничеством, ежегодным полным затворничеством в подземной келье на всё время Великого Поста, ношением вериг и другими аскетическими подвигами. К сожалению, в "большой", то есть светской истории архимандрит Фотий известен лишь одним-единственным фактом - анафемой князю Голицыну, создателю Библейского общества в России, любимцу Александра I. Далёким от Церкви людям, конечно, трудно разобраться в духовной сути конфликта - так что этот акт "с поверхности" чаще всего кажется просто скандальной выходкой взбалмошного фанатика.
Но даже небольшое погружение в историю вопроса поворачивает всё под другим углом зрения: Голицын, используя инструмент и Библейского общества, и Министерства народного просвещения, повсеместно насаждал сектантско-мистические взгляды, ничего общего с Православием не имеющие - сознательно отрывающие от Церкви и высшее общество, и (до поры до времени) самого царя. Выступление новгородского архимандрита, при всей кажущейся "скандалёзности", открыло глаза всем, кто способен был их открыть - в первую очередь, самому Александру. Это был самый смелый акт в защиту Православия со времён заточённого и уморенного в тюрьме при Екатерине II митрополита Арсения (Мациевича).
Стены, башенки, корпуса - всё, что я сейчас обходил, - были памятником эпохи архимандрита Фотия. Именно целой эпохи в истории Юрьева монастыря - подобной "эре" игумена Дамаскина в истории Валаама, или преп. Моисея в истории Оптиной(2).
Обогнув угловой Крестовоздвиженский собор, я вышел на песчаный, обрамлённый цепочкой ив, берег Волхова.
Главная новгородская река здесь необычайно широка. Глянешь в одну сторону - Волга, усеянная островками, в другую - и вовсе морская гавань! Необозримая гладь Ильменя вдали - как синяя-синяя тень большой тучи на горизонте, упавшая далеко на юге и плавно сужающаяся к северу. Горловина Волхова - это верхушка ильменской тени. Нет ясной границы, где кончается река и начинается озеро. Водная гладь разворачивается единым веером. Островки и мели очерчивают его бесчисленные перья.
Удивительно живописное место занял Юрьев! Гладкая, как стол, местность только подчёркивает его высоту. Он похож и на корабль, и на белый маяк. Стоит меж небом и водой. Не сказать большой, не сказать - маленький... Сказать великий - будет точнее всего.
Радостное чувство, позабытое с детства, вдруг просыпается в душе... в атмосфере разлито что-то такое неуловимое, что можно ощутить только майским или июньским жарким утром. Радость начинающегося дня и начинающегося лета. Каникулы души, которым, кажется, не будет конца. Ты ещё не так давно проснулся, а башни, как живые, уже загорают на солнце на берегу реки. Всё впереди! И никуда не надо спешить, и завтрашний день будет ещё лучше вчерашнего!..
Вхожу в юго-восточные, хозяйственные ворота. Внутри - сады, огороды. Но вокруг собора - как бы священный ореол, отделивший его от земных забот: нераспаханная, незасеянная лужайка-пустырь. Собор смотрит на Волхов могучим алтарём. И полыхает на фоне алтаря огромный куст сирени - густая шапка-букет. Листвы не видать - один тёмно-фиолетовый многометровый костёр. Пышно-пламенеющие ракеты пытаются взлететь к куполам и, не доставая, раскидисто разлетаются во все стороны. Рядом ещё ярче взорвалась белая сирень. По другую сторону собора, кажется, плывёт по морю сирени, как корабль, белый-светящийся Спасский храм. Пышные, рассыпчатые соцветия взлетают к небу повсюду. Салют праздничному дню - Отданию Пасхи, - и салют непередаваемому величию места.
Я отстоял Литургию в Спасском храме. Как раз ровно по её окончании отворил двери для посетителей Георгиевский собор.
Собор - трёхкупольный снаружи и двухкупольный внутри. Северо-западная его глава возвышается над лестничной башней, отделённой от основного объёма глухой стеной. Возможно, идея троичности и двоичности была совмещена специально - как совмещается она и в нашем крестном знамении. Троица Единосущная - и неслиянно-нераздельное присутствие двух природ во Христе: Божией и человеческой.
И духовно, и архитектурно собор - совершенен. Он не "летящ" и не приземист, он равно присущ Небу и земле... как сама Церковь. Замечательно, что он окружён простой травяной лужайкой, а не газонами - цветы и любые украшения только оттеняли бы его стройную Идею, воплощённую непонятно как, без всяких изысков - без "деталей", на которых остановился бы взгляд... одним Единым Целым. Словно само по себе взялось это Целое, явило себя.
Собор св. Георгия "образует из себя полную идею Восточной церкви", - писали ещё в XIX веке, когда Россия впервые после петровских реформ начала с изумлением открывать и осмысливать своё полупотерянное духовное наследие.
Собор долгое время служил и княжеской усыпальницей. Здесь в конце XII в. были похоронены два малолетних сына Ярослава Владимировича - в их память он построил напротив монастыря, через Волхов, знаменитую церковь Спаса на Нередице (1198 г.). Здесь упокоились мать и брат Александра Невского - княгиня Евфросиния и князь Фёдор. Фёдор, скончавшийся в 19-летнем возрасте в день своей свадьбы, был прославлен в лике святых, как и его юная вдова преп. Евфросиния Суздальская (мощи её - в Ризположенском монастыре Суздаля, где она десятки лет подвизалась после смерти... мужа? жениха? не знаю, как правильней сказать). Так одна ранняя кончина привела в Царство Небесное двоих. По-Божиему, раннее переселение в Вечность - знак особого благоволения Господня. Господь забирает человека не когда он "молод" или "стар", по земным понятиям, а когда он готов к Царству. Русская Церковь чтит немало подвижников, преставившихся в юности. Практически в ту же эпоху, лишь немногим раньше, скончался в таком же возрасте св. Глеб, младший сын св. Андрея Боголюбского (его целиком нетленные мощи, поразившие даже советских исследователей-атеистов, почивают в Успенском соборе Владимира).
