Руденко Игорь Васильевич : другие произведения.

Левиафан Forever

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Три года минуло со времени появления фильма "Левиафан". Много шума наделал он тогда среди людей, что его видели, а еще больше - по старой советской традиции - среди тех, кто не видел, но осуждает.

   Левиафания [Неизвестный]


   Три года минуло со времени появления сначала на зарубежных фестивалях, потом в сети и только после этого в российских кинотеатрах фильма "Левиафан". Много шума наделал он тогда среди людей, что его видели, а еще больше - по старой советской традиции - среди тех, кто не видел, но осуждает. Правда, весь этот шум не идет ни в какое сравнение с истерикой, затеянной вокруг "Матильды"! Но это уже другая история, единственной целью которой является желание власти отвлечь народ от нынешних проблем и гнев толпы направить... да куда угодно, лишь бы вышел пар.

   Свою заметку трехлетней давности, превратившуюся в киношно-политическую дискуссию, даю в сокращенном виде, дабы не слишком оскорбить чувства верующих... в величие государства, непогрешимость власти, исключительность пути и "доброго царя".

  

   ЛЕВИАФАН

   После шумихи, поднятой в интернете вокруг фильма Андрея Звягинцева "Левиафан", счел своим долгом посмотреть сие творение. В результате был даже слегка разочарован: никакой чернухи, никакого подрыва основ государственности и авторитета русской православной церкви не обнаружил в нем. Только не подумайте, что я слепой, тут другое: все, о чем поведал режиссер, является точным отражением сегодняшней России, а на зеркало пенять дело неблагодарное. 

   Так вот, за МКАДом вся Россия живет по колено в дерьме, скорее, даже по уши - чего тут необычного? Простой народ, а также власти предержащие пьют и матерятся беспрерывно - не удивил! Супружеская измена - вообще норма жизни, тем более что в ней участвуют как раз положительные герои ленты. А положительные ли? Ведь они тоже, как и вся Россия заливают глаза, сквернословят и в бога не веруют. А есть ли в России вообще "положительные"? А может, в ней найдутся вдруг "герои"? У любимого мною Федора Михайловича, к примеру, в его великих романах на десятки и сотни персонажей обнаружил я только одного положительного героя, да и тот, по мнению окружающих, оказался Идиот. Может, плохо искал? < ... >

   И всё же, может, есть какой-то русский путь, какой-то заповедный "русский мир"? Может, существует-таки народ-богоносец (пренепременно русский), может, хоть церковь излечит заблудшие души? Судя по фильму, в церковь ходят и ручки попам целуют в основном представители власти, правда, с одной простой целью - получить индульгенцию. Главный посыл церковного иерарха - "вся власть от бога" - не оставляет сомнений у кого на службе церковь в России. < ... >

   Но вернемся к фильму. Снят-то он очень даже неплохо. Режиссерская, операторская работа, игра актеров - на высоте! И пусть молодое поколение посчитает его УГ, мне такая неспешная повествовательная манера изложения по душе. Без резких поворотов сюжета, лишних спецэффектов и прочей мишуры. Вызывает недоумение только главная мысль, заложенная авторами в картине: Левиафана (власть) победить невозможно! Она же "от бога" и, к тому же, "должна быть сильной" (кто бы сомневался, с таким количеством церберов, ее стерегущих). Может, поэтому и выпустили фильм, и двинули его на Оскар, что не убоялись очернительства, но узрели обоснование бесполезности всякого бунта. < ... >

* * *

   На этот опус получил я комментарий своей знакомой, Марии. Уж очень я люблю аргументированные комментарии, поэтому с позволения автора приведу его, правда, в сокращенном виде:
  

   Гениально! Призы, торты и девственниц - в студию! Закончив презентационную часть, обратимся к изложенному, глядя на него непосредственно в текст. Фильм истинно русский, такой, каковыми были и прочие советские и пост-. Такого класса фильмы были и доселе пребывают созданными для того, чтобы смотрящий включил мыслительный аппарат и вновь обнаружил у себя ум, честь, совесть и прочие атрибуты, коими и Достоевский не брезговал. Чтобы порвал русский рубаху на груди, бухнулся на колени и пеплом голову посыпал. Для покаяния создаются такие произведения, и апеллируют они к инструменту покаяния, который очень даже развит у людей русских. < ... > Достоевского премного уважаю, хотя жизнь его и личность образцом для подражания не считаю. В образе Идиота вывел он свою совесть заблудшую, в психологии данный прием именуется сублимацией - оживил он совесть свою, так сказать! И весь мир почему-то знает Достоевского лучше нас, видимо, не так страшно им смотреть в это зеркало, которому он нас подвергнул. < ... > В остальном - согласна с изложенным в тексте твоем. Есть о чем подумать людям русским. И есть, что в своей жизни менять. < ... >

* * *

   Не ответить я, конечно же, не мог.

