Кот Учёный: другие произведения.

Божественная истина Древнего Египта

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
  • Аннотация:
    Размышления о египетском в христианстве

Перейти на сайт "Перо Маат"
  
  
  Статья адресована тем, кто с уважением и любовью относится к древним цивилизациям. Если вы не любите Древний Египет, с пренебрежением смотрите на его культуру, и у вас есть склонность к религиозному фанатизму, тогда эта статья не для вас, не тратьте зря время и не пишите опровержений, я уже заранее знаю ваши аргументы. Но будучи православным христианином мне бы хотелось надеяться на понимание христиан.
  
  Несмотря на развитие египтологии всё ещё пропагандируется ошибочная информация, порочащая священные традиции Древнего Египта. Многие до сих пор приписывают Египту варварское язычество и отступничество от истинного Бога.
  Но если подробно разобраться, то можно придти к мнению, что египтяне верили в того же Бога, что и современные христиане.
  Следует ли считать древних египтян язычниками?
  Что такое язычество? Это религия, исповедующая веру не в единого Бога, обожествляющая природу или предметы. В православии есть утверждения, что понятие 'язычник' не относится к дохристианским славянам. Существуют версии, опирающиеся на историю славянской культуры - что русский народ, отвергая жестокие культы и обряды, стремясь к добру, перешёл к монотеизму ещё до крещения Руси [1].
  Подобная тенденция наблюдается и у древних египтян. Ещё до эпохи Древнего Царства египтяне в своих стремлениях служить Истине и Свету пришли к идее единобожия.
  Известный египтолог Э.А. Уоллес Бадж в комментариях к 'Книге мёртвых' писал, что Бог у египтян был один - Бог Творец - Ра, Амон, Атум - у Него много имён. Остальные 'боги' - Высшие Существа, подобно ангелам служащие ему.
  Ошибочно принято считать, что египтяне не имели возможности обращаться к Богу за помощью, как других в дохристианских монотеистических религиях. Незнакомые с религией Египта утверждают, что для египтян Бог был каким-то далёким существом, который не вмешивается в дела мира и людей, что Бог египтян равнодушен к земным страданиям.
  Сами молитвы древних египтян опровергают это ошибочное утверждение:
  'О, Амон,
  Сокровенный Бог,
  Владыка пребывающих в тишине,
  Ты всегда приходишь на помощь
  и откликаешься на зов скромных сердцем.
  Ты даешь дыхание жизни
  тому, кому его не хватает' - Берлинская стела.
  'Я просил Его - Он протянул мне руку' - говорил Рамсес Великий.
  Для египтян Бог - Творец и Владыка Вселенной, дающий благодать смиренным и праведным - именно таким воспринимаем и мы Великого Господа. Те, кто считают египтян варварским языческим государством, почему-то игнорируют подобные первоисточники, свидетельствующие, что египтяне верили в Истинного Единого Бога - Бога протягивающего руку молящим его. Разве таков языческий Бог?
  Учения о божественной любви древних египтян очень близки к Библейским учениям.
  'Тот, кто несет в сердце великую любовь к Богу, получит на земле великое счастье, ибо Бог действует так, как действуют по отношению к нему' - Петосирис.
  'Единственный день может стать вечностью. В течение единственного часа можно сотворить будущее, ибо Бог знает того, кто действует вместе с ним' - Мерикара.
  Наблюдения Уоллиса Баджа тоже свидетельствуют в пользу монотеизма древних египтян. Бадж приводит ещё одно имя Творца - Неб-ер-чер - что означает 'Владыка до самого крайнего предела', а характер этого Бога предполагает, что слово 'предел' относится ко времени и пространству и что в действительности этот Бог является Вечным Богом Вселенной. Это Бог, обладающий всеми чертами, соотносимыми современными народами с Всемогущим Господом [2].
   Ещё одно утверждение в пользу верований египтян в того же Бога, что и современные христиане - учение о божественной сокровенности:
  'Среди людей поколения следуют за поколениями. Но Бог, знающий, кто они и какова их судьба, сокрыт. Он сокровенен' - гласит поучение мудреца Али.
  Говоря о Высших Существах Египта, служащих Богу, следует отметить, что египтяне почитали Их, как современные христиане почитают Ангелов.
  Можно ли считать изображения древнеегипетских Высших Существ идолами?
  Древние египтяне подобно современным христианам не чтили изображения Высших Существ как идолов, они почитали их образы. Что в современном христианстве называется 'почитательным поклонением'.
