Румега Людмила : другие произведения.

Любить Отечество - беречь людей. 4 Глава

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.76*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Насколько человек побеждает страх, настолько он - ЧЕЛОВЕК.

   В десятом "А" классе заканчивался последний урок. Склонившиеся над тетрадями головы учащихся выдавали их стремление как можно лучше справиться с самостоятельной работой.
   Галина Николаевна обвела класс озабоченным взглядом и подумала: "Как же быстро они взрослеют! Ещё вчера это были вполне послушные дети, а сегодня, как будто соревнуясь между собой, так и норовят поразить окружающих своим особым мнением. Только слепой не увидит, как резко повысилась их самооценка! И всё потому, что они получили знания, о которых раньше даже не подозревали. Они открыли для себя возможность поступать так, как им самим хочется, а не только безропотно выполнять то, что им взрослые скажут! Мало этого, они ещё и гордятся тем, что способны сделать этот выбор! Впрочем, чего греха таить, я и сама прониклась этой установкой: "Власть - это право защищать закон". И мне тоже захотелось проявлять себя защитницей правил бережного, заботливого, уважительного и предупредительного отношения друг к другу. А человек всегда любит делать то, что у него получается. Вот только бы с этим сомнительным опросом как-то разобраться." Тяжело вздохнув, классная руководительница подписала последний листочек и собрала их все в одну кучку.
   - Скоро звонок, - нарушив установившуюся тишину, Галина Николаевна постучала рукой в углу стола.
   - Кто уже справился с заданием, кладёт тетрадь сюда.
   Девочка с первого стола среднего ряда, как будто ожидавшая этого предложения, живенько в последний раз оглядела свою работу, закрыла тетрадь и, протянув руку, положила её на учительский стол, не вставая с места.
   - Марина, - обратилась к девочке учительница, протягивая ей приготовленную только что пачку. - Если ты уже освободилась, раздай, пожалуйста, каждому по листочку. Всем, кроме Наташи Ткачук.
   Судя по реакции учащихся, дружно повернувших головы в сторону учителя, её последняя фраза произвела на них неизгладимое впечатление. Их лица выражали не только крайнее удивление, но и желание получить ответ на немой вопрос: по какой-такой причине при получении бумажного листочка с подписью классного руководителя Наташе Ткачук уделяется особое внимание?
   Передав листочки Марине, Галина Николаевна, как ни в чём ни бывало, занялась оформлением классного журнала.
   Поняв, что разъяснений от учителя не последует, Наташа Ткачук подошла к её столу и, положив свою тетрадь в указанное место, иронично произнесла:
   - Кажется, у вас от меня секреты появились. Я выйду, пожалуй. Не буду вторгаться в ваши тайны.
   Когда дверь за девочкой закрылась, Миша Цымбалюк, кладя на стол учителя свою тетрадь, обратился к ней с вопросом:
   - А что Натаха такого сделала? Вроде бы кольцо в нос не вставляла. За что её за скобки-то вывели?
   - И ухо она себе не расковыривала, чтобы в него шайбу вставить! - с ухмылкой на лице подхватил Тимофей.
   - Она-то как раз ничего и не сделала, - поспешно начала Марина, разносившая листочки по столам. - Это её мама в школе шороху навела. Не помните, что ли? Она с нами о Конституции Российской Федерации беседы проводила.
   - Марина, помолчи! - недовольно прервала её Галина Николаевна. - Я сама объясню, для чего они нужны. Если ты уже всем раздала, то садись на место.
   Смутившись под пристальным взглядом учеников, с большим интересом ожидавших её разъяснений, Галина Николаевна зачем-то полезла в свою сумку. Она решительно не знала, как ей сейчас себя вести. Поддержать ещё одну больную тему для школы - встать на очень зыбкую почву с непредсказуемыми последствиями. Действительно, число старшеклассников, уродующих себя пирсингом, заметно прибавилось. Как относиться к этому увлечению никто не знает, поэтому и обсуждений на эту тему в школе не ведётся. Как бы считается, что это - частное дело ребёнка и его родителей. Ничего не достав, поставила её себе на колени и, переведя свой взгляд на край стола, спросила:
   - Работы все сдали?
