Вообще говоря, подавляющее большинство случаев разжижения мозгов приходится на весну, но встречаются и исключения. Например, сайт фан-клуба Марины Литвинович http://litvinovich.narod.ru/index.html был открыт в середине января. Величину постигшего создателей сайта несчастья запечатлела надпись, оставленная ими на обложке гостевой книги клуба
Пожалуйста, будьте вежливы. А не то мы вас отсюда вышвырнем в два счёта.
После такого многообещающего вступления до сведения посетителей было доведено, что разговоры о политике, в общем, и о деятельности ФЭПа, в частности, будут модерироваться. Особо тупым было предложено писать письма, на которые гостеприимные хозяева обещали обязательно ответить. Похоже, что их вдохновлял саунд трэк известной пионерской забавы -
- барыня прислала сто рублей
и коробочку соплей.
Да и нет не говорить.
Черное и белое не называть.
В итоге хору анонимных фанов ( только представители паркетного андеграунда Неро и Сумерк богов, давно махнувшие рукой на светские условности, явились засвидетельствовать почтение под собственными никами) числом примерно в семь душ, ничего не оставалось, как провозгласить - Марина - прелесть - и разойтись.
Не знаю, какую цель преследовала эта загадочная акция. Возможно имела место попытка очеловечить образ Литвинович, тогда стоит низко поклониться безвестным авторам проекта, которым, кроме всего прочего, я благодарен и за то что они вновь напомнили о существовании выдающейся сетевой подвижницы и руководимого ею слаженного коллектива, состоящего ровным счетом из двухсот отборных трудоголиков, о которых она когда-то так задушевно поведала в одном из своих интервью http://www.inter.net.ru/26/20.html, помню, особенно удалась та его часть, где описывается, как в редкие минуты отдыха трудоголики ловят свой скорбный кайф, лицезрея по телевизору Глеба Олеговича Павловского.
Незаурядный комический дар наряду с талантом организатора позволили Литвинович создать аттракцион мирового уровня. Двести трудоголиколиков, валяющих дурака, согласитесь, явление уникальное, даже по российским меркам. И потеря труппы нанесла бы невосполнимый урон отечественной культуре, политике и виртуальной реальности.
К счастью все оказалось хорошо.
Лекция, прочитанная, по странному стечению обстоятельств, тоже зимой, в декабре прошлого года и, зимой же, в феврале этого года, опубликованная в РЖ. http://www.russ.ru/netcult/cathedra/20010226_litv.html, неопровержимо свидетельствует, что Литвинович продолжает с неизменным успехом потешать почтенную публику, и более того, ее мастерство засверкало новыми гранями.
Во-первых, выучено несколько новых слов.
И хотя слово Дискурс, к моему глубочайшему сожалению, не было произнесено ни разу, его отсутствие было с лихвой восполнено Мессиджем и Мотивацией.
Во-вторых, налицо поиск новых форм общения со зрителем.
Легкий налет академизма придал лекции волнующую пикантность, начиная с остроумного названия
\\Итоги 2000 года для российского Интернета: разрушение мифов и прозрение\\
И кончая чеканным -
\\Те, кто хотели купить компьютеры, - уже купили.\\
На мой взгляд, по глубине прозрения, эта фраза стоит вровень с облетевшим мир афоризмом - В России секса нет.
Как ни странно, но нашлись недовольные. Показательна дискуссия развернувшаяся на форуме РЖ http://www.russ.ru/forums/msg/940/2590.html
Если отбросить шипение сторонников женского неравноправия и заклинания сетевых маргиналов, типа совершенно обезумевшего Сержыка, то суть претензий четче всех сформулирована в посте Маши -
\\Но в любом случае, своих слушателей она надула. Вы сами подумайте - СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЕЙ ПОНАДОБИЛОСЬ для того, чтобы ПОДГОТОВИТЬ эту лекцию?
А так же, что эти слушатели оттуда почерпнули?
Ответ: ничего. Zero.
Текст лекции состоит из невнятных намеков на то, что:
1. "Сегодня планировалось рассказать вам о моей специализации: о политических, медийных и
других контент-проектах в интернете, в чем я достаточно хорошо разбираюсь".(Не рассказала)
2. Что Рамблер и Спайлог, Комкон, Гэйлап Медиа и Социологи, и большие раскрученные сайты - дутые величины, обманывают и дают некорректную информацию.
3. Что "цифровое неравенство" - это смешное.
4. Что Себрант тоже ничего не знает.
5. Что вас надувают - но я (Марина) пришла и предложу вам лучше, вот, например, на стране ру вы БЕСПЛАТНО можете посмотреть данные НАШЕГО опросаа.
6. Что надо позаботиться, чтобы у человека возникла ПРАВИЛЬНАЯ мотивация для обзаведения компутером и Интернетом, а то он бедненький неправильно будет пользовать, бессмысленно.
7. "По любому показателю у нас самый успешный рынок. Вопрос - почему? Ответ очень простой - не потому, что этим занимался ФЭП, просто здесь реально учитывалось то, как наш человек привык получать информацию, как он ее воспринимает и
вообще - что есть интернет для него".(Это вообще ••••ец).
После всего этого Марина Литвинович сказала взрослым и жадным дядям, что их, типа, опасно могут надуть.
"Можно ошибиться и потерять большие деньги. А можно потерять большее - умение мыслить
самостоятельно".
