Аннотация: В данной части работы рассматривается исторический период с 1844 г. по н/в. Перечень использованной литературы - в конце третьей части работы.
Первую часть очерка Усадьба "Марфино". Часть I (1497-1831 г.г.)
можно посмотреть "здесь"
Вторую часть очерка Усадьба "Марфино". Часть II (1831-1843 г.г.)
можно посмотреть "здесь"
Усадьба "Марфино". Часть III (1844-н/в).
В январе 1844 года, не успев завершить все строительные работы, Софья Владимировна Панина скончалась. Марфинская усадьба перешла к ее младшему сыну - графу Виктору Никитовичу, находившемуся на службе в Петербурге.
Панин Виктор Никитович (1801-1874 г.г.), граф, русский государственный деятель, находившийся с 1819 года на дипломатической службе и занимавший пост надворного советника, поверенного России в Греции.
С 1832 года занимает пост товарища (заместителя) министра юстиции, в 1839-1841 г. г. - управляющий министерством юстиции, в 1841-1862 г.г.- министр юстиции, обер-прокур. Придерживался крайне реакционного курса, был противником крестьянской реформы. Являясь с 1857 года членом секретного комитета и с 1858 года членом главного комитета по крестьянскому делу, отстаивал интересы крепостников и тормозил отмену крепостного права (1861 год - освобождение крестьян от крепостной зависимости).
В 1864-1867 г.г. главноуправляющий собственной его императорского величества канцелярии.
Среди своих современников В.Н. Панин слыл неприступным аристократом и формалистом.
Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) писал о В.Н. Панине: "Он был крепостником в глубине души, и назначение было истолковано дворянством как признание, что смущенное правительство хочет отложить дело... Начитанный до учености, сухой, холодный и надменный, с двусмысленным образом действий, он мог только тормозить всякую реформу".
На назначение В.Н. Панина в комиссию по подготовке крестьянской реформы А.И. Герцен (1812-1870 г.г.) в издаваемой им за границей газете "Колокол" написал: "Невероятная новость о назначении Панина подтвердилась. Глава самой дикой, самой тупой реакции поставлен главой освобождения крестьян".[13]
Фото 79. Портрет В.Н. Панина (1801-1874 г.г.). Музей усадьбы.
Виктор Никитович редко бывал в Марфине по причине своей загруженности должностными обязанностями в Санк-Петербурге. Однако граф следил за состоянием дел в усадьбе и был в курсе всего, что происходило в его вотчине. Он заботился об увеличении доходов, поддержании строений усадьбы в надлежащем виде и требовал: "сохранить и поддержать в Марфине все, как при покойной матушке". При нем увеличился штат дворовых до 51 человека, продолжились реставрационно-ремонтные работы в усадьбе.
В 1843-1846 годах продолжились внутренние ремонтные работы во дворце, были отремонтированы старые и построены новые оранжереи, отремонтированы псарни. Значительной переделке подвергся интерьер церкви Рождества Богородицы, особенно его алтарная часть. Архитектором переделки летней церкви, как предполагают некоторые историки, был приглашенный М.Д. Быковским Александр Осипович Жилярди (1808-1871 г.г.), ученик и двоюродный брат выдающегося архитектора Доменико Жилярди. Как свидетельствуют документы, в те годы он работал в Марфине. Ему выплачивалось крупное жалование, а 10 мая 1846 года из Петербургской конторы графа поступило указание "архитектору Жилярди от должности отказать". [11]
О летней церкви Рождества Богородицы выше достаточно подробно было рассказано. Церковь Рождества Богородицы - самое древнее сооружение, сохранившееся до нашего времени.
Автору этих строк удалось побывать внутри церкви на один из самых светлых православных праздников - Пасхи. Вниманию читателей предлагаются к просмотру несколько фотоснимков, сделанных внутри церкви.
Фото 80. Светлая проповедь церковного батюшки.
Фото 81. Прихожане на службе.
Фото 82. Распятие Христа
Фото 83. Алтарь.
Фото 84. Пасхальные подарки детям.
Фото 85. Христос Воскресе!