   Звонок об окончании урока застал учительницу в момент, когда она нервно засовывала стопку тетрадей в сумку. Спешно взяв в руки свой экземпляр листочка, обратилась к классу:
   - Все прочли, что здесь написано? "Уважаемые родители! Считаете ли вы необходимым проведение лекций о Конституции один раз в месяц Ткачук Любовью Михайловной (родительницей 10 "А" класса). Классный руководитель Савина Г.Н." и моя подпись. Соответственно, вы передаете этот листочек своим родителям, которые отвечают своим согласием: "да" или отказом: "нет", а также ставят под ответом свою подпись. Всем всё понятно?
   - Мне не понятно, - решительным голосом заявил Михаил.
   - Если здесь написано: "Уважаемые родители!", то почему Натахе Ткачук такой листок не дали?
   - Речь идёт о её маме, если ты заметил, - вставая из-за стола и собираясь уходить, ответила Галина Николаевна.
   - Администрация школы проводит опрос среди ваших родителей для того, чтобы либо допустить её маму до проведения лекций в нашем классе, либо ей отказать. Как решат ваши родители, так и будет! Что тут непонятного?
   - Во-первых, школа совсем не опрос проводит, а референдум! - уверенно и напористо произнёс Михаил. - Любого юриста спросите, он вам скажет, что подпись - это письменное закрепление воли гражданина, а форма непосредственного волеизъявления граждан называется референдумом. Во-вторых, никто и не сомневается, что подавляющее большинство родителей отзовутся так, как это администрации школы нужно. В этом вопросе всем уже заранее всё понятно. Я не об этом спрашиваю, а о дискриминации, которую руководство школы допускает по отношению к дочери Ткачук. По какому признаку нарушается равноправие... Нет, не так! - подняв вверх указательный палец, пояснил Михаил. - Мне родители объясняли, что в советское время это называлось "поражение в правах": все в классе имеют право получить ваши листочки, а Наташа не имеет. Вот я и спрашиваю, по какому признаку вы лишаете Ткачук Наташу права получить ваш листочек, если у Наташи не только мама, но ещё и папа есть? - опустив руку, выдохнул старшеклассник.
   - Вот, вот! Тем более, что они давно уже в разводе! - складывая учебники в рюкзак, добавил Тимофей. - Обязательно нужно папу к этому вопросу подключить! Папа маме шею свернёт, и не нужно будет никакого опроса проводить!
   - Ты, придурок! Ты сам-то понял, что сказал? - не сдерживая свой гнев, обратился к нему Миша.
   - Сам ты - придурок! Что я такого сказал? Нет человека - нет проблемы. Разве не так дела у нас решаются? А папу даже в тюрьму не посадят, потому что всё на несчастный случай спишут. Правда ведь, Галина Николаевна? - повернувшись к растерявшейся учительнице и, немного подумав, в упор спросил, - вы же для этого одних родителей на других натравливаете?
   - Тимофей, не смей так говорить! Никого я ни на кого не натравливаю! - беспомощно опустившись на стул, добавила: - Мне нужно просто опрос провести.
   - Зачем его проводить, если всем и так понятно, чем он закончится! - столпившись у стола, заговорили десятиклассники.
   - Вот только не нужно нас обманывать! Не маленькие уже. Вы же этот опрос не для того проводите, чтобы мнение наших родителей узнать. Наоборот. Вы референдум проводите, потому что хорошо результат знаете! - решительно добавил Миша. - И мы его знаем, потому что посчитали, сколько из них понятие имеют об основном законе, а сколько даже в руки его ни разу не брали! Как минимум, разница в голосовании будет пятикратная. А это очень хороший повод заручиться одобрением подавляющего большинства родителей. Тем более, что результат голосования нигде утверждать не нужно: он сразу вступает в силу. Вот мои родители, например, уверены в том, что администрации школы инструмент нужен для оказания давления на маму Наташи. Для того, чтобы принудить её отказаться от своих убеждений. Вот, посмотрите, - достав из рюкзака Конституцию Российской Федерации, продолжил. - Статья двадцать девятая пункт 3: "Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них." Вы понимаете, что своим опросом вы пытаетесь совершить преступление? И вы хотите, чтобы наши родители стали вашими соучастниками в этом преступлении, заранее сваливая на них всю ответственность.
   Галина Николаевна, сначала посмотрев на часы, а потом на учащихся, спросила:
   - И что вы предлагаете?
