Рублев Анатолий Дмитриевич : другие произведения.

Бутовский расстрельный полигон - реальность X Х - го столетия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Бутово - великий урок всем нам. Здесь в единых могильных рвах лежат останки самых разных людей: святых и преступников, священнослужителей и их гонителей атеистов, людей разного социального и культурного происхождения, различных национальностей, людей нередко с диаметрально противоположенными мировозренческими и политическими взглядами. Казалось бы, трудно представить, что могло бы объединить и соединить их. Но смерть и могила объединили всех, разрушив все наши человеческие разъединения. (http://butovopolygon.by.ru/)


   Дорогие друзья!
  
   18 ноября 2012 года я вновь побывал на Бутовском расстрельном полигоне - в третий раз.
   И вот почему. Цитата из комментария, который опубликовал на этом очерке перед очередной поездкой:
  
   "Сложные чувства. Все это время, что прошло с момента опубликования этого очерка, размышлял. Долго и мучительно.
   Как бы мне не было трудно в моральном плане, принял решение посетить Бутовский расстрельный полигон еще раз. Сегодня. Сейчас поеду.
   Хочу проверить себя, свои прежние ощущения, пережить еще раз то, что переживают мои соотечественники, посещая этот полигон и кланяясь могилам, возлагая к ним цветы.
   Если смогу, отредактирую этот очерк после возвращения.
   Я уже однажды где-то сказал - не хочу, чтобы страна возвращалась в 37-ой год. И лидеров того времени в настоящем времени тоже не хочу.
   Невозможно жить прошлым, хотя и забывать его также невозможно. Помня о прошлом, надо двигаться вперед.
   Движемся ли вперед? Топчемся ли на месте? Сдаем ли назад?
   Надеюсь, эта поездка еще раз поможет мне определиться в самом себе. Противоречивые чувства раздирают душу. Во главе угла - люди, простые люди. И каждый! Каждый имеет право на счастье. Ведь она такая короткая - наша жизнь. Какое счастье было у них, расстрелянных далеко не за уголовщину? И кто отнял их счастье? И почему плачут до сегодняшнего дня родственники тех, расстрелянных ни за что? И проклинают..."
  
   С позиций своей убежденности вношу некоторые поправки в очерк, опубликованный на Самиздате в мае 2007 года. Вместе с тем, предыдущий текст оставляю без изменений. Разбавляю его фотографиями и некоторыми комментариями, которые будут выделены определенным образом.
  
  
   Краткая Историческая справка:
  
  
   В настоящее время известны около тысячи человек, расстрелянных на Бутовском полигоне за исповедание православной веры. На территории России нет другого места, где почивали бы мощи такого многочисленного Собора святых.
  
   До середины 30-х гг. в Бутове размещалась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. почти все были выселены из этих мест, в конце 1935 - начале 1936 г. на территории бывшего имения Зиминых оборудовали стрелковый полигон "Бутово", где сразу же начали проводиться расстрелы и захоронения репрессированных лиц. С августа 1937 по октябрь. 1938 г. здесь были расстреляны и похоронены 20765 чел.
  
   Массовые расстрелы 1937-1938 гг. стали следствием решений Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 г. и вытекавших из них приказов наркома внутренних дел Н. И. Ежова N 00439, 00447, 00485 и 00593 от 25 и 30 июля, 11 и 20 сентября о борьбе с "врагами народа", в т. ч. с "церковниками". Расстрелы на Бутовском полигоне производились по постановлениям внесудебных органов: "тройки" Московского УНКВД, реже - комиссии, состоявшей из наркома внутренних дел и прокурора СССР - "двойки".
  
   На Бутовский полигон осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской области и из Дмитлага - огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва-Волга (узниками Дмитлага были также сооружены стадион "Динамо", Южный и Северный (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.). После прибытия на Бутовский полигон осужденных заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из "расстрельных команд" - группа из 3-4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ-НКВД со времен гражданской войны, имевших правительственные награды. На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вел свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную; с августа 1937 г., когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м. За день в Бутове редко расстреливали менее 100 чел., бывали дни, как, например, 28 февраля 1938 г., когда казнили 562 чел. Иногда, видимо, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Бутовский полигон привозили только для захоронения.
  
   Большую часть расстрелянных на Бутовском полигоне составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, которых зачастую арестовывали и казнили семьями, включая подростков и стариков. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными. Примерно четверть от общего числа казненных на Бутовском полигоне - уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по которым прежде они уже отбыли срок наказания. Под категории "социально опасных" и "социально вредных элементов", осужденных и расстрелянных на Бутовском полигоне, подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывшие царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники. В январе 1938 г. с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в феврале-марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов. Большинство казненных на Бутовском полигоне были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы, - всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане других государств: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.
  