В 1845 году М.Д. Быковский руководил реставрацией фасадов зимней церкви Петра и Павла (Петропавловской). Ему помогали архитекторы Буренин и Степанов. При этом были изменены фасады постройки за счет использования мотивов ренессанса - обращение к культурному наследию античности, как бы возрождение его.
О зимней церкви Петра и Павла (Петропавловской) выше также уже упоминалось. Она расположена рядом с церковью Рождества Богородицы и вместе они смотрятся великолепно.
Церковь Петра и Павла, архитектор неизвестен. Небольшая, стоящая недалеко от церкви Рождества Богородицы, она отличается гармонией масс и не имеет декоративных излишеств. Центральную ее часть составляет двухсветный ротондальный объем с небольшими выступами алтаря и притвора. Венчает ротонду восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служивший помещением для колоколов. Интерьер этой церкви также выполнен в стиле классицизма. Росписи стен утрачены.
Фото 86. Две церкви рядом: летняя - Рождества Богородицы и зимняя - Петра и Павла (Петропавловская).
Фото 87. Церковь Петропавловская.
Фото 88. Деталь убранства фасада Петропавловской церкви.
Таким образом, умело объединив все разнообразные постройки усадьбы, М.Д. Быковский создал прекрасный архитектурно-парковый ансамбль. А. Львов, приглашенный в те годы репетитором внуков С.В. Паниной, так описывал усадьбу: "... Последние лучи солнца догорали на спокойных водах огромного пруда и обвивали золотым кольцом небольшой островок, за которым красовался огромный двухэтажный дворец готической архитектуры, с шестью небольшими башенками, барельефно выдающимися из самих стен, и двумя трехэтажными, почти цилиндрическими башенками по обеим сторонам широкого крыльца со своими разноцветными стеклами и резными рамами; на одной из них виднелись часы с колоколами. Посредине над дворцом развевался голубой флаг с золотой графской короною; слева примыкала к дворцу каменная арка для въезда... справа драпированная палатка. От дворца до пруда шла пятиярусная терраса, на последнем ярусе которой, на самой пристани, рассыпался алмазными брызгами фонтан; близ него спокойно отдыхали две зеленые лодки, и все это, как в волшебном замке...отражалось в позлащенных кристальных водах...
На противоположном берегу пруда березовая аллея с мелькающей в ней красивою беседкою, мост, утвержденный на двух каменных арках, по правую сторону которого сквозная из двадцати колонн каменная галерея с зубчатыми гребнями; влево от него роща; далее две церкви и поля...Здесь же по эту сторону пруда раскинулся широкий бор. На нем разбросаны цветники; поставлены на шестиколонном пьедестале Аполлон и в углублении Флора с цветочным венком. Перешедши четыре легких каменных мостика через ручейки, вытекающие в пруд, мы взошли в кедровую аллею; отсюда вправо, в открытых оранжереях просвечивались персиковые и абрикосовые деревья со зрелыми плодами и виноградные лозы с янтарными гроздьями; потом незаметно очутились на... пристани близ фонтана, утвержденного на четырех чугунных наядах, которые держали на головах своих огромную чашу его; бассейн окружен красивой чугунной решеткой. Отсюда тянулась пятиярусная терраса до самого дворца; верхние ярусы ее обнесены каменной оградой , обвитой плющом и повиликою, с узорчатыми гребнями и чугунными решетками; на широких каменных входах с удивительной симметрией были поставлены жасмины, розы, резеда, апельсиновые, померанцевые, и лимонные деревья... За главным цветочным курганом павильон, какого верно не было в садах самой Армиды... Трудно описать его... Пройдя мимо колонн его, на которых шесть харит подпирают крышу, обвитую живыми цветами, мы... взошли через стеклянные двери в самый павильон. В отворенные зеркальные окна веяло благоухание цветов, которое разносилось здесь, как в волшебном замке...[12]
Один из баснописцев Марфина, московский студент, приглашенный также репетитором внуков С.В. Паниной, писал:
"С чего начну, чем кончу я
Картину Марфина селенья?