   - Не проводить опрос! - почти хором ответили ученики.
   - Нельзя так расправляться с родительницей только за то, что она даёт нам нужную и полезную информацию! Кстати, которую мы должны в школе получать, но не получаем, - запальчиво продолжил десятиклассник. - Этим голосованием вы хотите получить законное основание маму Наташи Ткачук на пушечный выстрел к школе не подпускать! Хотя её дежурные уже сейчас не пускают.
   - Откуда ты знаешь? - растерянно спросила учительница.
   - Да она заходила на днях. Наташе ключи хотела передать, а её не пустили. Нельзя превращать её во "врага народа". Должен быть какой-то другой выход! - убеждённо заявил Михаил. - Вот мои родители, к примеру, предлагают всем, кто хочет об основном законе узнать больше, собираться у кого-нибудь на квартире. У нас, например. Моя мама дружит с сокурсницей Любовь Михайловны и через неё пригласит к нам в гости.
   - "И овцы целы, и волки сыты", говорите? - усмехаясь про себя, сказала Галина Николаевна. - Хорошо. Меня такой вариант вполне устраивает. Отложим опрос на будущее, а пока верните мне мои листочки. И Наташу позовите - она, наверное, в раздевалке свою подружку дожидается.
   Не прошло и минуты, как просьбы учителя были выполнены: листочки лежали аккуратной стопкой на столе, Наташа Ткачук стояла рядом.
   - Скажи мне, пожалуйста, - вкрадчиво обратилась к ней Галина Николаевна. - Как ты сама думаешь, зачем твоей маме всё это нужно? С какой целью она всю школу баламутит?
   - Да никого она не баламутит! - уверенно возразила девочка. - Просто мама по работе хорошо знает, что в армии люди гибнут, как мухи, только потому, что не знают общих для всех правил.
   - Вот так прямо и говорит: "как мухи" или это ты от себя добавила!? - недоверчиво переспросила Галина Николаевна.
   - А вы сами посудите. Приезжает, например, офицер с проверкой из штаба в часть, и вот начинает придираться. Транспарант, типа, криво висит на крыше. Тут же все забегают: кто лестницу несёт, кто молоток. Все стараются, как можно поскорее устранить. А боец, который за последнюю перекладину лестницы ухватился, уже вместе с ней на землю падает и разбивается, - с тяжёлым вздохом завершает историю девочка. - Погибает от несоблюдения личной осторожности. Вот мама и хочет научить нас бережному отношению друг к другу.
   - То есть, ты считаешь, что наше государство совсем о людях не заботится? - с нескрываемым недоумением спросила учительница.
   - Государство предоставляет социальные услуги, а обязанность заботиться о людях возложена на должностных лиц. Вот только не все они общие правила исполняют. Ну, вот, к примеру, - усевшись на стул за столом Марины Барменковой, продолжила, - один мальчик на летних каникулах решил помочь маме и попросился на работу. Мама подумала - подумала, да и согласилась. Тем более, что под их окнами строился дом по соседству. Мальчик написал заявление - просьбу об оказании содействия на реализацию своего права на труд, - глядя в потолок, Наташа выпалила зазубренное определение. - Его взяли разнорабочим: принести, отнести, сложить, убрать, подмести. Как несовершеннолетнего, на сокращенный рабочий день. Все очень довольны. Мальчик при деле, а мама наблюдает за сыном из окна. А потом прямо на её глазах сын гибнет. И никто в его смерти не виноват, кроме его самого. Его попросили помыть бетономешалку. Вместо того, чтобы отказаться, ссылаясь на то, что это в его обязанности не входит, он охотно согласился. Набрал воды в ведро и встал с ним на пробитый электрокабель - и человека не стало. Вот и получается, что цена его ошибки - жизнь.
   Потрясённые одноклассники застыли в оцепенении. Галина Николаевна не решилась нарушить напряжённую тишину, и Наташа уверенно продолжила:
   - Вот дорогу правильно переходить, чтобы не подвергать себя опасности, нас с детства учат. А как вести себя среди людей, чтобы мы берегли друг друга, а не убивали, никто не учит.
   - Ну, ты тоже скажешь! - запальчиво воскликнула отличница Ирина Пазина. - А как же ОБЖ!?
