Русова Марина : другие произведения.

Литобзор к коллективному сборнику 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 [] Живая нить

(Коллективный сборник - 4 под редакцией Козлова И.В.)




Я назвала это литобзором, хотя скорее это - отдельные читательские рецензии на стихи мне понравившиеся. Кому-то это покажется архаичным, кому-то смешным, кому-то дельным. Это не критический литобзор, требующий от автора профессиональных навыков. Личные впечатления продвинутого читателя. Как я уже писала: иногда поэзия выходит за рамки сказанного, и всё написанное кажется ограниченным и недостаточно глубоким, потому что описать словами образные категории тяжело. Но я попыталась сделать это и вам судить насколько хорошо или плохо. Здесь не все стихи, хотя есть много сильных текстов, заслуживающих внимания, но для себя я отметила несколько. Это шорт-лист. Ссылка на полный сборник располагается выше. Если авторы будут несогласны с моей оценкой, пожалуйста, дайте знать.

Качур Виктория Исааковна

Книга Талиесина

я был травой на пойменном лугу,
тянулся вверх, был сочным и шумливым,
привык к ветрам и к засухам, и к ливням,
уснул на зиму долгую в снегу.
я снегом был, я спал и видел сны
о тёплом ветре, о потоке талом,
лежал тяжёлым белым одеялом
и на земле, и на ветвях сосны.
я был сосной на ветреном юру,
был всех вокруг стройней и непокорней,
моя кора и ветви, ствол и корни
пошли на пищу жадному костру.
я был костром, был рыж, как лисий хвост,
был ненасытным, яростным и быстрым,
ночной порой моим горячим искрам
был путь открыт на небо - выше звёзд.
я был звездой, я грезил наяву,
смотрел с небес без радости и гнева
на сон земли от жатвы до посева,
потом упал в высокую траву.
я был травой...

Из трёх стихотворений поэта я остановилась на этом, хотя с книгой Талиесина знакома больше по музыке Deep Purple, а не по первоисточнику. Поэтому мне сложно ориентироваться, оно нравится по своему построению, по затаённым смыслам, по степени перерождения, это- стихотворение - сон, и пробуждение ото сна. Оно красиво образами-живая друидская душа Талиесина. То время-было временем переходным, эпоха кельтов с легендами, навсегда уходила в забвение. Он был последним представителем этой культуры, последним кельтским Бардом.

я был звездой, я грезил наяву,
смотрел с небес без радости и гнева
на сон земли от жатвы до посева,
потом упал в высокую траву.
я был травой...

Глубокое стихотворение, гармоничное. Оно красиво в своём воплощении, это- путь к себе, нам же- постоять рядом, послушать шелест травы, уловить запах костра, оглянуться на звёздное небо. 'Глядишься в зеркало природы, В ее лице свое узнав.'..


 []

Кирьякова Инна

Перед рассветом

Воздух рассветный прозрачней подземной воды.
Шаг, самый тихий, - а отзвук всё слышен и слышен.
Кто-то по саду прошёл и оставил следы
В свете, слетевшем от ветра с черёмух и вишен.

Горы в тумане... Не здесь, - это ветер позвал -
Веткою стукнул и петли калитки потрогал.
И облака, уходя за земной перевал,
Тают, как снег, на высоких воздушных дорогах.

Этот стих оставляет следы в душе, лёгкие, еле видимые, сам он лёгок, сплетённый из тонкого кружева строк, тающий в конце как этот снег. Инна-мастер таких кружевных, лёгких стихов, здесь игра слов, и снова тема деревьев, пронизанная тонкой печалью. У нас выпал снег, смёл все цветы с яблонь и вишни, и возникло такое же щемящее чувство утраты о несбывшемся урожае, или об умершей красоте. Почему-то это чувство преобладает, хотя образ зримый- и ветер, безжалостный к деревьям, и облака, уходящие за горизонт, но именно черёмухи и вишни в саду выступают особенно чётко. Зрелая поэзия, тонкие нюансы, владение словом.

