Русин Александр Олегович: другие произведения.

Такой вот футбол

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Системная проблема общества в форме футбола

  
  У нас снова футбольный инцидент. Снова потери на поле. И это снова неспортивные потери.
  
  Во время матча сборных России и Черногории (проходил в Черногории) местные болельщики бросили на поле файер и попали в Игоря Акинфеева. Игорь жив, но нельзя сказать, что здоров. Врачи сообщают, что травма легкая и скоро наш голкипер вернется на поле. Но ничего хорошего в произошедшем все равно нет.
  
  И дело не только в травме Акинфеева. Это не просто футбольный инцидент. Тем более, что после возобновления матча беспорядки продолжились и в другого нашего футболиста едва не попал нож. Матч пришлось остановить. Но дело не в матче. Это вообще намного больше, чем футбол.
  
  Это система.
  
  Это системная проблема не только современного футбола, но и всего современного общества. Просто в среде футбольных болельщиков проблема проявляется наиболее наглядно.
  
  Это проблема воспитания и культуры в молодежной среде.
  
  И еще это проблема национализма.
  
  Случившееся во время матча Россия-Черногория - это далеко не единичный случай. Подобные инциденты случаются с большой регулярностью. Сколько было разгромленных трибун, брошенных на поле файеров, попаданий файерами в футболистов, выбежавших на поле болельщиков, которые били игроков. Про огонь на трибунах и брошенные на поле бананы не приходится даже говорить - это элемент половины крупных встреч.
  
  А почему так происходит?
  
  Да потому, что такова культура в современной среде футбольных фанатов. И это в значительной степени националистическая культура.
  
  Но откуда возникает эта культура в молодежной среде?
  
  Фан-клубы всех крупных команд активно распространяют свою атрибутику. Клубы зарабатывают на этом. При этом атрибутика - своего рода знаки различия, суррогат униформы. Группы фанатов, одетые в идентичные майки, с идентичными шарфами, другими знаками отличия (нашивки, наклейки, татуировки и так далее) - это по существу локальные группы националистов.
  
  Фанатская атрибутика - это система различий "свой-чужой". Наши - не наши. Те, чья атрибутика совпадает - наши, чья отличается - не наши. Это и есть элемент национализама.
  
  Если можно так выразиться, это субнационализм, потому что противостояние возникает не только между фанатами национальных команд, но и между фанатами разных клубов внутри одной страны, порой даже внутри одного города (ярко выражено в Москве).
  
  Клубы поощряют это движение, им выгодно продать больше атрибутики, больше экипировки, им выгодно, чтобы фанаты были максимально захвачены идеей поддержки своей команды, чтобы это стало для них идеей-фикс. Чтобы фанаты покупали одну майку за другой, один шарфик за другим. Чтобы команда стала для них смыслом жизни. Чтобы они принесли в клуб побольше денег.
  
  И фанаты, для которых поддержка команды превращается в идею-фикс, не останавливаются на майках и шарфиках. Рано или поздно наступает такой момент, когда вся возможная атрибутика куплена, а душа просит чего-то еще. Надо как-то еще отличиться на поприще поддержки своего клуба. Более того - надо как-то выделиться, доказать, что ты поддерживаешь клуб активнее других. Как-то отличиться среди друзей.
  
  Внутри фан-клуба начинается процесс формирования лидеров, процесс самоутверждения участников тусовки. Наиболее горячим, претендующим на роль "первого парня в клубе" уже недостаточно майки и шарфика - это удел рядовых членов, пройденный этап - они хотят проявить себя настоящими лидерами, бойцами.
  
  Когда ничинается процесс самоутверждения - сам клуб и футбол быстро отходят на второй план.
  
  Возникает цель утвердиться, продемонстрировать всем свою крузизну. И уже неважно, поможет это клубу или повредит, спортивно это или неспортивно - на первый план выходят собственные абмиции, желание почувоствовать себя номером один. А как это сделать? Правильно - зажечь. Как в древности - у кого факел в руке, тот и вожак.
  
  Еще один хороший способ - бросить что-нибудь в игроков. Как делали обезьяны, сидя на деревьях. Бросить что-то в противника внизу, который не сможет ответить.
  
  Так в среде футбольных фанатов просыпаются самые дикие и низменные шаблоны поведения, шаблоны поведения первобытного общества - взять факел, взять нож, бросить что-нибудь в противника сверху вниз.
  