С дворца ль волшебного ея,
Или с террасы - загляденья,
Иль с серебристого каскада,
Иль с гротов дивнаго фасада,
Иль с павильонов дорогих,
Иль с георгинов золотых".[13]
После смерти В.Н. Панина в 1873 году хозяйкой усадьбы стала его жена - Наталья Павловна, урожденная графиня Тизенгаузен, которая, как и ее покойный муж, не имела большого желания уделять внимание усадьбе. Усадьба при ней стала приходить в упадок.
Фото 89. Портрет Н.П. Паниной. П. Орлов. Вторая четверть XIX века. Музей усадьбы.
В 1900 году Наталья Павловна умерла, передав имение внучке графине Софье Владимировне Паниной (1871-1956 г.г.), которая так и не смогла поднять запущенное хозяйство.
Фото 90. Портрет графини С.В. Паниной (1871-1956 г.г.). Музей усадьбы.
Софья Владимировна была дочерью единственного сына Виктора Никитовича Панина - Владимира Викторовича Панина, умершего в 1872 году в тридцатилетнем возрасте.
Фото 91. Рядом с церковью находятся две гробницы членов рода Паниных:
Владимира (1842-1872 г.г.) и дочери его Натальи (1872-1874 г.г.).
Софья Владимировна стала последней владелицей усадьбы Марфино. В период ее владения Марфино посещали деятели культуры, известные художники.
С.В. Панина стала широко известна после постройки на свои средства Лиговского Народного дома, открытого в Санкт-Петербурге.Сначала это была столовая на 25 детей в две смены. Со временем появились детский сад, общеобразовательные классы для взрослых, залы с газетами, журналами, шашками, куда семьями стали приходить ремесленники и рабочие. 4 апреля 1903 года состоялось открытие народного дома. В зале на тысячу человек проводились лекции, спектакли, концерты, организована первая общественная обсерватория.
Помимо этого, Софья Владимировна оказывала поддержку различным учебным заведениям, учредила множество стипендий.
Она была председателем нескольких благотворительных обществ, в том числе Российского общества защиты женщин.
В 1915 году С.В. Панина организовала впервые в России биржи труда. В полицейских донесениях она именовалась "красной графиней".
После февральской революции 1917 года Софья Владимировна стала первой женщиной, вошедшей в состав правительства. Во временном правительстве ей был доверен пост товарища (заместителя) министра государственного призрения, а затем товарища министра народного просвещения. Она была избрана депутатом Петроградской городской думы.
После Октябрьской революции 1917 года С.В. Панина была арестована, посажена в тюрьму и предана суду. Однако в суде в ее защиту выступили рабочие Петроградского района Лиговки и суд ограничился вынесением С.В. Паниной общественного порицания за то, что для сохранности положила деньги Министерства народного Просвещения Временного правительства в иностранный банк.
В 1918 году С.В. Панина эмигрировала в Швейцарию. Оттуда - в Прагу, где работала в "Русском историческом заграничном архиве". После захвата фашистской Германией Чехословакии по приглашению дочери Л.Н. Толстого графини А.Л. Толстой переехала в США, где работала в "Толстовском фонде". Скончалсь в США 13 июня 1956 года
До конца жизни главным делом С.В. Паниной была борьба за дух человеческий. Это и сделало ее одной из самых замечательных женщин нашего времени.
Фото 92. Портрет графини С.В. Паниной. 1909 г. И.Е. Репин. (Портрет находится
в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).
Фото 93 .С.В. Панина в США. Фотография 1950-х годов. Музей усадьбы.
Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года Марфинская усадьба была национализирована и взята под охрану государством, как имеющая большую художественную и историческую ценность. К этому времени усадьба довольно сильно была разрушена. В усадьбе во время производственной практики жили студенты Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, существующей и ныне.
С 1919-1923 г.г. на территории усадьбы размещалась детская колония для беспризорных детей Москвы. Ее возглавляла А.А. Луначарская - жена народного комиссара просвещения Советского правительства А.В. Луначарского (1875-1933 г.г.). К 1923 году надобность в детской колонии отпала.