 []

Рышкова Елена

И ходил за мной Авраам с ножом

И ходил за мной Авраам с ножом,
шепелявя: "прости меня,
все под Богом мы сорняк-сорняком,
только дунь и покинем дом.
Он так верит, что мы - это прах земной,
лишь подобие, не зерно,
разве можно спорить, когда Он мой
и Отец, и Дитя - одно".
А с ножа всё текла и густела кровь,
омывая траву в росе,
где-то там Всевидящий гатил топь,
чтоб опять ступать по воде
и показывать раны, как модный блог
недоверчивым блогарям,
где-то там притихший от горя Бог
зрил, как шел убивать Авраам.

У поэта-очень сильный цикл о войне, я же выделила среднее-об Аврааме. Я не могу охватить всю глубину переживаний, всё страшно и то, и это, и Авраам, идущий убивать своего сына-глобальное горе, человек, рассуждающий о Б-жьей любви, способный на убийство самого близкого ему человека, безгранично ему доверяющего. В библейском понимании поступок Авраама оправдан, Б-г останавливает его руку и благословляет, поскольку Авраам доказывает свою веру. С точки зрения Исаака - Авраам-убийца. Тема очень сложная и неоднозначная, ведь тут религиозная подоплека и мнения абсолютно разные. У людей глубоко верующих, разных религий, и у поэта, который отстаивает свою точку зрения, проецируя библейские события на нынешнее время. Миру нужно доказывать и в будущем распятьями, стигматами жестокость человеческую, и страдает ли Б-г видя всё это? Мне кажется, смысл именно в этом. Может быть, я беру на себя слишком много, пытаясь осмыслить это произведение, но оно глубоко ранит моё материнское сердце, а ваше?

*Точка зрения Елены Рышковой здесь

 []

Шищенко Евгений Владимирович

Безумный дворник

- На остановке за углом
Метлою, будто бы веслом,
Листву метет безумный дворник.

Затеяв дерзкую игру,
Танцуют листья на ветру -
И замкнут в вихрь безумный дворник.

Их тихий шелест, словно смех, -
- Резвиться, прыгать без помех -
- Смотри, смотри, безумный дворник! -

Им слишком просто, - ускользнуть
И нагло по лицу мазнуть -
Ведь слеп и глух безумный дворник...

- Пульсирует прозрачный рой,
Из мертвых собран - он живой!
Бессилен здесь безумный дворник.

Вот-вот быстрее диких пчёл
Сожмется он - и, обречён,
Споткнется вдруг безумный дворник.

А разлетевшись, лишь дымок
Оставит лиственный комок -
- Растерзан в пыль безумный дворник.

Чуть задержавшись, улетит
Листок последний. Позабыт
Кошмарный сон, безумный дворник.

- Но нет... Всё так же, как всегда:
Шальная рыжая орда
Тебя кружит, безумный дворник.

Пусть холоден осенний лёд
Небес. - Он грезит, он плывёт
Сквозь пустоту, безумный дворник...

...Песка полоска, и над ней
Парит мозаика камней,
И океан, безумный дворник,

Тебя качает вверх и вниз
В алмазных волнах, - обернись!
Они твои, безумный дворник!
Они твои, безумный дворник.

Лексическая эпифора усиливает ощущение и распада человека, и его воскрешения. Волны океана держат его там, где шальная рыжая листва не в состоянии достать и закружить безумного дворника. Это его новая эмпатия, кораблик, который несёт его по волнам. Мечта или явь, но трансформация в мир желанный, когда, обернувшись, видишь ширь океана, а не серость асфальта с вихрем листвы над ним. Почему безумный дворник задел меня? Может быть, я вижу эту картину: этого мечущегося, не видящего, не слышащего человека. И эту листву, кружащуюся вокруг него, конца и края которой нет. Как нет конца океану eго мечты.

