Бузыкина Вероника: другие произведения.

Олеся Николаева: "Святочный рассказ – это веселый маскарад с разоблачением"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
  • Комментарии: 7, последний от 13/09/2015.
  • ? Copyright Бузыкина Вероника (svjatki2005@mail.ru)
  • Обновлено: 01/04/2005. 7k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика
  • Иллюстрации: 1 штук.

  •  [] Об авторе: Олеся Николаева, поэт, прозаик, публицист, член союза писателей. Доцент Литературного института им. Горького. Закончила Литературный институт им. Горького (отделение поэзии), где с 1989 г. преподает на кафедре литературного мастерства, являясь руководителем творческого семинара поэзии. Олеся Николаева известна как один их создателей нового направления (школы) в поэзии - акцентного стиха.
      
       Помимо стихов и прозы, она выступает с многочисленными литературно-критическими эссе, публицистическими статьями, посвященными проблемам культуры, религии и Церкви.
      
      
      
      - Что такое святочный рассказ как литературный жанр?
      
      - Лесков, который сам был мастером святочного рассказа, дает такое определение устами одного из своих героев: от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера, то есть чтобы в нем был задан хронотоп; все происходит в период от Рождества до Крещения; чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль в виде хотя бы опровержения некоего вредного предрассудка, а кроме того обязательное условие святочного рассказа - чтобы он непременно заканчивался весело.
      
      Но мне кажется, что понятие святочного рассказа может быть шире: его содержание не обязательно должно быть фантастическим, оно может быть и вполне реалистичным, но тогда в нем должна присутствовать некая мистификация, которая, в конце концов, разоблачается, может быть, какое-то недоразумение, которые благополучно и забавно разрешаются, может быть, какая-то загадочная нелепость, к которой читатель, дочитавший рассказ, получает ключ.
      
      В более общих словах можно сказать, что в святочном рассказе должна совершится некая неожиданная метаморфоза ситуации, внезапное преображение характера. При этом святочный рассказ должен окончиться не только благополучно и забавно, но и, как пишет Лесков, назидательно.
      
      У самого Лескова есть целый цикл святочных рассказов, "Жемчужное ожерелье", "Привидение в Инженерном замке", "Зверь", "Дух госпожи Жанлис" - всего 14. Есть цикл святочных рассказов и у Диккенса. Для писателя этот жанр очень привлекателен, ведь он требует и живого сюжета, и элементов драмы, порой даже водевиля, и умелой игры; писатель должен так замистифицировать читателя, чтобы тот до самого конца не мог догадаться, к чему клонится вся история, и был бы удивлен и обрадован, получив ответ.
      Святочный рассказ - это веселый маскарад с разоблачением.
      
      Элементы святочного рассказа (я говорю о литературно-жанровых принципах) мы встречаем часто у Достоевского ("Чужая жена и муж под кроватью", "Дядюшкин сон", например), а также у Гоголя в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" ("Ночь перед Рождеством").
      
      - Святочный и новогодний рассказ - можно сказать, что это синонимы?
      
      - Я не знаю, что такое "новогодний рассказ", сомневаюсь, чтобы вообще был такой сугубый жанр. Вспоминается лишь фильм "Ирония судьбы", у которого, безусловно, святочный сюжет. Но, строго говоря, фантасмагоричность святочного рассказа обусловлена самой стихией святок: это время рождественской радости, шуток, песен, колядок, игры, развлечений, гостей, смеха, угощений, некоторого расслабления после сурового поста, это сплошная седмица, и сюда так или иначе просачиваются языческие элементы. Вспомним девичьи гадания в "Евгении Онегине": "Раз в Крещенский вечерок девушки гадали"... А Новый год, тот, который встречает теперь и наша страна, и весь мир - приходится для церковного человека на время поста, на самую строгую его неделю. Это время серьезное, время молитвы, воздержания, самоуглубления, уклонения от развлечений и игр. Но, разумеется, в светской литературе эти грани стираются. Для нецерковного человек Новый год - самый любимый и самый радостный праздник: это время ожидания счастливых перемен и надежд на скорейшее исполнение желаний.
      
      - А можно ли сказать, что в литературе советского периода жанр святочного рассказа погиб? Или он во что-то трансформировался?
      
      - Он не погиб, но он утратил свои родовые черты - привязку к святкам. Есть элементы святочного рассказа у Искандера в некоторых историях его книги "Сандро из Чегема", но было бы весьма странно называть их "святочными".
      
