Продолжение прогулки по Армянскому кварталу Старого города Иерусалима. Начало - здесь.
Благополучно миновав арку - путешественник, берегись автомобиля! - и сделав еще несколько шагов, мы подойдем ко входу в собор Свв. Иаковов. Это важнейший из армянских храмов в Иерусалиме, центр духовной жизни общины на протяжении многих веков. Церковь построена в 12-м веке по особому разрешению властителя Иерусалима в то время, легендарного Салаха-ад-Дина, курдского военачальника, отвоевавшего город у крестоносцев. Фундамент здания относится к еще более ранней эпохе, к византийскому периоду, и датируется 6-м веком. Традиция утверждает, что на этом месте в 44 году нашего летоисчисления по приказу иудейского царя Антиппы был казнен Иаков, один из 12 апостолов христианства. Этого апостола Иакова, брата евангелиста Иоанна, принято называть Иаковом, сыном Зеведеевым, или Иаковом Старшим, в отличие от Иакова Младшего, первого епископа иерусалимского, называемого в Евангелиях братом Иисуса. Церковь, возле которой мы находимся, посвящена им обоим.
Самого храма с улицы не видно. Чтобы попасть в него надо свернуть в проход, обозначенный надписью на французском ("Couvent Armenien St.Jacques") и армянском языках. Первое, что мы видим - это мраморная ваза непонятного назначения; оно, по всей вероятности, разъясняется в написанной по-армянски табличке на вазе. К сожалению, мы лишены возможности прочитать эту надпись из-за незнания мною армянского языка. Зато перевод арабской надписи, что над вазой, я сейчас приведу. Он любопытен не только из-за его содержания, но и с точки зрения стиля : "Настоящий декрет нашего повелителя султана и короля Аль-Дахра Абу Саида Мохаммеда, да будут прокляты все его недруги и их род. Пусть всемогущий Бог проклянет всех тех, кто нанесет вред или совершит какую-либо несправедливость в этом святом месте. Абу Хайер Разан гарантирует это армянскому конвенту Святых Иаковов в Иерусалиме. 854 год хиджры (1488 г. от Р.Х)". Мусульманские правители в те времена были веротерпимы (в отличие от христиан той же эпохи); дни, когда армян будут резать за их принадлежность к христианству, еще далеки.
Рядом с вазой стоит предмет, напоминающий осколок колонны, снабженный выемкой в верхней части. Это старинный сосуд для сбора святой воды (спасибо Сергею Лосеву, объяснившему его предназначение). К сожалению, некоторые непонятные мне вещи пока что остались неразгаданными, поэтому слова "неизвестный", "загадочный" будут довольно часто встречаться в тексте. Проблема не только в не изученном мною армянском языке, но и в недостатке достоверной информации. Если перевод арабской грамоты мне удалось извлечь из листка, распространяемого Армянской патриархией, то ответов на многие другие вопросы я найти не сумел.
Осмотрев вазу и колонну, мы повернем налево и войдем во двор собора. Только сейчас мы сможем увидеть ее фасад. Вход в церковь отделен железной оградой, большую часть времени запертой на замок. Впрочем, можно и не спешить. Дворик этот заслуживает внимания, и мы осмотрим его, стараясь не пропустить интересных деталей.
Слева, если мы стоим лицом к храму, находится неидентифицированное мною захоронение - вероятно, это могила одного из патриархов армянской иерусалимской церкви, или же, возможно, отличившегося особой праведностью монаха. Над могилой яркая, написанная на керамических плитках, картина с изображением Святого Семейства и Св. Иакова.
Справа находится дверь, закрытая для обычных посетителей. Не знаю, кому дана привилегия входить в церковь через нее, но подозреваю, что это не иначе как сам патриарх. Нынешнего, 96-го по счету, зовут Торгом Манукян, и он занимает эту должность с 1990 года. Отсчет же ведется от самого Св.Иакова Младшего, первого главы христианской общины в Иерусалиме, похороненного именно здесь, в армянском храме. Вообще армянская церковь полагает, что на нее возложено сохранить и передать потомству подлинное христианство, свободное от наслоений и трактований.