  
   Итак, ЛЕВИАФАН FOREVER
  

   Часть первая, ИСТИННО РУССКАЯ

   "Закончив презентационную часть, обратимся к изложенному, глядя на него непосредственно в текст" - сам люблю порядок и обстоятельность, поэтому часть первая посвящена будет предложению: "Фильм истинно русский, такой, каковыми были и прочие советские и пост-". Безусловно, фильм истинно русский, только вот советские фильмы и, особенно, пост-, были "русскими", а тем более "истинными", в своем подавляющем меньшинстве! Истинность фильма, его художественная ценность никак не зависит от его жанра, а также национальности и партийной принадлежности автора. Есть фильмы серьезные (Тарковского, Сокурова), есть несерьезные (Гайдая и Рязанова), есть постсоветские (Учителя и Балабанова) и даже большевистские ("Свой среди чужих..." Михалкова), но все они при этом истинные и русские. Жаль, что их исчезающе мало! Можно ли поставить в этот ряд "Левиафана"? Можно, но только не в первый ряд. Фильм действительно хороший и по моей шкале оценок тянет на твердую четверку. < ... > Самая большая претензия к фильму - почти полное отсутствие музыкального сопровождения: для меня музыка делает половину картины! Морриконе, Легран, Франсис Лей, Нино Рота - поминишь? А Эдуард Артемьев, вдохнувший жизнь в "Зеркало", "Сибириаду", того же "...Чужого среди своих"? Андрей Петров, Микаэл Таривердиев, Александр Зацепин! Да, вымерли динозавры, мельчает художник на Руси, но... нет худа без добра.

   По моим скромным наблюдениям, художник должен быть голодным. А еще злым. Потому как от раздобревшего и накормленного из придворного корыта художника можно ждать только "советского кина" (вспоминаем Михалкова и все, что он наснимал после 1985 года). < ... > Свои лучшие фильмы Тарковский снял на родине под прессом цензуры, самые искренние ленты Кончаловского также родились до его отъезда в Америку. Получается, что творчеству - настоящему, не придворному и не мелкобуржуазному - нужна борьба, нужен конфликт, "разрыв", нужен пресс! А уж как запрессовала россиян нынешняя власть! < ... > Поэтому-то "нет худа без добра", и в скором времени нас ждет невиданный подъем творческой активности русских художников, тех, которым посчастливится выжить...
  

   Часть вторая, УМНО-ЧЕСТНО-СОВЕСТЛИВАЯ

   Теперь об "уме, чести и совести", которые должен "обнаружить у себя" зритель "Левиафана". Понятия эти уж сто лет как узурпированы партией большевиков и прочно втоптаны ею же в грязь. Об умище русском говорить не буду: сказки все читали, как Иванушку прозвали, знаем. Подмена умственных способностей хитростью народной в сказках выглядит умилительно, а вот в действиях власти - уже мерзко. Поэтому предложение "включить мыслительный аппарат и вновь обнаружить у себя ум" выглядит, по меньшей мере, странно.

   О чести: ее в России не стало с концом белой гвардии. "Низы" победили окончательно, и слово "честь" вызывает сегодня лишь кривую усмешку. Честь русского офицера, офицерское слово - как-то неубедительно это звучит в применении к офицеру нынешнему.

   С совестью немного сложнее. И субстанция темная и потеряться, как и обнаружиться, может внезапно. "Совсем совесть потерял?" или "Что, совесть заговорила?" - вопросы нередкие. Ни с умом, ни с честью, которые теряются раз и навсегда, такие метаморфозы не происходят. Видимо, создатели фильма как раз к совести больше всего и апеллировали. Вот только право попечительства над совестью в России с незапамятных времен принадлежит церкви. Опекает она совесть сурово и не без выгоды для себя. Один только взгляд на часы и автомобили Гундяева приводит к мысли, что лучшим доказательством несуществования бога, является существование русской православной церкви.

   Но вернемся к совести, по крайней мере, в разрезе фильма. Ее присутствие можно заметить только у самых простых и далеких от власти героев. Ответьте честно сами себе: губернатор, чиновник, прокурор, судья - имеют ли они какое-то отношение к понятию "совесть"? Если нет, то самое время задуматься: а на черта сдалось это ярмо - алчное, лживое, бессовестное?! (О наличии совести у "доброго царя" я вслед за авторами фильма скромно умолчу).
  

