Ровная Мария Зиновьевна: другие произведения.

Благовествование от Проныры

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

Благовествование от Проныры



   Нет, это ни разу не анализ. Я, как Винни Пух, нарезаю сходящуюся спираль вокруг горшка с мёдом, внюхиваюсь в акациевый запах, слизываю с глазурованного края сладчайшую каплю, прикидываю глубину и объём – и валюсь объятием на круглый расписной бок, обессилев от восторга.
   С появлением третьей, центральной, части ("Дочки-матери") "Записки Проныры", не утратив возможностей неограниченного роста и ветвления, обрели внутреннюю цельность и отчётливую структуру. Крест, солярный знак, пришедший из непредставимой древности, символ единства стихий и сторон, миров и времён и вообще всего сущего. "Мышиная дыра" и "Владыка Океана", лежащие ближе к центру, определяют ось земля-вода. Плотные стихии. Истории любви к созданиям, давно сосуществующим с человеком, глубоко чуждым и по определению враждебным ему. Отлетевшие дальше от истока "Абсолютные неприятности" и "Время любви" – ось воздух-огонь. Лёгкие стихии. Истории любви к протеям, созданиям неведомым, неопределённым и неопределимым.
   Разные ипостаси Чужого.
   Во всех четырёх повестях автор использует, переосмысливая, один и тот же сюжет, быть может – первый, созданный земной культурой, самый старый и самый востребованный, вечный, этаким неуничтожимым инвариантом таящийся в сердцевине доброй половины текстов. Герой уходит в иной мир, чтобы найти сокровища и/или спасти принцессу, попадает в подземелье, изоморфное царству мёртвых и женской утробе, преодолевает невероятные опасности и возвращается-воскресает-возрождается с дарами – сокровищами, принцессой или ещё чем-нибудь полезным в хозяйстве, хотя бы новым знанием.
   Вот только в "Записках" герой наверняка бы погиб, будь он один, но рядом с ним, плечом к плечу и спиной к спине, – спасаемый и спасающий, любящий и любимый, верный, надёжный, родной Чужой.
   "Дочки-матери" стоят особняком и наособицу, как и положено точке пересечения осей, началу координат, истоку, ключу. Это история нисхождения в мир, воплощения в женщине – Великой Богини, Матери живого. А мать – это, знаете ли... Ей ребёнок дороже, чем она сама себе. И даже дороже, чем дитя самому себе. Для Великой Матери все живые – её дети. Чужих в её мире нет вообще.

   Наверное, самый точный индикатор нравственного уровня человека (и социума) – отношение к чужому и к слабому. Почти все самоназвания архаичных народов означают "люди" или "настоящие люди". Люди, свои – только здесь, рядом. А огромный и страшный мир за частоколом, плетнём, кругом охранных костров населён чудовищами – чужими. И личины у них не совсем человечьи, и болбочут они не по-людски. Со своими можно договориться. Чужих – только уничтожить.

   Мало кто любит чужих, а если и любит, то не всегда так, как самим чужим нравится. В качестве закуски любит, к примеру. (Здесь и далее – Далин. Записки Проныры)

   Круг своих растёт с ростом духа-разума, ширит пределы от рода до фратрии, племени, полиса, государства, нации, союза, человечества... Но при этом сплошь и рядом отслаивает париев и прорастает "внутренними" чужими. Обыватель лихорадочно выстраивает границы, возводит частоколы и каменные стены. Чтоб как за каменной стеной. Ему до тошноты неуютно в просторном многообразии. Вот изведём под корень филистимлян и евреев, древлян и негров, еретиков и масонов, прокажённых и слабоумных, уродов и калек, гоев и геев, стрикулистов и рыжих, не таких и желающих странного – и будет нам счастье.
   Не будет. Достаточно просмотреть школьный учебник истории, начиная со Спарты и Иудеи, и станет ясно: в семиосфере разнообразие так же необходимо, как в биосфере. Обречён социум, не знающий милосердия к слабым. Обречена культура, лишённая контакта с иными культурами. Дух-разум может существовать только в диалоге. И чем больше разность культурных и психологических потенциалов, чем больше усилий, такта, уважения, гибкости, открытости, ориентированности на собеседника требует диалог, тем больше он даёт обеим сторонам. Такая простая истина. Простая и ясная, как благие байки Проныры.

   Зато на Мейне!.. Орлы Простора – это вам не Кабаниха с Большим Бухарцем.

   Ещё с тех давних пор, когда на неё высылали всяких преступников и диссидентов из так называемых цивилизованных миров, тут завязалось совершенно интернациональное общество. А уж когда по собственной инициативе повадился прилетать кто ни попадя, население вообще стало вдрызг разнообразным - иногда и не сообразишь сразу, разумное перед тобой существо, животное, растение или какой-нибудь неодушевлённый предмет. Но, честно говоря, наших орлов это не особенно смущает. Лишь бы у боевого товарища мозги имелись - ну, не мозги, но хоть какой-нибудь аналогичный орган для думанья.

   Живой живого всегда поймёт, только не вздумай воспринимать чужака как "гадость".

   К слегка юродивым на Мейне относятся бережно.

   Я решил, что человек своего назначения во Вселенной не стоит, если не может позаботиться о девяти разумных неприкаянных созданиях.