В Смутное время начала XVII века, когда Новгород был занят шведами, мощи св. Феодора были открыты и торжественно перенесены митрополитом Исидором в Софийский собор. Там они покоятся и ныне. Этот перенос был мужественным и показательным актом Новгородского иерарха-патриота: вот вам знамение, шведы - по Божьей воле обрелись нетленные мощи брата вашего победителя.
Но Юрьев монастырь и после этого переноса не остался без святых мощей. Главной святыней Георгиевского собора до революции была рака св. Феоктиста - архиепископа Новгородского в 1300 - 1308 гг. Придел, где она стояла, в советское время был утрачен.
Погребены были в соборе и несколько игуменов монастыря, и три новгородских посадника, и - князь Дмитрий Шемяка, пожалуй, главный после Святополка Окаянного "антигерой" в русском Средневековом мировоззрении, много лет воевавший за престол с двоюродным братом Василием II, бежавший после поражения в Новгород и здесь отравленный собственным поваром, носившим символичное прозвище Поганка (в 1452 г.).
Я вхожу под девятивековые своды...
Бегут-бегут-убегают ввысь тонкие линии столпов. Словно и не столпы, а так... вертикали, начерченные в пространстве для обозначения границ. Боковые нефы отчеркнуты ими, и центральная часть храма, словно обрадовавшись, что теперь свободна от всего, отвесно уходит в Небо - прямо в купол, к Господу. Это такая головокружительно-высокая башня, которой... нет: стены её - воздух.
Да, аэродинамическая труба, по которой нас воздувает в непривычный, слишком высокий для нас мир.
Душа, потеряв власть притяжения, хочет и может упасть Туда, к Нему на руки.
Арка алтаря - узкая и очень высокая, как в готическом соборе. От пола чуть не до основания купола. Современный одноярусный иконостас прикрывает лишь самый низ Божией арки. При виде её вспоминается: "И завеса в храме разодралась сверху донизу..."
Паникадило - два кольца-хороса на сходящихся вверх цепочках. Действительно, похоже на кадило, спущенное Богом с небес... недаром слова - однокоренные.
Помню светящийся букет тюльпанов пред иконой: бутоны в нимбах солнца кланялись всем сторонам света. Вроде, и крошечным был этот букет в необъятном соборе, и... озарял его сумрак ярче всех свечей. Вокруг вазочки, как салфетка, лежал попавший в цель откуда-то свысока солнечный зайчик. А пол был брусчатым.
На стенах - торжественные, величавые росписи. Золотой их фон в сумраке - как небо после заката. Мерцание стен - "северное сияние" вековечного собора от сводов до пола. Царственная, византийская торжественность. Отсвет росписей - почти объёмный, бархатный, густой.
На южной стене самая знаменитая сцена из жития Георгия Победоносца - "Чудо Георгия о змие", - но не такая, где он пронзает дракона копьём, а где дракон, укрощённый его молитвой, послушно идёт за освобождённой царевной на поводке. Это гораздо более редкий, более древний и мудрый тип изображения. Его можно увидеть ещё в церкви св. Георгия в Старой Ладоге (пограничной новгородской крепости) - тоже XII века. Там-то сохранилась первозданная фреска, здесь - художники Нового времени, переписывая древние изображения, всё же соблюдали сюжетный строй изначальной живописи. Видимо, здешняя и староладожская "стенописные иконы" были идентичны друг другу. Многометровая фигура св. Победоносца на коне, странно пробитая и почти заменённая сияющим окном в нимбе света, производит сильное впечатление.
Да, все эти росписи новые: начала ХХ века. За фресками XII века здесь нужно подняться по высокой северо-западной лестнице - до сводов под тем отдельным третьим куполом(3).
Я получил благословение, мне открыли решётчатую дверь, и... началось долгое восхождение.
Таинственная винтовая лестница - "восходной столп", как называли такие башни на Руси. Витками-витками, кружа голову, ведёт всё выше и выше - в полумраке... Наматывает на себя столетия. Негде остановиться. Оглядываешься, видишь внизу какое-нибудь маленькое окошко... и тут же скрывается оно за очередным поворотом.
Девять веков вокруг тебя - над тобой и под тобой. Девять веков этим ступеням! Что ждёт тебя наверху? Что ждёт нас всех Наверху, когда века кончатся...
Лестница на середине своей высоты выводит на хоры - длинный балкон над западной частью храма. Это особенность всех княжеских храмов. "Хоры", несмотря на название - не для хора, а для князя и его семьи. Князь-государь, как посредник меж Богом и своими подданными, стоял на молитве "меж небом и землёй" - на середине высоты храма.
Вид отсюда - удивительный. Как бы с крыши глядишь на дно узенького крытого дворика. Там - люди, свечи, иконы... Зашла какая-то группа. В падающих с "высокого высока" лучах головы паломников сами стали - как свечи. Тихо мерцают перед аналоем. Кажется - сейчас Омофор на всех невидиимо опустится.
После передышки начинаю вторую часть восхождения. Лестница всё кружит-кружит и наконец выводит на самый верх, под каменное небо купола, где окна - кольцом, и фрески - кольцом. Тремя ярусами-хороводами святые обняли пространство маленькой круглой "каморы". Одни - в простенках меж окон, другие выше окон, третьи - в четырёх медальонах на откосах купола. В самом куполе ничего не сохранилось, он - как белый водоворот, уносящий всех в Небо.
Фрагменты фресок - как листики облетевшего древа. Осень прошла, все листья осыпались - вот два-три удержались. Как и почему именно они - один Бог знает.