С 1923-1930 г.г. усадьба являлась здравницей кустарей кассы взаимопомощи промкооперации Московской губернии. На старых фотографиях этой поры на фронтоне здания хорошо видна надпись: "Дом отдыха - кузница здоровья и рассадник культурных навыков".
С 1930 года на территории усадьбы начал функционировать дом отдыха "Красный летчик" Управления Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии (ВВС РККА). На фронтоне здания была надпись: "Летать дальше, выше и быстрее всех".
Фото 94. В доме отдыха "Красный летчик". 1930-е г.г. Музей усадьбы.
В 1930 году в усадьбе построены два новых деревянных корпуса.
В 1933-1941 г.г. дом отдыха "Красный летчик" преобразован в военный санаторий ВВС РККА. В этот период (1940 год) дома псарей - "Псари" были полностью разобраны и построены вновь с воспроизведением всех форм прежнего декоративного убранства.
В парадном дворе усадьбы сооружен фонтан, украшенный скульптурой "Амур и Психея", перенесенной из гостиной главного дома усадьбы.
Проводились и другие реставрационные работы. Дальнейшему проведению работ в июле - октябре 1941 г.г. помешала Великая Отечественная война. Военный санаторий ВВС РККА был эвакуирован, в его корпусах разместились формирования трудового фронта, строившие под Москвой оборонительные сооружения.
В ноябре 1941 года в Марфино прибыла 64 отдельная морская стрелковая бригада, созданная по решению Государственного Комитета Обороны из моряков Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, курсантов военно-морских училищ, сибиряков и уральцев общей численностью 4480 человек. Штаб бригады разместился в одном из спальных корпусов санатория ВВС РККА, о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная у здания управления Марфинского центрального военного санатория: "Здесь на территории санатория в ноябре-декабре 1941 года находился штаб 64-ой Отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота".
До 3 декабря 1941 года бригада вела ожесточенные оборонительные бои на правом фланге 20-й армии в районе Черная, Сухарево, Хлебниково. Благодаря героическим усилиям моряков, враг в Марфино допущен не был.
Когда началось общее контрнаступление под Москвой, перед бригадой была поставлена задача не допустить врага в Красную Поляну и освободить село Белый Раст, которое находится вразвилке Дмитровского и Рогачевского шоссе в 7 км. от Марфино. Бои за Белый Раст были кровопролитными и ожесточенными. Бригада потеряла в трехдневных боях 476 человек убитыми и 230 ранеными.
Командиром бригады был капитан II ранга Борис Иванович Скорохватов, начальником штаба - майор Зот Кузмич Горбачев. Перед наступлением на укрепленный пункт фашистов в Белом Расте командиром бригады временно был полковник И.М. Чистяков, ставший впоследствии Героем Советского Союза и генерал-полковником.
В музее санатория имеется несколько снимков защитников 64-ой бригады. Это память о тех, благодаря которым, в том числе, Москва не пала перед наступающим врагом, выстояла, выдюжила, благодаря которым мы сегодня живем и можем созерцать красоты, оставленные нам в наследство нашими предками.
Фото 95. Мемориальная доска и памятник бойцам 64-ой отдельной морской стрелковой бригады
на территории Марфинского центрального военного санатория. Музей усадьбы.
Фото 96. Батальонный комиссар бригады Г.И. Лихоманов. Музей усадьбы
.
Фото 97. Политрук А.Л. Дуклер. Музей усадьбы.
Фото 98. Командир дивизиона капитан И.В. Нечаев. Музей усадьбы.
Бережно хранят местные жители память о летчике, совершившем подвиг в небе над Марфино лейтенанте Балмате Василии Семеновиче.
На Марфино стремительно падал горящий самолет. До крыш домов оставалось метров сто, но летчик сумел отвернуть машину и она рухнула на опушке леса, всего в пятистах метрах от крайней избы. Летчика похоронили на сельском кладбище. Никто не знал, кто он. Это произошло 2 декабря 1941 года.