На стенах церковного двора легко заметить несколько прямоугольников, изображающих крест, окруженный другими крестами, поменьше размером. Это "хачкары", мемориальные кресты, оставленные паломниками в память посещения ими святых мест. Маленькие кресты обозначают, как принято считать, количество паломников в каждой из оставивших о себе такое напоминание группе. Это вам не "здесь был Петя", в прежние времена люди были менее тщеславны, скромно обозначая себя крестиком без указания имени.
На фасаде церкви Свв.Иаковов - три фрески.Центральная из них изображает, если я правильно понял, Иисуса, 12 апостолов, Св.Семейство и юного архангела. Всем им художник придал, мне кажется, армянские черты лица.
Две другие фрески написаны совершенно в иной манере, в стиле классической живописи. Левая фреска состоит из нескольких сюжетов и посвящена Деве Марии :
Правая фреска сохранилась хуже двух предыдущих, краски ее поблекли, образы потускнели. Она посвящена Иоанну Крестителю.
С обеих сторон от входа подвешены некие предметы, то ли останки утонувших кораблей, то ли недоделанные крылья первобытных аэропланов.
Такая штука называется по-арабски "накос". Оказывается, при всей их толерантности, мусульманские власти не переносили перезвон церковных колоколов. Вплоть до конца 19-го века он был запрещен, колокола иерусалимских храмов молчали, и единственной заменой им были "накосы". По ним ударяли, чтобы возвестить прихожан о начале очередной церковной службы. Сохранившиеся до наших дней "накосы" выставлены здесь в назидание потомкам как историческая реликвия.
Вход в помещение церкви закрыт тяжелой тканью. Прежде, чем поднять ее и пройти внутрь, полюбуемся на окно, обрамленное керамикой в уже знакомом нам армянском стиле -
Каждый день, ровно в 3 часа дня, в соборе проходит служба, на которую допускаются все желающие. Продолжается она ровно полчаса, и за это время нам необходимо осмотреть помещение храма, которое, прямо скажу, поражает своим внутренним убранством. Оно совсем не похож на скромные церкви, которые мне довелось видеть в Эчмиадзине. К сожалению, фотографировать здесь запрещено; нельзя войти сюда в недостаточно скромной одежде и вести себя внутри следует подобающим образом. При мне священник сделал замечание мужчине, державшему руки в карманах куртки. Сидящим на скамейках, установленных по периметру церкви, запрещается скрещивать ноги. В этом тоже
видят неуважение к святому месту.
Слева от входа находятся три часовни. Первая из часовен посвящена Св. Макарию, одному из иерусалимских патриархов, вторая - Св.Минасу, причисленному к лику святых армянской церковью.
Наиболее примечательна третья часовня, устроенная у раки с мощами Св.Иакова. Здесь похоронена голова апостола. По традиции считается, что его тело погребено в Испании, в знаменитой церкви Сантьяго-ди-Компостела. История эта такова: после гибели Св. Иакова его последователи взяли обезглавленное тело апостола и, положив его в лодку, отправили по волнам Средиземного моря, полностью положившись на волю Божью. Так или иначе, спустя некоторое время лодку с нетленными мощами выбросило на берег Пиренейского полуострова. Там, занесенную песком и илом, уже в начале 9-го века её обнаружил, следуя за чудесной путеводной звездой, один испанский монах-отшельник. По божественному наитию он понял, что останки принадлежат одному из основоположников христианства, Св. Иакову. Удивительная находка положила начало культу Св.Иакова в Испании, где он был объявлен покровителем Реконкисты, то есть освобождения страны из-под арабского владычества. Мощи были захоронены в построенном на месте находки храме, посвященном Св.Иакову, а паломничество к этому святому месту стало одной из важнейших заповедей католического христианства.