Отцвёл Господин Великий Новгород, остался просто Новгород. Потускнели нимбы...
Надо же, на какую башню забрались они, прячась от исправителей! Как в монголо-татарское нашествие (которого, правда, Новгород не изведал) то тут, то там люди в последней надежде укрывались на высоких хорах и башнях церквей.
Это была первая в моей жизни встреча лицом к лицу с более или менее различимыми фресками XII века! Чудо псковских мирожских росписей - несравненно более целостных, почти неправдоподобных в своей сохранности, - ещё ждало меня впереди, в той же поездке. Здесь были ещё как бы тени того непередаваемого величия, к которому предстояло прикоснуться там - которое когда-то, много веков назад, было здесь... но и тени - свидетельствовали, вспоминали, озаряли...
Чем более полустёрты фрески, тем лучше видно, что это - души. Не кровь и плоть, которые Царства Небесного не наследуют, а - души преображенные. Светлые-светлые, воздушные, не скованные телами. Когда-нибудь, в День Воскресения, и плоть преобразится... но - тогда не нужны станут фрески.
Какую же удивительную лёгкость можно запечатлеть на камне! Эти дивные глаза небожителей, писанные под непрекращающуюся молитву жителями земными. Увидев хоть раз, их уже не забыть! На Земле таких не бывает! Огромные удивительные глаза, словно изумлённые созерцанием Бога.
Я встречал эти невыразимые взгляды в Антониевом монастыре, и на Нередице, и в Спасо-Ильинской церкви... Возможно, в моей памяти они наложились друг на друга, и иногда кажется, что всё это было в Юрьевом... потому что вначале на пути был Юрьев, потом всё остальное. Нет сомнений и в том, что все неземные лики родственны друг другу - и не могут не быть родственными.
Я никогда не был на обломках Византии - ни в Константинополе-Стамбуле, ни в Салониках, ни в Никее, ни в Каппадокии... - но сейчас будто ощутил прикосновение к чему-то византийскому. Воистину, Русь - величайшая преемница Ромейской империи. Здесь, под куполом девятисотлетней башни это перестаёт быть отвлечённой теорией "Москва - Третий Рим", здесь это - читаемо, зримо, ощутимо...
Здесь византийские лики на русских стенах повествуют без слов, как велик Господь - и как дивно, когда царства и народы стремятся-тянутся к Нему с Земли... пусть даже наивно и вслепую, тесно опутанные своими земными предрассудками.
Фрески вообще о многом могут поведать... О судьбах человеческих, но больше - о путях Божьих.
* * *
А пути земные затерялись в болотах. Деревянные церкви Витославлиц стоят по одну сторону великого разлива, Юрьев монастырь - по другую. Словно Юрьев - это царственный Константинополь, а Витославлицы - Русь Деревянная. Тёмная водная гладь меж ними в жёлтых болотных цветах - Чёрное море... Фантазировать можно много: места-то сказочные.
Стоит "по колено" в воде частая-частая древесная поросль, точь-в-точь как на картине Левитана "Весна. Большая вода". Целый частокол сучьев - от неба до неба: от настоящего - до отражённого. А вот средь них, на обочине дороги, черно набухают, напившись воды, огромные ивы-драконы. Толщиной в два-три обхвата, а скручены узлом. Будто богатырь какой забавлялся.
И опять - поросль молодняка в воде...
А чуть расступится этот частокол, и вот опять - море.
Необычайно живописно смотрится Юрьев из Витославлиц! Белый заморский город над гладью воды. То кажется - далеко-далеко, а то вдруг через мгновение почудится: руку протяни - возьмёшь.
Солнечным майским миражом, далёкий и близкий, земной и нереальный, достижимо-недостижимый... смотрит на тебя вековечный Юрьев, провожает... Может, доведётся встретиться второй раз на Земле, а может... Сколько таких же мимолётных путников, ушедших в вечность, повидал он за свою жизнь!
Св. великомучениче Христов Георгие, моли Бога о нас, путешествующих...
Примечания:
(1). Современный ему Рождество-Богородицкий собор (1117-1119 гг.) Антониева монастыря - тоже в Новгороде, - пока остаётся чисто музейным. Георгиевский же - действующий вот уже почти 900 лет (с перерывом на советское время).
(2). Просьба не рассматривать эти строки как абсолютную идеализацию архимандрита Фотия. Фигурой он был, безусловно, противоречивой, а его крайняя склонность к экзальтации (пожалуй, даже более характерная для католического представления о святости) заставляет с большой осторожностью относиться к его духовному наследию. Грань между святостью и "прелестью" вообще тонка, и не нам определять её. Поскольку очерк посвящён монастырю, в нём нельзя не отметить несомненную заслугу архимандрита в его возрождении... оставив при этом за скобками многое другое.
(3). Назначение этой странной башни, наверное, может отчасти прояснить пример аналогичной башни, сохранившейся в соборе Антониева монастыря. В житии его основателя преп. Антония Римлянина прямо указывается, что для уединённых молитв подвижника под боковым куполом собора была возведена круглая келья над лестницей. То есть башня была "столпом", на котором святой нёс подвиг столпничества.
Рай земной (Витославлицы)
А то место святого рая находил
Моислав Новгородец и сын его Ияков,
а всех их было три лодки...
Свт. Василий Калика, архиепископ
Новгородский († 1352), "Послание о земном рае"
Как ни удивительно, при таком-то величии каменных церквей, но почему-то самое яркое моё зрительное впечатление от всей поездки в Великий Новгород - деревянные Витославлицы. Самое яркое и самое беззаботно-радостное. Простое чувство счастья здесь и сейчас. Если уж где и существует тот рай земной, в который свято верили средневековые новгородцы, то он, видимо - там!