   На Бутовском полигоне были замучены 739 священнослужителей РПЦ: 1 митрополит, 2 архиепископа, 4 епископа, 15 архимандритов, 118 протоиереев, 14 игуменов, 52 иеромонаха, 363 священника, 60 диаконов (в т. ч. 4 протодиакона и 1 архидиакон), 10 монахов, 58 монахинь (в т. ч. 3 схимонахини), 14 послушников и послушниц, 8 священнослужителей (без уточнения сана). За веру на Бутовском полигоне были расстреляны 219 мирян (псаломщики, чтецы, регенты, певчие, церковные старосты, иконописцы, члены церковных советов, уборщицы храмов, церковные сторожа). В числе казненных в Бутове "церковников" - 59 старообрядцев, 9 обновленцев, более 60 баптистов, хлысты, "антивоенники", евангелисты, сектанты (без уточнения, к какой именно секте принадлежали; иногда следователи так называли представителей "катакомбной" церкви или истинно-православных христиан), а также 4 муллы и 1 раввин.
  
   Почти всем, проходившим по церковным делам, предъявлялось обвинение по 58-й ст. УК РСФСР, поводы для обвинения могли быть разные: "сохранение церкви и насаждение тайного монашества", "богослужения на дому", "недоносительство", "помощь ссыльному духовенству", приют бездомных священнослужителей или, напр., такое абсурдное обвинение: "клеветал, что церкви закрываются, священники арестовываются". Большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признавали себя полностью или частично виновными в "антисоветской агитации", "контрреволюционной деятельности", но в вопросах веры церковный народ показал себя неустрашимым. Ни пытки, ни угрозы смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь; не редкостью является "отсутствие в деле скомпрометированных лиц", т. е. отсутствие новых имен, необходимых следователям для новых арестов.
  
   С середины Великой Отечественной войны в Бутове располагался лагерь для военнопленных, работавших на строительстве Симферопольского шоссе и на кирпичном заводе. В 1949 - начале 1950 г. вблизи полигона был выстроен поселок из 3 домов, в 2 из которых поселились сотрудники НКВД, в 3-м расположилась спецшкола для офицеров внутренних служб - стран Восточной Европы. В середине 50-х гг. "спецзона" была ликвидирована. Сам полигон, где находилась основная часть захоронений, обнесли глухим деревянным забором с натянутой поверх него колючей проволокой. По краям "зоны" возник дачный поселок НКВД, в котором разрешалось строить только легкие одноэтажные дачи без фундаментов и погребов. В начале 70-х гг. в восточной части Бутовского полигона разбили яблоневый сад, обновили обветшавший забор вокруг. До 1995 г. территория находилась в ведении ФСК-ФСБ и тщательно охранялась.
  
   С 1997 г. на Бутовском полигоне ведутся комплексные работы с целью определения местоположения погребальных рвов, проводятся историко-археологические, геоботанические, геоморфологические исследования. В 1997 г. был вскрыт один из погребальных рвов: на площади в 12 кв. м обнаружили захоронения в 5 слоев, где погребены останки 149 чел. В 2001-2002 гг. специалисты выявили и нанесли на карту 13 погребальных рвов.
  
   Документы архивов госбезопасности свидетельствуют о существовании в Москве и Подмосковье несколько крупных захоронений жертв репрессий. С 1921 г. и до конца 20-х гг. расстрелянных хоронили в центре Москвы - на территории подведомственной ОГПУ Яузской больницы, в 1926-1936 гг.- на Ваганьковском кладбище, с 1936 г.- на Донском кладбище или кремировали в Донском крематории; есть свидетельства об отдельных захоронениях на Калитниковском, Гольяновском и Рогожском кладбищах, обнаружено массовое захоронение у стен Новоспасского монастыря. Очень большим, уступающим только Бутовскому полигону, является захоронение на территории бывшей дачи Г. Г. Ягоды, близ совхоза "Коммунарка" в Московской обл.
  
   Л. А. Головкова
   Бутовский полигон
   (Статья из VI т. "Православной энциклопедии")
  
   Давно собирался заехать на этот многострадальный полигон, благо находится по пути на дачу. Да все недосуг, откладывал каждый раз, проезжая мимо. А может, и сознательно тянул, понимая, что посещение места массового расстрела людей будет очень тяжелым в психологическом плане.
  
    []
   Вывеска и крест, установленные на повороте к Бутовскому полигону (примерно в 2-3 км. от МКАДа).
  
    []
  
    []
   Колючая проволока - атрибут забора Бутовского полигона.
  