   Глупо и наивно, но человеку может льстить симпатия сине-зеленого создания, покрытого чешуей и с глазами на стебельках.

   Мы с Ци уедем в какой-нибудь приморский город и купим домик на побережье. Мне, любезный, все равно, русалка она или не русалка.

   Как кашлянул тихонько. Но я понял, что на этот звук надо дешифратор строить. Потому что передо мной просто товарищ по разуму. Только не антропоид, а... как бы это сказать... рэтоид, наверное. Крысоид.

   Я не знал, прав он или виноват... Но он же был живой, ребята. Он был один против троих. Ему было больно. А у меня была аптечка. Вот и все.

   Мой принцип гласит: в драке я всегда за одинокого бойца. А если он совсем уж нелюдь, то, в конце концов, подкорректируем мою систему жизнеобеспечения.

   И я говорю:
   – Ты точно отпустишь остальных? Вот если я выберу одного из нас, ты клянёшься, что не станешь развлекаться с другими?
   ...И очень быстро, чтобы не начать колебаться, поднесла пистолет к виску и выстрелила.


   Литератор может написать героя образованнее, умнее, даже талантливее себя, но никто не способен прыгнуть выше головы нравственно. Вся грязь авторской натуры ярко проявляется в текстах. Детские страхи и взрослые фобии, внутренние шоры, предрассудки, недомыслия автора – как прожектором освещены. Без исключений, у всех, от Уайльда до Андерсена, от Шекспира до Льва Толстого. Или наоборот, конечно, – вся свобода, смелость и стройность.
   Тексты Макса Далина этически совершенны.
   В мире его текстов творятся немыслимые чудеса. Вампиры приходят на зов страждущих, дабы избавить их от последних мучений и невыносимого безобразия агонии. Некромант поднимает трупы, чтобы сохранить жизни солдат и защитить свой народ. Среди пиратов – бандитов, грабителей, убийц – на каждом шагу встречаются капитаны Блады, благородные рыцари и подвижники. Пленный аристократ, раб, "опущенный" хозяином, становится для орлов Простора равным, боевым товарищем – и возвращает себе свободу без единого выстрела, силой духа и поддержкой стаи. Разумные крысы заливаются слезами катарсиса, слушая музыку. Большой Босс в ответ на бескорыстную помощь не только не проникается к дарителю законным презрением, не только не садится Иванушке-дурачку на простодушно подставляемую выю, но осыпает блаженного ответными дарами. Законченный дурак и подонок с перепугу начинает учиться у реальности, мыслить, осознавать, раскаиваться и, наконец, спасает чужую страну, добровольно взойдя на костёр. Мир, в котором даже крысы способны понять, что такое совесть и почему её надо чистить.
   Вероятно, поэтому столь многих читателей тексты Далина раздражают. Не всем уютно в белых одеждах. "Есть люди, которым чистое бельё даже неприлично-с".

   Естественно, байки. А какую ещё форму для нас сегодняшних, умножающих познания по самое не могу, рациональных, ироничных и недоверчивых, могут принять притчи?
   Байка красна рассказчиком. В "Записках Проныры" их целая компания. Разные, индивидуальные, живые образы, тонко и точно написанные монологами. И какой же эстетический драйв, какая феерия ощущений эта виртуозная стилизация разговорной речи, в которой бурлят нравы мейнской вольницы, и встаёт личность героя, и мерцает культура его покинутой родины.

   И, естественно, игра. Текст в тексте, рассказ в рассказе, анфилада смыслов, пёстрый карнавал, и за каждой дверью – неведомое, и под каждой маской – снова маска, смеющаяся обманка: читатель, учись не вестись на знакомые фишки, не верить видимости, распознавать личины и различать суть. Автор сулит истории о космических пиратах. И тотчас обманывает ожидания: вместо абордажей, морей крови и сундуков с пиастрами выскакивают два скомороха. И читатель, балдея, разъезжается глазами в разные миры и учится смотреть одновременно с полярных точек зрения: ведь Тама-Нго выглядит скоморохом для соплеменников Проныры, а Проныра – скоморох в глазах соплеменников Тама-Нго. Значит, будут площадные хохмы? А вот и нет, шуты оборачиваются учёными мужами, исследователями фольклора, и скромно отступают в толпу статистов. На сцену один за другим выходят колоритнейшие космические волки, асы травли, с полными трюмами лапши для ушей – и на блистательной смеси жаргонов и стилей, с изысканной самоиронией рассказывают... жития праведников, коими держится и возвышается мир. Как и всякий истинный праведник, они понятия не имеют о своей святости. По опыту всей истории человечества, для окружающих они должны быть дураками, психами, чокнутыми и малахольными. Их должны обчищать до нитки, мазать дёгтем, вываливать в перьях и лупить просто из любви к искусству. Они должны умирать в нищете и одиночестве. А хрена лысого! Мир изменяется для них. Удача бегает за ними влюблённым трофеем. Идя к цели, – пусть даже не достигнув её, – они обретают смысл, друзей и соратников, любящих и любимых.
   И, в конце концов, понимаешь, что вся эта пляска масок – тоже суть, что мир бесконечно и радостно изменчив, полон неожиданных даров для тех, кто не застревает в колее, не боится идти бездорожьем и прокладывать новые пути.

   А сейчас – хотите взглянуть, как мой тритон становится из звездолета драконом, а, господа?


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"