Росляков Михаил : другие произведения.

Литургия сегодня: исследование, осмысление, реформы (неоконченное)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Цитаты, цитаты, цитаты. Размышления пастырей и литургистов, документы соборов. Бесконечный литургический читательский дневник.

   1.ВОЗВРАЩЕНИЕ УТРАЧЕННЫМ СМЫСЛАМ ПРЕДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОМУ УЧАСТИЮ В ЛИТУРГИИ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ОБЩИНЫ
  
  
  "Я не могу себе представить более нужного и непосредственного служения, чем изучение наследия народа - а на Востоке все наследие сохранялось и предавалось через литургию - для того, чтобы обнажить это богатство для блага того же самого народа и других народов, воспевающих хвалу Богу. Конечно, это нелегкое служение, и результаты его не проявятся немедленно, но нельзя ожидать чего-либо другого. Кроме интеллектуального и духовного удовлетворения это приносит большое добро, которое также очистит наши помыслы"
  
  
  "Ключ к сердцу христианского Востока - в его богослужении. <...> Только через литургию передаются и живут Священное Писание, традиция, Святые Отцы, благочестие и духовность. Иногда Вы думаете, что это живое выражение веры может стать склеротичным, громоздким и тяжелым. Но внизу под толщей веков хранятся бесценные сокровища Откровения, ожидающие, что их снова откроют и бережно очистят от пыли столетий"
  
  Архим. Р.Ф. Тафт, из интервью 2003 года
   ************************************************************
  "Нам нужно вернуться к целостному искусству, примиряющему все творческие силы нашего времени, искусству, которое всем и во всей полноте их существа позволило бы соучаствовать в пасхальной радости, обновляющейся каждым воскресным днем... <...> Дело не в том, чтобы уходить в археологию и эрудицию, а в том, чтобы вернуться к живому Преданию, приобщив к этой задаче больших художников, напоив ее вдохновением людей, способных соединить созерцание и творчество, людей, столь укорененных в вере, что в избытке своем она переливается в красоту"
  
   "П.А: [Верующему народу надлежит] обрести свое место, дабы он мог полностью понимать богослужение и соучаствовать в нем. [Всеправославный] Собор должен разрешить проблему ныне устаревших литургических языков и по-новому осмыслить роль священника, хора и народа.
  О.К: И, как мне кажется, позволить народу слышать и скреплять своим "аминь" Евхаристический канон и в особенности эпиклезис. Молитвы эти, созданные для общественного, т. е. диалогического звучания, были сокрыты в константиновскую эпоху, когда испугались, как бы их не осквернила толпа, вступавшая в церковь без истинного приобщения к ней. Но сегодня, когда Церковь и мир оказались вновь разделенными, порой трагически, верующие должны вновь обрести свое достоинство полноправных участников литургии..."
   "Литургические исследовательские центры выясняют генезис и смысл наших богослужений, разросшихся в монастырях. Их, однако, не следует сокращать как попало, ибо самое существенное необходимо сохранить. Наши литургические тексты заключают в себе безмерное литургическое богатство; зрелая мысль и созерцание соединяются в них с красотою символов и библейских "образов". Для начала представим их понятными, выявив в них их первоначальный замысел - я говорю здесь прежде всего о литургии, чья полнота легко может поразить нас, захватить красотой, заставляющей трепетать сердце. Затем мы могли бы начать и творить заново, ибо каждая эпоха, каждый народ должен сложить свое собственное славословие"
  
   Афинагор, патриарх Константинопольский. Из кн. О.-М. Клемана "Беседы с патриархом Афинагором"
   ********************************************************
  
   "Сама Литургия побуждает верующих, насыщенных "пасхальными таинствами", быть "единодушными в благочестии" на ней возносится молитва о том, чтобы "в жизни они держались того, что приняли верою"; возобновление же завета Господня с людьми в Евхаристии безотлагательно привлекает и воспламеняет верных к любви Христовой. Итак, из Литургии, и в первую очередь из Евхаристии, словно из источника, на нас изливается благодать, и с величайшей действенностью достигается то освящение людей во Христе и прославление Бога, к которому, как к своей цели, устремляются все остальные действия Церкви.
   Однако для того, чтобы достигалась эта полная действенность, необходимо, чтобы верующие приступали к Литургии в должном расположении духа, чтобы они сообразовали свои мысли со словами и действовали совместно с вышней благодатью, дабы не принимать её тщетно.Поэтому священным пастырям надлежит заботиться не только о том, чтобы в литургическом действии соблюдались законы для его действительного и законного совершения, но и о том, чтобы верные участвовали в нём сознательно, действенно и плодотворно"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 26(b)-28(a)
  
   "Священникам - как секулярным, так и монашествующим - уже подвизающимся в винограднике Господнем, всеми уместными средствами следует помогать в том, чтобы они всё глубже понимали то, чту совершают в священнодействиях, жили литургической жизнью и разделяли её с порученными им верными.
   Пусть пастыри ревностно и терпеливо заботятся о литургическом воспитании и деятельном участии верных - как внутреннем, так и внешнем - соответственно их возрасту, положению, образу жизни и уровню религиозной культуры, исполняя тем самым одну из главных обязанностей верного домостроителя таин Божиих. В этом предмете они должны руководить своей паствой не только словом, но также и примером.
   Передачи священнодействий по радио и телевидению, особенно если речь идёт о совершении святой Мессы, должны происходить скромно и пристойно, под руководством пригодного к этому ответственного лица, назначенного Епископами для исполнения данной обязанности"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 32
  