Увидеть в мае в изумрудно-солнечном, бестревожно светлом лесу чудеса деревянного зодчества... да ради этого стоит жить! Стоит ждать много лет, когда это свершится. Витославлицы - это Кижи Новгородские. На берегу не Онежского, а Мячинского озера, в пойме Волхова, в ближайших окрестностях Юрьева монастыря.
Само название - скорее, ещё общеславянское, чем собственно русское, - свидетельствует, насколько древняя эта земля! Деревня Витославлицы впервые была упомянута в 1134 г. в грамоте князя Изяслава Мстиславича, который "испрошал" эту землю у Новгорода. 830 лет спустя (в 1964 г.) место это было выбрано для музея под открытым небом, куда начали свозить памятники деревянного зодчества Новгородской земли, спасая их от неминуемого исчезновения в "бесперспективных деревнях". Главными энтузиастами, создателями музея были выдающийся знаток деревянной архитектуры А. В. Ополовников и архитектор-реставратор Л. Е. Красноречьев. На территории в 30 га, на живописном полуострове, разместилось 22 памятника, самые древние из которых - XVI века. Формирование музея ещё не завершено (в перспективе планировалось разместить 70 построек).
В сущности, музей-заповедник начинается уже от самых стен Юрьева. Громадная мельница с лопастями почти до земли стоит прямо напротив ворот монастыря, через дорогу. За ней - залив Волхова, в котором отражается своим огромным шатром церковь Успения из Курицка. Церковь очень высока - вдвое выше стоящей за ней стены деревьев.
Жёлтые болотные цветы, забравшись в водную синь, золотыми веснушками "укропили" это отражение. Вода и земля перепутались: то ли суша плывёт, то ли эту загадочную синеву на цветущем лугу просто нарисовали для красоты, а по-правде её и нет.
Церковь, цветы, вода... нарочно не придумаешь более живописное сочетание!
А дальше Успенской церкви склубился лес, спрятавший в своих недрах остальные сокровища Витославлиц.
Вход - с другой стороны: минут десять шагать от Юрьева монастыря. Переступаю наконец заповедные врата, беру блиет... в рай земной. Пронизанные солнцем лесные опушки, веера лучей и теней на траве - как нерукотворная икона Преображения Господня.
Первой мне встретилась на полянке небольшая церковь Николы из Мякишева (XVII в.) - с живописной лесенкой из четырёх ярусов двускатных кровель. Подходя к таким уютным церквам-избушкам, так и хочется сказать по-детски: "Я в домике!". В домике - ничего не страшно!
Дальше, на открытом месте - удивительно высокая шатровая церковь Успения из Курицка (1595 года!): этакая кремлёвская башня из дерева. Та самая, которую видать ещё от Юрьева монастыря. Древесина её потемнела, и она кажется почти чёрной - удивительный контраст с золотистым морем окружающих её одуванчиков.
Возле неё я плавно сворачиваю влево - к церкви Николы из Тухоли (XVII в.). Это уж совсем лесная Божья избушка, просто неотделимая от леса - вся в окружении необычайно дремучей чащи: ёлки, сосны, липы и огромные лесные валуны. Целый каскад еловых ветвей, а её кровли раскинулись в "такт" им - тоже каскадом! Будто взмахи крыльев взлетающей птицы запечатлелись в воздухе.
Отдельные уголки парка кажутся дремучей чащей. Мгновениями забываешь, где ты находишься - представляешь себя в лесу... но каком-то небывалом: то ли из сказки, то ли - из незапамятных времён. Позеленевшие от мха валуны под елями: может, окаменели в них зародыши древних ящеров? А в елях, вроде бы, небольших - что-то богатырское, былинное.
Но всё это омыл, преобразил, соединил в себе райский цвет весны. Даже в самых дремучих уголках глаза ломит от нежного света: Небо смотрит в глаза. Цветущие яблони пахнут счастьем...
Бог рассыпал по полянам одуванчики - неведомое нам богатство: монеты Царствия Небесного, словно на брачном пире Жениха рассыпанные. Кажется, вся земля сейчас - Церковь: Невеста Христова.
Есть одинокие церквушки в лесу, но всё же центр музея - погост. Это настоящий деревянный городок, как из сказки. Три живописнейших церкви - одна из которых огромная, целый "сельский собор"! - избы с пряничными наличниками на фоне толстенных брёвен-древес (клали срубы на века!), часовенки с непременно окружающими их галереями (это уж, скорее, не Божьи дома, а Божьи беседки), колодец с высоченным журавлём... Как в ожившем мультфильме видишь всё это. Не то "Сказка о царе Салтане", не то "Летучий корабль", не то "Конёк-Горбунок"... Дерево вьётся, вскипает узорами, встаёт башенками, куполами, шатрами, щетинистыми кровлями. По щучьему велению, воздвиглись из него игрушечные домики-теремки... а кругом - лес, как и положено! Пейзаж - зелёный, тёмно-бурый и... снежно-белый: от цветущих яблонь. Настоящее незамутнённое, синее райское небо повисло над ним, как церковная пелена. Как Покров. И цветущие яблони стоят пред церквами, как пред иконами - чистое белое приношение от Земли к Небу. Почти до такого же цвета выбелены-омыты солнцем шатры и купола. Здесь Небо и Земля необычайно близки. Здесь... будто бы и не было в мире грехопадения, и никто ничего не терял.
Такое впечатление, что зодчие просто помогли деревьям стать храмами.
Сама Земля принесла Богу в подарок свою красоту. А серебристые деревянные купола - родники Воды Живой в небе... В Небе, но ради того, чтобы вечно питать Землю.