  Согласно Библии изображения Высших Существ было свойственно и Иерусалимскому храму. Священные изображения были 'на всех стенах храма кругом' (3 Цар. 6, 29), а также в виде статуй: 'И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом' (3 Цар. 6, 27-28).
  Велика разница между идолом и священным изображением, созданным по воле Бога. Тогда сразу становится понятно, какие изображения Бог запрещал создавать. Иначе получится, что одни библейские стихи противоречат другим [8].
  Не стоит забывать, что первые христианские иконы созданы египтянами-коптами, и были выполнены в древнеегипетском художественном стиле.
  Идентичное представление о Боге и Его власти над людьми отображено в известном египетском "Поучении Аменемопе" (24, 13-8): Ведь человек - это глина и солома, и Бог его создатель", книге Пророка Исайи (29, 15-16; 45, 9; 64, 8), книге Пророка Иеремии (18, 2-4). Наконец в книге Бытия (2, 7): "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой [4]".
  Имеют распространения ложные утверждения, что Египет - страна колдовства. Тут можно выделить две ошибки: первое - за колдовство часто принимают священные таинства Древнего Египта, моление Богу и Высшим Существам; второе ошибочное представление - официальное распространение магии в Египте.
  Исповедь отрицания опровергает поощрение колдовства в Древнем Египте: 'Я не пытался узнать то, что еще не стало' - так должен честно сказать каждый египтянин после смерти, чтобы попасть на поля блаженства Иару - Рай древних египтян. Значит, гадание и колдовство считались грехом.
  Не стоит отрицать, что находились желающие узнать будущее и решить свои проблемы при помощи магии, но это характерно не только для египетской, но даже и для христианской эпохи. Тяга к магии - проблема всего человечества, а не только Египетского государства.
  Нередко астрономию египтян путают с астрологией. Древние египтяне развивали и изучали астрономию, но не астрологию. Необходимо отметить, что развитие деятельности астрологов, оракулов начинается лишь со времён македонских завоеваний. Астрология была принесена в Египет греками, и самые первые египетские гороскопы относятся к 30-м годам до н.э.
  Другое сходство библейских и египетских учений - вера в загробное воздаяние за грехи. С точки зрения научного религиоведения - к Христианству древнеегипетская религиозная культура ближе всех религиозных культур Доантичного Древнего Мира. Только в Древнем Египте существовала теория загробного воздаяния праведникам и загробного наказания за грехи. Причём эта теория оформилась окончательно где-то 6 000 лет назад - то есть за 4 000 лет до Рождества Христова и почти за три тысячи лет до появления иудейской религиозной культуры.
  Некоторые историки ложно утверждают, что в Древнем Египте только знатный и богатый человек мог получить Вечную Жизнь, что благодаря погребальному убранству и богатым дарам райская жизнь была гарантированна. Это утверждение опровергает легенда о Са-Осирисе, переведенная английским египтологом Ф. Гриффисом, входящая в сборник легенд "Сказки о верховных жрецах Мемфиса". Во втором повествовании сказок рассказывается о внуке Рамсеса Великого Са-Осирисе.
  Отец Са-Осириса - Сатни-Хемуас - увидел похороны богача и похороны бедняка и пожелал, чтобы его постигла участь богача, похороненного в богатом убранстве. На что Са-Осирис сказал, что Сатни-Хемуаса будет ждать судьба бедняка. В ответ на недоумение отца Са-Осирис провёл его в Царство мёртвых, чтобы тот мог увидеть участь богача и бедняка в загробном мире. Бедняк был вознаграждён за свои страдания и добрые дела в земной жизни, а богач наказан за свои грехи [3]. Влияние христианской идеологии на эти представления исключено: их египетские корни восходят к глубокой древности.
  Следует отметить, что Аналогов в Древнем Мире эта теория не имела, имело место только заимствование её эллинами уже в эпоху античности. В результате этих торговых связей Эллада и Финикия (позже ставшая Карфагеном) заимствовали у Египта научные знания, а эллины ещё и теорию загробного воздаяния или наказания, разделив свой Аид на Тартар для грешников и Элизиум для праведников. У римлян же после смерти души попадали просто в "царство Плутона", и различия между душами праведников и грешников не делалось.