Последняя фраза вообще убойная, морковка такая перед носом, для русских бизнесменов, которых по холке погладили, сказали, что у них ЕСТЬ УМЕНИЕ МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, и что КТО-ТО ХОЧЕТ ЕГО ОТНЯТЬ. \\
Да, оспаривать это трудно, искать логику в выступлении Литвинович такое же безнадежное занятие, как поиски пользы, приносимой ФЭПом обществу, но только при условии, если речь идет действительно о серьезной лекции. Мы же имеем дело с актом художественного творения и не стоит втискивать его в рамки лабораторной работы.
И если уж я упомянул ФЭП, то его истинное предназначение состоит не в утилитарно понимаемой полезности, а в том эстетическом наслаждении, которое способны принести настоящим ценителям хореографии искрометные пляски Павловского и его подчиненных на политической сцене. А некоторое количество грязи, остающееся после танцоров, следует отнести на счет издержек производства, которое, как известно, экологически чистым не бывает.
С этой точки зрения жанр выступления Литвинович можно определить как новорусский рэп, примитивный ритмический рисунок ритуальных па которого не должен заслонять нежную, как эхо голодного детства, мелодию, звучащую на втором плане, так как в ней, зачастую, и кроется тот самый пресловутый мессидж, ускользающий от взора профанов.
В данном конкретном случае можно говорить о мотиве распределения бюджетных денег, предназначенных на преодоление цифрового неравенства. И тут как раз логика железная.
\\ просто дать человеку компьютер и доступ в интернет - бессмысленно, у него также должна возникнуть мотивация, что невозможно без развития содержательной инфраструктуры российского интернета. Мне обидно за наше государство, которое под влиянием лоббистов будет вынуждено выделить деньги на покупку компьютеров - это в принципе неплохо, однако мне кажется, государству нужно тратить деньги и на развитие интернета тоже.\\
\\Вывод простой - в российском интернете по итогам 2000 года успешным бизнесом можно признать политический бизнес (но политический сейчас немного затих - не сезон, как вы понимаете) и бизнес, связанный со СМИ; притом это - и бизнес влияния, и политический бизнес, не связанный с капитализацией, не связанный с преимущественными схемами развития экономики как таковой. Все остальное пока не показывает хороших результатов и не укладывается в те схемы, которые, нам кажется, могли бы в следующем году успешно развиваться.\\
То есть куда правительству надлежит вкладывать деньги - ясно. Туда где смогут обеспечить соответствующую мотивацию для притока новых пользователей в Сеть, а сделать это могут только схемы способные успешно развиваться, а таковых, кроме схем предлагаемых ФЭПом, вроде и не наблюдается.
Народное творчество следует поощрять даже в крайних его проявлениях. Зрелище, когда двести трудоголиков примутся околачивать груши с удвоенной энергией, конечно, не для слабонервных, зато деньги, которые, как показывает опыт, так или иначе, все равно пропадут, можно будет рассматривать как гонорар участникам шоу, чья добросовестность и профессионализм не вызывает сомнений у всякого кто хоть раз заходил на Страна.Ru.
А Страна Ru, надо сказать, не отличается, в общем, от своих стоеросовых собратьев, вышедших из-под топора фэповского Урфин Джюса, исправно заполняя брешь в частоколе, ограждающем первые страницы рейтингов от нежелательных пришельцев. Ну разве что волшебного порошка на ее долю уж совсем почти не досталось, потому обычно она служит для ретрансляции всяких державных пресслужб. Но в ее, так сказать, генетический код, заложен один забавный нюанс, цитирую Литвинович http://www.inter.net.ru/26/20.html
\\ не выражать интересы государства, а отражать происходящее, в том числе и точку зрения государства. \\
и время от времени воспоминания об этой сверхзадаче начинают волновать одервенелые члены истукана стремлением попасть в такт судорогам государственной машины. И тогда на свет родятся перлы, вроде сообщений о том, что рыбный пост предоставлен Наздратенко для того что бы лишить экс-губернатора депутатской неприкосновенности, или о том, что Явлинский списал у Путина программу реформ.
Возникающая при этом демоническая фигура Павловского, постфактум дирижирующего музыкой высших сфер, неизменно вызывает в моей памяти образ дурачка, обитателя одного дальневосточном колхоза, в котором я много лет назад возводил коровник. Дурачка звали Санек и все дни он проводил у КПП близлежащей воинской части. Солдатский клифт на босу ногу, оранжевая каска на лохматой башке и черенок лопаты на плече Иногда его прогоняли, иногда подкармливали. Обычно Санек понуро жался неподалеку от железных ворот. Но стоило из них выехать машине, как апатия моментально с него слетала и он, бешено размахивая черенком, с горящими глазами выкрикивал команды на неведомом гортанном наречии.
Если же вечером, когда Санек, загорелый и пропыленный, утомленно брел домой, где ждала его мать-старушка, кто-нибудь спрашивал его - Санек, как оно, вообще-то?
Санек, доставая почерневшими пальцами папиросу из предложенной пачки, серьезно и доброжелательно глядел на вопрошавщего и отвечал бархатным баритоном - Да, нормально. После обеда послал ребят на Харбин. Ну, будет докторам работы.
То есть я о том, что только истинная поэзия способна разбудить в нас юношеские воспоминания. Но, к сожалению, без соответствующей политической упаковки она плохо раскупается. Поэтому я бы еще раз очень настоятельно рекомендовал правительству выделить ФЭПу как можно больше средств, что бы он смог целиком отдаться чистому искусству, не заботясь о политической конъюктуре. Конечно, так же смешно, как сейчас, вряд ли получится, но зато обойдется гораздо дешевле.