  И все это привлекает в среду футбольных фанатов тех, кому близки идеи национализма. Потому что в среде фанатов можно стать настоящим, практическим националистом. Не сидеть дома и читать скучную литературу, не ходить на редкие унылые митинги, где никак нельзя себя проявить, а пойти на матч и показать всем, что ты не просто "наш", а самый крутой "наш".
  
  Эта проблема возникает оттого, что государство и общество не создают для молодежи таких возможностей, чтобы энергия и желание проявить себя находили конструктивное, мирное воплощение. Нет доступных и популярных среди молодежи авиа и мотоклубов, парашютных и других секций. Они где-то есть, но далеко, дорого и все это не в моде. Не в тренде. В тренде - футбол. В тренде - сбиться в толпу с шарфиками и файерами, в тренде - вызывающее поведение.
  
  Молодежь идет на футбол не для того, чтобы отдохнуть после работы и посмотреть интересную игру. Многие фанаты вообще не имеют работы, они идут на матч полные сил и желания проявить себя.
  
  Фанаты идут на футбол не смотреть игру, а показывать себя.
  
  Клубы привлекают к себе националистов и формируют в среде фанатов новых националистов из тех, кто ими не являлся ранее.
  
  Молодежь лишена конструктивных точек приложения сил, которые были бы востребованы, доступны и популярны.
  
  Такое впечатление, что государство просто забыло про молодежь. И не только российское, но государство вообще. Молодежь становится не нужна, но при этом она есть и она находит себе те занятия, те точки приложения сил, которые проще всего найти. А самые простые и доступные - самые первобытные точки приложения сил - факелы и ножи.
  
  А теперь почему победил майдан:
  
  Потому что украинской молодежи сказали, что она нужна государству и обществу. А молодежь так обрадовалась этому, что она наконец-то хоть кому-то стала нужна, что бросилась в бой, даже не подумав, а за что позвали сражаться и с кем.
  
  Молодежь так устала от невостребованности, так устала тупо бессмысленно втыкать в порнуху и всякое мыло, что ухватилась за первую же возможность сделать что-то значимое, как-то изменить мир.
  
  Молодежь всегда хочет изменить мир. Так было и так будет во все времена. А в лучшую или худшую сторону - это зависит от тех, кто ее воспитал, кто ее направил, кто и какое оружие дал.
  
  Если молодежи не дать в руки штурвал, парашют, парус, книгу, компас, палатку, секундомер - тогда молодежь находит самое простое и доступное, что может найти - шарфики, файеры и ножи.
  
  А кто-то потом удивляется, как можно было жечь беркут, как можно было жечь людей 2 мая в Одессе. Да легко! Точно так же, как можно бросить файер в Акинфеева - в игрока, который вообще ничего плохого не сделал, который вышел на поле чтобы порадовать трибуны красивой игрой.
  
  Если можно бросать файеры в футболистов, которые вышли на игру, то можно бросать и бутылки с бензином в людей, которые стоят напротив, с другими флагами и другой атрибутикой, потому что они - чужие, даже несмотря на то, что они граждане твоей страны.
  
  В среде фанатов формируется культура субнационализма, когда чужими могут стать даже соотечественники, жители одного города, соседи, просто потому, что у них в руках другие флаги, а на рукавах другие повязки.
  
  Это страшнее обычного национализма - это субнационализм.
  
  И он особенно страшен, когда у молодежи отсутствуют цели в жизни, потому что такая молодежь готова принять любую цель.
  
  И футбольные ультрас, которые устраивали погромы в Харькове и Одессе, которые жгли беркут на майдане - это не украинский эксклюзив. Точно такие же ультрас есть в Хорватии, Черногории, Польше - много, где.
  
  И точно такие же есть в России.
  
  Вы боитесь либералов Навального? Боитесь, что они выйдут и устроят майдан?
  
  Глупости!
  
  Бояться надо футбольных фанатов. На стадионах собирается по 50 000 болельщиков и если хотя бы 1% из них составляют ультрас, субнационалисты-отморозки - это около 500 человек. Целый батальон.
  
  В одной только Москве можно собрать несколько батальонов ультрас. А по всей России - несколько бригад. Тысяч десять молодых и здоровых отморозков, готовых на все чтобы проявить себя, даже если для этого нужно кого-то сжечь. Чтобы изменить мир, неважно как, главное изменить.
  
  Их надо бояться.
  
  И еще бояться надо тех, кто владеет этими клубами - тех, кто в любой момент может собрать и вооружить десять тысяч боевиков и дать им команду "фас".
  
  Такие вот околоспортивные игры.
  
  Такой вот футбол.
  
  
  28.03.2015
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"