Марфинские школьники решили восстановить имя погибшего воина. Долго длился поиск. Неизвестный пилот обрел имя - Балмат Василий Семенович, уроженец Брянской области, 26-летний летчик 54-го полка бомбардировщиков, командир звена, награжденный в Белофинскую войну орденом Ленина, медалью "За отвагу", представленный в 1941 году к присвоению звания Героя Советского Союза.
Фото 99. Летчик, Герой Советского Союза лейтенант В.С. Балмат. Музей усадьбы.
В 1942 году в зданиях усадьбы был размещен военный госпиталь N 3405.
В 1944-1948 г.г. на территории усадьбы разместился военный санаторий-профилакторий для офицерского состава Вооруженных Сил СССР.
В 1948-1953 г.г. Военный санаторий-профилакторий для офицерского состава ВС СССР переименован в военный санаторий Военно-Воздушных сил Московского Военного округа (санаторий ВВС МВО).
Много усилий для благоустройства военного санатория ВВС МВО приложил командующий ВВС МВО генерал-лейтенант авиации Сталин В.И.
Фото 100. Командующий ВВС МВО В.И. Сталин (слева) во время посещения санатория ВВС МВО. Музей усадьбы.
В 1950-е годы в усадьбе проводятся большие реставрационные работы. Главной задачей реставраторов являлось восстановление архитектурного облика усадьбы 1830-1840-х г.г. путем устранения позднейших искажений и восстановления многочисленных утрат. Был восстановлен главный дом усадьбы. Тогда же он приобрел первоначальную окраску - светло-розовую с белокаменными деталями.
В 1957-1959 годах были полностью восстановлены кирпичная облицовка стен моста и утраченные белокаменные детали. Ремонтно-реставрационные работы проводились в церкви рождества Богородицы и въездной башне ворот, были восстановлены утраченные чугунные решетки, восстановлены пристань и грифоны. Подверглись реставрации парковые павильоны и хозяйственные постройки усадьбы.
К началу 1960-х годов работы по реставрации усадьбы Марфино были успешно завершены.
В 1953-1986 г.г. на территории усадьбы функционировал военный санаторий Московского военного округа, сформированный на базе военного санатория ВВС МВО.
В 1981 году принято решение о строительстве в северной части усадьбы за границей зоны охраны памятников архитектуры санаторного комплекса кардиологического типа на 700 мест.
Строительство нового комплекса велось с 1983 года.
В сентябре 1989 года передана верующим церковь Рождества Богородицы, в ее интерьере сохранились росписи первой половины XIX века.
В феврале 1990 года введен в действие новый санаторный комплекс, получивший название - "Марфинский центральный военный клинический санаторий".
В 1993 году на Покров день зимняя церковь Петра и Павла (Петропавловская)передана верующим.
В 1995 году восстановлены классические постройки конца XVIII века - дома псарей.
В 1996 году начались работы по восстановлению и реставрации архитектурно-паркового ансамбля Марфина.
В соответствии с архитектурным обликом усадьбы, соответствующем первой половине XVIII века восстановлена планировка нижнего этажа дворца.
Верхний этаж перепланировали и переоборудовали. Теперь там расположены номера повышенной комфортности для проживания отдыхающих и другие помещения, предназначенные для их лечения и обслуживания.
На территории усадьбы в разные годы снимался ряд известных кинофильмов: "Дворянское гнездо", "Лес", "Драма из старинной жизни", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита", "Свой среди чужих, чужой среди своих" и др.
За последние годы, в бытность руководителем военного санатория Э.З. Маева, на территории усадьбы сделано достаточно много работ: созданы новые пруды, проведены каналы, отреставрированы лестницы, сделаны сходы, территория в целом облагорожена.
Фото 101. Украшение фонтана на площадке перед псарями - северная сторона
Фото 102. Лестница в парке, ведущая к лодочной пристани.
Фото 103. Еще одна лестница, соединяющая террасы парка.
Фото 104. На возвышении у большого нижнего пруда установлен памятник любимой
собаке графини С.В. Паниной ротвейлеру Султану.
Фото 105. Автор не устоял перед соблазном быть сфотографированным рядом с Султаном.
Фото 106. В парке проложены великолепные прогулочные аллеи.
