Аннотация: Краеугольный камень онтологии Сайма образует позитивистский натуралистический историзм, выразительно представленный в его творчестве с одной стороны - объяснением политической истории деятельностью преследующих собственные цели людей, с другой подчинением общества законам природы. Приводя такое подчинение к логическому и содержательному завершению, Сайм вносит в развитие общества чуждую ему монотонную повторяемость естественно-исторических явлений и строит на этой основе свою разновидность циклической теории, согласно которой большой, до сих пор не завершенный цикл обнимает несколько малых, представляющих собой повторение в иных обстоятельствах сущностных процессов и явлений законченного и в законченности своей эталонного малого цикла римской древности. Таким образом, ученый разделяет фримэновское понимание Рима как центра европейской истории и в то же время смыкается с допозитивистским толкованием римской древности в качестве схемы и матрицы дальнейшего исторического развития ( из диссертации Окуня Юрия Ароновича)
|