      - Как вы считаете, в наше время этот жанр нужен читателю?
      
      - Конечно, нужен. Сейчас так мало живой прозы, где присутствовала бы интрига, где развивался бы остроумный сюжет с разоблачениями, с движением к преображению. Всегда эти рассказы читать увлекательно, забавно, порой и поучительно.
      
      - А должен ли в наше время святочный рассказ быть строго каноничным или возможны отступления?
      
      - Литературный канон отличается от канона церковного и, разумеется, от него могут быть отступления. Но главное, чтобы сохранялся сам принцип неожиданного разоблачения, метаморфозы. Содержание его может быть очень реалистическим, если иметь в виду, что подлинный реализм всегда на грани фантасмагории. Хотя у Лескова герой утверждает, что сюжет святочного рассказа должен быть фантастическим, тем не менее, "Жемчужное ожерелье" - реалистичный рассказ: скряга и ростовщик вдруг превращается в щедрого дарителя. Фантастическая подоплека может быть заменена неким неожиданным сюжетным ходом. И в этом смысле (если не брать первое условие, что все должно происходить от Рождества до Крещения) на святочные рассказы похожи новеллы О Генри, в которых всегда очень неожиданный конец. Например, у него есть замечательная история о том, как вор забирается в богатый дом, хозяин его ловит, но при этом сам неожиданно делается беспомощным от приступа радикулита. И вор, имеющий теперь возможность благополучно улизнуть, вдруг проникается к нему сочувствием, поскольку сам страдает радикулитом, и начинает давать ему всевозможные советы, как справиться с проклятой болезнью. В конце концов, это их так сближает, что они, как заправские друзья, отправляются в соседний бар выпить по стаканчику. Это настоящий святочный рассказ по своему принципу. Или, например, "Скверный анекдот" Достоевского. Здесь тоже действие происходит не на Святках, но есть в основе рассказа курьезный перелом ситуации: генерал, либерал, чтобы показать свой демократизм и широту взглядов, отправляется на свадьбу к одному из своих мелких чиновников. Он считает, что этим он осчастливит бедных людей, а на самом деле он вносит своим появлением страшный переполох, портит им всю свадьбу, устраивает в их доме ужасный разгром и, главное, вопреки своим расчетам, попадает на страницы либеральной прессы не как "народолюб", а как напившийся мракобес и самодур.
      
      - Что можно посоветовать тем людям, которые будут писать святочные рассказы?
      
      - Можно посоветовать воплотить те принципы, которые предложил мастер святочного рассказа Лесков. Главное, не забывать, что святочный рассказ должен оканчиваться весело. Ведь это - своего рода карнавал, а нет ничего более фальшивого, чем искусственное веселье, и нет ничего более томительного, чем скучный праздник.
      
      
      Вопросы задавала Вероника Бузыкина.
      
  • Комментарии: 7, последний от 13/09/2015.
  • ? Copyright Бузыкина Вероника (svjatki2005@mail.ru)
  • Обновлено: 01/04/2005. 7k. Статистика.
  • Интервью: Публицистика

  • Связаться с программистом сайта.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    Э.Бланк "Елка для принца" В.Медная "Принцесса в академии.Драконий клуб" Ю.Архарова "Без права на любовь" Е.Азарова "Институт неблагородных девиц.Глоток свободы" К.Полянская "Я стану твоим проклятием" Е.Никольская "Магическая академия.Достать василиска" Л.Каури "Золушки из трактира на площади" Е.Шепельский "Фаранг" М.Николаев "Закрытый сектор" Г.Гончарова "Азъ есмь Софья.Царевна" Д.Кузнецова "Слово императора" М.Эльденберт "Опасные иллюзии" Н.Жильцова "Глория.Пять сердец тьмы" Т.Богатырева, Е.Соловьева "Фейри с Арбата.Гамбит" О.Мигель "Принц на белом кальмаре" С.Бакшеев "Бумеранг мести" И.Эльба, Т.Осинская "Ежка против ректора" А.Джейн "Белые искры снега" И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Телохранительница Его Темнейшества" А.Черчень, О.Кандела "Колечко взбалмошной богини.Прыжок в неизвестность" Е.Флат "Двойники ветра"

    Как попасть в этoт список

    Сайт - "Художники"
    Доска об'явлений "Книги"