 []

Бахтеев Артём Русланович

Конец

Вытекаю из мира через великий аттрактор
Время - остановившийся аттракцион
Поросший мхом в заброшенном детском парке
Всё вокруг - комедия абсурда.
Комната страха,
Нам никогда не выбраться отсюда
Это не мы в ней, это она в нас
Заполняет собой и душу и разум
Смерть или жизнь - не важно,
Ведь всё, везде и сразу происходит
Любое событие - это сон
Выхожу из окна - падаю в невесомость
Колесо сансары даёт оборот
И я сам в себе пилот космолёта
От запоя к запою совершает прыжок
Мой тысячелетний сокол
И в тысячный раз разобран
Мой внутренний мир
Написанный кем-то простой алгоритм
Зацикленный на выполнение одних и тех же команд
И так несколько жизней подряд,
Вселенная сжимается и разжимается как пятерня -
В ней сто рублей на подарок
Кому-то, чьё имя стёрлось из памяти
Выцвели фотографии - я на каждой из них один
Ворочаюсь в воспоминаниях - липких и противных
Я - заводная игрушка, и кто меня запустил?
В пустом магазине стучу по кафелю ножками
Обречённый на вечное одиночество
Потерянный как брошка
В густых лесах
Устремлённый в тёмноё никуда -
Обращён всегда назад
Бесчисленное количество раз
Переживаю каждое касание,
Каждое движение руки
Мы друг друга никогда не узнаем,
Ведь мы никогда не будем другими
У каждого свой космолёт, у каждого свой магазин
Мы умираем и рождаемся, видим одинаковые сны
Вселенная - как сердце, у неё свой ритм
И мы будем здесь вечно людьми
Будем здесь вечно одни
Будни идут друг за другом -
Мы идём следом за ними
Конец никогда не наступит
И мы никогда не станем другими
Конец никогда не наступит
Минута идёт за минутой.
Жизнь это пыль на окне,
Я через него во двор смотрю, и
Там во дворе
Маленький я делает первый шаг
Конец никогда не наступит
Часы никуда не спешат

Картины, написанные в духе сюрреализма, где как у Дали время застывает, колесо сансары делает свой оборот, и герой прошедший не один жизненный цикл, попадает в эпоху временных коллизий, когда время останавливается. Можно считать это психоделической поэзией? У Кастанеды дон Хуан просит Клауса почитать ему стихи, чтобы подвести итог чувству тоски. Тот читает ему психоделические стихи. И здесь весь стих пронизан печалью, она припорошила его как пыль на окне. Жизнь - это сама печаль, когда 'я - заводная игрушка, и кто меня запустил?' или 'мой внутренний мир- написанный кем-то простой алгоритм'. Что же так привлекает в этой поэзии? Её открытость, откровенность, зримость образов, не завуалированность, но прямота. Речь не о наркотиках-подпитке, как в психоделике, но о депрессии героя-пленника этого временного каземата. Он ждёт конца, возможно, перерождения, но всякий раз видит себя маленьким. Он делает первый шаг. И конец этому не наступит никогда. Мне нравятся эти стихи своей художественностью, музыкальностью, речитативностью, они оставляют чувство не просто тоски, но сострадательный след в душе.

 []

Соловьёва Виктория

Бутон на ладони

В рассказы ночных теней пробирается тихий шепот
зинь-марь... словно долгий морок. Летят ледяные осы.
И бьются о стёкла тьмы.
Она прижимается так, что в небе находишь звёзды -
зелёные изумруды, прозрачные хрустали.
Она произносит имя, и к чёрту летят миры,
и жарко вдвоём, несносно.

Босая идёт к балкону, не трогая струн паркета,
не в лунную пыль одета, сама будто лунный свет.
Волнуется дальний космос, звенят вековые сосны
и кружатся мотыльки.

Безжалостно будит утром - под мышку легко ныряет.
Он чувствует - тонет, тает... Целует её плечо,
её голубую шею, прилипшую к телу прядку...
- Забудь, не ходи сегодня, - зашепчет вдруг горячо.
В глазах полыхнёт азарт. "А...
Ты слышал, как бродит март?"
Затем повисает камнем, как будто бы ось земная.
И шепчет на ухо: "К ночи, достань мне тюльпанов гроздь"

Ведёт колонковой кистью -
рисуется белый стих.
Вода - голубой эфир.
И пишет, и пишет снова... творит, не ломая мир.
Поэзию не потрогать, вдохнуть и в мир отпустить.
Из лёгких её дыханий прядётся живая нить.

- А вот и твои тюльпаны -
он розовым нежным шлейфом окутывает её.

Заметно, как в тонкой вазе тайком прорастают марты.
Бутон наклонился низко и свет с ладони клюёт.