    []
  
    []
   Справа от входа представлен большой стенд с фотографиями и списками жертв репрессий. Это очень и очень действует на подсознание.
  
    []
   Представлена схема захоронений на полигоне. Территория не такая уж и большая, но если во рвы и в штабеля - страшно.
  
    []
   Условные обозначения, чтобы ориентироваться в схеме.
  
   И, все-таки, решился, заехал и долго бродил в полном одиночестве среди могильных рвов, где покоятся десятки тысяч людей разного сословия и разной судьбы.
  
    []
   Погребальный ров "...В день по 300-400 человек. Захоронения производились во рвах длиной около 500 метров каждый. После расстрела охранники зоны убирали трупы и засыпали рвы..."
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Какие тайны скрыты на этом полигоне? Никто так до конца и не знает, сколько действительно расстреляно здесь людей. По одним данным, только в 1937-1938г.г. - более 20 тысяч, по другим - около 30 тысяч, а то и больше. Предполагается, что порядка 100 тысяч человек захоронено на Бутовском полигоне в 30 - 50-е годы. Страшная цифра. Верны ли эти цифры? Историкам еще предстоит уточнить, но именно они фигурируют в различных источниках, выдержки из которых приведены в данном очерке.
  
   Так уж получилось, что через два дня после первого посещения Полигона, меня опять какая-то сила потянула посетить его во второй раз. Видимо, что-то мучило, не давало покоя, оставалась какая-то неопределенность, незавершенность моего понимания происшедшего более полувека назад. Собрался и поехал. Опять бродил по тенистым аллеям среди полукилометровых рвов и немногих символов вечной памяти, что возведены здесь скорбящими потомками, и опять заново переживал то, что пережил уже несколько дней тому назад.
  
   Нет в этих общих народных могилах моих родственников, но в них лежат мои соотечественники, люди разных национальностей и вероисповеданий, люди со своей непростой судьбой. Такие же люди, как мы все, вот только время им досталось другое - страшное и тяжелое...
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
    []
  
   От автора: Приведенный ниже текст, взят мною из Интернета. Фотоснимки сделаны автором репортажа. Они органично вставлены в текст для более наглядного представления о том страшном прошлом, что пережили наши предки не так уж и давно - в прошлом столетии.
  
  Русская Голгофа
  
  (Некоторые фрагменты книги Софии Шоломовой "Служенья узкие врата"
  
  К середине 30-х на полигоне начались массовые захоронения. В это зловещее место ночью привозили безвинно осужденных, расстреливали и спешно зарывали во рвах и ямах...
  
    []
   Наибольшее колличество расстрелянных - сентябрь 1937г. - 3165 чел.
  
   Согласно архивным документам, приведенным в книге игумена Дамаскина Орловского, расстрелы в Бутово стали производиться с конца 1936 года.
  
   Устройством нового места захоронений занимался исполняющий обязанности коменданта НКВД по Московской области А.В. Садовский, а руководили расстрелами М.И. Семенов и начальник АХО НКВД по московской области И.Д. Берг. Расстрелы производились специальной группой, в которую входили исполнявший обязанности начальника по охране зоны Бутово - С.А. Шишин, Ф.Я. Чесноков, И. Ильин. Приговоренных к расстрелу привозили по 40-50 человек в машине. В день по 300-400 человек. Захоронения производились во рвах длиной около 500 метров каждый. После расстрела охранники зоны убирали трупы и засыпали рвы. По подсчетам специалистов, с 1937 по 50-е годы здесь захоронено свыше 100 тысяч человек, из которых - более 900 священнослужителей. Многие из них уже прославлены в лике святых в сонме новомучеников и исповедников Российских.
  
    []
  
   Но сколько было всего жертв на самом деле, доподлинно неизвестно. Чудовищная мясорубка действовала здесь в течение 15 лет!
  
    []
  
    []
   Памятный знак жертвам политических репрессий 1937-1953 г.г. на месте захоронений.
  
   []
   Расстреляно людей более 60 национальностей
  
   В настоящее время в "Собор новомучеников исповедников российских ХХ века" включены имена 215 жертв, расстрелянных в Бутово. Нигде по всей России нет более такого количества святых, почивших в одном месте. Этим Бутово отличается от других мест захоронения безвинных жертв. Сама земля здесь святая.
  
   Ранее проклятое место превращается в святое. Кажется, что вся эта обширная территория - Божий храм, где вечно будет жива память об убитых и замученных, где вечно будут возноситься к Престолу Господню смиренные и горячие молитвы россиян о сотворении вечной памяти жертвам чудовищного режима и о том, чтобы он никогда не возродился на нашей земле. В память о погибших новомучениках и исповедниках Российских на полигоне был поставлен поклонный крест.
  