Самый красивый храм здешнего погоста... да и едва ли не всего деревянного зодчества Русской земли - Рождества Богородицы из села Передки. Церковь эта - бывшая монастырская: в XVI веке в селе существовала Богородичная обитель, разорённая в Смутное время. Потому и размеры храма - совершенно не сельские, а соборные: 25 м длина, 20 - ширина, чуть больше 30 - высота (всего несколько метров уступает он всемирно знаменитой Преображенской церкви в Кижах, построенной 2 века спустя).
Резко суженная книзу, церковь кажется огромным фонарём для крестного хода. Одуванчики вокруг то сгущаются, то рассыпаются - как свет и тени от этого многогранного фонаря. Храм венчают три шатра, от блеска осинового лемеха - будто серебряные. Два из них, маленькие, появились лишь при перекладке церкви в конце XVII века, но смотрятся так, будто были здесь всегда. Три шатра в деревянном зодчестве - явление уникальное! Оно и в каменном-то представлено всего у нескольких сохранившихся храмов по всей России.
Потрясающе живописная "висячая" галерея опоясывает всю церковь на высоте 4 м. Держится она на больших выпусках - "помочах", - и зрительно округляет сложные очертания 12-угольной крестообразной церкви.
Впервые церковь упоминается в 1539 г., специалисты-дендрохронологи относят её постройку к 1531 г. Это самый древний памятник в Витославлицах и одна из древнейших сохранившихся деревянных церквей в России.
Из всего деревянного зодчества - побывав и в Костроме, и в Суздале, и в других местах, - я ещё не встречал ничего, что так потрясло бы меня, за исключением знаменитого погоста в Кижах. Все деревянные храмы и часовни по-своему поэтичны и притягательны. Но ощущение абсолютного и беспримерного шедевра, когда взгляд не хочет ни на миг выпустить цельный волшебный силуэт!.. это ощущение у меня - сугубо кижско-витославлицкое.
Рядом - почти такая же высокая Никольская церковь из с. Остров (1757 г.). Четырёхъярусная 22-метровая "ёлка" храма - в паре с 28-метровой шатровой колокольней, что над трапезной. Так и воспаряют друг над другом ряды кровель на уменьшающихся восьмериках - "лапы" могучей ели... точнее, двух елей. Когда смотришь со стороны алтаря, они сливаются в одну, широкую. Кровли-лапы - серебристо-белы, как снег. Летнее Рождество! Господи, а ведь есть вечная красота, в которой уже нет времён года...
Вхожу с трепетом внутрь деревянного рая. Открытый высокий восьмерик внутри бревенчатой церкви - большая редкость. Обычно для тепла такие храмы перекрывали внутренними низкими потолками. Но здесь этого почему-то не сделали. В центре высоко воспарившего дощатого свода - Бог Отец в круглом "солнце" лучей. Такая поднятая на высоту икона по традиции называется "небом". Да, у храма - своё небо!
4-ярусный иконостас с роскошно-барочными Царскими вратами, с тонко-прорезным "солнцем" Святого Духа над ними. В иконостасе - всего несколько икон: верхние ярусы - пусты... Ничего, это мы пока видим временную пустоту, а Господь видит Вечность. В Нём нет потерь.
Третий храм на погоста - совсем крошечный: Успения Богоматери из села Никулино (1599 г.). Казалось бы, просто избушка... с куполом. Роскошная ель, растущая рядом с ней на лужайке - намного выше её. С церковью этой связано предание времён польско-литовской интервенции - о безвестном священнике-мученике начала XVII в.: "Пришли литовцы в церковь Успения во время службы, убили священника, а сами ослепли. Весь народ выбежал из храма, а ослеплённые литовцы перерубили самих себя". Могила мученика находилась под престолом (естественно, вдалеке отсюда - там, где стоял храм до перевозки в музей в 1975 г.). Церкви пришлось проделать большое путешествие - село Никулино находится на севере Валдая, совсем не близко к Новгороду. Специалисты говорят, что, к сожалению, перевозка была единственным способом спасти этот практически гибнущий храм.
Конечно, не одни только церкви стоят в Витославлицах. Но даже в простых избах, в уютных светёлках и горенках, здесь чувствуется что-то Божие. "И слышу, и вижу быль, такую родную, омоленную, хранимую святым Покровом..."
Как говорил старичок Горкин маленькому Ване Шмелёву: "Нам с тобой не будет ничего страшно: работай-знай - и живи, не бойся, заступа у нас великая, ухитимся потепле, а над нами Владычица, Покровом своим укроет... под Её Покровом и живём. И скажет Господу: "Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись... благослови их, Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров мой над ними будет" (И. Шмелёв "Лето Господне").
Быт, преображённый молитвой и - Покровом. Он ли не есть - настоящий земной рай?.. Тихий деревянный предбанник грядущего Царства.
Покровский Зверин монастырь
Монастырь с непривычным для святой обители названием Зверин - один из древнейших в Новгороде. Если он и моложе знаменитых Юрьева и Антониева, то ненамного. Дата его основания неизвестна, упоминается же он впервые в 1148 г. - в связи с тем, что сгорела деревянная Богородицкая церковь. Подумать только! В сотнях километров отсюда ещё едва появилась на свет Москва - а монастырь уже стоял неизвестно сколько лет до первого в своей истории пожара. Обитель эта - древнейший женский монастырь на всём русском Севере. Возможно, не только на Севере...
Когда-то здесь был "зверинец" - место охоты первых новгородских князей: к северу от города, на Софийском берегу Волхова. Один из немногих сухих разрывов в почти сплошной водяной осаде Новгорода, окружённого речками, озёрами и бескрайними болотами. От этого "зверинца" и пошло народное название монастыря. Сейчас он давно уже в черте города, меж улицами Великой и Звериной - чуть к северу от кольца валов, опоясавших исторический центр.
