Руссин Павел : другие произведения.

Долгая помолвка с кинематографом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья про французского режиссера Жана-Пьера Жене. Опубликована в журнале "Техно Бизнес Маркет".

  Буквально через несколько дней, а именно 11 ноября, замечательному французскому режиссеру Жану-Пьеру Жене исполнится 50 лет. Больше половины своей жизни он снимает кино. При этом на его счету всего пять полнометражных картин, две из которых он сделал в соавторстве с Марком Каро. И тем не менее практически все они признаны шедеврами мирового кинематографа и осыпаны множеством наград. И вот недавно вышел очередной его фильм, название которого как нельзя точно описывает творческий путь режиссера. Это - "Долгая помолвка"...
  
  Когда-то в детстве Жан-Пьер очень интересовался комиксами. Чуть позже он увлекся анимацией. Когда ему было 19 лет, на фестивале анимационных фильмов он познакомился со столь же юным Марком Каро. Два года друзья копили деньги, после чего организовали свою маленькую студию и начали снимать кино. Вначале это были кукольные короткометражки, в которых авторы делали все сами - от создания кукол до окончательного монтажа. В нескольких интервью Жене даже признавался, что наибольшее влияние на него оказала советская мультипликация, в особенности Юрий Норштейн. Потом короткометражки стали игровыми, наиболее известная из них - "Бункер последнего выстрела" ("Le Bunker de la derniere refale", 1981). До первой полнометражной ленты, принесшей режиссерам мировую известность, было еще 10 лет, однако мрачноватая эстетика, свойственная их фильмам, уже вполне проглядывалась в этом 26-минутном творении. И вот в 1991 г. дуэт разрождается великолепной фантасмагоричной чернушкой "Деликатесы" ("Delicatessen"). Диковатая история про дом, жильцы которого являются для домовладельца-мясника и клиентами и производственным сырьем, происходит в некоем удаленном антиутопичном будущем. Фильм получился настолько разнообразным (где-то сюрреалистичным и местами гомерически смешным, а местами даже романтичным), что шокированные французские киноакадемики безропотно присудили ему аж 4 "Сезара": за лучший сценарий, лучшую работу художника, лучший монтаж и лучший дебют. (Справедливости ради надо сказать, что "Сезары" друзья уже получали ранее за свои короткометражные работы.) Вдохновленные успехом, Жене и Каро в 1995 г. снимают новую фантасмагорию - "Город потерянных детей" ("La Cite des enfants perdues").
  Снятый за гораздо большие деньги этот фильм, впервые представленный на Каннском фестивале, однако не имел того же успеха, что предыдущий. Возможно, потому что он был гораздо более мрачным как по духу, так и по видеоряду. А может быть, дело в слишком сюрреалистичном антураже. Скорее всего, зрители тогда не поняли эстетику этакой ретрофантастики, которая весьма популярна ныне. Короче, причину неуспеха этого все же весьма впечатляющего проекта назвать трудно, но факт остается фактом - просуществовав 20 лет, дуэт распался. Марк Каро собирался продолжать снимать авторское кино, но пока замечен только на вторых ролях в нескольких проектах, наиболее заметным из которых стал "Видок", снятый Питофом, работавшим и над "Городом потерянных детей", где он был соавтором сценария и создателем спецэффектов (что, кстати, для искушенного киномана весьма заметно).
  А Жан-Пьер Жене отправился, как и многие режиссеры авторского европейского кино (Кустурица и Аменобар, например), открывать Америку. Его сотрудничество с Голливудом началось весьма неожиданно. На благодатной почве кинокомпании "XX Century Fox" вместо ожидаемых от него нетрадиционных фильмов он выращивает "монстра", по имени "Чужой 4: Воскрешение" ("Alien: Resurrection", 1998). Однако стоит признать, что четвертый "Чужой" тоже довольно нетрадиционен и сильно отличается от предыдущих серий. Во-первых, Жене протащил в него своих любимых актеров, в частности Доминика Пинона, игравшего в "Деликатесах", и Рона Перлмана, снявшегося в главной роли в "Городе потерянных детей". Во-вторых, эстетика фильма вполне в духе предыдущих работ режиссера: и преобладающая зеленоватая гамма, и техногенные интерьеры. При этом Жене удалось вписаться и в традиции сериала про инопланетных монстров. Благодаря этой картине режиссер стал известен не только ценителям и не только в Европе. Самое время начинать делать кино всей своей жизни.