   - А ты открой этот учебник и посмотри ещё раз внимательнее на задачи этого предмета. Основы безопасности жизнедеятельности нас учат защищать себя от пожара, выживать при наводнении или других стихийных бедствиях. Нас учат защищать физическое тело человека. Но в этом предмете нет ни единого слова о защите человека, как физического лица, наделённого правом. Разве не так? Вот моя мама и отважилась. А её за это гнобят со всех сторон.
   - Это как? - недоверчиво спросила учительница.
   - Она своими знаниями очень многим досаждает. Но заклеймить мою маму сумасшедшей никак нельзя: она в Центре по защите государственной тайны работает. Она уже на работу по распределению приехала с допуском к ней по первой форме. А вот её репутацию основательно подорвать - можно. И оговорить, и оклеветать, и грязью её имя облить - тоже можно. Эта традиция с советских времён сохранилась, когда партия свою монополию на истину установила: чем безумнее ложь, тем скорее в неё верят. Как начальник скажет, так и правильно! То свет нам отключат, якобы, за неуплату. То телефон. Теперь вот вы со своим референдумом. Хорошо ещё, что расстрелять её не предлагаете! - горько усмехаясь, произнесла девочка. - Нам вообще как-то из милиции звонили. Типа, ты будешь в психиатрической больнице лечиться, а твоя мама - в тюрьме сидеть. Мама в это время на боевом дежурстве была, но запись разговора на автоответчике сохранилась. Как мама сказала: "Бог шельму метит". Она с неё копии сделала и во все места разослала - с тех пор нам больше никто по телефону не угрожал. Наверное, охоту отбила. И в школу она расшифровку на бумажном носителе отправляла, - обращаясь к учительнице, Наташа добавила. - Думаю, её можно найти в канцелярии. Это два года назад было. Звонили в четверг, 18 февраля, а в понедельник, 21 февраля, маму машина сбила...
   На глаза девочки навернулись слёзы. Закрыв лицо руками, она беззвучно заплакала.
   Растолкав одноклассников, к Наташе подбежала её соседка по парте. Крепко обняв плачущую подружку за плечи, Оля пояснила:
   - Представляете, у неё на глазах маму сбило, - торопливо принялась рассказывать. - Они на прививку к поликлинике уже подходили. Наташка сначала не поняла ничего: была мама рядом - и нет её! Она в это время на шум подъезжавшей сзади машины голову повернула. Машина проехала, а мамы нигде нет. Из поликлиники люди выбежали, помогли её найти ...
   Плачущая девочка замахала на неё рукой, отчаянно протестуя против продолжения обсуждения того случая.
   - Так это, может быть, случайно машина наехала, - осторожно предположила потрясённая рассказом учительница.
   - Тогда бы дело возбудили по факту наезда, расследовали бы и доказали, что случайно. А её маме отказали. Мол, дорожное происшествие не причинило вреда вашему здоровью. Типа, такое заключение было сделано судебно-медицинской лабораторией, которая уже расформирована. Прокурор так ответил.
   - Неужели так всё ужасно? - растерянно произнесла Галина Николаевна. - Ты прости меня, Наташа. Я не знала о таких подробностях.
   Встав из-за стола, учитель подошла к девочкам. Отстранив Олю, погладив рукой по голове Наташу, наклонилась к ней со словами:
   - Ну, что? Ты меня прощаешь? - протягивая к девочке правую руку со скрюченным мизинцем, предложила. - Мир?
   Подняв заплаканное лицо, смущенно улыбаясь, Наташа охотно ухватилась своим пальцем за мизинец учительницы.
   - Мирись! Мирись! И больше не дерись! - хором подхватили одноклассники.
   - Ну, вот и славненько! - потрепав по голове Наташу, учительница обратилась к классу. - А теперь всем по домам! Засиделись мы с вами сегодня.
   Глядя на довольно улыбающиеся лица учащихся, немного подумав, Галина Николаевна обратилась к одному из них.
   - Миша, как ты думаешь, твоя мама не будет возражать, если я тоже к вам в гости с классом приду? - подавив своё смущение, добавила. - Я тоже хочу быть вместе с вами.
   - Мне кажется, что мама будет вам очень рада, - широко улыбаясь, ответил Михаил.
   - И мы все - тоже! - хором ответили ученики.
  
Оценка: 7.76*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"