Фото 107. Лестница, ведущая к реке Уча и малому нижнему пруду, расположенному в овраге.
Фото 108.
Фрагмент отреставрированной в 1999 году системы водных каналов.
Этим фрагментом, реставраторы, вероятно, хотели вписать себя в историю Марфинской усадьбы, понимая, что сделали доброе дело. Надпись гласит следующее:
"Реконструкцию водной системы провела ватага Леонида Эсаулова под надзором старших опричников Петра Попова да Виктора Степанова в светлое время правления Эдуарда Маева.
Лето 1999 от Рождества Христова".
Нельзя не сказать о том, что в военном санатории оборудован замечательный музей: на одной экспозиции - история Марфинской усадьбы, на другой - история самого санатория.
Фото 109. Музей Марфинской усадьбы, любовно оборудованный сотрудниками военного санатория (1-я часть).
Фото 110. Музей Марфинской усадьбы, любовно оборудованный сотрудниками военного санатория (2-я часть).
На торце жилого дома при въезде в военный санаторий посетителей встречают вот эти замечательные стихи:
Фото 111. Марфино - жемчужина Подмосковья.
И это правда!
Заключение
На этом заканчивается наша экскурсия в усадьбу "Марфино". Хочется надеяться, что она была интересной и познавательной.
Многие фотографии, представленные автором к просмотру, сделаны непосредственно с натуры самим автором, некоторые - со стен музея, турникетов, через стекло и т.д. Автор выражает огромную благодарность сотрудникам библиотеки военного санатория за предоставленную возможность в изучении великолепного исторического наследия, каковым является Марфинская усадьба, и приносит свои извинения читателям за не совсем качественные фотоснимки, которые использованы в данной работе.
К сожалению, в достаточно развернутом и полном виде, кроме представленного библиотекой материала (указан в перечне использованной литературы), автору, в том числе и в Интернете, отыскать не удалось, а значит, широкая читательская аудитория не имеет возможности получить ту информацию об усадьбе, которую заслуживает усадьба. То, что история усадьбы уникальна, сомнений нет.
Данная работа является всего лишь попыткой восполнить в какой-то степени этот пробел и подарить читателям возможность любоваться замечательным архитектурно-художественным наследием, которое сочетает в себе богатства, накопленные поколениями талантливых мастеров архитектуры и садово-паркового искусства.
Автор не является профессиональным писателем и все, что в этом плане сделано - не более чем увлечение, продиктованное желанием изучать историю своей страны и ее культуру. Это не первая такая работа, но это одна из работ, которая увлекла, захватила и не отпускала до тех пор, пока в ней не была поставлена завершающая точка.
Другими работами подобного плана являются работы, посвященные изучению истории Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького и Нескучного сада, Музею-усадьбе "Ясная поляна". Они опубликованы на странице автора в электронном литературном журнале "Самиздат" по адресу: http://zhurnal.lib.ru/r/rublew_a_d/.
Благодарю читателей за внимание и терпение при прочтении данной работы.
Фото 112. Автор время зря не терял. В перерывах в работе по изучению истории усадьбы, ловил рыбку на большом нижнем пруду.
С уважением, Анатолий Рублёв.
Январь 2011 года.
г. Москва.
Эпилог
Наверное, было бы неправильно, если бы, рассказывая читателям об усадьбе Марфино, я не показал то, что никак читателей радовать не может - в каком состоянии действительно находится к сегодняшнему дню каменный мост и конный двор с внутренней стороны, во многом скрытой от внешнего взгляда посетителей усадьбы. Эти снимки сознательно не размещены по ходу изложения материала, они помещены отдельно в эпилог и представлены исключительно для того, чтобы напомнить нам всем о том, как хрупок мир исторического наследия, если ему своевременно не уделять внимания. Он просто разрушается на наших глазах. Было бы неплохо, если бы эти фотографии увидели те, кто отвечает за этот хрупкий мир, кто должен делать то, что должен делать по долгу и совести, тем более, если историческое наследие является памятником архитектуры и находится под опекой родного государства.
Снимки представляются без комментариев. Невозможно комментировать то, что вызывает содрогание...