Здесь всё хаотично, нет симметрии, но именно это погружает нас в мир поэтической безупречности, хрупкости конструкции, которая замирает на полуфразe, а над ней уже установлена другая совершенная линия, и ещё одна, и всё это держится в равновесии, и только пребывает, чтобы создать полный образ, эстетически выверенного, пронизанного светом стихотворения: 'Поэзию не потрогать, вдохнуть и в мир отпустить. Из лёгких её дыханий прядётся живая нить.' Этот стих- и есть та самая, живая нить, и если эти двое говорят друг с другом, то их голоса не стихнут, будут звучать среди ночных теней, в мягком пробуждении света. Замечательная, как мне показалось, композиция, и, хотя я редко делю поэзию на мужскую и женскую, но эту хочется обозначить безграничным трепетом именно женского начала. Так мягко с хрустальной тонкостью сказать о главном, со всей нежностью, позитивом, внутренним светом.

 []

Натафей

Глоток небытия

Вот тебе кубок, девочка. Не робей.
Выпьешь - всё отпечалится, отболит.
Это лекарство сразу от всех скорбей,
Непониманий, горестей и обид.

Чуть пригуби, почувствуй вкус неземной,
И о земном забудешь ты навсегда.
Что в твоём кубке милая? Не вино,
И не стигийских сонных болот вода.

Пей! И познаешь радость небытия,
Ту, что отрадней бледных земных отрад...
Пей, как когда-то выпила кубок я
Много забытых жизней тому назад.

Резкий текст, рвущий, запоминающийся, в его смысле угадывается мистическая трагедия, и ощущение этой трагедии, откликается во мне романом Лизы Джейн Смит, сюжет, сам по себе похож. Что таит в себе эликсир? Что наколдует тебе колдунья? Молодость, забвение?

'Пей! И познаешь радость небытия,
Ту, что отрадней бледных земных отрад'..

И может быть то, иллюзорное, предречённое ею, живее реального? Поэт говорит о прошедшем, предрекая рождение нового. Но что время? Как можно бороться с ним? Как преодолеть себя? Текст держит в напряжении, удивительные образы, да и сам монолог завораживает. Будто кто-то смотрит тебе в глаза.


*Точка зрения Натафей здесь

 []

Козлов Игорь Владимирович

***

Сосны вместе
Тянутся к небу
И теряют
Нижние ветви.
Их останки,
Будто ступени
Лестниц.

Надоели
Эти ступени
Мне. Зачем я
Вижу их снова
На краю
Заснеженном леса,
Возле поля?

Ведь атака
Замкнута в сердце
На себя
Ужасно и гнусно
И таранит
Поле форштевнем
Лес, и я
Тону в его трюме.

И "вперёд"
Хоть сколько ори ты,
Ведь ни капли
Крови из раны
И дорога,
Чёрная в белом,
Полосою
Взлётной не станет.

Но собака
Смотрит огнями
И колдунью
Смущает что-то,
И внезапно
Волнует тайна
Почти
Мёртвых.

И снова мотив деревьев. Нижние ветви изломаны. Метафорически спотыкаясь о них, герой лишён возможности самореализации, сосны крепко держатся корнями за землю, так мне видится. Они-воплощение суши, но поэт же оказывается на корабле в трюме волею обстоятельств. Что же волнует его или кто? Почему колдунья снова обретает мистическое значение, и тайна, как мне кажется, самого героя, волнует почти Мёртвых? Много вопросов на которые может дать ответы только человек посвящённый. И здесь я уже не занимаюсь разбором полётов, я угадываю значение, волнующее, трагичное за игрой слов, за меняющимся смыслом, когда ты прочитываешь стихотворение от начала до конца, снизу доверху, от точки до точки. Каждая строка-отдельный образ, каждое предложение определённый маленький поэтический рассказ. Этот текст удивительным образом созвучен с предыдущими, тема деревьев, как будто над ними занесли бензопилу времени, но они тянутся к небу, и их изломанные вершины перечёркивают пространство звёздного неба.

Спасибо всем авторам, стихи хорошие, почитать в удовольствие. Надеюсь следующие литобзоры не обойдут вас своим вниманием. Всем успехов! С уважением, Марина Русова


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"