   "Чтобы христианский народ мог успешнее обрести изобилие благодати в священной Литургии, благочестивая Матерь Церковь желает тщательно позаботиться об общем устроении самой Литургии. Ведь Литургия состоит из части неизменной (ибо она установлена свыше) и из частей, подлежащих изменениям; последние в ходе времени могут и даже должны изменяться, если в них случайно закрадётся то, что не вполне отвечает самой внутренней сущности Литургии, а также в том случае, если эти части перестали ей соответствовать.
   При таком устроении тексты и обряды следует привести в такой порядок, чтобы они яснее выражали знаменуемые ими святыни, и чтобы христианский народ мог по возможности без труда их понимать и принимать полное и деятельное участие в совершении Литургии, свойственное общине"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 32
  
   "Чтобы сохранялась здравая традиция и вместе с тем открывался путь для её закономерного развития, пересмотру отдельных частей Литургии всегда должно предшествовать тщательное богословское, историческое и пастырское исследование. Кроме того, следует принимать во внимание как общие законы строя и духа Литургии, так и опыт, проистекающий из последних литургических преобразований и из индультов, пожалованных в отдельных случаях. Наконец, вводить какие-либо новшества надлежит лишь тогда, когда этого требует подлинная и несомненная польза Церкви, причём следует позаботиться о том, чтобы новые формы неким органическим образом вырастали из уже существующих"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 32
  
   "Чтобы способствовать деятельному участию, следует поощрять возгласы и ответы народа, псалмы, антифоны, песнопения и также "действия", т. е. жесты и телодвижения. В известное время надлежит также хранить благоговейное молчание.
   При пересмотре богослужебных книг нужно обращать пристальное внимание на то, чтобы в литургических предписаниях предусматривалось и участие мирян"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 33
  
   "Обряды пусть блистают благородной простотой, будут ясны благодаря своей краткости, избегают бесполезных повторов и соотносятся со способностями верных к пониманию; как правило, они не должны нуждаться в длинных объяснениях"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 34
  
   2.ЛИТУРГИЯ И ПИСАНИЕ
  
   "Значение Священного Писания в Литургии чрезвычайно велико: ведь по нему совершаются чтения, объясняемые в проповеди, поются псалмы, им вдохновляются и его побуждением проникаются прошения, молитвы и литургические песнопения, от него получают свое значение литургические действия и символы. Поэтому, чтобы обеспечить устроение, развитие Литургии и её приспособление к новым условиям, необходимо содействовать той сладостной и живой любви к Священному Писанию, о которой свидетельствует священная традиция как восточных, так и западных обрядов"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 32
  
   "Дабы отчётливо явствовало, что в Литургии обряд тесно связан со словом:
   При совершении богослужения следует ввести более обильное, разнообразное и уместное чтение Священного Писания.
   Наиболее подходящее место для проповеди, представляющей собою часть богослужебного действия, следует указать в самом чинопоследовании, насколько это позволяет обряд, причём служение проповеди должно исполняться самым верным и достойным образом. Проповедь надлежит почерпывать прежде всего из источника Священного Писания и Литургии, поскольку она является в определённом смысле возвещением великих дел Божиих в истории спасения, то есть в тайне Христовой, которая всегда присутствует и действует в нас, особенно при совершении литургических обрядов.
   Следует также всемерно подчёркивать важность такой катехизации, которая имела бы более непосредственное отношение к Литургии; и в самих обрядах надлежит при необходимости предусмотреть краткие поучения, которые должен произносить священник или полномочный служитель - но лишь в самое подходящее время - прибегая либо к предписанным выражениям, либо к им подобным"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 35
  
   3.СОБОРНОСТЬ
  
   "Всякий раз, когда обряды, согласно собственной природе каждого из них, предполагают совместное их совершение при стечении и деятельном участии верных, следует подчёркивать, что такое совершение, если оно возможно, является более предпочтительным, чем отдельное и как бы частное. Прежде всего это относится к совершению Мессы, поскольку всегда остаётся в силе общественный и социальный характер всякой Мессы, а также к преподанию Таинств"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 33
  
   "В сознании и в практике верных и клира следует поощрять приходскую литургическую жизнь и её связь с Епископом. Надлежит также содействовать тому, чтобы укреплялось чувство принадлежности к приходской общине, и прежде всего - в совместном совершении воскресной Мессы"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 42(b)
  
   4.БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  
   "Полномочная церковная территориальная власть <...> должна тщательно и благоразумно рассмотреть вопрос о том, чту именно из традиций и дарований отдельных народов может быть уместно принято в богослужении. Преобразования, сочтённые полезными или необходимыми, следует изложить Апостольскому Престолу и ввести с его согласия.
   Но для того, чтобы преобразование происходило с должной осмотрительностью, Апостольский Престол при необходимости может предоставить той же церковной территориальной власти полномочие на то, чтобы она могла разрешить проведение предварительных опытов и руководить ими в некоторых группах, пригодных к этому, и на определённый срок"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 40
  
   "В каждом отдельном диоцезе должна быть учреждена Комиссия по священной Литургии для развития литургической деятельности под руководством Епископа.
   <...> Кроме Комиссии по священной Литургии, в каждом диоцезе по мере возможности следует учредить также Комиссии по священной музыке и священному искусству.
   Необходимо, чтобы три эти Комиссии сотрудничали между собою. Более того: нередко целесообразно будет объединить их в одну Комиссию"
  
   Sacrosanctum Concilium (Конституция II Ватиканского собора о Священной Литургии), 45-46
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"