  Что было у Шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской цивилизации в плане посмертного бытия души - никакой дифференциации между праведниками и грешниками - все - в Царство Мёртвых, называемое по-разному в разные периоды и так - от первых городов цивилизации Ура, до персидского завоевания и уничтожения данной цивилизации как таковой.
  В иудаизме тоже не существует загробного воздаяния или наказания - за несоблюдение заповедей Моисея карают смертью на земле, и умершие попадали в один и тот же Шеол - Царство Мёртвых. И что самое главное, во всех этих мифорелигиозных системах, души в Царстве Мёртвых не получали вечного блаженства, а томились. И всегда это Царство Мёртвых находилось под землёй [4].
  Следует отметить, что иудеи, жившие в Египте, вовсе не гнушались погребальных обрядов египтян. Изложение истории Иосифа в книге Бытия заканчивается описанием его смерти: "И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египет" (50, 26). Таким образом, одно из положительных лиц библейской истории, Иосиф, был погребен в Египте и по египетскому обычаю [5].
  1932 г. английский ассиролог Сейс опубликовал очень интересную заметку, в которой тонко подметил общие моменты между библейской космогонией и одним из вариантов египетской. Сейс составил схему египетской космогонии:
  1) водная бездна, водный хаос;
  2) витающий над ней дух;
  3) сотворение света;
  4) появление из бездны "первозданной суши".
  На основании библейского текста Сейс составил аналогичную схему библейской космогонии:
  1) водная бездна, водный хаос;
  2) витающий над ней дух;
  3) сотворение света;
  4) появление из бездны суши.
  В папирусе Бремнер-Ринд сказано: "Воссуществовали все существования после того, как Я (бог Ра) воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст" (26, 22).
  Сопоставим египетские космогонии с библейской: "И сказал бог: да будет свет, и стал свет" (Бытие, 1, 3), "И сказал бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды" (Бытие, 1, 6).
  Из приведенных данных объективный наблюдатель может сделать лишь один вывод: по египетским и библейским сказаниям Бог создал мир одним и тем же методом и с помощью одного орудия - божественного слова [5].
  Из древнего Египта многие священные традиции перешли в христианство. Например, гимны египетским Высшим Существам были переделаны в христианские, а крест Вечной Жизни - Анкх отождествлён с крестом Христовым [6]. Для египтян это был тот же самый символ вечности - смертью на кресте Христос открыл людям путь в Вечную Жизнь.
  Рассмотрим древнеегипетскую религиозную культуру с точки зрения Христовой Человечности (по Его проповедям - ближе к Богу не тот, кто формально следует религиозным правилам, а тот кто человечнее). У древних египтян неформальная мораль превалировала над законом, до китайских философов конца первого тысячелетия до н. э. такого феномена не одна цивилизация не знала. Это не смотря на то, что правовое законодательство Древнего Египта была очень развито.
  О неформальной морали древних египтян, помимо "Исповеди Отрицания", говорят так называемые "поучения писцов". Чтобы совмещать обучение с воспитанием, писцы-учителя диктовали ученикам тексты, содержащие преимущественно моральные поучения. И по "поучениям писцов" основой египетской морали была именно человечность, то есть проповедь не причинения ближнему морального, материального и физического ущерба. Есть цитаты почти полностью соответствующие Евангельским - например: "относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе другие, и да будешь счастлив".
  Человечность древних египтян видна и по отношению к рабам, согласно "Исповеди отрицания": 'Я не понуждал силой раба своего'. Что может показаться странным для рабовладельческого государства.
  То, что мораль в Древнем Египте превалировала над законом, отчасти было вызвано именно особенностями религиозной культуры, ибо от суда земного можно и уйти и откупиться, но не от Суда Высшего. Отчасти это было вызвано высоким развитием цивилизации, ибо, чтобы сохраниться, цивилизация не должна жить по принципу "человек человеку - волк", это ведёт к её вырождению, что знали и жрецы и аристократы Древнего Египта и привносили это в сознание народа [4].