Опасаясь разгневать следившего за порядком служителя, я не решился фотографировать внутри церкви. И напрасно - какая-то туристка смело освятила ее вспышкой, и осталась в живых, несмотря на патрулировавшего церковь священника и грозные предупреждения в виде запрещающих знаков, установленные у входа. Ну, а моим читателям придется удовольствоваться только словесным описанием церкви Свв.Иаковов. В интернете, впрочем, попадаются фотоснимки, сделанные в соборе, но они, по моему, только частично передают его красоту, и поэтому я не решился одолжить их для иллюстрации этого очерка.
Церковь освещается только свечами и лампадами, установленными на свисающих с потолка позолоченных цепочках, да еще естественным освещением, скромно проникающим через застекленный купол. Полумрак, царящий внутри, придает церемониалу молитвы особый мистицизм; тяжелая византийская роскошь, изобилие золота, как будто парящего в воздухе в тусклом свете "кантехов", старинных лампад, черные сутаны священников и послушников, неслышно занявших места для молитвы возле главного алтаря, создают атмосферу подлинного т а и н с т в а.
Под величественным алтарем похоронен Св.Иаков-младший, "брат Господень". За оградой алтаря стоят два кресла. В дни великих праздников одно из них занимает патриарх армянский, а второе кресло символизирует трон Св.Иакова-младшего, оно никогда не занимается. Раз в году, в день Св.Иакова, который отмечается в январе, патриарх поднимается к подножию этого трона, но не садится на него.
Стены храма украшены картинами. Разглядеть и оценить их мешает темнота. Увы, многие другие детали интерьера тоже скрыты в полумраке, и за то короткое время, которое отведено посетителю, трудно успеть обозреть всё, что, возможно, достойно внимания.
В начале 18-го века патриарх иерусалимский Киркор дал обет собрать в армянских общинах, разбросанных по всей Азии, пожертвования на обновление церкви Свв.Иаковов. До исполнения обета он поклялся не снимать со своей шеи массивную железную цепь, и потому получил прозвание Шираванци, то есть "носящий цепь". Свой цели он добился, а собранных средств хватило не только на ремонт и украшение церкви, но и на строительство стены вокруг Армянского квартала. С того времени вход в часовню Св.Иакова украшен дверью, облицованной редкими ракушками и черепашьими панцирями, а на стенах храма появилась высокохудожественная резьба по дереву.
Получасовая служба включает в себя чтение из священного писания и ритуальные песнопения. Она заканчивается таким же бесшумным, как и в начале, шествием священнослужителей, облаченных во все черное. Покидают церковь и все ее посетители. Мы задержимся ненадолго во дворике, чтобы посмотреть на мраморную плиту, прикрепленную к колонне у входа -
Здесь изображены символы патриаршей власти - мантия, скипетр,тиара и прочие атрибуты. Надпись на раскрытой книге переводится как "Аз есмь свет" (снова спасибо Сергею Лосеву). А текст в нижней части таблички начинается со слов "Его Святейшество Патриарх иерусалимский..." и на этом обрывается - исключительно по вине бестолкового фотографа. Увы мне! - моя безграмотность в армянском языке не позволила мне оценить эту надпись и отнестись к ее фотографированию более ответственно. И спросить было не у кого... А ведь когда-то в Иерусалиме среди моих друзей был человек, свободно изъяснявшийся на обоих армянских языках, и он, конечно, смог бы мне все растолковать...Но человек этот давно отбыл из Израиля, обосновался, по слухам, в одной из европейских стран и лишил меня тем самым возможности получить точные ответы на все накопившиеся за время нашей прогулки по Армянскому кварталу вопросы. Пусть они пока считаются загадками - пока не найдется кто-нибудь, разбирающийся в армянских обычаях и языках.
В те занятные годы этот мой приятель зарабатывал на жизнь уроками иностранных языков и журналистской работой. В частности, он преподавал иврит в Армянской духовной семинарии, размещающейся напротив собора Свв.Иаковов, куда мы и направимся в продолжение нашей прогулки по Армянскому кварталу