Как-то в майский день я отправился в путешествие к нему именно по древнему валу. Гостиница, где я остановился, стояла у руин другого, Десятинного, монастыря - на месте величайшего в истории Новгорода чуда, от Знаменской иконы Божией Матери (1170 г.). По преданию, именно здесь во время битвы с суздальцами вынесли на стену внешнего острога икону Владычицы, здесь вонзилась в Её Лик стрела и пролились слёзы... и обратились в бегство враги. Здесь была юго-западная граница Новгорода XII века, Зверин же располагался - за северо-западной.
Гостиница стояла "на берегу" вала и я отправился по нему, как по насыпной дороге... Сколько объездил древнерусских городов с сохранившимися земляными укреплениями - и каждый раз не перестаю поражаться необычайному изяществу, какой-то коренной красоте этих простейших, казалось бы, сооружений! Что может быть проще утрамбованной кучи земли! Откуда же это волнение на душе, чувство прикосновения к чему-то сокровенному?..
Волнуют сердце любые городские валы. И заросшие целыми букетами узловатых сосен, как в Звенигороде или Городце, и белые от берёзок, небесно-голубые от незабудок, как в Плёсе, и открытые "степные", как в Суздале или Переславле - с примыкающими ковриками огородов, с пасущимися козами и коровами. Дивно сверкают они зимой, когда катается с них на санках ребятня. Огненным заревом неровных склонов, с глубокими тенями и светящимися горными грядами, встречают восходы, провожают закаты...
Сейчас я шёл по валу, облитому лавой одуванчиков. Раньше такие укрепления обливали зимой, чтоб гладкие, как зеркало, ледяные скаты были неприступным препятствием для врагов. Сейчас всё было залито - жидким золотом. Оно плавно стекало в низину бывшего рва, искристо рассыпалось понизу, мохнато-пышно курчавилось на гребне. На юге потоком уходило в родственное солнце, а на севере, куда я шёл, чуть заметным изгибом утекало за дома, вправо.
Солнечная дорога на земле! Глаза пьянеют от радости, ноги словно летят и сами тебя несут. То одна, то другая улица вдруг разрубает вал, но продолжение его тут же встаёт за проезжей частью. Замечательное путешествие: с вала - по пешеходной "зебре" - и опять на вал!
Зимой здесь, наверное, тоже катаются на санках и лыжах, а сейчас... день был жаркий, и многие загорали, как на пляже. Только вместо воды и вместо песка - всё те же нескончаемые одуванчики. Кажется, утонуть в них можно! Кое-где на сплошной золотой волне белела пена цветущих яблонь - штормовые "барашки".
Только на Санкт-Петербургской я окончательно сошёл с вала, завидев купола Свято-Духова монастыря, с XII века стоящего тут по соседству со Звериным. Маленькая Духова улица ведёт сквозь него дальше на восток. Бывшую монастырскую территорию она разрубает пополам: Троицкая церковь XVI века стоит по левой обочине, Свято-Духовская XIX - по правой.
Особенно хороша - не оторвать глаз, - краснокирпичная, в "пламенеющем стиле", Троицкая церковь с пятью крытыми деревянным лемехом луковками, с рядами кокошников под ними, усиливающими сходство с пышным костром. Ведь и на апостолов Дух Святой сошёл "в виде огненных языков". Деревянные главы над кирпичными стенами напоминают храмы Соловецкой обители... в миниатюре.
К сожалению, монастырь не действующий - его до сих пор занимает архив Новгородской области.
В этом смысле Великий Новгород - странный город! Как ни нелепо, но именно его уникальное наследие с некоторых пор стало препятствовать полноценному возрождению церковной жизни. Где "музейность", там нет места церковности. Увы, это один из основных духовных конфликтов нашего времени. И это конфликт не собственности, а двух несовместимых мировоззрений. Воинствующий атеизм, поубавив в новых условиях свои амбиции по сравнению с 20-30 годами прошлого столетия, отступил в могучие бастионы сердец музейных работников... не всех, конечно! - но тех, для кого "национальное культурное достояние" стало идолом, мешающим увидеть Бога. Как важно не сотворить себе кумира... ни в чём. Храмы, фрески, иконы - всё для Бога... всё теряет свой смысл без Бога. Литургия наполняет жизнью и смыслом Храм. Храм без Литургии - как тело после исхода души... по-русски это называется труп.
То, что культурные работники стали хранителями трупов, на полном серьёзе "спасающими" их от воскресения, вахтёрами, "не пущающими" Христа к смердящему Лазарю - одна из величайших духовных подмен в наших сердцах.
Поразительно, что в древнейшем, исконнейшем (наравне с Киевом) русском городе, где сохранились десятки уникальных, веками намоленных церквей, действующих из них - всего 9. Для сравнения, во Пскове, который когда-то называли "младшим братом Великого Новгорода" - 28 действующих храмов(1).
Да, жили два брата. Обоих однажды убили без всякого смысла. Из одного сделали красивую мумию и до сих пор её охраняют... другой воскрес. Вот такая притча.
Конечно, это - простая схема. И в Новгороде есть замечательные островки молитвы, где "жизнь жительствует". В том же Зверином монастыре маленький Симеоновский храмик-музей соседствует с большим действующим Покровским... точнее, с двумя Покровскими, пристроенными друг к другу. Очень светлое, какое-то очень чистое место!
Идти к нему от бывшего Духова монастыря - несколько минут. Сначала по Духовой улице, потом - по Звериной... Возле их стыка, на лужайке, расцветает один из красивейших в Новгороде да и во всём северорусском зодчестве храмов - Петра и Павла в Кожевниках (1407 г.). Он один из нескольких, выстроенных "смешанно": из кирпича и красного ракушечника. Что, казалось бы, проще: кирпич да булыжник тёмно-розового, охристого цвета. Будто бы беспорядочно, будто бы грубовато-небрежно... Издали глянешь - по цвету (но только по цвету!) напоминает руины с осыпавшейся штукатуркой. Ближе подойдёшь - и уже взгляд не оторвёшь от многоцветного узора кладки: столько тончайших перламутровых оттенков, играющих на солнце! Будто кровь пульсирует, как в живом организме, в каждом сосудике, в каждом капилляре Храма. Наверное, это сугубый прообраз Тела Христова. Сколько раз Спаситель говорил о нерукотворном храме Своего Тела, "ломимого во оставление грехов"!