  Египетской цивилизации удалось победить пространство и время, выжить и возродиться, пройдя через мрачные эпохи варварства и безумия, дать отпор своим завоевателям именно потому, что она сумела воспитать таких великанов духа, ума и сердца, которые учили народ божественной мудрости и любви к ближнему [7].
  О человечности древнеегипетских учений свидетельствуют слова мудрецов:
  'Бог создал святилище среди людей. Когда они плачут, он их слышит' (Мерикара)
  'Если у тебя есть материальные блага, подари часть Богу. Это та часть, которая принадлежит бедным'. (Анхшешонк)
  'Богу гораздо больше нравится те, кто уважает бедных, нежели те, кто преклоняется перед богатыми'. (Аменемопе)
  'Если бедный человек перед тобой в большом долгу, раздели его долг на три части. Первые две прости ему сразу, а третью оставь, но скажи, что он вернет ее, когда сможет. Только так ты найдешь свой истинный жизненный путь'. (Аменемопе)
  'Если вы сделали добро, добро будет сделано вам. Ваше будущее принесет вам столько удач, сколько добра вы совершили в прошлом и настоящем'. (Надпись на статуе Анхпахерду)
  'Несправедливость может взять своим числом, Но никогда зло не доведет до счастливого конца свои начинания'. (Птаххотеп) [7].
  Египтяне ставили служение истине, мудрости и миропорядку, олицетворением которого являлась Маат (изображавшаяся в виде женщины с крыльями и страусовым пером в волосах), превыше всего.
  Сравнивая сотворение мира у древних египтян с Библейскими египтолог Бадж приводит ещё одно интересно тождество. И у египтян, и в Библии - Бог создал мир по Истине, Мудрости - Маат.
  'Маат играет роль мудрости, описанной в книге притчей Соломоновых, так как именно по Маат от 'закладывал начало' - пишет Бадж.
  В подтверждение своих выводов он так же приводит библейскую цитату - 'Господь сделал Меня началом пути Своего, прежде сотворений Своих, искони: от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовало бездны... когда Он полагал основания земли: тогда Я была при Нём художницею...' (Ветхий завет', Книга 'Притчи', гл. 8 стих 22 и далее) [2].
  Так что учение о божественной премудрости имеет начало ещё в Египте. Следует отметить, что оно получило широкое распространение у русских религиозных христианских философов Булгакова и Соловьева.
  Египтяне приняли христианство, религию столь близкую их мировоззрению, ступив тем самым на новую ступень духовного развития.
  Несмотря на раскол Александрийской церкви в 5 в.н.э., повлёкший отделение коптской египетской церкви, некоторые египетские традиции остались и передались церкви Византийской.
  Согласно научному религиоведению и искусствоведению - отражение храмового искусства Египта можно найти в христианской иконографии. Канонические сюжеты иконописи - Богоматерь с младенцем Иисусом, св. Георгий, поражающий змея, историки искусств считают заимствованными с древнеегипетских художественных сюжетов - Исида с Гором на руках и Гор на коне, поражающий копьём Апопа - владыку Тьмы. "Нимб" считается также заимствованным с "Диска Ра" изображавшегося над головами Высших Существ Египта. Следует отметить, тут речь идёт только о художественных образах в иконографическом искусстве.
  Многие до сих пор считают коптов отступниками от истинного христианства за то, что они сохранили священные традиции своих предков. Насколько это справедливо - время покажет.
  Однако христианам особенно не следует забывать, что именно Египетская земля укрыла младенца Иисуса от царя Ирода.
  Таким образом, можно предположить, что священные традиции древних египтян это истинное служение Богу в дохристианскую эпоху. Мораль и служение Истине превыше всего, обращение к Богу за помощью, почитание Бога-Владыки Мира, Бога-Творца, вера в Вечную Жизнь и загробное воздаяние за грехи, священные традиции, запрещающие колдовство, сходство египетских учений с библейскими, отражение египетских обычаев в христианстве, священная мораль, человечность - неоспоримые факты в пользу божественной Истины Древнего Египта. Древние египтяне верили в того же Бога, что и мы - современные люди. Эта теория пока вызывает недоумение скептиков, но наука египтология с каждым годом приводит всё более веские доводы в пользу Древнего Египта. Стоит задуматься, что когда-нибудь новые открытия - доказательства веры египтян в библейского Бога, перевернут представление о верованиях Египта как когда-то открытия о шарообразности Земли и гелеоцентрическом строении Солнечной Системы перевернули мировоззрение средневекового мира.
  