   Часть третья, ПОКАЯННАЯ

   "Для покаяния создаются такие произведения, и апеллируют они к инструменту покаяния, который очень даже развит у людей русских. Чтобы порвал русский рубаху на груди, бухнулся на колени и пеплом голову посыпал" - красиво сказано, Маша, высокий слог, завидую. Вот только кто из людей русских на колени бухаться-то будет: трудяга, у которого власть забрала всё? крестьянин, ставший практически крепостным? старушка-учительница, получающая нищенскую пенсию? В чем каяться-то им? Что ярмо на шее несут и не ропщут? Посмотрит мужик русский кино это "гнило-интеллигентское", плюнет с досады и заречется впредь на муть подобную ходить. А тот, кто покаяться должен, рубаху порвать да на колени бухнуться, тот не бухнется - тот плюхнется... в теплые волны Лазурного берега. И плевать он хотел с высокой террасы собственной виллы на совесть и покаяние, на Звягинцева с его "Левиафаном", на скрепы духовные и прочие заклинания, годные только на то, чтобы покрепче держать в узде русский народ! Так что с покаянием на Руси пока не складывается, и один только "Левиафан" процесс не сдвинет.

   Вспоминается в этой связи "Покаяние" Абуладзе, когда фильм как раз стал катализатором раскаяния грузинского народа за преступления Сталина и Берии. Каялись грузины до тех пор, пока уже при Саакашвили не снесли абсолютно все памятники коммунистической эпохи, в том числе и памятник Сталину на его родине в Гори. И не только памятники сносили: мне в Батуми показывали пустырь, где раньше было здание комитета партии. Так вот, взорвали его и с землей сравняли, чтобы навеки стереть любое напоминание о коммунистической чуме!

   Другой пример покаяния - немецкий народ. О том, сколько евреев переехало после войны в Германию, знаем не понаслышке, сколько денег выплачено жертвам нацизма - тоже. Когда я на одном приеме, где присутствовали немцы, попробовал без всякой задней мысли рассказать "еврейский" анекдот, мне тут же сообщили, что в Европе антисемитизм не приветствуется. Даже в виде безобидных анекдотов? Даже! Вот что значит покаяние по-европейски. А вовсе не визит в подшефную церковь на лимузине и с охраной, как это делают русские феодалы.
  

   Часть четвертая, ДОСТОЕВСКАЯ

   В пылу дискуссии о "Левиафане" апеллировали мы, в частности, к Достоевскому Федору Михайловичу, как к великому знатоку народа русского. Ни один писатель в мире (по моему скромному мнению) не смог нарисовать такие правдивые психологические портреты своих персонажей, как он. Читая, порою полностью отождествляешь себя с его героями, находя где-то в глубине души своей как светлые, так и темные черты их характера. Создается впечатление, что он не только духовно, но и физически проживал их жизни, пропуская сквозь себя, словно печень, всю подлость и мерзость своих персонажей. Не удивительно, что всё это могло отразиться и на личности писателя, не позволяя кому-то сегодня считать ее "образцом для подражания". Выведенная Достоевским в образе Идиота "совесть заблудшая" - всего лишь художественный прием, но никак не сублимация, которая по Фрейду является перенаправлением сексуальной энегрии на социально приемлемые цели. В случае с Достоевским о сублимации можно говорить лишь как о замещении творчеством нездоровой тяги его к игре. Так вот, столь полное погружение в жизнь своих героев говорит о том, что жизнь эта была известна писателю не понаслышке: ранняя смерть родителей, революционные кружки, каторга, ссылка, военная служба... "Никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок!" - советовал гений художникам будущего.

   Звягинцев, конечно, не Достоевский, но в роли способного ученика выступить мог бы: погружение в реалии сегодняшней России, аутентичность персонажей, сюжетная линия заслуживают самой высокой оценки. Поэтому и упомянул я ранее зеркало, в которое заставляет нас смотреть Звягинцев. Вот только изображение в этом зеркале вряд ли испугает граждан Свободного мира, как не пугали, а восхищали их великие романы Достоевского. Это как фильм ужасов - окунешься во мрак и мерзость с головой, досмотришь до конца, а после выйдешь на воздух и вздохнешь с облегчением: как же хорошо, что все это не у нас!

   Февраль 2015

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"