  В одном из интервью Жене признавался, что более 20 лет собирал истории, положенные в основу сценария "Амели" ("Le Fabuleux destin d'Amelie Poulain", 2001). Фильм действительно стал лебединой песней режиссера. История доброй, но слегка сумасшедшей официантки с Монмартра полностью соответствует пропагандируемой автором на протяжении практически всего творческого пути идее, о том что "нормальных людей нет". Действительно, самый здравомыслящий персонаж - зеленщик - одновременно является самым малосимпатичным. Но даже в рамках этой идеи (преподанной, надо сказать, очень ненавязчиво) "Амели" стала бомбой. Настолько доброго и стильного кино мир еще не видел. Исполнительница главной роли Одри Тоту стала вмиг мировой звездой. Ее предыдущие роли были лишь эпизодическими, а последующие, уже после того, как она стала нарасхват, на фоне мадмуазель Пулен смотрелись настолько блекло, что казалось, Тоту навсегда останется заложницей образа. Слава Богу, этого не произошло, и опять-таки благодаря Жене, но об этом позже.
  Возвращаясь к "Амели", необходимо отметить, что она собрала всевозможный урожай наград, за исключением, быть может, только "Оскара", да и черт-то с ним. Кроме того, фильм породил множество если не прямых подражаний, то весьма близких по духу картин. Среди них можно вспомнить немецкие "Тариф на лунный свет" и "Гудбай, Ленин" (в последнем, кстати, звучит музыка Яна Тирссена, автора музыки к "Амели"), французские "Грегуар Мулен против человечества" и "Счастливое стечение обстоятельств" (по недоразумению названный нашими дистрибьюторами "Амели-2"). В принципе англо-американские "Дневники Бриджет Джонс" - тоже из этой серии. Имя Жана-Пьера Жене загремело по всему миру, и все любители кино замерли в ожидании, какой же еще сюрприз преподнесет нам маэстро.
  Сюрприза пришлось ждать почти 4 года. Вообще для Жене это нормальный срок. В 2004 г. на большой экран вышла "Долгая помолвка" ("A very long engagement"). В 2005 г. она появилась на VHS и DVD (дистрибьютор - "Премьер Видео Фильм"). Англоязычное название фильма указывает на то, что снят он под эгидой американской кинокомпании Warner Brothers. И здесь не обошлось без скандала. Дело в том, что права на экранизацию одноименного романа Себастьяна Жапризо принадлежат американцам. Жене мечтал снять этот фильм более 10 лет. К тому же у него уже был опыт сотрудничества с Голливудом. Но американский бюджет (между прочим, самый крупный для французского кинематографа - более 45 млн евро) лишил картину статуса французского национального фильма, что не дало бы ему возможности бороться за "Сезар". Но ради "Долгой помолвки" киноакадемики поменяли регламент вручения премии. Так что свои 5 "Сезаров" фильм получил (лучшая женская роль второго плана, лучший мужской дебют, лучшие костюмы, лучшая операторская работа и лучшие декорации).
  Все же давайте о самом фильме, а не об интригах вокруг него. Девушка Матильда (Одри Тоту) из небольшого приморского поселка была влюблена в паренька Манека. Но Первая мировая война отобрала у нее жениха. Матильда не хочет верить в его гибель, хотя все документы и свидетельства очевидцев говорят обратное. Спустя 3 года после якобы смерти Манека она предпринимает собственное расследование. Ее настойчивость, интуиция и любовь сделают невозможное. Это всего лишь сюжет вкратце. На самом же деле, фильм весьма многоплановый. Здесь показаны и ужасы войны, очень грязной и жестокой, и великолепные французские пейзажи, и прекрасная реконструкция Парижа 20-х годов прошлого века. Утонченный стиль Жана-Пьера Жене налицо. "Картинка" весьма живописна, компьютерная графика не нарочита, ракурсы камеры сколь нетрадиционны, столь и зрелищны. Отдельно стоит сказать об актерских работах.
  Как уже говорилось выше, Одри Тоту сильно рисковала не создать на экране образа сильнее, чем Амели Пулен. Но в роли Матильды она если не превзошла это достижение, то вплотную к нему приблизилась. В чем-то образ Матильды перекликается с Амели. В ней тоже присутствует легкая сумасшедшинка, она тоже готова на все ради любви. Но она девушка совсем другой эпохи, жизнь ее подчинена другим целям, ее окружают совсем другие люди и вещи. Под чутким руководством режиссера Тоту удалось вырваться из череды неярких ролей и вновь создать на экране нечто впечатляющее. Не менее продуманы и характерны и остальные персонажи. Зритель увидит множество знакомых ему актеров. Достаточно хотя бы упомянуть далеко не главную, но запоминающуюся роль Джоди Фостер, а также любимого актера Жене Доминика Пинона, снимашегося во всех фильмах мастера.
  Жене все время в поиске. Он - великий экспериментатор, который не хочет вырабатывать одну найденную жилу, а ищет новые темы и находит новые средства их выражения. Вполне возможно, что скоро мы увидим его в какой-то новой ипостаси, ведь он как-то обмолвился, что сотрудничество с Марком Каро не закончено, и ему очень интересно попробовать себя в продюсерстве. А пока ни один его фильм не похож на другие, однако стиль автора всегда налицо. Дело даже не в цветовой гамме, ракурсах камеры или подборе актеров. Просто есть что-то в его картинах, действующее на подсознание, что заставляет выдохнуть с восхищением: "Жене!.."
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"