Сурово-изящные очертания, мощь и тонкая изысканность, полёт и тяжко-монолитная заземлённость - всё как-то совместилось в этой небольшой церкви. Чешуйчато-серебристая деревянная кровля, следующая за всеми изгибами закомар выглядит крылатой... вот-вот воспарит! Зато все линии фасадов отвесно уходят в землю, срослись с ней незримыми корнями.
Под солнцем камни, казалось, сверкали и огненно-переливчато светились, как гигантские самоцветы. В тени обретали золотисто-коричневые цвета и оттенки кедровой шишки. Луковка из осинового лемеха тоже напоминала шишку - только совсем мелкочешуйчатую, мерцающую. Словно какая-нибудь горная каменная башня )которой место на Кавказе) и Кижи - слились в одно. "Случайный" узор камней - как на мостовой, - казался сейчас несравненно красивей и живей любого начерченного, выверенного геометрического узора. Словно сама природа в похвалу Творцу поднесла этот храм. Суровая Земля-кактус из недр своих возвела к небу цветок. Небольшие круглые цветочки на стенах, выложенные людьми поверх природного узора, усиливали ассоциацию. "Цветочными" были и кресты, вписанные в круги, - и ещё особые кресты, белокаменные, вмурованные в стену понизу: поклонные. К ним можно прикладываться, потому и - поклонные. Они есть практически на любом древнем новгородском храме: такая уж сложилась традиция.
А впереди уже видны купола большого собора и маленьких церквей Зверина монастыря. Это самый крупный архитектурный ансамбль на Софийской стороне, после Детинца и Юрьева монастыря. Его хорошо видно и из-за Волхова, хотя стоит он не на самом берегу, а за пустырём и большими деревьями.
Монастырь, ныне являющийся обычным приходом (с 1989 г.), до революции был крупной женской обителью. По реформе Екатерины II, его отнесли к почётному второму классу (первоклассными из новгородских монастырей были лишь Юрьев и Варлаамо-Хутынский). После упразднения соседнего Бело-Никольского монастыря в XVIII в., он включил в себя и его территорию - с древним Никольским храмом. Зверина обитель, пережив короткий упадок в петровские и послепетровские времена, к XIX веку вновь стала настолько богатой и процветающей, что даже открыла своё подворье в Петербурге.
В советское время бывший монастырь заняла воинская часть.
Сейчас "открытый" комплекс - это две действующих Покровских церкви (маленькая конца XIV в. и большая, соборная, начала ХХ в.) и музейная Симеона Богоприимца (1468 г.). Никольский храм и остальные здания до сих пор занимает военкомат.
Заходишь в калитку.
Аккуратненький дворик с клумбами, скамейками, фонарями. Средь берёз стоит изящная современная деревянная колоколенка - будто сложенная из спичек: какая-то почти сувенирная.
За ней - большой пятиглавый Покровский собор(2), а слева от него - маленькая, одноглавая Симеоновская церковь, знаменитая своими фресками. Во многих новгородских церквах есть и более древние росписи, но по степени сохранности, по цельности всей композиции, симеоновские фрески 1468 года не имеют себе равных. Беспримерны они и по содержанию - ибо необычна сама история и сам замысел храма.
В 1467 г. в очередной раз чума невидимой косой прошла по Новгороду, собрав страшный урожай. Люди молились всем святым и ждали избавления, но оно долго не приходило. Наконец, архиепископу Ионе явился в видении тот, кто сподобился держать на своих старческих руках самого Младенца Христа в великий день Сретения - св. Симеон Богоприимец. Он обещал избавление от моровой язвы и повелел выстроить храм, поставить там его чудотворную икону. Повеление святого было исполнено, и вот вырос в Зверином монастыре, где хоронили всех умерших от язвы, храм обыденный (то есть сложенный в один день из брёвен). Чума отступила, и на следующий год благодарные новгородцы выстроили вместо деревянного каменный храм св. Симеона Богоприимца - тот, что стоит доныне.
Так получилось, что это ещё и последний храм эпохи вольного Новгорода. Его возвели за три года до Шелонской битвы, перечеркнувшей судьбу великого Города-государства.
"Храмоздатель" владыка Иона был последним прославленным во святых архиепископом независимой Новгородской республики (в 1458 - 1470 гг.). Символично, что он был и современником, и тёзкой великого святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси († 1461). В отличие от двух государств - Москвы и вольного Новгорода, неуклонно катившихся к последней, роковой войне, - два святителя вполне находили общий язык. Архиепископ Иона Новгородский жил "промосковским", а точнее, общерусским сознанием, и пожалуй, пока Господь не забрал его в Свои обители, прямая война была невозможна.
Про таких святителей говорят: "владыка Божией милостью", "избранник Божией от младенчества". В детстве произошла его знаменательная встреча со св. блаженным Михаилом Клопским.
"Остался я сиротою, -- так рассказывал сам св. Иона, в миру Иоанн, -- после отца семи лет, а после матери -- трех лет. Бог положил на сердце вдовице Наталии Медоварцевой: взяла она меня в свой дом, кормила и одевала, и отдала меня дьяку учиться грамоте. В училище было множество учащихся; я от бедности был тихий. В один день дети играли после вечерни. Идет по улице блаженный муж; дети, кинувшись на него, бросали в него камешки и в глаза сор; а я стоял, не трогаясь с места. Блаженный, оставив детей, прибежал ко мне, взял меня, поднял выше себя и, вовсе не зная меня, называл меня по имени. "Ванюша! -- говорил, -- учись грамоте, быть тебе в Новгороде архиепископом"".