    []
   Поклонный крест. "...В 1994 году как раз на Пасху был освящен особый памятный крест (работа архитектора Д.М. Шаховского, чей отец, свящ. Михаил Шик, был расстрелян в Бутове). Впоследствии, у этого креста совершались все панихиды по жертвам, захороненным в этой земле...".
  
    []
   Мемориальная плита в нижней части поклонного креста
  
    []
   Верхняя часть Поклонного креста
  
   В сентябре того же года, по благословению Патриарха Алексия II, из числа родственников погибших была организована община. В 1995 году территория бывшего полигона была передана Русской Православной Церкви, и осенью того же года началось строительство храма в память о новомучениках и исповедниках Российских, а еще раньше, летом, совершилась первая литургия в походном храме "Всех святых, в земле Российской просиявших".
  
   Храм строился поразительно быстро, и уже 11 декабря 1996 года его освятили.
  
    []
   Напротив входа деревянный храм святых новомучеников и исповедников российских в Бутове
  
    []
   Чуть дальше и слева находится деревянная звонница
  
   11 декабря - день гибели митрополита Серафима, и этот день является престольным храмовым праздником. Храм был назван в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских, то есть тех, кто в ХХ веке пострадал за веру и верность Церкви.
  
    []
  
   Теперь в этом страшном и трагическом месте стоит новенькая, сложенная из сосновых и еловых бревен, крытая дранкой церковь. 9 февраля 1997 года в храме, построенном на крови и костях, впервые отметили престольный праздник - Собор Новомучеников и Исповедников Российских. С тех пор в храме регулярно осуществляются поминальные панихиды. 11 декабря 2000 года в этом храме было проведено торжественное богослужение, посвященное памяти священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Установлено, что только в один трагический день на Бутовском полигоне погибли митрополит Серафим и еще 126 священников и иноков. Именно в этот день, спустя 59 лет, и был освящен Бутовский храм. К этому дню настоятель храма отец Кирилл Каледа сделал памятный резной крест из дерева, выросшего на этом месте. Отец Кирилл является внуком священномученика Владимира Амбарцумова. При храме создается и музей новомучеников. Храм украшает большая икона. В средней части иконы Собора Новомучеников и Исповедников Российских среди архиереев и пастырей Церкви изображены и бутовские святые священномученики: митрополит Серафим (Чичагов), возвестивший миру о подвигах и чудесах преподобного Серафима Саровского, после чего преподобный Серафим был прославлен; архиепископы Димитрий (Добросердов) и Николай (Добронравов), епископы Арсений (Жадановский), Аркадий (Остальский) и Никита (Делекторский), священник Владимир Амбарцумов и преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник Свято-Троице-Сергиевой Лавры до ее закрытия. Осенью 1937 года его арестовали, а 10 декабря еще с десятью монахами Лавры он был расстрелян в Бутово. Среди памятных реликвий храма есть и другая икона - это икона священномученика Серафима Чичагова. С 1996 года она начала мироточить.
  
   Активной устроительницей храма была игуменья Серафима - внучка митрополита Серафима (Чичагова). Рядом с храмом установлены памятные доски с именами тех, кто пострадал здесь за Христа. Тела святых мучеников покоятся во рвах, в общих могилах. Их имена вписаны в единую Книгу жизни. Для всех нас Бутовский полигон - назидательное напоминание о Смерти и Воскресении.
  
    []
   Памятные доски с именами пострадавших священнослужителей.
  
    []
  
   Через дорогу от забора Бутовского полигона за три года выстроен Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне.
  
    []
   Храм воскресения Христова и святых новомучеников и исповедников российских в Бутове 19 мая 2007г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в сослужении Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Лавра освятил храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских на Бутовском расстрельном полигоне НКВД-КГБ в Подмосковье.
  
    []
  
    []
  
   Обратившись перед началом освящения к богомольцам, собравшимся в церкви и вокруг нее, Его Святейшество напомнил, что закладку этого храма он совершил три года назад при участии митрополита Лавра, прибывшего во главе делегации Зарубежной Церкви в Россию с официальным визитом. "Храм заложили в святом и трагическом месте, где пострадали и приняли смерть за веру и правду десятки тысяч людей", - подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.
  
    []
   Второй Поклонный крест на Бутовском полигоне. Установлен в августе 2007 г. около Храма воскресения Христа и святых новомученников и исповедников российских в Бутове.
  
  
   28 мая. 2007 г.
   г. Москва. Бутово
  
   Редактировано 18 ноября 2012 г.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"