  
  Список литературы
  
  1. Православный словарь http://www.pravoslavie.by/podpod.asp?id=112&Session=100
  2. Э.А. Уоллис Бадж, Египетская книга мертвых. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 768 с.
  3. И.В. Рак, Египетская мифология. - М: Изд-во Терра, 2004. - 320 с: ил.; 96 ил.
  4. М.А. Коростовцев, Религия Древнего Египта. - Материал с сервера "Культура и искусство Древнего Египта" http://www.kemet.ru
  5. Эта версия находит подтверждение в трудах священника Александра Меня 'Сын человеческий' М: ИПЦ 'Вита', 1991г. - 335 с.
  6. Кристиан Жак 'Живая мудрость Древнего Египта'
  7. Р. Кларк, Священные традиции Древнего Египта. - М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002. - 448 с.: ил.
  8. Статья - Диспут об иконопочитании. - Голос Совести, ?1 2005г.
  9. Елена Сикирич. Статья - Вечная мудрость Древнего Египта. - Новый Акрополь, ?4 2001г
  
  
  
  







Rambler's Top100

 



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Елка для принца" В.Медная "Принцесса в академии.Драконий клуб" Ю.Архарова "Без права на любовь" Е.Азарова "Институт неблагородных девиц.Глоток свободы" К.Полянская "Я стану твоим проклятием" Е.Никольская "Магическая академия.Достать василиска" Л.Каури "Золушки из трактира на площади" Е.Шепельский "Фаранг" М.Николаев "Закрытый сектор" Г.Гончарова "Азъ есмь Софья.Царевна" Д.Кузнецова "Слово императора" М.Эльденберт "Опасные иллюзии" Н.Жильцова "Глория.Пять сердец тьмы" Т.Богатырева, Е.Соловьева "Фейри с Арбата.Гамбит" О.Мигель "Принц на белом кальмаре" С.Бакшеев "Бумеранг мести" И.Эльба, Т.Осинская "Ежка против ректора" А.Джейн "Белые искры снега" И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Телохранительница Его Темнейшества" А.Черчень, О.Кандела "Колечко взбалмошной богини.Прыжок в неизвестность" Е.Флат "Двойники ветра"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"