За 12 лет святительского служения Ионы в Новгороде свершились многие важнейшие духовные события. Именно по его благословению был основан Соловецкий монастырь - он выдал преп. Зосиме грамоту, по которой в дар новой обители отдавались все Соловецкие острова. При нём были составлены жития и службы всем самым известным Новгородским святым: владыка специально пригласил для этого известного "учёного монаха" Пахомия Логофета. Св. Иона выстроил в Детинце первую в Новгороде церковь в честь преп. Сергия Радонежского - с этого-то маленького храма и начинается глубокое почитание на Севере Руси преп. Сергия и других Московских Чудотворцев. Впервые были стерты духовные "границы", когда обывательское сознание делило святых на "своих" и "чужих". Та же общецерковная идея, преодолевающая всякие земные границы, выражена и в росписях Свято-Симеоновского храма.
Поднимаюсь на второй этаж - в дивный ларец с фресками. Крошечный храм - но такой же четырёхстолпный, как большие соборы. Эта схожесть маленького с большим умиляет.
Круглые столбы обвиты понизу наклонными полосами - красными и синими на белом. Словно они неуловимо, неприметно крутятся, эти столбы. Выше - и на них, и на стенах, и на сводах - бесчисленные лики святых. Чудные фрески анонимных местных мастеров - современников Дионисия. Тема росписей - месяцеслов святых. Каждому дню года соответствуют свои святые - и вот, они выписаны по порядку, по месяцам и датам, на всех плоскостях интерьера.
Храм - как бы одна свёрнутая икона Всех Святых... наверное, всякий, кто хоть изредка бывает в церкви, не раз видел на аналое такую икону. В сущности это - календарь, написанный не цифрами, а ликами святых.
На южной стене сам святитель Иона - в знаменитом новгородском белом клобуке и конечно, в нимбе, - подносит в дар Христу этот храм, держа его на своей деснице. Христос благословляет и его, и храм из розового кольца облаков.
Ещё помню крошечную фреску - размером где-то с небольшую книжку, наверное, - в нише одного из алтарных окошек. Здесь был Жертвенник... и Младенец-Агнец лежал в Чаше, закалаемый за грехи всего мира, а Ангелы совершали Проскомидию.
На стенах алтаря - Святители в полный рост, сходящиеся к Горнему месту. Выше, на арках и сводах - сотни Угодников в безчисленных круглых медальонах, от которых пёстрым, как беседка осеннего сада, смотрится весь храм.
Я смотрел на всё это множество святых. Они как-то поместились в таком камерном помещении, где казалось: привстань на цыпочки - и дотронешься до сводов. Как их много! И как их... на самом-то деле, ещё неизмеримо больше! И как мало мы о них знаем! Всё лики, лики... а чьи лики? Как мало говорят нам имена даже тех из них, кто когда-то исключительно, сугубо почитался на Руси: Флора и Лавра, Косьмы и Дамиана, священномученика Власия... Ведь когда-то им посвящались сотни церквей. Дни их памяти были любимыми в народе праздниками... Всё ушло! Только в древних церквах кое-где лики уцелели... да и те разве лишь специалист "опознает".
А есть и такие святые, которых совсем-то, конечно, не забывали (как же их совсем забудешь, если о них в самом Евангелии написано!), но как-то... и помня не помнили, и читая, почти не обращали внимания, и произнося имя, почти никогда им не молились.
Св. Симеон Богоприимец... Вот уж редкое посвящение храма! Моего близкого друга зовут Семён, моего дедушку по отцу, которого я никогда не видел (он умер за много лет до моего рождения) звали Семён... и я, объездив столько городов, впервые за свою жизнь побывал в Симеоновском храме. Да и тот оказался - не действующий: свечку даже не поставить под древними сводами... - только себя можешь на минутку поставить вместо свечи.
Я прежде не знал, что даже акафист св. Симеону Богоприимцу, жившему две тысячи лет назад, был составлен лишь в XIX веке - и именно в этом монастыре. Составительницей его стала известная подвижница, будущая игуменья Леушинского монастыря Таисия (в 1872 - 1878 гг. подвизалась здесь, в Зверином, тогда ещё с именем Аркадия, была инокиней, регентшей хора). Так память древнейших святых порой "обновляется" в близкие к нам времена - и не в далёкой Палестине, а на севере Руси.
"Ныне отпущаеши, Владыко, раба Твоего по глаголу Твоему с миром..." - этими самыми знаменитыми словами - из разряда тех, что вне пространства, вне времени, - приветствовал св. Симеон Младенца Христа, своего Освободителя от морока жизни земной, "отпущающего его с миром" в долгожданную жизнь вечную.
Да ведь это же первый человек, истинно встретивший и узревший не просто Бога, а Бога Воскресения!.. Первым встретивший Пасху - как победу над смертью - первый обрадованный своей земной кончиной. Про него, как и про Иоанна Крестителя, можно сказать, что это "последний пророк Ветхого Завета и первый святой - Нового".
"Ныне отпущаеши..." Это был и облегчённый выдох всего человечества, освобождаемого из Ветхого Завета в Новый... ибо это-то и есть - Встреча (Сретение). Симеон выдохнул устами всего человечества... о чём само человечество в тот момент и знать не знало. Он стал в тот миг всем встречавшим Бога человечеством. На мгновение (хотя нет, мгновений в этом состоянии уже не существует) он вместил в себя всех нас, и от всех им было сказано слово, услышанное Словом.
...А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,
реченное некогда слово храня,